Что интернет-магазину делать с логистикой? Способы доставки заказов. Сколько стоит постамат

В 2015 году объем рынка экспресс-доставки в России вырос на 5% и достиг 54,6 млрд рублей, сообщают исследователи консалтинговой компании J’son & Partners Consulting . Эксперты отмечают, что основным стимулом развития сектора является онлайн-торговля.

Мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12%, достигнув $242 млрд в прошлом году. По данным аналитиков, в отрасли задействовано более 2,4 млн сотрудников, которые работают в более чем 581 тыс. компании. С 2011 по 2015 год российский сегмент стабильно увеличивался, однако в 2016 году ожидается снижение темпов роста из-за текущей экономической обстановки, падения покупательной способности россиян, а также и сокращения объемов онлайн-торговли в России. При этом в индустрии наблюдается стагнация в B2B -сегменте и замедление темпов роста B2C -сегмента.

Основная доля российской экспресс-доставки приходится на 8-10 крупнейших игроков. При этом отмечается, что конкуренция на рынке высока, поскольку сектор представлен как международными компаниями, так и локальными логистическими операторами. Такая ситуация способствует улучшению качества сервиса.

В J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка доставки для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на текущий экономический кризис. Среди наиболее крупных операторов, специализирующихся на такой доставке, можно выделить: IML , Boxberry, Axiomus, «Макси-пост», «Алгоритм», Shop-Logistics, «B2C Платежи и Логистика», Top-Delivery и другие.

Кроме того, J’son & Partners Consulting предсказывает бурный рост на рынке автоматизированных почтовых станций. Популярность постаматов объясняется тем, что такие устройства помогают ритейлерам снизить расходы на логистику, а также упростить процесс возврата товаров для покупателя. Так, у компании PickPoint база уникальных покупателей по итогам 2015 года достигла 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

Мы попросили представителей различных логистических компаний сказать по два слова относительно результатов начала 2016 года и спрогнозировать дальнейшее развитие рынка:

CEO PickPoint Надежда Романова:

Экономическая ситуация в стране стимулировала бурное развитие постаматов. В 2015 году объем отправлений через PickPoint вырос на 66%, когда как весь рынок экспресс-доставки увеличился на 8%, что следует из исследования J’son & Partners Consulting. Люди стали более открыты ко всему новому, активно ищут и осваивают альтернативные технологии, выгодные и удобные решения.

Начало 2016 года показывает, что общая тенденция рынка с достаточно низким темпом роста сохранится, при этом тенденция развития постаматов продолжится. Уже первый квартал показал рост числа отправлений у PickPoint в 1,7 раза. PickPoint до конца года удвоит свою сеть, и мы станем более заметным участником рынка логистики для e-commerce.

Генеральный директор и сооснователь «МойСклад» Аскар Рахимбердиев:

В большинстве случаев интернет-магазинам приходится сотрудничать с несколькими службами доставки. Ритейлеры выбирают наиболее подходящий вариант в зависимости от сроков, стоимости и региона. Работать с несколькими службами неудобно. Поэтому начиная с 2012 года начали активно появляться агрегаторы, но среди них до сих пор не появилось надежного решения и успешного бизнеса как такового. Надеюсь, в 2016 в этой области наконец определится лидирующий и качественный сервис.

CEO и Founder Bringo Марк Капчиц:

По нашим данным, доля eCommerce от общего количества доставок по России увеличилась за 2015 год на 60%. Сейчас это один из немногих драйверов роста. Впрочем, при существовавшем на начало года рынке экспресс-доставки в 55,6 млрд. мы не увидели значительного роста, чему, прежде всего, способствовала текущая экономическая ситуация. Рынок за год «прибавил» не более 6% оборота. В 2016 году, скорее всего, динамика сохранится, активного роста рынка в целом мы не увидим, но можно предположить пропорциональное увеличение b2b- и b2c-сегмента eCommerce–доставки, на уровне 7-10%. Очень перспективным для регионов выглядит стандарт экспресс-доставки силами свободных исполнителей за 60 минут.

На сегодня очевидна консолидация крупных игроков, как следствие – органическое отмирание и уход с рынка мелких логистов и «серых» компаний. Интернет-рынок и крупные логисты вплотную задумываются об оптимизации экономики экспресс-доставки. Для нас такой тренд позитивен, т.к. краудсорсинговая модель, при которой исполнителем отправления может стать любой желающий, авторизованный в мобильном приложении Bringo для курьеров, хорошо себя чувствует как при сотрудничестве с «экономными» интернет-магазинами, так и при интеграции с крупными логистическими компаниями.

Коммерческий директор «Бета ПРО » Константин Калинин:

Стоит отметить, что в 2015 году очень здорово подтянулась к ведущим операторам по доставке e-commerce «Почта России». Они предложили новые тарифы, условия, стандарты качества. Это сделало «Почту» главным конкурентом курьерских служб. Из интересных тенденций можно назвать рост ПВЗ . Увеличение количества покупателей интернет-магазинов, которые стали отдавать предпочтение пунктам выдачи заказов, вместо доставки «до двери». Курьерские службы стали открывать свои ПВЗ .

В целом, налицо наступившая стагнация рынка. Несмотря на громкие заявления, о том, что рынку логистики застой не страшен, в 2015 году рентабельность перевозчиков была снижена. В результате, рынок, конечно, не просел, но и развиваться было достаточно трудно. В сложившейся ситуации некоторые курьерские службы закрывались, также не обошлось без поглощений.

В 2016 году от логистических операторов рынок ждет ответственности и прозрачности. Требуется соблюдение сроков доставки и платежей. Продолжится ужесточение конкуренции, что поспособствует сокращению сроков доставки. Услуга доставки «день в день» уже сейчас набирает большие обороты, правда пока только в столице. Вообще, 2016 год будет весьма технологичным, в том числе и в сфере логистики. В частности, интересно будет посмотреть на старт услуги «доставка дронами».

Представитель IML Дмитрий Ключников :

Сейчас конкуренцию со стороны доставки на ПВЗ и выдачи через постаматы курьерская служба выдерживает лишь при условии четкого соблюдении сроков. Таким образом, уровень сервиса, как определяющего выбор фактора удобство получения покупок из Интернета приобрело большую, чем прежде, роль при выборе покупателем между способами вручения товара. Попытки конкурировать демпингом уже привели к росту кредитной нагрузки на компании рынка. Баланс между ценой доставки и качеством будет найден в 2016 году и естественным образом закреплен на рынке в течении года.

В 2016 году логистам e-commerce придётся хорошо потрудиться. Неудоволетворяющие по уровню сервиса, но очень дешёвые службы доставки будут работать в низком ценовом сегменте, ориентируясь на потребителя с низкими доходами (в основном, регионы). Потребность в доставке в удаленные от больших городов регионы в течение 2016 года будет расти. Наличие развитой региональной сети при выборе Интернет-компаниями поставщиков на доставку уже играет важную роль. Желающие нарастить клиентскую базу логисты продолжат наращивание географии сервисов. Региональная экспансия будет датироваться за счет прибыли, полученной на направлениях с устойчивым трафиком. Мероприятия по монетизации офлайн-трафика станут частью стратегии по привлечению и удержанию клиентов логистами e-commerce.

CEO & Co Founder в ApiShip Денис Иванников:

В последние годы во всём мире принципиально поменялась модель потребления. В основе перемен лежат два фундаментальных явления: технологический прогресс и смена поколений. Логистическим компаниям стоит смириться с тем фактом, что доля B2C -отправлений в будущем будет расти, а доля B2B - падать, и других альтернативных сценариев просто не существует. И те игроки рынка логистики, которые не поймут или поздно отреагируют на трансформацию глобальной торговли, просто исчезнут. Как в свое время исчезли пейджеры и факсы, уступив место мобильным телефонам и электронной почте, а почта и голос в свою очередь проигрывают мессенджерам.

Сейчас успех логистического оператора для eCommerce лежит исключительно в ИТ -технологиях, время бумажных накладных закончилось. Автоматизация всех процессов, начиная от интеграции с интернет-магазином и заканчивая рабочим местом курьера - вот то, что послужит инструментом для изменения расстановки сил на рынке экспресс-перевозок в ближайшие несколько лет.

Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин:
В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56–57 млрд рублей. Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое. Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки. В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка – экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

Коммерческий директор компании Shop-logistics Сергей Семко:

В 2015 году доля курьерской доставки снизилась от общего числа заказов, однако доля посылок, которые были выданы в ПВЗ , заметно выросла. При этом отмечается рост числа региональных отправлений и снижение доли заказов, доставляемых в Москве. Эти тренды сохранятся и в 2016 году. Именно поэтому мы инвестируем в собственную инфраструктуру. за 2015 год наша компания увеличила количество ПВЗ в 4 раза и теперь их 146.

Генеральный директор TopDelivery, Кирилл Ягодкин:

«Золотые времена», когда развитие происходило за счет роста рынка, прошли, кризис вынудил всех на рынке без исключения пересмотреть свою долгосрочную стратегию, заставляя действовать жестко:
-Пересматривать ценовую политику в меньшую сторону для сохранения клиентской базы
-Переориентировать бизнес на более узкие направления деятельности или наоборот пополнять портфель предлагаемых услуг
-Повышать качество сервиса

Сейчас появились игроки, целью которых стоит консолидация рынка для увеличения объемов и повышение рентабельности компании за счет снижения издержек. В свою очередь изменились отношение и подход к выбору логистических подрядчиков со стороны интернет-магазинов - он стал более осознанным. Интернет-магазины стали уделять больше внимания оптимизации ресурсов и выбору наиболее выгодного предложения на рынке, что отразилось на стретегии доставщиков.

Очевидно, что из-за кризиса денег на рынке стало меньше, общие объемы отправлений упали, поэтому ключевая движущая сила, которая будет впоследствии видоизменять рынок - это стремление курьерских компаний удержать клиентскую базу, которая есть на данный момент, а сделать это можно либо с помощью наиболее интересного ценового предложения или высокого уровня сервиса.

CEO & Co Founder в A1 .express Макс Сало

На фоне значительного падения перевозок в B2B сегменте, спасением для логистических компаний становится доставка для интернет-магазинов. По нашим внутренним оценкам, ряд игроков только в начале года показал рост от 40 до 50%. Однако наивно полагать, что устаревшие технологии могут обработать 100-200 тысяч доставок в день, а потребность товарных маркетплейсов и сайтов объявлений кратно превышают эти величины. В последнее время мы видим, с какими невероятными усилиями и трудозатратами Почта России трансформирует бизнес-процессы, выводя новые актуальные продукты и услуги в рынок. Что будут делать крупные логисты и хватит ли у них ресурсов, это остается открытым вопросом. В ближайший год конкуренция за e-commerce ожесточится, неминуемо нас ждут крупные сделки по объединению активов и прямые покупки логистов, в том числе непрофильными игроками, например, фонды прямых инвестиций, ИТ -компании.

Основные события года

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  • Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  • Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD .
  • Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD .com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRE xpress.
  • В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  • В октябре 2015 г. крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  • В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  • Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  • В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  • В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  • В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  • Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD .

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2015

Обзор рынка

Апрель 2015 года

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. Российский рынок экспресс-доставки в последние четыре года показывает стабильный рост, и в 2014 году объем рынка составил 52 млрд рублей. На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, и, по мнению отраслевых экспертов, интернет-торговля является наиболее значимым драйвером рынка экспресс-доставки в Российской Федерации. Также отмечается появление новых игроков, специализирующихся на логистическом аутсорсинге для интернет-магазинов. Несмотря на сокращение темпов роста, ожидается, что объем рынка в денежном выражении в 2015 году достигнет 55,6 млрд рублей.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

Мировой рынок экспресс-доставки оценивается в 216 млрд долларов. В настоящий момент доля российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении составляет лишь 0,5 % от мирового. Лидером мирового рынка является немецкая компания Deutsche Post DHL, доля которой равна 32 %. В 2014 году выручка компании достигла 69 млрд долларов. Следом идут компании UPS и FedEx с долей рынка 27 % и 21 % соответственно. В совокупности лидеры составляют 80 % рынка.



Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & PartnersConsulting, с 2011 года рынок вырос в 1,7 раза, до 52 млрд рублей; CAGRв 2011-2014 гг. составил 19,3 %.

Однако темпы роста рынка значительно сократились. Если в 2011-2012 годах темпы роста составляли порядка 27 %, то в 2014 году они сократились до уровня 10,5 %. Эксперты J’son & PartnersConsulting ожидают дальнейшего снижения темпов роста рынка в 2015 году, связанного с экономическими шоками и пониженной покупательной способностью населения.


Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий сегмента операторов доставки в последнее время можно выделить:

1. «Почта России» организовала сервис доставки для интернет-магазинов.
2. QIWI и PickPoint объявили о запуске сети компактных постаматов в шаговой доступности от QIWI Терминалов в Москве и Московской области.
3. ЕЭК отложил введение пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах до 1 января 2016 г. - до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. До этого момента в странах - участницах ЕЭК останутся действующие нормы беспошлинных покупок.
4. Стратегическое партнерство между логистическим оператором Itella и Hermes FullfillmentGmbH. Данный стратегический альянс создан с целью помощи европейским клиентам в деятельности на российском рынке электронной коммерции.
5. «Почта России» заявила о создании своей торговой площадки. Совместный с интернет-сервисом Biglion проект стартовал 1 ноября.
6. В марте 2015 г. AliExpress запустил сервис оплаты покупок со счета мобильного телефона.
7. SPSR и AliExpress. 5 февраля 2015 г. международная интернет-площадка розничной торговли AliExpress и компания SPSR Express объявили о начале сотрудничества, в рамках которого SPSR Express становится первым авторизованным российским экспресс-перевозчиком AliExpress .

Крупнейшие компании отрасли

Согласно имеющимся данным, в 2013 году наибольшая доля российского рынка экспресс-доставки принадлежит компании DHL. Также заметными игроками согласно данной оценке являются DPD, Pony Express, EMS Почта России, Major Express и SPSR Express. Ниже представлена карта российского рынка служб доставки.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Также на рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting выделяют компании, которые специализируются на доставке для интернет-магазинов. Среди данных компаний можно назвать:

  • Im-Logistics;
  • «Аксиомус»;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • «B2C Платежи и Логистика»;
  • Top-Delivery и другие.

Отмечается низкий уровень консолидации данного сегмента, так как по имеющейся информации крупнейшие игроки занимают не более 5 % сегмента.

Основные услуги и география доставки

Среди основных услуг, которые предоставляют службы экспресс-доставки для сегмента интернет-магазинов, эксперты J’son & Partners Consulting выделяют курьерскую доставку, складирование, хранение, сортировку, а также комплектацию заказов.
По мнению отраслевых экспертов, рынок растет, в том числе за счет географической экспансии игроков. Все игроки, работающие на рынке, открывают отделения в средних и небольших городах. Большинство участников рынка осуществляют курьерскую деятельность по всей РФ; отдельные игроки доставляют грузы в СНГ и другие страны. По существующей информации, на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70 % всего объема грузоперевозок. Несмотря на превалирующую долю Москвы и Санкт-Петербурга в объеме перевозок, рынок также растет за счет других регионов.
Согласно публичным данным, более половины объема рынка в натуральном выражении принадлежит B2C-сегменту - преимущественно на каталожные продажи и интернет-торговлю. Многие отраслевые эксперты ожидают дальнейшего развития рынка за счет роста интернет-торговли. Однако, по имеющимся данным, во втором квартале 2014 года в сегменте B2C объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9 %.

Появление и развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети постаматов - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка постаматов в России в 2014 году составил 2,8 млрд рублей, или 6,7 % от всего российского рынка экспресс-доставки. Согласно имеющимся данным, на постаматы приходится 38 % всех заказов, которые покупатели забирают самостоятельно.
Пионером рынка постаматов в Российской Федерации является компания PickPoint. По имеющейся информации, доля компании в сегменте постаматов в 2014 году оценивается в 80 %. Также крупными игроками являются QIWI Post и LogiBox.
По оценкам отраслевых экспертов, в последнее время заметный рост рынка был обусловлен развитием интернет-торговли. Однако в связи с текущей тяжелой макроэкономической обстановкой, которая может негативно повлиять на географическую экспансию игроков, и ожидаемым спадом интернет-торговли ожидается сокращение темпов роста рынка курьерских служб в краткосрочной перспективе. Также ожидается, что основой акцент в ближайшем будущем будет смещен с органического роста на оптимизацию расходов компаний.

Основные выводы

  • В последние четыре года рынок экспресс-доставки РФ показывал увеличение, однако в краткосрочной перспективе ожидается сокращение темпов роста.
  • На российском рынке экспресс-доставки наблюдается рост сегмента постаматов.
  • Основными драйверами роста рынка являются развитие интернет-торговли в России, географическая экспансия игроков и рост интернет-проникновения.
  • Главным сдерживающим барьером развития рынка эксперты отрасли отмечают недостаточную развитость инфраструктуры и текущую экономическую ситуацию.
  • В 2015 году прогнозируется усиление конкурентной среды из-за ожидаемого сокращения темпа роста рынка.
  • По мнению отраслевых экспертов, в B2B-секторе ощущается тенденция к снижению логистических издержек. В сегменте B2C наблюдается замедление темпов роста российских интернет-магазинов.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Алексей Жуков,
директор по маркетингу SPSR Express

Объем рынка экспресс-доставки составляет около 54 млрд рублей. В связи с текущей экономической ситуацией темпы роста рынка существенно замедлились, поскольку экспресс-доставка является отражением бизнес-активности общества. В большей степени негативные последствия ощущает сегмент B2B, который, возможно, в этом году ожидает даже отрицательная динамика. B2C-сегмент чувствует себя существенно лучше, поскольку его драйвер - интернет-торговля - хоть и замедлил рост, но все же имеет значительный невыбранный потенциал. В целом, по нашим оценкам, рынок экспресс-доставки в этом году вырастет, но его рост будет ниже даже прошлогодних показателей - в районе 6-9 %.

На текущий момент SPSR Express показывает самый динамичный рост среди крупнейших компаний. 2014 год компания завершила с приростом выручки на 27 % к аналогичному показателю предыдущего года. Сегодня компания входит в тройку крупнейших компаний экспресс-доставки. По нашим прогнозам, в этом году из-за невысокого роста рынка конкуренция усилится. И наиболее заметно это будет в сегменте B2C.

В сегменте B2B очень остро ощущается тренд на снижение логистических издержек. Срок доставки все чаще перестает быть ключевым при выборе подрядчика. Клиенты сокращают издержки путем консолидации отправок и выбора более экономичного продукта. В сегменте B2C ощущается замедление темпов роста российских интернет-магазинов. Рост трансграничной торговли тоже замедлился, но все же он в разы выше. Правда, трафик кросс-бордерных отправлений претерпел изменения - если раньше трафик экспресс-отправлений шел преимущественно из западных интернет-магазинов, то уже в декабре 2014 года этот поток начал заметно редеть. Российские покупатели в силу курсовых колебаний переориентировались на китайские интернет-магазины.

Основным барьером роста является текущая экономическая ситуация - снижение покупательной способности рубля, инфляция, снижение доходов населения. Но и драйвером роста, пусть, возможно, и не текущего дня может выступить тоже экономика. Россия отличается низкой долей логистического аутсорсинга, и в трудные времена компании все чаще начинают тщательней оценивать свои издержки, что зачастую приводит к отказу от собственной инфраструктуры в пользу аутсорсинга. Кроме того, кризис играет роль «санитара леса» - с рынка уйдут неэффективные компании, приходит время консолидации рынка.

Бездеткин Алексей,
коммерческий директор Boxberry

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

По данным разных источников, рынок экспресс-доставки в течение последних нескольких лет ежегодно рос на 30-40 %. Эта тенденция сохранялась до 2015 года. Как поведет себя рынок в этом году, покажет время. По нашим прогнозам, рост продолжится, однако темпы его будут заметно снижены. Вероятнее всего, этот показатель не превысит 5-10 %.
Основным драйвером роста экспресс-доставки было развитие рынка электронной торговли, который по итогам 2014 года достиг в России 700 млрд рублей. Снижение темпов роста оборотов e-commerce в текущем году повлечет за собой банкротство и уход с рынка экспресс-доставки мелких игроков, ужесточит конкуренцию в этой сфере, вследствие чего возможен рост качества предоставляемых услуг.
Также в последнее время все больше компаний онлайн-торговли доверяют хранение, комплектацию и доставку заказов аутсорсерам, хотя еще совсем недавно они выполняли данные операции собственными силами.

2. Как вы оцениваете вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

Boxberry входит в первую десятку игроков рынка доставки для e-commerce. Также мы входим в первую пятерку компаний, доставляющих жителям России заказы из иностранных интернет-магазинов. Boxberry работает в 130 городах и выдает заказы через 200 пунктов выдачи, в 80 городах осуществляется курьерская доставка. Мы доставляем товары из интернет-магазинов, которые располагаются в трех частях света.

Рынок доставки в России неоднороден. В Москве и Санкт-Петербурге эта сфера интересна многим компаниям, и уровень конкуренции очень высок, в то время как в регионах она развита пока слабо. По большому счету предложить полноценную доставку в регионы (в нашем понимании, это развитая сеть пунктов выдачи и курьерская доставка в областных центрах) может не более 5-10 игроков. На рынке доставки международных заказов таких компаний еще меньше, так как это довольно сложная и затратная технология, и иностранные партнеры предъявляют повышенные требования к размеру сети, качеству работы, срокам доставки.

3. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Службы доставки

В ближайшее время на рынке будут доминировать компании, предлагающие комплексные услуги по доставке, широкий спектр дополнительных услуг как для интернет-магазинов, так и для получателей; располагающие развитой сетью пунктов выдачи по стране и поддерживающие стабильно высокий уровень качества работы.

Сейчас интернет-магазины стали более требовательно подходить к финансовой устойчивости партнеров, наличии у них «истории». Немаловажный для них фактор — степень развития IT-сервисов курьерской компании.

Ужесточаются и требования к уровню сервиса для получателей. Если раньше на первое место ставили сроки доставки и отсутствие очередей, то сейчас важно и качество обслуживания, и возможность в любой момент выбрать удобные для себя способы получения заказа и оплаты. Интернет-продавцов интересуют хранение и комплектация заказов, доставка их различными способами по выбору получателя, предложение пакета услуг во время выдачи (частичная выдача, примерка, оплата картой, доставка в выходные и т. д.), оперативная работа по возврату денежных средств магазинам. Все это может спровоцировать рост интереса к уже существующим фулфилмент-операторам, однако ожидать создания большого количества новых фулфилмент-центров не стоит.

Постоянно увеличивается объем трансграничной торговли: в 2013 году заказы в иностранных интернет-магазинах составляли 20 % от общего числа онлайн-покупок, в 2014 году этот показатель вырос до 30 %. Конечно, из-за ослабления рубля рост серьезно замедлится, но не остановится.

Получатели

Доверие пользователей Сети к покупкам в интернет-магазинах растет. Особенно это заметно в регионах: количество заказов с доставкой в регионы увеличивается, и, по всей видимости, эта тенденция продолжится в ближайшие годы.

Самовывоз становится все более привлекательным для клиентов. Получатели экономят и выбирают более дешевые способы доставки, несмотря на то что за посылкой нужно ехать. С другой стороны, количество пунктов выдачи постоянно растет, они все ближе к месту жительства или работы получателя, при этом забрать заказ можно в удобное время и не нужно ждать, как в случае с курьерской доставкой. Так что в ближайшем будущем возможно снижение доли курьерской доставки и рост количества выдач через пункты выдачи и постаматы.

Также получатели все чаще предпочитают оплачивать заказ при получении картой, а не наличными.

4. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Драйверы: увеличение числа городов для доставки, сокращение сроков доставки, усиление конкуренции, доступность новых товаров в онлайне, проникновение интернета, развитие сервисных услуг (факторинг для интернет-магазинов и кредитование для получателей).

Единственный возможный барьер — тяжелая экономическая ситуация в стране и, как следствие, рост цен на товары и снижение покупательной способности.


Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала.

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2016

Обзор рынка

Апрель 2016 года

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд рублей. На рынке наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов. Уровень конкуренции на рынке оценивается как высокий: присутствуют как международные компании, так и локальные операторы доставки.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

По итогам 2015 г. мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12 % и составил 242 млрд долл. CAGR 2011-2016 гг. составил 0,6 %. По имеющейся информации, в отрасли присутствует более 581 тыс. компаний и работает более 2,4 млн человек. Основным драйвером роста рынка является развитие электронной коммерции. Крупнейшими компаниями экспресс-доставки на глобальном рынке выступают UPS, FedEx, Deutsche Post DHL, Yamato Holdings и TNTExpress.

Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015 г. рынок вырос на 5 %; CAGR 2011-2015 гг. составил 15,6 %.

По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков. В индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016 г. ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  1. Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  2. Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD.
  3. Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD.com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRExpress.
  4. В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  5. В октябре 2015 г.крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  6. В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  7. Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  8. В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  9. В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  10. В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  11. Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка, специализирующийся на доставке для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на экономическую рецессию.

Среди наиболее заметных компаний, специализирующихся на доставке для интернет-магазинов, можно выделить:

  • Boxberry;
  • Axiomus;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • B2CPL;
  • Top-Deliveryи другие.

Развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети автоматизированных почтовых станций (почтоматов/постаматов) - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. Эти устройства позволяют существенно повысить эффективность в точке «последней мили» транспортно-логистических услуг, а также существенно облегчают процесс возврата товаров.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы российский рынок постаматов ожидает бурный рост, который будет обусловлен стремлением интернет-магазинов к сокращению логистических издержек и повышению качества сервиса, а покупателей - к удобству. Так, например, у компании PickPoint база уникальных покупателей на конец 2015 года составила 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

На российском рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting отмечают следующее:

  • На рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, что способствует улучшению качества сервиса. Значимую роль играет также ценовой фактор.
  • В 2011-2015 гг. российский рынок экспресс-доставки показывает увеличение, однако темпы роста сокращаются. В 2016 г. ожидается небольшое падение рынка вследствие текущей экономической неопределенности.
  • Основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в России; основной барьер - экономическая ситуация в стране. Важным следствием позитивного роста интернет-торговли стало развитие сегмента постаматов, способного снизить издержки игроков рынка экспресс-доставки.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Комментарий Центра исследований SPSR Express:

Текущий объем аутсорсинговой логистики составляет около 50 млрд рублей, без учета доставки «Почтой России». Потенциальная емкость рынка, включающая весь аутсорсинг и затраты на собственную логистику компаний (содержание курьерских и экспедиторских служб), оценивается нами в 118 млрд рублей. В 2016 году мы ожидаем сокращения рынка на 5-10 %. После кризиса мы будем наблюдать рост рынка от 5 % в сегменте B2B до 20 % в сегменте B2C.

За 2015 год мы наблюдали стагнацию сегмента B2B рынка экспресс-доставки и замедление темпов роста сегмента B2C.

Падение в количестве отправлений (B2B) было компенсировано ростом тарифов, ключевые игроки показали разнонаправленную динамику (некоторые нарастили выручку, некоторые сократили).

Мы являемся одним из лидеров рынка, с хорошо развитой маршрутной сетью и инфраструктурой. Основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков.

Основной тренд - развитие сегмента электронной коммерции, в первую очередь трансграничной. Проникновение интернета в удаленные регионы, переход офлайна в онлайн дают возможность сегменту B2C расти даже во время кризиса.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Основным драйвером в ближайшее время будет развитие рынка e-Commerce. Это ставит новые задачи для логистов: вместо классической доставки B2B - в течение рабочего дня в офис, при этом получатель всегда (или почти всегда) готов принять отправление, мы переходим в сегмент B2C, в котором получателем является физическое лицо. Это накладывает определенные требования по сервису: только 40 % получателей готовы согласовывать время получения с интервалом 1 час, а лучший сервис из предлагаемых достаточно широко (3-часовые интервалы) удовлетворяет только 60 % получателей. А это возможно при хорошей IT-поддержке и/или при доставке курьером отправлений в пределах квартала города. Также высока потребность в доставке в вечернее время и в выходные дни.

В качестве антидрайвера можно назвать развитие электронного документооборота, как фактора, снижающего потребность в доставке корреспонденции.

Бездеткин Алексей, коммерческий директор Boxberry

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56-57 млрд рублей. Ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, падение цен на нефть.

Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое.

Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки.

В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка - экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

  1. Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

Рост рынка замедляется, растет доставка товаров из-за рубежа, лидером в этом направлении является Китай.

Соотношение количества заказов между столицами и регионами смещается в сторону регионов. При этом доля доставок в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках остается на довольно высоком уровне (60-70 % от общего числа).

Мы доставляем около 10-12 % всех заказов e-Commerce, которые приходятся на коммерческие службы доставки (исключая объем заказов «Почты России»), уверенно входим в пятерку лидеров этого рынка. Доля компании на рынке ежегодно растет: даже в кризисный 2015 год мы показали рост выручки более чем на 65 % к 2014 году. Помимо этого, мы активно развиваем сеть пунктов выдачи (сейчас их 570, до конца года откроем еще 500 новых точек), разрабатываем новые услуги для клиентов. В 2015 году мы запустили курьерскую доставку собственными силами в 100 городах России, начали оказывать услуги доставки для физических лиц.

От столиц к регионам конкуренция ослабевает: исторически компании старались бороться за рынок Москвы и Санкт-Петербурга и только после этого начинали экспансию в регионы. В последнее время идет активный рост заказов именно в регионах, при этом конкуренция пока все еще мала, это позволяет нам развивать свою сеть и увеличивать объем доставки.

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Первый тренд - отправители стали экономить, в том числе и на логистике. Снижаются затраты на доставку, происходит поиск более оптимальных по соотношению цена-качество перевозчиков, непрофильные задачи передаются на аутсорсинг. Особо это выражено в электронной торговле, где отправители передают «на сторону» хранение и комплектацию заказов, предпочтовую подготовку, организацию контакт-центра. Новой тенденцией в прошлом году стал факторинг.

Второй тренд - усиление конкуренции и, как следствие, повышение уровня сервиса логистических операторов. Уже сейчас ряд компаний начинает демпинговать, чтобы остаться на плаву, при этом без сокращения внутренних издержек такой демпинг может привести к банкротству.

5. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Мы считаем, что основным драйвером роста рынка экспресс-доставки в 2016 году останется рост рынка электронной торговли. Он продолжится, пусть и более медленными темпами. При этом развитию рынка способствуют повышение лояльности к покупкам в интернете, желание покупателей сэкономить на товаре и доставке, а также развитие логистики в регионах, повышение доступности услуг: открытие новых пунктов выдачи заказов, организация курьерской доставки, рост географии доставки основных игроков.

Ожидаем, что в этом году продолжится консолидация рынка, на фоне ухода мелких игроков доля крупных увеличится. При этом клиент будет «голосовать рублем», выбирая оптимальную по стоимости доставку. Это увеличит долю доставок в постаматы и пункты выдачи, доля курьерской доставки сократится.

Основным барьером для роста мы всё так же видим экономическую ситуацию в стране.

Матвей Козловский, CEO и генеральный директор B 2 CPL

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Структура рынка экспресс-доставки практически сформировалась, произошло разделение компаний по спектру услуг и по географии доставки, выжившие бренды укрепились и зарекомендовали себя. За 2015 год мы отметили существенное падение объемов по компаниям, которые были в нашем портфеле на начало года, но мы смогли привлечь столько новых клиентов, что наш валовый объем значимо увеличился. Я думаю, что наша история в целом отражает ситуацию на рынке: часть интернет-магазинов не сумела подстроиться под макроэкономические изменения, переработать свои отношения с поставщиками и покинула рынок, при этом освободив место для более проворных и удачливых новичков.

Рынок экспресс-доставки не может развиваться без развития рынка интернет-торговли. Поэтому факторами, обуславливающими развитие экспресс-доставки, по-прежнему остаются: динамика курса валют, средний заработок россиянина и его покупательская способность, законодательное регулирование рынка экспорта-импорта посылок.

Интернет-магазины стали существенно больше уделять внимания качеству доставки, не только в таких чувствительных регионах как Москва и Санкт-Петербург, но и по всей России. С одной стороны, такое внимание в целом приводит к увеличению лояльности покупателей к интернет-магазинам, а с другой стороны, ведет к снижению процента возвратов, а значит, и снижению затрат интернет-магазинов на организацию доставки в целом. Безусловно, само по себе снижение затрат на доставку (как впрочем и остальных затрат интернет-магазинов) стало одним из ключевых факторов, определяющих конъюнктуру рынка в прошедшем году.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

По моему мнению, сейчас наступила пора, когда буйно росшие в последние годы логистические службы начали обретать осознанные формы и специализироваться на конкретных услугах, а не пытаться реализовать в себе весь требуемый е-коммерсом функционал. Проще говоря, рынок логистических сервисов становится более понятным: вот сети ПВЗ, вот курьерские службы, вот краудсорсинговые компании, вот агрегаторы/консолидаторы/интеграторы, вот чисто IT-компании, которые занимаются только помощью в интеграции интернет-магазина и службы доставки.

Я не ожидаю появления новых значимых игроков с собственными мощностями на рынке экспресс-доставки, потому что для развития такого сервиса нужно время и инвестиции. Сейчас гораздо проще купить какую-либо службу, либо объединить несколько служб единой IT-надстройкой. Конечно, это не означает, что конкуренции нет, наоборот, изменения в экономике и потребительском спросе заставляют даже инертные интернет-магазины, которые издревле пользуются одной службой доставки, открывать тендеры или откликаться на альтернативные предложения.

Наша текущая позиция нагляднее всего описывается такими показателями: наши заказчики, которые были на начало 2015 года потеряли среднем в объеме доставки (по сравнению с 2014 годом) около 18%, но несмотря на это мы сумели привлечь новые объемы так, что компания показала рост в среднем около 32%, а в пиковые месяцы 47% (ноябрь-декабрь).

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основная тенденция - это поворот, как служб доставки, так и интернет-магазинов к потребностям покупателей. На фоне практически полной невозможности поднимать стоимость товаров, главным стало - удобство получателя. И сервисы на последней миле стали основными драйверами для повышения конкурентоспособности интернет-магазина. Таким образом, интернет-магазины стали больше стремиться к индивидуальной работе со службой доставки, отказываясь от услуг консолидаторов и агрегаторов, так как работа через эти службы крайне зарегулирована и стандартизирована, и интернет магазин не может обеспечить требуемый для своих покупателей уникальный сервис, каким бы незамысловатым он ни был.

Между службами доставки продолжаются ценовые войны. По таким ключевым направлениям как курьерская доставка по Москве или Санкт-Петербургу, на мой взгляд, тарифы приближаются к своим нижним пределам, что очевидно приведет в обозримом будущем к некой консолидации рынка на этих направлениях: небольшие игроки или разорятся или будут поглощены, что в свою очередь приведет к «картелизации» оставшихся служб доставки и росту тарифов до экономически оправданных.

Что касается непосредственно сервисов доставки, я с интересом наблюдаю за судьбой такой опции как «частичный отказ». Развитие этой услуги обуславливается двумя факторами: в первую очередь, возможностью некоторых игроков оплачивать ее из кармана своих инвесторов, а с другой стороны - крайне сложной логистикой возвратов. Не секрет, что до сих пор большинство интернет-магазинов крайне не заинтересованы в том, чтобы у их покупателей была простая и удобная возможность вернуть товар и получить возмещение и ставят такие заградительные условия, как, например, возврат только через Почту России.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста Вы можете выделить сейчас на рынке?

Основной драйвер - это потребность и покупателей и магазинов в качественном и прозрачном сервисе доставки. Развивать эти сервисы возможно только при достаточном насыщении их объемами, так что барьером может стать только остановка роста е-коммерс рынка в количественном выражении.

Другим достаточно мощным барьером уже является ограниченный доступ к так называемому «эксперименту» по упрощенному партионному таможенному оформлению зарубежных посылок. В рамках этого эксперимента только несколько компаний экспресс-перевозчиков допущены к такой возможности, что делает практически невозможным выход на этот рынок других компаний, а значит, ограничивает возможности для роста.

Сергей Малышев, Заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке ФГУП «Почта России»

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Рынок cross-border . Совокупный объем отправлений с товарным вложением, доставленных из зарубежных интернет-магазинов по данным АКИТ составил 135 млн. шт., что на 75% больше, по сравнению с 2014 г.

"Почта России" в прошлом году доставила в Россию 128 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее, и в 4,5 раза выше, чем в 2013 г.

На доместиковом рынке объем отправлений с товарным вложением, перевезенных Почтой составил 67 млн. штук, что примерно соответствует уровню 2015 года.

  1. Как по Вашим оценкам изменился рынок за последний год?

Часть локальных экспресс-перевозчиков ушла с рынка; однако крупные федеральные игроки чувствуют себя уверенно. За 2015 г. «Почта России» увеличила с 39% до 51% суммарную (доместик + кросс-бордер) долю на рынке посылочной почты и экспресс-доставки РФ.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

За 2015 г. «Почта России» увеличила свою долю на рынке на 12 процентных пунктов. Среди конкурентных преимуществ, позволяющих Почте России увеличивать долю мы можем выделить:

  • Таргетированная продуктовая линейка для B2B и B2C сегментов, которая сейчас соответствует рыночным стандартам в области сроков доставки по минимальным тарифам и выполнения заявленных сроков; гибкости и вариативности опций, которые мы можем предоставить клиенту; индустриальные решения под конкретный сегмент рынка. Основной фокус - на крупнейшие города для восстановления доли «Почты России», которая на протяжении нескольких лет размывалась. Ранее доля была от 4 до 9%; сейчас доля в крупнейших городах выросла до 25%-35%.
  • Инфраструктура и новые опции . Центры выдачи и приема посылок, отдельные окна для выдачи посылок в отделениях почтовой связи, развитие сети постоматов. Разработка единого бланка и концепции сервиса единого окна: полная подготовка документов и сдача отправления у одного оператора. Новые опции позволят значительно ускорить время обработки заказов и поднять уровень сервиса.
  • Качество . Работа над соблюдением сроков доставки (уровень выполнения заявленных сроков для новой продуктовой линейки - более 95%). Снижение доли возвратов посылочной почты. Борьба с очередями в отделениях связи. Ежедневный мониторинг выполнения SLA на основании системы коммерческой и операционной отчётности. Оптимизация работы с претензиями. Те клиенты, которые видят уровень нашего сервиса, продолжают работать с нами и рекомендуют нас своим коллегам.
  • IT . Для ecommerce компаний мы предлагаем API-интеграцию, развиваем мобильное приложение, а также онлайн-сервис для отслеживания посылки, в котором в скором времени ожидается обновление личного кабинета. Также повышается эффективность call-центра.
  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основные тренды и тенденции:

  • Часть игроков консолидируется; самые слабые уходят с рынка.
  • Минимизация затрат, в первую очередь на логистику. «Почта России» создает и предлагает продукты по минимальным ценам: к примеру, планируется запуск услуги «ЕМS оптимальное» с тарифами на прием от 99 рублей.
  • Растет оплата с помощью электронных денег и кредитных карт, однако свыше 60% приходится на наличный расчет.
  • Продолжающееся развитие многоканальности: становится все более сложно отследить место генерации заказа.
  • Рост экспорта на базе инфраструктуры Почты России.
  • Активное развитие курьерских сервисов. Почтой реализуется проект по развитию курьерских групп - тиражирование на 144 города РФ.

Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 г.»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

1. Введение

2. Методология исследования

3. Анализ мирового рынка экспресс-доставки

3.1. Динамика мирового рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2014-2015 гг.

3.2. Структура рынка в разрезе компаний

3.3. Профили топ-5 крупнейших игроков мирового рынка

4. Объем, динамика и прогноз российского рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении в 2008-2017 гг.

5. Объем, динамика и прогноз российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2011-2016 гг.

6. Законодательное регулирование отрасли в РФ

7. Анализ рынка экспресс-доставки в РФ

7.1. Структура рынка

7.2. PEST-анализ отрасли

7.3. Анализ конкурентных сил

7.4. Анализ видов услуг

7.5. Региональное присутствие игроков рынка

7.6. Анализ сроков доставки

7.7. Анализ стоимости доставки

7.8. Профили крупнейших игроков

8. Сегмент доставки для интернет-магазинов

8.1. Объем и динамика сегмента в количественном выражении в 2012-2015 гг.

8.2. Структура сегмента

8.3. Анализ видов услуг

8.4. Региональное присутствие игроков сегмента

8.5. Анализ сроков доставки

8.6. Анализ стоимости доставки

8.7. Профили крупнейших компаний сегмента

9. Сегмент постаматов

9.1. Объем и динамика сегмента в количественном и денежном выражении в 2013-2015 гг.

9.2. Структура сегмента в разрезе основных игроков

9.3. Структура сегмента в региональном разрезе

9.4. Типовые предложения сегмента

9.5. Профили крупнейших компаний сегмента

10. Драйверы и барьеры развития рынка

11. Тренды и тенденции

12. Список компаний, упоминающихся в отчете

Пункт выдачи заказов интернет магазинов – неотъемлемый элемент бизнеса, реализуемого в Сети. Для его организации и успешного функционирования не потребуется крупных денежных вложений. Подобный вид деятельности может стать хорошим стартом для молодого предпринимателя.

Актуальность бизнеса

Точки самовывоза для интернет магазинов являются дополнительным источником дохода, повышают привлекательность для клиентов, стимулируя их приобретать именно здесь, так как им предоставляется выбор способа получения товара. В связи с развитием торговли в Интернете, актуальность пунктов, где клиенты смогли бы самостоятельно забрать товар, постоянно возрастает. Открыть точку сегодня выгодно не только в крупном населенном пункте, но и в небольшом городе.

Востребован этот сегмент также и потому, что клиент желает видеть перед собой реальные возможности выбора способа доставки. Самостоятельный вывоз помогает экономить личное время, снизить стоимость товара – все это повышает привлекательность этого направления предпринимательской деятельности.

Финансовые затраты на этапе открытия

Просчитывая, как организовать пункт выдачи заказов интернет магазинов, нельзя обойтись без составления финансового плана. Основное вложение составит (из расчета на одну точку) – около 180 тысяч рублей. В эту стоимость входят:

  • Арендная плата за помещение (от 20 м2) – 15000 рублей;
  • Ремонтные работы (косметический ремонт) – около 30000 рублей;
  • Подключение интернета и оплата за первый месяц – 5000-10000 рублей (зависит от региона);
  • Мебель и кассовый аппарат – 50000 рублей;
  • Затраты на продвижение – 50000 рублей (включает создание сайта).

Также следует выделить деньги на оплату коммунальных услуг, налогов и оплату деятельности сотрудников (на первом этапе достаточно 1 человека, так как владелец бизнеса может временно выполнять часть обязанностей самостоятельно).

Особенности бизнеса

Такой вид бизнеса, как пункт выдачи товаров интернет магазинов, имеет свои особенности, которые следует учитывать, чтобы избежать трудностей с его открытием и последующим развитием. Продажи через Интернет позволяют охватить больше целевой аудитории, чем обычный стационарный магазин – это одна из главных особенностей предпринимательской деятельности в этом направлении.

Постоянный спрос является залогом стабильного и растущего, пропорционально количеству обращений, доходу. Пункт выдачи интернет заказов привлекает к себе внимание не только потенциальных клиентов, но и поставщиков товаров, так как им также выгодно, чтобы их продукцию приобретало большее количество людей. Соответственно, бизнес является рентабельным.

К особенностям можно отнести организацию деятельности непосредственно пункта выдачи покупок, совершенных в интернете. В 70% случаев она стоится по принципу: забрать товар у продавца, упаковать или расфасовать, затем выдать непосредственно покупателю. В свою очередь, этот вид деятельности может быть организован по двум направлениям:

  • Независимые пункты выдачи для интернет магазинов;
  • Работающие в сотрудничестве с компаниями точки.

К особенностям также следует отнести условия труда и первоначальные вложения, которые напрямую зависят от таких показателей, как известность и популярность компании. «Раскрученная» франшиза пункт выдачи заказов интернет магазинов принесет доход практически сразу после открытия пункта выдачи покупок, тогда как неизвестная потребует вложений в маркетинг, что снизит ставку по зарплате для работников.

Если выбрано направление бизнеса под известным названием компании, то приток клиентов будет стабильным, но внедрять собственные разработки и идеи будет практически невозможно. В то же самое время, самостоятельный пункт выдачи может не окупиться, что приведет к убыткам – это также следует отнести к особенностям бизнеса. Работа с надежной и широко известной торговой точкой позволит быстро развиваться, открывая новые пункты.

Поиск партнеров

Пункты выдачи товаров для интернет магазинов относятся к такому типу предпринимательской деятельности, где без партнеров очень сложно организовать прибыльную и рентабельную работу. Для поиска компаний, согласных на совместную работу, можно обратиться напрямую (в разделе о сотрудничестве найти контакты и ли формы, которые можно заполнить).

Также можно совместно осуществлять деятельность с другими службами доставки товаров. В этом случае выгоднее для каждой из сторон, чтобы пункт выдачи интернет магазина был открыт под брендом службы доставки.

Еще один способ поиска партнеров по бизнесу – сотрудничество с крупными (и известными) компаниями, в число услуг которых входит предоставление логистики. В этом случае они являются по своей сути посредниками, а субагентом выступает владелец пункта выдачи — бизнесмен.

Выбор направления

Пункты самовывоза для интернет магазинов подразумевают, что этот объект сотрудничает с торговой точкой, продающий товары. Прежде чем открывать подобный бизнес, следует определиться с направлением, в котором будет вестись работа, а также со списком тех сайтов, интересы которых (финансовые и рекламные) будет представлять непосредственно открывающаяся точка вывоза покупок.

Современный рынок предлагает большое разнообразие торговых направлений, поэтому важно внимательно изучить их все, только после этого выбрать наиболее подходящее для себя направление. Хороший, стабильный доход гарантируют магазины, которые работают со следующей продукцией:

  • Продажа детской и женской одежды;
  • Реализация товаров для детей и новорожденных;
  • Продажа косметики и парфюмерии;
  • Продажа электроники.

Задумываясь над тем, как открыть пункт выдачи заказов, необходимо тщательно изучить условия сотрудничества, которые предлагают те сайты, которые первоначально понравились предпринимателю. Это необходимо также и по той причине, что доставка и организация пункта самовывоза возможна не в каждом регионе.

Пункт выдачи заказов интернет магазинов Я забе.ру

Оформление необходимых документов

Легальный бизнес возможен только в случае своевременно оформленных документов. Существование пункта, где можно получить заказанный в интернете заказ, потребует от будущего бизнесмена, регистрации в соответствующих органах. Необходимо присвоить код ОКВЭД – для этого направления работы он будет 47.91 – «услуги по розничной торговле». Он позволяет осуществлять пересылку по почте, работать через интернет.

Оптимальной формой является открытие ИП. Для этого необходимо оформить в налоговой инспекции свидетельство, получить выбранную форму налогообложения. Поскольку этот вид предпринимательской деятельности тесно связан с финансами, то для последующей работы потребуется оформить счет в банке. Это поможет проводить платежи бизнес – формата. Опытные предприниматели не рекомендуют выбирать формой ОАО, поскольку в этом случае пакет документов, необходимых для регистрации бизнеса, возрастет значительно. Кроме того, подобная организационно – правовая форма повлечет за собой увеличение выплат по налогам. Также для регистрации бизнеса потребуется получить разрешения от СЭС и пожарной охраны. Задумываясь на тем, как открыть пункт выдачи интернет заказов, важно помнить, что здание будет нуждаться в обслуживании клининговых компаний, вывозе ТБО, охране. Перед началом работы потребуется оформить все соответствующие договора.

Реклама и маркетинг

Франшиза пункта выдачи заказов или самостоятельная компания в одинаковой степени нуждается в рекламе и продвижении. Именно поэтому вопросу маркетинга потребуется уделять значительное количество времени. Вложения в рекламу зависят от выбранного направления работы, наличия партнеров, региона, а также возможностей самого бизнесмена. Реклама необходима для привлечения новых клиентов, так как от их числа напрямую зависит прибыль интернет магазина, который представлен пунктом самовывоза.

Клиенты предпочитают забирать покупку самостоятельно, так как это поможет им сэкономить от 200 до 1000 рублей в зависимости от габаритов товара и его количества. Маркетинговая политика должна быть выстроена так, чтобы охватывать максимальную аудиторию. Соответственно, реклама присутствует:

  • В интернете (социальные сети, сайты интернет – магазинов, являющихся партнерами);
  • На баннерах и листовках;
  • На собственных или дружественных сайтах, описывающих преимущества подобной услуги или готовых к дальнейшему сотрудничеству.

Перед тем как открыть пункт выдачи заказов интернет магазинов очень важно продумать систему специальных предложений, скидок и бонусов для новых и постоянных клиентов. Это позволит удерживать активных покупателей и привлекать новых, тем самым, пополняя клиентскую базу и увеличивая доход. Немаловажно помнить, что кроме клиентов требуется привлекать к сотрудничеству и новых партнеров. Для того чтобы не произошло застоя в движении товара рекомендуется создать службу доставки курьером.

Таким образом, ответом на вопрос, выгодно ли открывать пункт выдачи заказов, будет мнение опытных предпринимателей, которые утверждают, что залог успеха заключается в умении находить востребованные площадки. В этом случае прибыль от осуществляемой деятельности будет высокой. Уровень и возможность постепенного увеличения прибыли и доходов, которые обеспечивает себе владелец предприятия, будут зависеть от количества доставленных, обработанных и переданных с помощью пункта, товаров (посылок).

Постепенно можно развивать свой бизнес, увеличивая количество точек с возможностью самостоятельно забирать покупки, что поможет сформировать узнаваемый бренд. Можно объединить несколько пунктов (в будущем), создав собственную курьерскую службу, с которой заключат договор новые бизнесмены.

Главная задача – правильно выбрать партнеров на старте, чтобы вложения стали работать и приносить доход владельцу бизнеса по самовывозу купленного товара.