Осветительные приборы в фотографии. Свет в фотографии: Понятие основ света для улучшения ваших фото. Мягкий или рассеянный свет

Позвольте мне с самого начала отметить, что не имеет значения, какую камеру вы используете. Свои знания о свете вы можете применять как фотографируя на хорошую цифровую фотокамеру, так и на телефон. Фотография и свет идут рука об руку. Проще говоря, если нет света, нет фотографии. Настолько свет важен для великолепной фотографии. Я попрошу вас отложить камеру на мгновение и понаблюдать. Просто взгляните на свет, на его цвет, как он падает на людей и предметы. Какие тени создаются?

Попробуйте взглянуть на это в разное время суток:

1. Ранним утром до восхода солнца и во время рассвета

Ранним утром вы увидите, как свет меняется от холодного синего до красного, оранжевого и желтого. Он измениться от мягкого без тени света до такого, который придает форму и текстуру всему, чего касается. Если погода правильная, то в конце дня вы будете свидетелем того же процесса в обратном направлении – перехода от теплых до холодных оттенков!

Начинающие фотографы стараются фотографировать фактический восход или закат. Вместо этого попробуйте посмотреть, как солнце ложится на деревья или растения или лицо и одежду человека. Когда солнце низко в небе, оно создает великолепные формы и текстуры. На пляже посмотрите на текстуру песка, форму скал и раковин, разбросанных повсюду

2. Полдень

Полдень лучше оставить стрелкам часов! Это может быть худшее время для фотографии. Это тот самый свет, который вы видите в офисных помещениях с потолочным освещением. Это придаст вашим портретам некрасивый вид, как на изображении выше.

Что же делать? Существует два простых решения. Включить вспышку – это одна из возможностей. Вторая – спрятаться в тени на открытом воздухе или использовать свет из окна в помещении

3. Свет из окна

Свет из окна - прекрасный направленный свет. Что означает направленный? Это свет, который исходит из одного направления, одного источника.

Мы часто можем увидеть человека, стоящего спиной к окну, а лицо остается в темноте. Вместо этого поместите его перпендикулярно окну, используя свет, чтобы осветить одну сторону лица. Вы можете использовать свет из окна с одинаково эффективными результатами, будь то съемка человека или предмета.

Попробуйте использовать этот вид света, когда солнце не светит прямо в окно. Выберите облачный день, используйте окно с северной стороны или фотографируйте после того, как солнце сместилось от окна.

4. Штормовая погода

Свет меняется, когда вы входите в грозу и выходите из нее. Посмотрите, как цвет цветов, листьев и даже автомобилей оживает во время смены погоды. Вы конечно можете добавить насыщенность в Photoshop, но выйдет гораздо реалистичнее, если вы сможете сфотографировать тот насыщенный цвет, который бывает в конце грозы.

И не бойтесь выйти в снегопад или ливень с вашей камерой. Вы откроете для себя совершенно новый мир, от которого прячутся большинство людей. Вы будете свидетелями сцен, которые обычно не видны. Я гарантирую, что люди воскликнут: «Вау, как ты получил этот снимок?!

5. Времена года

Ваши наблюдения за светом расскажут вам о многом. Я думаю, вы начнете видеть то, что я не вижу. Я очень надеюсь на это. Еще одна вещь, которую вы можете заметить, - это то, что свет меняется и в течение года.

Например, меняется положение солнца в небе. Летом здесь, в южном Онтарио, солнце поднимается прямо у моей задней двери, обращенной на восток. Приходите в ноябре, этот же огненный шар поднимается примерно на 45 градусов дальше на юг или справа от меня. Таким образом, теперь он освещает вещи с совершенно другого угла, чем в июне, создавая различные формы и текстуры для объектов в одном и том же пространстве. Как это круто!

Еще одна часть головоломки освещения, которую я обнаружил, состоит в том, что свет становится более ясным и резким, почти за одну ночь с переходом с августа на сентябрь. Мутный воздух августа создает более мягкий свет, потому что он заполнен частицами, рассеивая свет вокруг. Когда воздух охлаждается в сентябре, он становится более свежим и более чистым, дающим нам более четкий свет. Это в южном Онтарио, но я гарантирую, что одни и те же эффекты будут возникать в свое время и вашем месте проживания.

Не бойтесь погоды

Люди в этих широтах часто жалуются, когда температура достигает -20 градусов по Цельсию. Пришло время взять камеру и отправиться в мир. В наши зимы погода очень серая. Девяносто процентов времени, когда очень холодно, мы получаем свежий, чистый, красивый свет с этими великолепными синими небесами.

Я понимаю, что говорю о своем доме, но я прошу вас приступить к наблюдению того, какое влияние на погоду оказывают времена года и погода. Какое время нравится вам визуально? Когда проявляется цвет? Возможно, вам нравится мягкий свет?

Заключение

Что действительно удивительно в фотографии, так это то, что 7 или 70 из нас могут фотографировать одну и ту же сцену, и, как правило, все мы видим другую перспективу. Когда мы общаемся, мы учимся. Моя рекомендация? Будьте собой и делитесь.

Для чего нужен заполняющий свет ? Для того чтобы заполнить собой теневые участки объекта съемки, подсветить его. Если мы снимаем объект в студии, то естественная подсветка отсутствует. Главный источник света, который создает так называемый рисующий свет, освещает только одну сторону объекта. Все остальные его участки остаются в темноте. Это приводит к высокому контрасту, то есть резкой разнице яркостей объекта съемки. А это, в свою очередь, приводит к потере деталей как в тенях, так и в светах. Для того чтобы уйти от всего этого, используется заполняющий свет. Заполняющий свет придает объекту пластичность, мягкость, он подсвечивает теневые участки объекта.

То, как работает заполняющий свет, мы можем постоянно наблюдать в нашей повседневной жизни. Это нам кажется естественным, и мы совершенно не придаем этому значения. Например, рассматривая на улице ствол толстого дерева, мы видим не только освещенную солнцем одну его сторону, но и те участки, которые находятся в тени, различаем фактуру коры, её цвет. В природе подсветка теней происходит за счет света, который рассеян слоем воздуха и отражен от окружающих объектов - асфальта, стен домов и пр. В помещениях естественный свет дополняется светом, отраженным от светлых поверхностей - стены, потолок.

Заполняющий свет - это свет рассеянный, максимально мягкий. Прибор, его излучающий, может освещать снимаемый объект так называемой «открытой лампой». В этом случае световой поток, идущий от прибора, направляется непосредственно на объект. При «открытой лампе» на прибор нужно установить софт-фильтр или специальный рассеиватель. Существует и еще один вид заполняющего света - отраженный. При этом поток света направляется не на объект, а на какую либо поверхность, и, отраженный уже от неё, попадает на объект и подсвечивает его теневые участки. И в этом случае тоже сохраняется принцип рассеянного потока света.

Прибор заполняющего света обычно устанавливается недалеко от камеры, с той же стороны, что и прибор рисующего света. Если же вы прибор заполняющего света поставите так, что световой поток, исходящий из него, станет встречным по отношению к рисующему потоку, на объекте съемки появятся двойные тени, что очень испортит ваш снимок.

Заполняющий свет не должен замечаться зрителем. Нельзя делать так, чтобы он давал свои собственные тени, отличные от теней главного, рисующего света. Но иногда не удается достичь этого и тени от заполняющего света становятся очень активными. Такое случается, например, если в студии тесно, и фон стоит близко от объекта съемки. В этом случае нужно применить некоторую хитрость и так построить кадр по композиции, чтобы зритель не увидел ваших огрехов.

Качество подсветки теней - это не только техническая сторона фотографии, это и стремление найти наиболее яркий, интересный световой рисунок. От силы заполняющего потока света в основном и зависит характер освещения объекта, и, естественно, сам полученный результат - сам снимок, степень его эстетического воздействия на зрителя. Например, «дневной» вариант освещения объекта легко превратить в «ночной», всего лишь изменением интенсивности заполняющего света, оставляя при этом неизменным направление и интенсивность рисующего света. Возможен и обратный процесс. Таким образом, мы пришли к выводу, что заполняющий свет - это один из инструментов, позволяющий влиять на контрастность изображения объекта. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы зритель воспринимал на снимке один источник света, а не несколько.

На натуре заполняющий свет тоже используется для подсветки теневых участков объекта. Прямой и яркий свет солнца делает объект чрезмерно контрастным, теневые участки в этом случае практически не прорабатываются. Тут можно прибегнуть к дополнительной подсветке. В качестве подсветки можно применить отражатели, как профессиональные, с различными коэффициентами отражения, так и простые листы бумаги или даже газету. Тут всё зависит от конкретных условий: интенсивности света, крупности плана и пр. Важно знать, что используя солнечный свет как заполняющий, вы сохраняете качественные характеристики освещения, в том числе и цветовую температуру.

Как источник заполняющего света на натуре можно применять и искусственные источники света. Для этих целей в основном используют вспышку, причем как встроенную, так и выносную. Но нужно помнить, что при любой ситуации искусственный свет, в том числе и на улице, нужно рассеять, добиться того, чтобы световой поток был мягким. Чаще всего при натурной съемке подсветка применяется при контровом освещении. Если в этом случае объект съемки дополнительно не подсветить, на вашем снимке он превратиться в чёрный силуэт.

Если вы снимете днём в интерьерах с большими и открытыми окнами, то не нужно забывать, что в этом случае тоже неизбежен высокий контраст, то есть весьма ощутимая разница между теми частями объекта, которые находятся в тени, и теми, которые на свету. Для того чтобы снизить резкость этих переходов от света к тени, можно воспользоваться легкой дополнительной подсветкой. В таких случаях обычно используют отраженный свет. В качестве отражателей хорошо использовать стены и потолок. Но тут может притаиться опасность. Нужно обратить внимание на то, в какой цвет окрашены эти поверхности. Если стены и потолок имеют насыщенный цвет, то на объектах съемки могут появиться нежелательные цветные блики, рефлексы, которые исказят цвет вашего объекта. В этом случае удобнее всего применить вспышку с рассеивателем, например с софт-боксом.

Некоторые фотографы при съемке портретов для подсветки используют золотые зонты. Световой поток от осветительного прибора направлен на зонт, и отраженным от зонта падает на модель. В этом случае изменяется цветность светового потока. Если съемка производится на натуре, то на снимке получается высокий цветовой контраст. Зачем это нужно? Тут стоит обратиться к теории живописи.

Глаз человека, наблюдающего за цвето- и светораспределениями при натурном освещении, замечает, что те места объекта, на которые падает прямой солнечный свет, кажутся холодными. А те, которые в тени - намного теплее. Этим и пользуются уже несколько веков многие живописцы. Например, Ван Гог всегда в спектр солнечного диска добавлял краску холодного цвета, чем добивался на своих полотнах слепящего эффекта солнца.

Можно привести в пример и Рембрандта, в живописи которого теням уделено значительное внимание. На его живописных портретах тени всегда глубокие, их решения сложны по колориту, но, тем не менее, этот колорит не выходит за рамки золотисто-коричневых тонов. Эти традиции живописи отчасти перешли и в фотографию. Именно для этого и используются золотые зонты. Но, тем не менее, фильтрованный световой поток, исходящий от прибора заполняющего света, нужно применять умеренно. Чрезмерно желтый цвет лица может показаться зрителю болезненным, а это никак не украсит ваш снимок.

Мы уже говорили о цветовом контрасте. Чем теплее на снимке кажется теневая часть объекта, тем более холодными ощущаются светлые его участки. Это может привести к нарушению цветовой гармони на вашей фотографии. Но и тут возможны исключения из правил. Посмотрите на зимние пейзажи кого-нибудь из классиков живописи. Например, «Март» Исаака Левитана. В этой картине замечательного российского живописца тени на снегу имеют цвет от бледно-синего до фиолетово-черного. Стало быть, поток заполняющего света может иметь любой цвет. Лишь бы это соответствовало поставленной задаче.

Анри Матисс. «Семья художника». 1911г.

Давайте рассмотрим картину Анри Матисса «Семья художника». На первый взгляд на ней не видно света, его как бы не существует. Всё пространство, изображенное на картине, заполнено некими декоративными элементами, да и сами люди выглядят не более чем пятнами, которые нужны художнику для построения гармони в сочетании цветового контраста и ритма. Люди на этом полотне лишь формально люди. Это самодостаточные персонажи, каждый из которых погружен в себя, взгляды этих людей не пересекаются. Тут всё подчинено цветовым контрастам - глубина пространства и освещения, сюжет, объемы. Матисс как бы освещает пространство картины заполняющим, рассеянным, ровным светом, который идет со стороны зрителя. Этот свет все элементы картины выделяет в одинаковой степени, внимание не акцентируется ни на чём. Если бы перед нами была не картина художника, а фотография, то это можно было бы назвать заполняющим светом, который одновременно является и рисующим. Свет, который равномерно заполняет всё пространство изображения.

Источники света по своему происхождению бывают естественные и искусственные. Искусственные источники света в фотосъёмке используются двух видов: постоянный и импульсный свет. Каждый вид света имеет свои преимущества и недостатки. Выбирать источник света необходимо в зависимости от требуемого результата и исходя из творческого замысла. Необходимо сделать романтичную фотографию бифштекса по-провансальски в лучах тёплого заката? Тогда непременно нужно ехать на юг Франции и делать всё в естественной, романтичной, расслабленной обстановке. А если нужно показать жёсткие, решительные, резкие блики на бокале виски тридцатилетней выдержки, то без дорогого импульсного студийного света не обойтись.

Любой источник света имеет свою цветовую температуру, измеряемую в Кельвинах (К). Для того, чтобы цвета на фотографии были переданы без искажения, необходима правильная установка баланса белого.

Чтобы наглядно показать разницу цветовой температуры различных источников света, фотографии были сделаны с одинаковым балансом белого, установленным для солнечного света:





Естественный источник света — это Солнце. Фотографировать при естественном освещении можно как на улице, так и в помещении, используя свет из окна. При съёмке с солнечным светом необходимо помнить, что его цветовая температура непостоянна. В зависимости от времени суток и облачности она меняется, что требует изменения баланса белого.

Преимущества:

  1. бесплатный;
  2. солнечный спектр непрерывен во всём видимом диапазоне, по сравнению с искусственными источниками света это обеспечивает наилучшую цветопередачу.

Недостатки:

  1. невозможность съёмки в тёмное время суток;
  2. могут возникнуть неудобства при построении сложных схем света;
  3. в зависимости от облачности и времени суток меняется яркость света, при недостатке яркости может потребоваться относительно длительная выдержка.

Постоянный свет

В качестве источников постоянного света чаще всего применяют галогенные лампы. Также используют обычные лампы накаливания, металлогалогенные и люминесцентные лампы, светодиодные панели.

Преимущества:

  1. умеренная цена;
  2. при постановке света сразу виден свето-теневой рисунок, что упрощает работу, особенно при обучении световым схемам.

Недостатки:

  1. высокое потребление электроэнергии;
  2. высокая теплоотдача, воздух в помещении и объекты съёмки быстро нагреваются;
  3. требуется длительная выдержка.

Импульсный свет

К источникам импульсного света относятся встроенные и накамерные вспышки, моноблоки, генераторные системы. В студийных источниках импульсного света кроме импульсной лампы установлена также лампа постоянного света (пилотный свет), которая позволяет предварительно оценить световой рисунок будущего кадра. В момент нажатия кнопки спуска затвора происходит вспышка импульсной лампы, лампа пилотного света при этом гаснет и вновь загорается при завершении вспышки.

Преимущества:

  1. энергопотребление значительно ниже, чем у источников постоянного света;
  2. низкая теплоотдача, не нагревают воздух, как лампы постоянного света;
  3. возможность «заморозить» движение за счёт короткого импульса (например, брызги, падающие капли);
  4. возможность создания сложных схем освещения.

Недостатки:

  1. высокая цена;
  2. при отсутствии пилотного света оценить световую схему можно только при помощи пробных кадров;
  3. требуется синхронизация с фотоаппаратом, это может создавать неудобства в случае съёмки несколькими фотоаппаратами.

Отдельно следует упомянуть о применении люминесцентных ламп в фотографии, особенно это касается более дешёвых ламп. При съёмке с такими лампами необходимо учитывать, что спектр их света не сплошной, а прерывистый. Такой свет хотя и выглядит белым, но «провалы» в спектре могут вносить значительные искажения в цветопередачу. Такие искажения невозможно исправить настройкой баланса белого.

Сравнивая фотографии, сделанные при естественном освещении и с люминесцентными лампами, можно увидеть значительные искажения цветов. Одинаковый серый цвет фона указывает на то, что баланс белого на обеих фотографиях соответствует освещению. То есть, искажения цветопередачи, зависящие от прерывистости спектра света, невозможно исправить точной установкой баланса белого.

При фотосъёмке можно использовать как один, так и сочетание двух или даже всех трёх типов источников света, если это необходимо. Однако, при этом следует учитывать, что цветовая температура у разных источников отличается, и это повлияет на качество цветопередачи. Такое сочетание разных источников можно использовать для чёрно-белой фотографии. В любом случае до начала съёмок необходимо решить, какого результата хочется добиться, какой характер должен быть у фотографии, какие эмоции и чувства должен передавать снимок, а только после этого следует подбирать источники света и схему освещения.

Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом» . Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы - «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!

Задачи студийного освещения - имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка). Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!

Рисующий источник света (Key Light).

Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.

Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?

Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное. Светотеневое освещение - это жесткий свет , который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.

Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм. Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.

Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?

Варианты установки света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)

Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.

Какова мощность рисующего света относительно других приборов?

Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.

Заполняющий свет (Fill Light)

Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света - смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.

Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.

Фоновый свет (Back Light)

Единственная задача фонового света - отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) - например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.

В фотографии условно, для удобства использования, свет делится на рисующий, заполняющий, фоновый, контровой, моделирующий и световой акцент. Эта общепринятая градация довольно абстрактна. Освещение объекта является более творческим процессом и подчиняется несколько другим закономерностям, речь о которых пойдет далее.


Виды освещения


Рисующий свет (1)

Рисующий свет теоретически является главным и основным в композиции. Он выявляет форму предметов и детали объекта и всего сюжета, оставляя в тени одни элементы и выделяя другие. Это направленный свет, который в зависимости от замысла фотографа или условий съемки может быть как жестким, так и мягким. Осветители, дающие направленный свет, обычно ставят источник света не ближе полутора-двух метров к объекту съемки, но и не очень далеко. При естественном освещении роль рисующего света играет солнце или любое дневное освещение, проходящее через какой-либо проем. Например, окно, дверь, просвет между деревьями…

Рисующий свет образует так называемый теневой контур. Если любую объемную поверхность, особенно сферическую, осветить со стороны фотографа, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются затененные участки, которые и образуют теневой контур.


Заполняющий свет (2)

Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает. Заполняющий свет делает тени более светлыми и всегда является мягким.


Моделирующий свет (3)

Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света и служит для подсветки теней в необходимых местах. Он образуется небольшими источниками мягкого света. Также он применяется для создания местных бликов и рефлексов на различных отражающих деталях объекта съемки. В условиях фотопавильона их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.


Контровый свет (4)

О контровом, или встречном, свете говорилось ранее. Он также создает так называемый световой контур. Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса.


Фоновый свет (5)

Фоновый свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы как мягкого рассеянного, так и направленного света. Он служит для того, чтобы выделить объект съемки, создать разность освещения между ним и фоном. Например, если надо, чтобы объект был на девственно-белом фоне, фон освещают сильнее, чем объект – как это принято при съемках на документы. Если нужно выделить объект на сером или цветном фоне, то фон освещают меньше, чем основной объект.

Цвет фона не должен резко контрастировать с цветом лица, если только такой контраст не является задумкой фотографа.


Световой акцент

Узкий пучок жесткого или мягкого света направляется на тот участок объекта, который необходимо подсветить. Это освещение очень часто использовалось в фильмах середины прошлого века, когда в луче света были только одни глаза актера, а все другое скрывалось в полумраке.