Презентация по обществознанию на тему народ манси. Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы. из оленьего меха

Народ угро-финской языковой группы

Хлебопашенко Даниил

Пр о и с х ож д е н и е э т н о н и ма

Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от названия р.Вогулки и начинает употребляться в русских документах с 14 века.

– Выделяются южная, восточная, западная и северные этнографические группы манси.

Язык, относящийся к угорским языкам, имеет множество диалектов. В 1930-е гг. на основе русской графики создана письменность.

Этнонимназвания

Манси проживают в Ханты-Мансийском

Автономном округе-Югра Тюменской области

Численность манси в России - 8,3 тысячи человек, из них в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра свыше 6,5 тысячи человек. Манси родственны хантам Манси говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Свыше 60 % манси считают

родным русский язык. Письменность у манси существует с 1931 года на основе латинского, с 1937 года - на основе русского алфавита

Ре л и г и я

Официально обращённые в 18 веке в православие, манси сохранили различные дохристианские верования (культ духовпокровителей, шаманство и др.).

Система религиозных представлений в целом традиционна - это вера в существование у человека нескольких душ: пяти - у мужчин, четырёх - у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека.

Н а ци о н а л ь н ы й к о с т ю м

Традиционная

женская одежда манси представлена платьем,

расшитым сатиновым или суконным

Широко

распространены

меховые мешки и сумки, традиционно

используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма полуовальная, вертикально или горизонтально вытянутая.

Ук р а ш е н и е г о ло в ы

Волосы манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две к осы . Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы,

бусы и другие украшения. Женщины у манси носили большое

количество медных и серебряных

колец. Были широко распространены

женские бисерные украшения;

воротники, различные нагрудные

украшения и т.п.

В и д ы д е я т е л ь н о с т и : Рыболовство

Оленеводство

П о с ел е ни я иж ил ищ а

Манси вели полуосёдлый образ жизни, переезжая в разные сезоны года с одного промыслового участка на другой. Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (на местах промысла).

Ненцы Ненцы -один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Основная пища - мясо оленей (в любом виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.


Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы" title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы"> title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы">


Оленеводство Национальные особенности: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.




Ханты Ханты являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.




Письменность После революции для хантов была разработана письменность, на их языке были изданы книги, но в то же время Советское правительство вынуждало хантов расстаться с кочевым образом жизни и обратиться к созданию рыболовецких, охотничьих и оленеводческих кооперативов. Общины, желавшие сохранить традиционный уклад, преследовались в административном порядке год. Дети ханты получили первую книгу на родном языке, составленную П.Е. Хатанзеевым.


Нефтяные месторождения Освоение нефтяных месторождений в советский период наносило серьезный экологический ущерб территории традиционного расселения хантов. Выступая в защиту своих земель, ханты принимали участие в экологических группах протеста, появившихся в период перестройки.


Из возобновляемых природных ресурсов велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию промыслов коренных малочисленных народов Севера, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство.


Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.




Шаманы Среди коренных жителей встречались и шаманы. Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека. При этом главным фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствующее выздоровлению человека(улучшению его самочувствия).


Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось.


Коренные жители использовали животных в качестве лекарственного сырья. Например, свежее мясо оленей или кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.


Охота Она являлась важнейшим видом хозяйственной деятельности человека, который обеспечивал его пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Люди, которые его ведут, заинтересованы не только в добывании животных, но и в том, чтобы сохранить поголовье, необходимое для воспроизводства. (Характерно жителям Приобья – ханты и манси).




Народная гигиена К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.


Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.


Голод Если остякам не удавалось запастись нужным количеством рыбы на зиму, их ожидал страшный голод. Такое было не редкость. Во время великого голода гг. жители Сургутского уезда «ели человечину, и собаки и детишки у них померли, и от того великого голоду многие ясачные люди, пометав женишок и детишек, разбрелись безызвестно»


В таких природно- климатических условиях, в которых жили приобские остяки, о земледелии не могло быть и речи. Хлеб они получали от русских. В отличие от остяков, у вогулов развивалось бортничество и скотоводство, в некоторых районах, даже хлебопашеством.


Слайд 2

Над исследованием работали:

Финно-угорский народ. 5б Чухланцева Яна Аржанникова Дарья Культура жилища манси и ханты 5в Травникова Екатерина ОкругинаСофия Фольклор как образ жизни народа 5а Филиппова Анна Тонких Алёна

Слайд 3

Цель исследования:Познакомиться с историей коренного народа Урала, культурой ханты и манси.

Задачи: рассмотреть историю заселения народов; рассмотреть историю возникновения культуры; Сопоставить культуры обеих народов; создать презентацию «Народы ханты и манси». Найти в СМИ материал для решения проблемы.

Слайд 4

Коренные малочисленные народы ханты и манси - два родственных народа.

  • Слайд 5

    Манси - народ, составляющий коренное население Северного Урала. Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, фины, манси, ханты). Этнонимы "ханты" и"манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси

    Слайд 6

    Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен

    Слайд 7

    Ханты и манси - обские угры

    Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его частьуказывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория".Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и вЗападной Сибири, а также ее жители.

    Слайд 8

    Учёные-этнологи считают

    … что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири.

    Слайд 9

    Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.

  • Слайд 10

    В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

    Слайд 11

    Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв.

  • Слайд 12

    Пермский звериный стиль музей в Чердыни

  • Слайд 13

    Богатые археологические находки в данном регионе.

  • Слайд 14

    Данный дизайн ножа сохранился у всех групп манси.

  • Слайд 15

    Происхождение и история народов ханты и манси

    Манси и ханты - обские угры

    Слайд 16

    Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы.

  • Слайд 17

    Культура манси и хантов

  • Слайд 18

    В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей.

    Слайд 19

    Известные юрты

    Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др.

    Слайд 20

    Остальные ивдельские манси живут диспансернов поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а так же в посёлке Умша (см.фото)

    Слайд 21

    Жилище Манси называется ЧУМ. Делают его из дерева и оленьей шкуры.

  • Слайд 22

    Интерьер чума

  • Слайд 23

    Слайд 24

    Жилище манси, посёлок Тресколье

  • Слайд 25

    Слайд 26

    Заготовка бересты

  • Слайд 27

    Нянькур - печь для выпекания хлеба

  • Слайд 28

    Слайд 29

    Лабаз или Сумьях для хранения пищи

  • Слайд 30

    "Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

    Слайд 31

    Мифология в фольклоре и культуре ханты и манси

    В народном искусстве основное место занимает орнамент. Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

    Слайд 32

    Традиционная одежда ханты и манси - для культуры это своеобразный «паспорт».

    Слайд 33

    Слайд 34

    Слайд 35

    Орнаментированные изделия: материал и техника. Мех и ровдуга (оленья кожа)

    Слайд 36

    Музыкальный фольклор

    история народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях.

    Слайд 37

    Фиксировать фольклор начали еще в 14 веке.

    Новицкий, Григорий Ильич-первый описал обряды, праздники обских угров.

    Слайд 38

    Наряду с этими существуют и другие устные жанры –песня. Например, «песня судьбы» или «личная песня», которую человек складывал освоей жизни. Распространены были и бытовые сказки, рассказы о животных.

    Слайд 39

    ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА

  • Слайд 40

    Танец Филина

  • Слайд 41

    Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое движение в танце у народа манси имел свой сокрытый особенный смысл, определённый символ, наполненный социальным содержанием.

    Слайд 42

    Известные празднества у народов манси и хантов

    Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэлэква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей.

    Слайд 43

    В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.

    Слайд 44

    С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

    Слайд 45

    Музыкальный фольклор.

    Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.

    Слайд 46

    Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами».

    Слайд 47

    Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Тумран представляет собой узкую пластинку до 10 -15 см длиной, 1,5 - 3 см шириной, с прорезанным внутри тонким «язычком» и привязанной к его основанию жильной нитью. На нем играют как женщины, так и мужчины. Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего «язычка», приводимого в действие с помощью веревочки.

    Слайд 48

    Нерыпь- скрипка манси

    Слайд 49

    В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника – йалпынхотал – северный стиль и йал`пэнхэтэл – южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены.

    Слайд 50

    Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

    Шаманская музыка (кайнеэрыг – северная, кайхерэй – южная) является персональной формой музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

    Слайд 51

    Нашу беседу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.

    Наш округ - седой богатырьСвой дух возродил величаво,Опора России - Урал и Сибирь!Гордимся Югрою по праву.

    Слайд 52

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.


    Традиционное хозяйство хантов и манси конца XIX и начала XX веков сохранило многие свои черты до настоящего времени. Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.


    Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводство наибольшее развитие получило в Березовском, Белоярском Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения культуры и быта аборигенов.


    Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на оленеводстве в сочетании с рыболовством главным образом (озерным и морским) и охотой 1. Летом они отпускали оленей на свободу и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать стада. 1 Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную коробку с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище - шалаш из колье и досок в виде усеченной пирамиды. Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распространяться ситцевые рубахи, а у женщин - кофты и пестрые юбки. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин - кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью - пимы - сапоги из оленьего меха.


    Саами были обращены в православие; но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования, в частности, они поклонялись камням человекообразной формы. Ханты и манси, народы угорской языковой подгруппы, являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство хантов и манси в прошлом было основано на рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл сбор кедрового ореха. В целом такой же тип хозяйства характерен для их соседей - селькупов, а также для кетов - небольшой народности, живущей по среднему течению Енисея.


    Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (одевалась мехом внутрь) и парки (мехом наружу). Женщины носили сходную с рубахой народов Поволжья длинную туникообразную рубашку с вышивкой. Была распространена также халатообразная верхняя одежда, запахивающаяся налево, с поясом.


    В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов. Высокое развитие получило изготовление предметов утвари из дерева и бересты.


    Материальная культура селькупов и кетов была весьма сходна с культурой некоторых групп хантов и манси. В хозяйстве кетов более видную роль играла охота; в отличие от хантов и манси они почти не практиковали подледный лов рыбы. Летом они кочевали в больших крытых лодках, пользуясь парусом и веслами. По уровню своего социально-культурного развития они несколько отставали от хантов и манси. Это выразилось, в частности, в сильном развитии у селькупов шаманизма, а также большем сохранении тотемизма (почитание каких-либо животных). Особенно был распространен культ медведя: убив его, они устраивали праздник, лишь длившийся несколько дней. Материальная культура ненцев, а также энцев и нгасан, была приспособлена к кочевому быту. Жилищем служил конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагался открытый очаг, который позже стали заменять железной печкой.


    Традиционное хозяйство эвенов и эвенков издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей 4. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливали впрок. Зимой они уходили вглубь тайги - в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы. 4


    Кочевому быту эвенов и эвенков соответствовало их основное жилище - конический чум, крытый оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь южные группы эвенов и эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями - волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с несходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин - более короткий и широкий с богатой вышивкой.


    В целом у всех перечисленных народов был очень сильно развит шаманизм, сочетавшийся с родовыми культами. Ни один из этих народов не имел письменности. Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок- ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя(тюленей, моржей, китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и коряков. В месте с тем существовали оленные чукчи и коряки, которые подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак.


    Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики человечества 27. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом. В XIX веке научные гипотезы представляли шаманство как одну из самых ранних религий. Однако известный русский ученый С. А. Токарев более точно назвал его не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией. Даже понятие сибирское шаманство включает в себя очень разные явления. 27


    Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности. Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам. его (то есть традиционного) шамана.



    Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом

    Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от названия р.Вогулки и начинает употребляться в русских документах с XIV века. Выделяются южная, восточная, западная и северная этнографические группы манси. Язык, относящийся к угорским языкам, имеет множество диалектов. В 1930-е гг. на основе русской графики создана письменность.

    Манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра Тюменской области

    Численность манси в России - 8,3 тысячи человек, из них в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра - свыше 6,5 тысячи человек. Манси родственны хантам Манси говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Свыше 60 % манси считают родным русский язык. Письменность у манси существует с 1931 года на основе латинского, с 1937 года - на основе русского алфавита

    Религия Официально обращённые в XVIII веке в православие, манси сохранили различные дохристианские верования (культ духов-покровителей, медведя, шаманство и др.). Система религиозных представлений в целом традиционна - это вера в существование у человека нескольких душ: пяти - у мужчин, четырёх - у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека.

    Национальный костюм Традиционная женская одежда манси представлена платьем, расшитым сатиновым или суконным халатом, шубой.

    Национальный мужской костюм составляет рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна или оленьих шкур (малица, гусь).

    Украшение головы Волосы манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у манси носили большое количество медных и серебряных колец. Были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.

    Оленеводство Охота Рыболовство Виды деятельности:

    Поселения и жилища Манси вели полуосёдлый образ жизни, переезжая в разные сезоны года с одного промыслового участка на другой. Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (на местах промысла). Традиционное жилище летом - конические берестяные чумы или четырехугольные шалаши из жердей, крытых берестой, зимой - прямоугольные срубные дома, у оленеводов - крытые шкурами чумы.

    Жилища Чум (переносное жилище из жердей и шкур) Курная изба

    Песни и танцы Музыкальный фольклор манси имеет богатую и разветвленную жанровую систему, включающую группы обрядовых и необрядовых жанров: песни медвежьего праздника (священные, призывные, песни-представления, песни-истории богов), шаманские песни, поющиеся сказки.

    Соединив леса и горы, Озёра реки и луга, Раскинулась в своих просторах Ханты-мансийская земля! Все о тебе стихи слагают, Они летят во все края. Ты всей земле теперь известна, Ханты- Мансийская земля!