Коммуникации в системе управления и управленческая информация. Управление коммуникациями

21.09.2019 Виды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие коммуникаций, их роль в менеджменте. Содержание коммуникационного процесса, его этапы. Характеристика ООО "Volga marketing family". Исследование коммуникационного процесса в управлении организацией. Рекомендации по коммуникации внутри организации.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Сущность и классификация коммуникаций. Определение коммуникационного процесса в управлении. Понятие межличностных коммуникаций. Взаимодействие между элементами управленческой структуры. Развитие электронных коммуникаций. Модели коммуникаций и их элементы.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2009

    Сущность коммуникационного процесса, его структура и основные этапы, значение в деятельности организации. Оценка качества коммуникаций и эффективности управления. Виды внутрифирменных и внешних коммуникаций, типы барьеров и методы их преодоления.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Понятие, элементы, содержание, классификация, типы и формы коммуникации. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Характеристика основных этапов коммуникационного процесса. Анализ информационных технологий и коммуникаций в управлении.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Понятие и основные типы коммуникаций. Коммуникационные стили и сети. Анализ коммуникационного процесса фирмы ООО «МАС» на основе анкетирования подчиненных и руководителей. Правовое обоснование рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в ООО "МАС".

    дипломная работа , добавлен 18.12.2012

    Элементы коммуникационного процесса. Цель и способы коммуникации, оценка ее эффективности. Формы внутриорганизационных коммуникаций. Роль новых технологий в управлении персоналом. Разработка планов коммуникаций. Процесс компьютеризации общества.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2011

    Сущность и структура коммуникационного процесса. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия, основанной на передаче и непрерывном обмене информацией. Принципы деловых формальных коммуникаций. Неформальные элементы общественного мнения.

    Коммуникативная подсистема - относительно самостоятельный элемент системы государственного управления, представляющая собой:

    Сово­купность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении;

    Совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отно­шений в системе государственного и муниципального управления;

    Пространство, в котором формируются и функциониру­ют органы власти и управления.

    Термин «коммуникация» (от лат. communicare - делаю об­щим, сообщение, передача) в смысловом аспекте социального взаимодействия - это обмен мыслями, сведениями, идеями, пере­дача того или иного содержания от одного сознания (коллектив­ного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафик­сированных на материальных носителях. Коммуникация представ­ляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

    Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздей­ствия на оценки, мнения и поведение людей. В системе массо­вой коммуникации особую значимость имеет коммуникация в управлении.

    Управленческие коммуникации - это совокуп­ность информационных связей между субъек­тами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали (внутренняя среда) и с внешней общественной средой.

    Понятие «коммуникация» имеет двойной смысл:

    во-первых , оно фиксирует статику взаимодействия, например акт, письменный документ, несущий информацию, выполняю­щий функции: информативную, эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт, выпол­няющий управленческую функцию (побуждает правоотношения) и через это устанавливающий и поддерживающий фактические контакты.

    во-вторых , фиксирует динамику , процесс взаимодей­ствия, контакты, отношения.

    Взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона - это связи, независимые от характеристики отдель­ных личностей, опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия; это система официальных, служебных отношений, определяемых статусом должностного лица, предпи­саниями, инструкциями, правилами, нормативными актами, кар­тами функциональных обязанностей, штатным расписанием.

    Субъективная сторона - это сознательное отношение людей друг к другу, основанное на индивидуальности. Известно, что люди ведут себя по-разному в одной и той же статусной пози­ции, т.е. придерживаются разных моделей поведения, разных социальных ролей.

    Социальная роль - это модель поведения, направленная на вы­полнение прав и обязанностей, предписанных данному конкрет­ному статусу. Таким образом, статус дает статическую, а роль - динамическую картину социального взаимодействия.

    Коммуника­ция в системе управления - официально, юридиче­ски регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ни­ми определенной самостоятельности и индивидуальности.

    С позиции теории соци­ального взаимодействия орган государственного и муни­ципального управления можно определить как:

    Форму взаимо­действия людей, направленного на выполнение определенной об­щественно значимой функции,

    Социотехническую систему, где системообразующим компонентом выступает человек, совокуп­ность взаимодействующих людей.

    Коммуникационная система реализуется одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержа­ние обеспечивается информационными потоками, объективиру­ет «коллективное единство» в организации. Отношения - субъ­ективная составляющая коммуникационного процесса.

    Взаимодействие обеспечивается и выражается через:

    а) систему официальных отношений, регла­ментируемых юридическими предписаниями;

    б) распределение функций (горизонтальная специализация);

    в) субординацию дол­жностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответ­ственности в принятии решений на разных уровнях);

    г) систему коммуникаций - средств и каналов передачи информации, кото­рая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, за­даний), снизу вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу).

    Управленческая деятельность имеет комму­никативный межличностный характер. Коммуникативное взаи­модействие, осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, достоверность, адекватность на всех этапах комму­никативного процесса - при приеме, передаче и переработке ин­формации, во всех элементах его структуры.

    Структура коммуни­кативного процесса условно имеет четыре эле­мента:

    1. Отправитель, лицо, генерирующее идею, или собирающее и передающее информацию.

    2. Собственно информация (сообщение), закодированная с помощью символов.

    3. Канал, средство передачи информации.

    4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

    Управленческие коммуникации образуют несколько блоков:

    А - коммуникации, обслуживающие органы управле­ния . Это функциональное взаимодействие и служебная информа­ция, циркулирующая в структурах всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих непосредственное со­циально-экономическое и политико-административное управление.

    Б - коммуникации, существующие в сфере межличностных отношений госаппарата.

    В - коммуникации, обращенные к обществу , часть ком­муникационной деятельности в системе управления, которая де­лает ее открытой, способной к адаптации, совершенствованию.

    Виды коммуникаций как социальной (гуманитарной) техно­логии в управлении показаны на рисунке.

    На эффективность работы и сплочен­ность служащих влияет используемая в организации модель внутрикоммуникативных сетей.

    Коммуникативные сети подразделяются на централизован­ные (вся коммуни­кация замыкается на руководителе) и децентрализованные (коммуни­кация относительно равномерно распределяется между всеми членами организа­ции). Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, снижают уровень кол­лективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства.

    Известно множество других вариантов коммуникационных моделей:цепочная, звездная, иерархическая . Связи между пере­дающей стороной (коммутатор - руководитель, Р) и воспроиз­водящей стороной (исполнитель, И) существенно различаются.

    При цепочной структуре коммуникаций решение, переда­ваемое с одного конца на другой, становится известно всем ис­полнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой структуре одинаковы, а командный стиль руководства не проявляется. Та­кая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.

    Многозвенная структура коммуникации - наиболее часто встречаемая на уровне первичного коллектива. Здесь все участ­ники коммуникации связаны между собой. Эту модель отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Ярко выражены от­ношения субординации и командования.

    В звездной структуре ярко выражен руководитель, через ко­торого передается вся информация, все связи замыкаются на нем.

    Для иерархической структуры характерны опять же ярко выра­женные административно-командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.

    В реальной жизни имеется еще большее разнообразие ком­муникативных сетей и моделей. Оптимизация коммуникативной структуры - важный элемент интенсификации контактов внут­ри коллектива и управления им.

    Руководитель - это центр коммуни­кативного взаимодействия и информационных потоков, который вы­полняет ведущие информационные роли:

    Пользователя информации - внешней и внутренней, посту­пающей в организацию;

    Распространителя информации - не только через доку­ментооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.);

    Предоставителя информации внешним организациям, за­интересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).

    Выделяют шесть областей коммуникативного взаимо­действия руководителя с сотрудниками.

    1. Прием на работу . Задача - убедить потенциального сотруд­ника в достоинствах работы в данной организации, получить оп­ределенное представление о новом сотруднике.

    2. Ориентация . Задача - ознакомить с базовыми целями ор­ганизации, конкретными программами, условиями их выполне­ния, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллек­тивом задач.

    3. Индивидуальная оценка сотрудников . Задача - сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в дея­тельность организации.

    4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача - представить сотрудникам информа­цию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, при­нимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.

    5. Обеспечение дисциплины . Задача - ознакомить сотруд­ников с действующими в организации правилами, инструкция­ ми, традициями, контролировать их выполнение.

    6. Функционирование . Задача - обеспечить сотрудников не­обходимой служебной информацией, оказывать необходимую ор­ганизационно-методическую поддержку.

    Регулирование и координация индивидуальных усилий с по­следующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.

    Выделяют следующие основные при­чины неэффективной коммуникации .

    » Недостаточное понимание руководителями важности ком­муникаций.

    » Отсутствие у организации обратных связей.

    » Неблагоприятный психологический климат в коллективе. К неверному восприятию информации и ее умыш­ленному искажению приводят недоброжелательные отношения между сотрудниками.

    » Личностные моменты: предвзятость отдельных ра­ботников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к ин­формации, нарушенное эмоциональное состояние и др.

    » Отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т.е. наличие семантических барьеров ком­муникативного взаимопонимания и взаимодействия.

    » Большое количество промежуточных звеньев в коммуникативной цепи.

    Модель коммуникации Ласуэлла

    Коммуникационный менеджмент: категориально-понятийный аппарат

    Коммуникация – передача информации. Общение предполагает личное общение.

    Коммуникационный менеджмент – это сфера менеджмента, занимающаяся проблемами управления системой коммуникации и управления с помощью осуществления коммуникации. (Шарков Феликс Изосимович)

    Коммуникация – это обмен информацией между индивидами через посредства общей системы символов. Общая система символов – это язык.

    Классификация коммуникации :

    1. По субъектам (что изучаем):

    Политическая

    Корпоративная

    Некоммерческая

    Государственно-административная

    Международная

    2. По масштабам объектов (кто изучает):

    Массовая

    Групповая

    Межличностная

    3. По характеру объектов:

    Внутренняя

    Внешняя

    Деловая (профессиональное общение характерно для узкой группы специалистов, а в деловом общении характерно статусно-деловое общение (все роли расписаны))

    4. По вектору движения:

    Горизонтальная (один уровень общения людей)

    Вертикальная (элементы подчинения)

    5. По используемому коду:

    Вербальная (по средствам речи)

    Невербальная

    6. По соотношению прямой/обратной связи:

    Иерархическая (нельзя перепрыгивать через голову начальника)

    Демократическая (более свободный тип общения)

    7. По характеру сообщения:

    Деструктивная (она разрушает устоявшиеся формы отношений)

    Конструктивная (сплачивает людей)

    Нейтральная

    Коммуникативный процесс – непрерывное взаимодействие участников коммуникации. В целях анализа и описания выделают дискретные единицы коммуникации (коммуникативные акты).

    ДЗ: модель ласуэлла, классическая модель коммуникации. Модели коммуникационного процесса. Типологические модели коммуникационного менеджмента (Федотова). Теоретические подходы к определению понятия коммуникационный менеджмент. Найти всевозможные определения, сноски и титульный лист.

    Это совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации и образуют коммуникационную структуру управления.

    Коммуникационная структура управления

    1. По масштабам

    Глобальная (охватывает организацию целиком)

    Локальная (относится только к отдельной ее части)

    2. По особенностям функционирования:

    Централизованная (коммуникации только через одно центральное звено)

    Децентрализованная (или полицентрическая) (значительная часть информации может идти в обход центрального звена).

    Объектом в сфере управления является информация, и именно ее потоками связаны друг с другом звенья управленческой структуры. Информация в системе управления передается по коммуникационным каналам, т.е. линиям связи, возникающим между отдельными элементами управленческой структуры:



    Подразделениями

    Должностями

    Помимо движения содержательной управленческой информации, с помощью коммуникационных каналов осуществляются управленческие и технические связи между элементами управленческой структуры.

    09.03.2013 лекция

    Коммуникационный менеджмент – это теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирование и поддержание имиджа, общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания.

    Внутренний пиар (персонал, корпоративная культура) и внешний пиар (инвесторы, клиенты).

    Коммуникация является элементом системы управления знаниями, связующим звеном в структуре интеллектуального капитала.

    Поскольку экономические системы не могут развиваться без воспроизводства всех видов интеллектуального капитала, без обновления образовательного, культурного и научного потенциала, коммуникативный фактор в развитии экономических систем становится условием экономического прогресса и внутренним элементом устойчивого экономического роста.

    Коммуникационный менеджмент включает:

    Выявление целевых аудиторий

    Разработка коммуникационных стратегий (долгосрочные планы)

    Контроль коммуникации (внутри любой организации есть своя служба безопасности, кто кому что сказал)

    Оценка эффективности коммуникации

    Организация информационного трансфера и диалога

    Формирование корпоративной философии

    Здесь подхода. Японский подход – организация, как семья. Американская модель – ничего личного, каждый сам за себя.

    Корпоративную философию мы продвигаем с запроса руководства.

    Утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях

    Формирование и усиление доверия и симпатии

    Разъяснение позиций и направление организации или персоны

    Утверждение корпоративной идентичности

    Сюда входят элементы корпоративной культуры, дресс-код и т.п.

    Объекты коммуникационного менеджмента:

    1) Клиент и потребители

    2) Персонал организации

    3) Инвесторы и акционеры

    4) Органы власти и структуры местного самоуправления (коммуны)

    Субъекты коммуникационного менеджмента:

    Высшие должностные лица, принимающие стратегические решения по поводу развития организации.

    Формирование коммуникационного менеджмента вызвано:

    Растущей потребностью регулирования взаимодействия сотрудников

    Сокращением дистанций между предприятием и его целевыми группами

    Ростом социальной и экономической значимости, корпоративной идентичности и организационной культуры

    Специализированные функции коммуникационного менеджмента:

    1. Интегрирующая функция – обусловлена использованием новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активностью и творчеством.

    2. Информационная функция – обусловлена знанием закономерности информационного обмена, который совершается для достижения какой-то практической цели, решения какой-то проблемы.

    3. Контактно-устанавливающая функция – от ее реализации зависит успех коммуникативного замысла, поэтому требуется доскональное знание целевой аудитории.

    4. Функция самопрезентации – реализуется при создании имиджа, репутации, которые в свою очередь могут и не соответствовать статусу и коммуникативной роли.

    5. Ритуальная функция – используется в методах работы с персоналом (корпоративные празднества, награждения, чествование по поводу и т.д.), а также осуществляется при официальных церемониях.

    6. Образовательная функция – исследующая коммуникативные навыки целевых аудиторий, реализующая на практике новые идеи, распространяющая достижения в области современной коммуникации.

    Выполнение управленческих функций, взаимодействие между индивидами и социальными группами осуществляются посредством коммуникации и обмена информацией. Понятия информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, как передается.

    Деятельность любого руководителя связана с выполнением следующих процедур и операций:

    получение, проверка и обработка информации;

    разработка и реализация решений;

    контроль и корректировка их выполнения;

    систематизация и хранение данных по выполненным решениям.

    Основным способом реализации этой деятельности является осуществление коммуникаций (от лат. соттитсаНо - буквально означает "общие" или "разделяемое всеми").

    Система коммуникаций достаточно сложна и включает много разновидностей, которые можно классифицировать по ряду признаков (рис. 3.3). Вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При этом выделяются коммуникации по восходящей снизу вверх (мастер - начальник цеха - директор) и по нисходящей сверху вниз (соответственно директор - начальник цеха -мастер).

    Горизонтальные коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации (торговый отдел - планово-экономическая служба - бухгалтерия) либо отдельными исполнителями, а также с деловыми партнерами (фирмами, ассоциациями, компаниями и др.).

    Классификация коммуникаций

    направленности

    По виду отправителя

    По средствам

    передачи информации ные званные средств бальные л е.

    верб Ё С П01

    шчес *евер | ДОК | тех(По виду получателя

    Рис. 3.3. Классификация коммуникаций

    Конкретная коммуникация характеризуется, как правило, совокупностью признаков. Например, рабочее собрание руководителей подразделений на предприятии можно квалифицировать как внутрифирменную, формальную, вертикальную, вербальную и невербальную коммуникацию.

    Кроме того, в менеджменте коммуникации осуществляются разными методами, в связи с этим их можно разделить на следующие группы:

    Познавательные (для передачи или обмена данными);

    Экспрессивные (о чувствах, взглядах, оценках);

    Убеждающие (с целью влияния на клиента или наоборот);

    Социально-ритуальные (для обеспечения норм общения);

    Несловесные (любые другие).

    Коммуникации в организации выполняют следующие функции:

    информативные - передача истинных или ложных сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов решений;

    мотивационные - побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;

    контрольные - отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненное™;

    экспрессивные - способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему; удовлетворение социальных потребностей.

    Эффективность указанных коммуникаций различная. Так, данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных -20-25%, (т. е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

    Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а начальник цеха - около 40%. Коммуникации снизу вверх еще более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения. Причин недостатков в коммуникациях множество, в составе которых можно выделить: недопонимание важности общения, ошибочную установку сознания (например, безразличие), погрешности в формировании сообщения, недостатки памяти людей, неудачный выбор средств обратной связи и другие (рис. 3.4).

    Все многообразие причин неэффективных коммуникаций условно можно разделить на две группы: зависящие от "отправителя" информации и связанные с ее "получателем". Такое деление относительно, так как в отдельных случаях успех общения может определяться действием обеих сторон.

    Нередко руководители недооценивают желание работников и даже руководителей нижнего и среднего уровней быть осведомленными о состоянии дел на предприятии.

    Классификация причин неэффективных коммуникаций

    Причины, зависящие от отправителя информации

    Некачественное построение сообщения

    Причины, зависящие от получателя информации

    Погрешности логики сообщения

    Недостаточная убедительность

    Недостатки организации «обратной связи»

    Отсутствие мобилизующего

    Непонимание важности сообщения

    Неправильная установка сознания

    Неумение ставить вопросы, слушать

    Использование стереотипов

    Неудачный лексический состав

    Недооценка способностей получателя

    Недооценка невербальных коммуникаций

    Слабая память

    Пренебрежение фактами

    Неблагоприятные взаимные отношения

    Отсутствие внимания и интереса

    Предвзятые представления

    Рис. 3.4. Классификация причин неэффективности коммуникаций

    Между тем результаты исследований показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники на 2-3-е место ставят гласность, информированность.

    Установка сознания характеризует отношение человека к происходящим событиям, явлениям, окружению, обусловленное его жизненным опытом. Как причина низкого КПД делового общения она может проявляться в негативном отношении к поступающей информации из-за существующих стереотипов (т. е. на основе устойчивого мнения, порожденного определенными условиями). В результате искажается восприятие сообщения, снижается его результативность.

    Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной.

    Коммуникации можно рассматривать как коммуникационный процесс. При этом они отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми, как явление - представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм.

    В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации. Принята следующая типология коммуникаций:

    Коммуникации между организацией и внешней средой;

    Коммуникации между подразделениями;

    Коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления;

    Межличностные коммуникации;

    Неформальные коммуникации.

    Коммуникация осуществляется путем передачи предложений, мнений, намеков или ощущений в устной или другой форме (письменная форма, жесты, поза, недосказанность и т. п.) с целью получения желаемой реакции.

    При коммуникации ее участники должны быть способны видеть, слышать, осязать, а также обладать определенными навыками и определенной степенью взаимного понимания.

    Для управления важное значение имеет межличностная коммуникация, так как многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей. Ее следует рассматривать как процесс, состоящий из нескольких этапов (рис.

    На этапе отправления отправитель проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи участникам процесса, т. е. определяет себя как индивида ("кто я такой") и формирует смысл того, что хочет передать.

    Далее информация, предназначенная для передачи, кодируется. Сначала выбираются носители информации (звук, свет, температура, запах, вкус, физические действия), которые затем организуются в определенную форму (речь, текст, рисунок, поступок и т. д.).

    Таким образом формируется послание. При этом отправитель рассчитывает, что оно будет воспринято адекватно закодированному в нем значению.

    Чем больше различий между тем, что передано и что получено, тем беднее коммуникация. Так, у профессионалов обычно возникают трудности в коммуникации с публикой, так как они кодируют значение в форме, понятной только людям их круга.

    Послание посредством передатчика (человека, технического средства, химического или физического состояния) поступает в передающий канал, доводящий его до адресата. Как только передача послания или сигнала началась, в этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации. Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания.

    Тот, кому было адресовано послание, называется получателем. Он осуществляет фиксацию полученного послания и раскодирование его в понятное значение. Под раскодированием подразумеваются восприятие послания, его интерпретация и оценка.

    В основном послания бывают искаженными. Это связано с наличием в процессе коммуникации шума. Его основными источниками могут быть:

    Технические средства коммуникационного процесса;

    133 Отправитель

    Формулирование значения Носители послания Этап посылки Форма послания Послание Передатчик Канал Шумы і Канал Приемник Восприятие послания Этап получения Интерпретация послания Оценка послания Принятие значения Получатель

    Что хотел послать?

    Через что решил послать?

    Кодирование информации

    Как организовал значение?

    Что послано?

    Кто передал?

    Кто получил послание?

    Что получил?

    Декодирование информации

    Как понял?

    Как оценил?

    Принял ли?

    Кто должен ответить?

    Рис. 3.5. Коммуникационный процесс

    Организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости и т. д.). Так, искажение информации имеет место при ее передаче между функциональными подразделениями (закон информационной энтропии). При передаче информации через четыре уровня управления имеется высокая вероятность получения около 100% искажений от исходного сообщения.

    Следует также заметить, что управленческая информация передается в основном с помощью естественного языка, который обладает информационной избыточностью. Кстати, информационная избыточность русского языка оценивается в 32%, что значительно больше таковой для многих других европейских языков. Информационная избыточность - источник искажения сути сообщения.

    Все работники организации играют роль своеобразных фильтров в каналах связи. Сокрытие и искажение информации, ее селекция и фильтрация обнаруживаются буквально на каждом уровне иерархии.

    Так, верхние уровни управления не желают расстаться с монополией на информацию, так как владение конфиденциальной информацией - важная прерогатива и средство власти.

    Начальники, которые в той иди иной степени страдают комплексом неполноценности, не хотят судить о происходящем объективно, а тем более узнавать от подчиненных о своих ошибках и промахах.

    У руководства организации есть и другие серьезные основания бояться утечки информации - это соображения экономической безопасности и защиты от промышленного шпионажа.

    Нижние уровни организации также вносят свои искажения в коммуникативные процессы. Они не хотят, чтобы начальство ведало о допущенных промахах и неудачах, тем более о тех, которые, как им кажется, они могут исправить сами.

    Потеря информации в формальных коммуникационных сетях велика. По данным К. Киллена, от центра до исполнителей в среднем доходит только 20% информации, а до начальников низовых подразделений - 50%, тогда как по горизонтальным неформальным связям заинтересованные сотрудники получают до 90% сведений о состоянии дел .

    Таким образом, шум в системе управления присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение передаваемого послания. Менеджеру следует максимально преодолевать имеющийся шум и передавать смысл послания как можно точнее.

    Последним этапом коммуникационного процесса является обратная связь при обмене участников процесса ролями. Весь цикл повторяется, но в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Появляется возможность узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении. Обратная связь может быть выражена в иной кодовой системе, чем полученное послание. Так, часто на фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя обратная связь может выступать как прямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) или косвенная (повышение производительности труда).

    Для осуществления процесса коммуникации используется коммуникационная сеть, т. е. соединение участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Данная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи формируются от начальника к подчиненным, горизонтальные - между равными по уровням индивидами или подразделениями. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает структуру организации. Задача организационной структуры состоит в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

    Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для разных по численности групп работников. Их называют "колесо", "звезда", "кружок", "цепочка", "вертушка" и т. д. (рис. 3.6). Они оказывают существенное влияние на деятельность организаций.

    Так, в сетях типа "колесо" представлена централизованная иерархия власти. Лицо, находящееся в центре "колеса", получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лидер, в большей степени оказывает влияние на других членов группы, обычно несет большую ответственность, от него больше, чем от других, зависит решение проблемы.

    ГРУППА ИЗ ТРЕХ ЧЕЛОВЕК

    «Вертушка»

    «Колесо» «Всеканальная»

    ГРУППА ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЧЕЛОВЕК

    «Колесо»

    «Цепочка» «Всеканальная»

    ГРУППА ИЗ ПЯТИ ЧЕЛОВЕК

    «Кружок»

    «Колесо»

    «Всеканальная»

    Рис. 3.6. Образцы коммуникационных сетей в группах

    Весьма эффективной сетью является "кружок". Она имеет наибольшее число положительных характеристик, основана на неформальной власти в организации, и ее применение в практике управления значительно улучшает достигнутые коллективом результаты. Однако в условиях низкой дисциплины труда модель "кружок" нуждается в дополнении управляющими формально-органическими структурами типа "звезда", "шпора", "дом", которые позволяют руководителю контролировать решение задач.

    "Всеканальная" сеть имеет высокую надежность, но и более сложна с точки зрения практического воплощения. Весьма пригодна в отношении сложных проблем для выработки наилучших решений. Однако под влиянием времени или конкуренции эта модель легко становится "звездой".

    Выбор той или иной модели для принятия решения как применяемый стиль руководства зависит от типа задачи, времени, отпущенного на ее решение, т. е. требует ситуационного подхода.

    1. Информация и коммуникация как связующие процессы управления

    Коммуникации - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

    Информация – это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации.

    Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям и т. д. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт. Необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы.

    Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних, в значительной степени, зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и отдельными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.

    Управление в полной мере использует полную, объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это - объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.

    управленческой деятельности необходимо её классифицировать.

    Классификация может осуществляться по следующим признакам:

    Экономическая

    Правовая

    Техническая и т.д.

    2. По отношению к объекту:

    Внешняя

    Внутренняя

    3. По назначению:

    Одноцелевая - связана с решением конкретной проблемы

    Многоцелевая – нескольких проблем

    4. По степени готовности для использования:

    Первичная – несистематизированные данные

    Промежуточная – предварительно очищенная и систематизированная

    Конечная – обосновывающая управленческие решения

    5. По степени важности:

    Особо важная (ноу-хау, стратегические секреты)

    Необходимая для выполнения работы (указания, предписания, инструкция)

    Желательная, но без которой можно обойтись (итоги работы подразделений, перспективы, внутренняя жизнь)

    Информация может быть классифицирована также по объёму, источникам, возрасту, способам распространения, возможности закрепления и хранения, степени надёжности и др. признакам.

    Требования, предъявляемые к информации:

    Достоверность

    Объективность

    Безусловная необходимость

    Своевременность поступления (оперативность)

    Системность сведений

    Целевая направленность (удовлетворение потребностей конкретных управляющих)

    Регулярность и ритмичность

    Экономичность

    Т.к. количество информации и скорость её изменения имеют тенденцию к постоянному возрастанию, то руководству предприятий необходимо применять формальные методы сбора и обработки информации. Таковыми являются информационно-управленческие системы (ИУС). Они обеспечивают информацией все уровни управления.

    Высший – внешняя информация, не детализированная, имеющая широкие границы (для стратегического управления).

    Средний – внутренняя и внешняя информация о производительности, затратах, обороте, изменении технологии, потребностей потребителя и т.п. Более детальная, точная, более узкие границы, временные рамки меньше.

    Низший – для оперативного контроля в повседневной деятельности, более узкая, точная, самая последняя, из внутренних источников (объём производства, количество материала и т.п.).

    2. Понятие коммуникации

    Коммуникация (от лат. делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку; взаимная передача и восприятие, двусторонний обмен идеями, информацией, ведущий к взаимному пониманию.

    Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

    Коммуникация стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что древние народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали» о ее необходимости и принимали участие в распространении информации. Бернард был одним из первых и, по крайней мере, одним из наиболее известных авторов, кто серьезным образом рассматривал коммуникацию на крупных предприятиях. Он рассматривал ее как средство, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление.

    Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно назвать коммуникации связующим процессом.

    Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера.

    Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

    В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.

    Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям .

    Раскрывая сущность коммуникационной деятельности как фактора повышения эффективности управления экономическими системами, целесообразно подчеркнуть двуединую природу коммуникационной деятельности.

    С одной стороны, коммуникационная деятельность есть составляющая часть теории управления экономическими системами. Она изучает взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала экономических систем, а также познает закономерности обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономической системы.

    С другой стороны, коммуникационная деятельность рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность производителя, посредника и потребителя (субъектов и объектов экономической системы) по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждого.

    Создав всемирные коммуникационные сети, человек стал представлять собой нечто большее. Достаточно сказать, что коммуникация изменила сам характер его труда, который приобретает творческий, внутренне свободный характер. Работник свободно отдаст свою рабочую силу в аренду за долю создаваемой ею собственности. А благодаря информационно-коммуникационным технологиям "труд из библейского проклятия все в большей степени превращается в развлечение" .

    Таким образом, можно сделать вывод о миссии коммуникационной деятельности: формирование и реализация стратегии приращения ценности человека как субъекта хозяйствования через увеличение всех видов капитала экономической системы.

    Объектом коммуникационной деятельности является процесс коммуникации (обмена информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью), направленной на формирование и использование всех видов капитала экономической системы.

    Субъектом коммуникационной деятельности выступают высшие должностные лица, принимающие стратегические решения по поводу развития организации. Дело в том, что специалисты в области коммуникации могут помочь в технике, технологиях коммуникационной деятельности. Но идеология должна оставаться за людьми, осуществляющими стратегическое управление .

    Коммуникационную деятельность можно определить как движение смыслов в социальном пространстве. Самая простая схема коммуникации соответствует коммуникационной деятельности, точнее - не деятельности в целом, а элементарной ее части - коммуникационному действию. Коммуникационные действия (акты), суммированные в последовательной совокупности, составляют коммуникационную деятельность.

    Коммуникационное действие - завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, преследуются три цели:

    Во-первых, реципиент желает получить от коммуникатора некоторые привлекательные для него смыслы;

    Во-вторых, коммуникатор желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;

    В-третьих, и коммуникатор, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.

    Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.

    1. Подражание - одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений и действий коммуникатора. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание - главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

    В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Э. Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии - литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумира).

    Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникационного действия, ибо не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникатор при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание - это такая форма объектно-субъектного отношения, где активную роль играет реципиент, а коммуникатор - пассивный объект для подражания.

    2. Диалог - форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складываются субъектно-субъектные отношения, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ».

    Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуникатора и реципиента. Высказывание - это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание через некоторое время может проявиться в поведении реципиента. Литература, театр, учеба как раз рассчитаны на ответ замедленного действия.

    3. Управление - такое коммуникационное действие, когда коммуникатор рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникатором и реципиентом устанавливаются субъектно-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникатором, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

    Следует обратить внимание на то, что формы коммуникационных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.

    Не следует абсолютизировать границы между разными коммуникационными формами. Подражание, диалог, управление могут сливаться друг с другом, дополнять друг друга. Так, диалог может стать методом управления, например, сократический диалог построен так, чтобы заставить оппонента признать правоту Сократа; диалог между преподавателем и студентом - обычная форма педагогического воздействия. Вообще говоря, любой содержательный диалог ставит своей целью оказать какое-то управленческое воздействие на сознание собеседников. Подражание - это как бы "вырожденный диалог”, где коммуникатор безучастен по отношению к реципиенту (игнорирует его), а реципиент ведет воображаемый диалог с коммуникатором.

    Коммуникационные действия есть элементарные акты, можно сказать атомы коммуникационной деятельности. Практически во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные нами, но преобладает одна из форм. Это позволяет нам представить коммуникационную деятельность, в целом, на различных ее уровнях в виде диалогической, управленческой, подражательной, т. е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов .

    4. Виды коммуникаций

    Коммуникации по нисходящей (руководитель - подчиненные). Это наиболее очевидный вид организационных коммуникаций. Коммуникации между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

    Коммуникации по восходящей (снизу вверх). Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

    Горизонтальные коммуникации (между подразделениями). В дополнение к обмену информацией по вертикали (нисходящие или восходящие) организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними необходим для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании отношений сотрудничества между работниками организации. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

    Коммуникации между руководителем и рабочей группой. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера.

    Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Слухи «витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.

    Формальные коммуникации. Отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций. Такие коммуникации обычно бывают в виде письменного сообщения. Письменные сообщения имеют определенные преимущества. Они могут быть сохранены как записи и источники ссылок, они часто более тщательно сформулированы, чем устные сообщения, и иногда могут сэкономить и время и деньги. Они используются для осуществления огромного объема бумажной работы при заключении сделок и соглашений, изложения организационных схем и правил, составления уставов корпораций и других юридических документов, для публикации бюллетеней, меморандумов, составления контрактов и рекламаций, рекламы и сообщений печати, изложения курса деятельности, делегирования полномочий, описания должностей и многих других вещей.

    Ситуационные коммуникации. Отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительными для организации. Ситуационные коммуникации возникают и как результат деятельности менеджера. Ведь конфликт - не всегда отрицательное явление, в некоторых обстоятельствах он может быть и благом.

    Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. В качестве мнимых коммуникаций выступают те связи, которые существуют по каким-то установленным организационным положениям, но не реализуются в практической деятельности, не оказывают заметного влияния на взаимоотношения служащих. В практике управления часто приходится наблюдать существование мнимых коммуникаций, которые рождаются иногда в связи с какими-то амбициями, иногда в процессе старения организационных положений, вовремя не пересмотренных и не скорректированных с реальными потребностями организации, иногда мнимые коммуникации возникают, как возможность переложить ответственность при возникновении критической ситуации.

    Организационные коммуникации. Это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

    Межличностные коммуникации. Устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. По этому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

    Внешние коммуникации. Это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации. Если бы нужно было проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.

    Внутренние коммуникации. Это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

    Коммуникации могут быть одноканальные и многоканальные. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Это часто отражает и определенный стиль управления: управление по ограниченному составу проблем или суженной задаче.

    Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Он как бы не обращает внимания на другие проблемы, все подчиняя одной из них. В этом случае и все его связи сводятся к одной, ограниченной данной проблемой.

    Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем. Кроме того, характеристики одноканальности и многоканальности коммуникаций определяются и системой информационного обеспечения управления. Множество каналов поступления информации, разнообразие информации создают многоканальные коммуникации.

    Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот, и другой их вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом - напротив, неустойчивые. Все зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения, как они влияют на процесс разработки управленческих решений. Конечно, понятие устойчивости коммуникаций имеет условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быстро безболезненно исчезнуть .

    5. Коммуникативные сети и их разновидности

    Выделяют три типа коммуникационных сетей: открытые, замкнутые, комбинированные.

    В открытых движение команды или информации может быть остановлено, т.к. оно попадает в тупик. Наиболее простой вид такой сети – это линейная, называемая «ЗМЕЯ»

    Звеном А легко управлять, т.к. позволяет оперативно получать информацию, концентрировать её и в кратчайшие сроки направлять исполнителям. Отсутствие посредников и неформальных каналов – отсутствие «возмущений».

    Для более крупных управленческих структур необходим посредник контролирующий и распределяющий информацию (поэтому большая власть и возможность навязывать волю первому лицу).

    Для ограниченных масштабов: Для многопрофильных горизонтальные компании:

    «ШПОРА» ТЭНТ «ПАЛАТКА» «ДОМ»

    Открытые коммуникационные структуры присущи бюрократическим организациям, где жёсткие формальные связи.

    В крупных организациях творческие группы могут быть связаны между собой, и коммуникационная структура приобретает вид «СОТ». Это комбинированная сеть, т.к. имеет свои тупики, а связники легко превращаются в контролёров.


    6. Эффективность и качество коммуникационной связи

    Эффективность коммуникаций различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90 %, вертикальных –

    20-25 %, (т. е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

    Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом - около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения.

    Успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации.

    Также особую роль в эффективности коммуникаций играет построение сообщений. Необходимо соблюдать при построении сообщения такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них - к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию.

    Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи даже при общении с образованным и проницательным человеком.

    Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности, психологического характера и для администрации, и для рядовых работников. Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций.

    Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации. И когда её нет, когда воцаряется информационный хаос, организации грозит крах .

    Эффективность коммуникационной деятельности подлежит оценке. Общим критерием оценки можно считать степень экономического развития экономической системы и динамику этого развития. Если более дифференцированно подходить к вопросу, то в качестве критериев оценки выступает ряд конечных и промежуточных факторов, в числе которых величина и динамика капитализации фирм и рынка; стоимость нематериальных активов организации; снижение транзакционных издержек; повышение компетентности персонала; уровень информированности целевых аудиторий и т.д.

    Эффективно управлять коммуникацией экономической системы возможно с помощью интегрированного подхода на основе сочетания специальных технологий, методов и инструментов. Синергетический эффект от их использования состоит в достижении эффективного конечного результата функционирования экономической системы .

    7. Развитие коммуникаций на современном этапе

    Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет – это небольшой период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.

    В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения.

    Естественно в обоих описанных мной ситуациях есть исключения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации .