Что такое кит-объектив: достоинства и чем он плох. Что такое кит-объектив: достоинства и чем он плох Китовый объектив canon 18 55 характеристики

03.03.2020 Виды

Китовый объектив можно приобрести как отдельно, так и в комплекте с тушкой. Об этом мы говорили ранее . Обычно встречаются два вида китовых объективов. Сегодня мы постараемся разобраться с вопросом: какой зум взять, 18-55 или 18-135 (18-105)?

Самые стандартные дешевые объективы имеют фокусное расстояние 18-55mm. Они есть у всех систем: Nikon, Canon, Sony, Pentax . Объективы 18-55 имеют всего лишь 3-кратный зум . Для тех, кто переходит на зеркальный фотоаппарат с мыльницы, это может стать серьезным ударом. Так что, если вы хотите 5 или даже 7-кратный зум, то вам стоит посмотреть в сторону таких китовых объективов, как Nikon 18-105mm, Nikon 18-140mm, Canon 18-135mm STM и других аналогичных объективов в зависимости от бренда, которым вы пользуетесь. Конечно, такие объективы дороже. В первую очередь именно из-за универсальности , то есть большего диапазона фокусных расстояний. Не ждите, что картинка с них будет лучше – не будет.

Ограничения китовых объективов 18-55 очевидны – снимать лицевые портреты ими не стоит из-за искажений, удаленные объекты на 55mm тоже снять достаточно сложно. Объективы с крайними фокусными, вроде 105, 135 или 140 миллиметров позволяют вести съемку удаленных объектов. В качестве тревел-зума , единственного объектива в путешествии, объективы с более широким диапазоном фокусных расстояний будут более удобны. Однако, что интересно – обычно объективы 18-55mm имеют меньшую дистанцию фокусировки, что выгодно с точки зрения макросъемки .

Для тех, кто немного путается в многообразии китовых объективов, давайте проясним ситуацию. Ниже указываю полные аббревиатуры современных китовых объективов.

  • Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM – самый современный объектив Canon (о котором недавно мы рассказывали в видеообзоре). В отличие от предшественника в нем установлен мотор STM, помогающий при съемке видео. Этот мотор будет работать на современных кроп-камерах Canon (100D, 650D, 700D, 70D). На остальных будет также без проблем работать, просто без плавной фокусировки в видео.
  • Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM – также объектив для камер «Кэнон». Аналог предыдущего стекла с более широким диапазоном фокусных расстояний.
  • Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR II DX Zoom-Nikkor – последняя версия китового объектива 18-55 от Nikon.
  • Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor – аналог предыдущего объектива с более широким диапазоном фокусных расстояний.
  • Nikon 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX AF-S – по сути это обновленный 18-105. Он новее, и диапазон фокусных ещё шире. Но и дороже, ввиду чего я всё-таки указал выше объектив 18-105mm, который мало чем отличается от этого, но обойдется вам дешевле.
  • Sony DT 18-55mm f/3.5-5.6 SAM II – опять же, самый современный объектив 18-55 для Sony.
  • Sony DT 18-135mm f/3.5-5.6 SAM – соответственно последняя версия китового объектива от сони в диапазоне 18-135.
  • Pentax SMC DA 18-55mm f/3.5-5.6 WR – у «Пентакса» два объектива 18-55mm, которые сейчас являются актуальными. Выбрать, на мой взгляд, лучше данную модель, так как она является водонепроницаемой.
  • Pentax SMC DA 18-135mm f/3.5-5.6 ED AL DC WR – аналог предыдущего, также всепогодный. Как и в случае с предыдущими брендами отличается диапазоном фокусным. К тому же, пожалуй, это самый дорогой объектив 18-135 на рынке. Остается только посочувствовать владельцам камер Pentax.

Итак, не хочу усложнять простую мысль и писать что-то ещё. Если вам достаточно 3-кратного зума, берите 18-55mm. Бонусом вы получите немного лучшее макро. Если вам нужен максимально универсальный объектив за минимальные деньги, если вам нужен объектив для путешествий в том числе, то стоит смотреть в сторону объективов 18-105mm, 18-135mm или 18-140mm. Актуальные объективы на сегодняшний день для разных зеркальных систем представлены выше. На этом сегодня всё. Делайте правильный выбор!

Статьи

Познакомился недавно с Nikon D 5000 в китовом варианте и не смог отказать себе в удовольствии сравнить бок о бок два китовых объектива от Nikon : Nikon 18-55/3.5-5.6G ED DX II с его младшим, но стабилизированным братцем - Nikon 18-55/3.5-5.6G VR DX .

Отношение к "китовым" объективам среди новоиспеченных владельцев зеркальных фотоаппаратов, скажем мягко, предубежденное, про "продвинутых" пользователей вообще умолчим. Причин тому немало. Субъективные лежат в плоскости скорее психологической - человек купил далеко не дешевый фотоаппарат, а большинство новообретенных сотоварищей в один голос торжественно "приговаривают" кит к позорному столбу. "Вы что, всерьез думаете, что объектив за... рублей может хорошо снимать?!", искренне вопрошала девушка на одном из фотофорумов. Пикантности ситуации добавляло то, что автор приведенной цитаты (речь, правда, шла не о китовом объективе, а о Canon EF 50/1.8 II ) с предметом обсуждения знаком не был.

Объективные причины кроются, с одной стороны, в определенной тактильной и конструктивной "недоношенности" китовых объективов (никак к ним "визьмешь в руки - маешь вещь" не применимо), и изначальной компромиссности "кита", сделанного в первую очередь с оглядкой на цену, с другой.

Не могу удержаться от упоминания целой плеяды невнятных "китов" от Canon : фирма выпустила 4 модификации откровенно неудачного (даже со скидкой на цену) объектива EF -S 18-55/3.5-5.6 прежде чем опомниться и предложить переработанную версию, оснащенную стабилизатором. Кстати, о настойчивости: с марта 2011 года цифровые зеркалки Canon начального уровня могут комплектоваться уже 5-й реинкарнацией со старой оптической схемой (Canon EF -S 18-55/3.5-5.6 III ).

Вернемся к "китовой" лирике. Идеология настоящего "кита" проста и незамысловата - это первый объектив, который поможет понять, куда двигаться дальше, а при отсутствии тяги к движениям - останется на фотоаппарате в качестве инструмента, не блещущего изысканной художественностью и внушительностью характеристик, но вполне позволяющего снимать и пользоваться фотоаппаратом. Именно тут роется собака и происходит подмена понятий: присущие этому классу объективов ограничения часто выливаются в вывод о полной неспособности "кита" выполнять возложенные на него функции.

Технические характеристики

18-55/3.5-5.6G ED DX II

18-55/3.5-5.6G VR DX

Производство

с ноября 2006 года

с ноября 2007 года

Фокусные

18-55 мм

18-55 мм

Эквивалентные фокусные

27-82 мм

27-82 мм

Угол поля зрения

26 - 79 градусов

26 - 79 градусов

Оптическая конструкция

7 элементов в 5 группах, включая 1 асферический и 1 из стекла с ультра-низкой дисперсией

11 элементов в 8 группах, включая 1 асферический

Диапазон диафрагм

18 мм: 3,5-22; 55 мм: 5,6-38

18 мм: 3,5-22; 55 мм: 5,6-36

Минимальная дистанция фокусировки

28 см

28 см

Максимальное увеличение

0,31х

0,31х

Количество лепестков диафрагмы

7, скругленные

7, скругленные

Диаметр светофильтра

52 мм

52 мм

Вес

205 грамм

265 грамм

Габариты

71*74 мм

73*80 мм

Nikkor 18-55/3.5-5.6 G

Конструктив и эргономика

Nikon AF -S DX Nikkor 18-55/3.5-5.6 G II

Яркий представитель отряда "китообразных": бюджетный пластик, пластмассовое крепление байонета, изменение размеров при фокусировке и зуммировании, вращающийся передний элемент, отвратительная система ручной фокусировки.

Кольцо зуммирования обрезиненное, широкое и удобное, но без демпфирования. Ход кольца приемлемо плавный. "Хобот" объектива несколько разболтан.

Nikon AF-S DX Nikkor 18-55/3.5-5.6 G VR

Вышесказанное полностью применимо и к Nikkor 18-55/3.5-5.6 G VR . Но, если сравнивать бок о бок, то стабилизированная версия кажется основательней и лучше. Я думаю, что причина в более приятном пластике, примененном для производства корпуса, и в большем весе, который субъективно добавляет "качественности".

Стабилизатор Nikkor 18-55/3.5-5.6 G VR работает без нареканий: эффективно и практически бесшумно. Nikon заявляет о том, что он дает прирост в 3 ступени к стандартным выдержкам. Про 3 ступени не скажу, а прирост в 2 стабилизатор обеспечивает: на 18 мм стабильные результаты на выдержках 1/8 секунды, на 55 мм - 1/15 секунды.

AF-S DX Nikkor 18-55/3.5-5.6 G

Оба объектива меняют размеры при зуммировании, выдвигая хобот в положениях 18 и 55 мм и складываясь в положении 35 мм. В комплекте с объективами идут передняя и задняя крышки, бленды нужно покупать отдельно. С максимальной диафрагмой f /3.5 оба объектива сложно причислить к светосильным; максимальная диафрагма меняется в зависимости от выбранного фокусного расстояния:

    18 мм - f /3.5

    24 мм - f /4.0

    28 мм - f /4.2

    35 мм - f /4.8

    45 мм - f/5.3

    55 мм - f/5.6

Nikon 18-55/3.5-5.6G

Фокусировка

И в том и в другом объективе в приводе автофокуса применен микро-USM мотор. Он не позволяет использовать ручную фокусировку в режиме автофокуса, чуть медленнее стандартного кольцевого (претензий к скорости нет, но и назвать фокусировку "мгновенной" не получается), вращает передний элемент, но обеспечивает практически бесшумный автофокус. Моторчик не кольцевой и объектив сконструирован так же, как и "отверточные" объективы: моторчиком будто заменяет собой отверточный привод.

Нареканий по точности и скорости практически нет, оба объектива способны уверенно и точно фокусироваться даже в довольно сложных условиях; особой склонности к "рысканию" я не заметил.

Радует способность фокусироваться с расстояния в 28 см: понятно, что это далеко не макро, но достаточно для получения интересных снимков при фотографировании с близкого расстояния.

С ручной фокусировкой сложнее: думаю, что удобство ручного фокуса стояло на одном из последних мест в списке приоритетов при разработке этих объективов. Ручная фокусировка осуществляет вращением хобота объектива; как такового кольца фокусировки нет - есть рифленая выштамповка на хоботе; ход кольца очень короткий - чуть больше 45 градусов.

Хроматические аберрации

На удивление хорошо контролируются, неожиданно для этого класса объективов. Присутствуют, но ожидал много худшего. Особенно заметны по краям кадра в положениях 18-35 мм, на 55 мм практически отсутствуют.

По уровню хроматики Nikon 18-55/3.5-5.6G ED DX II явно проигрывает своему стабилизированному коллеге: у обоих объективов "цветная кайма" на контрастных переходах появляется независимо от значения диафрагмы на фокусных 18-35, но она уже (и соответственно менее заметна) у Nikon 18-55/3.5-5.6G VR DX . Интересно, ведь стабилизированная версия лишилась UD -элемента, который призван бороться с оптическими аберрациями, хотя и обзавелась новым просветлением линз.

Nikon 18-55/3.5-5.6G

Виньетирование

Предсказуемо велико в положении 18 мм на полностью открытой диафрагме. Лечится прикрытием диафрагмы. Эффект намного слабее на других фокусных.

Необходимо отметить, что Nikon 18-55/3.5-5.6G VR DX выступил убедительнее Nikon 18-55/3.5-5.6G ED DX II , особенно в положении 18 мм: затемнение краев присутствует в меньшей степени.

Резкость

Не соответствует цене. Оба объектива не вызывают особых нареканий, а с учетом цены - просто радуют: центр резок на всех фокусных уже на полностью открытой. Чудеса, однако, отсутствуют и в положении 18 и 24 мм края и углы изображения немного "мылят", но прикрытие диафрагмы на пару ступеней подтягивает их до полностью приемлемой резкости. На фокусных 35-55 мм обе модели чуть мягче на полностью открытых значениях диафрагмы, но равномерно по всему полю изображения. И Nikon 18-55/3.5-5.6G ED DX II , и Nikon 18-55/3.5-5.6G VR DX можно использовать на полностью открытой, а на диафрагмах 5.6-8 картинка резкая "от края и до края".

На фокусных 18-24 мм снова незначительно лучше показался Nikon 18-55/3.5-5.6G VR DX .

Работа в контровом свете

Оба объектива откровенно не блещут. Вернее, наоборот: солнце в кадре приводит к многочисленным "зайцам" и резко снижает контрастность снимка. Совет только один: не забывать о цене объектива и быть аккуратнее с расположением источника света. Здесь же упомяну и про "боке": сложно ожидать чего-либо от объектива со светосилой f /5.6 на фокусном 55 мм. Отодвинув фон от объекта съемки на достаточное расстояние, добиться некоторого размытия заднего плана можно, но его качество порадует вряд ли.

Заключение

Ожидать от китового объектива выдающихся конструктивных характеристик наивно, оба объектива грешат тактильной невнятностью, определенной разболтанностью и сопутствующим набором неудобств (вращающийся передний элемент, отвратительный ручной фокус, пластиковый байонет).

Одновременно оба отличаются неплохими оптическими характеристиками, никак не соответствующими ожиданиям и цене; оба без проблем позволяют делать качественные снимки. Оговорюсь: я не защищаю "китовые объективы" и не выступаю их апологетом. Я противник мнения об их полной никчемности и непригодности. Если не пугают размер и вес зеркального фотоаппарата, то бюджетный Nikon с этими объективами по качеству изображения даст фору большинству сопоставимых по цене топовых компактов.

У китового объектива много недостатков, на которые справедливо жалуются начинающие фотографы. Они называют китовый 18 - 55 мм или 18 - 105 мм объектив плохим.

Но так ли это?

Может быть, его просто неправильно используют или снимают в неподходящих условиях?

В этом руководстве я научу вас обходить проблемы китового объектива. Поверьте, этот объектив способен на многое.

Этот снимок снят мною на китовый объектив. Вы можете сказать, что это плохой снимок?

Чем плох кит объектив

Если перечислить проблемы китового объектива, то список будет выглядеть примерным образом:

  • Промахи фокусировки
  • Мылит на краях диапазона
  • Плохая резкость
  • Недостаточно малая глубина резкости
  • Плохая светосила
  • Некачественная картинка

Промах автофокуса

Это распространенная проблема китовых объективов. Без разницы, говорим ли мы про Кенон, Никон или Сони.

Чаще всего автофокус промахивается на съемке с открытой диафрагмой и фокусном расстоянии 55 мм.

Решить это проблему можно тремя способами.

Не используйте открытую диафрагму. Я серьезно. Прикройте диафрагму до f/8 и количество расфокусированных кадров сократится. Но это несколько ограничит применение объектива.

Более разумным решением будет юстировка объектива в сервисе.

Например, Кенон бесплатно юстирует новые объективы. Почему бы не воспользоваться этой возможностью, если она имеется.

Третий способ решения проблем фокусировки это путь настоящего Джедая. Это ручная или мануальная фокусировка.

При ручной фокусировке фотографии всегда будут резкими и четкими. Все зависит от ваших глаз и рук.

Но вы потеряете в скорости фокусирования. Скажется и недостаток освещения, когда сложно разглядеть в видоискатель появление резкости на объекте съемки.

Этого уже не избежать.

Размывание картинки на краях фокусных расстояний

Китовому объективу, как и многим зумам вне зависимости от стоимости, присуще размыливание кадра при съемке на 18 мм или 55 мм.

Насколько мне удалось выяснить из разных источников, дефект чаще всего встречается на 55 мм. Это обусловлено конструкцией объектива.

Невозможно повлиять на этот дефект. Его нужно обойти.

Как сделать резкий снимок

Приведу пример.

Мой кит объектив мылит на 55 мм. Это выявлено опытным путем.

Я сделал несколько кадров канцелярской линейки, последовательно изменяя фокусное расстояние объектива. На 55 мм объектив размыливал картинку. Но на 45-48 мм картинка была резкой и четкой.

Иначе говоря, достаточно не доворачивать объектив до 55 мм при съемке. Что я и делаю для резких и четких снимков.

Проделайте этот тест для ваших объективов. Это одна из тех вещей, что позволяет легко и просто повысить качество фотографий.

Как и на других зум объективах, резкая и четкая картинка будет в середине диапазона фокусных расстояний и в середине шкалы диафрагмы. То есть, съемка на 35 мм и диафрагме f/8 – f/11 позволит получить четкий и резкий кадр.

Этот способ работает всегда, но бывают и неприятные исключения.

Открытая диафрагма

Это проблема. Объектив не умеет открываться больше f/5,6 на 55 мм. Это осложняет съемку портретов с размытым фоном, и не позволяет получить красивое боке.

Как обойти эту неприятность, читайте ниже.

Плохая светосила

В силу того, что объектив не умеет широко открываться, его невозможно назвать светосильным. Это ограничивает применение китового объектива при недостаточном освещении.

Например, в сумерках.

Низкая светосила приводит к длинной выдержке, что осложняет съемку с рук. Поэтому используйте штатив или любую поверхность, на которую можно уложить фотоаппарат.

Это немного ограничивает портретную фотографию, но нисколько не мешает пейзажным снимкам. Или любому другому жанру фотографии, где снимаются статичные объекты.

Некачественная картинка и плохой рисунок

Это достоинство.

Да, господа. Плохой микроконтраст и некачественный рисунок объектива помогает быстро изучить программы обработки, вроде фотошопа или лайтрума, поскольку нет иных способов улучшить картинку китового объектива.

Недостатки объектива заставляют изучать обработку, что положительно сказывается на развитии фотографа.

Правильное экспонирование кадра позволит избежать большого количества возни с обработкой, и здраво сэкономит время.


Знаете, сколько времени я потратил на обработку этой фотографии, снятую китовым 18-55 мм объективом?

У меня не было необходимости бороться с шумом в тенях или пересветами, поскольку я правильно подобрал экспозицию кадра.

Как получить боке на китовом объективе

Точно так же, как и на любом другом объективе. Потребуется максимально открытая диафрагма, максимальное фокусное расстояния и максимально близкое расположение к объекту съемки.

На китовом объективе это диафрагма f/5,6, фокусное расстояние 55 мм и расположение в одном метре от объекта съемки.

Не рассчитывайте на красивый рисунок боке.

Он будет далек от идеального кругляшка из-за конструкции объектива и будет напоминать небольшие размытые «гайки» своим видом.

Рисунок боке зависит от количества лепестков диафрагмы в механизме объектива. Чем их больше, тем больше боке похоже на кругляшки. Китовый объектив, как и многие другие современные объективы, не похвастается большим количеством лепестков у диафрагмы. Посему и «гайки».

Не ровняйте китовый объектив на светосильные фиксы.

Смиритесь.

Резюмируя

Проверьте свой объектив. Обходите его слабые стороны, и учитесь фотографировать.

Поверьте, нет действительно плохих объективов.

Китовый объектив позволит сделать потрясающие снимки, если не скакать на граблях врожденных дефектов.