Открытое акционерное общество ямал спг сабетта. Проект «Ямал СПГ. Вакансии вахта на Сабетту

Проект «Ямал СПГ»: значимое событие последних лет, сравнимое по своим масштабам и перспективам, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири

 

Справочная информация:

  • Название: Завод по сжижению газа «Ямал СПГ».
  • Назначение объекта: производство сжиженного природного газа.
  • Начало строительства: 2012 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 27 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): ПАО «НОВАТЭК»/Л. Михельсон.

Вахтовый поселок за Полярным Кругом под названием Сабетта, что на берегу полуострова Ямал, - далеко не курорт. И хоть самолеты сюда летают довольно часто, и сам аэропорт получше будет, чем во многих крупных городах России, билетов не купить. Сюда едут на работу, вахту. Только КамАЗ может спокойно проехать от воздушной гавани до поселка, где живут рабочие завода по сжижению газа «Ямал СПГ», что рядом с поселком Сабетта, а огромный факел, что рядом с заводом, сегодня считается местной достопримечательностью. От его мощи тает в округе снег, а вой пламени просто оглушает.

Всего лишь несколько лет тому назад Сабетта стала частью Северного морского пути. Морской порт здесь был построен в рамках государственно-частного партнерства. Атомные ледоколы Росатомфлота позволяют обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера. А это позволяет осуществлять круглый год доставку грузов в порт круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Этот порт — одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Ему суждено стать основной базой для разработки ямальских месторождений и обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа
Источник: сайт lightproduction.ru

Промежуточные итоги

Но в начале декабря 2017 года об этом маленьком поселке писали практически все информационные агентства. Именно сюда прибыл президент РФ с высокими гостями, среди которых:

  • Халид аль Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии;
  • Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров энергетической компании Total;
  • Ван Яньчжи, главный управляющий Фонда «Шелковый путь»;

    «Шелковый путь» дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым» (В. Путин).

  • Saudi Aramco, шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании.

Высокие гости приглашены присутствовать на церемонии загрузки танкера «Кристоф де Маржери» - первого в мире торгового судна, совершившего переход в эти места без ледокольной проводки.

«Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы. Да и сам он назван именем нашего друга де Маржери (погибший в октябре 2014 президент Total). Очень жаль, что сегодня его нет с нами» (В. Путин).

В этот день с «Ямал СПГ» на танкер была отгружена первая партия сжиженного газа. В проект верили далеко не все. Но нашлись люди, которые не побоялись рискнуть и доказали всему миру, что риск этот был обоснованным.

Многочисленная делегация посетила «Ямал СПГ» - завод мирового класса, первое предприятие подобного уровня, построенное в Арктике. В его строительстве участвует 15 стран и сотни отечественных предприятий. Эта стройка обойдется в 27 млрд долларов.

Ни для кого не секрет, что стратегические нефтяные и газовые российские компании подвергнуты санкциям. Но даже включение в западные санкционные списки не стало препятствием для основного акционера ПАО «Новатэк» в привлечении внешнего финансирования. Первая очередь проекта была выполнена в установленные сроки, и это в таких жестких условиях. Более того, и это ценно особенно, первоначальная сметная стоимость не превышена.

Но это было лишь начало.

Проект «Ямал СПГ»

Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения газа, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в объеме 1,3 трлн куб. метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия компании «Ямал СПГ» на разработку месторождения действует до 2045 года. Располагать такой ресурсной базой - значит, иметь гарантию уверенной работы как минимум на 25-30 лет.

«На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет создана 1 тысяча 400 рабочих мест» (Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО).

Предусматривает производство 16,5 млн тонн СПГ в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата. Поставки готового продукта планируются на рынки Европы и преимущественно странам Азиатско-Тихоокеанского региона, для российского газа новые.

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»
Источник: сайт geostarspb.ru

Построен весь завод будет из 360 модулей, из них технологических - 111. Оборудование это производится на семи китайских и трех индонезийских верфях.

Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, когда был отгружен первого танкера с СПГ. На данный момент с первой очереди завода отгружено два миллиона тонн СПГ.

«Ямал СПГ» отгрузил второй миллион тонн СПГ с первой очереди завода. Поставки газа осуществляются с декабря прошлого года арктическими газовозами класса Arc-7 вместимостью около 74 тысяч тонн. Двухмиллионная тонна была отгружена в 27 партии. С апреля 2018 года начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии. В апреле также выполнен первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди к запуску» (сообщение компании 7 мая 2018).

В рамках проекта предусмотрено построить необходимую транспортную и социальную инфраструктуру с целью обеспечения эффективной и безопасной работы проекта.

Предстоит запуск второй (в 2018 г.) и третьей (в 2019 г.) очереди. Суммарный объем вложений на все I-III очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

«Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6-9 месяцев раньше будет введена третья линия» (Леонид Михельсон , председатель правления «НОВАТЭК»).

Как начиналось ОАО «Ямал СПГ»

Разведанные на Ямале и прилегающих к нему территориях запасы газа выводят этот регион на лидирующие позиции в России. Сегодня на Ямале находится более 20% российского газа, так что быть местным месторождениям основной территорией по добыче «голубого» топлива .

Акционерное общество было создано более десяти лет назад. Его акционерами стали «Новатэк» с 60% акций, Total - с 20% и CNPC - тоже с 20% акций. Недавно к акционерам присоединился Фонд «Шелковый путь», после того «Новатэк» продал ему 9,9% акций, сохранив у себя контрольный пакет.

В 2012 году развернулось основное строительство. Подход к нему был реализован комплексный. Первые вахтовики в Сабетта, тогда еще крохотном и никому не известном поселении ненцев, появились в 1980 г. Но только с освоением широкомасштабного проекта поселок получил развитие, а теперь и мировую славу.

Началось строительство морского порта, завода по сжижению газа, современного аэропорта Сабетта и самого поселка Сабетта, численность населения в котором возросла до 20 000 человек.

На завод газ поступает из скважин по трубам, проложенным над землей. Там из него отделяется газовый конденсат, метанол и прочие посторонние фракции. Полученный в результате очистки идеально сухой газ направляется на сжижение, а оттуда по трубам в резервуары хранилища. Их четыре, каждое по 160 тысяч куб. метров. Они построены в 2016 году в условиях вечной мерзлоты. В основании каждого по 948 свай, 24 метра глубиной каждая. Они прошли все необходимые гидроиспытания.

  • Морской порт компании "Ямал СПГ".

    Морской порт Сабетта выстроен специально для отгрузки сжиженного газа. Порт компании "Ямал СПГ" стал воротами в Арктику и ключевым звеном в строительстве завода. Причем, через него по Северному морскому пути будет транспортироваться не только сжиженный природный газ, но и другие грузы.

А меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).


2. Испытал на мгновенье дежавю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё зависти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили одназначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа отсюда должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже туда путь заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ поступает на сжижение и далее на хранение в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из алюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

44. На данный момент полностью закончено строительство объектов подготовительного периода, необходимых для завоза модулей завода СПГ. Построено шесть грузовых причалов и активно продолжается строительство причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.