Как всё устроено: Моряк на подводной лодке. Сколько у России подводных лодок? Современные подводные лодки России. Подводные лодки ВМФ России

15.09.2019 Виды

ROOT → Вырублено пером

Про параход
1981й год, Енисей, где-то между Красноярском и Подкаменной Тунгуской. По берегам ёлки, ёлки, ёлки... В общем, тайга. Из прибрежных кустов выглядывает фигура неопределённого пола, возраста и национальности, одетая в серый ватник и такие же серые ватные штаны.

Появляется небольшой буксирчик, выполняющий роль плавучего магазина, но в этот момент загруженный совершенно другим товаром. На борту гордо красуется название: "Имени речи Ленина на III съезде комсомола". На палубе стоит пара шезлонгов, на которых загорают две молодые и симпатичные девицы. Из одежды на них только бикини и пляжные шляпы. Из динамиков на всю реку и её окрестности разносится Queen "Ночь в опере".

Перекрывая урчание двигателя параходика и истошные крики Меркури, лязгают, высекая искры, шпаги: на крыше капитанской рубки двое, одетые в плавки и шляпы с плюмажем, исступлённо фехтуют. На корме, завёрнутый в простыню бородатый мужик, вдохновенно читает Вергилия.

Всё это чинно проплывает мимо и, сливаясь с горизонтом, плывёт себе дальше, на север. Фигура провожает буксир взглядом, не в силах сделать ни единого движения, и долго ещё не отходит от реки, пытаясь осмыслить увиденное.

Про негров
Мы со старшим сыном и женой на свежекупленном жигуле-пятёрке ждём погрузку на паром в Швеции. Позади две недели путешествий по Скандинавии, впереди Финляндия, Питер и Москва. Светит солнышко, плещется море... В общем, идиллия. Денег почти не осталось, ну да и ладно...

Справа вторым рядом, утробно урча мощным двигателем, подваливает сверкающий на солнце лимонно-жёлтый Порш-кабриолет. За рулём сидит очень чёрный и тоже сверкающий на солнце негр - жизнь явно удалась! Он за рулём новенького Порша, а на соседнем сидении с ним - очень рельефная блондинка, можно даже сказать роскошная. Из поршевских динамиков бодро несётся умца-умца, от чего наш жигуль тоже начинает тихонько подпрыгивать, желая поучаствовать в этом празднике жизни. Негр сидит с задранной к верху головой, одна рука на руле, вторая - на блондинке, впереди - отпуск, море, солнце...

Тут на заднем сидении жигуля завозился мой ребёнок, которому надоела книжка и стояние на одном месте. Он решил прогуляться. С характерным скрипом задняя дверь пятёрки открывается и с грохотом впечатывается в бок Поршу! Умца-умца прекращается, солнце скрывается неведомо куда. Следующее мгновение, которое я осознаю: мы с негром стоим голова к голове и внимательно смотрим на место удара. Носятся мысли о задержке в порту, отсутствии денег и полной заднице.

Хорошая машина - Порш! И красят их замечательно!!! Никакого следа от удара нет! Мы с негром медленно распрямляемся, глядя друг-другу в глаза и, не говоря ни слова рассаживаемся по машинам. Негр сер, тих и печален. Смотрит строго вперёд, обе руки на руле. Море не плещет. Солнце не светит. Ждём посадку на паром. Впереди - тяжёлая дорога до Москвы.

Про капитанов
Одна моя знакомая семейная пара сплавлялась по Зеленчуку (это речка на Кавказе, быстрая и с камнями). Капитанствующий муж увидел, что их несёт на здоровенный камень, и что они явно камушек этот не минуют. Тогда он спокойно так говорит своей жене:

Смотри, что сейчас будет! - и прыгает из лодки. Жена, видя такое дело, и проклиная мужа нехорошими словами, тоже вывалилась в воду. Ну а потом на берегу, согревшись и успокоясь, начала задавать вопросы, перемежая их постукиваниями веслом по мужниной голове:

Ты чего, гад, прыгнул?! Сказать, что-ли не мог, что камень, что не обойдём, что отстреливаемся?!!!

Муж, уворачиваясь от весла, и постоянно меняя направление движения, отвечал кротко и разумно:

Ну смотри: я бы тебе сказал: "Отстреливайся!" Ты бы спросила: "А почему?" Я бы ответил: "Чемодан по курсу!" Ты бы спросила: "А может выгребемся?!" Я бы ответил: "Не сможем!" И тут нас бы как раз и навалило на камушек, развернуло бы люками к камню, тебе сломало бы ноги вторым шпангоутом, а я бы просто так захлебнулся, без мучений."

К стати, хороший критерий правильной семейной пары: когда один говорит что-то быстро сделать, то второй сперва делает, а только потом устраивает разборки.

Про сервис
Позвали меня большие начальники с собой на тусовку куда-то в горы. На выездной митинг. Они позвали - я поехал. Привезли куда-то в Альпы в гостиницу. Гостиница с 5ю звёздами в Альпах - это очень хорошая гостиница! В фойе кто-то на пианино джаз играет, кругом мрамор, дерево и стекло. Стоит показаться с пакетом на людях, как местные служители отдыха тут же норовят его отобрать и донести до места. В общем, красота.

Шмотки разложил, по округе прогулялся, поужинал и засел в номере книжку читать недалеко от мини бара. Вокруг какие-то немыслимые интерьеры, кресло тоже, ничего себе, удобное. Стук в дверь. Открываю. На пороге стоит симпатичная девица в униформе отеля.
- Добрый вечер! Я пришла подготовить вас ко сну.
Я человек глубоко женатый, почти положительный... Но кто их знает, с их сервисом!..
Сказал, что, дескать, ради бога, проходите, готовьте, я не против. А сам бухнулся обратно в кресло и жду, что дальше будет.

Девица, мило улыбаясь, стягивает покрывало с кровати и исчезает в ванной. Ну тут у меня пульс стал уже просто зашкаливать и во рту сухость образовалась. Сижу сам не свой, жду продолжения.

Слышу, дверь в ванную открывается, появляется эта фея с полотенцем, но, как ни странно, совершенно одетая. Расстилает полотенце перед кроватью, из передника достаёт шоколадку и водружает её на прикроватную тумбочку.

Спокойной ночи - говорит - приятных снов.
Улыбается и исчезает.

Чего было больше, облегчения или разочарования, я до сих пор не понимаю. В общем, ну их на фиг эти 5 звёзд!

Про жизнь
Несколько лет назад сидел я на берегу Средиземного моря, жарился на солнце, курил - в общем ленился. Шумное разноязыкое сообщество отдыхающих под наёмными зонтиками шумело и колыхалось далеко от меня и совершенно не мешало созерцанию моря, неба и белого парохода вдалеке.

И тут мимо меня к морю прошла девочка, уже почти девушка. Тоненькая, изящная, с удивительно красивым лицом, светящимся изнутри! Про лень, солнце, сигарету я забыл сразу. Когда она неторопливо зашла в воду и поплыла, я забыл и про всё остальное. Она скользила в воде, не оставляя брызг, такая же естественная и прекрасная, как и на суше. Эта девочка была настоящим произведением искусства и, казалось, что смотреть на неё можно бесконечно!

Созерцанию несколько мешали визгливые вопли, раздающиеся сзади, и я обернулся с досадой... Позади сидело большое итальянское семейство с корзинками, зонтиками, едой, кучей детей, маленьким лысым папашей и маменькой всего этого колхоза - огромного размера матроной, каковая и являлась источником помех. И тут я с ужасом увидел за слоями жира, сала и полусмытой косметики то же ангельское лицо, изменённое годами жизни, многочисленными родами и неумеренным обжорством! За моей спиной визжало будущее девочки-богини во всей своей средиземноморской красе.

Про эротику и стыд
В 1976 году в возрасте 14ти лет я с бабушкой попал в Данию. Долго объяснять, как это произошло, факт - попал. Ходить по улицам было невыносимо! На каждом углу попадались девицы и тётеньки в майках без бюстгальтеров, а некоторые (о ужас!) лежали на газонах совсем без маек! Чтобы сохранять рассудок, то и дело приходилось поднимать глаза к небу и разглядывать облака. В моде были тогда узкие джинсы и мне, в свежекупленных штанах, было совсем не до смеха. Это было стыдно, но и приятно:-)

Когда пришло время уезжать, то естественно, правдами и неправдами закупил я себе Playboy и Playgirl. Муки, которые я испытывал, подходя к киоску за журналом, не идут ни в какое сравнение с первой закупкой презервативов! Однако тётке было настолько наплевать на то, что именно я покупаю, что успокоился я быстро. Это было стыдно, страшно, но недолго:-) Естественно, бабушка ничего не знала и журнал благополучно поехал со мной назад в СССР. То, что Playgirl - напрасная трата денег, я понял почти сразу и выкинул красивых голых дядек в ближайшую помойку.

Перед границей я засунул журнал за ремень штанов сзади и надел сверху джинсовую куртку. Когда пришли пограничники, я хладнокровно прислонился спиной в коридоре перед купе к стеночке и ждал, пока закончится процедура. Почему-то это было совсем не страшно, да и не стыдно.

Где-то через месяц бабушка узнала о провезённой мной контрабанде... Большого скандала не было. Она села на стул и горько заплакала, объясняя мне, непутёвому, что если бы меня с этим журналом на границе накрыли, то её, возможно, никогда больше не пустили бы поехать к дочери. Да и дочку вполне могли больше в СССР не пустить.
Вот тут мне и правда стало стыдно.

Про советскую моду
Мы с приятелем в 17 лет после школы ходили на Кузнецкий 14, в дом моды, хотели на работу устроиться. На стук в дверь вышла тётя гренадёрского роста и очень страшного вида: серая кожа, мешки под глазами, широченные плечи и сплошные кости. Нависая над нами, она спросила, а что, собственно, нам тут надо?

Мы перепугались до смерти, но тем не менее ответили, что работу ищем после школы, на несколько месяцев... Вышла вторая, чуть пониже, но тоже страшная. Посмотрела на нас плотоядно и ухмыльнувшись ярко накрашенным ртом предложила поставить нас на уборку обрезков... Мы стояли ни живы, ни мертвы с полным ощущением того, что надо нашими потенциальными трупами склонились две гарпии и жить нам осталось недолго. Но тут на наше счастье появилась третья тётка, вполне нормального тёткинского вида и узнав, что за шум, сказала, что работник мужеска пола у них тут только один и ему уже за 80, а нам 18ти нет, по этому не может взять она ни грех на душу, ни нас на работу. С тем мы и отбыли. Но с тех пор советская мода прочно ассоциируется у меня со страшной костлявой тёткой, с полным набором следов "после вчерашнего" на лице.

Про призвание
Мой университетский приятель стал миллионером. В Америке. Так получилось - стартап, в котором он программировал и имел долю, был очень удачно продан. Мужик неделю думал и купил дом, себе Лексус, жене Лексус и дочке малолетней детскую коляску той же фирмы.

А денег всё ещё ну очень много остаётся. Тогда он решил играть на бирже. Проиграв приличную сумму, остановился. И решил учиться играть на гитаре. Засел в своём любимом подвале и учился, учился... Нифига не выходит. Как жить?! Пошёл он тогда стандартным русским путём - запил. Пьянство и лечение от алкоглизма слегка уменьшило неподъёмную тяжесть богатства, но остался вопрос: а делать-то что?

Вылез он из своего подвала на свет божий и тут выяснилось, что дочка за время его исканий выросла, похорошела и вышла замуж! И её муж открыл стартап, и в этот стартап нужны программисты. И сел мой приятель обратно за комп и снова начал программировать. И занимается этим с большим удовольствием.

Вот, пожалуй, и всё.

Многие запреты для моряков-подводников по сути идентичны для флотов разных стран и в чем-то совпадают с ограничениями, налагаемыми на представителей других родов войск – пехоты, авиации и прочих.

Так, морякам-подводникам запрещается в неустановленное распорядком время ложиться на койки, в том числе в обуви и верхней одежде, облокачиваться или садиться на непредназначенные для этого предметы.

Строжайше запрещены любые игры на вещи или деньги. Не дозволяется просто играть в карточного «Дурака». Кроме того, серьезное наказание ждет тех, кто пронес на подводную лодку спиртные напитки или, того хуже, наркотические вещества.

Тем не менее, в российском подводном флоте установилось за правило давать моряку по 100 граммов красного вина в день. Делается это для улучшения работы пищеварительного тракта, поскольку ограниченное пространство субмарины зачастую не дает подводникам достаточно места для полноценного движения.

Также строго запрещен выход личного состава наверх в штормовую погоду. Под запретом находятся и спортивные упражнения вроде отжиманий и поднятия гири.

Все дело в искусственном воздухе, которым дышат подводники. Он содержат повышенную концентрацию двуокиси углерода СО2, а физические нагрузки оказывают колоссальное влияние на сердце. В таких условиях это может привести к серьезным осложнениям для здоровья моряка. Единственные развлечения на подводной лодке – шахматы и домино.

Что касается курения, то оно запрещено во время нахождения лодки под водой. Разрешается только в надводном положении на мостике с разрешения командира судна. Тем не менее, на субмаринах последних поколений имеются специальные курительные комнаты. Они должны быть обязательно обеспечены пепельницами и емкостями с водой. Стряхивать пепел на пол и засорять комнату запрещено.

Подводные лодки, являющиеся составной частью ВМФ, выполняют ряд важнейших задач, связанных с безопасностью РФ в Мировом океане и внутренних водах. В настоящее время на вооружении в России состоит несколько разновидностей подобной военной техники.

Типы подводных лодок

Суверенитет государства на 2018 год охраняют субмарины:

  • дизель-электрические;
  • атомные.

Оснащаться лодки при этом могут ракетами:

  • крылатыми;
  • баллистическими.

Дизель-электрические модели могут относиться к технике многоцелевого или специального назначения. В середине прошлого века в СССР была построена и одна парогазотурбинная лодка. Однако после произошедшей на ее борту аварии она больше не восстанавливалась. В последующем такие лодки в стране не строились.

Атомная подводная техника, помимо всего прочего, может быть:

  • торпедной;
  • многоцелевой;
  • специального назначения.

Поколения подводных лодок

Таким образом суда начали классифицировать после ВОВ на основании их боевых характеристик в условиях противолодочной обороны. Возникло понятие «поколение» при появлении атомных подводных субмарин. В то время, в условиях жесткой гонки вооружений, важно было проводить радикальную модернизацию АПЛ. В результате усилия инженеров привели к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.

В настоящее время в России разрабатывается пятое поколение атомных подводных лодок. Приступили к проектированию этих судов в марте 2014 года. Предположительно выпуск такой боевой техники проекта «Хаски» серийно начнется в период с 2020 по 2030 год.

Сколько в России на сегодняшний день

Располагает ВМФ РФ на 2018 год 72 единицами такой военной техники. Состоят на вооружении в стране 13 разных проектов лодок. При этом суверенитет России защищают:

  • атомные лодки с баллистическими ракетами в количестве 13 шт.;
  • атомные с крылатыми ракетами - 9 шт.;
  • атомные многоцелевые - 18 шт.;
  • атомные спецназначения - 8 шт.;
  • дизельные специального назначения - 1 шт.;
  • дизельные других типов - 23 шт.

Самая первая модель

Итак, мы выяснили. В настоящий момент их 72. Суверенитет страны в наши дни защищает мощная техника этой разновидности с отличными боевыми характеристиками. Российские подводные лодки оснащены новейшими навигационными комплексами, могут обнаруживать цели на самых дальних расстояниях, имеют быстродействующее вооружение.

Сама же военная техника этой разновидности у нас в стране существует более 100 лет. Первую подводную лодку в России, принятую на вооружение, построили в начале прошлого века. Примитивный прототип же подобной техники был сконструирован в государстве еще при Петре I. Автором этой, по сути, самой первой лодки был умелец из города Сестрорецка Ефим Никонов. Испытывал свое изобретение мастер в присутствии самого царя. Представляла собой подводная лодка Никонова некое подобие огромной бочки. Помимо всего прочего, на ней был установлен прототип перископа. Передвигалась лодка посредством обычных весел. Поместиться в ней при необходимости могло до 8 человек.

Назвал свое детище Ефим Никонов «потаенным судном». Погружения лодки дважды проходили успешно. Однако испытания ее перед Петром I, к сожалению, окончились неудачей. Лодка ударилась о грунт, в результате чего ее дно было проломлено. Позднее мастер пытался отремонтировать свое детище, но в лодке снова обнаружилась течь.

Подводная техника царской России

Настоящие суда этого типа у нас в стране начали выпускаться еще в 1902 году. Тогда в обстановке строжайшей секретности царским правительством была построена небольшая субмарина «Петр Кошка». По сути, боевой лодкой это судно не являлось. Использовалось оно для диверсий в гаванях. Полноценное же подводное судно в Российской империи построили в 1904 г. Эта лодка была бензин-электрической и называлась «Дельфин». Из ВМФ она была исключена в 1917 году.

Несмотря на то что первое судно этой разновидности было построено в стране в 1904-м, официально днем образования подводного флота в России принято считать 19 марта 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о выводе из состава миноносных сил первых 20 подводных судов.

С 1904 по 1908 г. в России были реализованы проекты «Касатка», «Карп», «Кета», «Сом», «Осетр». Позднее выпускались лодки «Кайма», «Акула», «Почтовый» и другие. Последней разработкой царского правительства перед революцией стали суда типа «Барс».

Подводные лодки СССР

Первым проектом в России после революции стал «Декабрист». Эти лодки, в отличие от «Барсов», были двухкорпусными. Каждое из шести построенных в молодой республике судов этой серии оснащалось восемью торпедными аппаратами и двумя орудиями. Экипаж лодок состоял из 47 человек.

К началу ВОВ подводных лодок у ВМФ России было уже 212 экземпляров. Помимо уничтожения вражеских кораблей, они в военные годы использовались для установки минных заграждений, разведки, перевозки людей и горючего. С 1941 по 1945 гг. орденом Красного знамени было награждено 23 лодки. 12 при этом стали гвардейскими, а 4 - еще и краснознаменными.

Самой результативной же подводной лодкой страны стала С-56, заложенная в 1936 г. Прославилась она, помимо всего прочего, тем, что стала первым советским судном, совершившим кругосветное путешествие. Длился поход субмарины 67 дней, и за это время она пережила 3 вражеских атаки.

Первая атомная подводная лодка

В годы ВОВ для выполнения боевых задач использовались дизель-электрические подводные суда. Первая же атомная лодка была построена в стране в 1959 г. Называлась она «Ленинский комсомол». Первой в мире эта субмарина не стала. До нее было построено еще две лодки. Свое название судно унаследовало от стоящей на вооружении ранее М-106. Эта лодка погибла во время боевых действий в 1943 году.

В 1962-м это судно прошло под океанскими льдами и всплыло на Северном полюсе для водружения флага СССР. Поскольку эта лодка была принципиально новой и строилась в спешке, она, к сожалению, постоянно требовала ремонта. 8 сентября 1967 г. на судне произошел пожар, в результате которого погибло 39 человек. Но взрыва торпед, в том числе и с атомными боеголовками, экипажу удалось избежать. На базу лодка вернулась самостоятельно.

Выведена из эксплуатации первая советская атомная субмарина была в 1991 г. На настоящий момент лодка переделывается с целью организации на ее борту музея. Осматривать экспонаты посетители смогут на ее борту непосредственно под водой.

Положение дел сегодня

Новые подводные лодки России, проекты которых воплощаются в жизнь на настоящий момент, имеют неплохой потенциал. Но еще в 90-х прошлого века в связи с известными событиями российский ВМФ пребывал в плачевном состоянии. Существовала подобная ситуация в стране вплоть до 2000 года. Толчком к новому развитию подводного флота страны стала трагедия, случившаяся с судном «Курск». Именно после этого события общество нашей страны осознало, в каком плачевном состоянии находится ВМФ РФ.

В последующие годы правительство России осуществило ряд реформ флота. Касалось это как улучшения материального состояния, так и подготовки личного состава. Кризис, начавшийся в 90-х, удалось преодолеть. Однако еще и в настоящий момент боеспособность подводного флота у нас в стране ниже, чем во времена СССР. Даже судов в Советском Союзе было больше - 250. Сегодня же ответом на вопрос о том, сколько у России подводных лодок, являются 72 единицы. То есть почти в 4 раза меньше. К тому же некоторые суда сегодня проходят реконструкцию и модернизацию на верфях.

Современные подводные лодки

Но как бы там ни было, некоторых улучшений во флоте РФ добиться все же удалось. Количество подводных лодок в России в последнее время увеличилось. Не так давно в стране начали реализовываться два проекта атомных субмарин:

  • 955 «Борей», пришедшие на смену устаревшим 667 БДР «Кальмарам»;
  • суда с крылатыми ракетами 885 «Ясень».

Современные подводные лодки России «Борей» являются составной частью правительственной программы стратегической обороны. Поэтому их строительство на данный момент носит приоритетный характер. Лодки «Ясень» имеют лучшие, чем «Борей», характеристики. Однако и стоят они при этом в два раза дороже. Каждое такое по индивидуальному заказу.

Подводные лодки США и России

США и РФ на настоящий момент являются двумя державами, имеющими самый развитый подводный флот. При этом специалисты считают, что американский, разработанный по большей мере во времена холодной войны, имеет большой атакующий потенциал. Флот РФ на настоящий день малочисленнее. Сколько у России подводных лодок, мы выяснили - 72 штуки. Однако оборонный потенциал ВМФ в этой сфере в последнее время все же пополняют новые экземпляры. Для ВМС же США новых подводных лодок не разрабатывалось уже довольно давно.

29/07/2010

Мало кто задумывается о том, что уже само погружение на подлодке – настоящий героизм. Ведь выдержать 3 месяца под водой – а именно столько длится стандартный боевой поход – могут лишь единицы. Капитан первого ранга Евгений Голованов с 1977 по 1984 год был старшим помощником командира атомного ракетного крейсера проекта 667. На его счету 16 боевых походов. Он рассказал о том, как самые обыденные действия на глубине превращаются в подвиги.


- В ы плавали и на дизельных, и на атомных лодках. Сильно они отличаются?
- Дизельная лодка не обладает большой автономностью - по ночам ей нужно всплывать, чтобы заряжать дизельную установку и пополнять запас воздуха. Для членов команды это огромный плюс - они могут выйти наверх, дышать, видеть море. Минус таких лодок в том, что после погружения все стараются экономить воздух и электричество. Ни о каких кондиционерах не может быть и речи, так что температура в лодке прыгает - в Северном Ледовитом океане ужасно холодно, а в теплых широтах в отсеках как в бане - 45-50 градусов. Все сидят в трусах и вытирают пот. На атомной лодке таких проблем нет - все электричество обеспечивает атомный реактор. За это «удовольствие» расплачивается команда, которая не видит белого света 3 месяца. Зато дизельная лодка практически бесшумна под водой. Погрузилась - и попробуй найти ее!

- Каждый способен стать подводником?
- Отнюдь! Подводник - это не профессия, а судьба и вера! Лодку можно либо полюбить, либо возненавидеть. У нас в училище все мечтали стать подводниками. После первого курса мы приехали в Кронштадт и спустились в дизельную лодку. Тесная, темная, со спертым воздухом. Когда поднялись наверх, половина курсантов не захотели быть подводниками. Нас осталась половина. После третьего курса мы снова были на практике, после которой отсеялось еще 25 процентов. А после четвертого курса испытали на себе первое погружение. Большинство пришли в ужас. И вот нас осталось только 10 процентов. Все остальные пошли служить в надводный флот.

- Каково это - быть подводником?
- Это не просто трудно, а подчас даже невыносимо. Человек не может жить без пяти составляющих: воздуха, солнца, земли, воды и огня. А подводник этого ничего не видит. И днем и ночью одна картина - отсеки. И так 3 месяца подряд. Это максимальный срок пребывания под водой, который может выдержать человек. Хотя сама атомная подлодка может находиться, не всплывая, под водой в течение 10 лет при полном заряде тепловыделяющих элементов ядерной установки. Ограничение здесь люди, а не железо. Не нужно даже всплывать, ведь воздух подлодка производит из морской воды - мы разлагаем морскую воду (H2O) на кислород и водород. Выделяем и сбрасываем за борт соль. Кислород идет в лодку, а водород - за борт. А ядерный реактор вырабатывает электричество. В надводном положении в море этих лодок никто не видит, они всегда под водой. Сверху чистый океан — а внизу, как суп с клецками, куча всевозможных лодок всех стран.

- А какой он - воздух, сделанный из воды? Есть у него специфический запах?
- Есть. Это запах пластика от приборов на лодке. А в трюмах - специфическое амбре от насосов. Главная проблема - в условиях подлодки в воздухе всегда присутствует углекислый газ. Его уровень технически невозможно сбросить ниже отметки 0,3 процента. Врачи установили, что при такой концентрации, если находиться в этой атмосфере 2000 часов (как раз 3 месяца боевой службы), в организме начинаются необратимые процессы: нарушение обмена веществ, проблемы с иммунной системой, печенью, почками. Это все приводит к резкому ухудшению здоровья. Но, когда люди молодые, они этого не замечают. Иногда система очистки дает сбой, и объем углекислого газа возрастает. Если он составляет 1 процент, у всех начинается дикая головная боль. Если более 1,5 процентов, люди желтеют, как пергамент.

- Как же люди выдерживают эти условия?
- Их питает надежда! На глубине часто даже путаешь день с ночью — смотришь на часы, а там 12. И ты думаешь: полдень или полночь? Все ведут календарь, отмечают, сколько осталось. И часто путаются: один говорит, что осталось 40 дней, другой — 42, третий — вообще 45. Люди находятся в режиме биороботов. Все постоянно заняты, думать некогда. И самое интересное, что, когда до конца службы остается дней 10, люди начинают выходить из этого состояния. Когда остается неделя, с людьми начинает твориться ужасное — они не могут уснуть, их трясет. Надо спать, а человек начинает думать о том, как увидит землю, жену, детей. И когда звучит команда «Сутки до всплытия» - вообще никого не загнать спать. Счастливее подводника нет никого! Когда ты всплываешь, и там, наверху, например, зима и жуткая метель, все просятся наверх и с вожделением смотрят на снег. У всех текут слезы от радости! Ты снова ощущаешь этот свет. Людям на земле этого никогда не понять! А еще там, на берегу, экипаж встречают семьи! Они тоже ждали, готовились. Мне жалко людей, которые никогда не испытывали таких эмоций!

- Чем под водой кормят?
- В те годы, когда в СССР были пустые прилавки, на подлодке имелось все, что только можно было себе представить. Кормили нас 4 раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Как правило, первые 2-3 недели мы ели свежее мясо и яйца, которые хранили в рефрижераторах. А потом переходили на еду из банок - превосходного качества ветчину и тушенку. В магазинах такое не продавалось, это был эксклюзив Министерства обороны. Были мед, хорошее сухое вино (каждый день по 50 грамм), необходимое, чтобы поддерживать аппетит. На 3 месяца мы обычно загружали 300 тонн провизии.
Хлеб либо сами выпекали, либо получали так называемый хлеб замедленного черствения, внутри проспиртованный и расфасованный в специальные пакеты, из которых выкачан воздух. Если разорвешь пакет, есть хлеб невозможно из-за спирта. Кок закладывает его в специальные печи. За 10 минут спирт выпаривается, и достаешь свежайший хлеб - как будто только из пекарни. Помню, была еще сырая картошка в собственном соку, уже почищенная в запаянных банках. Раз в сутки выдавали по 15 граммов шоколада и вяленую рыбу. Как правило, офицеры не ели ни рыбу, ни шоколад, ни красную икру. Все копили. Тогда же вообще ничего не было в магазинах! А ты возвращаешься домой с пятью банками икры, несешь мешок шоколадок. Отдаешь его детям, те в восторге!

- Как решался вопрос с отходами?
- Отходы закачиваются в специальные мешки и выстреливаются за борт с глубины. Поверхности они не достигают, так как мешки специально заправляются водой. Это необходимо, чтобы не расшифровывать лодку. Так что этими отходами лакомятся акулы и киты. Что касается отходов гальюна, то, когда наполняется специальный баллон, матрос выстреливает продукты жизнедеятельности человека за борт.

- Видели ли вы Бога на глубине?
- Большинство людей приходят на лодку атеистами. Но после нескольких боевых служб превращаются в глубоко верующих, понимающих: что-то такое есть! Мы все знаем, что нас под водой защищает Бог. Помню такой случай: сплю как-то ночью, и вдруг меня как будто что-то разбудило, заставило встать. Иду в центральный пост и вижу: лодка «тяжелая» из-за того, что за борт не сбросили лишнюю воду. Если лодка «тяжелая», то при остановке двигателей она тут же пойдет на дно, затонет, и ты уже ничего не сможешь сделать. Я тут же разобрался, излишек воды сбросили за борт. Опять лег, а через 10 минут из-за ошибки матроса ядерный реактор встает в аварийную защиту, турбины останавливаются. Если бы лодка была «тяжелой» - мы бы сразу все погибли. И вот тогда я понял: какая-то сила оберегает меня, хочет, чтобы я вернулся. Был еще случай, когда мы серьезно разбились, маневрируя подо льдом. С трудом добрались до базы. Я тогда подумал: мне больше в жизни ничего не нужно, я хочу просто еще раз увидеть землю и семью, и тогда я буду самым счастливым человеком в мире! И я дошел. Я действительно счастлив сейчас. Мне ничего не нужно, радуюсь каждому мгновению. На подводных лодках неверующих людей нет. Бог — он за подводников, он за нас.

- Лодка женского или мужского рода?
- Женского. Лодка, без всяких преувеличений, живая. Бывает, разговариваешь с ней. Возвращаешься домой - похлопываешь ее по металлу и шепчешь: «Давай, дорогая, осталось немножко. Потерпи! На тебя вся надежда». И, когда приходим, она встает, умолкает. Смотришь на нее - и такое ощущение, что у нее аж рубочные рули обвисли, настолько она устала. И говоришь ей: «Спасибо тебе, родная!»

- Можно ли сравнить подводную лодку с космическим кораблем?
- Не только можно, но и нужно. Все, что на нас испытывали, потом передавали космонавтам. Только после нас они стали применять системы очистки воздуха. Я считаю, космонавтам намного легче, чем нам. Их гораздо меньше в замкнутом помещении. С ними постоянно общаются, у них есть иллюминаторы, они видят Солнце, Землю. А мы уходили и не могли выходить на связь в течение всех этих месяцев. Связь была только односторонняя — нам передавали информацию по радиоканалам, но отвечать мы не имели права, чтобы не дешифровать лодку. Мы можем уйти и через неделю утонуть, а об этом никто не узнает. Будут нам 3 месяца давать информацию, через 3 месяца придут в точку встречи, а мы не всплывем. И только тогда по флоту пойдет тревога.

В американских фильмах часто показывают ситуацию, когда капитан субмарины, наплевав на приказы, самостоятельно запускает ядерные ракеты. Такое возможно?
- Это полная чушь! Командир технически не может самостоятельно запустить ракеты. Нужно по нескольким каналам получить сигнал, в котором будет содержаться информация с кодами. Эти коды вводятся, и лишь тогда ракеты готовы к запуску. Решение о нем принимает только верховный главнокомандующий, то есть президент. Более того, вводя коды, мы даже не узнаем, куда полетят ракеты. Так что впечатлительные люди могут спать спокойно.