Как разместить людей на фотографии. Фотографирование людей. Правила портретной съёмки

Любой человек, как правило, начинает свое знакомство с миром фотографии посредством фотографирования своих друзей или близких. Однако вскоре он понимает, что для создания мастерски сделанного фотопортрета недостаточно просто навести камеру на объект съемки и сделать несколько снимков. Создание интересных, художественных снимков людей требует серьезного опыта для того, чтобы правильно оценить освещение, фон, обстановку, наладить взаимоотношения с моделью и выбрать подходящую позу для съемки. При съемке людей фотографу приходится тщательно продумывать каждую деталь. Только таким образом можно получить не просто фотоснимок, а определенный образ, который наиболее точно передает характерные черты человека.

Взаимоотношения модели и фотографа

Съемка людей требует, прежде всего, выбора модели для фотографирования. Внешность человека или пропорции фигуры далеко не всегда играют ключевую роль при подборе модели для съемки. В первую очередь, человек должен чем-то зацепить, заинтересовать самого фотографа, чтобы он захотел запечатлеть этот возникший мгновенно в его голове образ на снимке. При выборе модели для съемки не может быть каких-либо правил или строгих рекомендаций, все ограничивается интересом и внутренними ощущениями фотографа. Но для профессионального мастера умение подбирать людей для съемки – это одно из тех неотъемлемых качеств, которыми он должен обладать для достижения задуманного им конечного результата в виде художественной фотографии.

Пожалуй, одна из основных сложностей при съемке людей заключается в установлении психологического контакта фотографа с человеком, которого он собирается снимать. Зачастую модель просто не может расслабиться перед камерой, человек выглядит скованным и зажатым, что самым отрицательным образом сказывается на качестве фотоснимков. Подготовительный процесс для художественной съемки может занять у фотографа длительное время и за этот период модель нередко успевает напрячься до такой степени, что у нее возникает стрессовое состояние и даже самый настоящий мандраж. Вследствие этого на лице человека появляется сильная бледность, дыхание становится учащенным, а лоб покрывается испариной.

В такой ситуации модели, находящейся перед камерой, очень сложно бывает расслабиться и вести себя максимально естественно. Тут то и проявляется настоящее мастерство и талант фотографа. Его цель состоит в том, чтобы помочь раскрыться человеку перед объективом камеры. В этом плане работа профессионального фотографа сродни искусству психолога, когда за считанные минуты разговора или дружеской беседы с фотографом человек вдруг забывает свои страхи и перестает казаться себе непривлекательным.

Основа взаимопонимания между фотографом и моделью закладывается уже на этапе знакомства и завязывания отношений. При первой встрече фотографа с незнакомой моделью рекомендуется быть жизнерадостным и веселым, желательно искренне улыбаться и проявлять к человеку побольше участия. Можно завязать с моделью непринужденную беседу, вспоминая забавные случаи из своей жизни.

После знакомства и установления первого контакта фотографу хорошо бы совместно обсудить с моделью стоящую перед ними задачу и принципиальные вопросы, касающиеся создания и раскрытия определенного образа на фотоснимках. Перед началом работы нужно объяснить модели, что она должна расслабиться, стараться выглядеть максимально естественно в кадре и не быть зажатой. В случае мандража и учащенного дыхания можно посоветовать человеку простые дыхательные упражнения — по шесть секунд на вдох, выдох и паузы между ними. В начале съемки фотограф может дать понять модели, что он будет делать сначала тестовые снимки для настройки фотоаппарата и оборудования. В этот момент люди обычно расслабляются и ведут себя более непринужденно перед камерой.

На самом деле практически у каждого профессионального фотографа существуют свои собственные приемы, как вернуть модели психологическое равновесие перед камерой и заставить ее быть более естественной и непринужденной. Например, чтобы раскрепостить модель и установить с ней дружеские отношения фотограф может вести длинные разговоры о жизни за чашкой чая или кофе. Кто-то предпочитает оставлять модель в студии в одиночестве на некоторое время перед началом съемок, чтобы дать ей возможность освоиться. Некоторые фотографы стараются во время съемок вывалить на голову модели самую разнообразную информацию, без устали разговаривая. В промежутках между этими разговорами и лавиной слов они вставляют короткие команды, которые модель обычно выполняет беспрекословно.

Другие пытаются выдумать для модели какую-либо фантастическую ситуацию или сказочное место, в которой она якобы находиться. Поняв, что модель прониклась этим сказочным повествованием, фотограф переходит к съемке. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и самый незатейливый и простой способ снятия стрессового состояния и скованности – алкогольные напитки. Одним словом, фотограф может использовать самые разнообразные приемы для установления контакта с моделью и снятия психологического напряжения. Главное, чтобы они были действенны и гарантировали, что модель будет вести себя во время съемки максимально расслабленно и спокойно.

Выбираем позу

Люди, которые первый раз оказываются перед объективом фотокамеры, как правило, просто не знают как правильно себя подать, чтобы получились красивые фотографии. Здесь от фотографа требуется еще и подобрать наиболее выразительные позы для фотосъемки, в которых бы человек чувствовал себя комфортно и привлекательно. Начинающие модели довольно часто излишне напрягаются, при этом вытворяя поистине странные вещи со своими руками и ногами.

Выразительная поза должна не только преподнести человека на фотоснимке с наиболее привлекательной стороны, она должна еще и соответствовать внутреннему состоянию модели в данный момент. Это необходимо для создания законченного, интересного образа. Главное требования при художественной съемке человека – это прямая осанка. Даже при небольшом наклоне тела спина у модели должна оставаться прямой. Положение тела модели во время съемки должно выглядеть максимально естественно и свободно. Основой любой позы является положение ног: от того куда будут повернуты носки во многом будет зависеть характер снимка и образ модели. Например, развернутые прямо к объективу носки с переносом веса тела на ближайшую ногу к камере сделают позу человека вызывающей и более агрессивной.

Для того, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры модели, обычно осуществляют съемку в полный рост. В такой ситуации классической позой для модели считается следующая: бедра развернуты от камеры, корпус поворачивается под углом 45 градусов, дальняя нога развернута перпендикулярно к камере, на нее переносится вес тела, а ближняя нога носком смотрит в камеру. Для снимка лица и плеч модели лучше подходит сидячая поза. При этом плечи должны быть опущены и расслаблены, а лицо должно быть повернуто под углом к камере для создания у зрителя ощущения некой интриги и тайны. Профессиональные модели прекрасно знают, что во время позирования должна присутствовать определенная доля асимметрии. Например, если одна рука прямая, то другая должна быть согнута. Это помогает передать на фотографии ощущение расслабленности и естественности модели. В свою очередь, голова, наклоненная к опущенному плечу, дает возможность модели выразить чувство собственного достоинства и превосходства.

При выборе подходящей позы следует уделить внимание рукам модели. Руки у человека во время съемки не должны быть напряжены, они должны находиться в естественном состоянии. Следует избегать того, чтобы на фотографии руки у человека были опущены вдоль туловища, а кисти выпрямлены. Кроме того, модели не стоит направлять ладони в объектив камеры или сжимать пальцы в кулак. Лучше всего если руки будут располагаться у лица, но можно придумать им и другое применение. В частности, слегка расслабленные руки, опирающиеся на какую-либо поверхность.

Нужно отметить, что часто во время фотосъемки возникают те или иные проблемы с позами, которые могут проявиться, а могут оказаться и не слишком заметными на фото. Например, распространенной проблемой как для мужчин, так и для женщин являются сгорбленные плечи. Чтобы выпрямить спину и приоткрыть грудь человека можно попросить его облокотиться плечами о стену во время съемки. Другие проблемы с позами часто решаются с помощью освещения или нахождения более подходящего ракурса съемки.

Процесс съемки людей

Во время съемки человека необходимо обращать самое пристальное внимание на следующие моменты:

— Ракурс

Не стоит всегда фотографировать людей в полный рост. Можно найти и более интересные ракурсы, например, крупные планы — по пояс, по грудь, либо только лицо или глаза модели. Снимки же в полный рост в основном используются для составления портфолио, чтобы дать представление о типе сложения и пропорциях тела модели. Фотографировать людей всегда лучше на уровне их глаз, чтобы лицо человека выглядело естественно и пропорционально.

Можно снимать и на несколько сантиметров выше глаз модели для того, чтобы тело и голова модели оставались видны под нужным углом. Высокая точка съемки предпочтительна при фотографировании полных людей для придания им на фотографии ощущения легкости и стройности. В свою очередь, низкая точка съемки может быть полезной для того, чтобы зрительно увеличить рост человека.

При съемке людей не нужно подходить к объекту очень близко, поскольку в этом случае объектив камеры может испортить пропорции лица. Вместо этого рекомендуется пользоваться увеличением. Оптимальная дистанция съемки обычно составляет 2,5 – 3 метра. Съемка с большего расстояния чревата визуальным искажением лица модели и потерей связи между объектом и фотографом. Экспериментируйте с различными ракурсами съемки, чтобы создать более привлекательный и интересный образ модели.

— Расположение лица в кадре

Идеальным считается такое расположение лица в кадре, которое подчиняется правилу третей : глаза человека должны находиться где-то в верхней трети фотографии, а расстояние от глаз до бокового краев снимка также должно составлять примерно одну треть от всего снимка. Впрочем, иногда расположение глаз прямо в центре снимка является оптимальным вариантом.

В любом случае нужно понимать, что глаза человека являются смысловым центром кадра. Когда зритель рассматривает портретную фотографию, он ожидает увидеть именно глаза человека на ней, поэтому они должны всегда выглядеть четкими, независимо от того, смотрит ли модель прямо в объектив камеры или в сторону от него. В этой связи, направляя объектив камеры на человека, лучше фокусироваться на его глазах. Пускай даже все остальные черты лица – нос, губы, уши – при этом окажутся чуть размытыми.

Для того, чтобы оптимальным образом расположить лицо человека на фотографии, необходимо правильно соотнести размер объекта съемки в кадре и, в частности, отказаться от использования неполного кадра со свободным пространством по сторонам от объекта.

— Диафрагма

Использование маленькой или большой диафрагмы при съемке человека зависит от того, что фотограф хочет получить на снимке в конечном результате. Если он хочет все внимание зрителя акцентировать на лице человека или его фигуре, то можно использовать маленькую диафрагму для размытия фона. Если же фон на фотографии также должен играть значимую роль, то стоит выбирать диафрагму побольше, чтобы сохранить четкими на снимке и фон, и лицо модели.

— Освещение

Освещение играет огромную роль для создания определенного настроения снимка и раскрытия образа модели. Съемка на открытом солнце под яркими, жесткими лучами света, безусловно, не лучший вариант. Такой свет дает густые, жесткие тени, которые непривлекательно смотрятся на любой фотографии. Если съемка модели происходит при естественном освещении, то желательно выбрать время заката и рассвета, либо фотографировать в облачную погоду, когда наблюдается ровное, мягкое освещение. Но если все же приходится снимать в безоблачную солнечную погоду, то стоит отвести модель в тенек, например, под большие раскидистые деревья. При съемке на пляже в солнечный день, старайтесь, чтобы солнце находилось сбоку от модели. Это позволит наиболее удачно осветить модель и все достоинства ее фигуры.

Для качественного портретного снимка лучше все же воспользоваться возможностями искусственного освещения в студии. Благодаря различным осветительным приборам можно создать не только общий мягкий, рассеянный свет, но акцентировать светом внимание зрителя на отдельных деталях изображения. Параллельно можно использовать и естественное освещение, например, свет из окна, который будет равномерно освещать лицо человека, сглаживая, в частности, некоторые недостатки кожи.

Фотографирование людей – это целое искусство. Постигнуть основы мастерства съемки людей можно лишь методом собственных проб и ошибок. Для создания интересного, запоминающегося образа человека на фотографии придется учитывать множество мелочей и нюансов, которые только на первый взгляд могут показаться несущественными.

В этой статье я хотел бы разобрать некоторые довольно часто встречающиеся суждения относительно так называемой «центральной композиции», о симметрии в кадре, о золотом сечении и о правиле третей.

1. Миф о центральной композиции

Едва ли не самое распространенное заблуждение из области композиции состоит в следующем. Утверждается, что главный объект в кадре не должен находиться в центре и что желательно смещать важные объекты относительно центра кадра. Между тем это очевидно неверное утверждение. Откровенно говоря, даже удивительно, что его до сих пор повторяют.

Pieter Jansz Pourbus (1524-1584), The Last Supper

Давайте для начала вспомним всемирно известных фотографов, которые активно использовали и используют так называемую центральную композицию. Многие портретные фотографы старой школы, включая William Henry Fox Talbot, Julia Margaret Cameron, Dorothea Lange, не в счет. Irwing Penn использовал почти исключительно центральную композицию. Конечно же были и другие варианты, но центральную - очень часто. Ниже я специально привожу достаточно много примеров, чтобы продемонстрировать их разнообразие


Richard Avedon


Harry Callahan


Alberto Garcia-Alix


Ruth Orkin


Ansel Adams


André Kertész


Rodney Smith

Многие считают, что к центральной композиции тяготеют вертикальные и квадратные кадры, но это, как можно видеть из подборки, не так. Центральную композицию у классиков можно обнаружить и в горизонтальных кадрах.

Итак, мы видим, что есть огромное число классиков фотографии, которые использовали центральную композицию весьма активно. Кроме того, исследования методом слежения за зрачком (eyetracking) показывают, что из всех возможных «особых точек» в плоскости кадра единственной априори сильной «точкой» является центр кадра, а если быть более точным, то вертикаль по центру . Вы можете сами посмотреть картинки по ссылке. Другими словами, различные точки могут быть или не быть привлекательными для взгляда в зависимости от того, что в них находится, а центр привлекает внимание даже тогда, когда там ничего специально интересного нет. Поэтому центральные композиции заведомо эффективны, а то что их не следует использовать, - это не более, чем миф.

2. Миф о симметрии

Не знаю откуда взялась идея, что наличие симметрии в кадре это плохо. Лично для меня это удивительно, поскольку наличие симметрии в изображении - это не дефект композиции, а художественный прием. Симметрию можно наблюдать и при центральных композициях, и без них. Кроме того, может наблюдаться в целом симметричный кадр и локальная симметрия, когда симметричны только его отдельные части. Симметрия может наблюдаться относительно горизонтальной и вертикальной осей, а также относительно диагоналей и вообще относительно чего угодно.

Надо понимать, что полная симметрия в математическом смысле почти никогда не наблюдается в фотографии. Речь обычно идет о симметрии приблизительной или даже очень приблизительной. Есть весьма правдоподобная гипотеза, что при разглядывании симметричных фотографий зритель сравнивает части изображения, играя в известную игру «найди 10 отличий». Если это так, то запоминание и понимание симметричных изображений детерминировано именно наличием приблизительной симметрии, и в этом как раз и состоит композиционный прием. Кроме того, очевидно, что симметричные объекты легче для запоминания в силу меньшего объема информации, который требуется для запоминания.

Ниже я приведу несколько примеров симметричных композиций из классики фотографии. Некоторые из центральных композиций выше также представляют собой симметричные в фотографическом смысле изображения.

Philippe Halsman

Philippe Halsman


Alfred Stieglitz
Здесь симметрия результат манипуляции над изображением.


Rodney Smith


Rodney Smith


Lisa Sarfati

Christopher Anderson

3. Миф о третях и золотом сечении

Так-называемые «правило третей» и «правило золотого сечения» - это самое большое, самое распространенное и самое устойчивое из всех заблуждений из области композиции в фотографии, с которыми я когда-либо встречался. Выдвигая разумные аргументы, обычно довольно легко удается убедить людей, что кое-какие из их знаний не совсем верны или вовсе не верны. Но с этими двумя правилами, которые часто объединяют в одно, все совсем не так. Чаще никакие разумные аргументы не действуют, поэтому я давно зарекся об этом спорить и отношусь к пристрастию к этим двум правилам как чему-то религиозному. Либо люди верят в бога, либо не верят - убедить никого ни в чем практически невозможно. Тем не менее, собственное мнение у меня по этому вопросу есть.

Одна из основных проблем состоит в том, что у этих правил фактически нет формулировки. То есть, каждый нормальный человек знает или в состоянии понять, что такое 1/3 и что такое золотое сечение (или золотая пропорция), но что делать с этими знаниями дальше, каждый понимает по-своему. Правило - это обычно довольно-таки четкая инструкция «чтобы добиться чего-то, надо делать так-то и так-то» или четкая закономерность «если сделать так-то и так-то, то получится то-то и то-то». Например, «чтобы сделать сон ваших соседей невыносимым, нужно когда они спят, громко включить какую-нибудь музыку, которую они не любят» (инструкция) или «если вы съедите ложку цианистого натрия, то это плохо скажется на вашем здоровье» (закономерность). В отношении золотого сечения и третей никаких таких формулировок нет. Самое внятное, что можно услышать или прочитать звучит примерно так: «золотое сечение» связано с гармонией. И с этой формулировкой вполне можно согласиться. Да, как-то связано, но что из этого следует? Что надо конкретно делать, чтобы достичь гармонии? Допустим, мы знаем, что конкретно делать с золотым сечением, но делаем что-то другое. Это другое автоматически означает, что гармонии нам не достичь? А что такое гармония и всегда ли она нужна для каждой конкретной фотографии?

Формулировки для практического достижения этой пресловутой гармонии методом золотого сечения часто противоречат друг другу частично или полностью и варьируются в своей ультимативности. Например, можно встретить такое: «Очень удобно использовать правило золотого сечения для размещения горизонта (на верхней или нижней линии)». Мне становится невыносимо тоскливо от одной мысли, что я прихожу в фотогалерею и вижу развешенные фотографии, в которых горизонт находится ровно на одной из двух линий. Если еще и пропорции кадра соблюдены по этому правилу, то получается пугающая своей невыносимостью гармония. Или другой вариант: «Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии золотого сечения». Хочется спросить: а куда девать портреты, где глаза где-то в другом месте? Сжечь? Предать анафеме мастеров-фотографов, которые ошиблись и не разместили там глаза портретируемых?

Ответы на эти вопросы приходят сразу, после ознакомления с другими формулировками. Согласно другим мнениям, опять-таки из соображений гармонии, не обязательно размещать всё на линиях золотого сечения и на их пересечении, как пишут некоторые авторы. Можно вместо этого, разместить все нужное для гармонии, включая глаза, где-то рядом или даже на линиях третей. Для этого производители некоторых камер даже делают разметку экрана, и ее можно видеть через видоискатель тоже. Как далеко от магических линий мы можем что-то смещать? Для тех, кто не делает различий между двумя этими правилами и считает одно правило упрощением другого ответ очевиден: по крайней мере на то расстояние на которое линии третей отличаются от линий золотого сечения.

Линии третей:

Линии золотого сечения:

Накладываем одно на другое и закрашиваем область между ними:

Откладываем с каждой стороны от толстых линий по такому же расстоянию и опять закрашиваем:

Получаем, ту часть плоскости кадра, в которую должно попасть что-то важное. Не кажется ли вам, что туда с высокой вероятностью всегда попадет что-нибудь важное?

Но оказывается, что не все считают, что правило третей - это упрощенное правило золотого сечения. Некоторые думают, что правило возникло от того, что у каждого из нас просто два глаза (хотя и не у всех) и что глаза условно делят плоскость кадра на три части. Не вполне понятно, почему на одинаковые части, но это уже неважно. На неодинаковые части нам делить кадр не позволяет религия.

Сторонники чистого правила золотого сечения говорят о том, что про правило третей надо забыть. Вместо этого надо вспомнить, что золотое сечение не ограничивается четырьмя линиями в плоскости и что все гораздо сложнее, интереснее и гармоничнее.

Отлично получаются пейзажи, а вот люди выглядят на Ваших фотографиях как-то странно? Или с изображениями людей все хорошо, но хочется добиться чего-то большего? Тогда познакомьтесь с несколькими простыми и понятными советами, чтобы научиться красиво фотографировать людей и получать яркие и запоминающиеся снимки.

Благодаря советам данной статьи Вы узнаете, как выбрать нужный ракурс, какую роль играют освещение и фон, как вести себя, чтобы модель не выглядела на фото зажатой, и еще несколько полезных и интересных фактов.

Итак, начнем…

Выбираем ракурс

  • Фотографировать человека в полный рост лучше всего с уровня груди или даже пояса модели. Съемка с уровня глаз искажает пропорции фигуры.
  • Если же Вы снимаете фотопортрет по грудь или только лицо – в этом случае съемка с уровня глаз (или даже чуть выше) вполне уместна.
  • Для достижения особых эффектов можно сфотографировать человека сверху или снизу. Но, конечно, только в том случае, если Ваша цель – карикатура или какое-то шутливое или тематическое изображение. Ведь снятый снизу человек становится массивным и выглядит тяжелым, а пропорции заметно искажаются. То же происходит и при съемке сверху, в этом случае человек кажется вытянутым, деформированным.
  • Помните, что многие люди выглядят симпатичнее, если снимать их не в лоб, а в три четверти или чуть сбоку: скрадывается асимметрия лица, зрительно уменьшаются щеки.
  • Мало кто выглядит эффектно в приятном смысле этого слово, будучи снятым по стойке смирно ровно посреди кадра. В каждом конкретном случае стоит подобрать подходящую непринужденную позу для съемки.
  • Если Вы фотографируете группу людей, то позаботьтесь о том, чтобы все вошли в кадр.

Выбираем фон

Фон может быть очень важен, а может и не играть никакой роли. Но отнестись к его выбору стоит с умом в любом случае.

Где бы Вы ни снимали, следите, чтобы у модели не «торчали из головы» фонарные столбы, деревья или другие люди. Фон должен быть адекватным.

И помните: в кадре не должно быть ничего лишнего. Только человек, которого Вы хотите снять и, возможно, фон, на котором Вы хотите снять этого человека.

Фотографирование на природе

При съемке человека на природе используйте основные правила: правила трети и правила золотого сечения. Человек должен находиться не в середине кадра, также в фотографии могут быть какие-либо интересные элементы, важно лишь правильно их подать.

Как фотографировать людей на улице:

  • Отлично смотрятся сюжетные фото, особенно групповые. При фотографировании группы людей, если фон позволяет, можно разыграть и пиратское сражение, и бал-маскарад, и чаепитие у Мартовского Зайца (терраса, тематическое кафе, парк, оформленный соответствующим образом). Но можно обойтись и обычным городским или лесопарковым фоном.
  • Можно разместить людей на турниках или качелях, рассадить по деревьям (не слишком высоко).
  • Фотографируя человека на фоне достопримечательности, выделяйте модель, а не здание или памятник.

Если Вы снимаете модель дома, в студии или в каком-то другом помещении:

  • Фон может быть практически любым, но стоит избегать скучных фото на фоне ковра и прочей «классики».
  • Для портрета вполне подойдет белая стена или стена, оклеенная обоями с ненавязчивым рисунком, неброская штора или ширма.
  • Съемку можно проводить на балконе или на лоджии.

Выбираем освещение

Во многом именно от освещения зависит то, насколько симпатично будет выглядеть модель: выгодно падающей свет может приукрасить модель, точно отразить ее внешность или испортить даже очень приятного на вид человека.

Если Вы снимаете на улице:

  • Помните, что яркое полуденное солнце заставляет человека щуриться и оставляет на лице глубокие резкие тени. Так что съемку лучше проводить во время мягкого рассеянного света: утром или ближе к вечеру.
  • Если съемки днем в солнечную погоду не избежать, снимайте модель в тени. Причем лучше тень от здания, чем от дерева: древесная тень усеет модель световыми пятнами.
  • Если тени поблизости нет, то проследите за тем, чтобы свет падал на модель сбоку: снимать против солнца – это значит получить на снимке невнятную темную фигуру. А если снимать в положении, когда солнечный свет падает модели в глаза, то модель будет сильно щуриться.
  • Если съемки против света не избежать, используйте накамерную вспышку в режиме «заполняющий свет» (или в автоматическом режиме).
  • При фотографировании людей ночью попробуйте не использовать вспышку. Для этого вам понадобится камера с режимом длительной выдержки, но при этом камеру необходимо плотно закрепить на одном месте, например при помощи штатива.
  • Фотографирую на закате используйте заполняющую вспышку.

Если Вы снимаете в помещении:

  • Считается, что жесткий свет делает некрасивую модель еще некрасивее, а красивую – еще краше. Так что имейте в виду, что беспроигрышный вариант – мягкий рассеянный свет. Такого эффекта можно добиться, поместив модель у окна, оклеенного полупрозрачным материалом в солнечную погоду. Можно просто занавесить окно парой слоев марли. Если свет не слишком яркий, то можно не заклеивать и не занавешивать окно.
  • В условиях студии и профессионального освещения все проще: на то есть световые схемы.
  • Помните, что цветовая температура всех источников света должна быть одинаковой: оконный свет с одной стороны и лампа с другой не годится.
  • Лампы дневного света вообще нежелательно использовать при съемке портрета. Они дают неприятный зеленоватый оттенок.

Технический вопрос: выбираем объектив

Для съемки портретов используют объектив с фокусным расстоянием 50-85 мм. При съемке на улице можно использовать и более длиннофокусные объективы, чтобы получить красиво размытый фон. Широкоугольные объективы для портрета использовать нельзя – пространственные искажения могут «изуродовать» вашу модель до неузнаваемости. Вытянутые носы или огромные руки на снимках – результат съемки широкоугольником.

Для получения размытого фона (так называемого «боке») используйте либо телеобъектив, либо снимайте с малыми значениями диафрагмы. Если фон нужен четкий, прикройте диафрагму. Маленькая хитрость: если вы снимаете групповой портрет на улице при хорошем освещении, можно использовать сюжетный режим «пейзаж» — тогда все модели получатся в фокусе.

Важные акценты

Выделение лица

  • Снимая людей, фокусируйтесь на глазах. Яркие, ясные глаза модели с осмысленным выражением способны сделать удачным даже невзрачное во всех остальных отношениях фото.
  • Лицо модели всегда должно быть выделено: светом, глубиной резкости, выгодным расположением в кадре или игрой светотени.

Кадрирование

  • Нельзя обрезать людей: очень удручающее зрелище представляет собой человек с «обрезанными» ногами, головой, руками и т.д.
  • Желательно, чтобы глаза модели находились в верхней трети кадра.
  • Оставляйте пространство у лица модели, если она смотрит в сторону.

Фотографирование полных людей

Некоторые считают, что при съемке людей с пышными формами необходимы особые условия и детали. Но это не так, делайте всё так же, как при фотографировании любого другого человека и фотография выйдет красивой и естественной.

Модель

Как бы Вы ни были даровиты и профессиональны, зажатая модель способна превратить фотосессию в пытку для вас обоих. Как этого избежать?

  • Не заставляйте модель смотреть в кадр. Проникновенный взгляд вдаль может выглядеть очень одухотворенно.
  • Модели не обязательно всегда улыбаться. Она может быть задумчивой и даже печальной, немного обиженной или серьезной – ищите лучший вариант в каждом конкретном случае.
  • Не подходите к модели вплотную.
  • Сфотографируйте модель, пока она готовится к съемке. Команда «Начали!» может превратить приличного человека в запуганное, скованное существо.
  • Снимая людей, важно уловить настроение, передать характер человека, его состояние или эмоцию.

Напоследок несколько общих советов (резюмируем):

  1. Не снимайте человека в лоб.
  2. Следите за тем, чтобы в кадре не было ничего постороннего.
  3. Правильное освещение – залог хорошей фотографии.
  4. Не бойтесь экспериментировать: снимите человека, когда он лежит и смотрит на Вас или в прыжке.

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Композиция позволяет создавать гармонию и порядок на фотографиях. При помощи композиции фотограф передает настроение, чувства, основную идею снимка. Вся суть фотографии раскрывается именно благодаря композиции. Существует множество примеров композиции, однако, вся её суть в простоте. Простота требует усилий для её создания. Достигнуть простоты в снимке сложно. Такой вот каламбур получается.

Чтобы зритель без труда понял идею снимка, его не должны отвлекать лишние элементы композиции. Если снимок содержит более одного центра внимания, они будут конфликтовать друг с другом, соревнуясь за внимание зрителя. Такой снимок будет неоднозначным и каждый сможет трактовать его по-разному. Для достижения простоты нужно четко знать, что именно является объектом съемки. Определившись с объектом, передать его изображение уже вопрос технический. Намного сложнее, когда ведется съемка чего-то неопределенного. Как можно что-то сфотографировать, не зная, что именно нужно фотографировать? Что должно привлекать внимание на снимке? В таких случаях нужно просто довериться интуиции и просто снимать. Именно так поступают профессионалы.

Естественно профессионалы не задумываются о композиции и центрах внимания перед тем, как сделать снимок. У них это всё доведено до автоматизма. Раньше, когда они начинали, им тоже приходилось задумываться над этими вопросами. Простую аналогию можно провести с учебой вождения автомобиля. Первое время очень трудно одновременно выполнять действия руками и ногами. Однако научившись ездить, ни один автомобилист не задумывается о том, как и какую педаль нажать, чтобы тронуться. Он просто это делает. Так и с фотографией. Первое время нужно контролировать свои действия, задумываться о наполнении кадра, но набравшись опыта, всё это будет получаться на автомате. Снимки будут простыми и содержательными.

Разобравшись с простотой снимков, поговорим о правилах и принципах фотографирования. Их соблюдение наведет порядок, гармонию и баланс на снимках. Иногда правильный подход придаст напряжение фотографии. Тут главное не переусердствовать с комбинированием эмоционального фона, ведь не все чувства можно смешивать.

Центр внимания - это не центр снимка

Самая большая ошибка начинающих фотографов заключается в том, что они основной объект съемки располагают по центру кадра. Такая постановка кадра крайне редко бывает удачной. В основном снимки, на которых центр внимания располагается четко в середине, выходят плоскими и скучными. Существует множество других моделей постановки кадра, и все они не менее эффектны. Если порассуждать, почему именно большинство людей располагают объект съемки именно по центру можно прийти к выводу, что это вызвано расположением точки фокусировки на всех цифровых фотоаппаратах. Вспомните, на каждой камере в центре экрана появляется квадрат, который указывает именно на середину снимка. Во всем виноват именно он. Стоит избавляться от подобных стереотипов и развивать творческое мышление.

Почему конструкторы, занимающиеся производством фотокамер, располагают элемент, указывающий на центр фокусировки таким образом - загадка. Можно назвать это заговором или своеобразным подходом. Конечно, этому есть объяснение. Скорее всего, этот центр условный и от него стоит отталкиваться для построения композиции, однако не все понимают это. Теперь, те, кто прочитал эту статью, знают, что не стоит располагать центр внимания посередине кадра.

Это самое распространенное правило построения композиции. О нем должны были слышать все. Но если вдруг не слышали, то внимайте полезную информацию. Для придания легкой асимметрии снимку его нужно мысленно разделить на три части по вертикали, и на три части по горизонтали. Части должны быть равными между собой (на некоторых фотоаппаратах есть встроенная функция, которая разделяет снимок на экране камеры). Точки пересечения этих линий и есть идеальные центры для размещения объекта съемки. Использовать можно не только точки, но и линии. К примеру, снимая пейзаж линию горизонта можно располагать как на верхней воображаемой полосе, так и на нижней (это зависит от того, что нужно подчеркнуть на снимке: землю или небо). По такому же принципу можно использовать и вертикальные линии. Иногда правило третей путают с золотым сечением. Эти правила похожи, однако в Золотом сечении точки внимания находятся ближе к центру. Для нахождения точек внимания по правилу Золотого сечения нужно разделить кадр линией по диагонали, а из двух других углов опустить на эту линию отрезки таким образом, чтобы они пересекали её под прямым углом.

Диагональ и прочие линии

В любой фотографии можно найти множество линий. Они могут быть как реальными, так и условными. К реальным линиям можно отнести горизонт, дорогу, естественные линии на одежде или линию загара на теле. Реальные линии могут появиться благодаря световому или цветовому оформлению кадра. Условные линии наряду с реальными не настолько очевидны. Реально их не существует, но их можно получить мысленно при соединении некоторых точек в пространстве. К таким линиям можно отнести линии плеч, деревьев, растущих у дороги, облаков.

Самое главное - эти линии не должны разделять кадр на равные половины. Это настолько же плохо, как и съемка объекта в центре кадра.

При помощи линий взгляд зрителя проводится к смысловому центру. Хороший пример - дорога, которая у основания снимка широкая, а ближе к верху сужается и приводит к силуэту путника. Диагонали в снимках придают им объемность и многомерность. Одна из классических постановок композиции - это опора на диагональ.
Не менее сильным элементом, чем прямые линии являются линии изогнутые. При помощи горизонтальных линий снимок становится более значимым, монументальным. Вертикальные и диагональные линии придают снимку динамичность, наполняют его движением. Не менее привлекательна синусоида. К примеру, это может быть дорога, которая петляет среди гор и уходит вдаль. Не менее часто используются кривые линии в виде букв С, Z, и L, повернутой в различных направлениях.

Перспектива

Практически любой снимок должен передавать перспективу. Она достигается при помощи добавления в кадр сходящих линий или объектов, которые могут помочь зрителю представить размеры и расстояния. Чаще всего в качестве объектов используются животные и люди, так как их размеры известны каждому.

Напряжение и баланс

Балансом называется размещение в кадре объектов, которые компенсируют вес друг друга. За это отвечают такие свойства объектов как размер и форма, однако такой подход скучен. Если на снимке противоборствуют светлый и темный объекты, то для создания баланса ярким должен быть объект меньшего размера.
Наш мозг работает таким образом, что один объект привлечет внимание благодаря своему размеру, а второй - при помощи яркости. Таким образом, снимок будет сбалансирован.
Напряжение - это та грань на снимке, на которой баланс вот-вот будет нарушен. Создать подобную атмосферу на фотографии очень не просто, однако такие снимки обладают особым воздействием и красотой.

Естественная рамка

Довольно сильным решением является добавление в кадр естественной рамки. В её качестве может выступать дверной проём, окно, арка, деревья. Добавить в кадр естественные границы не сложно. но это придаст интересный эффект.

Рассматривать композиционные примеры можно еще очень долго, ведь их достаточно много. Выделить можно: форму, движение, узор, цвет, ритм, визуальный акцент. В этом многообразии вариантов композиции можно легко заблудиться. Начинать лучше с самого простого. Кстати, самые простые примеры являются сильнее креативных подходов в силу своей устоявшейся значимости и простоты восприятия. Научившись работать с базовыми способами, каждый самостоятельно сможет расширить свой композиционный арсенал.
Рассмотрим еще несколько способов усиления композиции:

Концентрируйте внимание на главном

Выбрав хороший центр интереса, его можно легко потерять в окружении прочих элементов кадра. Не доброе дело могут сделать блики света на второстепенных объектах, более яркие объекты, детальный и резкий фон и многое другое. Это всё отвлекает внимание зрителя и не дает сконцентрироваться на основном объекте. Снимая некий объект в движении, обязательно нужно оставлять место в том направлении, куда он движется. Иначе кадр будет выглядеть так, как будто объект уперся в границу и что будет дальше не понятно.

Выделяйте основной объект

Чтобы выделить основной объект, он должен отличаться от фона. Светлые объекты следует фотографировать на темном фоне и наоборот. Глаз человека ищет яркие и резкие элементы на фотографии. Так уж он устроен. Поэтому центральные объекты должны отвечать этому требованию. Не резкие фотографии хуже воспринимаются. Подобный подход оправдан лишь в том случае, если размытие основного объекта является творческим замыслом фотографа.

Несоответствие пространства и размера объекта съемки

Центральный объект должен занимать весомую часть кадра. Его окружение тоже является композицией. однако оно второстепенно. Фотографии, лишнее пространство которых располагается более чем на трех четвертях кадра, выглядят скучно и невзрачно. Часто такой огрех можно встретить на снимках диких животных, ведь к ним сложно подкрасться близко, чтобы сфотографировать крупным планом. Чтобы не допускать подобной ошибки, просто нужно подходить к объекту съемки ближе. Если вы не знаете на сколько подходить, просто подойдите на столько близко. на сколько это возможно для построения кадра. А потом подойдет еще немного. Всё дело в том, что многое начинающие фотографы с трудом оценивают истинные размеры объекта съемки и пространство кадра. Преодолев несколько раз барьер собственных убеждений, всё само собой налаживается. Если объект займет большую часть снимка, всё второстепенное и не важное будет вытеснено.

Наклон горизонта

Часто на пейзажных снимках встречается наклоненный горизонт. В ряде случаев это задумка автора, но всё же чаще всего - это просто не аккуратность. Такой снимок легко исправить в любом графическом редакторе, однако задумываясь о правильных линиях всего полминуты перед нажатием на кнопку спуска затвора, может сэкономить десять минут работы на компьютере.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать

Многие могли решить, что описанные правила не рушимы, и им нужно неукоснительно следовать. Это не так. Нарушая правила сознательно, можно добиться гораздо больших результатов, чем следуя им. Каждый должен принять эти правила к сведению и помнить о них, но следовать им или нет - это личное решение каждого. Многие фотографы прославились тем, что создавали свои работы не по правилам, тем и были выделены из основной массы.

Запомните, доминирование смыслового центра в кадре делает его более понятным зрителю. Простые фотографии без лишних деталей выглядят более выгодно и привлекательно. Делайте акцент на главном предмете, пользуйтесь глубиной резкости для создания не резкого заднего плана или же используйте однородный фон. Это сделает композицию выразительной и простой.

При выборе кадра помните, что глаз будет искать на снимке яркий, резкий объект теплых тонов. Это поможет сделать правильный кадр.

Для создания хорошей композиции нужен баланс. В кадре должны сочетаться простота и оригинальность, движение и статика, напряжение и равновесие.