Единица измерения скорости судов. Морской узел. Скорость движения судов

26.09.2019 Виды

Миля — это единица измерения расстояния, веденная еще в Древнем Риме. В переводе с латинского языка означает 1 000 шагов. Военные — римляне, шагая по дорогам империи, мерили расстояния двойными шагами. Изначально римская миля соответствовала 1 475 метрам. Данная мера применялась во многих странах в древности. Однако с введением метрической системы мер, известной как СИ, ее использование существенно сократилось. Так или иначе, сегодня в некоторых странах до сих пор используется данная путевая мера длины. Нужно отметить, что величина мили сильно варьирует в разных уголках мира от 0,58 км до 11,3 км. Более того, еще в 18 веке в Европе насчитывалось около 46 единиц измерений, которые именовались милями.

На сегодняшний день в обиходе в разных сферах встречаются несколько видов миль. Говоря о самых популярных из них, можно назвать:

  • Сухопутные мили
  • Морские мили

Рассмотрим каждую из них поподробнее.

Морские мили

Морская миля – единица измерения расстояния, между пунктами назначения, проходимое кораблём. Эта мера широко используется в мореплавании, а также в авиации. По сути это средняя длина дуги одной угловой минуты меридиана. Использовать данную меру предложил Герард Меркатор – фламандский картограф и географ. В России морскую милю стали использовать со времен Петра Первого. И сегодня, когда мореплавателям предлагают перейти на километры, они отвечают, что делать этого не планируют. Впрочем, это оправдано. Ведь морская миля это, по сути, путь соответствующий расстоянию между двумя географическими координатами в одну минуту широты.

Дак сколько же километров в миле? Приведем формулы перевода миль в километры и обратно.

Формула перевода морской мили в километры

1 морская миля = 1 852 метров = 1,852 километра

Выведем формулу перевода километра в морскую милю

1 морская миля = 1,852 километра
1 000 морских миль = 1 852 километра
1 километр = 1000/1852 мили (примерно равно) 0,54 мили

Формула перевода километра в морскую милю

1 километр = 1000 / 1852 мили? 0,54 мили

Сухопутные мили

Сухопутная миля используется преимущественно в англоязычных странах, и соответствует величине равной 1 609 метров. Сухопутная миля используется в США, по этой причине ее иногда называют американской милей. Соответственно, если требуется узнать: сколько километров в миле американской или, что тоже самое, сколько км миле США, то тут следует использовать приведенное выше значение. Также данную единицу можно встретить под названиями британская или статутная миля.

Формула перевода сухопутной мили в километры

1 сухопутная миля = 1 609 метров = 1,609 километра

Формула перевода километра в сухопутную милю

1 км = 1000/1609 сухопутной мили= 0,6215 сухопутной мили

Кроме описанных существуют также:

  • географическая или немецкая миля равная 7 420 метров (7,42 км);
  • старорусская миля равная 7 467,6 метров (7,4676 км).

1 миля — это сколько километров в России?

Хочется также отметить, что в России данная мера длины не используется, ибо в этих единицах измерения в РФ измерять нечего. У моряков же общемировые морские мили (смотрите выше).

Частенько возникает необходимость, например, при решении задачи узнать: сколько милей в километре или наоборот? Тут стоит уточнить какую милю (сухопутную или морскую) нужно перевести. А может быть старорусскую милю или немецкую? И уже в зависимости от этого можно переводить данную величину в привычные километры. Рассмотрим несколько задач по переводу милей в километры и обратно. Для определенности уточним, что для решения задач будем переводить морские мили в километры (1 морская миля = 1,852 километра).

Переводим мили в км

Задача #1: 1 миля — сколько км?
Решение: Используя, приведенную выше формулу, получаем: 1 * 1,852 = 1,852 км.
Ответ: в одной миле 1,852 километра.
Задача #5: Сколько километров в 10 милях?
Решение: 10 * 1,852 = 18,52 километра.
Ответ: в 10 милях 18,52 километра.
Задача #2: 2 мили — сколько км?
Решение: Используя, приведенную выше формулу, получаем: 2 * 1,852 = 3,704 километра.
Ответ: в 2 милях 3,704 километра.
Задача #6: 5 миль это сколько км?
Решение: 5 * 1,852 = 9,26 метров.
Ответ: в 5 км 9,26 километров.
Задача #3: Тысяча миль — сколько километров?
Решение: 3 * 1,852 = 5,556 километров.
Ответ: в 3 милях 5,556 километров.
Задача #8: Сколько будет в 200 миль километров?
Решение: 200 * 1,852 = 370,4 километров.
Ответ: в 200 милях 304,4 километров.
Задача #4: 6 миль — сколько км?
Решение: 6 * 1, 852 = 11,112 километров.
Ответ: в 6 милях 11,112 километров.
Задача #9: Переведите 36 миль в км.
Решение: 36 * 1,852 = 66,672 километра.
Ответ: в 36 милях — 66,672 километра.

Сколько миль в N километрах?

Рассмотрим обратные задачи по поиску количества км в миле? И будем переводить километры в сухопутные мили (1 км = 0,6215 мили) .

Мили в километры перевести онлайн

Предлагаем воспользоваться нашим калькулятором по переводу миль в километры онлайн.

4. Морские меры длины и скорости

Единицей измерения расстояния на море является морская миля, равная линейной длине одной минуты меридиана, т. е. одной минуте широты. В СССР и ряде других стран принята миля, равная 1852,3 м (6080 футов). 1/10 часть мили называется кабельтов, он равняется 185,2 м. При решении практических задач кораблевождения принимают стандартную международную милю, длина которой принята равной 1852 м, что соответствует длине дуги одной минуты меридиана в средних широтах полушария. Для измерения расстояний на море могут также применяться следующие единицы:

Скорость корабля измеряется числом миль, пройденных им за 1 ч. Единицу скорости «миля в час» называют узлом. Нельзя говорить: «Скорость корабля 15 узлов в час». Следует сказать: «Скорость 15 узлов».

В настоящее время проходит реформа по замене миль и узлов на километры и километры в час соответственно.

Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

Из книги Практика спортивного рыболовства автора Матвеев Михаил Михайлович

7. Морские карты и их масштаб Современная картография как наука также подразделяется на ряд дисциплин: картоведение; математическая картография; составление и редактирование карт; оформление карт и издание карт.Существует целый ряд способов, дающих возможность

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

МОРСКИЕ УЗЛЫ

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Морские рыбы Барабулька (на Северном Кавказе - барабуля, в Крыму - барбун, султанка) - небольшая рыбка длиной 15–20 см (изредка - до 40 см). Имеет удлиненное брусковатое тело, постепенно сужающееся к хвосту. Спинных плавников два. Голова клиновидная, рот обращен книзу. На

Из книги Справочник по такелажным работам автора Свенссон C.

Превышение скорости Почти во всех европейских странах отсчет превышения скорости начинается с одного километра в час сверх установленной нормы!Упаси бог разогнаться во Франции: превышение скорости до 50 км в час – несколько тысяч евро, свыше – тюрьма.В Англии, если

Из книги Декупаж. Лучшая книга о декорировании автора Ращупкина Светлана

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Из книги Ковчег для Робинзона [Все о жизни морского кочевника] автора Ньюмейер Кеннет

Свечи морские Вам потребуется Толстые парафиновые свечи, декупажные салфетки; клей ПВА; акриловый лак; ножницы; плоские кисточки; объемный серебристый контур. Ход работы Вырежете мотив из декупажной салфетки и отделите верхний слой с рисунком. Свечу

Каждый школьник прекрасно знает, что морская миля - это единица измерения, которой исчисляется расстояние на больших водных просторах. В наши дни эта величина не входит в международную систему физических единиц, однако ею широко пользуются практически все народы, как европейские, так и американские. Именно поэтому в различных источниках можно найти разные обозначения этого показателя. Среди таковых встречаются NM, nmi и другие.

История зарождения морской мили

Морская миля появилась приблизительно в эпоху Возрождения. Тогда моряки высчитывали те расстояния, которые им предстояло проплыть на кораблях, исходя из особенностей дуг меридианов земли. Так данная морская единица измерения расстояния равнялась длине одного градуса дуги меридиана, а высчитывалась по сложной математической формуле. Однако в связи с тем, что наша планета имела и имеет форму эллипса, данная угловая минута на практике была величиной непостоянной. Так как радиус кривизны в тех или иных широтах эллипсоида различен, то такая величина, как миля морская, была бы наименьшей в районе экватора и наибольшей у полюсов Земли.

Окончательное принятие данной метрической единицы

В связи с этим в двадцатом столетии, в частности в СССР, была принята средняя стандартная единица измерения расстояния на морских просторах. За основу для формулы, по которой эта величина исчислялась, взяли угол в 45 градусов, и в результате получилось число, равное 1852 метрам. Несмотря на то что морская миля может быть переведена в столь привычные для нас единицы измерения, ею не пользуются как метрической мерой. Так как в основе ее лежит один градус дуги меридиана нашей планеты, она становится угловой единицей измерения. В вопросах, связанных с судоходством, особенно на достаточно большие расстояния, это очень удобно и приемлемо.

Математическое деление одной мили

Как мы видим, морская миля в общей сложности составляет практически два километра. В некоторых случаях для морских путешествий данная величина является слишком большой. Именно поэтому данная величина была разбита на кабельтовы. В одной миле насчитывается 10 кабельтовых, что, в свою очередь, равняется одной трети морской лиги. Данная величина не используется в судоходстве и в прочих науках, однако иногда она служит ориентиром, который позволяет сделать более точные расчеты, проложить более подробный и правильный морской путь.

Какие еще существуют мили?

Зная особенности американских единиц измерения, многие люди путаются в том, чему равна 1 морская миля. В этой стране данная мерка применяется не только в судоходстве, но и на сухопутных расстояниях. Одна миля США, которая часто применяется для обозначения скорости автомобиля и пути, который он проходит, равна 1609,344 метрам. Стоит также отметить, что в этой стране в некоторых случаях встречаются различия и в морских единицах измерения длин. Так, морская миля в штатах в некоторых документах равна 1853,249 метрам. Однако если необходимо экспортировать груз по документам, заключенным со странами Европы и Азии, то применяется именно международная система измерения, которая была признана официальной в 1929 году.

В каких единицах измеряют расстояние и скорость на море? Об этом можно узнать, прогуливаясь по территории Музея Мирового океана в . Дорожка вдоль пристани на территории музея содержит несколько вмонтированных в камень металических информационных табличек, с полезной информацией.

В этой заметке я постараюсь рассказать немного больше, чем вы прочитаете на этих табличках.

Итак, первая табличка на пути с нулевой отметкой расстояния и вопросом.

Что такое кабельтов?

Кабельтов - это трос для швартов и буксиров. Как единица измерения кабельтов стал использоваться потому, что трос на судне практически всегда был одной длины.

Международный кабельтов

Различаются несколько видов кабельтов. Мера длины - привязанная к длине меридиана. Это международный кабельтов. Он равен 1/10 морской мили или 6 угловых секунд меридиана. Что составляет 185,20 метров!

Длина морской мили, принятая в России составляет 1852 метра. Приблизительно 6080 футов.

Обычный кабельтов

Артиллерийский или обычный кабельтов. Он равен 100 морским саженям, или 600 футов, или 182,88 метра. Морская сажень - единица измерения в английской системе мер и производных от нее. 1 морская сажень равна 6 футам. Морская сажень примерно равна расстоянию между двух вытянутых рук (еще название — «маховая сажень»).

Морская сажень также равняется ровно 2 ярдам, или 1,8288 метра.

Кабельтов Великобритании

Адмиральский кабельтов или кабельтов Великобритании равен 1 десятой адмиральской мили, или 608 футам, или 185,3184 метра. Данная мера длины была распространена вплоть до стандартизации 1970 года, когда морская миля в Великобритании составляла 6080 футов, или 1853,184 метра.

Старый кабельтов США

В мерах на море отличались все, кто только мог. Старый кабельтов США был равен 120 морских саженей, или 720 футов, или 219,456 метров. Честно говоря, даже не знаю, почему так!

Как видите, необходима была стандартизация, иначе измерение расстояний превращалось в постоянную арифметическую работу по пересчету мер длины.

Соответственно на Международной гидрографической конференции в Монако в 1929 году была принята международная морская миля (International Nautical Mile), которая стала равна ровно 1852 метрам!

В чем измеряется скорость на море?

Мера скорости на море называется узлы! Запутанно как то на первый взгляд. Но это просто название, для краткости и удобства. А с определением скорости все довольно просто. 1 узел равен одной морской миле в час. Или 1,852 километра в час (км/ч), или 0,514 метров в секунду.

Почему узел?

Почему узел как мера скорости судна распространен и применяется до настоящего времени? Дело в том, что судно, идущее на скорости 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Соответственно такая мера скорости удобна при навигационных расчетах.

Прогулки иногда бывают очень познавательны.

Приятных путешествий! И добавляйте сайт в закладки! Будет много интересного!

Друзья! В своих стремлениях сделать что-то хорошее для этого мира мы решили на начало весны запустить проект с условным названием «Добро». Мир большой...

Прачечная самообслуживания. Фото: Vladimir Shveda Задумались о необходимости прачечных самообслуживания, когда переехали в Калининград. Пока ждешь...

4. Морские меры длины и скорости.

На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места. На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).

Таблица 1

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА.

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

мили

км

мили

км

мили

км

0. 3

1, 2

2, 1

7, 6

5, 7

10, 6

19, 8

9, 3

17, 2

0, 6

1, 6

3, 0

7, 9

5, 9

10, 9

21, 3

9, 6

17, 8

0, 9

2, 0

3, 7

8, 2

6, 0

11, 0

22, 1

9, 9

18, 3

1, 2

2, 3

4, 3

8, 5

6, 1

11, 2

24, 4

10, 3

19, 0

1, 5

2, 6

4, 8

8, 8

6, 2

11, 4

25, 9

10, 6

19, 6

1, 8

2, 8

5, 2

9, 1

6, 3

11, 6

27, 4

10, 9

20, 2

2, 1

3, 0

5, 6

9, 4

6, 4

11, 8

29, 0

11, 2

20, 7

2, 4

3, 3

6, 1

9, 8

6, 5

12, 0

30, 5

11, 5

21, 3

2, 7

3, 5

6, 5

10, 1

6, 6

12, 2

32, 5

11, 8

21, 8

3, 0

3, 6

6, 7

10, 4

6, 7

12, 4

33, 5

12, 1

22, 4

3, 4

3, 8

7, 0

10, 7

6, 8

12, 6

35, 1

12, 3

22, 8

3, 7

4, 0

7, 4

11, 0

6, 9

12, 8

36, 6

12, 6

23, 3

4, 0

4, 1

7, 6

11, 3

7, 0

13, 0

38, 1

12, 8

23, 7

4, 3

4, 3

8, 0

11, 6

7, 1

13, 1

39, 6

13, 1

24, 4

4, 6

4, 5

8, 3

11, 9

7, 2

13, 3

41, 2

13, 3

24, 6

4, 9

4, 6

8, 5

12, 2

7, 3

13, 4

42, 7

13, 6

25, 2

5, 2

4, 7

8, 7

12, 5

7, 4

13, 6

44, 2

13, 8

25, 6

5, 5

4, 9

9, 1

13, 1

7, 5

13, 9

45, 7

14, 1

26, 0

5, 8

5, 0

9, 3

13, 4

7, 6

14, 1

48, 8

14, 5

26, 8

6, 1

5, 1

9, 5

13, 7

7, 7

14, 2

51, 8

15, 0

27, 8

6, 4

5, 3

9, 8

14, 0

7, 8

14, 4

54, 9

15, 4

28, 5

6, 7

5, 4

10, 0

14, 9

8, 0

14, 8

57, 9

15, 8

29, 2

7, 0

5, 5

10, 2

16, 8

8, 5

15, 7

61, 0

16, 2

30, 0

7, 3

5, 6

10, 4

18, 3

8, 9

16, 5

Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние. Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов - одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень - одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов). Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).

Километр - основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.

5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол.


Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Истинный курс судна ИК - это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N M .

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d . Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, - знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

1) МК + (± d) = ИК

и обратная задача:

ИК - (± d) = МК

2) МП + (± d) = ИП или ИП - (± d) = МП.


Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта - знак минус.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

ИП = ИК + КУ п/б,

ИП = ИК - КУ л/б.

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.

2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.

6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов.

Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше. Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.

Отклонение стрелки под влиянием магнитных сил судового железа называется девиацией компаса. Угол, заключенный между нордовой частью магнитного меридиана N М и нордовой частью компасного меридиана N K , называется девиацией магнитного компаса s (рис. 44).

Девиация может быть как положительной - восточной, или остовой, так и отрицательной - западной, или вестовой. Девиация - величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.

Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:

КК + (± s) = МК

или МК - (± s) = КК.

Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:

М K = KK + (± s) = 80 + (+20°)= 100°.

Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать. Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.

После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне. Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.

Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги. Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги. Поправкой компаса D К называется угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана N И и нордовой частью компасного меридиана N K . Поправка компаса D К равна алгебраической сумме девиации s и склонения d , т. е.:

D К = (± s) + (± d).

Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:

ИК = КК + (± D К)

или КК = ИК - (± D К).

На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.

На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:

Компасный курс КК - угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.

Компасный пеленг КП - угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.

Магнитный курс МК - угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

Магнитный пеленг МП - угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.

Истинный курс ИК - угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.

Истинный пеленг ИП - угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

Девиация s - угол между линией компасного меридиана N K и линией магнитного меридиана N M .

Склонение d - угол между линией магнитного меридиана N M и линией истинного меридиана N И.

Поправка компаса D К - угол между линией истинного меридиана N И и линией компасного меридиана N K .

Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений. Для выполнения этого правила необходимо запомнить последовательность: И K - d - MK - s - КК. Если из ИК алгебраически вычесть склонение d , то получим рядом стоящую вправо от ИК величину МК; если из МК вы чтем алгебраически девиацию s , то получим рядом стоящую вправо от МК величину КК. Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d - склонение и s - девиацию, то получим КК. При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК. Если к магнитному курсу алгебраически прибавить склонение d , стоящее слева от магнитного курса, то получим истинный курс ИК, и, наконец, если к компасному курсу алгебраически прибавить девиацию s и склонение d , представляющие не что иное, как поправку компаса D К, то получим истинный курс - ИК.

Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам. Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов.