Все о менеджменте в образовании. Основы менеджмента образовательного учреждения

Рассматриваются цели, задачи, функции, принципы и методы педагогического менеджмента. Раскрываются психологические основы кадровой политики и делового общения, а также способы предупреждения, разрешения конфликтов и управления ими.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и слушателей системы послевузовского образования, учителей средних общеобразовательных учреждений, а также для специалистов в области образовательною менеджмента.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.
Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель - модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и тли).
Цель посещения занятий (урока) - вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.Й. Лийметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел I Основы педагогического менеджмента
Глава 1. Педагогический менеджмент
1.1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента
1.2. Цели и задачи педагогического менеджмента
1.3. Функции педагогического менеджмента
1.4. Принципы педагогического менеджмента
1.5. Методы педагогического менеджмента
1.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента
1.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента
Глава 2. Философия педагогического менеджмента
2.1. История развития концепции менеджмента в образовании
2.2. Человеко центристский подход в управлении школой
Литература
Раздел II Психология управления кадрами
Глава 3. Психологические основы кадровой политики
3.1. Предмет психологии управления
3.2. Принципы и правила кадровой политики
3.3. Методы управления кадрами
3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах
Глава 4. Личность как объект и субъект управления
4.1. Личность и ее понимание
4.2. Индивидуальные особенности личности
4.3. Способности и роли личности
4.4. Личность руководителя в организационных структурах
Глава 5. Коллектив как объект и субъект управления
5.1. Группа и ее структурная организация
5.2. Характеристики групповых процессов
5.3. Педагогический коллектив в системе управления школой
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Раздел III Психология и этика деловых отношений
Глава 6. Психология делового общения
6.1. Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры
6.2. Психологические особенности делового общения
6.3. Этические нормы и принципы делового общения
Глава 7. Этика деловых отношений
7.1. Этикет в деятельности современного делового человека
7.2. Психологические особенности подготовки и проведения бесед и переговоров
7.3. Способы психологической защиты
Глава 8. Деловые коммуникации
8.1. Виды и формы современных деловых коммуникаций
8.2. Методика проведения выступлений и совещаний
8.3. Влияние средств массовой информации на социальный статус личности
Глава 9. Имидж как составляющая современной цивилизации
9.1. Имидж в современном обществе
9.2. Типы имиджа
9.3. Формирование имиджа
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Раздел IV Конфликтология
Глава 10. Методологические основы конфликтологии
10.1. Конфликтология и ее значение
10.2. Понятие и сущность конфликта
10.3. Типы конфликтов
10.4. Основные причины возникновения конфликтов
Глава 11. Стресс и его особенности
11.1. Понятие стресса. Теория Г. Селье
11.2. Психические и психоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации
Глава 12. Поведение в конфликтах
12.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами
12.2. Основные стратегии поведения в конфликте
12.3. Стратегические и тактические методы управления конфликтом
12.4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов
12.5. Роль руководителя в конфликтной ситуации
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Словарь терминов
Приложения
Ответы к тестам и заданиям.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы менеджмента в образовании, Гончаров М.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ключевым аспектом менеджмента в системе образования является признание роли и значения преподавателей, ученых, специалистов административных, экономических, финансовых инженерно-технических и вспомогательных служб образовательных учреждений.

Поэтому сегодня менеджмент определяется как «искусство достижения целей с помощью других людей».

Работа менеджера заключается в том, чтобы активно участвовать в определении направления развития образовательного учреждения и системы образования в целом, содействовать обеспечению результативного и эффективного руководства и решения, каким образом использовать организационные, финансовые и материально-технические ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Эти вопросы особенно актуальны сейчас в условиях мирового экономического и финансового кризиса, постепенно распространяющегося и на нашу страну.

В условиях реформирования российской экономики, все более расширяющегося применения рыночных механизмов значительно усложняется управление отдельным образовательным учреждением и всей системой образования страны.

Это касается не только крупных, но и относительно небольших образовательных учреждений, поскольку все они сейчас, независимо от объема их деятельности, призваны решать не только образовательные и воспитательные, но и правовые, технологические, имущественные, земельные, экономические, финансовые вопросы, то есть все, что характерно для юридических лиц, некоммерческих организаций.

Поэтому в настоящее время так важно повсеместное внедрение в системе образования принципов менеджмента с использованием труда менеджеров, а в учреждениях высшего и среднего профессионального образования подготавливать квалифицированных специалистов менеджмента - менеджеров для системы образования и организовывать повышение квалификации по вопросам менеджмента для руководителей и других работников образовательных учреждений и органов управления образованием.

Термин «менеджмент» пришел в Россию с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, отразив необходимость создания в стране принципиально новой системы управления, адекватной рыночным отношениям.

Существуют определенные различия в содержании понятий «менеджмент» и «управление».

«Управление» является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию «менеджмент».

Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике.

Менеджмент предполагает управление объектом, действующим в условиях рыночных отношений.

Это характерно для современной деятельности учреждений, предприятий и организаций системы образования.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что:

образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций) - ст. 12;

негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации - ст. 39;

государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные образовательные и иные услуги - ст. 41, 45;

образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную в его уставе - ст. 47;

образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность - ст. 43;

государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств - ст. 42.

Предусмотренные Законом РФ «Об образовании» права государственных и негосударственных образовательных учреждений позволяют им активно функционировать в условиях действующих в стране рыночных отношений.

Сегодня расширенные права образовательных учреждений в использовании финансовых и материальных средств создают благоприятные условия для внедрения современных принципов управления, менеджмента с применением труда менеджеров.

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления. В исследованиях ученых к принципам управления относятся, например:

разделение труда, специализация;

единство руководства и распорядительства (один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели);

дисциплина, подчинение индивидуальных интересов общим;

вознаграждение работникам; смысл его состоит в удовлетворении потребностей работников;

справедливость; обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной;

стабильность состава работающих;

инициатива - способность составлять план и обеспечивать его выполнение; она обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой;

стремление к взаимному благу; развитие организации есть развитие ее работников; улучшение конкурентоспособности работающих, что способствует усилению интеллектуального потенциала организации;

необходимость творческого подхода к стимулированию, динамичности стимулов;

постоянное внимание к работникам; неизменная уважительность; доверие и взаимопонимание.

Организационные, экономические, социально-психологические методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются.

В работах ученых подчеркивается, что исследование прошлого периода способствует пониманию настоящего и прогнозированию будущего. Оно позволяет извлечь уроки из своих и чужих ошибок и не повторять их; узнать способы достижения успеха, чтобы применить их в подходящей ситуации. Но самое главное, изучение прошлого периода помогает понять, почему произошли те или иные события, чтобы совершенствовать свою деятельность в будущем.

Эти выводы можно вполне использовать и в деятельности по управлению, менеджменту, в учреждениях, предприятиях и организациях системы образования.

На каждом уровне менеджмента, в зависимости от ситуации, специфики менеджмента, объекта управления, требуются специфические виды обеспечения управления: научно-методические; финансовые; материально-технические; организационные; правовые; информационные и кадровые.

Так, кадровое обеспечение предусматривает в самой системе управления на всех позициях квалифицированных работников, которые в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением необходимых специалистов.

Менеджмент - это понятие, вошедшее в российскую теорию и практику управления 10-15 лет назад; во многом - это синоним «управления»; более широкое понятие в современный период распространяются также на некоммерческие организации, административную сферу; это понятие в настоящее время чрезвычайно популярное и конъюнктурное, что является отражением его большой общественной потребности.

Занятые в аппарате управления - это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами. Наряду с обеспечением выполнения организацией ее основного предназначения и способствованием достижению целей организации, менеджеры устанавливают и координируют взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации, являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением, несут ответственность за результаты деятельности организации.

Одной из подсистем управления учреждением, предприятием, организацией системы образования может являться финансовый менеджмент. Необходимость его организации связана с характером управления в условиях изменяющейся внешней среды и внутреннего финансового состояния. Поэтому для постоянного повышения эффективности финансового менеджмента цели его функционирования должны постоянно пересматриваться и оптимизироваться.

Главная цель финансового менеджмента состоит в максимизации финансового благополучия при наименьшем риске как в текущем, так и в будущем периоде.

Финансовый менеджмент охватывает следующие направления финансовой работы:

анализ финансового состояния и принятие на этой основе управленческих решений, в том числе в части выявления и устранения неблагополучных тенденций;

управление собственными и привлеченными финансовыми ресурсами;

анализ финансовых рисков и управление ими.

Важное значение в финансовом менеджменте имеют планирование, разработка финансовой стратегии и финансовой политики, текущих и оперативных финансовых планов, контроль исполнения финансовых планов.

Налоговый менеджмент как самостоятельная система управления имеет свои предмет и инструменты. Так, предметом налогового менеджмента является налоговая политика, которая определяет уровень налогообложения, и ее практическая реализация. Используются такие инструменты, как: оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий; разработка учетной политики с учетом действующего законодательства; учет налоговых обязательств; регулярный налоговый анализ и оценка эффективности налогового менеджмента.

Налоговое бремя оказывает прямое воздействие на финансово-экономическую деятельность учреждений, предприятий и организаций системы образования. Поэтому осуществляются: налоговая оптимизация с целью уменьшения налоговых обязательств; комплексный расчет экономии, уменьшения и ликвидации нерациональных расходов; пересмотр договорных отношений, как хозяйственных, так и при оказании разного вида услуг.

В учреждениях, предприятиях и организациях системы образования финансовые менеджеры могут работать самостоятельно или в составе бухгалтерской службы. В любом случае к мнению и предложениям финансового менеджера необходимо внимательно прислушиваться, в том числе при выборе учетной, финансовой политики.

Для того чтобы в России внедрять повсеместно, включая систему образования, принципы менеджмента, необходимо повысить внимание к подготовке менеджеров. В учреждениях высшего профессионального образования готовить менеджеров-магистров для крупных, сложных по структуре, с большим объемом имущества и многоисточниковых по финансированию образовательных учреждений, а также для органов управления образованием. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливать менеджеров-бакалавров для небольших по объему, компактных учреждений образования.

Возглавлять образовательные учреждения должны руководители, прошедшие дополнительную специальную подготовку по менеджменту, подтверждаемую соответствующими документами государственного образца.

Необходимо наладить регулярное повышение квалификации руководителей и менеджеров образовательных учреждений и органов управления образованием.

На эти цели следует выделять средства из всех бюджетов бюджетной системы Россиии в составе финансирования на развитие образования.

Отдельно предусматривать в бюджетах ассигнования на строительство, реконструкцию, приобретение необходимого оборудования, его профилактику и ремонт для образовательных учреждений и их самостоятельных структурных подразделений, занимающихся подготовкой менеджеров и повышением квалификации специалистов по вопросам менеджмента.

Например, в федеральном бюджете на 2008 год по подразделу 06 «Высшее послевузовское профессиональное образование» было предусмотрено 2,0 млрд рублей на строительство и реконструкцию объектов для размещения Высшей школы менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет».

Более 30 лет назад Государственный университет управления приступил к подготовке менеджеров. Была создана первая в стране кафедра теории управления, написаны первые учебники по организации управления, собран коллектив квалифицированных преподавателей и подготовлены первые в стране специалисты-управленцы.

Сейчас ГУУ - крупнейший экономический вуз, где обучаются 18 тысяч студентов по 20 специальностям и 52 специализациям.

В нашей стране, как и в экономически развитых странах, мы тоже подходим к тому, что во главе каждой организации будут стоять подготовленные в соответствующей сфере специалисты. А за ними - профессионалы, труд которых эти менеджеры организуют и обеспечивают.

Так, в ГУУ в связи с этим за последние годы открыты такие направления подготовки специалистов, как менеджеры в здравоохранении, спорте, средствах массовой информации. Настало время готовить менеджеров для системы образования.

В Институте государственного управления, права и инновационных технологий один из самых популярных факультетов - экономический. Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных менеджеров - одних из самых востребованных специалистов в различных сферах экономики.

Здесь интересно проходит учебный процесс: многие преподаватели проводят «электронные» лекции в мультимедийных кабинетах, что всегда вызывает интерес у студентов и способствует более качественному усвоению материала. Студенты, обучающиеся по разным экономическим специальностям - менеджеры, финансисты, бухгалтеры - обучаются в условиях, максимально приближенных к реальным. Это значительно усиливает эффект обучения и позволяет проверять на практике полученные в вузе профессиональные навыки.

Сейчас дело за органами управления образованием, чтобы планировать подготовку менеджеров для системы образования и давать соответствующий государственный заказ, обеспечивая его выполнение бюджетными ассигнованиями.

Целесообразно в целях совершенствования действующего законодательства вносить соответствующие дополнения по вопросам, связанным с менеджментом и менеджерами. Например:

в Законе РФ «Об образовании»: дополнить ст. 35 указанием о том, что непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет руководитель, имеющий официальный документ государственного образца о прохождении обучения по специализации «менеджмент»; предусмотреть в ст. 41, что финансовые вопросы в образовательном учреждении рассматриваются с участием финансового менеджера;

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» дополнить ст. 6 записью о том, что учетная политика организации разрабатывается с участием финансового менеджера.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда имеют целенаправленный характер и управление ими со-ответственно тоже, так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. Поэтому первым и важнейшим принци- пом управления в системе образования является принцип конк-ретного целеполагания как основа планирования, организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности менеджера, специалиста в области управления системы любого уровня.

Принцип целенаправленности управления отражает требова- ние ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, со- циальной значимости и перспективности. Неопределенно сфор- мулированная цель управления в образовании в виде излишнего усложнения или упрощения процесса уже на начальном этапе яв- ляется дезорганизующим и дезориентирующим фактором, а ус- ложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспек-тивность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развития учебного заведения как сложного социального организма. Важным понятием теории и практики управления в образовании является понятие о функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятель- ности. Функция - это особый вид управленческих действий на объект менеджмента или особые виды действий субъекта менедж- мента с информацией. Необходимая для управления информация является предметом и в то же время продуктом управленческой деятельности. Исходя из теории менеджмента, можно выделить следующие функции управления в образовании:

1. Функция принятия решений, которая реализуется в форме распоряжений, рекомендаций, решений совета, приказов, пла- нов, образовательных стандартов.

2.Функция организации выполнения принятых решений, вклю чающая в себя доведение принятого (например, образовательно го стандарта) до исполнителя, учебного заведения; материально- техническое обеспечение выполнения данного решения, а также согласование данного решения с установками и потребностями личности исполнителя.

3. Функция предварительного, текущего и итогового контроля, а также координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценка ее эффективности на основании результатов.

В комплексе данные функции отражают ход и последователь- ность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия ре- шения или планирования, а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации дан-ного управленческого решения.

Разработка научных основ управления в образовании актуали-зирует вопрос о методах управления, которые выступают как спо- собы достижения поставленных целей. Первая группа мето- дов - экономические, или методы экономического стимулиро- вания, которые должны реализоваться путем претворения в жизнь важного принципа: «От каждого по способностям, каждому по труду», что на практике пока труднодостижимо. По мере совер шенствования нашего общества, очевидно, будут меняться и ме- тоды экономического стимулирования педагогических работни- ков. Необходимо, чтобы эти методы соответствовали количеству и качеству труда в связи с тем, что педагогический стаж не являет- ся абсолютным показателем возможной эффективности педаго- гической деятельности. Исследования в данном направлении по-зволяют вводить оплату за категории, звания и внедренные педа- гогические инновации.

Ко второй группе методов управления образованием от- носятся организационно-распорядительские, или административ- ные, методы. Они реализуются путем регламентирования деятель-ности исполнителей, ее нормирования, инструктирования испол- нителей в форме указаний, распоряжений, приказов, требований. С помощью этих методов осуществляются подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Административные методы важны и нужны, но уп- равлять только с их помощью в настоящее время нерационально и неэффективно. Применение этих методов в значительной мере способствует формированию авторитарного стиля управления, а не развитию творческих способностей членов педагогического кол- лектива.

При использовании третьей группы - методов социаль- но-психологического воздействия, реализуемых в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного и корректного распоряже ния, поощрения и благодарности, возможно формирование демократического стиля управления. С помощью этих методов осу- ществляется планирование социального развития коллектива, в нем устанавливается благоприятный психологический климат, повышаются творческая активность, инициативность всех работ- ников учебного заведения, формируются групповое самосозна- ние и чувство коллективной ответственности, изучаются и осва-иваются положительные, социально значимые модели трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различ- ных форм коллективного и индивидуального морального поощ- рения, учитывают индивидуальные психологические особеннос- ти членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия, которые реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развития в нем демократических начал посредством широкого обсуждения основных проблем и их пре-одоления, охвата членов коллектива методической учебой, раз- вития в коллективе здоровой конкуренции. Использование дан- ных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответствен- ности за порученное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию обще- ственной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной степени способствуют росту приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и учащегося.

Всякое управленческое воздействие является итогом конкрет- ного управленческого решения, принятого менеджером опреде- ленного уровня. При этом управленческое решение должно удов- летворять ряду требований. Во-первых, иметь целевую направлен-ность, полностью соответствовать цели управления в образова-нии. Во-вторых, быть обоснованным и иметь конкретный адрес: должно быть известно, кто будет его претворять в жизнь, и нести ответственность за эффективную реализацию. В-третьих, решение должно быть правомочным и базироваться на юридической осно- ве. Принятое решение должно быть также непротиворечивым и отражать единство, согласованность с общей системой принима- емых управленческих решений. В-четвертых, решение должно от- вечать условию конкретности времени его реализации и предус- матривать критерии эффективности реализации с учетом опти- мальности затрачиваемых сил, средств и времени. В-пятых, реше- ние должно отвечать условию актуальности и современности, быть полным, кратким, четко изложенным.

1) фактор личности руководи- теля, важнейшими составляющими которого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные ориентации и потребности;

2) морально-психологи- ческий климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень за- интересованности членов коллектива в общении;

3) материаль-но-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические ус ловия, в которых протекает деятельность.

Познание сущности педагогического менеджмента предусматривает исследование его функций, которые отражают в совокупности законченный цикл управленческих действий. Функция (лат. function – исполнение) – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и базируясь на анализе практики управления общеобразовательными учреждениями, представляется возможным выделить основные функции педагогического менеджмента.

1. Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.).

Планирование учебно-воспитательного процесса (или принятие решения) – первый основной компонент (первая функция) педагогического менеджмента, реализующийся через определение основных видов деятельности и мероприятий с четким указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

Во-первых, иметь целевую направленность (то есть полностью соответствовать цели педагогического менеджмента);

Во-вторых, быть обоснованным и иметь конкретный адрес – кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию; решение должно быть правомочным, т.е. базироваться на строгой правовой основе;

В-третьих, быть также непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность данного решения с общей системой принимаемых управленческих решений;

В-четвертых, отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

В-пятых, отвечать условию актуальности и современности, а также быть полным, кратким и четко изложенным.

Исходя из всего вышесказанного можно определить, что план работы на учебный год – это взаимосвязанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заведением целей. А планирование учебных занятий – специфический акт принятия решения по конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этапа служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Этап планирования остается формальным актом, если отсутствует элемент прогнозирования в этот момент.

2. Функция организации выполнения принятых решений и планов, включающая в себя доведение принятого решения (плана) до исполнителя; материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана); согласование данного плана (решения) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда (НОТ).

3. Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации независимо от того, сознавали они это или нет.

В древние времена для этого использовались кнут и угрозы, для немногочисленных избранных – награда. С конца XVIII века и по ХХ век было широко распространено убеждение, что люди будут работать больше, если у них будет возможность заработать. Считалось, таким образом, что создание мотивов работы – очень простой процесс, сводящийся к предложению соответствующих вознаграждений в обмен за труд.

4. Функция предварительного (проверка только всевозможных планов), текущего, отсроченного и итогового контроля (координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценка ее эффективности на основании результатов этого контроля).

Контроль – это процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе определенного управленческого решения. Контроль включает в себя: наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей.

Анализ образовательного процесса – способ получения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся. Это один из основных методов контроля в структуре педагогического менеджмента.

В комплексе названные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования (план – это принятое управленческое решение, зафиксированное каким-либо образом на бумаге, фотопленке, магнитной ленте, дискете т.п.), а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения. При реализации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.

Согласно функциям педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни управления:

1. Роль главного руководителя, предполагающая участие в церемониалах и вообще во всех действиях, обязываемых положением.

2. Роль лидера, предусматривающая ответственность за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственность за подбор и расстановку кадров.

3. Связующее звено, роль которого – осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. установление внешних контактов с организациями и частными лицами.

4. Приемник информации. Суть работы состоит в том, что менеджер разыскивает и получает разнообразную информацию. При этом предполагается, что менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты, связанные с получением информации.

5. Распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам данной организации, осуществляет рассылку почты по организациям с целью распространения информации.

6. Предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает “проекты к совершенствованию”, приводящие к изменениям.

7. Устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия, когда организация оказывается перед каким-либо кризисом и проблемами.

8. Распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений.

9. Ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?

Понятие педагогического менеджмента

Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.

Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.

Национальная специфика

Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.

Системообразующие факторы педагогического менеджмента

Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:

Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;

Цели управления;

Методы, задействуемые субъектами менеджмента;

Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;

Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;

Функции, характеризующие педагогический менеджмент;

Критерии качества управленческой активности.

Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.

Системообразующие элементы

Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.

Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.

Цели управления

Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.

Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.

Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.

Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.

Методы

Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:

Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);

Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);

Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).

Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.

Задачи

Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:

Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;

Подготовить нужные кадры;

Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;

Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;

Проанализировать эффективность работы.

Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.

Принципы педагогического менеджмента

Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.

Рационализм

Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.

Социальная ориентированность

Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.

Стабильность

В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.

Последовательный подход к инновациям

В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.

Функции

Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.

Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.

Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.

Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.

Критерии качества менеджмента

Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:

Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);

Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);

Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).

Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.