Окна роста азбука революции страхов. Aгитационное искусство. Смотреть что такое "окна роста" в других словарях

21.10.2019 Виды

Собрание чудес

У каждого, даже самого серьезного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. Была такая мечта и у меня, - обязательно попасть на Боровое озеро.

От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, - и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!

Чего ты туда рвешься, на этот озер! - сердился огородный сторож Семен. - Чего не видал? Народ какой пошел суетливый, хваткий, господи! Все ему, видишь ли, надо своей рукой цопнуть, своим глазом высмотреть! А что ты там высмотришь? Один водоем. И более ничего!

А ты там был?

А на кой он мне сдался, этот озер! У меня других дел нету, что ли? Вот они где сидят, все мои дела! - Семен постучал кулаком по своей коричневой шее. - На загорбке!

Но я все-таки пошел на озеро. Со мной увязались двое деревенских мальчишек, - Ленька и Ваня. Не успели мы выйти за околицу, как тотчас обнаружилась полная враждебность характеров Леньки и Вани. Ленька все, что видел вокруг, прикидывал на рубли.

Вот, глядите, - говорил он мне своим гугнивым голосом, - гусак идет. На сколько он, по-вашему, тянет?

Откуда я знаю!

Рублей на сто, пожалуй, тянет, - мечтательно говорил Ленька и тут же спрашивал: - А вот эта сосна на сколько потянет? Рублей на двести? Или на все триста?

Счетовод! - презрительно заметил Ваня и шмыгнул носом. - У самого мозги на гривенник тянут, а ко всему приценивается. Глаза бы мои на него не глядели.

После этого Ленька и Ваня остановились, и я услышал хорошо знакомый разговор - предвестник драки. Он состоял, как это и принято, только из одних вопросов и восклицаний.

Это чьи же мозги на гривенник тянут? Мои?

Небось не мои!

Ты смотри!

Сам смотри!

Не хватай! Не для тебя картуз шили!

Ох, как бы я тебя не толканул по-своему!

А ты не пугай! В нос мне не тычь!

Схватка была короткая, но решительная, Ленька подобрал картуз, сплюнул и пошел, обиженный, обратно в деревню.

Я начал стыдить Ваню.

Это конечно! - сказал, смутившись, Ваня. - Я сгоряча подрался. С ним все дерутся, с Ленькой. Скучный он какой-то! Ему дай волю, он на все цены навешает, как в сельпо. На каждый колосок. И непременно сведет весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!

Это почему же?

От лесов кислород. Порубят леса, кислород сделается жидкий, проховый. И земле уже будет не под силу его притягивать, подле себя держать. Улетит он во-он куда! - Ваня показал на свежее утреннее небо. - Нечем будет человеку дышать. Лесничий мне объяснял.

Мы поднялись по изволоку и вошли в дубовый перелесок. Тотчас нас начали заедать рыжие муравьи. Они облепили ноги и сыпались с веток за шиворот. Десятки муравьиных дорог, посыпанных песком, тянулись между дубами и можжевельником. Иногда такая дорога проходила, как по туннелю, под узловатыми корнями дуба и снова подымалась на поверхность. Муравьиное движение на этих дорогах шло непрерывно. В одну сторону муравьи бежали порожняком, а возвращались с товаром - белыми зернышками, сухими лапками жуков, мертвыми осами и мохнатой гусеницей.

Суета! - сказал Ваня. - Как в Москве. В этот лес один старик приезжает из Москвы за муравьиными яйцами. Каждый год. Мешками увозит. Это самый птичий корм. И рыбу на них хорошо ловить. Крючочек нужно махонький-махонький!

За дубовым перелеском, на опушке, у края сыпучей песчаной дороги стоял покосившийся крест с черной жестяной иконкой. По кресту ползли красные, в белую крапинку, божьи коровки. Тихий ветер дул в лицо с овсяных полей. Овсы шелестели, гнулись, по ним бежала седая волна.

За овсяным полем мы прошли через деревню Полково. Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом.

Статный народ в Полкове! - говорили с завистью наши, заборьевские. - Гренадеры! Барабанщики!

В Полкове мы зашли передохнуть в избу к Василию Лялину - высокому красивому старику с пегой бородой. Седые клочья торчали в беспорядке в его черных косматых волосах.

Когда мы входили в избу к Лялину, он закричал:

Головы пригните! Головы! Все у меня лоб о притолоку расшибают! Больно в Полкове высокий народ, а недогадливы, - избы ставят по низкому росту.

За разговором с Лялиным я, наконец, узнал, почему полковские крестьяне такие высокие.

История! - сказал Лялин. - Ты думаешь, мы зря вымахали в вышину? Зря даже кузька-жучок не живет. Тоже имеет свое назначение.

Ваня засмеялся.

Ты смеяться погоди! - строго заметил Лялин. - Еще мало учен, чтобы смеяться. Ты слушай. Был в России такой дуроломный царь - император Павел? Или не был?

Был, - сказал Ваня. - Мы учили.

Был да сплыл. А делов понаделал таких, что до сих пор нам икается. Свирепый был господин. Солдат на параде не в ту сторону глаза скосил, - он сейчас распаляется и начинает греметь: «В Сибирь! На каторгу! Триста шомполов!» Вот какой был царь! Ну и вышло такое дело, - полк гренадерский ему не угодил. Он и кричит: «Шагом марш в указанном направлении за тыщу верст! Походом! А через тыщу верст стать на вечный постой!» И показывает перстом направление. Ну, полк, конечно, поворотился и зашагал. Что сделаешь! Шагали-шагали три месяца и дошагали до этого места. Кругом лес непролазный. Одна дебрь. Остановились, стали избы рубить, глину мять, класть печи, рыть колодцы. Построили деревню и прозвали ее Полково, в знак того, что целый полк ее строил и в ней обитал. Потом, конечно, пришло освобождение, да солдаты прижились к этой местности, и, почитай, все здесь и остались. Местность, сам видишь, благодатная. Были те солдаты - гренадеры и великаны - наши пращуры. От них и наш рост. Ежели не веришь, езжай в город, в музей. Там тебе бумаги покажут. В них все прописано. И ты подумай, - еще бы две версты им прошагать и вышли бы к реке, там бы и стали постоем. Так нет, не посмели ослушаться приказа, - точно остановились. Народ до сих пор удивляется. «Чего это вы, говорят, полковские, вперлись в лес? Не было вам, что ли, места у реки? Страшенные, говорят, верзилы, а догадки в башке, видать, маловато». Ну, объяснишь им, как было дело, тогда соглашаются. «Против приказа, говорят, не попрешь! Это факт!»

Василий Лялин вызвался проводить нас до леса, показать тропу на Боровое озеро. Сначала мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. Запахло земляникой, нагретыми пнями. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя. Гулко падали шишки.

Великий лес! - вздохнул Лялин. - Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.

Потом сосны сменились березами, и за ними блеснула вода.

Боровое? - спросил я.

Нет. До Борового еще шагать и шагать. Это Ларино озерцо. Пойдем, поглядишь в воду, засмотришься.

Вода в Ларином озерце была глубокая и прозрачная до самого дна. Только у берега она чуть вздрагивала, - там из-под мхов вливался в озерцо родник. На дне лежало несколько темных больших стволов. Они поблескивали слабым и темным огнем, когда до них добиралось солнце.

Черный дуб, - сказал Лялин. - Мореный, вековой. Мы один вытащили, только работать с ним трудно. Пилы ломает. Но уж ежели сделаешь вещь - скалку или, скажем, коромысло, - так навек! Тяжелое дерево, в воде тонет.

Солнце блестело в темной воде. Под ней лежали древние дубы, будто отлитые из черной стали. А над водой, отражаясь в ней желтыми и лиловыми лепестками, летали бабочки.

Лялин вывел нас на глухую дорогу.

Прямо ступайте, - показал он, - покамест не упретесь в мшары, в сухое болото. А по мшарам пойдет тропка до самого озера. Только сторожко идите, - там колков много.

Он попрощался и ушел. Мы пошли с Ваней по лесной дороге. Лес делался все выше, таинственней и темнее. На соснах застыла ручьями золотая смола.

Сначала были еще видны колеи, давным-давно поросшие травой, но потом они исчезли, и розовый вереск закрыл всю дорогу сухим веселым ковром.

Дорога привела нас к невысокому обрыву. Под ним расстилались мшары - густое и прогретое до корней березовое и осиновое мелколесье. Деревца тянулись из глубокого мха. По мху то тут, то там были разбросаны мелкие желтые цветы и валялись сухие ветки с белыми лишаями.

Через мшары вела узкая тропа. Она обходила высокие кочки. В конце тропы черной синевой светилась вода - Боровое озеро.

Мы осторожно пошли по мшарам. Из-под мха торчали острые, как копья, колки, - остатки березовых и осиновых стволов. Начались заросли брусники. Одна щечка у каждой ягоды - та, что повернута к югу, - была совсем красная, а другая только начинала розоветь. Тяжелый глухарь выскочил из-за кочки и побежал в мелколесье, ломая сушняк.

Мы вышли к озеру. Трава выше пояса стояла по его берегам. Вода поплескивала в корнях старых деревьев. Из-под корней выскочил дикий утенок и с отчаянным писком побежал по воде.

Вода в Боровом была черная, чистая. Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли. Ударила рыба, и лилии закачались.

Вот благодать! - сказал Ваня. - Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари.

Я согласился. Мы пробыли на озере два дня. Мы видели закаты и сумерки и путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра. Мы слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. Он шел недолго, около часа, и тихо позванивал по озеру, будто протягивал между черным небом и водой тонкие, как паутина, дрожащие струнки.

Вот и все, что я хотел рассказать. Но с тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.

Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.

Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).

В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.

Собственно, не было тогда малых и незначительных дел для В.В. Маяковского. Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за жизнь, и чтобы покончить с ним, нужны были не только героические дела, но и незаметная, каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Впоследствии В.В. Маяковский скажет о ней, как всегда образно и лаконично, в своей поэме «Во весь голос» (1930 г.):

«Для вас,

которые

здоровы и ловки,

поэт

вылизывал

чахоткины плевки

шершавым языком плаката».

В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

1919 год. Голодная, разоренная длительной войной Республика сжата кольцом интервенции. Москва: оборванные трамвайные провода, пустынные улицы. И вдруг неожиданная толпа пред витринами пустующего магазина. В витрине «Окна сатиры РОСТА» - многорисуночные плакаты, которые начало выпускать Российское телеграфное агентство.

Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский.

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 года М.М. Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.

Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Подобные «Окна» выпускались также в Петрограде (Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев,А.А. Радаков и др.), на Украине (Б.Е. Ефимов и др.),в Баку, Саратове и других городах.

Рис. «Окна сатиры РОСТА».

Рис. Художник А.М. Нюренберг «В.В. Маяковский за работой в РОСТА».

Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. В статье «Прошу слова», написанной через десять лет после создания первых «Окон», Маяковский вспоминал, как горстка художников вручную «обслуживала стопятидесятимиллионный народище»: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью...». Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.

В.В. Маяковский считал свою работу в «Окнах сатиры РОСТА» политической, он живо откликался на первые декреты советской власти, касающиеся вопросов охраны здоровья:

Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.

- «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (10 апреля 1919 года);

- «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» (5 ноября 1919 года);

- «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» (30 декабря 1919 года);

- «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 года) и многие другие.

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.

Маяковский рисует «Окно» под названием «Новый враг»:

«Но зорко, товарищ,

беду стереги,

опять у ворот она стала:

тиф, голод и холод - лихие враги –

вот новые три генерала».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.

Следующая «агитка»- к первомайскому празднику:

«Стой, гражданин,

РОСТе внимая!

Что надо сделать

Первого мая?».

Конечно, побывать в бане, «пока не заболел заразой тифозной», а потом «май так праздновать, чтобы и пятнышка не было грязного».

О чем только не рассказывали «Окна»! Вот они предупреждают об опасности употребления сырой воды, вот предлагают советы, как уберечься от холеры, вот свой мощный огонь сатиры В.В. Маяковский обрушивает на поклонников «зеленого змия». Предельно выразительные и лаконичные тексты быстро запоминаются, передаваясь из уст в уста.


Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.

В.В. Маяковский уходит из телеграфного агентства в «Главполитпросвет». «Окна Главполитпросвета» делались силами того же коллектива, что и «Окна сатиры РОСТА». В.В. Маяковский определял тематику плакатов, подбирал фактический материал, писал на его основе тексты и часто делал рисунки к ним, давал задания художникам, принимал от них выполненные плакаты. Он же занимался также вопросами их тиражирования и распространения как в Москве, так и на периферии.

С уходом из РОСТА сменилась не только мастерская. Маяковский оказался «вырванным» из неповторимой атмосферы творческого энтузиазма. Там Маяковский был в гуще жизни, в курсе всех важнейших событий, происходивших как в стране, так и за рубежом, причем самым первым получателем всех этих новостей. Такие преимущества давала уже сама специфика телеграфного агентства.

В «Главполитпросвете» Маяковскому приходилось в какой- то мере заново организовывать и налаживать местную сеть по размножению и распространению «Окон». А это, естественно, не могло не создавать своих дополнительных трудностей.

Окончательно изменилась тематика «Окон», обозначившаяся ещё в РОСТА вскоре после окончания гражданской войны. В конце 1920 начале 1921 года главной становится тема борьбы за восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы империалистической и гражданской войн. В десятках «Окон», строившихся на конкретном фактическом материале, показывались трудовые успехи передовых коллективов, звучали призывы развертывать соревнование, укреплять трудовую дисциплину, создавать ударные группы образцового труда, проявлять творческую инициативу.

«Окна Главполитпросвета» расстаются с витринами магазинов и обосновываются в агитпунктах, клубах, красных уголках заводов и фабрик, красноармейских казарм и учреждений, в сельских избах-читальнях. Эти многокадровые, в 12-16 рисунков, плакаты рассчитаны были, как правило, на длительное существование и сближались в этом отношении с печатными пропагандистскими плакатами.


Вместе с тем, эти «Окна» продолжали сохранять свое большое агитационное значение. И здесь особенно значителен вклад В.В. Маяковского и его товарищей в дело помощи голодающим Поволжья. Эта тема становится главной, начиная с июля 1921 года и вплоть до прекращения работы над выпуском «Окон». Особое внимание уделялось помощи голодающим детям. «Окна» призывали граждан «урожайных» губерний брать на воспитание голодающих и больных детей Поволжья. Использовались «Окна Главполитпросвета» и для информации о тех мерах, которые принимало Советское правительство, прогрессивные силы мира для оказания помощи голодающим.

Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.

Вместе с тем в «Окнах» не могли не найти своё отражение также социальные и культурные завоевания.

В декабре 1921 – январе 1922 года В.В. Маяковский, занятый другими творческими планами (в том числе, работой над печатными пропагандистскими плакатами для «Главполитпросвета») уделяет «Окнам» все меньше и меньше внимания. Количество их резко сокращается. Труднее становится их тиражирование; многокадровые пропагандистские плакаты с обширным текстом усложняли работу трафаретчиков и шрифтовиков.

С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестают быть политической трибуной.

«Революцией мобилизованный и призванный», поэт работал для будущего, шагая «с каждой минутой в ногу» со всей страной. В.В. Маяковский был, есть и остается современником многих и многих поколений.

Это – не только стихи.

Эти иллюстрации – не для графических украшений.

Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.

Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры РОСТА.

Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла.

Любителям высокотарифных описаний задним числом романтики гражданской войны в стиле "констрюктивист" неплохо поучиться на действительном материале боевых лет, на действительной словесной работе этого времени.

Есть такие новые русские древние греки, которые все умеют засахарить и заэстетизировать.

Вот В. Полонский в книге о революционном плакате, вырвав из середины кусок, набредя на агитсатиру РОСТА времен боев с панами, агитку, весь смысл которой доказать:

Так кормите ж
красных рать,
хлеб неси без вою,
чтобы хлеб
не потерять
вместе с головою, –

этот самый Полонский вырывает из агитки случайный клочок и пишет "фрагмент". Не угодно ли?!

Так же может поступить историк литературы, приводящий слово "соединяйтесь" с подписью "фрагмент", чтоб все догадывались и радовались, что сие – "фрагмент" лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

Полонский не только не старается понять и систематизировать цель и направленность плакатных ударов, но просто вдохновенно парит над низменностью агитационного текста. Сейчас, с десятилетием ростинской работы, Третьяковская галерея, газеты, журналы любопытно и восторженно подбирают, клеят и смотрят клочки вручную крашенных листов, этих предков всех многотысячных сегодняшних сатирических журналов. Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в немедленно обступаемых народом витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом, иногда до ста – ста пятидесяти экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов.

Всего около девятисот названий по одной Москве. Ленинград, Баку, Саратов стали заводить свои окна.

Диапазон тем огромен:

Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации. Я рылся в Третьяковке, в Музее революции, в архивах участников. Едва ли от всей массы окон осталось сейчас более ста целых листов. Мы работали без установки на историю и славу. Вчерашний плакат безжалостно топтался в десятках переездов. Надо сохранить и напечатать оставшиеся, пока не поздно. Только случайно найденный у М. Черемных альбом фотографий дал возможность разыскать тексты и снимки с исчезнувшего.

Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М.М.Черемных – одним из лучших работников этого дела.

Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О.Брик, Р.Райт, Вольпин. В двух случаях, отмеченных в книге звездочками, я нетвердо помню свое авторство текста.

Сейчас, просматривая фотоальбом, я нашел около четырехсот одних своих окон. В окне от четырех до двенадцати отдельных плакатов, значит в среднем этих самых плакатов не менее трех тысяч двухсот.

Подписей – второе собрание сочинений. (В этой книге – малая часть.) Как можно было столько сделать?

Вспоминаю – отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии – выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.

Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова.

С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией.

По часам Сухаревки, видневшимся из окна, мы вдруг втроем бросались на бумагу, состязались в быстроте наброска, вызывая удивление Джона Рида, Голичера и других заезжих, осматривающих нас иностранных товарищей и путешественников. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут – час уже висело по улице красочным плакатом.

"Красочным" – сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов. И эта часть общей агитации подымала на фронт.

Вне телеграфной, пулеметной быстроты – этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации. Если есть вещь, именуемая в рисунке "революционный стиль", – это стиль наших окон.

Не случайно, что многие из этих работ, рассчитанные на день, пройдя Третьяковскую галерею, выставки Берлина и Парижа, стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства. Я привожу в этой книге только незначительную часть материала, только то, что сохранилось в днях. Кроме двух, приводимых раньше по памяти, а теперь полностью – текстов "Азбуки" и "Бубликов", – все остальное не публиковалось и публиковаться, кроме этой книги, не будет.

Для меня эта книга большого словесного значения, работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия.

Это не столько чтение, сколько пособие для времен, когда опять придется крикнуть:

Голой рукой
нас не возьмешь!
Деникина день
сосчитан.
Красная Армия –
красный еж –
верная
наша
защита.
Голой рукой
нас не возьмешь!
Час Колчака
сосчитан.
Красная Армия –
красный еж –
лучшая
наша
защита.
Голой рукой
нас не возьмешь!
Товарищи,
все за оружие!
Красная Армия –
красный еж –
железная сила содружия.

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов… Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» Маяковский В.В. Грозный смех. Окна Роста.-М-Лен, Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г,стр.7

Так написал в посмертно изданном сборнике стихотворений «Громкий смех. Окна Роста» Владимир Маяковский об одном из самых ярких периодов в его жизни, а также в истории отечественного и мирового искусства, литературы и поэзии.

«Окна РОСТА», а первоначально «ОКНА САТИРЫ РОСТА» представляли собой плакаты на политические, хозяйственные и военные темы дня. Выпускались они с осени 1919 года по январь 1922 года- сначала Российским телеграфным агентством (РОСТА), а затем Главполитпросветом- Главным управлением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011,стр.36-37

Первоначально «Окна РОСТА» вывешивали в витрины (окна) пустовавших магазинов. Отсюда и называние плакатов, которые в виде заголовка были написаны крупным шрифтом над рисунками - «ОКНО САТИРЫ РОСТА». Советский писатель Виктор Шкловский писал: «Нужно было, чтoб улица нe молчaла.Oкна магазинoв были слeпы и пусты. В них надо было вытaращить мысль.» Маяковский без глянца;(сост. П. Фокина, Д. Тимофеева;вступ.ст. П.Фокина).-СПб.Амфора,ТИД Анфора,2008, стр. 478

Если посмотреть на заголовок «ОКНО САТИРЫ РОСТА», можно подумать, что темы плакатов были только сатирическими. Но это не так, поэтому со временем «сатира» исчезает с заголовка, а сам заголовок заменяется пометкой «РОСТА» и номером плаката. С февраля 1921 года вместо этой пометки ставится «Главполитпросвет».

«Окна РОСТА» обладают рядом устойчивых признаков, по которым их не сложно отличить. Структура плаката состояла из нескольких (от 2 до 13) самостоятельных рисунков, которые располагались в логической последовательности, а также сопровождались злободневными короткими текстами, которые раскрывали единую тему. Но такая композиция не сразу стала типичной. В первые месяцы работы «Окна РОСТА» были довольно разнохарактерными. Например, есть плакаты, которые состояли из одного большого рисунка, имелись такие, где помимо рисунка размещалось не связанное с ним стихотворение, есть и многотемные плакаты. Но в начале 1920 года «Окна РОСТА» принимают строгое композиционное единообразие.

Самым устойчивым, самым точным признаком уникальности этих плакатов являлась техника исполнения. «Окна РОСТА»-это рукописное творение. Весь «тираж» делался от руки.

В первые месяцы выпусков «Окон РОСТА» каждый плакат выходил в одном экземпляре, потому что для каждой витрины пустовавших магазинов рисовалось отдельное, особенное «Окно». Затем плакаты начали копировать. Первые копии были сделаны от руки, а потом применялась техника сведения контуров через копирку. Позже для «размножения» плакатов использовались трафареты, промасленная бумага, картон. «Быстрота, тогда неслыханная даже в литографии», рассказывала Лиля Брик, гражданская жена Маяковского.

Вот что пишет в своих воспоминаниях один из создателей «Окон РОСТА» Михаил Черемных: «Техника размножения и рассылки «Окон» была молниеносной. Получив оригинал, трафаретчик должен был на следующий же день уже принести готовыми 25экз., на второй день -- еще 50, через несколько дней бывал готов весь тираж, доходивший до 300экз. Трафаретчик работал обычно с семьей или с небольшим коллективом... Первые копии, полученные от трафаретчиков, сейчас же рассылались в самые отдаленные отделения... Последние экземпляры получали подмосковные... Позднее, кроме копий, посылали и трафареты, чтобы «Окна» размножались уже на местах» М. Черемных. «Маяковский в Роста», журнал «Искусство», 1940, №3,стр.40

Естественно, можно отметить тот факт, что тиражи печатных плакатов превышали тиражи «Окон», копированных от руки. Но «Окна РОСТА» имели важные преимущества над такими видами плаката:

1) Каждое «Окно РОСТА» соответствовало не одному, а нескольким обычным плакатам.

2) Рукописные плакаты сразу же откликались на злобу дня

3) В сравнении с печатными плакатами большая оперативность

«Война и разруха шли вместе. Печатный станок не справлялся с требованием на плакат. Даже если и справлялся, то безнадежно затягивал, теряя агитационность.» Маяковский В.В. Революционный плакат// «Красная нива» №8, 1923..Далее Маяковский говорит о том, что однодневка-агитка полностью перешла к ручникам, и что плакаты такого типа имели огромные достоинства. В этой же статье он пишет:

«…Вмеcте с получением тeлеграмм (для газет, еще не напечатанных) поэт, журналист тут же давал «тeму» -- язвитeльную cатиру, стих. Ночь eрзали по пoлу над аршинными листами худoжники, и утрoм, часто даже до получения газет, плакаты -- «Окна сатиры» вывешивались в мeстах наибольшeго людского скопища: агитпункты, вoкзалы, рынки и т.д. Так как с мaшинами считаться не прихoдилось, плaкаты дeлались огромных рaзмеров -- 4Ч4арш., многoцветные, всегда остaнавливающие даже бегущего» Там же

Чтобы плакат не терял своей актуальности, работникам РОСТА приходилось работать очень напряженно. «Требовалась машинная быстрота», - отмечал Маяковский в предисловии к сборнику "Грозный смех. Окна РОСТА" Маяковсский В.В. Грозный смех. Окна РОСТА. М.;Л.: Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г, стр 13, - бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут -- час уже висело по улице красочным плакатом... Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов» Там же

Первое «Окно» было вывешено в августе 1919 года на углу Тверской улицы (в настоящее время улица Горького) и Большого Чернышевского переулка (в настоящее время улица Станкевича) в витрине бывшего кондитерского магазина. В заголовке писалось - «Окно сатиры РОСТА №1». Вначале выпуска плакатов не существовало единой нумерации для всех витрин: с первого номера она начиналась для каждой новой витрины. Следовательно, одинаковые номера получали совершенно разные «Окна».

Спрос на плакаты увеличивался с каждым выпуском плаката, поэтому темп создания новых «Окон» заметно ускорялся. Самое рекордное количество выпустившихся плакатов колеблется от 200-250 номеров в октябре 1920 года. Самый последний выпуск «Окна» под маркой «РОСТА» вышел в начале 1921 года под номером 944, следующие выпуски плакатов были выпущены уже под маркой Главполитпросвета. Там они выпускались еще год. Ввиду того, что в Москве шло постепенное открытие магазинов, число пустых витрин со временем заметно уменьшалось, но в этом можно и найти свои плюсы -«Окна Роста» начали отправлять в провинцию в большом количестве. Эввентов И.С. отмечает, что если сравнивать 1920 и 1921 года по числу номеров плакатов, то выпуск «Окон» в 1921 сократился вдвое по отношению к предыдущему году. Эвентов И.С. Маяковский- плакатист. Критический очерк.- Л.; М.: Искусство, 1940, стр 43 Но темп работы и общий объем были прежними, поскольку с весны 1921 года «Окна» становятся многорисуночными и имеют очень большой формат. Текст, например, в этих плакатах мог составлять от 30-40 стихотворных строк.

Последние пронумерованные «Окна» под маркой Главполитпросвет имеет № 453 (по отношению в январю 1922 года). Следовательно, можно посчитать примерное количество выпущенных плакатов РОСТА и Главполитпросвета вместе -1397 (если сложить последние номера телеграфного агентства и главного управления политико-просветительских учреждений Наркомпросса РСФСР). А если считать средний тираж (150), то выходит, что художественный коллектив выпустил около 250 тысяч плакатов и более двух миллионов отдельных плакатов-рисунков. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011,стр.56

Как известно, основной художественный отдел РОСТА в основном состоял их трех человек - Маяковского, Черемных, Малютина. На этот творческий тандем приходится свыше 1300 плакатов. Малютин, требовавший более детальной проработки плаката, был менее «плодовитым», чем его коллеги. Работав в тесном контакте, у художников выработался общий, фирменный «ростинский» стиль. Находка одного являлась их общим достоянием.

«Бросающиеся в глаза приемы мы друг у друга заимствовали, и нам тогда показалось бы диким, если бы кто-нибудь увидел в этом что-то зазорное. Один из нас первым решал новую задачу, а остальные потом пользовались этим решением... Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон. Сам я заимствовал у Маяковского прием изображения дыма спиралью, как рисуют дым маленькие дети» М. Черемных. «Маяковский в РОСТА»//«Искусство», 1940, №3,-отметил в своих заметках М. Черемных. Также он пишет о том, что стиль рисунков, который использовал Маяковский в плакатах, был разновидностью стиля творческого коллектива. Следует отметить, что его воспоминания могут судить о дружной атмосфере, царившей в РОСТА, помогающей в совместной работе.

К своим товарищам, коллегам по работе Маяковский относился трепетно и заботливо, но когда дело касалось дисциплины, поэт не знал никаких снисхождений. Ведь это была важная, серьезная, политическая работа. Плакаты рисовались как немедленные, срочные отклики. Позднее Маяковский сказал: «Диапазон тем огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифознои? вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации» Михайлов А.А. Маяковский (Серия "Жизнь замечательных людей").-М:Молодая гвардия,1988.стр. 132-133

По отношению к коллективу РОСТА, Маяковский являлся как литературным, так и политическим руководителем. Художественным отделом заведовал М.М. Черемных. Из творческого коллектива он был единственным штатным работником РОСТА, взявший на себя организационную работу. Черемных и Маяковский состояли в дружном сотрудничестве, и некоторые задачи они выполняли совместно. Но, однако, руководителем коллектива РОСТА все считали Владимира Маяковского. Художник Амшей Маркович Нюренберг, который в 1920-1921 годы входил в основное ядро коллектива художников РОСТА отмечал: «Маяковский принмал нашу работу на ходу. Мнение свое высказывал резко и откровенно, смягчяя свои слова только тогда, когда перед ним были плакаты Черемныха.» Маяковский без глянца;(сост. П. Фокина, Д. Тимофеева;вступ.ст. П.Фокина).-СПб.-ТИД Амфора,2008,стр.481

Вся литературно-тематическая часть «Окон РОСТА» целиком находилась в введении Маяковского. От него, можно сказать, зависела работа коллектива, как по существу, так и по содержанию.

Темы для плакатов художники не намечали самостоятельно. Тема рисунка всегда определялась текстом на плакате, которые писал Маяковский. В случаях, когда автором текста являлся другой художник, Маяковский их одобрял или наоборот, браковал на свое усмотрение.

Стоит заметить, что текст, написанный для плаката, являлся не только определением темы «Окна», а был некой предпосылкой к созданию изобразительного образа. Замысел стиха направлял и подсказывал художникам, какое изображение лучше всего нарисовать на плакате. Бесспорно, над созданием «Окон РОСТА» трудились талантливые художники, но, стоит заметить, что руководящей и определяющей в этом тандеме было мнение поэта.

Определение темы плаката, а также выражение ее в тексте являлось не только литературной задачей, но и, безусловно, политической. Ее решение требовало отлично разбираться в политике, иметь политическое чутье, разбираться в сложных вопросах, а также понимать, что на плечах творческого коллектива лежит большая ответственность.

Главным источником тем для плакатов являлись газеты. Ежедневно Маяковский просматривал такие газеты как «Известия», «Правда», «Стенная газета РОСТА», « Гудок», «Экономическая жизнь», и считал, что не менее важными материалами для плакатов являются телеграммы, статьи, лозунги.

Помимо всего прочего, отдел получал сводки очень важных телеграмм за день, поэтому некоторые темы намечались заранее к уже известным датам.

Таким образом, опираясь на указания партии в политической сфере, Маяковский осуществлял политическое руководство над выпусками плакатов.

Маяковский гордился «Окнами РОСТА». Возвращаясь к его статье-предисловию «Прошу слова», Маяковский писал: «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла» Маяковсский В.В. Грозный смех. Окна РОСТА. М.;Л.: Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г, стр 65. Город указан здесь не случайно. Как известно, плакаты выходили в период гражданской войны, а бои вокруг Орла - это один из самых напряженных моментов в этой войне. Обратимся к истории ВКП(б) Измозик В.С.,СтарковБ.А.,ПавловБ.А., С.Рудник С.Н.Подлинная история РСДРП-РКПб-ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций.--СПб.:Питер, 2010.-- с 227: «Троцкий развалил работу на южном фронте, и наши войска терпели поражение за поражением. К половине октября белые овладели всей Украиной, взяли Орел и подходили к Туле, которая снабжала нашу армию патронами, винтовками, пулеметами. Белые приближались к Москве. Положение Советской республики становилось более, чем серьезным. Партия забила тревогу и призвала народ к отпору. Ленин дал лозунг: «Все на борьбу с Деникиным» Маяковсский В.В. Грозный смех. Окна РОСТА. М.;Л.: Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г, стр 67. Можно сказать, что работа над плакатами началась с того момента, когда страна находилась в очень напряженном положении.

Конечно же работа над плакатами «Окна РОСТА»- это серьезный этап в литературной биографии поэта. Прежде всего, она была для него очень плодотворной. Маяковский стремился сделать свое слово максимально действенным и активным. Что касается «слова» в «Окнах РОСТА», оно должно было нести прямой политический смысл. Его главная задача -призывать.

Следует заметить, что плакаты очень разнообразны. В них есть и сарказм, и легкая ирония, и героический пафос. Для них характерны и интонации простого рассказа и сообщения, а также разъяснение и убеждение. Но все же главная функция «Окон РОСТА» была агитационной. Для этих плакатов надо было писать так, чтобы каждый простой крестьянин, рабочий просмотрев и прочитав «Окно» мог не только запомнить его содержание, но и поступить так, как требовали авторы-агитаторы. Стихотворные тексты, действительно, выглядят как «советская азбука», которая разъясняла широкой аудитории «кто виноват», и «что делать» в данной ситуации. Карабчиевский в своей критической работе «Воскресение Маяковского» писал: «Он дал этой власти дар речи. Не старая улица, а новая власть так бы и корчилась безъязыкая, не будь у нее Маяковского. С ним, еще долго об этом не зная, она получила в свое владение именно то, чего ей не хватало: величайшего мастера словесной поверхности, гения словесной формулы. Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. М.: Современник. 1990,стр. 109 Конечно, перед творческим коллективом стояла творчески трудная и политически острая задача. Из- за «телеграфного темпа» задача усложнялась вдвойне.

«Вне телеграфной, пулеметной быстроты -- этой работы быть не могло, но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации... Не случайно, что многие из этих работ, рассчитанные на день... стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства», писал Маяковский в «Прошу слова» . Если проанализировать последние слова из этой цитаты, то по контексту они прежде всего относятся к изобразительной стороне плакатов. Взаимодействие политических стихов с рисунками, тематика, которая была столь далека от традиционно «поэтической», все это говорило о необходимости новых литературных решений, которое требовало от поэта нового художественного метода, непривычного для книжной поэзии.

Итак, можно сказать, что советская социальная реклама периода НЭПа стала помогающим звеном в общении нового правительства с народом. Достижение русского авангарда предвосхитили развитие русской рекламы, а на помощь советской власти пришел конструктивизм со своими основными особенностями: краткостью, четкостью и динамикой, выразительностью и контрастом. Контекст авангарда, таким образом, прямо указывает на предпосылки к агитационно-рекламной деятельности в 1920х годах.

Создание политических плакатов «Окна РОСТА», безусловно, является важной страницей в предпосылках создания советских рекламных плакатов. Они являлись яркой и неповторимой летописью своей эпохи. Маяковский шаг за шагом разъяснял читателю «Окон РОСТА», то есть массам трудящихся, призванным Октябрьской революцией к политической жизни, важнейшие программные положения большевизма, главные тактические лозунги партии. Помощь партии в работе по морально-политическому воспитанию народа -- такова была идейная устремленность всей работы Маяковского в «Окнах РОСТА». Написанные тридцать лет тому назад и предельно насыщенные «злобой дня», многие тексты «Окон РОСТА» не потеряли своей политической остроты и в наши дни. А принципы монтажа стихотворных слоганов и изображения в плакатах «Окна РОСТА», компоновки рекламного поля будут в дальнейшем использоваться Маяковским в социальной и коммерческой рекламе. С уверенностью можно сказать: политические плакаты и реклама начала XX века - мощный фундамент современной мировой рекламы, ведь советские плакаты того времени являлись и являются шедеврами мировой рекламной графики.

политический агитация плакат маяковский

Владимир Владимирович Маяковский «Окна РОСТА» Выполнил ученик 11в класса МБОУ СОШ №6 г.Ноябрьска Мыца Денис Руководитель: учитель русского языка и литературы Круглая Наталья Васильевна Содержание  Фотографии Маяковского  Плакаты Маяковского  Начало работы в РОСТА  Отношение к РОСТА  Будни РОСТА  Влияние на творчество  Отношение к «окнам» Фотографии Маяковского Что такое «Окна РОСТА» «Окна» представляли собой плакаты, с помощью рисунков и подписей извещавшие о каком-нибудь злободневном событии. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики. Они вывешивались в пустующих окнах магазинов, отчего произошло и название. Возникли как самобытный вид агитационномассового искусства в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-1920. РОСТА Российское телеграфное агентство, где создавались «окна». Плакаты Маяковского Начало работы в РОСТА «Моя работа в РОСТА началась так. - Я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТА, тов. Керженцеву, который свел меня с М.М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе». В.В. Маяковский Отношение к РОСТА Маяковский был по отношению к коллективу РОСТА литературным и политическим руководителем. В ведении Маяковского целиком находилась литературно-тематическая часть «Окон Роста». Следовательно, от него зависела работа всего коллектива по существу, по содержанию. Выбор темы и ее выражение в слове - это была задача не только литературная, но и политическая. Решение этой задачи требовало большого политического чутья, умения разбираться в сложных вопросах, а также чувства ответственности. Примеры лозунгов Убирайте комнату, чтоб она блестела. В чистой комнате чистое тело. Не пейте спиртных напитков. Пьющему - яд, окружающим - пытка. Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми. Молодого рабочего обучим и подымем. Курить бросим. Яд в папиросе. Антисемиту не место у нас все должны работой сравняться. У нас один рабочий класс и нет никаких наций. Будни РОСТА В 1919 красок почти не было, работать приходилось в холодной мастерской, спать урывками, часто здесь же, в рабочей комнате. Однажды Маяковский положил под голову полено, чтобы не проспать слишком долго. В этой работе, как и во всем, чем он занимался, проявилось его отношение к людям: соединение чуткости и требовательности. Он мог сказать художнику, задержавшему выполнение работы: «Вам, Нюренберг, разумеется, разрешается болеть... Вы могли даже умереть - это ваше личное дело. Но плакаты должны были здесь быть к десяти часам утра», - и тут же с непреклонным упорством «выбивать по инстанциям» паек для сотрудницы РОСТА Риты Райт... Влияние на творчество Период работы в РОСТА для Маяковского был переломным. Поставив целью подчинить стих задачам массовой политической агитации, Маяковский напряженно искал новых форм художественной выразительности. Он не отказывался и от найденного другими, если это помогало ему сделать текст более понятным и доходчивым для массового читателя. Поэтому текст, на первый взгляд «непохожий» на стихи Маяковского вообще, для его «ростинских» стихов может оказаться как раз очень характерным и специфичным. Примеры лозунгов В маленьком стакане, в этом вот, может утонуть огромный завод. Из рабочей гущи выгоним пьющих. Не издевайся на заводе над тем, кто слаб, Оберегайте слабого от хулиганских лап. В общей работе к дисциплине привыкни. Симулянта разоблачи и выкинь. Вызов за вызовом, по заводам лети! Вступай в соревнование, за коллективом коллектив! Встают заводы, сильны и стройны. Рабочий океан всколыхнулся низом. Пятилетка это рост благосостояния страны. Это пять километров по пути в коммунизм. Влияние на творчество 2 Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Влияние на творчество 3 Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее. Маяковский овладел всеми «ухищрениями», всеми возможностями лаконичной, стремительной поэтической формы. Отношение к «окнам» Маяковский гордился «Окнами РОСТА». «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись, - писал он в 1930 году. - Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла» («Прошу слова»). Ещё плакаты Маяковского Конец!