Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Подготовили: Кремлякова О.Ю, Кутор Н.С. Деловая игра для воспитателей

28.08.2019 Виды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Игровая технология «Палочки Кюизенера» – цветной мир сказки и числа» Подготовила Власова Юлия Олеговна, воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида № 12 «СОЛНЫШКО» Игровая технология «Палочки Кюизенера» является эффективным средством в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста и представляет широкие возможности для использования в образовательном процессе.

2 слайд

Описание слайда:

Теоретическая основа игровой технологии. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными числами» Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, перед педагогами открывается универсальная игровая технология, в которой: 1. Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью палочек. 2. Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному». В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 4. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из палочек, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи, т.е. решение задачи всегда визуально. 5. Игры с палочками Кюизенера не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью. Игра имеет тенденцию к продолжению.

3 слайд

Описание слайда:

Теоретическая основа игровой технологии Палочки все разные: разных цветов и разной длины. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Поэтому цветные числа. Так, самая короткая палочка обозначает «единичку», палочка, что в два раза больше «единички», обозначает «2», и т.п.

4 слайд

Описание слайда:

Первый этап Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа: 1 этап: Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой предметов.

5 слайд

Описание слайда:

Второй этап 2 этап: Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

6 слайд

Описание слайда:

Игра «Зоопарк» соответствие по размеру: высота вольера соответствует росту питомца Цветные числа предоставляют замечательную возможность: познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины. Высота вольера должна соответствовать росту питомца. Оказывается, что клетки получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

7 слайд

Описание слайда:

Игра «Разноцветные вагончики» соответствие между цветом, длиной и числом Развивать представление о числе: каждый цвет обозначает число. Прежде чем посадить пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как это узнать?

8 слайд

Описание слайда:

Игра «Помоги цифрам найти домики» соответствие числа и цифры 3 5 Закрепить соответствие числа и его знакового обозначения: цифры ходили гулять и забыли, где чей домик. Помогите цифрам найти домики.

9 слайд

Описание слайда:

Вертикальная симметричная лесенка последовательность чисел в натуральном ряду, способ образования числа, отношения между числами Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет. Подвижные игры «Номера машин».

10 слайд

Описание слайда:

Решение задач Папа положил на тарелку 3 апельсина, мама – 2 . Сколько всего апельсинов на тарелке? По данному изображению можно составить математический рассказ – задачу. Папа положил на тарелку 3 апельсина, а мама – 2. Объедините все принесённые апельсины. Сколько всего на тарелке апельсинов?

11 слайд

Описание слайда:

Решение задач 3+2=5 Позднее слово «объединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». А последовательное расположение палочек интерпретируется как сложение. Далее следует запись в цифрах: 3+2=5

12 слайд

Описание слайда:

Палочки можно использовать в экспериментальной деятельности, где нужно что-то измерить, сравнить, посчитать. Эксперимент-рецепт. По рецепту на одну мерную ложку крупы приходится две мерные ложки воды. Как же узнать при помощи лежащих на столе предметов, сколько воды нужно добавить в крупу, чтобы правильно сварить кашу? Давайте подумаем, как это можно сделать. (нужно посчитать, сколько мерных ложек крупы в чашке, тогда и узнаем, сколько мерных ложек воды нужно добавить).

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

В таком формате можно поиграть в «Говорящие числа»: ребенок становится каким-то числом и рассказывает про себя: я число 5, я больше 4 и меньше 6. Меня можно составить из чисел… Я состою из 5 единичек. Как хорошо быть числом 5: когда у тебя 5 шоколадок, можно угостить 5 друзей и т.д.

16 слайд

Описание слайда:

С помощью палочек можно развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже). Игра «Примите факс». По сути это графический диктант, дети читают схему и по клеточкам рисуют изображение.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Цветные палочки являются многофункциональным пособием. Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и встречается во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной, двигательной. В играх комплексно решаются разные группы задач (познавательные, речевые, образовательные, на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, инициативы, самостоятельности). Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие», вид деятельности: «двигательная». Что делаем? используем считалочки (количественный и порядковый счет); рассчитываемся по порядку (первый, второй и т.д.); играем в подвижные игры математического содержания «Найди себе пару», «Составь число», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами». Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора». Что делаем? В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий: «Колобок», «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Для выявления структуры и содержания текста используем наглядные модели. Они соответствуют основным персонажам. Важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения (по цвету, величине). Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала». Что делаем? «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице», составление рамки для аппликации или фото. Развивается эстетическое восприятие на основе эталонов цвета и размера. Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие», вид деятельности: «коммуникативная». Роль цветных палочек в изучении языка также очень велика – они помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Показываем ударение и соответственно разделяем слоги - очень популярная методика для обучения чтению. Также «палочки Кюизенера» служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных. Таким образом, пособие Кюизенера – универсально, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

19 слайд

Описание слайда:

Путешествие в сказку «Три медведя». Например, сюжетно-дидактическая игра «Три медведя».

20 слайд

Описание слайда:

леся гоге
Презентация «Палочки Кюизенера»

Палочки

Кюизенера

как средство развития

математических способностей

у детей дошкольного возраста

Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки , которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками , цветными числами, цветными линеечками

Для детей 3-9 лет

Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек , 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см ., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук

Эти палочки представляют следующие классы чисел :

Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками .

Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8) . Это палочки розового (2, красного (4, бордового (8) цветов.

Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9) . Это палочки голубого (3, фиолетового (6, синего (9) цветов.

Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10) . Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета .

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см, с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА :

1) Палочки -один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. 2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает, играя. 3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. 4) Благодаря палочкам , развивается логическое мышление. 5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. 6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе. 7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции. 8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. 9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи. 10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

Этапы обучения в ДОУНа первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками , создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий…

Игровые упражнения с палочками Кюизенера :

1. «Цветные коврики» . Цель : Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом» . Цель : Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки » . Цель : Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни» . Цель : учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру» . Цель : умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа» . Цель : закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись» . Цель : упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет» . Цель : умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число» . Цель : знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше» . Цель : приучать употреблять в речи не цвет палочки , а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки » . Цель : совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр» . Цель : развивать умение изображать цифру разными способами.

Ожидаемый результат

Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Палочки-игралочки»

.

Масликова Ольга. Воспитатель группы детей с РАС. Игра может быть использована для детей от 4 до 6 лет. Я долго думала какую ещё развивающую.

Пособие предназначено для детей от 2 лет. "Весёлые палочки" – детская игра, которая не только позволяет с интересом провести время, но и.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике.

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Информация для родителей. «Как.

Подготовила воспитатель Михайлова И. В. МКДОУ №19 Детский сад “Малышок” город Шелехов Иркутская область Активизация познавательных процессов детей с помощью палочек Кюизенера Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера, бельгийского математика, палочки Кюизенера. Это пособие также называют цветными числами. Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения), в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя) Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной. В “семейство красных” входят числа, кратные двум; “семейство синих” – числа, кратные трём; “семейство жёлтых” – числа, кратные пяти; кубик белого цвета – семейство белых (единица); палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь). С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество, на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа. Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет) Палочки вначале используются как игровой материал. Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) Каждая палочка обозначается числом. Игры с палочками на первом этапе Младший возраст 1 Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д. 2 Возьми в правую руку столько палочек, сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки. 3Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка. 4 Возьми синюю и красную палочку, сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек. Средний возраст 1 Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка? Короткая? 2 Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета? 3 Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? 4 Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно, из 2 жёлтых палочек – дверь. Какой формы окно, дверь? Игры с палочками на втором этапе Каждая палочка обозначается числом. Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира. С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”,”между”, “каждый”, и др. Ознакомление с “цветными числами” Число 1. Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число. Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему? Число 2. У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2?(к 1 прибавить 1) Как получить палочку 2? (к палочке 1 положите палочку 1) Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1. Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему? Состав числа из двух меньших. Состав числа 7. Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета? Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты) Составление числового домика. Подведение итога – из каких чисел состоит число 7? (7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется …. 7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….) 1 Д/и “Угадай палочку” Ведущий задумывает любую палочку из набора, играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение. 2 Д/и “Поезд” Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку? 3 Измерь длину карандаша розовой палочкой, этот же карандаш измерь жёлтой палочкой. Почему ответы получились разные? Для всех возрастных групп можно использовать конструирование из палочек по образцу и представлению. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. При выполнении этих условий, результат не заставит себя ждать.

«Палочки Кюизенера, как средство развития творческих способностей детей»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них творческие способности, которые можно разделить на три основные группы:

· Творческое воображение (фантазия и интуиция)

· Творческое мышление (живость ума)

· Практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактический материал – Палочки Кюизенера. (слайд 1)

(слайд 2) Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

(слайд 3)

(слайд 4)
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

(слайд 5,6) Основной дидактической задачей, которой является:

· Сенсорное восприятие цвета и размера

· Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер.

· Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: больше, меньше.

· Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий

· Понятия четных и нечётных чисел.

· Использование палочек, как мерки. Речевые умения.

· Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

· Развитие творческих способностей, самостоятельности.

(слайд 7) Это пособие отличается своими особенностями:

· Многофункциональность

· Широкий возрастной диапазон участников

· Творческий потенциал

· Конструктивные элементы

· Образность и универсальность

(слайд 8) Методическое обеспечение.

(слайд 9,10) Использование этой игры позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и тд.

(слайд 11,12) Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творчество. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этой игре у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развивать способности к моделированию и конструированию.

Играя с палочками Кюизенера, дети строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, они выкладывают узоры, картинки, сюжеты. Дети имеют полную свободу действий и фантазию.

Вывод: Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что палочки Кюизенера дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительности. Много интересного можно сделать (машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир). Палочки Кюизенера дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. Игры с палочками создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные творческие формы игровой активности.

(слайд 13) Творческое задание.

Список используемой литературы.

1. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.

2. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. Автор Б.Б. Фиккельштейн.

3. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Волшебные дорожки». Автор Б.Б. Фиккельштейн.

4. Готовимся к школе – успешно учимся «Палочки Кюизенера. На золотом крыльце…..»

Скачать:


Подписи к слайдам:


Кюизинер

Характеристика развивающей игры палочки
Кюизенера

Многофункциональность
Широкий возрастной диапазон участников
Творческий потенциал
Конструктивные элементы
Образность и универсальность
грузовик
самовар
цветок
Бельгийский учитель начальной школы Джордж
Кюизенер
(1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки
Кюизенера
– это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел:
>,Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».
Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий
«Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.
«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»
«Как зверята играли в числа».
Понятия четных и нечётных чисел.
Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел
Использование палочек, как мерки. Речевые умения.
Измерение различных предметов, обсуждение результатов.
«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.
медведь
заяц
жираф
От простого к сложному

Палочки
Кюизенера

Подготовила:
воспитатель 1 категории
Никитина В.А.
Основные дидактические задачи
Способы реализации с помощью палочек
Кьюизенера
(возможные варианты мотивации)
Сенсорное восприятие цвета и
размера
Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.
Сравнение по величине, длине,
ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.
Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.
Составим все палочки четко по росту
От низкой к высокой – это очень просто
А рядом составим в обратном порядке
От длинной к короткой – как на зарядке

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Спасибо за внимание!
Примеры использования
лесенка
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной
Первая – это белый листок
Вторая – розовый лепесток
Третья – как голубой океан
Четвертая – словно красный тюльпан
Пятая – желтый солнечный свет
Шестая – сиреневый яркий букет
Седьмая – черный пушистый кот
Восьмая – вкусный вишневый компот
Девятая – синий мой мячик
А десятый – оранжевый зайчик
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:
белая
- число 1 - 25 штук,
розовая
- число 2 - 20 штук,
голубая
– число 3 - 16 штук,
красная
– число 4 - 12 штук,
жёлтая
– число 5 - 10 штук,
фиолетовая
– число 6 - 9 штук,
чёрная
– число 7 - 8 штук,
бордовая
– число 8 - 7 штук,
синяя
– число 9 - 5 штук,
оранжевая
– число 10 - 4 штук.
Методическое обеспечение

Творческое задание

Палочки Кюизенера в работе учителя-дефектолога Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Для детей 3-7 лет Задачи: 1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. 2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. 3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. 4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. 6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. 7. Развивать умение работать в коллективе. Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая - число 1 - 25 штук, розовая - число 2 - 20 штук, голубая – число 3 - 16 штук, красная – число 4 - 12 штук, жёлтая – число 5 - 10 штук, фиолетовая – число 6 - 9 штук, чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук, синяя – число 9 - 5 штук, оранжевая – число 10 - 4 штук. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Методическое обеспечение Раздаточный материал Альбом для детей 2-3 лет Альбом для детей 3-5 лет Методическое обеспечение Альбом для детей 5-8- лет Карточки для детей 5-8 лет Основные дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации) Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п. Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов» «Как зверята играли в числа». Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел Использование палочек, как мерки. Речевые умения. Измерение различных предметов, обсуждение результатов. «Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации. Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение. Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. * - Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации. Рекомендации к использованию 1. Освоение комплекта. Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. 2. Построение лестницы. Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине. 3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму. Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет". 4. Составление ковриков. составление узоров. Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же" Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. 5. Развитие у детей количественных представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька. - А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик. - Сколько же ступенек в лесенке? Три. - Давайте проверим, не ошиблись ли мы? Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий: - Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). - Первая. А которая по порядку розовая палочка? - Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет. Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд"). Упражнения Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения. - Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три. - Чему же равно 3/3 части? - А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки. 8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет). Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе. -Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось? -А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). - Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два. Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три". Примеры использования лесенка тарелка заяц жираф медведь страус самовар грузовик домик с крылечком верблюд Елена Прекрасная цветок