Компании по разработке мобильных приложений: тонкости выбора. Приложения для бизнеса: виды и план разработки Бизнес по разработке мобильных приложений

Жданова Ксения Денисовна

Факультет Математической Экономики, Статистики и Информатики, РЭУ им. Г.В. Плеханова Москва, Россия

Аннотация: «Вы когда-нибудь сталкивались с такой проблемой: Ваши родители используют Viber, друзья WhatsApp и Telegramm, а коллеги по работе пользуются исключительно Facebook? Если Ваш ответ “да”, то наше приложение «&WVTF» специально для Вас!» Ценность данной идеи заключается в том, что человек, использующий сразу несколько программных продуктов, таких как Viber, WhatsApp, Telegramm и Facebook, сможет общаться со всеми контактами из одного приложения, без необходимости переключаться между несколькими программами.

Ключевые слова: Бизнес-план, Бизнес-модель А. Остервальдера, мобильное приложение, Инвестирование, инновационная модель

Developing a business plan of mobile applications &WVTF

Zhdanova Ksenia Denisovna

Faculty of Mathematical Economics, Statistics and Informatics Plekhanov Russian University of Economics Moscow, Russia

Abstract: The purpose of the project - to create a unique mobile application to aggregate messages from different messengers. "Have you ever faced such a problem: your parents use Viber, WhatsApp and friends Telegramm, and colleagues are extremely Facebook? If your answer is "yes", then our application «& WVTF» especially for you!" The value of this idea is that a person using multiple software products, such as Viber, WhatsApp, Telegramm and Facebook, will be able to chat with all your contacts from a single application, without the need to switch between multiple programs.

Keywords: The business plan, business model of A.Ostervalder, mobile application, investment, innovation model

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Бизнес-идея заключается в создании приложения, агрегирующего в себя самые популярные мессенджеры.

Наше предприятие будет заниматься производством, реализацией и сопровождением мобильного приложения &WVTF, которое будет агрегировать в себя сразу несколько популярных мессенджеров, таких как:

1) WHATSAPP,

2) VIBER,

3) Facebook,

4) ТЕЛЕГРАММ

Цель данного проекта - создание уникального мобильного приложения для агрегирования сообщений из разных мессенджеров.

Нашими покупателями будут люди, которые пользуются сразу несколькими мессенджерами, потому что собеседники используют различные программы (в силу особенностей операционной системы телефона и предпочтений). Таким образом, люди смогут общаться без необходимости переключаться между разными программами и окнами. Покупателями будут являться как пользователи IOS, так и пользователи Android. Возрастной сегмент покупателей - от 7 до 99 лет.

Доносить информацию до клиентов мы будем через сеть интернет, а именно через приложения AppStore и GooglePlay. Реклама с помощью группа Вконтакте и Яндекс.Директ

Нашими конкурентами являются приложения Nimbuzz и Snowball. Основным отличием являются мессенджеры, включенные в наше приложение. Это самые популярные мессенджеры.

Долгосрочными перспективами являются:

  • Увеличение количества клиентов
  • Добавление самых популярных и востребованных мессенджеров в наше приложение, т.е. развитие мобильного приложения.

Потребности в стартовом финансировании и доход после реализации проекта:

Стартовый капитал = 300 000 рублей

За первый МЕСЯЦ работы планируется продать 5000 платных версий приложения по цене 1$/версия. Таким образом, доход от продаж за первый месяц составит 300 000 рублей.

При продаже бесплатных версий, в которых появляется всплывающая реклама планируется доход за первый месяц в размере 100 000 рублей.

Предположим, что начиная со 2 месяца от старта продаж, планируется продавать 2500 приложений в месяц, доход будет равен 150 000 рублей + доход от продаж 100 000 рублей = 250 000 рублей в месяц. ИТОГО = 400 000 + 11*250 000 = 400 000 + 2 750 000 = 3 150 000 рублей

Организационно-правовая форма предприятия - Индивидуальный предприниматель

Для реализации проекта планируется привлечь 5 наемных работников:

1. Главный программист,

2. Программист,

3. Специалист технической поддержки (2 сотрудника),

4. Менеджер.

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Тип нашего инвестиционного проекта – создание проекта «с нуля», т.к. проект инновационный и предыдущих версий не имеет.

На данный момент проект находится на стадии «Сбор команда» и «Создание концепции».

На момент запуска планируется реализовать проект по всей территории РФ, а после успешного запуска мы планирует расширить территорию действия и позволить пользоваться нашим приложением по всему миру.

Цель данного проекта - создание уникального мобильного приложения для агрегирования сообщений из разных мессенджеров.

Как родилась наша бизнес-идея: «Вы когда-нибудь сталкивались с такой проблемой: Ваши родители используют Viber, друзья WhatsApp и Telegramm, а коллеги по работе пользуются исключительно Facebook? Если Ваш ответ “да”, то наше приложение «&WVTF » специально для Вас!»

Ценность данной идеи заключается в том, что человек, использующий сразу несколько программных продуктов, таких как Viber, WhatsApp, Telegramm и Facebook, сможет общаться со всеми контактами из одного приложения, без необходимости переключаться между несколькими программами.

Для достижения цели нашего проекта необходимо подписать контракты на предоставление серверов компаний Viber, WhatsApp, Telegramm и Facebook. Осуществляться это будет посредством API (интерфейс программирования приложений). API определяет функциональность, которую предоставляет программа (модуль, библиотека), при этом API позволяет абстрагироваться от того, как именно эта функциональность реализована.

Срок достижения цели проекта – от начала создания приложения до публикации приложений в AppStore и GooglePlay не будет превышать 2 месяцев.

3. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА

История:

Истории о заемщике не существует, т.к. это первый стартап.

Основные участники проекта:

  • Главный программист
  • Программист

Порядок взаимодействия в проекте – учредитель бизнеса (он же менеджер) заключает контракт с вышеперечисленными специалистами, оговаривая их должностные обязанности.

Менеджер обязан написать ТЗ по ГОСТу № 34 и передать его главному программисту, а также заключить контракты на доступ к серверам WhatsApp, Viber, Telegram, FaceBook. В свою очередь, главный программист вводит в курс дела программиста для начала создания приложения. Спустя отведенный срок, программисты обязаны показать предварительный вариант менеджеру для согласования и дальнейшей работы.

Организационный план:

Необходим стартовый капитал 300 000 рублей, который будет профинансирован учредителем бизнеса.

Первые 2 месяца будет происходить трата стартового капитала, далее стартап начинает приносить прибыль.

Таблица 1. Подсчет необходимых инвестиций

Расходы на персонал

Должность

Сумма заработной платы в месяц, руб

Главный программист

Программист

Специалист технической поддержки (2 человека)

Менеджер по продажам/заключению контрактов

Итого расходов на персонал

Расходы на оборудование (не предусмотрены)

Расходы на аренду (не предусмотрены)

Расходы на заключение контрактов (доступ к серверам)

WhatsApp

Telegram

FaceBook

Расходы ИТОГО


4. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

Продуктовая программа:

Мы предлагаем Вам новый мессенджер &WVTF:

1) Удобный интуитивно понятный интерфейс

2) Возможность приобрести бесплатную версию

3) Экономьте заряд батареи и память в смартфоне, используя один мессенджер вместо 4ех!

4) Наше приложение доступно для смартфонов на базе Android и IOS

5) Возможность использовать одно приложение вместо 4, не теряя функциональность всех программ

Мы предоставим 2 вида нашего приложения:

a. Cайт iphones.ru бесплатно (на стадии тестирования)

b. Сайт appleinsider.ru/obzory-prilozhenij –платно

c. Сайт appstudio.org/ios-apps - платно (7000 рублей )

2) Для пользоваталей Android:

a. Сайт androidinsider.ru – платно

b. Сайт ferra.ru/ru/apps/ - платно

c. Сайт android4all.ru/soft - бесплатно

1. Сбор команды

2. Оплата услуг программиста

3. Написание приложений для операционных систем IOS и Android

4. Получение патента на приложение

6. Внедрение приложений в Google Play и AppStore

7. Развитие маркетинговой стратегии для привлечения новых клиентов

8. Техническая поддержка пользователей

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН (ПРОГНОЗНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ)

Показатели эффективности проекта:

1) DPBP (ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ). Это время, за которое приведенный к текущему моменту (продисконтированный) чистый денежный поток проекта превысит первоначальные инвестиции. Этот показатель отражает период, по завершении которого возвращаются все вложенные в проект деньги при условии корректного выбора ставки дисконтирования. Показатель не должен превышать длительность проекта, иначе проект будет считаться нерентабельным.

2) NPV (ЧИСТЫЙ ПРИВЕДЕННЫЙ ДОХОД). Один из ключевых показателей проекта, представляющий собой приведенную к текущему моменту (продисконтированную) сумму чистых денежных потоков от реализации проекта (разницу между всеми денежными притоками и оттоками), вычисленную с учетом ожидаемого изменения стоимости денег. Показывает абсолютную величину денежных средств (доходов), которые банк или инвестор получит от вложения денег в Ваш проект. Позволяет сравнивать проекты равной длительности и учитывает их масштаб. Чтобы проект считался рентабельным, этот показатель должен быть, как минимум, больше нуля.

3) IRR (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ). Наряду с NPV, является одним из ключевых показателей проекта и характеризует степень доходности вложенных денег с учетом временного фактора и при условии полного покрытия всех расходов по проекту за счет доходов. Рассчитывается как барьерная ставка –ставка дисконта, при которой NPV проекта равен 0. IRR позволяет сопоставить эффективность инвестиций в проект с альтернативными вариантами финансовых вложений (например, в другие, более выгодные проекты) и показывает относительную доходность проекта на единицу вложенных средств. Этот показатель должен превышать ставку дисконтирования.

4) PI (ИНДЕКС ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРОЕКТА). Также является одним из ключевых показателей проекта и рассчитывается как отношение NPV к первоначальным инвестициям. Показывает относительную доходность проекта по сравнению с другими проектами, предусматривающими сопоставимый объем первоначальных инвестиций. При значении индекса равном единице или меньших значениях проигрывает другим проектам и вложениям и фактически делает проект малоинтересным для банка или инвестора.

Объем инвестиций:

Мобильные приложения в последнее десятилетие стали играть большую роль в жизни людей. Их функции зачастую кажутся незначительными, но, тем не менее, они помогают пользователям смартфонов и планшетов решать различные повседневные задачи. Создание даже простого мобильного приложения – кропотливый и упорный труд, отнимающий большое количество времени, сил и вовсе не гарантирующий высокую прибыль в будущем. Однако по-настоящему качественные и нужные приложения могут «выстрелить» в AppStore или GooglePlay и принести своим разработчикам немало денег. Предлагаем начинающим предпринимателям обратить свое внимание на типовой бизнес-план по разработке мобильных приложений с расчетами, который представлен в данном материале. Он, в первую очередь, поможет сориентироваться в финансовой стороне вопроса и понять, «стоит ли игра свеч».

Вложения на старте бизнеса по разработке мобильных приложений потребуется сделать в размере 350 тысяч рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы с нуля построить стабильный бизнес в данной высокотехнологичной сфере. Источником первоначальных инвестиций могут стать как личные накопления начинающего разработчика, так и кредитные средства, полученные в банке.

Краткое описание концепции

Бизнес по созданию приложений для мобильных платформ, пример организации которого представлен в этой статье, нужно зарегистрировать как ИП. Лучшая форма налогообложения для подобного бизнеса – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% (доход минус расход). Декларации в данной системе заполняются практически интуитивно, поэтому фирме не потребуется помощь профессионального бухгалтера. Обработку финансовых отчетов лучше всего делать, пользуясь услугами онлайн-бухгалтерии. Официальная регистрация бизнеса по разработке мобильных приложений не обойдется без выбора соответствующих кодов ОКВЭД:

  • 62.0 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги».
  • 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения».

Сколько нужно вложить в открытие

Затраты, которые неизбежны на начальном этапе становления бизнеса по разработке мобильных приложений, представлены в следующей таблице:

Неудивительно, что главными статьями расходов станут закупка компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения. Специфика данного бизнеса обязывает предпринимателя уделять особое внимание качеству техники и ПО. Ведь оборудование, на котором происходит разработка мобильных приложений, просто обязано работать стабильно и без сбоев, а информация должна быть хорошо защищена.

Производственный план

Офис компании-разработчика мобильных приложений представляет собой компактное помещение, площадь которого не превышает 40 квадратных метров. Каких-то особых требований к месторасположению офиса нет. Он может находиться как в современном бизнес-центре, так и в полуподвальном помещении в старой части города. Главное, чтобы к помещению офиса были подведены все необходимые коммуникации и стабильный высокоскоростной интернет.

Также предпринимателю следует позаботиться об обеспечении безопасности офиса, так как в нем будет находиться дорогостоящее оборудование и важные данные о разработке. Можно заключить договор с охранным агентством или просто установить прочные решетки на окна и добротную металлическую дверь.

Маркетинговый план

Что касается маркетинга и продвижения мобильных приложений для смартфона и планшета, то тут все предельно просто – рекламу можно заказать в AppStore и GooglePlay по весьма приемлемой стоимости. Также хороший эффект дает реклама на раскрученных YouTube-каналах.

Стоимость одного скачивания среднестатистического мобильного приложения составляет 1,5 доллара, или примерно 100 рублей. Хорошие приложения быстро завоевывают популярность у пользователей, и вполне можно надеяться, что за месяц их могут скачать 5 000 раз и даже более. Соответственно, при таких темпах месячная выручка компании-разработчика может составить до полумиллиона рублей, а годовой «грязный» доход – до 6 миллионов «деревянных».

Персонал

График работы компании по разработке мобильных приложений представляет собой стандартную «пятидневку», но с некоторыми особенностями. Как правило, на завершающих этапах разработки мобильных приложений работа идет нон-стоп – без выходных и практически без перерывов. Этот нюанс стоит учесть предпринимателю, чтобы соответствующе вознаграждать преданных сотрудников в денежном эквиваленте. Ниже представлен наиболее оптимальный вариант расписания работы:

  • Понедельник – пятница: с 09:00 до 18:00.
  • Суббота – воскресенье: выходной.

Перечень сотрудников компании по разработке мобильных приложений приведен в нижеследующей таблице:

Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
1 Главный разработчик 1 40 000 40 000 480 000
2 Программист 2 60 000 60 000 720 000
3 Специалист техподдержки 1 25 000 25 000 300 000
4 Менеджер-маркетолог 1 30 000 30 000 360 000
ИТОГО 155 000 1 860 000

Расчеты доходов и расходов

Со списком ежемесячных расходов компании по разработке мобильных приложений вы можете ознакомиться в данной таблице:

Доходность компании по разработке приложений для мобильных платформ приведена в этой таблице:

Как показывают наши расчеты, сумма чистой годовой прибыли компании, которая занимается разработкой мобильных приложений, после уплаты налогов, составит 2,8 миллиона рублей. Это при условии высокого качества приложений и срока разработки каждого из них не более трех месяцев. Соответственно, рентабельность данного бизнеса будет в районе 47% – отличный результат для молодой амбициозной компании.

Возможные риски

Бизнес по разработке мобильных приложений представляет собой очень рискованное занятие. Абсолютно все подводные камни данного начинания учесть невозможно, и довольно часто принцип «пан или пропал» сопровождает создание какого-либо приложения до конца его разработки. Ниже приведен перечень наиболее очевидных факторов риска, которые могут негативно сказаться на развитии этого бизнеса:

  • Утечка информации об особенностях проектов и, как следствие, возможное «заимствование» их концепции другими разработчиками.
  • Необходимость привлечения дополнительного финансирования при запуске дорогостоящих или длительных по времени разработки проектов.
  • Увеличение сроков разработки отдельных приложений, сопряженное с дополнительными расходами.
  • Недостаточный уровень квалификации сотрудников, их некомпетентность в узкоспециализированных аспектах работы над созданием мобильных приложений.

В заключение отметим, что разработчики, которые «горят» своим делом и создают действительно качественные программные продукты для мобильных платформ, никогда не остаются «в минусе». Мировая практика это прекрасно доказывает.


Перед вами - набор типичных этапов в создании мобильного приложения с нуля, которые студия Componentix практикует к своей деятельности.

Бизнес-анализ целевого рынка

На этом этапе заказчику стоит определиться, зачем он планирует использовать приложение, какова итоговая цель разработки мобильного инструмента коммуникации с аудиторией. Вот перечень ориентировочных вопросов, на которые стоит найти ответы, прежде чем формулировать ТЗ и заказывать разработку приложения:

  • Каких целей вы планируете достичь посредством создания и релиза собственного мобильного приложения?
  • Планируются ли продажи / конверсия переходов в продажу товаров и услуг в рамках приложения?
  • Кто ваша целевая аудитория и за счет кого она может пополниться?
  • Насколько высока конкуренция в сфере, в которой вы планируете работать (в том числе - с приложением)?
  • Какими приложениями пользуется ваша аудитория и аудитория ваших конкурентов, пересекаются ли они между собой? Готовы ли они пользоваться вашим приложением вместо приложений-аналогов?
  • Каков бюджет на разработку и продвижение полученного приложения?
Выработка согласованного решения

Перед началом разработки необходимо получить от заказчика техническое задание (ТЗ) или предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу.

После получения заполненного брифа и / или ТЗ можно приступать к прототипированию и составлению пользовательских профилей для оценки возможностей итогового продукта.

На основе видения дизайнера, бизнес-оценки и согласования подробностей ТЗ можно запускать процесс разработки.

Прототипирование

Прототипы разрабатываются дизайнером и мгут быть как статическими, так и интерактивными. Для этого можно воспользоваться одним или несколькими инструментами для прототипирования, о которых мы рассказывали ранее .

Статические прототипы и интерактивные макеты должны составляться с учетом технической и программной базы, которую планируется использовать для создания приложения.

Написание кода и внедрение технологий

С готовым дизайном приложение переходит к разработчикам: им предстоит на основе языков программирования, фреймворков и различных технологий создать мобильное приложение в соответствии с ТЗ, брифом и утвержденным прототипом.

Тестирование

На различных этапах разработки приложения обязательным является внутреннее тестирование приложения как на симуляторах, так и на реальных устройствах. Цель тестирования - убедиться, что взаимодействие приложения с аппаратной и программной платформой смартфонов и планшетов будет именно таким, как предполагалось на этапе прототипирования.

Создание предрелизной версии

В результате серии тестов и доработок приложения должна быть получена рабочая версия приложения. Именно эту версию и предстоит добавить в магазин приложений: Apple App Store, Google Play, магазин приложений Windows Phone (в зависимости от того, для какой платформы ведется разработка) или любой аналогичный сервис для дистрибуции приложений.

Добавление приложения в магазин

Финальный этап работы студии - добавление приложения на ревью в один из указанных выше магазинов приложений (в случае Componentix речь идет об App Store или о Google Play).

Необязательный этап: дальнейшая техническая поддержка и маркетинговое продвижение приложения

Поскольку эти услуги предоставляются отдельно от основного пакета услуг, то и оплачиваются отдельно. Помимо маркетинга и техподдержки возможно также размещение приложения в App Store или Google Play от имени заказчика (услуга White Label), обеспечение серверной поддержки для приложения.

Если вы готовы заказать пакет основных и / или дополнительных услуг по разработке нативного приложения - пишите: мы обсудим с вами сроки, стоимость, поможем составить ТЗ и заполнить бриф . И уже спустя месяц-другой у вас появится собственное мобильное приложение для iPhone, iPad или Android-смартфонов и планшетов.

Вы узнаете:

  • Какие мобильные приложения будут полезны клиентам вашей компании.
  • Где заказать разработку мобильного приложения для своего бизнеса.
  • Как продвигать мобильное приложение для бизнеса.
  • Как развивать бизнес через внутренние мобильные приложения.

Нужны ли рядовому предпринимателю, который не имеет представления о мобильном маркетинге, приложения для бизнеса? Сегодня значительное количество людей (более одной трети) на постсоветском пространстве являются активными пользователями современных цифровых гаджетов: планшетов, смартфонов. На западе и в странах Азии таких людей еще больше, а рынок мобильных приложений развивается огромными темпами.

Все мобильные приложения, используемые для бизнеса, можно разделить на две группы:

  1. Программы, отвечающие внутренним потребностям компании.
  2. Приложения, решающие задачи бизнеса: увеличение продаж , повышение лояльности, маркетинговые цели, брендинг.

Наиболее распространены внутренние приложения, например, для автоматизации бизнеса (ресторанный и гостиничный бизнес, торговые центры) или оптимизации и повышения эффективности коллективной деятельности:

  • приложения, позволяющие иметь совместный доступ к рабочим документам;
  • программы для осуществления внутренней коммуникации: мессенджеры, трекеры;
  • мобильные версии корпоративных социальных сетей;

Наиболее распространенные мобильные приложения для клиентов

  1. Мобильная программа лояльности . Такие приложения используются все чаще в качестве замены карточек постоянных клиентов.
  2. Приложения в дополнение к онлайн-услугам компании : мобильные витрины, интернет-каталоги, магазины; приложения для покупки билетов; онлайн-банкинг; трекеры статусов доставки товаров.

Привычные схемы, работающие на сайтах и в традиционных онлайн-магазинах, к сожалению, неприменимы в мобильной сфере. В этом заключается главное препятствие для активного использования приложений для маркетинга, брендинга и повышения продаж.

Вряд ли клиент станет загружать в свой телефон программу с визитной карточкой компании, когда всё это легко и доступно в мобильном браузере. Это серьезно затрудняет работу многих предприятий, желающих развиваться в IT-сфере.

Когда пора задуматься о разработке мобильного приложения для вашего бизнеса

Безусловно, не любой компании обязательно нужны мобильные приложения для бизнеса. Однако некоторым нишам рынка программы для смартфонов будут очень полезны в плане повышения лояльности клиентов для увеличения продаж. Это такие области, как:

  • туризм (поиск отелей, курортов, бронирование билетов, интерактивные карты);
  • медицина (онлайн-запись к врачу, перечень услуг и прайс, вызов врача на дом);
  • автомобильный бизнес (прокат, автомойка, дилерские сети);
  • заведения общепита: рестораны, кафе и т. д. (акции, меню, заказ доставки);
  • индустрия красоты (запись к специалистам, интерактивный прайс, информация об услугах);
  • службы доставки и магазины (каталоги товаров, оформление заказа, прайс);
  • сфера услуг;
  • фитнес (расписание занятий, прайсы, онлайн-запись, отзывы);
  • досуг (карты, онлайн-заявки на билеты, номера, столики и т. д.).

До того как заказать разработку мобильного бизнес-приложения, следует просчитать, принесет ли это ту пользу, которую вы ожидаете. Ведь подобная программа может как помочь развитию вашего дела, так и не принести никаких результатов.

Если вы уверены, что мобильное приложение будет способствовать повышению продаж, то следует тщательно подойти к поиску исполнителя. Ответьте на вопросы:

  • Для чего именно вы хотите разработать приложение?
  • Заинтересуются ли им клиенты вашего бизнеса, будут ли пользоваться приложением? Например, вряд ли мобильные приложения станут работать в случае, если основная доля потребителей - пенсионеры.
  • Сможете ли вы окупить затраты?

Мало только разработки мобильного приложения для бизнеса. Не менее важную роль играет его продвижение.

Другими словами, вам нужно будет активно привлекать внимание клиентов . Для этого необходимо планировать затраты.

Важны не только дизайн и функциональные возможности вашего приложения. Качество продукта и предоставляемого сервиса должно быть также на уровне. Уделяйте внимание рекламе, не позволяйте клиентам забыть о продукте, совершенствуйте приложение регулярно.

Не секрет, что многих пользователей часто раздражают очередные обновления, ведь они осложняют работу с программой. Следует провести тщательный анализ того, нуждается ли именно ваш продукт в разработке бизнес-приложения.

5 крутых приложений для творчества руководителя

Читайте обзор пяти крутых приложений для творчества, которые будут полезны любому руководителю, в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Разработка мобильного приложения как инструмент для развития бизнеса: преимущества

Увеличение продаж

Любой бизнес создается с целью получения прибыли, и маркетинговые инструменты также служат этой задаче.

Мобильные приложения для бизнеса направлены на то, чтобы повышать продажи компании за счет привлечения и сохранения целевой аудитории. Такие встроенные функции, как программа лояльности или отправка push-уведомлений, помогают в создании мотивации у клиентов на покупку ваших товаров или услуг. Кроме того, они могут оповещать о скидках и акциях.

Выходя из дома, человек старается не забыть о ключах, телефоне и кошельке. Таким образом, бизнес оказывается внутри телефонов клиентов и остается в их карманах. Контакт компании с покупателями происходит за счет того, что они пользуются мобильным приложением. Масштаб удивляет. Еще ни разу в истории человечества реклама не была такой доступной.

Отстройка от конкурентов

Многие компании для рекламы своего бизнеса используют разнообразные средства: флаеры, ролики в радиоэфире, смс-рассылки, интернет-сайты, соцсети. Если мы посмотрим в App Store и Goolge Play, то, скорее всего, найдем не более десяти бизнес-приложений в одном городе или целом регионе. Конкуренция в этой сфере практически нулевая.

Допустим, житель Воронежа хочет оформить доставку пиццы на дом со своего телефона. Google помогает ему найти мобильное приложение, которое автоматически закачивается на смартфон. Через компьютер это происходит не так быстро (из-за более высокой конкуренции), как через программу в телефоне. Компания «Яндекс» объявила о готовности настраивать рекламные пакеты в «Яндекс. Директ» для мобильных приложений.

Продвижение бизнеса при помощи программ смартфонов может происходить не только за счет различных маркетинговых мероприятий в Интернете.

Для расширения численности своих потребителей компания может дарить специальные бонусы за то, что клиент пользуется приложением. Такой инструмент мало кто применяет, а к бонусам и скидкам у людей очень хорошее отношение, их все любят. Мобильные устройства сегодня имеются у подавляющего количества населения. При помощи приложения запускаются рекламные акции, что помогает конкурировать с другими предприятиями и повышать лояльность целевой аудитории.

К примеру, какая-либо компания для привлечения к себе внимания дарит пожизненную скидку в размере 10 % на свою продукцию или услуги тому, кто установит мобильное приложение. Другим бонусом может стать бесплатная чашка кофе в каком-либо кафе в обмен на демонстрацию закачанного на мобильное устройство приложения. В этом случае все стороны остаются довольными: в кафе покупатель, скорее всего, закажет что-то в дополнение к своему кофе, что принесет прибыль. Кроме того, потребитель будет благодарен за подарок, и у компании станет на одного лояльного клиента больше.

Лояльность

Каким образом завоевать симпатии и доверие клиентов? Секрет прост: будьте полезными и незаменимыми для своих покупателей. Программы лояльности могут посодействовать в разработке разных бонусов и подарков - клиенты, как правило, это очень любят. Это будет способствовать росту сбыта и стимулированию повторных продаж. Так, к примеру, в кафе могут проходить самые разные акции типа «Каждая пятая чашка кофе бесплатно», «Каждый 10-й ужин в подарок». Это заставит человека посещать ваше заведение снова и снова, для того чтобы получить заветный бонус. Программа в смартфоне станет фиксировать визиты, и кафе будет увеличивать число лояльных клиентов.

Еще одно преимущество мобильного приложения для бизнеса: больше не нужно забивать свой кошелек многочисленными карточками клиентов. Нужная программа находится в вашем телефоне, который всегда с вами.

Формирование доверия клиентов посредством push-уведомлений

Поэтапная разработка мобильных приложений для бизнеса

Этап 1. Бизнес-анализ целевого рынка. Данный этап предназначен для того, чтобы заказчик мог понять для себя и определить, зачем ему необходимо приложение для бизнеса, с какой целью он будет использовать мобильный инструмент общения со своими клиентами. Еще до того как создавать ТЗ для исполнителя программы, заказчику следует поразмыслить над некоторыми важными вопросами:

  • Какая ваша основная цель в разработке и запуске мобильного приложения для бизнеса?
  • Планируете ли вы осуществлять продажи при помощи вашего приложения для бизнеса?
  • Как именно выглядит ваша целевая аудитория? Кто может пополнить ее ряды?
  • Существует ли конкуренция в той сфере деятельности, в которой вы хотите работать с приложением, и насколько она серьезна?
  • Пользуются ли ваши потребители уже какими-то приложениями? Клиенты ваших конкурентов? Есть ли приложения, которыми пользуются и те, и другие? Будут ли готовы клиенты перейти от своих программ к аналоговым?
  • Сколько необходимо потратить денег на создание и продвижение вашего приложения для бизнеса?

Этап 2. Выработка согласованного решения. Важным шагом на начальном этапе становится подготовка технического задания. Если у заказчика нет готового ТЗ, то исполнитель может предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу. Следующим шагом будет прототипирование и составление профилей пользователей для оценки готового продукта. После того как подготовлено ТЗ, задачи согласованы с дизайнером и проведена оценка рентабельности, можно приступать собственно к самому процессу разработки бизнес-приложения.

Этап 3. Предварительная оценка стоимости разработки. На этом этапе происходит оценка того, как долго будет идти работа над приложением, к каким специалистам необходимо обратиться.

Итоговая цена не обязательно будет совпадать с предварительными расчетами. В конечном итоге стоимость приложения может оказаться как больше, так и меньше того, что предполагалось. Техническое задание способно помочь определить сумму для разработки бизнес-приложения наиболее точно.

После всех предварительных действий процесс создания программы берет под свой контроль ответственный специалист, который следит за ходом работы и отвечает на все вопросы.

Этап 4. Проектирование прототипа. Для демонстрации работы программы необходим прототип, или, по-другому, модель приложения. Она может быть статичной или интерактивной: с активными кнопками и возможностями переходов. Это работа аналитика. Его задача - продумать логику функционирования программы и роль пользователя в ней (user story). Маркетинговый отдел поможет внести коррективы в идею в соответствии с особенностями целевой аудитории и задачами, которые будут решаться при помощи мобильного приложения.

По окончании своей работы аналитик обсуждает с заказчиком модели, корректирует некоторые моменты и передает эстафету дизайнеру. В задачи последнего входит выбор стиля и оформления для приложения.

Этап 5. Разработка первого релиза продукта. В соответствии с техническим заданием разработчики выпускают пилотный проект мобильного приложения для бизнеса. Если он сложный, то лучше всего создать сначала вариант MVP - минимальную жизнеспособную версию программы , которая позволит понять, как клиенты будут реагировать на ваш продукт. Аналитик поможет разобраться с необходимым набором функций для приложения. При необходимости можно создать управляющий сервер и API-сервис для передачи данных между сервером и программой.

Этап 6. Тестирование. Тестирование приложения для бизнеса - это необходимый шаг в процессе создания качественного продукта. Его можно выполнить на симуляторах и на реальных устройствах. Главная цель этого этапа: удостовериться в том, что работа приложения с аппаратной и программной платформой будет соответствовать запланированной модели.

Этап 7. Публикация. Новое приложение публикуется, как правило, в личном аккаунте заказчика сервисов Google Play Market и App Store. Для создания аккаунта в Google Play Market необходимо сделать регистрационный взнос в размере $25. В AppStore он будет стоить $99, и потребуется 2 недели для подтверждения регистрации. Кроме того, сбор для App Store является ежегодным.

Этап 8. Техническая поддержка. По желанию заказчика могут быть предоставлены дополнительный сервис: техподдержка приложения, выпуск новых версий для обновленных мобильных ОС, услуги по маркетингу и рекламе. Кроме этого, можно разместить приложения в App Store или Google Play на аккаунтах заказчика. Все это производится за отдельную плату.

  • Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Где лучше заказать разработку бизнес-приложения

Есть разные варианты того, куда можно обратиться, если вы хотите заказать разработку бизнес-приложения. Это может быть компания, специализирующаяся на таких услугах, или отдельный специалист-фрилансер, а также вы можете разработать программу самостоятельно. Что выбрать - зависит только от вас. Во всех перечисленных вариантах есть как и преимущества, так и недостатки.

Найти фрилансера для такой работы ничуть не труднее, чем специалиста для создания лэндинга. Важно, чтобы он умел программировать на коде платформы. Работая с фрилансером, вы сможете существенно сэкономить свои затраты (от 20 до 40 %). Но при этом высока вероятность того, что при выполнении заказа будут проблемы: фрилансеры не всегда четко соблюдают сроки и требования к работе.

Профильная компания справится с заказом на отлично, однако и стоить это будет немало. Доработка любого элемента или внесение малейших изменений также будут платными. А без них в этой деятельности не обойтись. В итоге за большие деньги вы получите качественные услуги.

Следует рассчитывать примерно на 10 тысяч долларов (по самым грубым подсчетам) за разработку полноценного бизнес-приложения. Заказчик оплачивает:

  • работу специалистов над техническим заданием. Обеим сторонам важно понять, для чего именно будет создаваться приложение;
  • внешний вид продукта;
  • программирование и создание рабочей модели приложения;
  • тестирование продукта. Работа по исправлению возможных ошибок.

Итоговая стоимость проекта будет определяться масштабами тех вопросов, которые должны быть решены при использовании программы.

Помимо всех названных вариантов, существует возможность разработки бизнес-приложения при помощи конструктора. Такой способ больше подойдет для простых программ с небольшим набором функций.

  1. Flipcat.net (русский).
  2. Mobiumapps.com (русский).
  3. Russia.ibuildapp.com (русский.
  4. Brightmobile.ru (русский).
  5. Goodbarber.com (английский).
  6. Appmakr.com (английский).
  7. Kickappbuilder.com (английский).

Все эти сервисы платные: английские - сложнее и дороже, русские - проще и дешевле. На каждом сайте можно найти возможность бесплатного тестового периода, поэтому можно опытным путем определить, какой из этих ресурсов подходит именно вам.

Что нужно учитывать, разрабатывая приложения для бизнеса

  1. Стоимость услуг по созданию мобильного приложения для бизнеса гораздо выше, чем по разработке веб-приложения или сайта. А окупаются, как правило, лучше сайты, чем мобильные программы.
  2. Мобильные приложения для бизнеса- это инвестиции с прицелом на будущее. Может показаться, что такие программы не играют сегодня решающей роли в плане конкуренции. Но имейте в виду, что рынок мобильных устройств очень быстро развивается и важно идти с ним в ногу, чтобы не терять лидерские позиции.
  3. Статистика показывает, что в среднем на каждое мобильное устройство приходится сегодня примерно 26 мобильных приложений, 10 из которых - это соцсети, мессенджеры, метео- и почтовые сервисы. Остальные места - для ваших программ или конкурентов в качестве игр и прочих сервисов. Как вы понимаете, приложения-визитки остаются без шансов.
  4. Мобильный телефон сегодня - это личное пространство пользователя. Точно так же, как люди не желают заполнять свои карманы мусором и бесполезными материалами, они не хотят загружать информационным балластом память своего телефона. Поэтому разрабатывайте качественный и полезный продукт для того, чтобы завоевать доверие ваших клиентов.

По итогам этих пунктов можем выстроить логическую цепочку: Клиенты любят бесплатные приложения → Предоставляемые безвозмездно программы будут окупаться за счет рекламы → Можно инвестировать в создание, развитие и продвижение полезных и бесплатных брендированных приложений для бизнеса, которые не будут содержать сторонней рекламы.

Например, компании по поставке питьевой воды можно заказать калькулятор для определения водного баланса в организме человека или фитнес-программу. Тот, кто занимается продажей детских товаров, может задуматься о создании продукта с полезной информацией для родителей или обучающими играми для детей.

Если говорить о показателях качества работы приложения для бизнеса, то это следующие моменты:

  • отсутствие сбоев;
  • количество дневной и месячной аудитории;
  • удержание (retention).

Последний пункт можно отнести к самым важным, поскольку он показывает, сколько клиентов готовы будут пользоваться приложением на регулярной основе. Нелегко добиться высокого уровня этого индекса. Как правило, около одной трети (26 %) людей не заинтересовываются приложением и удаляют его со своего мобильного устройства. Даже если половина пользователей продолжит работать с программой - это будет считаться хорошим результатом.

Как продвигать мобильное приложение для бизнеса

Метод 1. Оптимизация по требованию маркета.

Под оптимизацией понимается эксклюзивное название приложения и наличие ключевых слов в его описании. Кроме того, для попадания в топ важно количество скачиваний и место в рейтинге клиентов. Не забывайте своевременно обновлять приложение для бизнеса: устаревшие версии удаляются как из поиска, так и из каталогов.

  • интегрируйте рекламу в популярные программы;
  • разбейте целевую аудиторию на категории по интересам, выбрав самые известные и востребованные приложения;
  • установите на них свои баннеры.

С этими задачами вам поможет справиться Google AdWords.

Метод 3. Контент-маркетинг. Расскажите о себе миру. Выясните, на каких ресурсах больше всего времени проводят ваши клиенты, и размещайте там свои гостевые посты с информацией о плюсах и особенностях вашего приложения. Для этого вам нужно:

  • выкладывать видео,
  • создавать аудио-подкасты,
  • снимать видео для особых целей,
  • проявлять активность в соцсетях.

Старайтесь пользоваться контент-маркетингом продуманно и комплексно, применяя различные возможности, которые в нем есть: гостевые посты, SMM, видео-маркетинг и др.

Метод 4. Работа с лидерами мнений. Лидеры мнений могут стать большими помощниками в продвижении вашего продукта. У любой аудитории есть несколько людей, к точке зрения и оценочным суждениям которых прислушивается большинство. В этом случае вам важно добиться высокой оценки вашего приложения от лидеров мнений, и тогда естественным образом, благодаря их рассказам и впечатлениям, очень быстро о вашем продукте узнают многие другие.

Метод 5. Промо-сайт. Официальное представительство в сети (будь то самостоятельный промо-сайт или же отдельная страница внутри основного ресурса компании) окажется очень большим подспорьем в продвижении вашего мобильного приложения для бизнеса. На эффективность повлияет вид программы: стартап или информационный элемент крупной компании.

Благодаря промо-сайту у вас появятся новые возможности для продвижения мобильного приложения. Например:

  • визуализации особенностей приложения;
  • создание инструкций по использованию мобильных программ;
  • контекстная реклама; таргетинг в социальных сетях;
  • WOW-эффект.

Сегодня нет недостатка в способах продвижения мобильных приложений для бизнеса, очень важно грамотно использовать их.

Как развивать бизнес через внутренние мобильные приложения: 3 успешных примера

Пример 1. Розничная торговля.

Сетевые продуктовые магазины «Вкусвилл» разработали мобильное базе и «1С:Предприятие» и внедрили в автоматизированную систему. Пилотный вариант программы создавался в течение 2,5 месяцев, ровно столько же ушло и на доведение рабочей версии.

Приложение используется в магазинах для того, чтобы отправлять отчеты. К примеру, в ситуации каких-то неполадок работник торговой точки делает фотоснимок поломки и отправляет его в главный офис.

Благодаря наличию изображения любые объяснения становятся излишними. Также программа позволяет проводить контроль над качеством продукции, возвратами, списаниями и др. При помощи сканера мобильного приложения, установленного на складе приемки товара, информация отправляется напрямую в базу данных.

Владелец сети утверждает, что благодаря использованию данного продукта экономятся миллионы рублей в месяц. На разработке программы также удалось сэкономить за счет того, что она создана на базе 1С. В другой специализированной фирме приложение стоило бы намного дороже.

Пример 2. Производство.

Завод «АтомЭнергоМаш технологии» установил приложение на базе iOS и «1С:Управление производственным предприятием», которым пользуются около 100 человек, работающих в цехах. Компания производит среди прочей продукции комплектующие для атомных реакторов. Это огромные изделия, напоминающие своими габаритами очень большой грузовик. Процесс изготовления полностью автоматизирован, но по причинам безопасности работники не могут пользоваться компьютерами непосредственно в цехах. Выходом стало мобильное приложение для бизнеса. Оно способно находить комплектующие по штрихкоду, сканировать, открывать доступ к технологическим картам. Используя эту программу, работники получают задания и отчитываются об их выполнении.

Пример 3. Оптовая торговля.

Компания по реализации медтехники «СиЭс Медика Поволжье» применяет в своей работе мобильное приложение на базе «1С:Управление торговлей 8» и «1С:Бухгалтерия предприятия 8». В частности, этой программой активно пользуются торговые представители нескольких подразделений фирмы. Приложение осуществляет различные функции: резервирование продукции на складе, прием и регистрацию заказов, заполнение авансовых отчетов. Внедрение программного продукта позволило торговым представителям проводить на 20 % больше встреч с клиентами.

Еще один пример успешного внедрения мобильного приложения для внутренней работы бизнеса

Алексей Светищев , руководитель дирекции информационных технологий компании «Велобайк», Москва

Работа нашей компании нацелена на то, чтобы на станциях всегда были в наличии велосипеды и свободные места. Больше велосипедов - больше клиентов, больше станций и свободных мест на них - больше довольных потребителей, которым не нужно наматывать лишние километры в поиске станции со свободным местом.

Для того чтобы решить свои главные задачи, нам потребовалось провести работу по улучшению логистики велосипедов и выявить оптимальное соотношение количества велосипедов и свободных мест на станциях. Нам удалось справиться с этим с помощью водителей-экспедиторов. Они пользуются мобильным приложением для бизнеса с 2016 года, что позволяет экономить временной ресурс и улучшает качество работы парка. Поделюсь с вами подробнее информацией о нашем приложении и особенностях его функционирования.

За каждым водителем закреплен определенный городской сектор. В его задачи входит объехать велостанции внутри этой зоны, осмотреть и оценить визуально велосипеды, привести в порядок, отмыть грязь или надписи. Те велосипеды, которые повреждены, отправить в ремонт. Водитель также может перемещать по мере необходимости велосипеды с одной станции на другую. Каждая из перечисленных операций должна отражаться в отчете водителя.

До установки приложения на базе «1С:Предприятие 8» мы пользовались таблицей Excel и программой учета. Но предыдущие способы отчетности не устраивали нас прежде всего потому, что не справлялись с большими объемами информации. Мобильное приложение на базе «Андроид» было установлено на специальные терминалы сбора данных, которые по габаритам и набору функций очень похожи на смартфон. Устройство оборудовано сканером для чтения штрихкодов и встроенной функцией навигатора. Стоимость одного такого терминала составляет около 35 000 рублей.

Перед тем как приступить к своим обязанностям, водитель получает у диспетчера терминал, заходит в приложение и авторизируется. Находясь на станции, он выбирает в программе операцию, которую будет выполнять.

Если это стандартная операция типа «привести велосипед в порядок», то водитель просто выбирает ее среди перечисленных в приложении. Для неординарных задач (например, «достать утонувший велосипед», «найти велосипед, брошенный в городе» и т. д.) есть специальный раздел «вне станции».

К примеру, водитель работает с операцией «перемещение»: забирает велосипед с одной станции и перевозит на другую. После выбора задачи в приложении он сканирует штрихкоды тех велосипедов, которые будет перемещать. Уже по прибытии на нужную станцию он отмечает операцию «выставил» и снова отражает при помощи сканирования штрихкоды велосипедов. Таким образом в базе данных сохраняется информация о местоположении конкретных велосипедов.

Обновления базы данных происходят каждые пять минут. Процесс этот протекает безошибочно, быстро и удобно.

Абсолютно каждый велосипед, станция и автомобиль оснащены штрихкодами. Они нужны нам были еще для работы предыдущих терминалов - аналогов нынешних. Их мы применяли только на складе для учета поступивших или выданных велосипедов.

Влияние приложения на качество работы бизнеса отразилось в следующих результатах.

1. Выросла скорость принятия решений. Информация с терминалов передается в базу данных, которой пользуется диспетчер. Кроме того, есть две карты, отражающие количество всех велосипедов и местоположение водителей. До недавнего времени два раза в день происходило поступление информации, сейчас всё осу

В 2008 году в руках Максима Волошина оказался первый iPhone. Новый продукт Apple так понравился, что вместе с коллегами Максим решил заняться разработкой приложений для Apple App Store. За первые три месяца мобильный IQ Test принёс разработчикам 4 тысячи долларов. Дальше было несколько игр. Но когда на рынок приложений вышли крупные игровые компании, продажи у стартапа упали. Тогда Redmadrobot решил создавать мобильные приложения на заказ. Сегодня среди клиентов компании - издательские дома, сотовые операторы и банки. В этом году выручка должна составить 90 миллионов рублей.

Redmadrobot

сфера деятельности: разработка мобильных приложений

Дата создания: ноябрь 2008 г.

Деньги на старт: 50 тысяч рублей


Идея бизнеса

Максим Волошин

основатель компании Redmadrobot

Когда мне было 18 лет, по вечерам я учился на инженера в МИРЭА, а днём работал курьером в дизайн-студии. Я был инициативным, поэтому скоро стал помощником менеджера, потом менеджером, к 25 годам - директором по проектам. Мы разрабатывали фирменный стиль, логотипы, брендбуки и прочее.

В студии я познакомился со специалистом по веб-интерфейсам Александром Алёхиным и менеджером проектов Николаем Сатункиным, с ними мы позже запустили Redmadrobot.

В 2008 вышел первый iPhone, мы тут же заказали из Америки три штуки. Через пару месяцев заработал App Store. Он был почти пустой, и мы подумали, почему бы нам не сделать пару приложений для iPhone.

Успех и разочарование

Самое простое, что можно было придумать, - это мобильный IQ Test. Здесь ничего не нужно было изобретать: готовый алгоритм, лёгкий интерфейс. Мы нашли программиста, купили ему белый MacBook за 30 тысяч рублей (без MacBook невозможно написать код под iOS) и заплатили 20 тысяч рублей за разработку. Это и был наш стартовый капитал.

Зарегистрировать аккаунт в App Store оказалось легко, оформить документы на получение денег от скачиваний - сложнее. Организационно-юридические вопросы заняли три месяца. Мы продавали приложение за 1,99 доллара, из них Apple получал 30 %, минус налог, остальное - нам. За три месяца приложение скачало около 3 тысяч человек.

До сих пор помню тот момент, когда получил длинное SMS на английском. Я ехал за рулём по городу и не сразу разобрал, в чём там дело. Оказалось, мне на счёт пришли 4 тысячи долларов от установок нашего приложения.

В тот момент нам стало ясно, что на приложениях можно зарабатывать. Мы выпустили несколько аркадных и квестовых игр и придумали Redmadrobot. Слово «робот» нам очень нравилось, «Red» - любимый цвет, «Mad» - отказ от стереотипов. От продажи наших приложений начали капать деньги, и мы ушли из студии. Но через пару месяцев в App Store ринулись крупные игровые компании, которые вкладывали в разработку своих продуктов по 500 тысяч долларов. Стало понятно, что бизнес на игровых приложениях мы не построим.




Проблемы роста

К 2011-му медиахолдинги, банки и сотовые операторы разом решили, что им нужно мобильное приложение. Каждый торопился обойти конкурентов. Одни что-то делали своими силами, другие обращались в конторы, которые обещали сделать быстро и дёшево. И так и этак получалось плохо. Тогда они стали искать аутсорс-компании, у которых есть штат сотрудников и хоть какое-то портфолио, и часто находили Redmadrobot.

На нас обрушился десяток заказов. Сначала мы обрадовались, но быстро поняли, что не справляемся. Нашего опыта и команды не хватало. Большие клиенты предполагали совершенно другой уровень разработки, которому мы не очень-то соответствовали (в тот момент ему никто на рынке не соответствовал). Например, только для правильного тестирования приложений нужно было увеличить команду на треть, чего мы с ходу не могли себе позволить.

Дедлайны летели, приложения «падали», заказчики негодовали. Ситуация была критической. Нам срочно были нужны программисты, дизайнеры, инженеры-тестировщики, бизнес-аналитики, менеджеры высокого уровня.

До этого часть работы мы отдавали на субподряд, с приходом больших компаний стало ясно, что это ошибка: субподрядчиков без сильной внутренней экспертизы невозможно контролировать ни по срокам, ни по качеству. Мы отказались от такой схемы и оперативно наняли мощный костяк команды - топ-менеджеров с опытом работы в крупных IT-компаниях, которые нарастили штат и выстроили наши производственные процессы. И мы стали работать быстрее и качественнее, но возникла новая проблема - угроза кассового разрыва.

Большие компании-клиенты работают без предоплаты. По сути, мы должны были бесплатно кредитовать проекты для этих монстров рынка. Все деньги, которые мы зарабатывали на небольших заказах, тут же уходили на покрытие зарплатных дыр в больших проектах. Компания была на грани выживания. Но другого варианта не было: мы понимали, что, если не ввяжемся в большую игру, сами не прокачаемся.




Рынок и конкуренция

Выйти на рынок мобильных приложений сегодня просто. Инструменты по основам iOS- и Android-разработки бесплатны: онлайн-курсы, книги, форумы. По нашим оценкам, на рынке уже пара сотен небольших компаний, которые варятся в одном «супе» - выполняют небольшие разовые заказы на разработку корпоративных и промоприложений. Конкуренция среди этих компаний очень большая.

Отдельная история - это профессиональная промышленная разработка мобильных бизнес-приложений. Я имею в виду долгосрочные проекты с миллионами пользователей в разных регионах. Здесь нужны эксперты в области кодинга и юзабилити, а ещё инфраструктура, способная проводить сложную интеграцию со всеми системами компании-клиента, осуществлять техническую поддержку и развитие мобильного продукта.

На российском рынке есть три-четыре компании, которые могут взяться за такие проекты, в том числе Redmadrobot, и на этом рынке нет серьёзной конкуренции. Клиентов хватает на нас всех. Например, сейчас все 60 наших сотрудников плотно заняты, и, если завтра придёт новый клиент, нам надо будет изыскивать под него ресурсы. Среди клиентов - «Билайн», группа «Лайф», издательский дом «Коммерсант» и другие.

Конечно, те компании, которые сейчас варятся в общем «супе», понимают, что им нужно выйти на новый уровень. Но не думаю, что они разом прокачаются и начнут с нами конкурировать.

Планы

К концу этого года наша выручка составит 90–100 миллионов рублей. К концу следующего года планируем выйти на 150–170 миллионов рублей. Конечно, из нашей компании можно вырастить фабрику со штатом в тысячу человек. При этом велики риски потерять в качестве. Найти на рынке труда даже 50 профессионалов нужного нам уровня - сложная задача. Мы лучше будем вести 10–15 клиентов в год и делать для них действительно крутые продукты командой в 100–150 человек.

Наша глобальная цель - увеличить стоимость компании, сохранив существующий штат сотрудников. Это станет возможно, если мы будем получать прибыль не только с разработки мобильных приложений, но и c продажи собственных продуктов.

Так, мы уже запустили электронную библиотеку «Бизнес.Книги» для мобильных платформ - совместный с «Альпина Паблишер» проект окупился за восемь месяцев. Это читалка в открытом доступе и корпоративное решение. На заказ мы создаём брендированные приложения с нужным компаниям набором книг. У нас более 50 контрактов с ведущими фармкомпаниями, ретейлерами, банками, перевозчиками, телеком-операторами.

За счёт подобных проектов за следующие пять лет мы хотим получить капитал, который сможем вложить в том числе в образовательные и научные проекты.

ФОТОГРАФИИ: Антон Беркасов