Секреты идеальных бликов. способ: уменьшить открытие диафрагмы. Как избежать появление бликов

Наверняка многим любителям фотографии будет очень интересно узнать о том, как фотографировать изделия из стекла, а так же как сделать так, чтобы на фотографиях стекло получалось без так порой мешающих бликов. К сожалению, солнечные зайчики далеко не всегда приносят радость. Особенно когда их рождает ваша фотовспышка или другой источник света во время фотографирования. Как на зло, эти вредные солнечные зайчики могут, и, главное, любят прибегать неожиданно. Тогда, когда фотограф торопится, когда у него просто нет времени заниматься их ликвидацией. И еще они любят появляться при съемке в темноте.

Как же научиться фотографировать без бликов? Для этого мы вам рекомендуем вспомнить школьный курс физики. Угол падения равен углу отражения. Помните этот закон оптики? Как его понимать? А вот как. Какая-то часть лучей, исходящих от источника света, проходит сквозь стекло и освещает предмет, находящийся за ним, а какая-то их часть от стекла отражается и возвращается назад, в сторону источника света. Стало быть, для того, чтобы предугадать блики, фотографу нужно мысленно представить направление от источника света, отражение этого светового потока от стекла и дальнейшее его движение под определенным углом. Отсюда совсем нетрудно сделать простой вывод: для того, чтобы избежать бликов, фотографировать нужно не перпендикулярно стеклу, а под каким-то углом к нему. И еще. На количество бликов и даже полное их отсутствие влияет и фокусное расстояние объектива, которым вы работаете. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем шире угол его обзора. Ну а чем шире этот угол, тем большим должен быть и угол, под которым вы снимаете, условного перпендикуляра относительно поверхности стекла.

На первый взгляд кажется, что все достаточно просто. Но это только на первый взгляд. На самом деле всё происходит несколько сложнее. Мы не будем загружать вас умными словами и сложными формулами. Скажем лишь, что при съемке с большим углом внутренняя часть стекла тоже начнет отражать свет, исходящий от источника. В этом случае объект, находящийся за стеклом, подсветить вам также не удастся.

В связи с этим мы хотим дать вам достаточно дельный совет. Может быть, он заставит вас улыбнуться, но, тем не менее, как нам кажется, он вам наверняка будет полезен. Если вам часто приходится снимать в помещении, где много стекол, или снимать какие-то объекты, находящиеся за стеклом, то рекомендуем вам постоянно иметь с собой маленький фонарик. Если вы работаете со вспышкой, то при помощи такого аксессуара вам будет очень легко найти правильный угол съемки. Ну, а если возможности искать правильный угол съемки вам по каким-то причинам не предоставляется, и приходится снимать перпендикулярно, да еще если вспышка у вас встроенная, рекомендуем чуть-чуть наклонить фотокамеру и снимать чуть ниже или чуть выше линии вспышки. Правда, при такой съемке главный объект чуть сдвигается от центра кадра. Проще говоря, у вас получается некоторым образом странный кадр: главный объект съемки смещен, и в самом кадре образуется много свободного места. Больше того, и объект съемки получается искаженным! Но сегодня это уже не проблема. Все эти недостатки легко исправить в процессе постобработки изображения на компьютере в графическом редакторе. Главное - снимок то вы сделали! Нужный вам объект сфотографирован!

Переходим ко второй проблеме, связанной со съемкой через стекло. Речь идет о вашем собственном отражении, которое появляется в стекле во время съемки. Как избавиться от этой проблемы? Если вы снимаете панораму за окном, то избежать отражения достаточно просто. Для этого нужно приблизить объектив вплотную к оконному стеклу, отключить автофокусировку, и наводить на резкость вручную. Используя в работе этот прием, за счет фокуса и глубины резкости снимок у вас получится достаточно качественным. Конечно же, и стекло в окне при этом должно быть чистым.

Однако самый простой и самый эффектный способ избавиться от бликов и отражений при съемке стекла и через стекло - это приобрести поляризационный светофильтр. Правда, такая штуковина довольно-таки дорога. Но она стоит того. Рекомендуем приобрести. Поляризационный светофильтр даст вам великолепную возможность снимать без бликов и отражений не только стекло и через стекло, но и воду и даже сквозь воду, если вы того захотите. Более того, поляризационный светофильтр убирает на фотографиях часть воздушной дымки, смога над большими городами. Но у этой вещицы есть один недостаток. Такой фильтр в какой-то степени препятствует прохождению на светоприемник вашего фотоаппарата части светового потока. То есть, проще говоря, он затемняет ваш объектив. Насколько - это зависит от качества самого светофильтра. А качество, естественно, влияет на цену. Тот фильтр, который подешевле, может отобрать у вас 5 стопов по экспозиции, а тот, что подороже - всего 2 стопа.

Ну вот, с тем, как фотографировать через стекло, мы вроде бы разобрались. Теперь переходим ко второй части нашего повествования. Рассказу о том, как фотографировать само стекло. То есть изделия из стекла. Главная проблема тут остается всё та же - это блики. И всё те же отражения. Только уже не только вас самих, а всего, что находится вокруг. Неопытный фотограф может очень долго нарезать круги вокруг этого предмета, что называется, ходить вокруг да около, но ничего так ничего и не добиться. Меняй не меняй ракурс - блики остаются. Приемлемого результата в некоторых случаях достичь бывает очень сложно.

Изделия из стекла, как и любые другие блестящие предметы, лучше всего фотографировать не со вспышкой, а при мягком свете.

Еще одним важным условием успеха является чистота снимаемого предмета. Кроме того он так же должен быть целым, без царапин, трещин, сколов и прочих дефектов. Современные цифровые фотокамеры позволяют получить очень качественное изображение, поэтому все эти дефекты на фотографии будут очень хорошо видны.

Фон

При фотографировании изделий из стекла очень важным делом является фон. Для того, чтобы стеклянный предмет на снимке получился хорошо и выглядел красиво, фон должен быть однотонным и, желательно, матовым. Чаще всего стеклянные изделия фотографируют на черном или белом фоне. Можно сделать фон не гладким, а подобрать какую-либо драпировку, то есть красиво, со складками, уложить ткань. Но тут важно следить за тем, чтобы на фоне этих складок не затерялся бы сам предмет, который вы фотографируете.

Освещение

Изделия из стекла лучше всего фотографировать с несколькими источниками света. Позаботьтесь об этом, прежде чем дать согласие на съемку. Хорошо, если это будут источники постоянного света. Но если таковых у вас не имеется, можно снимать и со вспышками. Но делать это нужно с некоторой хитростью. Световой поток вспышки в его естественном виде очень яркий и резкий, он непременно даст кучу бликов и множество глубоких черных и некрасивых теней. Вот поэтому световой поток вспышки нужно любыми доступными для вас способами сделать мягким и рассеянным. Вам в этом очень хорошо поможет зонт, софтбокс, или любой другой рассеиватель света или его отражатель. При фотографировании источники света должны располагаться по обеим сторонам снимаемого предмета. Второе условие правильного света - световой поток не должен попадать на самого фотографа, иначе в предмете, который он фотографирует, появится его отражение.

Для того, чтобы стеклянный предмет на снимке получился красивым и естественным, очень важно правильно передать его фактуру. Для того чтобы добиться правильной передачи фактуры, необходимо уметь должным образом располагать источники света и знать один небольшой секрет.

В чем же этот секрет заключается? А вот в чем. Фактура любого объекта, хоть забора, хоть стеклянной бутылки, хоть лица человека проявляется тем сильнее, чем больше освещенность объекта и ниже угол падения света на него (обратите внимание хотя бы на то, что снимки, сделанные на улице на закате или на восходе солнца особенно хороши! В первую очередь потому что на предметах, на них изображенных, очень ярко прорисована фактура). Стало быть, если увеличивать или уменьшать количество света и изменять угол его падения на снимаемый объект, можно добиться такого выявления фактуры, какой вам нужен. Количество света можно регулировать путем отодвигания или придвигания источников света или, если это позволяет их конструкция, меняя их мощность специальными реостатами. А угол падения светового потока на снимаемый объект легко регулировать опуская или поднимая источники света или двигая их в разные стороны относительно объекта.

Ну, а для того, чтобы на фотографии были хорошо видны все детали предмета, который вы фотографируете, рекомендуем снимать на минимально возможном отверстии диафрагмы.

Блик - это самый яркий участок oбъекта фото съёмки. Нежелательные блики на фотографии очень часто приводят к браку в фотосъёмке. Как вы могли выяснить из статьи , «правильные блики» помогают передать фактуру oбъeкта фото съёмки. В статье мы рассматривали влияние качества света на контраст готового снимка и объёмность объекта фото съёмки на плоском изображении - фотографии. Так же как и тень, передающая объем тела, блик является зависимым от качества света...

Контраст между нейтральным значением и бликом

При экспериментах со светом отражённым от экрана или потолка и стен помещения, не забывайте о правиле обратных квадратов, т.к. прежде чем достигнуть объект фото съемки свет пройдёт расстояние до стен и потолка, и только отразившись от них попадёт на объект фото съёмки. Поэтому, чтобы получить правильную экспозицию нейтрального тона вам придётся увеличить мощность фотовспышки и/или открыть диафрагму пошире.

Перемещение иcтoчника света

Поскольку перемещение источника света во время экспонирования кадра увеличивает его эффективный размер, то, точно так же как и с тенью, вы получите размытые границы блика. Однако, при съёмке глянцевых предметов необходимо учитывать, что блик от истoчника света отразиться как в зеркале. В зависимости от формы oбъeкта вместо большого блика (как от реального большого иcточника света) вы можете получить

Как настройки фотоаппарата влияют на блик

Диафрагма и фокусное расстояние объектива

Открытая диафрагма уменьшает глубину резкости объектов в кадре. Говоря о блике, рассмотрим его как один из объектов в кадре. Зависимость глубины резкости от размера отверстия диафрагмы (кстати и фокусного расстояния объектива тоже) будет влиять на границу блика так же как и на все друге объекты - т.е. при открытой диафрагме граница станет размытой, при закрытой наоборот, более чёткой и контрастной.

Расстояние от фотоаппарата до объекта фото съёмки

Поскольку при неизменном фокусном расстоянии объектива и неизменной величине диафрагмы объектива глубина резкости зависит от расстояния между камерой и объектом фото съёмки то и размытие границ блика будет больше при большей ГРИП. Т.е. при приближении фотоаппарата к объекту фото съемки блик будет более размытым и менее контрастным.

Зависимости, показывающие взаимосвязь размытия границ блика от настроек фотоаппарата и расстояния фотоаппарата до объeкта фото съёмки справедливы в том случае если точка фокусировки не совпадает с бликом. Между прочим, красивое боке получается, когда блики на заднем плане размыты из-за малой глубины резкости. Боке - это расфокусированные блики на заднем плане фотоснимка .

Поляризационный фильтр и блики

Независимо от характеристик источника света и настроек фотоаппарата, во время фотосъемки и позволяет уменьшить количество ярких бликов. Однако, следует помнить, что блики на металлических поверхностях поляризационный фильтр не убирает.

Съёмка зеркальных и блестящих предметов, например, стекла, металла или драгоценных камней – сложная задача даже для опытных фотографов. Если вы хотите овладеть этим мастерством, нужно научиться контролировать свет и устранять отблески и отражения. К счастью, мы можем помочь вам в этом и дать несколько советов.

Съёмка изделий из стекла:

Чтобы добиться «кристально чистой» картинки, можно использовать заднюю подсветку, или бэклайтинг (backlighting). Преимущество этой техники в том, что она подходит для любых стекленных предметов, поскольку подчёркивает их прозрачность.

Источник света нужно расположить за объёктом, при этом свет обязательно нужно смягчить и рассеять. Чтобы подчеркнуть естественные линии и контуры, можно установить тёмные фоны слева и справа от изделия.

Чтобы стеклянные предметы выглядели должным образом, при использовании задней подсветки необходимо переэкспонировать фон.

Как фотографировать часы и солнечные очки:

Очки или солнечные часы – другой тип блестящих предметов, им больше подходит боковое освещение.

Прежде всего, объект нужно расположить на большой чистой поверхности. Например, вы можете использовать рулонную бумагу, которая одним непрерывным куском «стекает» от точки подвеса, находящейся за пределами кадра. Чистая белая поверхность будет отражать падающий свет на предмет съёмки, так вы избавитесь от нежелательных отражений. Для сбалансированного освещения используйте мягкий источник света с одной стороны, а с противоположной – установите отражатель.

Используйте штатив, закрытую диафрагму (около f/11) и низкую цветочувствительность (ISO 100) чтобы добиться максимальной резкости. Попробуйте поставить камеру повыше, чтобы она смотрела на объект сверху. Не бойтесь экспериментировать со светом, но никогда не освещайте объект прямо спереди – так вы получите некрасивые пятна и блики.

Как снимать предметы из металла:

Сложность съёмки металлических предметов в том, что они отображают всё вокруг себя. Чтобы свести к минимуму эти отражения, нужно использовать схему с двумя источниками света.

Вам вновь потребуется расположить объект на большой и чистой поверхности. Расположите два источника рассеянного света с обеих сторон от предмета съёмки, убедитесь, что он мягко освещён. Если при этом теряются чёткость контуров – используйте тёмные фоны, как и в случае со стеклом, чтобы подчеркнуть линии и грани объекта. На сегодняшний день лучший свет для съёмки металла – стробоскопический (то есть вспышки).

Камеру установите на штатив чуть выше объекта, чтобы съёмка велась сверху под небольшим углом.

Чтобы избежать лишней пост-обработки тщательно очистите металл от пыли и отпечатков пальцев.

Мы надеемся, что наши советы послужат хорошим фундаментом для ваших экспериментов со съёмкой зеркальных и блестящих предметов. Дальнейшее зависит от вас – экспериментируйте, играйте, ищите свой свет и стиль, только так вы достигните мастерства в предметной фотографии!

Для этого нам понадобится любой чёрно-белый жидкокристаллический дисплей подходящего размера: от тетриса, тамагочи, больших электронных часов, нерабочей записной книжки или настольного органайзера и т.п. Если не у вас, то обязательно у ваших друзей найдётся что-то подобное в барахле.

2 шаг

Наша задача – правильно разобрать дисплей, не царапая ничего. Для этого вы должны понимать, из чего он состоит:
1 – отражательная плёнка
2 – поляризационная плёнка
3 – двойное стекло с жидкими кристаллами
4 – ещё одна поляризационная плёнка

3 шаг

Разбираем . Приготовьте канцелярский нож, он должен быть новым, чистым и длинным. Предварительно прогрейте дисплей феном до хорошо тёплого, чтобы клей под поляризационной плёнкой стал мягче. Теперь заводим лезвие между слоем 3 и 4, начиная с угла, и медленно продвигаемся, прижимая плотно режущий край к стеклу, чтобы не повредить плёнку. Важно также не помять её в процессе отслоения. Очень велика вероятность порезаться , поэтому не спешите! Эта процедура займёт минут 5 – 10. Главное – не торопиться.

4 шаг

Очистка от клея . С помощью мягкой тряпочки и керосина (спирт хуже, но тоже можно) сначала хорошо намочите клеевую поверхность плёнки и прикройте целофаном на 5 минут – пусть клей сам раскисает. Затем можно аккуратно убрать весь клей. Не давите сильно – работает не тряпка, а растворитель.

5 шаг

Применение . Если имеется оправа или насадка для объектива – вырежьте из плёнки круг нужного размера и вставьте в неё – это идеальный вариант. Нужный эффект поляризации достигается вращением нашей насадки. А если у вас обычный цифровой аппарат с выезжающим объективом, то плёночку вам придётся вращать в руках, хотя для удобства можно сделать её круглой и даже вставить в оправу.

6 шаг

Из оставшегося стекла также можно сделать поляризационный фильтр. Для этого достаточно удалить отражательный слой 1 и почистить стекло от клея. Думаю, получится отлично, если оставить вообще слой 4 и 3 вместе, а всё остальное убрать, затем стекло с плёнкой обточить кругом алмазным точилом – так сохранится заводская прозрачность дисплея и идеальная ровность. В таком случае фильтр нужно использовать плёнкой – к фотоаппарату, стеклом – к улице.