Пошаговый бизнес на мобильных приложениях как создать. Стоимость работы команды специалистов. Успех и разочарование

Чтобы оценить рынок, нужно в первую очередь определиться с объемом планируемых вложений и с той нишей, которая наиболее интересна для вас.

Очень желательно, чтобы этот интерес был подкреплен какими-то теоретическими, а ещё лучше практическими знаниями о процессе разработки, имеющихся средствах и методологиях. Проанализировать спрос и уровень конкуренции в выбранной нише можно на основе данных, предоставляемых рейтинговыми агентствами. Практически в каждом сегменте, даже таком узкоспециализированном, как разработка интернет-магазинов, существуют достаточно подробные рейтинги, сравнивающие компании-флагманы по обороту, среднему чеку, количеству проектов и прочим параметрам, дающим достаточно явную картину.

Конкуренция

Наша ниша высококонкурентна только на первый взгляд. На самом деле, это такой же уровень конкуренции, как между BMW и АвтоВАЗ - сегментация в первую очередь определяется ценой на услуги и классом клиентов. Не секрет, что разброс цен на ту же разработку сайтов может быть от 5 тыс. до 5 млн рублей. Всё зависит от того, что требуется сделать, какой уровень качества обеспечить, какие инструменты использовать, насколько громкое имя у IT-компании, насколько известные клиенты в её портфолио присутствуют.

В итоге, если вы работаете в ценовом диапазоне 5 - 25 тыс. рублей, компании с проектами от 1 млн рублей явно не будут являться вашими конкурентами, и наоборот.

Чтобы обойти конкурентов, нужно сначала определить, в каком ценовом сегменте вы будете оказывать услуги. Затем стоит проанализировать прямых конкурентов из этого же ценового сегмента, оказывающих те же самые услуги: посмотреть, какие инструменты разработки они предлагают, какой дополнительный сервис закладывают в стоимость разработки, с какими клиентами и проектами работают.

При этом достаточно важно объективно оценивать и свои собственные силы - сумеете ли вы обеспечить качество не хуже? Сможете ли предложить аналогичные услуги по той же цене? Далее важно выделить ваше уникальное преимущество по сравнению с конкурентами: чем вы лучше? Почему клиенты должны будут работать именно с вами?

Если такое преимущество у вас сформулировано на интуитивном уровне, без внешних подтверждений, лучше его заранее проверить: провести опрос друзей, знакомых, случайных собеседников. Узнайте, будет ли им действительно важно такое преимущество, или ваша гипотеза несостоятельна. Выборка должна быть достаточно большой, чтобы дать максимально точное представление.

Как определиться с набором услуг, которые будет оказывать компания?

Это зависит в первую очередь от вашего уровня знаний о сфере и технологиях, а также от уровня первоначальных вложений. Например, средняя зарплата опытного программиста на Symfony - 80-100 тыс. рублей, т.е. 3 месяца его работы компании обойдутся уже в 240-300 тыс. рублей. При этом проекты такого уровня, как правило, сложные, дорогостоящие и требуют в штате не только программиста, а полноценной команды: дизайнера, тестировщика, менеджера проекта, аналитика и т.д. Крайне желательно, чтобы хотя бы одна из ключевых компетенций имелась у владельца компании, иначе контролировать процессы будет затруднительно.

Наиболее распространенная ситуация на рынке, когда опытный разработчик открывает собственную компанию, и это правильно. У него уже есть понимание, какие подводные камни его ждут, с каким сложностями компания может столкнуться, как правильно выстроить процессы.

Важно помнить: дополнительные услуги - это хорошо, но только тогда, когда они не отвлекают на себя большую часть ресурсов компании.

Иногда занять узкую нишу оказывается более выгодно, чем предлагать клиентам максимально широкий спектр услуг.

Кто основная целевая аудитория?

Если говорить в целом про рынок IT-услуг, то целевая аудитория - это практически любой бизнес, без ограничений. А вот чтобы определить целевую аудиторию вашей компании, нужно составить максимально точный портрет клиента:

  • сколько денег клиент готов потратить на ваши услуги;
  • какая основная услуга ему нужна;
  • какие дополнительные услуги ему могут потребоваться;
  • если у вас есть региональная привязка, из целевой аудитории с большой вероятностью отсеется большинство компаний из другого региона;
  • в какой сфере работает ваш клиент (часто клиенты выбирают разработчика, у которого есть в портфолио проекты, сделанные для той же отрасли);
  • кто принимает решение в компании клиента (если вы работаете в основном с малым бизнесом, это, как правило, собственники; если работаете с предприятиями - это руководители среднего звена, и у них совсем другой уровень мотивации на то, чтобы начать разработку и быстро закончить проект);
  • есть ли требования по используемым в разработке инструментам (некоторые клиенты в качестве основного требования указывают, на чем должна быть выполнена разработка, например, какой язык программирования должен быть использован, какой графический редактор, какая CMS).

Новичкам стоит помнить, что выйти на крупных заказчиков без предварительной подготовки - очень сложная задача. Нашей целевой аудиторией сразу стал средний бизнес, которому нужно какое-то нестандартное решение по автоматизации процессов.

Ключевое отличие компаний, работающих в более высоком ценовом сегменте, в том, что клиенты остаются с ними на долгий срок.

Всё дело в том, что в этом сегменте продукты сложны, они требуют сопровождения. Более того, они опираются на бизнес-процессы, а это гибкая вещь, и с течением времени она меняется. Поэтому продукт обычно эволюционирует вместе с компанией.

Объем инвестиций

Чтобы оптимизировать расходы на офис, можно снять его в не самом проходном месте, т.к. его месторасположение не очень важно - клиенты приезжают сами крайне редко. А можно поступить радикально и отказаться от офиса вовсе, переведя сотрудников на удалённую работу.

Но такой вариант подойдет далеко не всем. Мы решились на этот шаг только на 100% убедившись, что все наши клиенты предпочитают встречи у них в офисе или в кафе, а также поняв, что все наши сотрудники работают в штате компании бессменно уже больше 2х лет и вполне способны ответственно выполнять свою работу без привязки к офисному стулу.

Экономить на зарплатах, если вы хотите обеспечивать высокое качество проектов, не стоит однозначно. Но снизить издержки можно, если сотрудников на дополнительные услуги привлекать попроектно, оплачивая им только те работы, которые по факту были сделаны, а для оценки труда штатных сотрудников использовать KPI. Все наши работники так или иначе привязаны к прибыли компании.

Отсутствие офиса и использование части сотрудников попроектно позволили нам и расходы на оборудование свести к минимуму - большая часть сотрудников использует собственные компьютеры, а мы несём расходы только на их амортизацию.

Пошаговая инструкция

Определившись с нишей, изучив конкурентов, набрав первых клиентов и арендовав помещение, уже можно приступать к следующему этапу открытия - закупке оборудования. Обязательное оборудование, без которого мы не представляем себе работу:

  • Собственный сервер компании (в том числе для демонстрации работ клиентам и работы системы управления проектами);
  • Виртуальная АТС;
  • Ноутбуки или стационарные компьютеры сотрудников, имеющие достаточную мощность для выполняемого вида работ;
  • Оргтехника.

Найти поставщиков было достаточно легко, поскольку многие из них отсеялись ещё на стадии первого запроса - долго не отвечали, долго выставляли счет, не могли грамотно ответить на наши вопросы. В итоге те поставщики оборудования и услуг, с которыми мы постоянно работаем, не меняются годами.

Например, собственный сервер компании мы обслуживаем в дата-центре провайдера, которого не меняли уже 4 года. Цены у него не самые низкие, зато скорость реагирования на наши запросы - не больше 10 минут.

Таким образом, основными критериями выбора поставщиков для нас являются:

  • Скорость реагирования на наш запрос (особенно, если это постоянные услуги);
  • Качество оборудования;
  • Стоимость оборудования.

Конечно, никакое оборудование не будет работать без специалистов. Для IT-компании они - фундамент успеха. Количество сотрудников фирмы зависит от того, какие услуги являются ключевыми и какое количество проектов выполняется одновременно. Например, мы - технологическая компания, и это значит, что программисты должны иметь высокий уровень подготовки, при этом в штате их должно быть не меньше двух, а лучше 3-4, чтобы обеспечивать взаимозаменяемость и скорость выполнения проектов. А вот дизайнера достаточно только одного.

На данный момент наш штат состоит из:

  • Менеджера по продажам;
  • Менеджера проектов;
  • Технического писателя;
  • Дизайнера;
  • Трёх программистов;
  • Тестировщика;
  • Копирайтера и контент-менеджера.

В зависимости от направленности проектов соотношение дизайнеров и программистов в компании может меняться, а часть сотрудников может совмещать в себе несколько должностей.

Часто встречается ситуация, когда менеджер проектов выполняет также функции технического писателя и тестировщика. А HTML-верстка может выполняться, в зависимости от компании и её бизнес-процессов, дизайнером, программистом или отдельным сотрудником.

С высококвалифицированными сотрудниками на рынке труда большая проблема.

Таких сотрудников найти «с улицы» очень сложно, и процесс их вливания в коллектив достаточно болезненный. Нужно всегда держать в голове, что независимо от уровня квалификации новенького, полноценно в рабочий процесс он вольётся только через 1-2 месяца после начала работы. При найме таких сотрудников они проходят несколько стадий отбора. В начале мы смотрим резюме и изучаем портфолио, затем даём тестовое задание. По результатам тестового задания соискатель проходит собеседование ведущим программистом, а после него - собеседование с директором.

Итоговое решение о приёме на работу принимается по совокупности результатов каждого из этих шагов, при этом преимущество отдается мнению ведущего разработчика, поскольку именно с ним новый сотрудник будет взаимодействовать в первую очередь.

Низкоквалифицированных сотрудников найти намного проще. С ними мы обычно работаем на одном-двух тестовых проектах и только после этого принимаем в штат. Процесс отбора в этом случае отличается от первого варианта. На первом этапе мы также смотрим резюме и портфолио, если оно есть, после этого менеджер проекта проводит собеседование и принимает решение о сотрудничестве. Если сотрудничество прошло успешно, сотрудник остаётся в штате либо заносится в базу удалённых сотрудников и привлекается в дальнейшем на проекты по мере необходимости.

Время работы IT-компании определяется в зависимости от того, какое время работы у основных клиентов.

Основная масса наших заказчиков находится в Москве, поэтому рабочий день у нас с 10.00 до 19.00 по московскому времени, независимо от того, где находятся наши сотрудники. Часть сотрудников может варьировать свой график работы, соблюдая правило - не меньше 8 часов в день, а часть сотрудников такой привилегии лишена. Если клиенты работают с 10 до 19, менеджеры по продажам и менеджеры проектов должны быть обязательно на связи в это же время.

Время выполнения одного заказа варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от сложности, срочности и объёмности задачи. При этом нужно понимать, что ни один человек не сможет работать 24 часа в сутки, как бы этого ни хотелось директору компании или клиентам. Для того, чтобы избежать срыва сроков, пересечения задач и постоянного переключения сотрудников с одной задачи на другую, мы используем систему планирования. Благодаря этому каждый сотрудник точно знает, что он будет делать завтра, имеет достаточно чёткий план работ на ближайшую неделю и примерный план работ на месяц.

Все поступающие от клиентов задачи формулируются в системе, назначаются специалисту и планируются по дате и времени выполнения. Исключение составляют только очень срочные задачи:

если у клиента в запущенном проекте что-то сломалось, это очень веская причина для того, чтобы отложить все остальные задачи, и бросить ресурсы на исправление проблемы.

Наша практика показала, что местоположение офиса для клиентов не имеет значения, им гораздо удобнее встречаться на своей территории. Наличие офиса в центре может подтвердить высокий статус компании, но нести из-за этого огромные затраты однозначно не стоит. Поэтому при выборе офиса можно учитывать только то, насколько удобно будет до него добираться сотрудникам, и вполне допускать размещение на окраине, но в транспортной доступности.

Если сотрудники работают в офисе, желательно также учитывать, насколько удобно им будет ходить на обед - есть ли поблизости столовые, кафе и ресторанчики, или проще организовать доставку обедов в офис. Очень желательно иметь в офисе кулер, чай, кофе и сладости. Наличие микроволновки и мультиварки тоже не является прямой необходимостью, но добавляет удобства.

Мы отказались от офиса, и наши сотрудники счастливы, поскольку для них нет необходимости тратить время на дорогу, и они свободны в выборе места для работы. ​​​​​​​

По планировке и высоте потолков требований для IT-компаний не существует, но помещение должно быть достаточно светлым и просторным, чтобы сотрудники не сидели друг у друга на головах. Размещение специалистов желательно планировать так, чтобы у них было ощущение изолированности друг от друга.

Максимальная площадь зависит от количества работников, одновременно находящихся в офисе, и здравого смысла. Офис должен быть достаточно просторным и удобным, чтобы всем сотрудникам в нём было комфортно. При этом люди, работающие над одним проектом, должны быть в прямой доступности друг для друга.

Что касается договоров и документов на помещение, как правило, IT-компания выбирает офис в офисном центре, а там этими вопросами занимается собственник помещения или УК. Поэтому IT-компании достаточно только договора об аренде. Тем не менее, этому договору нужно уделить пристальное внимание при заключении, чтобы избежать подводных камней в виде внезапного повышения арендной платы или неожиданной просьбы срочно освободить помещение.

Документы

Сотрудники IT-компании производят интеллектуальный продукт, поэтому необходимо решить вопрос авторского права на него.

Что касается работы с заказчиком, существует два варианта. В первом авторские права мы оставляем за собой. А во втором, если разрабатывается индивидуальный дизайн или индивидуальные элементы визуализации, мы передаём заказчику неисключительные права на них. То есть он может их использовать, но не может перепродавать. При этом авторство остаётся за нами. Это нужно, чтобы мы могли добавить работу в своё портфолио и поставить авторство на сайте у клиента.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

Для того, чтобы определить стоимость выполнения заказа, нужно в первую очередь точно понимать, какова себестоимость часа работы компании. Она складывается из постоянных и переменных затрат, разделенных на среднее количество рабочих часов в месяц.

Знать себестоимость важно в первую очередь потому, что на начальном этапе работы, не имея хорошего портфолио, будет очень сложно получать дорогостоящие проекты и придется довольствоваться малым, а иногда ещё и давать скидки дополнительно. Зная себестоимость, можно будет опираться на нее, точно понимая, насколько можно двигаться по цене, неся допустимые расходы.

Цена выполнения заказа определяется исходя из затрат, которые компания понесет на его реализацию, закладываемых рисков и желаемой прибыли. При длительном существовании компании и работе над типовыми заказами некоторые виды работ в дальнейшем могут быть оформлены в прайс-лист, так как будет заранее известна средняя стоимость этих работ.

В общем виде, расчёт выполняется, опираясь на оценку прогнозируемого времени на проект. Для наиболее точной оценки важно на этапе проектирования разбивать проект на небольшие задачи, чтобы каждая из них занимала не больше 8-12 часов. Это позволит свести вероятность ошибки к минимуму. ​​​​​​​

В общем виде расчет у нас выглядит примерно так: количество оцениваемых часов * себестоимость часа работы компании * 1,3 (корректирующий коэффициент рисков; может варьироваться) *N, где N - это коэффициент прибыли. Его владелец компании определяет самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и собственной жадностью.

Очень важный аспект работы компании - это подготовка технического задания на проекты. Определять точную стоимость проекта, не имея детального технического задания - это грубейшая ошибка, которую могут совершить сотрудники компании.

В нашей компании работа по проекту строится так:

  • Получение постановки задачи
  • Подготовка предложения с предварительной оценкой
  • Заключение договора на ТЗ
  • Проектирование, разработка детального ТЗ и прототипов проекта
  • Согласование ТЗ и прототипов
  • Подписание закрывающих документов на разработку ТЗ
  • Составление подробной сметы на проект
  • Подписание договора на разработку проекта
  • Выполнение работ по проекту
  • Подписание закрывающих документов по проекту.

В зависимости от объема проекта работы могут делиться на дополнительные этапы, выполняемые по отдельным договорам.

Мы стараемся при разработке проектов соблюдать правило: «Большого слона нужно есть маленькими кусочками». Чем больше кусочков, тем меньше вероятность ошибки.

Если не привлекать никаких дополнительных инвестиций и свести вложения к минимуму, в точку «ноль» можно выйти с первыми же 1-2 договорами.

Главное - не работать без предоплаты, как бы вас ни уговаривали. ​​​​​​​

Отсутствие предоплаты автоматически снижает градус ответственности заказчика за проект, и в итоге может возникнуть ситуация, когда вы все работы сделали, а клиент пропал. Мы берём предоплату 50%, и эта сумма включает в себя большую часть расходов по проекту.

По числу заказов и среднему чеку сориентировать очень сложно, поскольку проекты могут быть самого разного уровня. Теоретически, 3 проекта с чеком в 150 тыс. рублей будут эквивалентны 30 проектам с чеком в 15 тыс. рублей. Но по факту одновременно могут быть в работе 2 проекта по 300 тыс. руб. с фронтом работ на 2 месяца и равномерным распределением сумм по проекту на этот период, 3 проекта по 100 тыс. и 5 проектов по 25 тыс. Все они могут находиться на разных этапах, выполняться разными специалистами и формировать дебиторскую задолженность, накапливаемую с течением времени.

Срок окупаемости зависит от затрат на начальном этапе, а также от размера операционных расходов компании, в том числе, уровня зарплат специалистов.

Важно реально оценивать возможности по количеству и уровню проектов, договора на которые удастся заключить на начальном этапе.

Если вы взяли сотрудника с окладом в 100 тыс. рублей, а заключаете 2 договора в месяц на 25 тыс. рублей, однозначно, долго вы не просуществуете.

Еще один важный момент: чем сложнее проекты вы хотите получить, тем выше стоимость привлечения клиента и тем дольше период от момента первого контакта до заключения договора.

В таком случае с тем же сотрудником на окладе в 100 тыс. рублей может возникнуть такая ситуация: у вас есть потенциальный клиент с проектом на 1 млн рублей, вы радостно берете сотрудника, платите ему зарплату 2-3 месяца, пока ведете переговоры с клиентом, и только после этого получаете первый транш от клиента. Хорошо, если он покроет понесенные расходы, а если сделка сорвется? Такая вероятность тоже существует ровно до тех пор, пока деньги не поступят на ваш расчётный счет.

Снижение рисков происходит за счет более тщательной подготовительной работы с клиентом до заключения договора. Мы не ставим задачу заключить договор любой ценой. Наша основная задача - выстроить с каждым клиентом долгосрочные отношения, а это возможно только тогда, когда он доверяет нам как профессионалам, а мы доверяем ему, как заказчику.

Рисков есть несколько, со всеми из них мы столкнулись:

  • Неплатежеспособность клиента - клиент затевает масштабный проект, но в середине проекта у него заканчиваются средства, или проект теряет актуальность. Чтобы свести этот риск к минимуму, мы разбиваем большие проекты на множество этапов с привязкой оплаты к ним. Это позволяет вовремя понять, что финансирование останавливается, и потерять минимум времени и денег.
  • Отсутствие ТЗ - иногда у менеджеров по продажам возникает большой соблазн: «Ребята, у нас есть клиент на 500 тыщ, давайте скорее работать, подписываем договор, черт с ним, с ТЗ». А потом оказывается, что у клиента хотелок на миллион, а оплачивать их он отказывается, аргументируя это так: «А ваш менеджер мне обещал, что все будет, как я хочу».
  • Оцените статью

    Илья Михайлов – о том, как работать в сверхконкурентной нише и почему команда важнее инвестиций

    IT-инструменты, которые использует Илья Михайлов

    • Xcode
    • API Android
    • Пакет Adobe
    Очень часто бывает так, что будущий предприниматель на работе в найме набирается необходимых компетенций, и, уйдя в самостоятельное плавание, переходит на новый профессиональный уровень в выбранной нише. Именно по этому сценарию действовал челябинский предприниматель Илья Михайлов, открывший студию по разработке мобильных приложений. О том, как запустить свой IT-проект и какие подводные камни существуют в этом бизнесе, Илья Михайлов рассказал порталу Chel.ru.

    Илья Михайлов, совладелец и тимлид IT-компании «Утро » (Челябинск). Основная специализация компании – разработка мобильных приложений и программного обеспечения, внедрение комплексных IT-решений.

    «Нужно быть готовым к огромному объему работы»

    Еще со второго курса я достаточно плотно погрузился в IT-сферу. Писал программы и работал в компании, которая обслуживала крупных заказчиков в Челябинске. Постепенно накопился не только опыт, но и понимание, какие процессы или проекты могут значительно помочь тому или иному бизнесу, – говорит Илья. – Однако многие из этих идей и инициатив по разным причинам нельзя было воплотить в жизнь на прошлой работе. Захотелось больше свободы в принятии решений и реализации новых проектов.

    Прошлым летом я случайно оказался на молодежном форуме в смене «Молодые предприниматели». Решил извлечь из этого мероприятия максимум полезного, поэтому посещал все мастер-классы, лекции и встречи, слушал всех кураторов. Культурную программу так и не застал: когда все возвращались с концертов спать, я еще «одолевал» и без того уставших преподавателей и экспертов, надо отдать должное их терпению. На мой взгляд, 70% ребят приезжали «побалдеть», а идеи для открытия бизнеса были так себе. Я подумал, что уж если люди приедут и откроют фирмы «по пошиву тапок», то я просто обязан начать свое дело в IT!

    По приезде встретил товарища, который тоже только вернулся с другого мероприятия. Первое, что он предложил мне – открыть фирму. Значит, так тому и быть. Главное, нужно быть готовым к огромному объему работы, колоссальным эмоциональным вложениям, понимать, что придется идти на риски, ошибаться. Придется этим жить! Гладко ничего не бывает. К тому же в данной сфере достаточно высокая конкуренция. Но многие заказы мы получаем именно из-за «неформального» подхода к делу. Клиенты зачастую не понимают всей технологии, поэтому нет конкретного технического задания. Нередко приходится почти с нуля совместно придумывать мобильный сервис. Это, пожалуй, одна из главных причин, почему мне нравится этим заниматься.

    «Работает сарафанное радио»

    Вложений было немного. В основном, регистрация юридического лица, услуги юриста и организационные расходы на стартовые «маркетинговые вещи»: дизайн сайта, фирменный стиль, визитки и прочее. Все окупилось после первого заказа.

    В рекламу мы тоже особо не вкладывались, так как земля слухами полнится. Хорошо помогает нетворкинг. В первую очередь рассказал, чем мы занимаемся, всем, кому мог. В соцсетях у меня много друзей из IТ-сферы. Они в свою очередь при первой возможности и упоминании о мобильном приложении ссылаются на меня. Пока этого хватает, с каждым новым проектом у нас появляются, как бы банально не звучало, довольные клиенты. Они рекомендуют своим коллегам, друзьям, партнерам и так далее. Работает сарафанное радио.

    Первый коммерческий проект запомнился навсегда. Это было приложение для чемпионата мира по дзюдо. В один прекрасный день раздался звонок из оргкомитета – спросили, реально ли сделать приложение для ЧМ. Я посмотрел на календарь: до мероприятия оставалось недели три. У меня тогда не было ни дизайнера, ни толково собранной команды. Думаю, ко мне обратились потому, что задача была практически нереальная: десять дней и нет бюджета.

    «Так мне ещё никогда не везло»

    Но я согласился, для меня это был своеобразный «челлендж» (по-английски – вызов). Встретились на следующий день, обговорили основной функционал. Отбросил все прочие задачи, взял несколько выходных на основной работе и начал «пилить». Делал все сам: дизайн на основе фирменного стиля ЧМ, функционал придумывал по ходу разработки, серверную часть и базу данных, договорился с интеграцией билетов в приложение – все один. Для английской версии подключил переводчика. В итоге за десять дней были разработаны два дизайна и несколько раз изменена структура приложения. Спал мало, работал много. Отправил приложение на модерацию, стал ждать.

    Не обошлось без проблем: уже после запуска нашли несколько ошибок в расписании мероприятий, которые могли ввести в заблуждение пользователей, а приложение уже активно скачивали в сторах. Пришлось быстро делать обновление и рассылать уведомления об изменениях в расписании. Но, в целом, за исключением некоторых моментов, все прошло гладко, приложение стало доступным для пользователей за три дня до ЧМ. Так мне ещё никогда не везло.


    Тогда за полторы недели мы прошли цикл разработки, который сейчас с командой делаем за месяц. Я бы назвал это интенсивным погружением. Было тяжело: в эти дни я, кажется, не воспринимал окружающую реальность, был сконцентрирован только на приложении. После такого бешеного темпа еще неделю приходил в себя и нормальный режим.

    «Важен личный контакт с командой»

    Наша студия по формату больше напоминает не проверенную бизнес-модель, а стартап, где многое делается на энтузиазме и амбициях команды. И важен именно личный контакт с коллегами – быть на одной волне, чтобы делать крутые и громкие проекты.

    Недостаточно быть просто хорошим менеджером, вложить 100 тысяч на регистрацию юридического лица, аренду кабинетика, нанять пару разработчиков и менеджера по продажам. Хотя, кто знает, может, и так можно, но это точно не про нашу идею и не про наш бизнес.

    В команде сейчас десять человек. У нас отличный бухгалтер, мы его очень любим. Договоры сами тоже не делаем, для этого есть юрист. Конечно же, можно жадничать и пытаться делать все самому, но это того не стоит, я пробовал. Компания зарегистрирована в Челябинске. Территориально – Челябинск, Москва, Киев. Расстояние не преграда – коммуникации хорошо налажены. Офис, конечно, есть, но, если честно, считаю, что для работы нужен смартфон, ноутбук и наличие Интернета. Мой «офис» всегда со мной: приходится много ездить на встречи с клиентами, на профмероприятия, многие из которых в других городах. Мобильность для нашего бизнеса намного важнее, чем шаблонное сидение в офисе. Рабочего графика в классическом понимании тоже нет, потому что иногда работаем в формате 24/7.

    «Главное – не допускать паники»

    Самым сложным вначале было состояние неопределенности. Были моменты, когда заказ подходил к концу, а по следующему либо еще не договорились, либо его вообще нет. А платить нужно. Поначалу этот момент одновременно стимулировал и угнетал. Тяжело находиться в состоянии, когда не понимаешь, что будет через пару недель, но потом привыкаешь. Главное – не допускать паники, это деморализует. Спокойная уверенность, как говорится: «Делай, что должен, и будь, что будет». Поэтому просто собираюсь с мыслями, начинаю искать заказы и работаю. Результат не заставляет себя ждать.

    Разумеется, не обошлось и без трудностей с клиентами. Очень непростой проект был с зарубежным заказчиком. Все предварительные договоренности достигнуты, соглашения о намерениях подписаны, работа шла полным ходом. В итоге, когда опубликовали первую часть, нам сказали: «Спасибо, дальше работать не будем». Я чувствовал, что что-то пошло не так. Заказчик оперировал очень общими терминами и фразами: «в проекте не виден системный подход», «есть проблемы с безопасностью» и так далее. Я тогда был очень зол, в первую очередь, на себя. Расстраивала и выбивала из колеи не столько упущенная возможность заработать солидную сумму, сколько непонимание, что именно в проекте мы сделали не так. Перечитали кучу литературы, изучили огромное количество методологий разработки, семимильными шагами проводили «работу над ошибками».

    «Выводя на рынок продукт, ты сразу же имеешь с десяток конкурентов. И даже если твое приложение уникально и выстреливает, тут же появляется куча подобных. Поэтому постоянно нужно отслеживать конкурентов, следить за их обновлениями, отзывами, рейтингами»

    Сейчас уже понимаю: это был хороший пинок, который заставил продумать работу команды, отказаться от старых инструментов, поднять всех на новый уровень. Если раньше общение проходило в чатах, почте, скайпе, по телефону, то сейчас это централизованная программа, в которую поступают не только сообщения, но и все активности сотрудников. Дизайнер сделал макет, все увидели, задача тут же упала разработчикам. Разработчик выпустил билд, все об этом знают, тестировщики смотрят ошибки, скидывают задачи разработчикам. Произошла ошибка у пользователя, ему даже отзыв писать не надо, минуя всех, сразу создается баг-репорт. Операционная деятельность полностью автоматизирована, я только наблюдаю за процессом и включаюсь, если есть проблемы (их, правда, тоже хватает).

    Вообще очень непросто работать с госучреждениями: множество согласований и бумажных процессов накладывает отпечаток на сроки и взаимодействия в проекте. Но это то, от чего ты не застрахован, работая и с коммерческими компаниями, – коллеги по цеху поймут. Бывает, разрабатываешь или реализуешь какой-то сложный функционал за несколько дней, а потом две-три недели ждешь просто согласования. Мы за свободное общение и доверие, идем навстречу и иногда беремся за разработку, когда наши юристы еще дорабатывают документы. Определенный риск есть. Но ведь и клиент доверяет нам свои данные – явки-пароли к сайтам и прочее.

    Есть в этом бизнесе еще одна насущная проблема. Должна быть узкая специализация у каждого в команде, тогда работа над проектом – это четкий слаженный механизм. И только тогда гарантирован результат. У нас есть эксперты, которые уже по 15 лет в отрасли, есть «молодые» и амбициозные, но уже зарекомендовавшие себя спецы, которые не одну собаку съели на своем деле. Но на рынке всегда находятся энтузиасты, которые посмотрели уроки в Интернете и думают, что в одиночку способны сделать хороший продукт за очень маленькую стоимость. Они приходят к заказчикам и говорят об этом. Ребята, не может хорошее приложение стоить 30 000 рублей.

    А вот в Интернете, в магазинах приложений, идет настоящий баттл за каждого пользователя. Выводя на рынок продукт, ты сразу же имеешь с десяток конкурентов. И даже если твое приложение уникально и выстреливает, тут же появляется куча подобных. Поэтому постоянно нужно отслеживать конкурентов, следить за их обновлениями, отзывами, рейтингами.

    «Для успешного бизнес деньги – не главное»


    Могу точно сказать, что для успешного бизнеса деньги – не главное, основные вложения – это люди. Очень сложно собрать команду, которая профессионально готова выполнять сложные задачи, имеет определенные видения в этой сфере и способна слаженно работать. Иногда, как и в любом бизнесе, случаются форс-мажоры, приходится экстренно поднимать всех. Классно, что у нас в этом плане со всеми достигнуто взаимопонимание.

    Возможно, создается впечатление, что открыть IТ-студию достаточно просто и каждому под силу, однако это только на словах все просто. В реальности мы денно и нощно много работали. За внешней легкостью и простотой процесса много подводных камней. О некоторых уже рассказал. Важно понимать, что придется много вкладывать личного времени и жертвовать другими вещами, приоритетами. Идеальный расклад, когда сразу есть заказ и гарантии следующих. Потому что, нанимая людей, берешь ответственность: их нужно обеспечивать работой и зарплатой, даже если заказов нет. А это невыгодно в студии, поэтому, начиная бизнес, важно сразу наладить регулярный поток заказов.

    В настоящее время планируем повышать качество разработки, дальше притираться друг к другу. Также в планах сделать несколько своих крупных проектов и сместить баланс в их сторону, а пока находимся в поисках толковой идеи, в которую мы все поверим.

    Приступать к организации бизнеса следует с продуманной до мелочей идеей приложения и разработанной концепцией. Ваше приложение должно быть интересно потребителям. Востребованность приложения у потенциальных пользователей – главное условие инвесторов, которых вы будете искать для реализации своих разработок.

    Человек, владеющий языками программирования, сможет создать приложение без особого труда. Если же у вас этих знаний нет, ищите грамотного программиста и заинтересуйте его своей идеей. Чрезвычайно важный момент – простой, удобный и красивый интерфейс. Поиск специалистов, из которых вы сможете создать команду единомышленников, следует начинать еще до оформления компании.


    Основные риски

    Конкурентная борьба на рынке мобильных приложений серьезная. Для получения прибыли важно создавать более гибкие, удобные и новаторские варианты. Не старайтесь сразу охватить весь рынок, сосредоточьтесь на работе с узкой целевой аудиторией. Также, следует выбрать одну платформу. Для работы с приложениями для Android-устройств рекомендуются разработка на Java и XML, приложения для iOS лучше создавать на Objective-C. Начинайте с малого, тестируйте свое приложение н одной платформе. Добившись определенного успеха, можно заняться адаптацией приложения под разные платформы.

    О неукоснительном соблюдении авторского права пока говорить не приходится. Каждый, кто продвигает свои услуги и продукты в сети Интернет, прекрасно знает о массовом бесплатном скачивании. Риск потерять запланированные доходы от продажи приложения чрезвычайно велик. Решить эту задачу помогут опытные программисты и разумная стоимость на скачивание приложения.

    Статистика утверждает, что большинство стартаперов опускает руки и сдается из-за отсутствия инвестиций. Главное требование инвесторов, специализирующихся на работе с мобильными приложениями, – востребованность идеи. Человек, вкладывающий средства в определенный проект рассчитывает их приумножить. Вы должны убедиться сами и наглядно продемонстрировать потенциальному инвестору, что приложение будет интересно клиентам и принесет доход. Отказ – это повод усовершенствовать свое творение.


    Местоположение

    Команда разработчиков мобильных приложений осуществляет связь с потенциальными клиентами в сети Интернет и по телефону. Расположение офиса на начальном этапе не имеет значения. Важно найти помещение с возможностью подключить высокоскоростной Интернет, установить и обеспечить бесперебойную работу мощных компьютеров. Выйдя на определенный уровень окупаемости, следует искать офисное помещение ближе к центру города.

    Важнейшим моментом является выбор платформы, на которой вы разместите свое приложение. На данный момент выбор ограничивается тремя магазинами: Windows Store, App Store и Google Play. Каждый из них имеет особенности. Выбирая одну из них, определитесь, каковы ваши цели:

    Если желаете быстро заработать на продажах приложения, обратите внимание на App Store.
    На Google Play лучше выставлять демоверсию, а монетизация происходит за счет отображения рекламы. На рынке Windows пока мало рекламных сетей, он подходит для продажи по фиксированной стоимости.
    По показателям прибылей сейчас лучшим является магазин App Store, но Google Play активно набирает обороты и показывает быстрый рост. С Windows 8 рекомендуется работать только опытным разработчикам.


    Оборудование

    Единственной необходимой вещью для разработчика является мощный компьютер, профессиональное программное обеспечение и доступ к сети Интернет. Мебель для комфортной работы и приема клиентов можно, минимальный набор офисного оборудования приобрести на распродажах. Не спешите сразу тратить большие средства на приобретения самых продвинутых компьютеров. По ходу работы вы сможете оценить потребности и доукомплектовать набор оборудования.


    Кадры

    На первоначальном этапе важна команда талантливых программистов. Руководители успешных компаний, специализирующихся на разработке мобильных предложений, не советуют обращаться за помощью в поиске специалистов этого направления в рекрутинговые агентства. Ищите сотрудников на тематических форумах и других ресурсах. Проводите собеседования лично. Разработка мобильных приложений – это командная работа. Взаимопонимание здесь чрезвычайно важно.

    Талантливый веб-дизайнер также необходим. Удачный дизайн приложения должен соответствовать нескольким критериям:

    Большие иконки, кнопки и шрифты.
    Четкость и отсутствие ошибок.
    Дизайн необходимо протестировать на всех экранах.
    Для этой работы следует нанять опытного дизайнера. Вы можете выплачивать сотрудникам фиксированную зарплату или разбить работу на этапы и согласовать стоимость каждого. В разработке мобильных приложений практикуется выплата определенного процента прибыли от продаж.

    На первоначальном этапе работать с клиентами должен владелец бизнеса. При расширении базы покупателей вашего продукта следует нанять менеджера по работе с клиентами.

    Заключите договор с адвокатской конторой, специализирующейся на сопровождении сделок и оформлении документов в IТ сфере.


    Документы и лицензии

    Для начала работы следует оформить в налоговой инспекции ИП и выбрать выгодную систему налогообложения. Виды деятельности – разработка программного обеспечения и другие виды услуг в области связи. Разработка мобильных приложений лицензированию не подлежит, но правовое регулирование этой сферы в России пока не совершенно. Оформление договора с опытным адвокатом позволит вам избежать неприятностей с законом.

    Важный момент – предоставления права на продажу вашего приложения посредникам. Авторские права автоматически закрепляются за создателем приложения. Эти моменты должны быть четко урегулированы в вашей компании между владельцем и сотрудниками.

    При передаче мобильного приложения на продажу рекомендуется оформить договор, четко указывающий права и обязанности всех сторон.


    Маркетинг

    Найдите разумный баланс между желанием заработать и надоедливостью. Если распространяете приложение бесплатно, постарайтесь не надоедать посетителям чрезмерным количеством рекламы.

    Обновлять приложение необходимо – это позволяет удерживать базу пользователей. Предоставляйте клиентам поддержку и обязательно общайтесь с аудиторией.

    Рассказывая о приложении, добавляйте скриншоты. Создайте качественный продающий текст, сделайте видеоролик и постарайтесь максимально раскрутить его.

    Работайте над получением обратных ссылок. Чем больше качественных сайтов и других платформ будут задействованы в SEO-продвижении вашего приложения, тем выше будет ваша позиция в системе ранжирования.


    Резюме

    Разработка мобильных приложений не принесет быструю окупаемость и доход. Но и особого стартового капитала это направление не требует. Если ваше приложение будет востребовано пользователями и разработано максимально качественно, вы обязательно добьетесь монетизации.

    Мобильные приложения в последнее десятилетие стали играть большую роль в жизни людей. Их функции зачастую кажутся незначительными, но, тем не менее, они помогают пользователям смартфонов и планшетов решать различные повседневные задачи. Создание даже простого мобильного приложения – кропотливый и упорный труд, отнимающий большое количество времени, сил и вовсе не гарантирующий высокую прибыль в будущем. Однако по-настоящему качественные и нужные приложения могут «выстрелить» в AppStore или GooglePlay и принести своим разработчикам немало денег. Предлагаем начинающим предпринимателям обратить свое внимание на типовой бизнес-план по разработке мобильных приложений с расчетами, который представлен в данном материале. Он, в первую очередь, поможет сориентироваться в финансовой стороне вопроса и понять, «стоит ли игра свеч».

    Вложения на старте бизнеса по разработке мобильных приложений потребуется сделать в размере 350 тысяч рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы с нуля построить стабильный бизнес в данной высокотехнологичной сфере. Источником первоначальных инвестиций могут стать как личные накопления начинающего разработчика, так и кредитные средства, полученные в банке.

    Краткое описание концепции

    Бизнес по созданию приложений для мобильных платформ, пример организации которого представлен в этой статье, нужно зарегистрировать как ИП. Лучшая форма налогообложения для подобного бизнеса – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% (доход минус расход). Декларации в данной системе заполняются практически интуитивно, поэтому фирме не потребуется помощь профессионального бухгалтера. Обработку финансовых отчетов лучше всего делать, пользуясь услугами онлайн-бухгалтерии. Официальная регистрация бизнеса по разработке мобильных приложений не обойдется без выбора соответствующих кодов ОКВЭД:

    • 62.0 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги».
    • 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения».

    Сколько нужно вложить в открытие

    Затраты, которые неизбежны на начальном этапе становления бизнеса по разработке мобильных приложений, представлены в следующей таблице:

    Неудивительно, что главными статьями расходов станут закупка компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения. Специфика данного бизнеса обязывает предпринимателя уделять особое внимание качеству техники и ПО. Ведь оборудование, на котором происходит разработка мобильных приложений, просто обязано работать стабильно и без сбоев, а информация должна быть хорошо защищена.

    Производственный план

    Офис компании-разработчика мобильных приложений представляет собой компактное помещение, площадь которого не превышает 40 квадратных метров. Каких-то особых требований к месторасположению офиса нет. Он может находиться как в современном бизнес-центре, так и в полуподвальном помещении в старой части города. Главное, чтобы к помещению офиса были подведены все необходимые коммуникации и стабильный высокоскоростной интернет.

    Также предпринимателю следует позаботиться об обеспечении безопасности офиса, так как в нем будет находиться дорогостоящее оборудование и важные данные о разработке. Можно заключить договор с охранным агентством или просто установить прочные решетки на окна и добротную металлическую дверь.

    Маркетинговый план

    Что касается маркетинга и продвижения мобильных приложений для смартфона и планшета, то тут все предельно просто – рекламу можно заказать в AppStore и GooglePlay по весьма приемлемой стоимости. Также хороший эффект дает реклама на раскрученных YouTube-каналах.

    Стоимость одного скачивания среднестатистического мобильного приложения составляет 1,5 доллара, или примерно 100 рублей. Хорошие приложения быстро завоевывают популярность у пользователей, и вполне можно надеяться, что за месяц их могут скачать 5 000 раз и даже более. Соответственно, при таких темпах месячная выручка компании-разработчика может составить до полумиллиона рублей, а годовой «грязный» доход – до 6 миллионов «деревянных».

    Персонал

    График работы компании по разработке мобильных приложений представляет собой стандартную «пятидневку», но с некоторыми особенностями. Как правило, на завершающих этапах разработки мобильных приложений работа идет нон-стоп – без выходных и практически без перерывов. Этот нюанс стоит учесть предпринимателю, чтобы соответствующе вознаграждать преданных сотрудников в денежном эквиваленте. Ниже представлен наиболее оптимальный вариант расписания работы:

    • Понедельник – пятница: с 09:00 до 18:00.
    • Суббота – воскресенье: выходной.

    Перечень сотрудников компании по разработке мобильных приложений приведен в нижеследующей таблице:

    Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
    1 Главный разработчик 1 40 000 40 000 480 000
    2 Программист 2 60 000 60 000 720 000
    3 Специалист техподдержки 1 25 000 25 000 300 000
    4 Менеджер-маркетолог 1 30 000 30 000 360 000
    ИТОГО 155 000 1 860 000

    Расчеты доходов и расходов

    Со списком ежемесячных расходов компании по разработке мобильных приложений вы можете ознакомиться в данной таблице:

    Доходность компании по разработке приложений для мобильных платформ приведена в этой таблице:

    Как показывают наши расчеты, сумма чистой годовой прибыли компании, которая занимается разработкой мобильных приложений, после уплаты налогов, составит 2,8 миллиона рублей. Это при условии высокого качества приложений и срока разработки каждого из них не более трех месяцев. Соответственно, рентабельность данного бизнеса будет в районе 47% – отличный результат для молодой амбициозной компании.

    Возможные риски

    Бизнес по разработке мобильных приложений представляет собой очень рискованное занятие. Абсолютно все подводные камни данного начинания учесть невозможно, и довольно часто принцип «пан или пропал» сопровождает создание какого-либо приложения до конца его разработки. Ниже приведен перечень наиболее очевидных факторов риска, которые могут негативно сказаться на развитии этого бизнеса:

    • Утечка информации об особенностях проектов и, как следствие, возможное «заимствование» их концепции другими разработчиками.
    • Необходимость привлечения дополнительного финансирования при запуске дорогостоящих или длительных по времени разработки проектов.
    • Увеличение сроков разработки отдельных приложений, сопряженное с дополнительными расходами.
    • Недостаточный уровень квалификации сотрудников, их некомпетентность в узкоспециализированных аспектах работы над созданием мобильных приложений.

    В заключение отметим, что разработчики, которые «горят» своим делом и создают действительно качественные программные продукты для мобильных платформ, никогда не остаются «в минусе». Мировая практика это прекрасно доказывает.

    С помощью сайта YouDo вы можете найти как компании по разработке мобильных приложений, так и талантливых частных исполнителей. На сегодняшний день мобильное приложение - это важный инструмент продвижения бизнеса, который позволит вам повысить продажи и найти новых клиентов. Заказывать создание приложений следует у специалистов с большим опытом работы, например у компаний, зарегистрированных на сайте YouDo.

    Студии, зарегистрированные на youdo.com, зарекомендовали себя как надежные партнеры. Команды специалистов профессионально выполняют проектирование и программирование приложений для мобильных телефонов. По завершении работы мастера производят тестирование и доработку при необходимости. Вам, как заказчику, будет предоставлена гарантия на выполненные работы.

    Как найти студию на YouDo

    Чтобы найти фирму, специализирующуюся на разработке мобильных приложений, используя YouDo, вам достаточно будет оставить свою заявку на сайте и немного подождать. В ближайшее время фирмы и частные исполнители, зарегистрированные на YouDo, предложат вам свою профессиональную помощь. Вам останется выбрать подходящую студию или частного исполнителя и договориться о деталях сотрудничества, сроках выполнения работы и размере оплаты труда.

    Постарайтесь описать задачу как можно подробнее, чтобы компаниям и частным исполнителям было проще рассчитать стоимость создания вашего приложения и время, необходимое на работу.

    Этапы создания приложения

    Создание мобильных приложений - сложная многоэтапная работа. Каждое задание требует создания уникального плана. В ходе разработки будут выполнены следующие типовые задачи:

    • анализ рынка и целевой аудитории командой специалистов
    • создание проекта будущего мобильного Android или iOS приложения, интерактивного прототипа, схемы
    • разработка логотипа и дизайна основных страниц мобильного приложения
    • работы по разработке исходного кода и программного обеспечения
    • тестирование, доработка при необходимости
    • размещение в AppStore
    • профессиональная поддержка и помощь в развитии и продвижении при необходимости

    Указанным выше образом проходит разработка приложений; компания составит для вас подробный поэтапный план работ с указанием времени на выполнение каждой задачи. При возникновении такой необходимости специалисты будут предоставлять вам результат работ на каждом этапе.

    Стоимость работы команды специалистов

    Компании по разработке мобильных приложений смогут рассчитать стоимость вашего приложения после того, как получат все необходимые данные об особенностях задания. На стоимость работы влияют следующие факторы:

    • специфичность функционала (базовый или уникальный)
    • сложность графического дизайна: логотипа, оформления страниц, интерфейса
    • тип платформы: Android или iOS
    • сроки разработки приложения
    • необходимость оказания дополнительных услуг (например, техническая поддержка или продвижение)
    • другие особенности задания

    После получения всех перечисленных данных, выбранная вами компания-разработчик составит смету и предоставит вам ее на утверждение. В смете будут указаны все виды работ, цены на них и сроки их выполнения. После того, как вы утвердите смету, специалисты студии приступят к созданию вашего приложения для мобильного телефона.

    Преимущества поиска фирмы на Юду

    При помощи сайта YouDo вы сможете быстро найти компании, занимающиеся разработкой мобильных приложений. Несколько причин воспользоваться сервисом YouDo:

    • все работы (программирование, проектирование, создание уникального дизайна и т. д.) будут выполнены на высоком уровне, так как вашим проектом будут заниматься проверенные профессионалы; при желании вы можете ознакомиться с портфолио потенциальных исполнителей и отзывами предыдущих заказчиков
    • работа может быть выполнена в сжатые сроки: для того, чтобы специалисты выполнили работу как можно быстрее, поставьте пометку «срочно» в задании
    • стоимость работы компании будет достаточно выгодной, так как не происходит наценка за посредничество
    • поиск исполнителя не займет более 15-20 минут, благодаря оперативной реакции фирм и частных специалистов, зарегистрированных на YouDo
    • по завершении работы вы получите гарантию от исполнителя

    Если вам требуются услуги компании по разработке мобильных приложений, используйте сервис YouDo, так вы сможете найти профессиональных исполнителей, которые справятся с заданием быстро и качественно.