Керамическая флористика для начинающих: практические советы и рекомендации. Неувядающие цветы: керамическая флористика в интерьере

Эти цветы настолько реалистичные, что впервые увидев их, сразу хочется потрогать, чтобы проверить: действительно ли они ненастоящие? Керамическая флористика - это искусство лепки цветочных композиций из специальной полимерной глины или холодного фарфора - вручную, лепесток за лепестком. Такие цветы способны стать украшением любого интерьера, они будут неустанно радовать глаз и не доставят хлопот по уходу. Кроме того, это могут быть совершенно любые цветы, например, редкие тропические или полевые, которые вряд ли можно купить в цветочном магазине.

Сегодня керамическая флористика становится все более популярной во всем мире: из этих цветов создают не только неувядающие интерьерные композиции, но и различные украшения, бижутерию, скульптурную миниатюру. Многие осваивают это искусство самостоятельно или с помощью мастер-классов или курсов по керамической флористике. Чтобы научиться этому мастерству, важно не только уметь обращаться с глиной и инструментами для лепки, но и учитывать принципы флористического дизайна, скульптуры и живописи.


С чего начать, если вы решили заняться керамической флористикой?

Прежде всего, с выбора материала для лепки. Дело в том, что полимерная глина для создания цветовимеет много разновидностей, которые отличаются пластичностью, мягкостью, скоростью и способом высыхания. В керамической флористике обычно используется самозатвердевающая полимерная глина, которая не требует тепловой обработки. Готовое изделие высыхает на воздухе в течение суток. Самые известные производители и марки самозатвердевающей полимерной глины: CLAYCRAFT by DECO©, Fleur, Modern Clay, Modena soft, Hearty, Thai clay и другие. Приобрести различные виды полимерной глины можно в специализированных магазинах для творчества.


Массу для лепки цветов можно не только купить в магазине, но и приготовить самостоятельно в домашних условиях. Такая глина имеет все свойства покупной и носит название холодный фарфор : он представляет собой пластичную массу, приготовленную на основе крахмала, клея ПВА, глицерина и других ингредиентов; как и полимерная глина, он затвердевает на воздухе, не требуя обжига. В интернете существует много различных рецептов по приготовлению холодного фарфора в домашних условиях. Поэтому выбирать подходящий рецепт придется опытным путем. Можем лишь показать вам несколько простых мастер-классов для начинающих.

Для занятия керамической флористикой вам понадобится не только материал для лепки (полимерная глина или холодный фарфор), но и различные инструменты и приспособления.

Клей. Каждый лепесток у цветка, тычинки и листья приклеиваются к стеблю с помощью клея. Для этого, как правило, используется обычный клей ПВА или латексный клей. Если детали цветка уже подсохли, то можно воспользоваться суперклеем.

Краски. Для придания цветам необходимого оттенка вам понадобятся масляные или акриловые краски: их можно добавлять в глину непосредственно при лепке или окрашивать уже высохшее и готовое изделие. Для того, чтобы тонировать лепестки и создавать плавные переходы оттенков, можно воспользоваться сухими пастельными мелками.

Проволока. Основой большинства цветов из полимерной глины является проволочный каркас. Толщина проволки зависит от размера цветка.

Тейп-лента. Это прочная эластичная лента с клеящим эффектом, которая помогает соединять детали цветка на проволоке. Она может быть разных оттенков. Приобрести тейп-ленту можно в любом цветочном магазине, поскольку она используется для формирования букетов.


Стеки. Стек – основной инструмент для формирования цветов . Стеки бывают различной формы или размера, пластиковыми или металлическими. У каждого стека имеется свое предназначение: например, заостренным с теком удобно прокатывать края лепестков, чтобы они были тоньше, а стеком с круглым наконечником - загибать их, делать объемными.



Молды и вайнеры. Это специальные текстуры для придания фактурных прожилок на лепестках и листьях. Они могут быть твердые пластиковые или мягкие силиконовые. Молды и вайнеры также можно сделать самостоятельно, используя настоящие лепестки и листья .





Каттеры. Это трафареты из металла или пластика для наиболее удобного вырезания заготовок – лепестков или листьев из полимерной глины.




Техника лепки цветов зависит от типа и марки глины, а также от вида цветка, который вы лепите. Процесс создания керамических цветов требуют довольно много времени и усидчивости. Зато результат того стоит, несомненно! Ведь такие композиции из неувядающих цветов станут прекрасным украшением любого интерьера.





Фотографии: dkdesignshawaii.com, livemaster.ru, alibaba.com, shtuki.pro, ladyzest.com, bakerskraft.com

Из этого мастер-класса вы узнаете как сделать цветок розы из полимерной глины.

Для создания розы нам понадобятся следующие инструменты:

  • полимерная глина,
  • латексный клей,
  • круглогубцы,
  • основной стек,
  • маникюрные ножницы,
  • стек с большими шариками и с маленькими шариками,
  • молд фактуры листа розы,
  • молд фактуры лепестка розы,
  • основа для розы,
  • проволока 24,
  • масленные краски
  • разбавитель.

Для начала мы приступим к созданию бутона розы, для этого мы возьмем полимерную глину и смешаем ее с масленой желтой краской. Доводим глину до однородной массы. Для первых листочков нужно не много глины, очень важно закрыть верхушку розы, как обычно мы начнем с раскатывания глины в капельку и при помощи основного стека раскатываем лепесток, не переживайте, если первый лепестки будут не очень ровные, они в конечном итоге будут практически не видны. Следите за тем чтобы лепесточки были тонкие.

Теперь по периметру лепестка намазываем латексный клей и не много на серединку. Листок располагаем чуть выше основания и заворачиваем его конусом.

Внутренние лепестки могут быть короче, чем основание. Верх лепестка чуть шире, чем его низ и когда раскатали лепесток, при помощи стека раскатаем его края, переворачиваем и наносим на боковые части и основание лепестка. Лепесток прикладываем на миллиметр выше, чем серединочка бутона и закрываем его сверху вниз. Старайтесь чтобы каждый следующий лепесток был правильной формы и также не забывайте обкатывать верх лепесточка стеком, когда мы его обкатываем верх не много загибается на нас и именно для этого мы переворачиваем лепестки, чтобы они открывались наружу.

Не много поворачиваем основание, чтобы каждый последующий лепесток накладывался со смещение примерно на 90 градусов, так же чуть выше на миллиметр, внизу могут образовываться складки, пусть они вас не пугает в этом нет ничего страшного. И таким образом мы делаем 4-5 лепестков, каждый следующий на миллиметр выше и не забываем их сдвигать на 90 градусов.В конце у нас получится вот такой бутон, обратите внимание, что серединка бутона слегка утоплена, это получилось из-за того, что каждый лепесток сдвигался на 90 градусов и подымался на один миллиметр, то есть краешек лепестка находился на середике предыдущего.

Следующие листочки мы будем приклеивать чуть дальше, от предыдущих и так же будем их закручивать при помощи стека, для этого мы опять раскатываем капельку, при раскатке стеком мы глину периодически переворачиваем, чтобы лист не подрезать, а форму придать стеком. Не забываем про раскатывание края лепестка, далее переворачиваем лепесток и так смазываем бока и основание клеем. Чтобы лепесточек приклеить чуть дальше, что бы между ними появилось большие расстояние, и это расстояние вы регулируете пальцами, либо притягивайте чуть ближе к центру либо чуть дальше. И слегка отворачиваем половинку лепестка в сторону.

Еще можно добавить такой вот интересный эффект рваных лепесточков, что придаст нашей розе более реалистичный вид в конечном итоге, тока не стоит с этим перебарщивать.))Для этого сделаем лепесток округлой формы и при помощи стека слегка надрываем верхние края лепестка, затем мы выделим эти рваные края краской. После этого стеком обкатываем опять края лепестка, переворачиваем и так же обмазываем его латексным клеем и приклеиваем к нашей основе, половинку края так же слегка наклоним в сторону. Такую же процедуру проведем с 3-4 лепестками.

Теперь мы замешаем цвет немножечко посветлей, чтобы роза в итоге получилось более объёмной по цветовой палитре. Возьмем оставшейся кусок полимерной глины и смещаем его с таким же не окрашенным куском глины, что бы получить более мягкий желтый цвет и перемешиваем полимерную глину до однородной массы. Такая пропорция 1:1 позволяет добиться очень плавного перехода цвета. Мы так же раскатываем лепесточек и будем загибать края с небольшими уголочками. Лепесточки будут уже чуть больше по размеру, так как объём цветка розы увеличился и толщина таких лепесточков в основании будет потолще, а края делаем так же тоньше. На некоторых лепестках края надорвем стеком и обкатаем края стеком, переворачиваем лепесток, смазываем его клеем и приклеиваем его к нашей основе и создаем при помощи пальцев не большие уголочки, а так же делаем легкие загибания по краям лепестка и не много подкручиваем их, чтоб лепестки смотрелись более естественно. Таких лепестков приклеим штучек 5.

Каждый последующий ряд лепестков мы делаем чуть светлее, использую нашу пропорцию 1:1. Расстояние между лепестками отдаляющихся от середины делаем чуть больше, так же формируем уголочек и загибы на лепестках, придавая тем самым пышность будущему цветку. Старайтесь закручивать края лепестков. Создаем 4 таких же лепестков. В результате мы получим вот такую основу.

Следующие лепестки будем высушивать уже отдельно. Для них можно еще немного развести клей, уберем пока лишнее, и также перемешиваем до однородного состояния. На следующие лепестки еще чуть больше глины и для них будем раскатывать форму с помощью большого стека. Точно также с капельки, не забывайте основание должно быть чуть потолще, иначе вам не удастся раскатать форму, а краешки очень тоненькие чтобы они оставались прозрачными. С начало точно также подкатываем края, за тем переворачиваем и большим шариком раскатываем форму у основания чтобы лепесток слегка изогнулся. Вот как он выглядит сбоку.

За тем отпечатываем его на фактуре. Лепесток полностью повторяет форму молда фактуры. С обратной стороны также отпечатываем верхушку и сгибаем еще лепесток пополам. Не очень сильно прижимайте чтобы у вас не было большой складки, получилась такая легкая середина. Теперь с помощью стека подкручиваем краешки и оставляем лепесток сохнуть. Заготовим еще четыре лепестка. Вот пять лепестков готовы, пока мы их лепили они немного подсохли.

Теперь будем их приклеивать. Просушенные лепестки будем клеить за основание, а за тем уже если они будут отходить то прихватим их по бокам. Приклеивайте аккуратно чтобы не поломать форму лепестка. Оставляем розу в низ головой. Чтобы красиво распределить лепестки обращайте внимание на рисунок розы. Вот что у нас получилось, но это еще не все. Сделаем еще пять лепестков, точно также их нужно подсушить, они имеют аналогичную форму и делаются таким же образом.

Теперь приклеиваем следующие лепестки. Количество лепестков зависит только от вашей розы, по этому смотрите что у вас получается, не ориентируйтесь на определенные числа. Вообще лучше всего лепить розу с натуры, можно детально рассмотреть все её особенности и попробовать скопировать. Последние лепестки приклеиваем хаотично т.е. не накладываю друг на друга. Смотрим и клеем, где их не хватает. Сейчас посмотрим что получилось и есть ли необходимость сделать еще лепестки. Да можно приклеить ещё парочку лепесточков. Остались последние два лепестка, сейчас посмотрим где их не хватает. Крайние лепестки могут быть чуть короче чем предыдущие. Когда они подсохнут мы перевернем розу и немного их под раскроем. Ну вот бутон готов.

Лепка цветов считается очень дорогим увлечением, в чем особенно убеждаешься, полистав каталог специальных интернет-магазинов, которые предлагают все для флористики. Конечно, иметь все те штучки – мечта любого! Но покупать получается по чуть-чуть и самое необходимое, а лепить сложные цветы хочется уже сейчас! Поэтому рассмотрим, какие инструменты для керамической флористики нужны в первую очередь. Я покажу, чем пользуюсь, и какими приспособлениями заменяю недостающее.

Основной набор инструментов

Рассмотрим по пунктам.
1. Пинцет для снятия с глины ворсинок. Сначала их поддевают иголочкой (любой, но сфотографировать ее я, конечно, забыла!), а затем убирают пинцетиком. О том, есть целая статья.
2. Вязальный крючок, кончик которого (собственно крючочек) сточен посредством наждачки. Эта штука заменяет мне основной стек для керамической флористики. Приспособление убогое, и с каждым днем я укрепляюсь во мнении, что без полноценного основного стека жить очень трудно Так что, если есть возможность, купите нормальный инструмент – это главный помощник. Выглядит он так.

Основной стек для керамической флористики

3. Стек с кошачьей лапкой. Купила я его потому, что у нас в Украине с этими инструментами напряженка, и в наличие был только такой стек. А уж очень хотелось попробовать эти профессиональные штучки. И оно того стоило. Такие стеки для лепки выполнены из нержавеющей стали, состав которой идеален для контакта с глиной – масса к ним абсолютно не липнет. Найти материал с подобными свойствами – пытка! Холодный фарфор почти ко всему лезет обниматься
4. А это – приспособление из сварочного электрода и отшлифованного подшипника. Как видим, бульки для цветов своими руками тоже можно сделать! Точнее – руками любимого мужа, папы, брата, сына или любого другого талантливого мужчины, готового помочь. К этой бульке глина тоже липнет. Поэтому советую не мучить ни себя, ни помощника, а опять-таки купить нормальный стек с булькой. К нему ничего прилипать не будет.

Этот феномен объясняется различием в составе металла. Шлифовка вроде бы идеальная и на самодельной бульке, и на покупной (сужу по опыту с моим единственным покупным стеком, описанным выше), а результат разный.

5. Ножницы – незаменимый инструмент для керамической флористики, правда, в идеале стоит иметь и прямые, и круглые. У меня есть только круглые, да такие старенькие, что стыдно их фотографировать! Как показывает опыт, даже ими можно разрезать на равные части капельки для , сирени или .

Вывод: основной стек и стек с бульками лучше все-таки приобрести профессиональные. Цена за один инструмент – около 10 – 12 у.е. Если совсем нет возможности, то основной стек заменит крючок или вязальная спица, а бульки для изготовления цветов – подшипники либо бусинки, насаженные на зубочистку.

Теперь покажу деревянный набор стеков для лепки – его я прикупила еще на этапе, когда мучилась с Цернитом и прочей запекайкой.

Особенно полезен нижний стек – правый его конец выполнен в виде ножа. Им я раскатываю (размазываю, как масло по хлебу) глину в файлике, а также делаю разнообразные бороздки-полосочки. При работе с запекайкой этот набор незаменим, особенно для новичков. Цена его – около 5 у.е. Дерево очень прочное! При лепке реалистичных цветов из самозастывающих глин без таких стеков можно легко обойтись. Просто хвастаюсь всем содержимым своего безразмерного стола

Необязательные инструменты

Идем дальше. Эти пластмассовые стеки для керамической флористики тоже подходят, хотя на самом деле они предназначены для работы с мастикой. Приобрела я их на базаре (за 4,3 у.е.), в палатке, где торгуют формочками для печенья и прочими кондитерскими штучками. Этот же набор впервые увидела в интернет-магазине, но там он, разумеется, был дороже на 30%.

Стеки для лепки, выполненные из пластмассы

Глина к этим пластмасскам тоже липнет, но если ее чуток подсушить, может что-то и получиться. Вообще стеки сделаны очень недобросовестно – на бульках, например, есть шов склейки, который, разумеется, некрасиво отпечатывается на лепестке. В целом, набор на троечку с минусом, но если другого ничего нет – пригодится.

Вырубки для цветов

А вот мои каттеры для керамической флористики, сделанные, разумеется, своими руками из жестяной банки из-под маслин, горошка, ананасов, сгущенки… Ну, вы поняли

Самодельные каттеры — вырубки для лепестков и листиков

Чтобы сделать эти формочки максимально похожими по форме на реальные листья/лепестки, нужны шаблоны цветов для лепки – то есть контуры. Удобно для этого «разобрать» на части настоящий цветок. Как только потеплеет – займусь этим.

Вообще вырубки для цветов необходимы только при вырезании сложных по форме лепестков: орхидеи Фаленопсис, например. А вот листики ( , клен) можно вырезать ножницами. Это, честно говоря, проще, чем выгнуть из жести самодельные каттеры нужной формы. Мне вырубки даются очень трудно, хотя я видела, какие аккуратные они получаются у других мастериц!

А еще говорят, что в листьях, вырезанных ножницами, есть своя ценность и уникальность, ведь они все разные, как и в природе!

Цветочные текстуры


Эти текстурки покупные, выполнены из акрила, который не бьется (пару раз роняла, пока все цело).
1. Лист универсальный – подходит для лепки листиков лилии, тюльпана, ландыша, гладиолусов и прочих цветочков, прожилки листиков у которых прямые и параллельные.
2. Лепесток орхидеи фаленопсис.
3. Лепесток орхидеи фаленопсис. Заменить их, увы, ничем нельзя, поэтому, если неровно дышите к фаленопсисам, стоит такие текстурки прикупить.
4. Лист гортензии – мое первое приобретение. Пользовалась от силы раз 5, универсальной эту текстуру назвать сложно. То есть, годится она только для гортензии и для самостоятельных листьев (без цветков) – для красивого букета зелень иногда нужна.
5. Лепесток универсальный – моя палочка-выручалочка. Этот молд подходит для лепки цветов ириса, гладиолуса, шишечек хмеля и даже клематиса. Вообще текстурка очень красивая, и если других нет, ею можно заменить многое.
6. Лепесток орхидеи цимбидиум – так пишет интернет-магазин. А я считаю этот молд универсальным – подходит для , эхинацеи, и др.
Был у меня еще молд тюльпана, но, кажется, я его потеряла

Как видим, у меня есть текстуры лепестков самых необходимых. На первых порах желательно купить универсальный лепесток и универсальный лист. И дело пойдет!

Не могу не отметить, что качество отпечатка на троечку. Особенно большой универсальный лист – весь в царапинах и щербинках. А денег стоит! :-(

Инструменты для сборки цветов

Теперь поговорим о клее. Не о том, который используют при , а о том, который используют для сборки цветов.

1. Супер-клей момент. Склеивает детальки мгновенно, идеален для сборки цветов. Близко подносить его к лицу не рекомендую – испарения плохо влияют на глаза (они потом краснеют и слезятся). Ну и для органов дыхания вредно. Однако лучше него ничего пока не нашла. Просто нужно быть осторожнее! А еще он может склеить вам пальцы! Выручит ватка, смоченная спиртом или ацетоном.
2. – обычный канцелярский. Подходит в случае, когда в быстром склеивании нет необходимости, и вес приклеенных деталей невелик. Склеивать им тяжелый цветок – георгин, например – гиблое дело. ПВА долго сохнет, и лепестки могут под своей тяжестью отвалиться. А вот насадить на проволочки цветы гиацинта, сирени, ПВА поможет «на ура».
3. Эпоксидный клей. Незаменим при сборке украшений – то есть при креплении их на фурнитуру. До этого я использовала силиконовый пистолет. Когда в руках у заказчицы цветок отвалился от основы, я поняла, что нужно осваивать эпоксидку. На тему, я уже писала. Кстати, из этого же материала можно на цветах их полимерной глины поставить (эффект росы или дождевых капель).

Флористическая лента

Во время сборки понадобится также тейп-лента флористическая: темно-зеленая, светло-зеленая и белая. Где можно купить? Самый каверзный вопрос. В маленьких городках – нигде, кроме интернета. В областных центрах можно поискать по магазинам рукоделия, вышивки.

Тейп-лента или флористическая лента

Для новичков хватит только зеленой тейп-ленты, хотя бывает она и коричневая, и красная…

Флористическая проволока

А это проволока, без которой цветов вообще не получится


Вообще профессионалы покупают флористическую проволоку в специальных магазинах – она имеет массу плюсов:
идеально ровная;
представлена самыми разными размерами (имеется в виду толщина, то есть диаметр сечения);
она уже обернута тейп-лентой, поэтому стебли легче обкатывать глиной.
Из минусов – я лично не понимаю, как, не держа в руках такую проволоку (имеется в виду заказ через интернет), можно по номерам понять ее толщину… К тому же цена ее далека от себестоимости раз эдак во много поэтому жадность моя взяла верх, и я начала мучиться с самой обычной проволокой.

А теперь взглянем на фото:
1. Круглогубцы с кусачками на борту:-) Ими закручиваем петельки на концах проволоки.
2. В большом мотке самая толстая моя проволока. Из-за того, что скручена она тугой спиралью, приходится очень долго ее выравнивать. Неудобно, зато дешево!
3. Это – медная проволока в виде жгута, извлеченного из самого настоящего провода. Мы с мужем сняли изоляцию с кабеля, а внутри оказалось множество таких жилок. Они отлично подходят для тонких стеблей. Легко выравниваются, но слегка просвечивают через глинку. В качестве каркаса для светлых деталей такую проволоку использовать не стоит.
4. Для этого подходит номер четыре – тонкая проволока, которая продается в магазинах рукоделия. Она бывает разных цветов, в том числе белая и серебристая.
5. Номер четыре, только зеленого цвета! Очень удобно для тонких стебельков.
Собираюсь прикупить еще более толстой проволоки для высоких тяжелых цветов. А то приходится номер два складывать вдвое.

Чем покрасить холодный фарфор?

Краски для флористики:
1. Масляные в больших тубах. Покупала поштучно те цвета, которых нет в наборе. Смешивать не всегда получается правильно:-) И не каждый оттенок путем смешивания получится! На момент написания статьи докупила еще краплак, кармин и лиловый.
2. Акриловые в тубах, тоже поштучно. Белила титановые – незаменимы для прокраски тычинок – есть на эту тему целый . Также купила черный и бордовый – для прорисовки крапинок на лилиях, юбочки орхидеи цимбидиум и т.д.
3. Набор масляных красок – невероятно дешевая и низкокачественная в плане живописи гадость. Но внутри глины ведет себя отлично! Вывод – дешевое масло для покраски холодного фарфора вполне подходит. Прошу прощения за состояние тюбиков – им уже больше двух лет, а значит, они – герои, сумевшие сохранить еще хоть какой-то вид и способность открываться, несмотря на меня-неряху!

Тонировка цветов

На этапе тонировки лепестков и листьев помимо масляных красок, приведенных выше, нужна:
1. Пастель сухая. Бывает еще и масляная, то есть похожая на парафиновые мелки. Не пробовала, но подозреваю, что она не годится.
2. Растворитель для масляной краски. Без запаха. Стоит 1,5 у.е. Позволяет сделать консистенцию масла менее густой, также незаменим при отмывании кисточек.
3. Кисточки – всех размеров Идеальны для растушевки – плоские, мягкие, но эластичные. Я использую синтетику.
4. Палитра. Ее можно заменить, чем угодно. Отмывать ее – дело кропотливое. Поэтому раз в пару месяцев я просто покупаю новую…

Борьба с пылью

А это – гигиеническая часть

Влажные салфетки — борьба с пылью при лепке цветов

Пыль – главный враг флориста. Поэтому при лепке цветов из самозастывающих полимерных глин обязательно используются влажные салфетки: с их помощью с рук убираются всевозможные ворсинки. Протирать пальчики нужно как можно чаще, но перед тем, как прикоснуться к глине, следует либо дать рукам высохнуть, либо смазать их кремом.


А вот и крем. Подойдет любой жирный. В идеале – Нивея. Синяя такая банка, всем она хорошо знакома. Но я покупаю самый простецкий крем для рук.
Также на фото можем увидеть офисный файл – его разрезают с двух сторон, а внутрь кладут глинку. Так при раскатывании к ней прилипнет минимум пыли. Минус один – получается раскатанный слой очень глянцевым, а для живых цветов такой блеск, как правило, не характерен. О том, как с ним бороться, я еще напишу.
Также на фото есть пищевая пленка – в нее заворачиваем кусочек глинки, и когда нужно – отщипываем от него часть для лепки очередного элемента. В пленку мы также заворачиваем всю нашу самоварную массу, чтобы, дожидаясь своей цветочной участи, она не засохла.

Сушка цветов

На этапе сушки цветов понадобится:
картонная яичница, изгибы которой чудесным образом позволяют высушить любой формы лепесток или лист;
мочалочки для посуды или любой поролон (альтернатива покупному флористическому оазису).
В поролон втыкаются стебельки на проволочках во время сушки. Ну, вы поняли

Вот, пожалуй, и все мои инструменты для лепки цветов – этого вполне достаточно для начала и даже для продолжения!

Конечно, здорово иметь в арсенале все профессиональные штуковины, но их роль зачастую переоценена – в первую очередь самими продавцами.

Всем вдохновения и побольше цветочностей!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Цветы. Как много радости они приносят нам. Их дарят на праздники, их покупают просто для души, выращивают на подоконниках. Но сколь бы ни были они прекрасны, срезанные цветы рано или поздно увядают, а за горшочными цветами нужен, порой, такой кропотливый уход, что не каждый человек с этим справится. Многие годы люди заменяли живые цветы искусственными, стараясь решить проблему недолговечности живых цветов. Они делали их из камня, глины, бумаги, ткани, кожи… А в наше время наибольшую популярность приобретают цветы из холодного фарфора и полимерных глин, созданных специально для полимерной флористики.

Не смотря на то, что о холодном фарфоре многие слышат лишь впервые, появился он еще в середине прошлого века. Многие источники предпочитают отдавать дань первого открытия именно Аргентине, но существует немало сведений и о том, что «открывали» его приблизительно в одно и то же время повсеместно. Ведь холодный фарфор сам по себе простой для изготовления материал - в его основе лежит крахмал и клей пва. И лишь со временем, когда флористы обратили на него свое внимание, он начал дорабатываться и усовершенствоваться в погоне за мягкостью и эластичностью. Почему же состав, который по сути дела не имеет никакого отношения к фарфору (крахмал + пва) называется холодным фарфором? Все очень просто и без изысков. Засохшая смесь по своему внешнему виду напоминает фарфор, а так как материал не требует обжига и высыхает самостоятельно довольно быстро, то ему дали название «холодный фарфор».

Я не буду углубляться в скучную историю или сравнительные характеристики. Хочу лишь сказать, что на сегодняшний день появляется все больше и больше полимерных глин, которые по своему составу схожи с холодным фарфором, а по техническим качествам даже обгоняют его. Но если вы только начинаете интересоваться полимерной флористикой, и не уверены, что готовы потратить внушительную сумму на изучение разнообразных видов пластика, а так же на покупку солидной горы инструментов, то холодный фарфор - то, что вам нужно. То, в чем полимерные глины вряд ли когда победят эту простую смесь – цена. Заводские полимерные глины продаются за относительно большие деньги. К примеру, на момент написания этой статьи (начало 2013 года), полимерная самозатвердевающая глина Modena от японской фирмы Padico в Москве стоит 550 рублей за 250 грамм, Sukerukun (Япония) – 900 рублей за 200 грамм, Сlear (Японимя) – 450 рублей за 100 грамм. Тайские глины, которые я ставлю на одну ступеньку ниже по качеству, а так же из-за отсутствия или наличия сомнительного сертификата нетоксичности, стоят от 300 до 450 рублей. В то время как материал для приготовления фарфора в домашних условиях обойдется вам в 5-10 раз дешевле. Все зависит от того, какие материалы вы покупаете, и какого эффекта вы хотите добиться. Конечно, со временем вы поймете, что проблема цены решается путем оптовой закупки глины сразу на год, но к этому приходят лишь те, кто решил продавать свои изделия. Да и то, цена все равно остается выше, но вы экономите в другом – время, которое вы потратите на процесс варки и свое здоровье, о котором мало кто думает, пренебрегая простыми средствами безопасности во время приготовления холодного фарфора.

Второе не менее важное качество – эластичность во время лепки. Качественно приготовленный холодный фарфор обладает необычайной эластичностью материала, которая сохраняется даже, когда глина начинает немного подсыхать и сравниться с ней могут лишь особо дорогие глины (например Sukerukun, Clear). Это очень важно особенно в тех случаях, когда мастеру приходится долго работать с одним кусочком холодного фарфора из-за неопытности или в связи повышенной сложностью создаваемого изделия. Многие мастера не обращают внимание на этот пункт и считают аккуратность излишеством. Я не собираюсь спорить с ними. Каждый волен идти тем путем, который ему больше нравится. Я предпочитаю путь изящества, аккуратности и нежности. С каждым своим новым изделием я медленно, но упорно двигаюсь по нему и ни капли не жалею затраченного на всю эту аккуратность времени. Потому что я вижу радость в глазах людей, когда они получают мои цветы и украшения, и это самый лучший показатель для меня того, что я все делаю правильно.

Итак, прошло время лирики. Я исхожу из того, что раз вы начали читать эту статью, то вы что-то слышали об искусственных цветах из полимерной глины, цветах из холодного фарфора, керамической флористике и тому подобное. И вам стало интересно, как самому попробовать сделать что-то эдакое? Что для этого нужно? Как начать? Куда? Зачем? Как!!! Лично меня эти вопросы переполняли, когда я поняла, что информации на известных мне ресурсах не так-то уж и много. Нет, конечно, если задаться целью, то всегда можно найти то, что ищешь, но сколько времени было потрачено для того, чтобы вычленить, что первостепенно, а что не так важно для начала. Думаю, что многим творческим людям знаком тот азарт, который переполняет нас, когда мы загораемся новой идеей. Не зная толком техники и сути, мы идем в магазин и покупаем все, что связано с выбранной нами тематикой и лишь спустя некоторое время мы осознаем, что где-то две трети купленного нами или просто не нужно, или понадобится еще не скоро. Начав писать эту статью, я в первую очередь поставила себе цель не столько рассказать о холодном фарфоре, полимерных глинах и полимерной флористике вообще, а сколько показать, что может понадобиться начинающему мастеру на первых парах. Как можно обойтись подручными материалами и сократить затраты по минимуму на случай, если ваша страсть пройдет. Ведь далеко не все, что мы хотим попробовать, подходит нам.

Хочу сразу сказать, что если вы планируете двигаться по пути полимерной флористики, то у вас просто обязано быть в запасе неограниченное терпение, хорошо развита моторика пальцев, а так же тяга к аккуратизму. А уж если вы рискнете взглянуть в сторону белого фарфора… То терпение, быстрота и аккуратность вам необходимы, как воздух! Отсутствие какой-то из составляющих не лишает вас права и возможности заниматься данным творчеством. Ни в коем случае! Но вы должны понимать, что реалистичные цветы получаются лишь в случае львиной доли терпения, аккуратности и ловкости пальцев. Хотя все эти три качества прекрасно развиваются в процессе. Так что, наверное, главное все же желание. Ну а его у нас предостаточно!

Полимерная и керамическая флористика

Искусственные цветы из фарфора, холодного фарфора и полимерных глин стали появляться в нашей жизни не так давно. Но с каждым днем все больше и больше информации просачивается и становится доступным. Начать хочу, пожалуй, с того, что в самом начале я, как и многие другие люди, была введена в заблуждение тем фактом, что холодный фарфор, самозастывающая полимерная глина относятся к керамической флористике. Заблуждение это привила нам первая появившаяся в России фирма по лепке цветов из полимерной глины. Почему была создана такая дезинформация и путаница, я не знаю. Возможно люди, которые пустили ее, хотели, действительно, принести в страны СНГ керамическую флористику, но поняли, что распространить ее в массы еще сложнее, чем полимерную флористику.

Так или иначе, запомните, что керамическая флористика – это цветы, созданные из глины, которая должна быть подвержена обжигу. То есть – из керамики. Самый распространенный материал – это белый фарфор и его определенные сорта, которые обладают очень хорошей эластичностью. Но, в связи с высокой сложностью самой техники лепки, малый круг потребителей (цены на подобные композиции достигают сотни тысяч рублей) и необходимость иметь под рукой печь для обжига, подобный вид творчества очень редок, но смею заверить вас – результаты поражают.

С большой, очень большой натяжкой холодный фарфор, который как таковой не является фарфором, можно отнести к керамической флористике. Хотя, лично я его отношу скорее к полимерной флористике, о которой, собственно, мы и ведем речь, когда говорим «Цветы и украшения из холодного фарфора» или «Цветы из самозастывающей полимерной глины». Полимерная флористика – это создание цветов из различного рода полимерных глин. Будь то запекаемая полимерная глина или самозастывающая. Причем степень реалистичности полимерных цветов зависит исключительно от выбранных вами полимерных глин. Ну, или, от рецепта вашего холодного фарфора. Некоторые из них по своим свойствам и долгвечности не устапют полимерным глинам. Вот только варить такие, в домашних условиях, лично я не рискнула бы. Да и вам не советую!

Холодный фарфор и его аналоги – самозастывающие полимерные глины

За то время, когда эта статья была написана первый раз, я изучила огромное множество полимерных глин и поняла, что мой первый вывод был верен – нет никакой необходимости описывать в этой статьей сто и одну полимерную глину. Но, пожалуй, о нескольких из них я все же расскажу, как о наиболее запомнившихся мне. Во всех остальных случаях, если у вас есть желание, то вы можете зайти в поисковую систему и потратить пару часов/дней/недель на изучение этого материала. Вы можете потратить деньги и купить себе разные сорта глин, на практике найдя именно тот материал, который наиболее подходит для вас. А я здесь и сейчас лишь вкратце расскажу то, что считаю нужным и в чем я уверена.

Перво-наперво стоит заметить, что всю глину (давайте в будущем и холодный фарфор я так же буду называть как одну из «марок» полимерной глины, хоть это и не так, но так проще для рассказа, и это не противоречит общепринятым понятиям) можно разделить на мягкую и жесткую, пористую и гладкую. Существует еще множество различных классификаций, но для меня они не актуальны. Как я уже заметила, по технике лепки люди любят работать или с очень мягкой, эластичной глиной, или с более жесткой, резинообразной. Мое личное мнение заключается в том, что эластичная, мягкая глина позволяет делать более реалистичные композиции, приближенные к живым цветам. Мой разум встает на дыбы, когда мне в руки попадается неповоротливый резиновый материал, из которого можно сделать декоративные цветы, но никак не подобные настоящим. Кто-то может не согласиться со мной, но вся эта статья – мои личные выводы и рассуждения, не претендующие на учебное пособие и прописные истины. Я делаюсь своим опытом и своим мнением. Как им воспользоваться и что почерпнуть из всего этого для себя - дело ваше. Так вот, именно по этой причине практически 80% полимерных глин тут же отсеивается. Я не покупала все глины подряд. Я читала о них отзывы, смотрела выполненные из них работы, просматривала доступные видео. Хочу лишь заметить одно. Покупая глину, помните, что практически все (или даже все) они боятся заморозки. По этой причине не покупайте глину почтой в зимнее время. Если вы хотите попробовать глину первый раз – купите ее в теплый период или приобретите непосредственно в магазине. В сумке пару часов на морозе глина не погибнет. Замороженная глина, после разморозки, теряет свои эластичные свойства и становится «дубовой» или «резиновой». Некоторые из них можно реанимировать при помощи вмешивания воды или глицеринового крема, но в обеих вариантах результат уже будет, откровенно говоря… в сто раз хуже самого худшего холодного фарфора. Возможно, я немного преувеличиваю, но так или иначе, цветы, слепленные из реанимированной после заморозки глины, выглядят не так «свежо».

Но вернемся к нашим свойствам. Второй не маловажный для меня атрибут – это текстурность самого материала. Я люблю, когда глина имеет гладкую структуру, напоминающую полимерные глины Fimo для обжига/запекания. То есть, по сути дела, как у очень мягкого и эластичного пластилина. По этой причине мною была сразу отброшены две популярные марки для керамической флористики Claycraft by Deco и Hearty by Padico. Эти глины обладают более пористой структурой, чем мне того хотелось бы, хотя у меня и есть линейка Hearty, которые я использую в особенных случаях, где необходима шероховатость и бумажность. Помимо этого Claycraft слишком хрупкий, и если уж выбирать между ним и холодным фарфором, то второй и дешевле, и прочнее. Хотя, если выбирать между гладкими полимерными глинами и холодным фарфором я выберу первое. Почему? Потому что с недавних пор считаю, что полимерная основа более гибкая и долговечная. Но если основной ваш вопрос цена на начальных этапах, то я не вижу смысла вам гнаться за известной маркой, которую вы можете заменить чем-то, что можете приготовить сами дешевле? Главное – не забывайте о технике безопасности!

Из всех покупных полимерных глин на сегодняшний день мне приглянулась глина Modena by Padico и Sukerukun. Вторая глина – это просто мечта! Однако ее цена значительно уменьшает азарт. Достоинство обеих глин перед холодным фарфором заключается в том, что после высыхания эти глины становятся водостойкими и гибкими, чего нельзя сказать о холодном фарфоре, хотя гибкости можно все же добиться при добавлении в смесь редких видов клея ПВА или эластификаторов. Глина Modena уступает в эластичности во время лепки холодному фарфору и тайским полимерным глинам типа Thai Clay, Modern Clay и т.д. Но, на мой личный взгляд, ни одна глина не способна переплюнуть эластичность Sukerukun. Пожалуй, только одно это уже оправдывает ее стоимость. Хотя, мне кажется, что цена, которая почти в два раза выше, чем у Modena такова из-за сомнительной прозрачности глины. Да, несомненно она самая прозрачная, но не надейтесь получить из нее смородинку или виноград. Нереально. Вот поэтому, из-за столь различных свойств глин, в своих композициях я использую сочетания разных типов.

Для украшений я всегда использую только водостойкие и гибкие глины. Основная глина для украшений – Modena. В тех случаях, когда эта глина не справляется по своей эластичности, я использую Sukerukun. Известную водостойкую глину Luna Clay я использую в тех случаях, когда мне нужна, наоборот, жесткая конструкция в украшении или композициях.

Для цветочных композиций я использую тайские глины, а, точнее одну – Modern Clay Blue. Она более мягкая и эластичная, чем Modern Clay Green, которую можно получить из голубой путем «заветривания».

Когда я начинала лепить, мой арсенал ограничивался лишь Modena Clay. Хочу честно вам сказать, что даже сейчас я могу смело обходиться только ею. Но здесь уже в ход идет исключительно любопытство и желание экспериментировать, узнавать что-то новое и поэтому сейчас в моем ящике с глиной целый ворох разнообразных упаковок «всех цветов радуги». Мне даже страшно подумать, сколько денег на это ушло…

Так. Ну а теперь главный вопрос! Где купить! Уже ясно, что холодный фарфор можно сварить самостоятельно. Благо в сети бесконечное число рецептов. Главное здесь не просто найти рецепт, но и посмотреть, что из него получается. Будьте внимательны и убедитесь в том, что выложенные фотографии в рецепте сделаны автором именно из холодного фарфора, сваренного по именно этому рецепту, а не собраны со всего интернета, что покрасивее. К примеру, сейчас по сети гуляют мои тюльпаны из Modern Clay Blue, которые показывают, как результат лепки из холодного фарфора без варки. Я очень сильно сомневаюсь, что там может получиться что-то близко похожее…

Самозастывающие полимерные глины так же можно купить в магазине. Самым лучшим место поиска является наш родной и неповторимый Интернет. Достаточно ввести название марки искомой вами глины и слово «купить», и вы найдете множество полезных результатов. Если сильно поднапрячься, то можно поискать на японских и тайских сайтах. Там глина намного дешевле. Но доставка вам окупится лишь в том случае, если вы закажите большую партию. Эдак, сразу на год вперед.

Кстати говоря, раньше в этой статье была информация о глине Fleur, которая, как принято говорить, является в девичестве все той же Modern Clay. Я до сих пор остаюсь при мнении, что Fleur по своему качеству хуже Modern Clay. И менять его не планирую. По крайней мере, пока на прилавках не перестанет появляться перемерзшая или старая глина с нарушенной герметизацией пакетов. Конечно, и у других продавцов можно найти некачественный товар, но Fleur встречается у нас (по крайней мере в Москве) пока что чаще других полимерных глин. Я уже не говорю о том, что ее цена в два раза выше Modern Clay… В общем, просто будьте внимательны, когда покупате глину, она даже в плотной упаковке должна хорошо проминаться под вашими пальцами. А Modena и того больше – полностью расплющивается на уголке. Однако я ни в коем случае не говорю, что непосредственно «свежий» Fleur плохой материал. Просто найти его очень сложно. Даже если вы покупаете прямо в магазине этой фирмы.

Но не зависимо от фирмы и свежести глины, хранить ее необходимо в герметичном состоянии. Пищевая пленка пропускает воздух, поэтому помимо нее лучше всего заворачивать глину в полиэтиленовую пленку. Тогда даже подкрашенные кусочки сохранятся достаточно долго.

Второстепенные материалы и инструменты

Целью данного подраздела является не перечислить вам все существующие варианты инструментов и материалов, а рассказать, что вам пригодится в самом начале, и чем это можно заменить.

Краски

Самый основной из второстепенных материалов, от которого сложно отказаться – это краски. Красками красят поверх готовое изделие, их так же добавляют непосредственно в глину, придавая ей нужный цвет. Профессионалы используют масляные краски, так как они, в отличие от акриловых красок, не содержат воду и не высыхают так быстро, и, следовательно, не ускоряют процесс затвердевания глины, и с ними не нужно сильно возиться, как с пастелью после которой все вокруг покрыто тонким слоем цветной пыли. Так же при тонировании масляными красками можно сделать красивые и плавные переходы, которые нельзя получить при работе с акрилом.

Использовать можно, как самые дешевые масляные художественные краски, так и дорогие. Разница заключается лишь в том, что дешевые краски иногда могут неожиданно повлиять на глину. Например, многие сталкиваются с тем, и я это так же пережила, что синие цвета Сонета и Мастер-класса при добавлении в самоварный холодный фарфор приводят к появлению очень неприятного запаха у глины. Этот запах пропадает после высыхания, но работать с таким материалом неприятно. Или, к примеру, сонет содержит в себе такое количество льняного масла, что оно просто выливается из тюбика вместо краски. Приходится постоянно контролировать процесс, а это не всегда удается. Одной из рекомендуемых фирм является Winsor & Newton. Масло этой фирмы можно купить практически в любом художественном магазине. Я пользуюсь именно этими красками. Палитра цветов у меня довольно большая, так как этими же красками я пишу картины. Для начала вы можете купить недорогой, маленький набор масляных красок фирмы Сонет из 12-ти цветов. Стоит он не много, и если вам не понравится полимерная флористика, и вы не найдете маслу другое применение, то будет не так жаль потраченных денег.

Я так же пользуюсь водорастворимым маслом фирмы Winsor & Newton, но только для тонирования и текстурирования уже подсохших изделий. Это позволяет мне избегать использования растворителей и разбавителей, от которых потом так ужасно болит голова. Добавление такого масла в глину сокращает время его эластичности. Даже в герметическом пакетике глина начинает со временем терять ее. А вот добавление обычных масляных красок, наоборот, увеличивает эластичность. После того, как вы добавите немного цвета и хорошо перемешаете глину до однородного оттенка, заверните ее в пленку и дайте ей полежать минут пять. Можно даже погреть немного в руках. После чего снова перемешайте глину, и вы увидите, насколько эластичной она стала.

Обратите внимание, что в масляных красках есть два вида белил. Цинковые и титановые. В полимерной флористике используют в основном цинковые белила. Они сохраняют фарфоровость у глины и при малых порциях даже прозрачность. Титановые белила полностью убивают прозрачность, а так же делают глину похожей на пластмассу, помимо этого такая глина очень быстро теряет эластичность во время лепки и часто даже начинает крошиться. Но иногда титановые белила вам все же будут нужны.

Клей

Практически все цветы делаются по частям, и эти детали потом необходимо как-то соединить. Обычно для этих целей используют самый обычный клей ПВА. Однако стоит помнить то, что клей ПВА прекрасно соединяет сырой материал с сырым материалом или высохшим, но два высохших кусочка глины с большой вероятностью не соединятся при помощи ПВА. И тогда вам понадобится что-то понадежнее. Самое простое решение – супер-клей секунда или момент. Сцепляют моментально и крепко. Особенно пальцы с глиной… Обычно и ПВА, и супер-клей есть в каждом доме, а если их и нет, то приобрести не проблема.

Многие флористы вместо ПВА используюсь латексный клей. Внешне он похож на клей ПВА, при высыхании становится прозрачным, специально предназначен для работы с пластикой. Хотя, как и ПВА с трудом соединяет две высохшие детали из холодного фарфора или полимерной глины. Лично я не вижу особого смысла покупать этот клей на первых этапах. Если вы решите продавать свои работы, вот тогда стоит поискать подобный клей. Я закупаю большую бутылку и отливаю себе по-немногу. Так как латексный клей имеет привычку подсыхать, становится более тугим или вообще засыхать окончательно. Так как банку с клеем все время забываешь закрывать во время лепки.

Проволока

В основе большинства цветов лежит каркас из проволоки. В зависимости от размера цветка, проволока может быть как совсем тоненькая, так и толщиной с карандашный грифель. Пожалуй, это тот инструмент, который сложно чем-то заменить и который будет вам рано или поздно необходим. Причем обычно раньше, чем позже. Поэтому, если вы планируете заняться полимерной флористикой, то вам обязательно нужно прозондировать почву своего города на то, где вы можете купить проволоку. Купить ее можно на строительных рынках и в магазинах для творчества (свою первую проволоку я покупала в магазине для бисероплетения)… Думаю, что вы сможете найти еще множество мест, если сильно постараться. В специализированных магазинах для флористики проволока продается в обмотке. Обычно в зеленой или белой. Скажу честно-толка для нас от этой обмотки никакого. Больше неудобств, скорее уж. Но такая проволока выглядит красивее и с ней приятнее работать, хотя иногда обмотка имеет привычку на концах лохматиться и раскручиваться, и ее приходится проклеивать, что, конечно же, немного раздражает. Лично я предпочитаю проволоку без обмотки. Мне очень нравится крашеная проволока, которую продают в магазинах для бисера. Мало того, такая проволока еще и стоит дешевле.

Тейп-Лента

Эта хитрая лента продается далеко не в каждом городе. Несколько лет назад ее даже в Москве было трудно найти. Разве что только в редких специализированных магазинах по флористике. Сейчас дела обстоят проще. В полимерной флористике тейп-лента нужна для того, чтобы соединять детали с каркасом, если они насажены на проволоку. Двухсторонняя липкая лента очень хорошо стягивает все проволоки, превращая их в аккуратный стебель, который уже потом, по желанию, можно обкатать глиной. Но даже без обкатки такие стебельки выглядят уже достаточно хорошо. Без тейп-ленты вам придется несладко. Если у вас нет никакой возможности купить тейп ленту… ну что же… тогда вам придется импровизировать. Можно попробовать использовать строительный бумажный скотч. Это, конечно, еще тот заменитель, но лучше уж с ним, чем вообще без ничего. Главное, не забудьте потом обкатать стебелек, иначе выглядеть такое цветочек будет не очень красиво.

Тейп-лента бывает разных цветов. Нам больше всего понадобится именно зеленая лента, но вы так же можете приобрести коричневую, если отыщите или любую другую, если нужных цветов не найдете. Лучше с лентой, чем без нее!

Пищевая пленка и коврик для лепки

Я полагаю, что объяснять необходимость и суть двух этих предметов не стоит. Без них можно обойтись, но пленка поможет сохранить вашу глину надолго, а коврик организует ваше рабочее пространство и позволит содержать его в чистоте во время работы. Если уж совсем разойдетесь, то можно купить коврик для резки бумаги (они обычно зеленого цвета с разделителями на сантиметры) и герметичный контейнер для завернутой в пищевую пленку полимерной глины. Это даст дополнительную гарантию от высыхания и организует десятки разноцветных кусочков, которые со временем у вас будут накапливаться.


Ножницы, кусачки, бокорезы и прочее

Вам будет тяжело работать без маленьких ножниц. На первых парах вам подойдут обыкновенные маникюрные ножницы, но в дальнейшем я настоятельно советую найти и купить маленькие ножницы с прямыми и длинными, тонкими лезвиями. Чем тоньше и длиннее сталь – тем лучше. Мне пришлось потратить несколько недель, прежде чем в очередном магазине я смогла найти нужные мне ножницы за приемлемую цену.

Так же вам в дальнейшем пригодятся:

Круглогубцы - если вы собираетесь делать украшения с использованием фурнитуры
- пинцет - иногда детали бывают такими мелкими, что пальцы начинают казаться толстыми и неповоротливыми, а так же пинцетом можно быстро делать петельки на тонкой проволоке
- бокорезы - для разрезания толстой проволоки
- плоскогубцы - для выравнивания и загибания толстой проволоки

Большинство инструментов без труда отыщутся в любом доме. А если у вас их и нет, то, по-моему, самое время ими обзавестись!

Стеки

Последняя серия важных инструментов – это стеки. К сожалению, большинство стеков для скульптуры не подойдут. Здесь нужны свои определенные стеки. Но со временем, возможно, вы что-то и прикупите из обычных скульпторских стеков в зависимости от ваших желаний и потребностей. Наши же два основных стека выглядят вот так:

В виде спицы

В виде палочки с шариками на концах

Если у вас есть возможность, то лучше сразу купить такие стеки. Разных размеров и побольше! Если у вас в голове живет здравомыслящий человек, то для начала лучше понять, какие стеки вам понадобятся.

Первый базовый стек очень сильно похож на толстую спицу. С одной стороны диаметр окружности 1,5-2 мм, а с другой 4-5 мм. Несмотря на свой размер, этим стеком я раскатываю даже миниатюрную сирень и незабудки. Купленный позже стек поменьше и похожий на тонкую спицу используется мною для создания очень мелких цветов, например, вереск или миниатюры. В общем, подводя итог, хочу сказать, что для начала стоит опробовать какие-нибудь подручные материалы, и уже потом, опираясь на эти знания, покупать себе стек. Хотя среди них не так уж и много разнообразия. В качестве заменителя вы можете использовать спицу, палочку от японской кухни или даже шило. Я, например, начинала с шила.

Второй стек с шариками кажется незаменимым, но это не так. Достаточно отыскать прочную палочку (кисточка, карандаш, толстая проволока) и приклеить к ней гладкие бусины нужного вам размера. Я, к примеру, очень долго время пользовалась шариком из холодного фарфора, насаженным на деревянную палочку. Лишь значительно позже я купила себе набор разноразмерных стеков и, собственно, особой разницы не почувствовала. Ну, кроме того, что железные инструменты все же лучше легкой кисточки и не менее легкого шарика.

Полезным инструментом, на мой взгляд, является роликовый нож. Я помню, как с удивлением изучала его, не зная куда применить, но потом оказалось, что таким ножом очень хорошо вырезать из раскатанного слоя глины нужные формы или делать углубления в глине для обкатки стебля. Впрочем, без этого инструмента можно прекрасно обойтись, но если вы его себе купите, то лишним он точно не будет. Главное – покупайте сразу стальной, а не пластмассовый.

Молды и каттеры

Вот уж куда можно сливать бесконечно свои денежки. Молды и каттеры значительно упрощают жизнь флориста, но если у вас нет бездонного мешка с золотом, то вам стоит десять раз подумать, прежде чем купить молд или каттер.

Молд – это отпечаток текстуры с лепестка или листика живого цветка, который мы используем для придания реалистичного сходства при лепке. Без молдов обойтись будет тяжело, но многие цветочки все же можно лепить и без них, поэтому не спешите покупать молды. Во-первых, они стоят дорого, во-вторых – их можно сделать самостоятельно.

Для этого вам понадобится:

Пластилин.

Эпоксидка или самый обычный силиконовый герметик.

Листик, с которого вы хотите сделать оттиск.

Сначала раскатайте кусочек пластилина и приложите к нему листик. Таким образом вы получите отпечаток. Вокруг этого отпечатка налепите еще пластилин в виде бортиков. В получившуюся «емкость» залейте подготовленную эпоксидную смолу или силиконовый герметик (не забудьте разровнять аккуратно герметик, чтобы он заполнил все углубления). Дайте высохнуть и уберите пластилин. Вот и весь сказ. Так же вы можете заказать из США силиконовую двухкомпонентную пасту, которая пригодна не только для создания различных оттисков, но и для изготовления форм для выпечки. Так что если вы попутно занимаетесь украшениями тортов, то можете смело создавать себе молды и для этого направления. Чтобы создать такой силиконовый молд, нужно смешать два компонента и сделать на образовавшейся массе, которая очень похожа на нашу полимерную глину, оттиск. Спустя несколько часов силикон застынет окончательно. И молдом можно будет пользоваться. Так же, летом и весной в качестве молдов можно использовать просто живую листву, но ближе к осени советую все же озаботиться запасом необходимых молдов.

Что же касается каттеров – формочки для цветов и листвы, то лично я считаю, что они убивают живость цветка, но иногда без них все же не обойтись. Одинаковые, скучные лепестки смотрятся не очень естественно там, где природа допускает диспропорции. Если вы пользуетесь катерами, не забывайте после этого поработать над каждым листиком и лепестком, добавив ему индивидуальность, немного изменить форму. Каттеры стоят очень дорого, и многие мастера делают их вручную из консервных банок, нарезая те на полосы и затем придавая им нужные формы. Некоторые каттеры довольно полезны, но без большинства все же можно обойтись или воспользоваться выкройками из картона, которые можно приложить к раскатанному кусочку глины и затем аккуратно вырезать ножницами или роликовым ножом. На первых парах каттеры вам не понадобятся, поэтому можете смело о них забыть.

Паста-машина
Я не буду рассказывать, какую машину лучше выбрать и как ею пользоваться. Могу сказать лишь одно – большинство паста-машин – это простые машинки для раскатки самого обычного теста разной толщины. Паста-машина вам не понадобится еще довольно долго, но если вы захотите ускорить процесс лепки цветов, чьи лепестки и листья нужно вырезать каттерами, то паста-машина значительно сэкономит вам время. Мало того – она раскатает равномерно ваш пласт глины и, что не менее важно – не оставит на ней ваших отпечатков пальчиков. Не забывайте, что в отличие от запекаемого пластика, наша полимерная глина очень липкая и может намотаться на ролики паста-машины. Поэтому лучше всего прокатывать глину в специальной пленке или «файле». И то и другое можно купить в любом магазине полимерной флористики вместе с паста-машиной.

Крем
На своих мастер-классах я часто сталкиваюсь с тем, что всегда в самом начале, когда я рассказываю об инструментах, возникает вопрос раньше времени «а зачем нужен крем и какой?». Во-первых, бытует ошибочное мнение, что кремом можно восстановить глину. Надо сказать, что я сама в это долгое время верила, пока не поняла на практике, что основной смысл крема заключается совсем в другом – он используется в тех случаях, когда ваша глина слишком липнет к рукам и инструментам. Так же она помогает немного, совсем немного восстановить эластичность глины, но не ее тягучесть. Это немного разные понятия. Чтобы восстановить саму глину, нужно вмешать в нее то, что она потеряла, став жесткой, а именно – воду. Крем, как более жидкая субстанция, чем сама глина, может отчасти вернуть эластичность, заменив собой воду, но в больших количествах крем приводит к нарушению структуры глины. И большому разочарованию со стороны творящего.

Какой крем нам подойдет? Да совершенно любой, содержащий глицерин. Я долгое время пользовалась «Бархатными ручками», а потом купила приятный на запах крем Pond"s, который имеется в больших количествах в магазинах полимерной флористики. Пожалуй, основное его достоинство – широкое горлышко банки.

Ну что же. Вот и все, пожалуй, что я хотела сообщить о материалах. Как вы видите, я рассказала очень коротко и мало, но мне кажется, что я сообщила самое главное:
- с какой глины лучше начать
- какие краски лучше купить
- какие инструменты могут пригодиться в начале
Остальное вы все узнаете сами, постепенно изучая техники, приемы, хитрости.

В следующей части я расскажу вам о том, как слепить красивый и реалистичный гиацинт.

Ну а пока что вам стоит запастись необходимыми для него материалами:

  1. Ну а пока что вам стоит запастись необходимыми для него материалами: Полимерная глина (можете сварить самостоятельно или приобрести полимерную глину Modena, Modern Clay, Thai Clay)
  2. Набор масляных красок «Сонет» 12 цветов маленький, кисточки №1, 2, 4 (синтетика или колонок, лучше плоские или овальные), N8 (пушистая круглая кисточка из очень мягкой синтетики), разбавитель
  3. Проволока №28х12 - 22 шт (так же подойдет проволока для бисера средней толщины, она должна выдержать вес цветочка и не согнуться от него пополам)
  4. Проволока №18х12 – 1 шт
  5. Клей ПВА (или латексный клей)
  6. Тейп-лента зеленого или коричневого цветов
  7. Ножницы маникюрные (желательно с прямыми кончиками)
  8. Стек базовый (или что-то, что его может заменить, например, спица)
  9. Терпение и хорошее настроение!

Если у вас есть какие-то вопросы, спрашивайте! Если я знаю на них ответы, то обязательно поделюсь информацией.

Украшения из керамики в современном мире достаточно сложно встретить. И именно это делает керамическую флористику ещё более красивым искусством. Ведь изделия, выполненные по данной технике очень уникальны и неповторимы, а также они красивы. Керамическая флористика – это не так сложно, как кажется для начинающих.

Технология керамической флористики преобразовалась. Обучение данной технике стало намного проще, чем раньше. Такое упрощение вызвано прежде всего развитием химии и получением полимерной глины, которая не требует обжигания – одного из самых сложных процессов в керамике.

Изучаем керамическую флористику: что можно сделать для начинающих

На фото выше можно видеть примеры керамической флористики. Данные цветы не правда красивы? Их практически не отличить от живых, но прикосновения к их лепесткам развеют прекрасную иллюзию.

Использование керамических цветов практически ничем не ограничено. Главным ограничителем будет ваша фантазия. Наш мастер класс постарается раскрыть весь спектр способов использования цветов. Небольшими цветочками можно украсить разные мелкие украшения: браслеты, венки, кулоны. Керамическая флористика способна до неузнаваемости преобразовать предмет, к которому вы уже привыкли и устали видеть его в том же виде. А украшение, сделанное своими руками будет носить в несколько раз приятнее, осознавая, что вы сделали это своими руками.

Многие предметы мебели декорируются керамическими цветами. Даже самую старую мебель можно оживить и подарить ей вторую жизнь. Лампы, светильники, что вообще может быть не украшено такими цветами? Наверное, ничего. Керамическая флористика позволяет делать не только розы и другие различные цветы, но и другие мелкие элементы, например, колокольчик.

Можно сделать букет и поставить его на стол в вазу, сделанную из холодного фарфора. Или установить его другим способом. Хороший способ показан на первой фотографии в данном подзаголовке.

Пробуем сделать сакуру для украшения колье и серёжек

Для данных цветов нам потребуются следующие материалы:

  • Полимерная глина розового, зелёного и белого цвета
  • Нож и другие инструменты, необходимые для работы с глиной
  • Проволока
  • Небольшой бисер
  • Разнообразные украшения

Наше колье буде составным. Для начала нам необходимо сформировать все цветы и их листья по отдельности. После их формирования вы должны будете их обжечь, даже если используете полимерную глину, обжечь придётся в духовке. После обжига все элементы собираются во едино.

Старайтесь сделать цветовой переход максимально аккуратным. Розовый цвет должен плавно переходить в белый.

Перед обжигом обязательно не забудьте сделать отверстия для креплений.

Обжигать необходимо в течении пятнадцати – двадцати минут при температуре сто тридцать градусов.

Мастерим самостоятельно красивую розу из полимерной глины

Для выполнения данного изделия нам потребуются следующие материалы:

  • Полимерная глина. Нам необходимо взять два цвета: красный и зелёный
  • Блёстки. Потребуются нам для придания эффекта позолоченной поверхности и для придания эффекта мерцания
  • Небольшой пластиковый стаканчик
  • Кисточка
  • Акриловый лак

Сначала делаем цветы и листочки. Не забываем проделать отверстия для крепления до того, как заготовки пройдут обжиг. Обжиг, в зависимости от глины, производим на протяжении получаса, при температуре 120 градусов. Заметим, что время и температура могут варьироваться.

Всегда помните, что всю работу с глиной необходимо выполнять в перчатка. В ином случае на глине будут оставаться отпечатки ваших пальцев. Конечно их можно использовать как украшение, но это надо очень хорошо фантазировать.

Сначала делаем глину на кусочки, которые будут заготовками для лепки листьев. Начинаем соединение с самых маленьких лепестков. По мере их соединения начинаем крепить к ним более крупные. Таким образом мы будем формировать цветок. После того, как все цветы будут сделаны, необходимо собрать конструкцию в едино и приделать к букету карабин. Всё это необходимо сделать до обжигания. В ином случае прикрепить цветы будет очень сложно, а может быть и невозможно вовсе.

Видео по теме статьи

Керамическая флористика – это не очень сложно, главное – иметь желание и стараться. Следующие видео докажут вам это.