Ост полное название стандарта. Разница между ост от гост

Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Avid Media Composer 8.5. Продвинутый уровень. Дмитрий Ларионов

Субтитры

Объекты отраслевой стандартизации

Объектами отраслевой стандартизации в частности могут быть отдельные виды продукции ограниченного применения, технологическая оснастка и инструмент, предназначенные для применения в данной области, сырьё , материалы , полуфабрикаты внутриотраслевого применения, отдельные виды товаров народного потребления . Также объектами могут быть технические нормы и типовые технологические процессы, специфичные для данной отрасли, нормы, требования и методов в области организации проектирования; производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной области , а также для предприятий других отраслей (заказчика), принимающих или потребляющих продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве данного вида продукции. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Обозначение отраслевого стандарта

Обозначение отраслевого стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Правила построения, оформления и обозначения» содержит индекс ОСТ; условное обозначение министерства (ведомства), выпустившего стандарт; регистрационный номер, присваиваемый в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России ; а также через короткое тире после регистрационного номера две (для ОСТ, принятых до 2000 года) или четыре (для ОСТ, принятых после 2000 года) последние цифры года принятия стандарта.

Классификация

Отраслевой стандарт делится на следующие группы:

  • отраслевые стандарты на транспорт (ОСТ 37.001.417-90 «Фильтры тонкой очистки масла автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей» и т. д.);
  • отраслевые стандарты на гаражное оборудование;
  • отраслевые стандарты на процесс обслуживания;
  • отраслевые стандарты на процесс предпродажной подготовки (ОСТ 37.001.082-92 подготовка предпродажная легковых автомобилей и грузовых автомобилей, автобусов)
  • и другие.

Историческая справка

Первые отраслевые стандарты в Российской федерации были разработаны в начале 20-х годов XX века. В качестве примера такого стандарта можно назвать таблицы норм НКПС-1 для резьб, используемых на железнодорожном транспорте, разработанные Наркоматом путей сообщения РСФСР в было поручено упразднить отраслевые нормативно - технические документы, установив два уровня нормативно - технической документации: государственные стандарты и технические условия.

После распада СССР в 1991 году большинство министерств и ведомств перестало поддерживать отраслевые стандарты в актуальном состоянии. В связи с этим, в настоящее время отраслевые стандарты постепенно заменяются государственными стандартами, стандартами предприятий и техническими условиями.

Отраслевой стандарт - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) до 1 июля 2003 г. федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции. В настоящее время в России может устанавливать требования к оборонной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией (отраслевые стандарты применяются до их отмены, разработки на их основе иных документов по стандартизации оборонной продукции или перевода в категорию стандартов организаций).

Объекты отраслевой стандартизации

Объектами отраслевой стандартизации в частности могут быть отдельные виды продукции ограниченного применения, технологическая оснастка и инструмент, предназначенные для применения в данной области, сырьё , материалы , полуфабрикаты внутриотраслевого применения, отдельные виды товаров народного потребления . Также объектами могут быть технические нормы и типовые технологические процессы, специфичные для данной отрасли, нормы, требования и методов в области организации проектирования; производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной области , а также для предприятий других отраслей (заказчика), принимающих или потребляющих продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве данного вида продукции. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Обозначение отраслевого стандарта

Обозначение отраслевого стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Правила построения, оформления и обозначения» содержит индекс ОСТ; условное обозначение министерства (ведомства), выпустившего стандарт; регистрационный номер, присваиваемый в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России ; а также через короткое тире после регистрационного номера две (для ОСТ, принятых до 2000 года) или четыре (для ОСТ, принятых после 2000 года) последние цифры года принятия стандарта.

Классификация

Отраслевой стандарт делится на следующие группы:

  • отраслевые стандарты на транспорт (ОСТ 37.001.417-90 «Фильтры тонкой очистки масла автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей» и т. д.);
  • отраслевые стандарты на гаражное оборудование;
  • отраслевые стандарты на процесс обслуживания;
  • отраслевые стандарты на процесс предпродажной подготовки (ОСТ 37.001.082-92 подготовка предпродажная легковых автомобилей и грузовых автомобилей, автобусов)
  • и другие.
  • ОСТ 1 - Авиация;
  • ОСТ 4 - Радиоэлектронная промышленность;
  • ОСТ 5 - Судостроение;
  • ОСТ 13 - Мебельная промышленность;
  • ОСТ 17 - Текстильная промышленность;
  • ОСТ 24 - Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • ОСТ 26 - Химическое машиностроение;
  • ОСТ 92 - Машиностроение;
  • ОСТ 95 - Минатом;
  • ОСТ 134 - Космическая техника;

Историческая справка

Первые отраслевые стандарты в Российской федерации были разработаны в начале 20-х годов XX века. В качестве примера такого стандарта можно назвать таблицы норм НКПС-1 для резьб, используемых на железнодорожном транспорте, разработанные Наркоматом путей сообщения РСФСР в 1921 году . Термином "ОСТ" первоначально называли общесоюзные стандарты . В 1940 году постановлением Совета народных комиссаров СССР вместо «ОСТ» для общегосударственных стандартов было введено обозначение "ГОСТ". Слово "ОСТ" стало использоваться для обозначения отраслевых стандартов.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1988 года N 489 «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного Комитета СССР по стандартам» комитету было поручено упразднить отраслевые нормативно - технические документы, установив два уровня нормативно - технической документации: государственные стандарты и технические условия.

После распада СССР в 1991 году большинство министерств и ведомств перестало поддерживать отраслевые стандарты в актуальном состоянии. В связи с этим, в настоящее время отраслевые стандарты постепенно заменяются государственными стандартами, стандартами предприятий и техническими условиями.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ

ОСТ 108.001.04 - 80

Издание официальное

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства энергетического машиностроения от 03.11.80 № ВВ-002/8821

ИСПОЛНИТЕЛИ П. М. ХРИСТЮК, канд. техн. наук (руководитель комплексной темы); Я. И. ПУШКИНА (руководитель темы); Е. В. ЧЕРНЫХ; М. А. ЧИРКОВА

СОГЛАСОВАН с Государственным комитетом СССР по стандартам

Член Госстандарта Б. Н. ЛЯМИН

(g) Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ), 1981.

Группа Т60 СТАНДАРТ

ОТРАСЛЕВОЙ

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ,

согласования и утверждения ОСТ 108.001.04-80

ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ Введен впервые

Указанием Министерства энергетического машиностроения от 03.11.80 № ВВ-002 8821 срок введения установлен

Настоящий стандарт устанавливает для всех предприятий и организаций Министерства энергетического машиностроения (Мин-энергомаша) порядок разработки, согласования, утверждения, представления на государственную регистрацию, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены отраслевых стандартов.

Стандарт разработан на основе и в дополнение комплекса стандартов Государственной системы стандартизации и руководящих нормативных документов, утвержденных Госстандартом.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Разработку отраслевых стандартов осуществляют в соответствии с требованиями комплекса стандартов Государственной системы стандартизации, руководящих нормативных документов, утвержденных Госстандартом, и настоящего стандарта.

1.2. Закрепление стандартов в отрасли за соответствующими головными или базовыми организациями по стандартизации производится в соответствии с закрепленной группой продукции и выполняемыми функциями и определяется в указании Минэнерго-маша при утверждении стандарта.

1.3. Организации, за которыми закреплены стандарты, должны проверять научно-технический уровень этих стандартов в соответствии с требованиями ГОСТ 1.0-68 и РД 50-76-78 и обеспечи-

вать их своевременный пересмотр, внесение изменений, отмену или продление срока действия.

1.4. Проекты стандартов должны разрабатывать научные, конструкторские, технологические, экономические, производственные и другие подразделения организации-разработчика (предприятия), в компетенции которых находится объект стандартизации, под методическим руководством и при участии службы стандартизации.

1.5. Окончательное решение по разногласиям, возникшим между организациями Минэнергомаша при разработке и согласовании проектов стандартов или изменений к ним, должно быть принято Техническим управлением Минэнергомаша в срок до 15 дней после представления их организацией-разработчиком.

1.6. Сопроводительные письма, акты, протокоды и другие организационно-распорядительные документы, прилагаемые к проекту стандарта, должны составляться в соответствии с требованиями стандартов системы организационно-распорядительной документации (ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72).

1.7. Держателями подлинников стандартов являются организации - разработчики стандартов.

Службы стандартизации этих организаций должны производить прием, организовывать хранение и восстановление подлинников стандартов в соответствии с требованиями ГОСТ 1.13-75 .

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТА

2.1. Техническое задание (ТЗ) должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.11-75 и настоящего стандарта.

2.2. Составление, согласование и утверждение ТЗ на стандарты, разрабатываемые взамен действующих нормативно-технических документов, производят в порядке, установленном для вновь разрабатываемых стандартов.

2.3. ТЗ выполняют машинописным способом через два межстрочных интервала на белой бумаге формата 11 по ГОСТ 2.301-68 .

2.4. Проект ТЗ перед представлением на утверждение должен быть согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, указанными в разделе 1 ГОСТ 1.11-75

с головной организацией по стандартизации;

с базовой организацией по стандартизации в соответствии с закрепленной за ней группой продукции или в соответствии с областью деятельности;

с изготовителем стандартизуемой продукции.

Согласование с профсоюзными органами проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 1.26-77 и РДМУ 111-78.

2.5. Для получения (подтверждения) кода продукции по отраслевому разделу Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКГ1) подкласса 311 «Оборудование энергетическое» организация-разработчик должна обратить-

ОСТ 108.001.04-80 Стр. 3

ся в головную организацию по стандартизации с запросом, составленным по форме, установленной в Минэнергомаше.

Для получения (подтверждения) кода по другим классам ОК.П, в том числе и для изделий продукции, не профильной для Мин-энергомаша, следует обращаться в Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) Минэнергомаша.

2.6. Согласованный проект ТЗ или документ, подтверждающий согласование или обоснованное несогласие с проектом, согласующая организация направляет организации-разработчику не позднее чем через 15 дней со дня получения проекта.

2.7. Разработчик представляет проект ТЗ на утверждение в двух экземплярах (подлинник и копию).

2.8. Проекты ТЗ на разработку стандартов утверждаются подлинной подписью начальника Технического управления Минэнергомаша или его заместителя.

2.9. Утвержденное ТЗ (подлинник) направляется разработчику. Разработчик в месячный срок рассылает копии утвержденного ТЗ в одном экземпляре соисполнителям.

2.10. Подлинник ТЗ находится у разработчика стандарта и после утверждения стандарта вкладывается в дело стандарта.

3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ

3.1. Предприятия и организации Минэнергомаша по запросу разработчика обязаны в месячный срок выслать необходимую для разработки стандарта документацию (в том числе технические и эксплуатационные данные о стандартизуемом объекте, данные для технико-экономического обоснования требований стандарта и т. п.), держателем подлинников которой они являются.

В обоснованных случаях срок подготовки и отправки материалов по согласованию с разработчиком может быть увеличен.

3.2. Оформление обложек, первой и последней страниц текста проектов стандартов, рассылаемых на отзыв, должно соответствовать требованиям, приведенным в обязательных приложениях 1-3.

Последующие страницы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-68 .

При наличии в проекте стандарта приложений подписи должны быть помещены на последней странице основной части текста.

3.3. Оформление проектов планов основных мероприятий по внедрению стандартов должно соответствовать требованиям, приведенным в обязательном приложении 4.

3.4. Подписи разработчиков проектов стандартов, представляемых на согласование и утверждение, а также согласующих лиц должны быть размещены на «листе утверждения», оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-68 . «Лист утверждения» помещают после обложки проекта стандарта, не нумеруют, в общее число страниц не включают и не публикуют.

Стр. 4 ОСТ 108.001.04-80

Пример оформления дан в справочном приложении 5.

3.5. В конце проекта стандарта следует помещать «Перечень документов», на которые имеются ссылки в тексте стандарта (если их более двух).

«Перечень документов», «Содержание» и «Лист регистрации изменений» располагают в указанной последовательности и не включают в общую нумерацию страниц стандарта.

3.6. В «Перечне документов» запись производят в следующем порядке:

государственные стандарты;

отраслевые стандарты;

технические условия, зарегистрированные в ВИФСе;

руководящие нормативные документы.

Все документы должны быть записаны в возрастающем порядке по обозначению, иметь наименование и номера пунктов стандарта, где имеется ссылка на данный документ.

Документы без обозначений (правила, нормы и т. д.) записываются в конце «Перечня документов» с указанием наименования документа и наименования организации, утвердившей документ.

3.7. В стандарты объемом более 20 печатных страниц включают «Содержание», если текст стандарта разбит на разделы. В «Содержание» включают номера и наименования разделов, подразделов и приложений к стандарту с указанием страниц.

3.8. «Лист регистрации изменений» стандартов должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 1.21-75 .

3.9. При разработке окончательной редакции сборника стандартов в сборник следует помещать «лист утверждения» (после обложки сборника) в одном экземпляре и лист с информационными данными тоже в одном экземпляре. Если в сборнике стандартов разные разработчики стандартов, то их фамилии указывают в порядке расположения стандартов в сборнике. «Лист утверждения» при издании не публикуется.

3.10. Рассылку проектов стандартов на отзыв осуществляет разработчик. Количество направляемых на отзыв экземпляров проекта стандарта, устанавливаемое в приложении к ТЗ, должно быть определено с учетом возможного числа подразделений организаций (предприятий), заинтересованных в рассмотрении проекта. Пояснительную записку и проект плана основных мероприятий брошюруют вместе с проектом стандарта, рассылаемым на отзыв; при этом проект стандарта располагают первым.

3.11. При наличии разногласий и замечаний по существу проекта стандарта разработчик проводит согласительное совещание в соответствии с требованиями раздела 6 ГОСТ 1.0-68 . Участие в совещании представителя головной или базовой организации по стандартизации, за которой закреплен объект стандартизации, обязательно.

ОСТ 108.001.04-80 Стр. 5

ципиально новых положений, резко отличающихся от указанных в предыдущей редакции, на основании решения согласительного совещания по рассмотрению проекта стандарта.

4. СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ

4.1. Согласование проектов стандартов

4.1.1. Окончательная редакция проекта стандарта перед представлением на утверждение согласовывается с организациями, указанными в перечне, прилагаемом к ТЗ.

4.1.2. В зависимости от вида и назначения продукции проекты стандартов должны быть согласованы в соответствии с требованиями ГОСТ 1.0-68 , а также со следующими организациями:

с ЦК профсоюзов - в порядке, установленном ГОСТ 1.26-77 и РДМУ 111-78;

с внешнеторговыми организациями и Государственным комитетом по внешним экономическим связям Совета Министров СССР (ГКЭС)-в порядке, установленном ГОСТ 1.22-76 и ГОСТ 1.23-77 ;

с органами государственного надзора - на продукцию, подлежащую контролю этих органов.

4.1.3. Проекты общетехнических и организационно-методических стандартов должны быть согласованы с Госстандартом, если об этом имеется соответствующая запись в основополагающих государственных стандартах.

Проекты стандартов, разработанные на основе и в дополнение стандартов Государственной системы стандартизации, также должны быть согласованы с Госстандартом.

На согласование с Госстандартом проекты стандартов представляют после согласования с другими министерствами, предприятиями и организациями.

В каждом конкретном случае стандарты согласовывают с организациями, указанными в ТЗ на его разработку.

4.1.4. Согласование проектов стандартов с органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР производят в порядке, установленном Минздравом.

4.1.5. Согласованию с транспортными министерствами подлежат стандарты на тару, упаковку и продукцию в части ее транспортирования. Стандарты согласовываются в порядке, установленном соответствующими транспортными министерствами.

4.1:6. Проекты стандартов представляют на согласование с сопроводительной документацией согласно ГОСТ 1.0-68,

4.2.7. После утверждения стандарта Техническое управление Минэнергомаша в трехдневный срок направляет организации-раз-

ОСТ 108.001.04-80 Стр. 7

работчику указание об утверждении стандарта совместно с сопроводительной документацией стандарта.

5. ОБОЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ

5.1. Обозначение стандартам после их утверждения присваивает Техническое управление Минэнергомаша- по ГОСТ 1.2-68 .

Пример обозначения: ОСТ 108.070.01-79.

5.2. Обозначение дополнений к стандартам на продукцию для экспорта в соответствии с требованиями ГОСТ 1.22-76 присваивают организации - держатели подлинников дополняемых стандартов.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СТАНДАРТОВ

6.1. Утвержденные стандарты (вновь вводимые и разработанные взамен действующих) должны быть представлены на государственную регистрацию в порядке, установленном ГОСТ 1.19-75 и настоящим стандартом.

На регистрацию стандарты представляют в двух экземплярах: первый машинописный и копию.

6.2. К стандартам, кроме документов, перечисленных в ГОСТ 1.19-75 , должно быть приложено подтверждение кода ОК.П (для стандартов на продукцию).

Вся сопроводительная документация к стандарту должна быть приложена отдельно от документа.

6.3. Представление стандартов на государственную регистрацию производит Техническое управление Минэнергомаша.

6.4. При получении зарегистрированной копии стандарта организация-разработчик переносит номер и дату государственной регистрации в экземпляр стандарта, сброшюрованный с сопроводительной документацией; этот материал передают в дело стандарта на хранение.

7. ИЗДАНИЕ СТАНДАРТОВ

7.1. Порядок издания стандартов и обеспечения стандартами предусмотрен ГОСТ 1.7-78 .

Организация (предприятие), которой поручается издание стандарта, должна быть определена в указании об утверждении стандарта.

7.2. Организация-разработчик обязана в 10-дневный срок после получения зарегистрированного стандарта подготовить и передать организации, осуществляющей издание стандарта, один экземпляр копии стандарта, полученный электрографическим способом.

Копия должна быть хорошего качества, четкой, без помарок. В копию необходимо вписать дату и номер указания Минэнергомаша об утверждении, срок введения стандарта, индекс, номер и

Стр. 8 ОСТ 108.001.04-80

дату государственной регистрации, УДК, обозначение стандарта на обложке, первой и последующих страницах.

7.3. Правила оформления стандартов, подлежащих изданию, должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.2-68 и настоящего стандарта.

8. ПЕРЕСМОТР, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИИ И ОТМЕНА СТАНДАРТОВ

8.1. Пересмотр стандартов и внесение в них изменений производят в порядке, установленном ГОСТ 1.0-68 , ГОСТ 1.21-75 и РД 50-76-78.

8.2. Пересмотр действующих стандартов осуществляют на основании планов отраслевой стандартизации Минэнергомаша.

8.3. Пересматриваемые стандарты проходят стадии разработки, согласования, утверждения, государственную регистрацию и издаются в том же порядке, как и вновь разрабатываемые стандарты.

8.4. Проекты изменений к стандартам должны быть утверждены подлинной подписью заместителя министра энергетического машиностроения.

8.5. На согласование и утверждение «Изменения» представляют в порядке, установленном для стандартов.

8.6. При изменении наименования продукции, условного обозначения продукции, обозначения стандарта или при отмене стандарта следует оформлять подтверждение кода ОКП. Порядок оформления и представления подтверждения кода ОКП подкласса 311 для изменений такой же, как и для стандарта.

8.7. Представление на государственную регистрацию, издание и рассылку «Изменений» производят в порядке, установленном для стандартов.

8.8. «Изменение» разрабатывает организация - разработчик стандарта согласно ГОСТ 1.21-75 (приложение 2) и ГОСТ 1.2-68 (приложение 8).

8.9. Отмену действующих стандартов, взамен которых разработаны новые стандарты, производят на основании указаний заместителя министра об утверждении новых стандартов.

8.10. Копия указания заместителя министра об отмене стандарта без замены (или взамен) должна быть направлена в ВИФС в соответствии с требованиями ГОСТ 1.19-75 в порядке, установленном для представления на государственную регистрацию утвержденных стандартов.

Отраслевые стандарты (ОСТы) на кулинарную продукцию разрабатываются специалистами соответствующих отраслей пи­щевой промышленности: мясной, птицеперерабатывающей, рыбной, консервной.

В настоящее время существуют ОСТы на кулинарные полу­фабрикаты следующего группового ассортимента: мясные нату­ральные (крупнокусковые, порционные, мелкокусковые), мясные рубленые, из кур, цыплят, индеек, уток, утят, из рыбы (в виде тушки), картофеля и овощей.

Особенность ОСТа как нормативного документа состоит в том, что его требования к ассортименту кулинарной продукции, показателям ее качества и другие условия распространяются на предприятия всех ведомств и форм собственности, в том числе и на предприятия общественного питания. Это означает, что каче­ство полуфабрикатов того ассортимента, который определен ОСТом, должно быть одинаковым на всей территории Россий­ской Федерации независимо от того, какое предприятие эти по­луфабрикаты вырабатывает.

ОСТы включают следующую информацию: название продук­ции, номер ОСТа, номер отраслевого классификатора продук­ции, срок действия, взамен какого нормативного документа вво­дится; область действия ОСТа; ассортимент продукции; техни­ческие требования к продукции, на которую разработан ОСТ; правила приемки и методы испытаний; упаковка, маркировка, хранение и транспортирование; перечень нормативной доку­ментации, на которую делались ссылки при разработке ОСТа.

ОСТ подписывается разработчиками, согласовывается с ор­ганом Санэпидслужбы РФ и утверждается руководителем ведом­ства - разработчика стандарта; к нему прилагается технологиче­ская инструкция.

В системе общественного питания разработана своя тех­нологическая инструкция на производство кулинарных полу­фабрикатов, отражающая специфику предприятий и требования ОСТов.

Предприятия общественного питания не обязаны организо­вывать выработку полуфабрикатов и другой кулинарной продук­ции, на которую имеются ОСТы, они могут получать эту продук­цию от пищевых предприятий по контрактам.

Технические условия и технологические инструкции на продукцию общественного питания

Технические условия и технологические инструкции (ТУ и ТИ) на продукцию общественного питания разрабатываются как отраслевые нормативные документы (действующие только в сис­теме общественного питания). В настоящее время в системе об­щественного питания действует более 100 наименований ТУ и ТИ на продукцию общественного питания, в том числе и на полуфаб­рикаты, готовые кулинарные изделия, охлажденные блюда.

Технические условия включают следующую информацию: название ТУ, номер, срок действия, список разработчиков, со­гласование с органом Санэпидслужбы РФ, утверждение руко­водителем ведомства; ассортимент продукции общественного питания; технические требования, включая органолептические, микробиологические и физико-химические показатели качест­ва; правила приемки; методы испытаний; расфасовка, упаковка, маркировка; перечень документов, на которые даны ссылки в ТУ; технологическая инструкция с подробным описанием про­цесса, включая правила хранения и использования продукции.

ТУ и ТИ обычно разрабатывают на продукцию общественно­го питания, которая вырабатывается большими партиями цент­рализованно и предназначена для использования на предприя­тии-изготовителе, а также для снабжения других предприятий общественного питания и розничной торговой сети.

Государственные и отраслевые стандарты призваны защитить людей от приобретения некачественной продукции. Производители обязаны выпускать товары, соответствующие всем установленным нормам, дабы не возникло серьёзных проблем. Каждый потребитель должен внимательно относится к этим данным, так как все они имеют важное значение, отвечающее за качество. Нужно уметь отличить эти данные, точно также как и технические характеристики, а также то, в каких сферах они действуют.

Государственные стандарты - ГОСТ

Государственный стандарт (ГОСТ) создаётся для продукции, имеющей межотраслевое значение. Этот нормативный акт направлен на обеспечение качества сырья, услуг и других видов продукции. Все участники рынка обязаны соблюдать эти правила. В последнее время ГОСТы уже не имеют такого колоссального влияния на производителей товаров, как это было ранее, и заменяются техническими регламентами. Однако государственные стандарты по-прежнему важны и используются во всех странах СНГ. Принимаются стандарты Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).

Отраслевые стандарты - ОСТ

Отраслевой стандарт (ОСТ) создаётся для продукции, имеющей отраслевое значение. Как правило, он создаётся в тех отраслях, где государственные стандарты нуждаются в серьёзной доработке или вообще отсутствуют. Если компания-производитель работает в той сфере, где имеются отраслевые стандарты, то их соблюдение обязательно. На основе появившегося отраслевого стандарта уже разрабатывается будущий государственный стандарт. Утверждение отраслевого стандарта должно производиться государственным ведомством или министерством, которое отвечает за данную отрасль. Эта структура отвечает также за соблюдение производителями данного стандарта.

Технические условия - ТУ

Технические условия составляются непосредственно производителями, после чего заверяются министерством, отвечающим за данную отрасль, которое может внести туда небольшие поправки. Подобные ситуации возникают, когда государственные или отраслевые стандарты слишком требовательны или наоборот, недостаточно описывают требования. Компании-производители нередко прибегают к созданию собственных технических условий, для того чтобы можно было сертифицировать продукцию. Этот способ более быстрый и менее затратный, чем пытаться привести продукцию к соответствию стандартам, которые давно устарели. Как правило, технические условия представляют собой уточнения к государственным стандартам по тем данным, которые не достаточно описаны. Производители создают условия на основании собственных представлений о способах и методах производства.

Отличия между государственными и отраслевыми стандартами

Основным отличием ОСТ и ГОСТ является сфера их применения. Если государственные стандарты обязательны для всех сегментов рынка и для каждой компании-производителя, то отраслевые стандарты важны только для конкретной отрасли, а в остальных они просто не будут иметь силы. Также разница заключается в органе, который разрабатывает тот или иной стандарт. Если ГОСТ находится под контролем Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, то за ОСТ отвечает ведомство или министерство, под ответственностью которого находится та или иная отрасль.

Отраслевые стандарты не заменяют собой ГОСТы в каких-то конкретных ситуациях. Они создаются в тех случаях, когда государственному стандарту требуется уточнение или, когда в какой-то конкретной отрасли нет чёткого указания по поводу той или иной ситуации. При разработке государственного стандарта не учитываются какие-то моменты, в то время как ОСТ требует полного соответствия ГОСТу. Ещё одним отличием является тот момент, что государственным стандартам должна соответствовать та продукция, которая должна пройти государственную сертификацию. Для тех же товаров, которые в сертификации не нуждаются, достаточно будет соответствие отраслевым стандартам.

Подобные отличия можно найти и между государственными стандартами и техническими условиями. По своим характеристикам, технические условия гораздо ближе к отраслевым стандартам, чем к ГОСТам. Так, в отличие от ГОСТа, технические условия создаются предпринимателями-производителями. Технические условия гораздо менее значимы и часто вообще не принимаются во внимание. Всё дело в том, что многие производители создают технические условия на основании своих собственных представлений о качестве продукции, а компетентные для заверения люди могут слишком поверхностно разбираться в данной теме, чтобы учесть все моменты. В результате, другие компании-производители из той же отрасли не стремятся соответствовать данным техническим условиям, а выбирают исключительно государственные стандарты, так как именно их соответствие поможет пройти государственную сертификацию. Только государственные стандарты проходят жёсткую проверку перед публикацией. Они исследуются компетентными людьми в специальных лабораториях. К созданию и утверждению ГОСТа привлекается большое количество экспертов, поэтому они и считаются обязательными для соответствия всем нормам качества.