Грач в троллейбусе читать. К. Паустовский Грач в троллейбусе. Грач в троллейбусе

110 лет назад во французском городе Нанте родился Жюль Верн.

Великий романтик науки, автор замечательных научно-фантастических произведений завоевал себе мировую, немеркнущую славу. В 1863 г. он выпустил свое первое произведение в научно-фантастическом жанре – «Пять суток на аэростате». Этот роман имел большой успех. Вслед за этим Жюль Верн начал систематически выпускать романы – путешествия, поражающие читателя захватывающим изложением, богатой фантазией и основательным знакомством автора с различными областями науки и техники.

Вот «Приключения капитана Гаттераса», – и читатель переносится в суровую и полную романтики обстановку Арктики, как бы участвуя в экспедиции бесстрашного капитана и его спутников. Вот «20 тысяч лье под водой», – и читатель видит себя на фантастическом подводном корабле, изучая чудесную жизнь в глубинах океана. Вот читатель с трепетом следит за множеством приключений героев романа «В 80 дней вокруг света». Вот читатель вместе с потерпевшими кораблекрушение путешественниками высаживается на неизвестную землю, которую автор назвал «Таинственный остров». Самые удивительные страны посещает читатель, следуя за мастерским изложением Жюль Верна. Он летит вместе с героями автора в пушечном снаряде на Луну, переживая необычайные приключения во время этого межпланетного путешествия. Он направляется к центру Земли, и автор раскрывает перед ним чудесные тайны подземного царства...

Около шестидесяти романов написал Жюль Верн за 40 лет своей замечательной творческой деятельности в области научной фантастики. Каждый из этих романов знакомит читателя с какой-нибудь областью науки – географией, геологией, физикой, химией, астрономией и др.

Жюль Верн был широко образованным человеком. Он много читал, серьезно изучая успехи современной ему науки и техники. Поэтому он всегда был на высоте последних научных достижений, о которых он и рассказывал с захватывающим мастерством своим читателям.

Но Жюль Верн не ограничивался добросовестным и занимательным пересказом уже известных научных положений. Он был «открывателем», он смело смотрел в будущее, расширяя горизонты человеческого знания. Его чудесный гений обладал неоценимым даром научного предвидения. Многое, о чем писал Жюль Верн, еще не существовало в его время. Но гениальный писатель никогда не был беспочвенным фантазером, он всегда исходил из реальных достижений науки и техники, из тех проблем, которые стояли перед его современниками – учеными и изобретателями. Жюль Верн прекрасно понимал, куда развивается та или иная наука, и затем на крыльях своего могучего воображения делал смелый прыжок вперед, в будущее. И мы знаем, что многое из того, о чем писал Жюль Верн и чего еще не существовало в его время, теперь уже осуществилось, стало реальностью благодаря развитию науки и техники. Жюль Верн мечтал о покорении водных глубин и предсказывал появление подводных кораблей, которые теперь являются важнейшей составной частью морских флотов всех государств. Жюль Верн мечтал о покорении воздушной стихии и предсказывал появление летательных аппаратов, которые создали теперь новую эпоху в передвижении человека и преодолении пространства. Жюль Верн защищал реальность межпланетных путешествий – проблема, над которой работает весьма серьезно современная наука. Жюль Верн писал о покорении Северного полюса и снежных просторов Арктики – мечта, которую осуществили советские герои-летчики, советские полярники и исследователи...

Французская академия присудила Жюль Верну премию за его огромные заслуги в области научной фантастики. Это доказывает то весьма крупное значение, которое имели работы писателя – фантаста для постановки серьезных научных проблем. Многие виднейшие изобретатели и ученые подчеркивали то сильнейшее влияние, которое оказывали на них произведения Жюль Верна, давая могучий толчок к движению их творческой мысли. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении», говорил наш великий ученый-изобретатель К. Э. Циолковский. С такой же теплотой и признательностью отзывается о Жюль Верне и крупнейший французский ученый Жорж Клод. Жюль Верн – «тот, кого обычно считают лишь развлекателем юношества, но кто в действительности является вдохновителем многих научных исследователей».

Широкие познания, дар научного предвидения сочетались у Жюль Верна с большим литературным талантом, – в этом и кроется причина того очарования, которое он оказывает на своих читателей. Многие писатели могли бы позавидовать той высокой оценке, которую дал гениальному фантасту Лев Толстой: «Романы Жюль Верна превосходны. Я читал их совсем взрослым, и все–таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался, как Жюлем Верном».

Многие поколения молодежи воспитывались и воспитываются на романах Жюль Верна. У многих на всю жизнь остается благодарное чувство к этому замечательному писателю за те незабываемые часы наслаждения, которые мы испытываем, погружаясь в чтение его романов, за пробуждение радостного стремления к творчеству, к борьбе с природой, к достижению больших целей. Жюль Верн особенно близок советской молодежи. Мы ценим Жюль Верна за его бодрый оптимизм, за его горячую, неугасаемую веру в силу человеческого знания, за его веру во всепобеждающий прогресс науки и техники. Жюль Верн особенно близок советскому читателю потому, что только в нашей стране социализма возможен тот небывалый расцвет науки и техники и только в стране социализма смогут полностью осуществиться те замечательные идеи, о которых мечтал великий романтик науки.

20 век глазами писателей-фантастов.

Перспектива полетов в космос волновала людей задолго до того, как эти полёты стали возможны. Мысли о невесомости, о преодолении земного притяжения будоражили умы не только учёных, но и писателей-фантастов…

Первым человеком, испытавшим состояние невесомости в свободном полёте, был, как известно, Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года – дата его исторического полёта – знаменует начало новой эры – космической.

Что такое невесомость, сейчас знает каждый, но ещё в середине двадцатого века это было понятие умозрительное, существовавшее лишь в теории, интересное узкому кругу специалистов. К примеру, во втором издании БСЭ термин «невесомость» отсутствует (том 29 на букву «Н» вышел в свет в 1954 году, за три года до запуска в СССР первого искусственного спутника Земли). Между тем эффект исчезновения тяжести фантасты предвидели с давних пор. Едва ли не впервые он был предугадан в фантастической книге «Сон, или Астрономия Луны», изданной на латинском языке в городе Франкфурт-на-Майне в 1633 году. Автор этого сочинения - немецкий астроном Иоганн Кеплер (1573-1630), убеждённый последователь Коперника, открывший три фундаментальных закона движения планет вокруг солнца. Он написал свой «Сон», ещё совсем молодым, продолжал над ним долго работать, но так и не успел напечатать. Рукопись, найденная в бумагах учёного, была опубликована его сыном.

Фантастический рассказ о полёте на луну ученика Тихо Браге, юного астронома по имени Дуракотус, сопровождается обширными комментариями, которые в несколько раз превышают по объёму описание самого путешествия и жизнь героя на Луне. Из этого произведения видно, что Кеплер, пусть и в наивной форме, сумел предусмотреть «перегрузки» человеческого организма при старте, состояние невесомости во время полёта (правда, лишь на одном небольшом отрезке) и амортизацию от удара при спуске на Луну.

Позднее Исаак Ньютон в своём главном труде «Математические начала натуральной философии» (1687), опираясь на законы движения планет, открытые Кеплером, разработал основы небесной механики. Это и позволило определить скорости, необходимые для превращения снаряда в искусственный спутник Земли, для полёта в пределах Солнечной системы и выхода в бесконечное пространство Вселенной (первая, вторая и третья космические скорости).

По прошествии двух с половиной столетий после появления кеплеровского «Сна», Жюль Верн подарил читателям свою знаменитую лунную дилогию – «С Земли на Луну»(1865 г.) и «Вокруг Луны»(1870 г.).

Пока что ограничимся разговором о невесомости. В «нейтральной точке», по мнению писателя, повторившего гипотезу Кеплера, оба притяжения – лунное и земное – должны взаимно уравновеситься. Вследствие этого «вагон-снаряд» должен потерять всякий вес. Произойдёт это из-за различия масс обеих планет 47/52 части всего пути.

«Состояние равновесия лунного и земного притяжения, - утверждает писатель, - продолжалось не более часа. И вот как описывается эффект невесомости: «различные предметы, оружие, бутылки, брошенные и предоставленные самим себе, словно чудом держались в воздухе…Вытянутые руки не опускались, головы качались на плечах, ноги не касались пола снаряда…Мишель вдруг подпрыгнул и, отделившись на некоторое расстояние от снаряда, повис в воздухе…»(«Вокруг Луны, гл. 8).

Сочинения французского романиста на протяжении многих лет не выходили из поля зрения Льва Николаевича Толстого. Знакомство началось с романа «Вокруг Луны». Толстого заинтересовала гипотеза «мира без тяготения». Дневниковая запись – «Читал Верна»(17 ноября 1873 года) – сопровождается полемическими заметками: «Движение без тяготения немыслимо. Движение есть тепло. Тепло без тяготения немыслимо».

Больше всего Толстого озадачило шутливое предположение Мишеля Ардана, что если бы удалось избавиться от пут тяготения в земных условиях, то было бы достаточно «только усилия воли, чтобы по своей прихоти взлететь в пространство».

Толстой в чудеса не верил. Под свежим впечатлением романа Жюля Верна он обратился к трудам по физике, но нигде не нашёл ответа, действительно ли в состоянии невесомости возможны произвольные движения. Не удовлетворили его и письма Н.Н. Страхова, который объяснял, что кошка, выброшенная из окна, делает в воздухе параболу и падает на ноги. Значит, « движения возможны независимо от силы тяготения». Толстого и это не убедило, и тогда Страхов сослался на учение об инерции и привёл выдержки из «Математических начал натуральной философии» Ньютона.

Спустя 6 лет, в 1879 году, Лев Николаевич заметил в одном из писем к А.А. Фету: « У Верна есть рассказ «Вокруг Луны». Они там находятся в точке, где нет притяжения. Можно ли в этой точке подпрыгнуть?. Знающие физики различно отвечали».

По – видимому, великий писатель так и не нашёл разгадки, мучившей его проблемы. Жизненный опыт человека, привыкшего к конкретному мышлению, противился умозрительной возможности движений в состоянии невесомости по собственной воле, хотя невесомость саму по себе он, как видно, не отрицал.

Ещё при жизни Жюля Верна, гений русской науки К.Э. Циолковский сформулировал принципы исследования мировых пространств реактивными приборами, изложил свои мысли о возможности проникновения человека в космос, об искусственном спутнике Земли, об условиях жизни при отсутствии тяготения.

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, - писал Циолковский, - Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не привела, если бы не встретила помощь со стороны науки»

«Калужский мечтатель», оторванный от научных центров, разрабатывал в провинциальной глуши идеи «звездоплавания», но не мог их предать широкой гласности. Эту миссию возложил на себя известный популяризатор точных наук Я.И.Перельман, один из немногих энтузиастов, сумевших оценить в полной мере прозорливость старшего современника. В 1915 году он выпустил книгу «Межпланетные путешествия», столь же преждевременную, как и грандиозные замыслы Циолковского. А годом раньше Перельман поместил в популярном журнале «Природа и люди» (1914, №24) научно-фантастический рассказ «Завтрак в невесомой кухне», написанный в качестве дополнительной главы к роману «Вокруг Луны».

Ученый поправляет писателя: «Подробно рассказав о жизни пассажиров внутри летящего ядра, Жюль Верн упустил из виду, что пассажиры, как и вообще предметы, во время путешествия были абсолютно невесомы!

Дело в том, - продолжает автор, - что, подчиняясь силе тяготения, все тела падают с одинаковой скоростью; сила земного притяжения должна была, следовательно, сообщить всем предметам внутри ядра совершенно такое же ускорение, как и самому ядру. А если так, то ни пассажиры, ни остальные тела в ядре не должны были давить на свои опоры; уроненный предмет не мог приближаться к полу (то есть падать), а продолжал висеть в воздухе, из опрокинутого сосуда не должна была выливаться вода и т.д. Словом, внутренность ядра должна была на время полета превратиться в маленький мир, совершенно свободный от тяжести.

Тем самым опровергается кеплеровская гипотеза «нейтральной точки». Невесомость наступает немедленно, как только снаряду сообщают космическую скорость (не менее восьми километров в секунду).

Художественной популяризацией идей Циолковского с тех пор занимались многие фантасты, и среди них - Александр Беляев, который в своем романе «Прыжок в ничто» много внимания уделяет «звездоплаванию» и, в частности, проблемам преодоления, как он их называет, «двух панцирей Земли» - атмосферного и земного тяготения при старте космического корабля. По сюжету для взлета корабля была выбрана точка на экваторе, к тому же находящаяся на некоторой возвышенности. Вот как объясняет причины такого выбора один из персонажей романа: «Именно здесь существуют наиболее благоприятные условия взлета. Ракете при взлете с земли необходимо пробиться через двойной панцирь: атмосферы и земного тяготения. Наибольшее тяготение существует на полюсах, наименьшее - на экваторе, так как Земля несколько сплющена к экватору. К тому же на полюсах наименьший, а на экваторе наибольший центробежный эффект. Поэтому панцирь тяготения на экваторе минимальный. Хотя на экваторе тело весит на одну двухсотую долю меньше, чем на полюсе, для ракеты важно даже такое уменьшение веса: оно дает значительную экономию в запасе горючего. Теперь об атмосферном панцире. Воздух, которого мы на глаз не замечаем, представляет почти непреодолимое препятствие для быстро движущегося тела. Чем быстрее движение, тем больше сопротивление. При очень больших скоростях сопротивление воздуха почти также велико, как и сопротивление твердого тела, - настоящий стальной панцирь. Это не только образное выражение. Метеоры - падающие с неба камни - движутся с космической быстротой; врезаясь в атмосферу метеоры помельче, раскаляясь из-за сопротивления воздуха, испаряются, осаждаясь тончайшей пылью. Жюль-верновские герои, вылетевшие из пушки в снаряде, должны были в первое же мгновение выстрела разбиться в лепешку о дно снаряда. Чтобы избежать этой печальной участи, мы будем увеличивать скорость ракеты постепенно. Мы должны выбрать такое место на земном шаре, где атмосферный панцирь обладает наименьшей толщиной. Чем выше над уровнем моря, тем панцирь атмосферы тоньше, тем легче, следовательно, пробить, меньше надо затратить на это горючего. На высоте шести километров над уровнем плотность воздуха уже примерно вдвое меньше, чем на уровне моря. Помимо этого полет будет направлен по наклонной в 12 градусов на восток, то есть в том же направлении, в каком вращается земной шар, для того, чтобы прибавить скорость земли к скорости ракеты...»

Фантастика устремлена к будущему. Изображенные Жюлем Верном и другими писателями - фантастами «чудеса техники» всегда опережают действительность. Однако для науки нет ничего невозможного. Рано или поздно предсказания фантастов сбываются. Трудно говорить о прогнозе, рассчитанном на десять, пятьдесят или сто лет. Речь может идти о догадках, вернее о редкостной интуиции.

Без преувеличения, гениальную интуицию проявил Жюль Верн в лунной дилогии, изобразив полуостров Флориду местом старта алюминиевого цилиндроконического «вагона-снаряда» с тремя пассажирами, заставив их испытать эффекты невесомости, увидеть обратную сторону Луны, вернуться по эллиптической орбите на Землю и упасть в Тихий океан, в четырехстах километрах от берега, где их вылавливает американский корабль.

Это удивительно совпадает с общеизвестными фактами. Космические корабли «Аполлон» стартовали с Восточного космодрома США (мыс Канаверал во Флориде, обозначенный на географической карте, приложенной к первому изданию «С Земли на Луну»).

21 декабря 1968 года к Луне был направлен космический корабль «Аполлон-8» с космонавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом. Первыми из людей они увидели, как Земля, постепенно уменьшившись, превратилась в одно из небесных тел. Спустя трое суток после старта, на высоте около ста тридцати километров над лунной поверхностью, корабль перешел на окололунную орбиту. Проделав восемь витков, космонавты включили маршевый двигатель и перевели корабль на трассу полета к Земле. 27 декабря кабина экипажа со второй космической скоростью вошла в земную атмосферу и после аэродинамического торможения опустились на парашютах в заданном районе Тихого океана.

Все этапы полета к Луне, кроме высадки экипажа, были проделаны также «Аполлоном-9» (март 1969 г.) и «Аполлоном-10» (май 1969 г.). И, наконец, в июле 1969 года космический корабль «Аполлон-11» впервые совершил посадку на Луну.

По странному совпадению «Аполлон-8», имеющий приблизительно такие же размеры и вес, как и снаряд Жюля Верна, облетел Луну тоже в декабре месяце и приводнился в четырех километрах от точки, указанной романистом. (Для сравнения: высота снаряда «Колумбиады» 3,65 метра, вес - 5547 килограммов. Высота капсулы «Аполлона» 3,60 метра, вес - 5621 килограмм.)

Не только число участников перелета, места старта и финиша, траектории, размеры и вес алюминиевого цилиндроконического снаряда, но и сопротивление атмосферы, регенерация воздуха и даже телескоп с пятиметровым диаметром на вершине Лонгспик в Скалистых горах, по параметрам и разрешающей способности удивительно похожий на тот, что ныне установлен в Маунт-Паломарской обсерватории (Калифорния), - все это предусмотрено в романе, опередившем реальные возможности больше, чем на сто лет!

Интересны и предположения писателя об огромных материальных затратах, которые потребует космический перелет, и возможном международном сотрудничестве. Изобретательность и деловитость американцев стимулируется инициативой француза, а сам проект воплотился в жизнь, потому, что «Пушечный клуб» решил «обратиться ко всем государствам с просьбой о финансовом соучастии».

Самый живой отклик обращение встретило в России. «Россия внесла огромную сумму - 368 733 рубля. Этому не приходится удивляться, принимая во внимание интерес русского общества к науке и успешное развитие, достигнутое астрономией в этой стране благодаря многочисленным обсерваториям, главная из которых (подразумевается Пулковская обсерватория) обошлась государству в два миллиона рублей». Всего же на операцию «Колумбиада» было израсходовано - по калькуляции «Пушечного клуба» - 5 446 675 долларов! Сумма громадная, учитывая многократную девальвацию доллара за истекшие сто с лишним лет, но совсем незначительная по сравнению с реальной стоимостью осуществления программы «Аполлон»: 25 миллиардов долларов.

Великие прозрения и гениальные догадки высказывали в своих произведениях не только Жюль Верн, Александр Беляев, но и многие другие писатели-фантасты. Некоторые из их предсказаний сбылись, догадки подтверждены наукой, другие все еще ждут своего времени. Возможно, все эти писатели слегка противоречат друг другу, а многие из их суждений ошибочны, но их огромная заслуга заключается уже в том, что они подробно и достоверно изобразили полеты задолго до выхода человека в космос.


По-видимому, великий писатель так и не нашел разгадки мучившей его проблемы. Жизненный опыт человека, привыкшего к конкретному мышлению, противился умозрительной возможности движений в состоянии невесомости по собственной воле, хотя невесомость саму по себе он, как видно, не отрицал.

Еще при жизни Жюля Верна гений русской науки К. Э. Циолковский сформулировал принципы исследования мировых пространств реактивными приборами, изложил свои мысли о возможности проникновения человека в космос, об искусственном спутнике Земли, об условиях жизни при отсутствии тяготения.

"Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном, – писал Циолковский. – Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки".

"Калужский мечтатель", оторванный от научных центров, разрабатывал в провинциальной глуши пионерские идеи "звездоплавания", но не мог предать их широкой гласности. Эту миссию возложил на себя известный популяризатор точных наук Я. И. Перельман, один из немногих энтузиастов, сумевших оценить в полной мере прозорливость старшего современника. В 1915 году он выпустил книгу "Межпланетные путешествия", столь же "преждевременную" в царской России, как и грандиозные замыслы Циолковского.

"Межпланетным путешествиям" Перельмана суждено было выдержать много изданий, донести гениальные идеи Циолковского до широкого круга читателей, воспламенить мечтою о "звездоплавании", подкрепленной научными доказательствами, сотни и тысячи юных умов, среди которых были и первые конструкторы советских космических кораблей.

А годом раньше Перельман поместил в популярном журнале "Природа и люди" (1914, № 24) научно-фантастический рассказ "Завтрак в невесомой кухне", написанный в качестве дополнительной главы к роману "Вокруг Луны".

Ученый поправляет писателя: "Подробно рассказывая о жизни пассажиров внутри летящего ядра, Жюль Верн упустил из виду, что пассажиры, как и вообще предметы внутри каюты, во все время путешествия были абсолютно невесомы! Дело в том, – продолжает автор, – что, подчиняясь силе тяготения, все тела падают с одинаковой скоростью; сила земного притяжения должна была, следовательно, сообщать всем предметам внутри ядра совершенно такое же ускорение, как и самому ядру. А если так, то ни пассажиры, ни остальные тела в ядре не должны были давить на свои опоры; уроненный предмет не мог приближаться к полу (то есть падать ), а продолжал висеть в воздухе; из опрокинутого сосуда не должна была выливаться вода и т. д. Словом, внутренность ядра должна была на время полета превратиться в маленький мир, совершенно свободный от тяжести".

Тем самым опровергается кеплеровская гипотеза "нейтральной точки". Невесомость наступает немедленно, как только снаряду сообщают космическую скорость (не менее восьми километров в секунду).

Произвольные движения внутри снаряда не вызывают сомнений, только "пассажирам" нелегко к ним приспособиться. На вопрос Л. Н. Толстого: "Можно ли в этой точке подпрыгнуть?" ответ однозначен: "Да, можно!"

Художественной популяризацией идей Циолковского с тех пор занимались многие фантасты (среди них – Александр Беляев), подробно и достоверно изобразившие состояние невесомости задолго до выхода человека в космос.

II. Впереди века

Фантастика устремлена к будущему. Изображенные Жюлем Верном "чудеса техники" всегда опережают действительность. События же отодвинуты в недавнее прошлое или происходят в то самое время, когда книга выходила в свет. Герои – современники автора, а их дела и свершения по условиям времени невозможны. Тем самым читатель соприкасается с будущим и находит его в настоящем.

Первая часть дилогии "С Земли на Луну" – полный юмора антивоенный памфлет – публиковалась в газете в 1865 году, вскоре после того, как в Соединенных Штатах закончилась четырехлетняя гражданская война. Герои романа, члены балтиморского "Пушечного клуба", не желают примириться с наступлением "мертвого сезона". "Неужели никогда не возникнут международные осложнения, которые позволят нам объявить войну какой-нибудь заморской державе!" – сокрушается математик Мастон. Но поскольку военные действия прекратились и новых пока не предвиделось, бравые артиллеристы, по предложению председателя клуба Барбикена, решают соорудить гигантскую "Колумбиаду" и сделать мишенью… Луну. Единственная цель выстрела – продемонстрировать успехи баллистики. Как мы помним, сумасбродному французу Ардану этого показалось недостаточно, и он выступает инициатором первого полета в космос.

Для науки нет ничего невозможного. "Рано или поздно такое путешествие будет совершено", – заявляет автор устами Ардана.

Трудно говорить о прогнозе, "рассчитанном" на сто лет. Речь может идти о догадках, вернее, о редкостной интуиции. Без преувеличения, гениальную интуицию Жюль Верн проявил в лунной дилогии, избрав полуостров Флориду местом старта алюминиевого цилиндро-конического "вагона-снаряда" с тремя пассажирами, заставив их испытать эффекты невесомости, увидеть обратную сторону Луны, вернуться по эллиптической орбите на Землю и упасть в Тихий океан, в четырехстах километрах от берега, где их вылавливает американский корвет.

Межпланетный фантастический поезд, летящий по трассе Земля – Луна. Роман "Вокруг Луны". Художник Э. Байяр.

Напомню общеизвестные факты. Корабли "Аполлон" стартовали с Восточного космодрома США (мыс Канаверал во Флориде, обозначенный на географической карте, приложенной к первому изданию "С Земли на Луну").

21 декабря 1968 года к Луне был направлен космический корабль "Аполлон-8" с космонавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловел-лом и Уильямом Андерсом. Первыми из людей они увидели, как Земля, постепенно уменьшившись, превратилась в одно из небесных тел. Спустя трое суток после старта, на высоте около ста тридцати километров над лунной поверхностью, корабль перешел на окололунную орбиту. Проделав восемь витков, космонавты включили маршевый двигатель и перевели корабль на трассу полета к Земле. 27 декабря кабина экипажа вошла со второй космической скоростью в земную атмосферу и после аэродинамического торможения опустилась на парашютах в заданном районе Тихого океана.

Все этапы полета к Луне, кроме высадки экипажа, были проделаны также "Аполлоном-9" (март 1969 г.) и "Аполлоном-10" (май 1969 г.). И, наконец, в июле 1969 года пилотируемый космический корабль "Аполлон-11" впервые совершил посадку на Луну. Советский космонавт К. П. Феоктистов так определил историческое значение этого полета:

"Думаю, что естественное стремление к самоутверждению свойственно не только отдельным людям, но и коллективам, и человечеству в целом. Высадка на Луну – это акт самоутверждения всего человечества… Но, конечно, значение высадки на Луну не исчерпывается одним только эмоциональным аспектом этого события. Я бы хотел подчеркнуть техническое и научное значение успешной высадки на Луну" ("Известия", 1969, 22 июля).

Успешное завершение программы "Аполлон" ознаменовалось полетом одиннадцатого и последнего пилотируемого корабля "Аполлон-17" (декабрь 1972 г.).


"Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё
это всегда будет ниже действительных возможностей
человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию."
Жюль Верн

Жюль Верн слывёт не только одним из основателей фантастики, но и писателем, который, как никто другой, умел предугадывать будущее и направление развития технологий. Действительно, немного найдётся авторов, которые сделали бы столько для популяризации науки и прогресса, сколько сделал великий француз. Сегодня, в XXI веке, мы можем судить, насколько часто он оказывался прав.

ПРЕДВЕСТНИК «АПОЛЛОНОВ»

Одно из самых смелых пророчеств Верна — космические путешествия. Конечно, француз не был первым автором, отправившим своих героев к небесным сферам. Но до него литературные астронавты летали только чудесным образом. Например, в середине XVII века английский священник Фрэнсис Годвин написал утопию «Человек на Луне», герой которой отправился к спутнику с помощью фантастических птиц. Разве что Сирано де Бержерак летал к Луне не только верхом на чёрте, но и с помощью примитивного аналога ракеты. Однако о научном обосновании космического полёта писатели не задумывались вплоть до XIX века.

Первым, кто всерьёз взялся отправить человека в космос без помощи «чертовщины», стал как раз Жюль Верн — он полагался, естественно, на силу человеческого разума. Однако в шестидесятых годах позапрошлого века об освоении космоса люди могли только мечтать, и наука всерьёз этим вопросом ещё не занималась. Французскому литератору приходилось фантазировать исключительно на свой страх и риск. Верн решил, что лучшим способом отправить человека в космос станет гигантская пушка, снаряд которой послужит пассажирским модулем. Именно со снарядом связана одна из главных проблем проекта «лунной пушки».

Сам Верн прекрасно понимал, что астронавтов в момент выстрела ожидают серьёзные перегрузки. Это видно по тому, что герои романа «С Земли на Луну» пытались обезопасить себя с помощью мягкой обшивки стен и матрацев. Излишне говорить, что всё это в реальности не спасло бы человека, решившегося повторить подвиг членов «Пушечного клуба».

Впрочем, даже если бы путешественникам удалось обеспечить безопасность, остались бы ещё две практически неразрешимые проблемы. Во-первых, пушка, способная запустить снаряд такой массы в космос, должна быть просто фантастической длины. Во-вторых, даже в наши дни невозможно обеспечить пушечному снаряду стартовую скорость, позволяющую преодолеть притяжение Земли. Наконец, писатель не учитывал сопротивление воздуха — хотя на фоне прочих проблем с идеей космической пушки это уже кажется мелочью.

В то же время невозможно переоценить влияние, оказанное романами Верна на зарождение и развитие космонавтики. Французский писатель предсказал не только путешествие к Луне, но и некоторые его детали — например, размеры «пассажирского модуля», количество членов экипажа и примерную стоимость проекта. Верн стал одним из главных вдохновителей космической эры. Константин Циолковский говорил о нём: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж. Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении». По иронии судьбы именно Циолковский в начале XX века окончательно обосновал несовместимость задумки Верна с пилотируемой космонавтикой.

ФАНТАСТИКУ В ЖИЗНЬ

Почти через сто лет после выхода «Человека на Луне» проект космической пушки обрёл новую жизнь. В 1961 году министерства обороны США и Канады запустили совместный проект HARP. Его целью было создать пушки, позволяющие выводить на низкую орбиту научные и военные спутники. Предполагалось, что «суперпушка» позволит существенно сократить затраты на запуск спутников — всего до нескольких сотен долларов за килограмм полезного веса. К 1967 году команда во главе со специалистом по баллистическому оружию Джеральдом Буллом создала десяток опытных образцов космической пушки и научилась запускать снаряды на высоту в 180 километров — это притом, что в США космическим считается полёт за пределы 100 километров. Однако политические разногласия между США и Канадой привели к закрытию проекта.

Эта неудача не поставила крест на идее космической пушки. До конца XX века было предпринято ещё несколько попыток воплотить её в жизнь, но до сих пор никому не удалось вывести пушечный снаряд на орбиту Земли.

ТРАНСПОРТ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

На самом деле Жюль Верн чаще всего предвосхищал не появление новых технологий, а направление развития уже существующих. Наиболее наглядно это можно показать на примере знаменитого «Наутилуса».

Первые проекты и даже рабочие прототипы подводных судов появились задолго до рождения самого Верна. Более того, к моменту, когда он приступил к работе над «20 000 лье под водой», во Франции уже спускали на воду первую механическую подводную лодку, которую окрестили «Ныряльщиком», — и Верн собирал о ней сведения, прежде чем занялся романом. Но что представлял собой «Ныряльщик»? На борту судна с трудом помещалась команда из 12 человек, оно могло погружаться не более чем на 10 метров и развивать под водой скорость лишь в 4 узла в час.

На этом фоне характеристики и возможности «Наутилуса» выглядели совершенно невероятными. Комфортабельная, как океанский лайнер, и прекрасно приспособленная для длительных экспедиций подлодка с глубиной погружения, которая исчислялась километрами, и предельной скоростью в 50 узлов. Фантастика! Причём до сих пор. Как это не раз случалось с Верном, он переоценил возможности не только современных ему, но и будущих технологий. Даже атомные субмарины XXI века не способны соперничать в скорости с «Наутилусом» и повторять те манёвры, которые он проделывал играючи. Не могут они и обходиться без дозаправки и пополнения запасов столько времени, сколько мог «Наутилус». И, разумеется, с нынешними подлодками ни за что не управится один человек — а Немо продолжал плавать на «Наутилусе» и после того, как потерял всю команду. С другой стороны, на судне отсутствовала система регенерации воздуха, для пополнения его запаса капитану Немо требовалось раз в пять дней подниматься на поверхность.

РАЗМЕРЫ ПУШКИ, СПОСОБНОЙ ЗАПУСТИТЬ СНАРЯД В КОСМОС, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОСТО ФАНТАСТИЧЕСКИМИ.

ПЛАВУЧИЙ ГОРОД

В романе «Плавучий остров» французский романист сделал предсказание, которое пока что не сбылось, но уже очень скоро может воплотиться в жизнь. Действие этой книги разворачивалось на искусственном острове, на котором самые богатые люди Земли попытались создать для себя рукотворный рай.

Эту идею в наши дни готова воплотить организация Seasteading Institute. Она намерена к 2014 году создать даже не одно, а несколько плавучих городов-государств. Они будут обладать суверенитетом и жить по собственным либеральным законам, что должно сделать их крайне привлекательными для бизнеса. Одним из спонсоров проекта выступает основатель платёжной системы PayPal Питер Тиль, известный либертарианскими взглядами.

ДАЖЕ АТОМНЫЕ СУБМАРИНЫ XXI ВЕКА НЕ МОГУТ СОПЕРНИЧАТЬ В СКОРОСТИ С «НАУТИЛУСОМ».

Несмотря на всё это, нельзя не признать, что общие тенденции развития подводных кораблей Верн предугадал с поразительной точностью. Способность субмарин совершать длительные автономные путешествия, масштабные сражения между ними, исследования с их помощью морских глубин и даже поход подо льдами к полюсу (Северному, конечно, а не Южному — здесь Верн ошибся) — всё это стало реальностью. Правда, лишь во второй половине XX века с появлением технологий, о которых Верн даже не мечтал, — в частности, атомной энергетики. Первую в мире атомную подводную лодку символично окрестили «Наутилусом».

Чтобы рассказать о покорении воздушной стихии, Верн придумал Робура-завоевателя. Этот непризнанный гений чем-то напоминает Немо, но лишён романтики и благородства. Сначала Робур создал воздушное судно «Альбатрос», которое поднималось в воздух с помощью пропеллеров. Хотя внешне «Альбатрос» походил скорее на обычный корабль, его с полным основанием можно считать «дедушкой» вертолётов.

А в романе «Властелин мира» Робур разработал и вовсе невероятное транспортное средство. Его «Грозный» был машиной-универсалом: с одинаковой лёгкостью перемещался по воздуху, земле, воде и даже под водой — и при этом мог двигаться со скоростью порядка 200 миль в час (в наши дни это звучит забавно, но Верн считал, что такой болид станет невидимым для человеческого глаза). Эта универсальная машина так и осталась выдумкой писателя. Наука отстаёт от Верна? Дело не только в этом. Такая машина-универсал просто непрактична и невыгодна.

ПРЕДВОСХИЩАЯ ГИТЛЕРА

Жюль Верн ушёл из жизни в 1905 году и не увидел ужаса мировых войн. Но он, как и многие его современники, ощущал приближение эпохи масштабных конфликтов и появление новых разрушительных видов оружия. И, конечно, французский фантаст пытался предугадать, какими они окажутся.

ЗАБЫТЫЙ ПРОВИДЕЦ

Если бы француза конца XIX — начала XX века спросили, кто убедительнее всего описывает будущее, то в одном ряду с именем «Жюль Верн» прозвучало бы имя «Альбер Робида». Этот писатель и художник тоже делал потрясающие догадки о технологиях будущего, ему приписывали почти сверхъестественный дар предвидения.

Робида предрекал, что ни один дом будущего не обойдётся без «телефоноскопа», который который будет 24 часа в сутки транслировать самые свежие новости. Он описывал устройства, в которых угадываются прообразы современных коммуникаторов. Наряду с Верном Робида одним из первых заговорил о химическом оружии и сверхмощных бомбах, которые, несмотря на малые размеры, будут обладать невероятной разрушительной мощью. На своих рисунках и в книгах Робида часто изображал летающие машины, которые придут на смену наземному транспорту. Это предсказание не сбылось — пока что. Будем надеяться, со временем и оно воплотится в жизнь.

Серьёзное внимание теме войны и оружия Верн уделил в романе «Пятьсот миллионов бегумы». Главным злодеем книги он сделал немецкого профессора Шульце — одержимого националиста с жаждой мирового господства. Шульце изобрёл гигантскую пушку, способную поражать цель на расстоянии многих километров, и разработал для неё снаряды с ядовитым газом. Таким образом, Верн предвосхитил появление химического оружия. А в романе «Флаг родины» француз и вовсе изобразил суперснаряд «фульгуратор Рок», способный уничтожить любое строение в радиусе тысяч квадратных метров, — аналогия с ядерной бомбой буквально напрашивается.

ГЛАВНЫМ ЗЛОДЕЕМ РОМАНА «ПЯТЬСОТ МИЛЛИОНОВ БЕГУМЫ» СТАЛ ПРОФЕССОР ШУЛЬЦЕ — НЕМЕЦКИЙ НАЦИОНАЛИСТ С ЖАЖДОЙ МИРОВОГО ГОСПОДСТВА.

При этом Верн предпочитал смотреть в будущее с оптимизмом. Опасные изобретения в его книгах губили, как правило, собственных создателей — как погиб от замораживающей бомбы коварный Шульце. В реальности, увы, от оружия массового поражения страдал кто угодно, только не его создатели.

ПРОШЛЫЙ ВЕК

На заре своей карьеры, в 1863 году, тогда ещё малоизвестный Жюль Верн написал роман «Париж в ХХ веке», в котором пытался предугадать, как будет выглядеть мир спустя столетие. К сожалению, едва ли не самая пророческая работа Верна не только не получила признания при жизни писателя, но и увидела свет лишь на исходе того самого XX века. Первый читатель «Парижа в XX веке» — будущий издатель «Необыкновенных путешествий» — Пьер-Жюль Этцель забраковал рукопись. Отчасти по причине чисто литературных недостатков — писатель был ещё неопытен, — а отчасти потому, что Этцель посчитал прогнозы Верна слишком невероятными и пессимистичными. Редактор был уверен, что читатели сочтут книгу совершенно неправдоподобной. Роман впервые увидел свет лишь в 1994 году, когда читатели уже могли по достоинству оценить прозорливость фантаста.

СЛОВО УЧЁНОГО

Не только писатели-фантасты пытались предугадать, в каком направлении будет развиваться научная мысль. В 1911 году выдающегося изобретателя Томаса Эдисона, современника Верна, попросили рассказать, каким он видит мир спустя сто лет.

Конечно, самый точный прогноз он дал в том, что касалось его области. Пар, по его словам, доживал последние дни, и в будущем вся техника, в частности скоростные поезда, будет работать исключительно на электричестве. А основным средством передвижения станут «гигантские летательные машины, способные перемещаться со скоростью двести миль в час».

Эдисон полагал, что в XXI веке все дома и их внутреннее убранство будут создаваться из стали, которой затем будет придаваться сходство с теми или иными материалами. Книги, по словам изобретателя, будут изготавливаться из сверхлёгкого никеля. Так что в одном томике толщиной в пару-тройку сантиметров и весом в несколько сотен граммов уместится более сорока тысяч страниц — к примеру, вся Encyclopedia Britannica. Наконец, Эдисон пророчил изобретение... философского камня. Он считал, что человечество научится с лёгкостью превращать железо в золото, которое станет настолько дёшево, что мы сможем делать из него даже такси и океанские лайнеры.

Увы, фантазия даже таких выдающихся людей, как Эдисон, сильно ограничена рамками современного им мира. Даже прогнозы фантастов, писавших всего пятнадцать-двадцать лет назад, уже сегодня сложно воспринимать без снисходительной улыбки. На этом фоне прозорливость Эдисона выглядит впечатляющей.

В Париже «завтрашнего дня» высились небоскрёбы, люди путешествовали на сверхскоростных электропоездах, а преступников казнили при помощи электрического разряда. Банки пользовались вычислительными машинами, которые мгновенно выполняли сложнейшие арифметические операции. Конечно, описывая XX век, писатель основывался на достижениях своих современников. Например, всю планету опутывает глобальная информационная сеть, но в основе её лежит обычный телеграф.

Но даже без войн мир XX века выглядит довольно мрачным. Мы привыкли считать, что Верн вдохновлялся научно-техническим прогрессом и воспевал его. А «Париж в XX веке» демонстрирует нам общество, где высокие технологии сочетаются с жалкой жизнью. Людей заботят лишь прогресс и нажива. Отправлена на свалку истории культура, позабыты музыка, литература и живопись. Здесь, к счастью, Верн сильно сгущал краски.

На счету Жюля Верна ещё много предсказаний. Как сбывшихся (вроде электрических пуль из «20 000 лье под водой» и видеосвязи в «Дне американского журналиста в 2889 году»), так и не воплощённых в жизнь (описанная в «Робуре-завоевателе» зарядка от атмосферного электричества). Писатель никогда не полагался исклю- чительно на свою фантазию — он внимательно следил за передовыми достижениями науки и регулярно советовался с учёными. Такой подход вкупе с собственной прозорливостью и талантом позволил ему сделать столько невероятных и зачастую метких прогнозов. Конечно, многие из его предсказаний теперь кажутся наивными. Но мало какому пророку в истории удавалось так точно предугадать, как будет развиваться техническая мысль и прогресс.


«Будет время, когда люди не только будут летать, но и устремляться к дальним мирам». (Н.643)

С древнейших времен, глядя в ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Таинственная, мерцающая миллиардами дальних светил Беспредельность уносила его мысли в безбрежные дали Вселенной, будила воображение, заставляла задумываться над тайнами мироздания. Легенды и мифы всех народов рассказывали о полете к Луне, Солнцу и звездам. Писатели фантасты предлагали разные средства для осуществления космического полета. Учёные искали способы достичь звёздных миров. В дерзновенных умах рождались различные гипотезы, то научные, то фантастические.

ОТ ПОТЕШНЫХ ОГНЕЙ К РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ

Мы поощряем научные опыты. Когда вас спросят - как относиться к опыту с ракетой на луну? отвечайте - с уважением. Конечно, знаем, что испытатели не получат ожидаемого ими, но все же произойдут полезные наблюдения. <…> Мы не препятствуем даже самым сложным опытам. <…> Пусть хотя бы из пушки стреляют по дальним мирам, лишь бы мысль направлялась к таким проблемам. Не мудро пресекать течение мышления. <…> Нужно относиться с уважением к таким попыткам. (Н.234)

Первоначально ракеты в России использовали в качестве «потешных огней».

Но уже в 1516 г. запорожцы применили ракеты в ратном деле. А в 1817 г. выдающийся российский ученый, герой Отечественной войны 1812 года А. Д. Засядко изготовил и продемонстрировал ракеты, дальность полета которых достигла 1670 м. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов.

Особого внимания заслуживает проект революционера Н. И. Кибальчича. Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на Александра II и находясь в заключении, он начертил схему реактивного летательного аппарата. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя.

О Космосе мечтали самые передовые люди. В России образовалось целое направление в философии - Русский Космизм. В 1896 г. появилась брошюра А. П. Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду», где он описал устройство предложенного им воздухоплавательного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работы Федорова оказали большое влияние на К.Э. Циалковского, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Неизменной спутницей, а подчас предшественницей научных трудов и изобретений Циолковского была научная фантастика. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума» , - вспоминал К.Э.Циолковский.

В начале ХХ века огромную популярность в Советском Союзе получила научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был советский инженер Ф. А. Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он основал научно-инженерную группу ГИРД, заложил основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, расчета продолжительности космических полетов, выдвинул концепцию космоплана - комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновал принцип планирующего спуска из околоземного пространства и доказал идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемыедля исследования групп планет.На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.

Важную роль в развитии отечественной ракетной техникисыграли энтузиасты ракетного дела: Ю. В. Кондратюк, аэродинамик В. П. Ветичкин, академик В. П. Глушко, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.

Осенью 1933 г. в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части - С. П. Королев.

Стремление к дальним мирам есть естественное направление человеческого духа. (АЙ 135)

Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны привело к разработке Советской Космической Программы. План полета человека в Космос был предложен Сталину еще в 1946 г. Однако в трудные послевоенные годы руководству военной отрасли было не до космических проектов, которые воспринимались как фантастика, мешающая выполнению главной задачи по созданию «дальнобойных ракет». Государственный план создания ракет Р-7, основывсейСоветскойКосмонавтикибыл подписан Сталиным ипринят к исполнению всего за несколько недель до его смерти.

Незадолго до запуска Первого Искусственного Спутника Земли И. А. Ефремов написал гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. Автор не мог знать о глубоко засекреченных работах. Но он отразил устремление духа людей, их мечтания и представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.

В этот день был совершен запуск первого советского искусственного спутника. Он имелформу шара диаметром 0,58 м, а его масса составляла 83,6 кг.Два радиопередатчика спутника дали возможность получить новые сведения об атмосфере. Через месяц был произведен запуск второго советского спутника. Он весил значительно больше первого - 508,3 кг и был выведен на более вытянутую орбиту.На его борту находилась собака Лайка.

Первый космическийполетживогосуществаподтвердил реальную возможность полета в космос человека. Имя первой собаки, побывавшей в космосе, облетело весь мир. Её фотографии печатали на первых полосах все газеты мира. А документальные кадры с ней показывали во всех кинотеатрах.

Запуск третьего советского искусственного спутника Земли был осуществлен 15 мая 1958 года. При полете этого спутника регистрировались корпускулярное излучение Солнца, фотоны в космических лучах, микрометеоры, изучались магнитное поле Земли, тяжелые ядра и интенсивность первичного космического излучения.

Первые советские искусственные спутники Земли позволили отработать основные системы и получить начальные сведения о параметрах верхней атмосферы Земли, о процессах, протекающих в околоземном пространстве.

Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки получаемой информации.

Это было время, когда тысячи людей ясными вечерами и ночами, оставив свои дела, вглядывались в звездное небо, пытаясь разглядеть маленькую движущуюся звездочку. О времени её появления над тем или иным населённым пунктом сообщалось заранее. А радиолюбители всех стран настойчиво крутили ручки радиоприемников, чтобы уловить сигналы этих спутников.

Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки - Белка и Стрелка. Весной 1960 г. началась экспериментальная проверка первых беспилотных кораблей-спутников. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня».

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Дальние миры, как неосуществимое понятие жизни человеческой, наполняют пространство. Космическое понятие пространственного огня и дальних миров для сознания человеческого должны жить, как дальняя цель. Осуществление мечты принято в сознание обывателя. Осуществление дальней цели может приблизить понимание дальних миров. (Б.1, 67)

Наконец после многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 года. В то раннее утро о старте космического корабля знали только руководство страны и те, кто готовил орбитальный полет. Ракета-носитель "Восток" была установлена в громадной шахте на стартовой площадке. На рассвете к площадке подъехал небольшой автобус. Из него вышел Юрий Алексеевич Гагарин, одетый в скафандр и гермошлем с крупными буквами: "СССР". Гагарин обратился к провожающим: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меняв далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последниеминуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу всему человечеству в космос. Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом.Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. Иесли, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому,чтоя коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма, общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!

До скорой встречи!».

Лифт поднял Гагарина к космическому кораблю, что находился на самом верху почти 39-метровой ракеты-носителя "Восток". На площадке, расположенной у люка корабля Юрий поднял руку и еще раз попрощался. Затем космонавт зашел в кабину и занял свое место в специальном кресле, в котором было все для аварийного приземления. Как только он доложил о проверке бортового оборудования и готовности к старту, специалисты начали задраивать входной люк. (см. приложение)

В оставшиеся до старта минуты атмосфера в Центре управления полетами достигла максимального напряжения. Нервы у всех были на пределе, особенно разволновался Сергей Королев, главный конструктор "Востока". О том, как себя при этом чувствовал Юрий Гагарин, находившийся к тому моменту на борту космического корабля в одиночестве, можно догадываться из стенограммы переговоров космонавта с ЦУП:

Королев: "Юрий Алексеевич, значит, я хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет, так что вы не волнуйтесь". Через несколько минут Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать".

В 9:07 по московскому времени старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин произнес фразу, вошедшую в историю - "Поехали!"

«Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства, - так вспоминал о первых секундах своего полета космонавт, - Начали расти перегрузки. Я почувствовал, какая-то непреоборимая сила все больше вдавливает меня в кресло. Секунды тянулись, как минуты».

Во время старта и выхода на орбиту космонавт перенес ужасную тряску, шум и сильные перегрузки. Но в целом первый этап полета прошел нормально, и вскрывать секретный пакет, в котором находился листок бумаги с цифрой "25", Гагарину не пришлось ("25" - шифр на включение системы ручного управления кораблем "Восток"). Поскольку полет проходил в автоматическом режиме, Гагарин не вмешивался в управление. Но в случае отказа автоматики должен был взять управление на себя. Шифр Гагарину заранее не сообщили, поскольку психологи и врачи в то время считали, что человек, увидевший свою родную планету со стороны, может сойти с ума и перейти на самостоятельное управление кораблем. В этом случае секретный конверт был "страховкой от безумия".

Взлетая, первый космонавт планеты докладывал на Землю: «Самочувствие отличное. Несколько растет перегрузка, вибрация, все переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор вижу Землю, различаю складки местности, снег, лес...» Наконец корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость. «Сначала это чувство было необычным, - вспоминал позднее Гагарин, - но я вскоре привык к нему, освоился». "Чувство невесомости интересно, - сообщил он в ЦУП. - Все плавает. (Радостно.) Плавает все! Красота. Интересно". Время от времени Юрий то напевал песню "о далеком курносом детстве", то насвистывал "Ландыши" или мотив "Родина слышит, Родина знает…" Внезапно выяснилось, что корабль вышел на гораздо более высокую орбиту, чем расчетная. Это означало, что, если при спуске откажет тормозная система, то корабль будет сходить с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы. В таком случае при орбите высотой 247 км Гагарин мог бы вернуться на Землю через 5-7 суток. На этот срок и были рассчитаны все запасы на борту.

К счастью, все закончилось благополучно. Когда, облетев планету, космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск. Первый рейс человека в космос продолжался 108 минут.

«Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, - рассказывал потом Юрий Гагарин. - Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично…»

Из-за неисправности клапана в топливной магистрали ТДУ отключилась на секунду раньше. Кроме того, разделение спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека произошло с задержкой на 10 мин В результате СА и космонавт приземлились не в 110 км южнее Сталинграда, как планировалось, а в Саратовской области неподалеку от г. Энгельса, где посадку никто не ожидал.

Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата и спустился на Землю на парашюте. Первой Гагарина увидела пожилая крестьянка Анна Тахтарова и ее внучка Рита. «Увидев меня в оранжевом скафандре и белом шлеме, свалившегося с неба, - вспоминал Юрий Гагарин, - старушка закрестилась и даже хотела бежать. Внучка же смело тянула ее ко мне. Я расцеловал их обеих...».

Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда космонавт по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин». Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Спасатели обнаружили спускаемый аппарат, но Юрия рядом не былою Ситуацию прояснили местные жители: они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, из которого махал руками Гагарин. Космонавта взяли на борт, и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства, и на «Победе» повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Н.С. Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин на самолёте Ил-14 полетел в Самару (тогда Куйбышев). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, подъехало местное партийное руководство. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа в Самару прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос. А в 11 все уже спали: сказалась накопившаяся усталость.

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву: — Товарищ Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…

В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев называли Юрами.

Никита Хрущёв вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Лётчик-космонавт СССР».

Это событие никого не оставило равнодушным. Множество людей вышло на улицы Москвы, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль. А те у кого не было такой возможности следили за происходящим по телевидению. Стихийно образовывались настоящие демонстрации. Во многих школах отменили уроки. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Вечером на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина.

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом. Вскоре была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты.

Ликовал весь мир! Первопроходец Вселенной, покоритель космических просторов, Гражданин Вселенной, Посланник мира - как только не называют Юрия Гагарина. Он стал легендой еще при жизни, с честью пройдя не только испытания неземными перегрузками, но и невиданной славой.

Ю. Б. Левитан на одной из встреч в Саратове на вопрос: «Какие события в своей дикторской работе вы запомнили особо?» - не задумываясь, ответил: «9 мая 1945 г.- День Победы и 12 апреля 1961 г. - день полета Юрия Гагарина в космос.

9 мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полета человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!.. Через несколько минут за мной приходит машина и на дикой скорости доставляет в студию. Там вручают мне текст «Сообщения ТАСС о полете человека в космос», я бегу по длинному коридору, быстро схватывая смысл написанного. Меня останавливают товарищи и спрашивают: «Что произошло? О чем сообщение?»

Человек в космосе!

Гагарин!

Захлопнулась дверь в студии. Машинально взглянул на часы: 10 часов 02 минуты. Включил микрофон:

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..»

Ю.Б.Левитан признался: «Читая текст, я старался быть спокойным, но слезы радости застилали глаза. Так было и 9 мая, когда я читал «Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии». Эти передачи шли прямо в эфир, к людям, к нашим соотечественникам и, конечно, ко всем людям Земли…».

Юные космонавты

Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее, как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. (О.110)

После полета Юрия Гагарина многие юные мечтатели, глядя в звездное небо, мысленно устремлялись в космические просторы. В начале 60-х в нашей стране появились многочисленные клубы юных космонавтов. А самый первый в мире "Клуб юных космонавтов" им. Ю.А. Гагарина (КЮК) был организован в Ленинграде летом 1961 года.

Идея создания клуба принадлежала директору Ленинградского городского детского парка Аде Александровне Картавченко. Благодаря Аде Александровне был достигнут высокий, я бы сказала, совсем не детский уровень подготовки юных космонавтов. Одним из руководителей клуба на протяжении нескольких лет был Сергей Павлович Кузин. Но высшим руководящим органом являлся Совет клуба во главе с Председателем. И Совет и Председатель избирались самими ребятами и пользовались большим авторитетом.

Мне посчастливилось заниматься в этом клубе. Запомнился энтузиазм и серьезное, ответственное отношение ребят к занятиям. Для нас это была не игра, а трудная и увлекательная работа. Мы занимались в институте теоретической астрономии, где был организован специальный курс астродинамики с изучением небесной механики, теории движения ракет и искусственных спутников.

С большим интересом мы посещали лекции по астрономии в планетарии, чертили карту звездного неба, решали астрономические задачи, наблюдали в телескоп за звездами и Луной. В Университете на матмехе проходили занятия по высшей математике. А в ВМА проводились тренировки на устойчивость организма к перегрузкам (катапультирование, барокамера, сурдокамера, центрифуга и т.п.). Многие испытания проходили под руководством Бондарева Эдуарда Васильевича, который в то время занимался исследованиями влияния различных факторов (перегрузок, давления, тишины, различных медицинских препаратов и т.д.) на организм человека и его психику.

В клубе ДОСААФ мы изучали материальную часть самолетов и двигателей, радиотехнику, учились управлению самолетом и прыжкам с парашютом (с 50-метровой вышки и с самолета). Но, пожалуй, самыми любимыми были занятия в ВАУ ГВФ, где на различных тренажерах проверяли и тренировали вестибулярный аппарат. Руководил занятиями Стрелец Владимир Григорьевич, в то время кандидат биологических наук, разрабатывающий теорию профессионально-прикладной физической подготовки летчиков.

Много внимания уделялось спорту. На всю жизнь запомнились туристические, лыжные и шлюпочные походы, в которых, как правило, создавались сложные условия, требующие мужества, терпения, выносливости и умения выживать.

А после трудного перехода - песни у костра о космосе и звездах, мечтах и дружбе. Вспомнились слова из нашей песни: «…И поют о звездах дальних и таинственных семь девчонок у походного костра…». (слова И. Бораминской) Юные космонавты встречались Ю.Гагариным и Г.Титовым. Но больше всего впечатлений оставила поездка в Звездный Городок в 1964 году. Там состоялась встреча с Г.Титовым, А.Николаевым и В.Быковским. Космонавты беседовали с ребятами около двух часов. В это же время был снят документальный фильм о нашем клубе «А потом на Марс». По окончании клуба выпускникам присваивалось звание инструктора-космонавта по организации КЮК и давалась рекомендация для поступления в ВУЗы. Свидетельства об окончании обучения в КЮК вручал Главный маршал авиации А.А.Новиков.

Несмотря на то, что никто из нас не стал космонавтом, занятия в клубе оставили неизгладимый след в нашей жизни и, так или иначе, повлияли на выбор жизненного пути. Среди выпускников клуба есть астрономы, летчики, врачи, кандидаты и доктора наук, инженеры, профессора, преподаватели. Андрей Толубеев стал народным артистом России. А Ирина Бораминская - известным хореографом; Александр Гайдов - главный нейрохирург г. Севастополь; Лев Моносов - канд. географ. наук, почетный строитель России; Виталий Богданов - профессор, канд. психол. наук; Олег Виро - профессор, доктор физ.-мат. наук, один из ведущих математиков мира; Герман Берсон за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие науки награжден Медалью Ордена «За заслуги перед отечеством» II степени; Михаил Горный - канд. физ.-мат. наук, юрист, доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ в СПб, был депутатом Ленсовета, советником губернатора СПб…

День 12 апреля навсегда стал нашим праздником. В этот день, где бы мы ни находились, мы стараемся отложить свои дела и приехать на нашу встречу.

ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ

Взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам. (Оз. 3-V-4)

Со дня первого полета человека в космос прошло 50 лет. С тех пор космонавтикой пройден гигантский путь, совершены невиданные открытия. Были запущены Международные космические станции. Численность космонавтов превысила половину тысячи. Пилотируемая космонавтика вышла на рекордный по продолжительности полёт космонавта на орбите (Валерия Полякова) - 438 суток. А рекордсменом по длительности пребывания в космосе стал космонавт Сергей Крикалёв, совершивший 6 полётов с пребыванием в космосе 803 суток. Появился космический туризм. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики: служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, самые передовые технологии.

Много изменений произошло в нашей стране с того памятного дня. В 90-х были приостановлены космические программы, в бедственном положении, вплоть до полного исчезновения, оказались многие направления советской науки. Все, кому небезразлична судьба России, обеспокоены проводящейся в наши дни компанией по искажению истории. Политика клеветников на Советский Союз направлена на убеждение молодежи в том, что СССР всегда отставал или только повторял чужие достижения. Еще в 60-х западные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, присваивая себе авторство идей Циолковского («Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое). На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам. Многие американцы уже практически забыли о Гагарине.

Удивляют и возмущают и другие факты пренебрежения историей Российской космонавтики. Так, манекен «Иван Иванович» с 1994 года таинственным «законным» образом переехал в Америку и экспонируется в Смитсоновском национальном музее искусства и космоса. И совсем уж насмешкой выглядит аукцион, приуроченный к 50-летию первого полета человека в космос, на котором будет выставлен на торги космический корабль Восток 3КА-2. Этот аппарат совершил полет в космос с манекеном по прозвищу "Иван Иванович" и собакой Звездочкой на борту. При посадке манекен был катапультирован, а собака в целости и сохранности вернулась на Землю в самом корабле. Первый раз он был продан в начале девяностых. И до этого момента находился в частной коллекции, в США. В качестве утешения остается только надеяться, что благодаря этому американский народ хоть что-то узнает о вкладе России в освоении космоса.

В действительности ни о каком отставании СССР от Запада в области космических технологий не может быть и речи. Если учесть, что наши орбитальные системы и средства доставки оказались гораздо лучше американских, то можно говорить именно об отставании Запада от СССР.

К 90-м годам Советский Союз был лидером по абсолютному большинству (43 из 50-и!) основных научно-технических направлений. Как считают многие независимые эксперты, при сохранении СССР, перечень областей в науке и технике, по которым мы отстаём от Запада, сократился бы до нуля уже к середине 90-х. И немалую роль в этом сыграла наша космическая отрасль. Уничтожение советской космической программы оставило неосуществлёнными множество проектов - как чисто научных, так и промышленных. В настоящее время российские средства выведения космических аппаратов являются наиболее надежными в мире. Американцы летают на МКС на российских кораблях, европейцы и представители других стран используют для запуска своих спутников российские ракеты-носители. Но практически вся российская ракетно-космическая техника пришла еще из советских времен.

Для исправления сложившегося положения в России была разработана Концепция развития российской космонавтики до 2040 г. и началась реализация ее программ.

Продолжается разработка модульной РН "Ангара", начавшаяся еще в 1992 году. На космодроме Байконур совместно с казахстанскими партнерами ведется работа над проектом создания совершенно нового, экологически "чистого" космического ракетного комплекса "Байтерек" и уже началось строительство стартового комплекса под эту ракету. Первый старт "Ангары" с нового космодрома планируется на 2014 год. А с российского космодрома Плесецк ее запуск состоится двумя годами раньше. Существуют планы создания космодрома "Восточный" в приамурье.

В заключение хочу привести слова Елены Ивановны Рерих: «… наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение».

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Хроника исторического полета
3:00 - На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королев
5:30 - Подъем и завтрак Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова
6:00 - Началось заседание Государственной комиссии. После заседания было окончательно подписано полетное задание Космонавту-1. Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке.
6:50 - После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией. Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.
7:10 - Голос Гагарина появился в эфире.
8:10 - Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка №1. Его быстро открыли и все поправили.
8:30 - 30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно - ГАГАРИН.
8:50 - Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации.
9:06 - Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение.
9:07 -Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..»
9:09 - Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина.
9:11 - Выход Гагарина на связь, сброс головного обтекателя.
9:22 - Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Уиснеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный доктор Уиснер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Восток» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.
9:57 - Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Официальное сообщение о запуске в космос человека, подписание приказа о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину звания майора.
10:13 - Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.
10:25 - Включена тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск. Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров.
10:35 - Отделение приборного отсека. Продолжение спуска.
10:46 - Вход в плотные слои атмосферы, потеря связи.
10:55 - Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Неподалеку на парашюте опустился Юрий Гагарин.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ю.З.Никитин. Подумай и ответь. Смоленск. 1999, стр. 139, 278.
2. http://www.infuture.ru/article/506
3. http://progagarina.narod.ru/polet/polet.htm
4. http://vpro24.narod.ru/mix/p12/index.htm
5. Афанасьев И.Б. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. Москва. Изд.: РТСофт. 2005 г.
6. http://www.peoples.ru/military/cosmos/gagarin/history4.html
7. http://yurigagarin.ru/
8. В. Россошанский. Феномен Гагарина. Саратов. Изд.: Летопись: Издательский центр Саратовского Государственного социально-экономического Университета. 2001 г.
9. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2. 17.01.36
10. http://www.gagarinlib.ru/gagarin/flight.php