Как приучить ребёнка к чтению. Первые шаги. Что дает нам чтение? Покажите, что удивительного в книгах

Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство экспертов видят причину этого в появлении более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет, телевидение), другие склонны обвинять родителей, третьи - современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана.

Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший — тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так.

Делать не надо

  • Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку - понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.
  • Противопоставлять чтение игре и игрушкам.
  • Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.
  • Выбирать книги не по возрасту - ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.
  • Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все равно что выполнять неинтересные домашние уроки. Чтение будет восприниматься как наказание.

Делать надо

  • Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно - зафиксировать возникший интерес.
  • Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.
  • Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме.
  • Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.
  • Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.
  • Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились.
  • Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста.
  • Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

5 современных книг для детей

В последнее время выходит очень много детских книжек. И в их многообразии родителям легко потеряться. Предлагаем выбрать из нашего шорт-листа то, что может быть действительно интересно вашему ребенку.

1. Дэвид Соман, Джэки Дэвис «Девочка Божья Коровка» (для детей четырех-пяти лет)

Книжка-картинка рассказывает о находчивой девочке Лулу и ее псе Бинго. Они решили сделать мир лучше: помогают муравьям, соседям и всем, кто им встречается на пути. Это первая из восьми книжек про маленькую девочку Лулу. В каждой книге героиня решает важные для всех малышей вопросов. Она учится играть со сверстниками, завязывать дружбу, справляться со страхами и многом другому.

2. Мони Нильсон «Цацики и вселенная» (для детей от 10 лет)

Это третья книга о мальчики Цацике и его необычной семье, в которую входить мама, папа и второй папа. Герой ходит в школу, завязывает дружбу с девочками и т. д. С каждой книгой мальчик растет, и в его жизни появляется много вопросов, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Но все закончится непременно хорошо…

3. Вадим Фролов «Что к чему» (для детей 10-14 лет)

Это повесть о подростке, который переживает первую любовь и первое предательство. Семья Ларионовых хорошо жила, на зависть соседям и знакомым. Но вдруг… мама оставляет своих детей и мужа. Главному герою, Саше, отец сказал, что она уехала по работе… С этого-то и начинаются все горести мальчика. Ему предстоит пережить первую любовь, первое разочарование.

4. Томи Унгерер «Эмиль. Добрый осьминог» (для самых маленьких)

5. Федор Конюхов «Как я стал путешественником» (для детей от 8 лет)

Самый известный российский путешественник Федор Конюхов простым языком рассказывает о свих приключениях: как пересекал Атлантику, как на парусной яхте налетел на кита, как встречался с пиратами, как встречался на Северном полюсе с белыми медведями.

Психолог Татьяна Никитина не только рассказывает о сложностях отношений мужчин и женщин, но и помогает желающим самосовершенствоваться.

Сегодня дети намного больше увлечены технологиями и «онлайном», чем старым добрым чтением. Научно доказано, что книги развивают не только грамотность, фантазию и мышление в целом, но и формируют личность юного читателя, чего не скажешь о компьютерных играх и «зависании» в планшете. Рассказываем, как привить современному ребенку любовь к книгам.

Дайте ребенку материал для чтения

Не стоит ожидать, что ребенок полюбит чтение, если читать ему нечего. Если книги и журналы для ребенка - естественное окружение, то в определенный момент он начнет проявлять к ним интерес, и задача родителей - поддержать ребенка в этом. Даже если он еще не читает самостоятельно, материалы для чтения должны попадать в поле его зрения. Причем, как детские, так и взрослые - но, разумеется, ребенок сначала заинтересуется красивыми и яркими книжками с картинками. Стоит собрать библиотеку из книг самых разных жанров и тематик: фикшн, нон-фикшн от устройства Вселенной до пособия по рукоделию, расраски, игровые пособия и т.д.

Читайте вслух

Чтение вслух - замечательный способ заинтересовать ребенка книгами. Часто родители перестают читать вслух, как только дети выучиваются читать самостоятельно, чего делать не стоит. Совместное чтение - это прежде всего эмоциональный опыт, который помогает вам лучше чувствовать своего ребенка, а ему дает ощущение спокойствия и защищенности. Некоторые рано научившиеся читать дети скрывают этот факт из страха лишиться важного для них родительского чтения. В таких случаях нужно дать понять ребенку, что его страх безоснователен: «Когда ты сам научишься читать, мы сможем читать вместе, это будет очень весело».

Ходите в библиотеку

Сам факт регулярных совместных походов в библиотеку придает в глазах ребенка книгам и чтению значимости. Но не забывайте, что время, проведенное в библиотеке, должно доставлять детям удовольствие. Придумывайте какие-нибудь игры по пути в библиотеку, создавая предвкушение праздника и веселого приключения. Например, предложите ребенку угадать продолжение сказки, которую вы сейчас читаете, а потом проверить это в библиотеке. Не спешите уходить, взяв несколько книг. Позвольте ребенку исследовать полки, подведите его к стеллажам с книгами на незнакомые ему темы. Показывайте ему разные книги, объясняйте, о чем они, и следите за реакцией.

Прислушивайтесь к интересам ребенка

Дети могут не проявлять интереса к традиционным для их возраста книгам, потому что на самом деле их занимают совсем другие вещи. Скажем, ребенок, увлекающийся динозаврами, может быть равнодушен к сказкам, но запоем читать о гадрозаврах и цератопсах. И тем не менее не стоит ограничиваться тем, что ребенок уже знает. Вполне возможно, что через месяц он переключится на занимательную физику, просто для начала ему об этом нужно рассказать. Одним словом, расширяйте кругозор ребенка.

Пишите записки

Если ваш ребенок берет с собой в школу легкий перекус, кладите в пакет короткие записки. Это может быть «Я тебя люблю» или просто пожелание хорошего дня. Дети, которые только начинают читать, будут в восторге, хотя бегло и уверенно читающий ребенок будет воспринимать такие записки более спокойно.

Другой способ использования записок подойдет для дней рождения и других праздников, на которые принято дарить подарки. Не вручайте ребенку подарок - пусть он найдет его с помощью нескольких записок-подсказок, постепенно подводящих его к заветному месту. А первый «ключ» можно положить, например, в поздравительную открытку.

«Дети не хотят читать!», - сокрушается моя мама, учитель русского и литературы с 40-летним стажем. Если уж она, умеющая увлечь Пушкиным и Гоголем даже злостных двоечников, бьет тревогу, значит, дело плохо. Ведь не читая, школьник лишает себя гораздо большего, чем пятерка по литературе. Как же подружить ребенка с книгой и обойтись без назиданий и подкупов?

«Чтение - вот лучшее учение», - говорил Пушкин. Портретик классика с этой цитатой висел когда-то в нашем кабинете литературы. Скоро в этом классе снова будут искать «мысль семейную» в «Войне и мире», сопереживать (а, может, и нет) Обломову, ездить на балы с Онегиным. А мама снова станет Людмилой Алексеевной, будет читать детям любимые главы из «Мертвых душ». Она же знает: многие за лето не поинтересовались, у кого и зачем прохвост Чичиков скупал эти души.

Объемные произведения читают единицы, - делится мама. - Большинство осиливает только рассказы и что-то коротенькое.

Когда я училась в школе, тоже не все всё читали. Сейчас хуже?

Сейчас до детей сложнее достучаться. Они даже в школе «живут» в телефонах и планшетах. Нет, чтоб книгу почитать на своем гаджете, - все переписываются, сидят в «контактах».

Что дает нам чтение?

Конечно, мама знает, что дети не стали плохими и глупыми. Они стали другими. Сегодняшние пятиклассники не застали времен, когда не было компьютеров и сотовых телефонов. А первоклашки? Они быстрее меня разберутся в смартфоне. Недаром нынешних отпрысков называют «цифровыми детьми». Они привыкли ткнуть пальцем - и сразу получить результат, им сложно надолго сосредоточиться. Включи им старый советский фильм с долгими крупными планами - они уснут от скуки.

Может, чтение для цифровых детей тоже слишком медленный, архаичный процесс? Не знаю. Ясно одно: читать любому человеку скорее нужно, чем нет. Ведь и в наш весь из себя цифровой век не обойтись без качеств, которые развивают книги.Это способность живо мыслить, отстаивать свою точку зрения, уметь убедить и понять других, решать нестандартные задачи. С такими внутренними ресурсами проще войти во взрослую жизнь и потом штурмовать карьерные высоты. Это и так понятно, но оксфордские социологи во главе с Марком Тейлором не поленились проверить. Ученые расспросили 17 с лишним тысяч людей «за 30» об их интересах в подростковом возрасте. Как оказалось, юнцы, которые увлекались чтением, стали более успешными, чем их нечитающие сверстники. Хотя и те не били баклуши: занимались спортом, ходили в театры и музеи, посещали школьные кружки.

А нужны ли доказательства ученых, чтобы сказать, что чтение - это уникальный шанс оказаться там, где никогда не был, открыть новую культуру, другое время, получить хоть какой-то опыт, не ломая собственных дров? Осталось донести это до детей и как-то так «пристрастить» их к книге, будто они родились с томиком Чуковского или Киплинга в руках. Да что уж, хотя бы «Гарри Поттера»!

Книги разные нужны, книги всякие важны

Пожалуй, зря я так о «Гарри Поттере». Не самое плохое чтиво. «Плохих книг для детей вообще не бывает», - говорят психологи. Бывают книги не по возрасту и неинтересные именно этому ребенку, подростку. Так что если ваше чадо читает хотя бы журналы о машинах или девчоночьих штучках - это уже что-то. Да, вы в таком возрасте зачитывались научной фантастикой и приключенческими романами, а сыну-подростку интересны только комиксы с «Людьми-Х». А, может, не только? И почему его увлекает именно это? Расспросите, вместо того, чтоб сразу критиковать.

Но ладно «внеклассное чтение», есть ведь еще и обязательная школьная программа. А там - «скучный» Толстой, «депрессивный» Достоевский, «попсовый» Пушкин и еще какой-то Фет! О, как достается иногда гениям слова от юных «критиков». Хотя и они смягчаются, когда видят Толстого в «спортивках», с шуточной цитатой: «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Или когда Чехов предлагает сделать «3 подхода по 7 страниц». Я - о серии картинок, что гуляли по интернету, помните? Там классики литературы в тренерской форме мотивировали молодежь повысить «читательские» нагрузки. Апгрейд удался: авторы нетленок заслужили лайки и репосты. Но до книг их добрались далеко не все: нажать на «сердечко» проще, чем прочесть.

Просто читать - этого мало?

Чтобы все ученики так или иначе освоили главные произведения, педагогам надо изловчаться. У мамы тоже есть свои хитрушки. «Один из ключевых отрывков произведения я задаю выучить наизусть, по другому устраиваю изложение с творческим заданием, чтоб школьник не просто машинально восстановил текст, но и показал, как его понял, - рассказывает она. - И, конечно, выразительно читаю ученикам самые важные отрывки из текста. Читаю всегда с удовольствием, и дети это чувствуют, слушают внимательнее. Я слежу за реакцией класса, комментирую, объясняю, если вижу, что ребята что-то не поняли. Через какое-то время задаю уточняющие вопросы, проверяю, запомнили ли они главное. Если прослушали, возвращаюсь к нужному месту. Такое чтение, с оглядкой назад, с остановкой на отдельных отрывках, называется статарным. Важно, чтобы дети и дома читали именно так, вдумчиво. Ведь бывает, что они и вправду прочтут книгу, а потом (даже отличники) не могут вспомнить ни имен героев, ни основных событий».

Не школой единой

Как бы ни старался учитель, чтоб воспитать в ребенке любовь к чтению, одних его усилий будет мало. Тут многое зависит от родителей. Наверное, раньше вы часто читали сказки на ночь своему малышу. А сейчас читаете ему что-нибудь вслух? Увидеть вас с книгой - бумажной ли, электронной - обычное для ребенка дело? Хорошо, если ответов «да» будет больше. Ведь личный пример - мощный аргумент. Если вы своим примером покажете ребенку, что чтение - это удовольствие, а не повинность, пускать в ход «кнуты и пряники» не придется .

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать - худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика - заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты - вроде как почитал.

В любом случае, читая «из-под палки», книги не полюбишь. Как точно сказал об этом детский писатель Григорий Остер! «Заставлять детей читать нельзя <…> Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом». Так бывает, когда ребенку попадается «та самая» книга, после которой хочется читать еще и еще.

Мам, а у тебя была такая книга?

Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Итак, приучать ребенка к чтению надо мягко, исподволь. Как это сделать? Вот 8 советов для детей разного возраста.

Чаще читайте ребенку и вместе с ним . Да с чувством, с толком, с расстановкой! Немножко артистизма не помешает.

Не выбирайте только «полезные» книги для совместного чтения. Разбавьте их комиксами, стихами, журналами - всем, что интересно вашему ребенку.

Чаще пополняйте домашнюю библиотеку : ходите с ребенком в книжный или скачивайте вместе новое чтиво из интернета. Не спешите выбирать все сами, спросите у чада: «А ты что хочешь почитать?».

Не секрет: подростки гонятся за модой. А чтение нынче в тренде. Гляньте обзоры новых бестселлеров и закиньте «удочку» своему тинэйджеру : «Ты слышал что-нибудь об этой книге? В Сети пишут, что это просто бомба!».

Не забывайте проверенный трюк - заинтриговать! Начните рассказывать ребенку интересную историю, а продолжение пусть прочтет сам.

Собрались с детьми к врачу или в гости на другой конец города? Возьмите с собой небольшую книжку или журнал - скоротаете время с пользой.

Игра - лучший способ сделать любое дело интересней . Устройте дома квиз (модная нынче интеллектуальная командная игра) на тему сказок, фэнтези, древнегреческих мифов. Составьте вопросы по творчеству писателей и поэтов 19 века или любого другого времени. Позовите гостей: чем больше людей, тем интереснее! Устройте баттл: пусть гости сразятся в выразительном чтении басен или стихов. Или вместе прочтут по ролям какой-нибудь уморительный рассказ. А, может, все захотят поиграть в литературного «крокодила»? Тогда пусть вместо обычных слов участники показывают известных книжных персонажей. В общем, думайте, фантазируйте! Чтение нас этому и учит!

Анастасия Леменкова

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» - это журнал с фотографиями разных стран, - говорит он. - А вот книжки толстые - все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, - считает школьный психолог Наталья Евсикова, - просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии - просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, - уверена психолог Елена Смирнова. - Тревога действительно оправдана, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - продолжает Наталья Евсикова. - Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий.

Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили наконец в покое.

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, - говорит Наталья Евсикова. - Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, - рассказывает 35-летняя Ольга. - Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала - убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать. «Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, - рассказывает 25-летняя Ирина. - Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался». Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, - комментирует Елена Смирнова, - в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, - говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. - Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение - не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать - самому, без учителей, без родителей. Чтение - это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга - это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

В наш век тотальных технологий все больше родителей озадачиваются вопросом, как приучить ребенка к чтению . Психолог Анастасия Пономаренко подскажет, на что обращать внимание родителям, как не отбить у детей охоту брать в руки книгу и как приучить ребенка к чтению.

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,не надо ждать, а можно взять и почитать!

Наверняка, все помнят эти стихи с детства. Действительно, уметь читать было так же естественно, как уметь ходить и бегать.

Однако, сейчас нейропсихологи и педагоги бьют тревогу: все меньше школьников умеют читать вдумчиво, понимая смысл текста . Все больше и больше ребят склоняются к так называемому «механическому чтению», когда ребенок читает быстро, но пересказать прочитанный текст не может.

И, что самое тревожное: все больше и больше подростков читают с трудом. Не по-слогам, конечно, но не бегло. Лет 20 назад такое было невозможно представить! А ведь на бумажном носителе (это важно) развивает мышление, интеллект, общий культурный уровень.

Вот потому многие родители, которые успели застать стандарты советских школ и понимающие, что умение читать скоро может стать конкурентным преимуществом, часто задают вопрос: как, при засилии гаджетов, ?

Во-первых , ребенок всегда воспитывается в атмосфере. И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь. Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваше чадо воспылает любовью к книгам.

Во-вторых , превратите поход в книжный магазин или библиотеку в праздник. Недавно, в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам детского и подросткового возраста, социологи представили интересный доклад. Оказывается, большинство детей любят Макдональдс потому, что родители ведут их туда в качестве поощрения. «Будешь вести хорошо — пойдем есть гамбургеры», - говорят многие родители. Естественно, что в голове ребенка твердо укоренилась связь: Макдональдс — праздник, положительное подкрепление. А праздников в жизни нам хочется как можно больше. Вот и бегут подростки за картошкой фри и коктелем — ведь они ассоциируются с радостью!

Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравится. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще.

В-третьих , если уж пришли в книжный, позвольте ребенку самому . Подсказать, посоветовать вы можете, но настаивать — никогда, иначе просто убьете всякое желание подобных совместных походов. Оговорить определенную сумму на покупку — это пожалуйста! Но предлагать купить «Васька Трубачева и товарищей» вместо «Гарри Поттера» только на том основании, что книга Осеевой лично вам нравилась больше — забудьте.

В-четвертых , обязательно обсудите с ребенком купленную и прочитанную книгу. Так вы покажете ребенку и свою заинтересованность в его увлечениях, и убережете от того самого «механического чтения», о котором было сказано выше.

В-пятых , помните: пока не сформировано произвольное внимание и запоминание — учить читать рано. То есть ребенок, который научился читать в 3-4 года — это, скорее, исключение. В основном дети начинают осваивать навыки чтения к 6-7 годам, так что не бегите впереди паровоза.

Никогда не наказывайте чтением! Только не это: не помыл посуду — прочтешь пять страниц. Тогда чтение будет восприниматься как наказание, и ваше чадо уже никогда не захочет брать в руки книги — начиная с того самого возраста, когда будет в состоянии давать вам отпор.

И самое действенное правило - на любой вопрос ребенка отвечайте ему: а давай вместе найдем ответ в книге. И идите просматривать энцеклопедии и познавательные атласы. Да, родителям придется тоже подключаться. Хочется полежать, побродить по соцсетям, а тут ребенок с вопросами, и надо лезть в учебники, и слушать рассказ о прочитанной книге, и тащиться в выходные в библиотеку.

Но каждый сам делает выбор: сиюминутный отдых и ребенок с компьютерной зависимостью, или напряжение душевных сил в течение нескольких лет — и умный, начитанный ребенок, с широким кругозором, которого ждут ведущие ВУЗы страны. Решать вам.