Почвы Крыма. Карта распространения основных почвенных типов. Типы почв

31.08.2019 Виды

При изучении почв крайне важно установить географические закономерности распространения почв. Для этих целей составляются почвенные карты.

При создании почвенной карты определенной территории производится комплексное изучение почвенного покрова, которое предусматривает выявление закономерностей распространения почв в зависимости от условий почвообразования. Любая почвенная карта отличается сложностью содержания. На ней приводятся данные о генезисе почв, характере почвообразующих пород, механическом составе, показываются границы их распространения. Подробность характеристики почв на картах разного масштаба определяется классификацией почв. Рассмотренные выше понятия о почвенных типах, их подтипах, видах и почвенных разностях используются в целях систематизации почв в легендах современных почвенных карт.

Основным методом создания крупномасштабных почвенных карт являются полевые съемки. Данные для составления почвенных карт крупного масштаба могут быть получены только в результате полевых почвенных исследований.

Полевые работы включают: 1) определение почвы на основе изучения почвенных разрезов; 2) определение на местности границы между различными почвами; 3) нанесение на топографическую основу результатов полевого определения почв и их границ.

Граница распространения различных почв, поскольку она может быть скрыта под растительным покровом, устанавливается на основе учета взаимосвязей факторов почвообразования. Как правило, граница обнаруживается в местах изменения условий рельефа, свойств материнской породы, а также характера растительности.

Современные почвенные карты, отображая все особенности почвенного покрова, а также закономерности распространения почв, отличаются многокрасочностью. Принцип цветового оформления карт предусматривает использование таких оттенков, которые близки к естественному цвету почв. Каждая генетическая группа почв обозначается определенным цветом: тундровые почвы - серым, подзолистые - розовым, черноземы - коричневым, и т. д. Для обозначения механического состава на карте применяются различного вида штриховки. Внемасштабные геометрические знаки используются в том случае, когда площадь почвенного контура мала и не может быть выражена в масштабе карты (солонцы, солончаки и др.).

Почвенные карты имеют большое научное и практическое значение. Мелкомасштабные обзорные карты крайне важны для выявления географических закономерностей почвенного покрова в пределах материков, для установления границ почвенных поясов м зон, для определения выраженности вертикальной поясности и др. Примером таких карт являются почвенные карты СССР масштабов 1: 5 000 000 и 1: 4 000 000, почвенные карты Физико-географического атласа мира (1964 г.).

Большое практическое значение имеют крупномасштабные почвенные карты. Они используются в качестве научной основы для ведения сельского хозяйства, качественной оценки земель, для разработки агромелиоративных мероприятий.

В настоящее время для повышения точности почвенных карт широко применяются материалы аэрофотосъемки. Их использование позволяет ускорить темпы составления карт.

Почвенный покров на аэроснимках непосредственно не отображается. Исследователь, зная связи почвы с элементами ландшафта (рельефом, растительностью и др.), легко может установить географию почвенного покрова.

В естественных условиях основным дешифровочным признаком для почв является растительный покров, который определяет рисунок фотоизображения почвенного контура. Большое значение имеет также определение по аэроснимкам микроформ рельефа (старичногривистый рельеф пойм, бугристый рельеф тундры и т. д.), так как с ними связано распространение определенного комплекса почвенных разностей.

В каждой почвенной зоне есть почвы, которые безошибочно дешифрируются, так как им соответствуют определенная тональность и структура фотоизображения (луговые почвы, солонцы и солончаки, болотные почвы и др.) (рис. 60). По аэроснимкам возможно также определение видимых на поверхности морфологических признаков почв, различающихся по окраске, структуре, частично механическому составу, влажности и т. п.

Сведения о почвенном покрове крайне важны для топографов. Элементы почвенного покрова находят отражение на топографических картах, где они показываются специальными условными знаками. В отличие от почвенных, на топографических картах ставится задача отражать распространение не генетических типов, а отдельных видов, образование которых связано с грунтом определенных механических свойств. В этом смысле сведения о почвенном покрове мы получаем косвенные, в связи с литологией и характером растительности.

На топографических картах показывается также распространение почв, формирующихся в специфических условиях увлажнения. К ним относятся болотные почвы, солончаки, почвы полигональных и кочкарных тундр. Отображение свойств почв увлажненного грунта на топографических картах необходимо для характеристики условий:

проходимости территории. На картах специальными условными знаками показывают проходимые солончаки (пухлые и корковые солончаки) и непроходимые - сильно переувлажненные.

Особым условным знаком на картах отображаются торфяные бугры в тундровой и таежной зоне, а также кочковатые поверхности болот. О характере почв тундры можно судить также по использованию знака полигональных поверхностей, которые указывают на наличие морозобойных трещин.

Названия типов почв происходят от названия климатических зон, в которых они образовались. В таёжно-лесной зоне встречаются подзолистые и дерново-подзолистые ; в лесостепной и степной – серые лесные , чернозёмы , каштановые ; в субтропической – краснозёмы и жёлтозёмы .

Многие почвы получили своё название благодаря окраске своего перегнойного горизонта: чернозём, серая лесная, бурая лесная, подзол.

В почве на поверхности частичек глины, песка, и ила содержится большое количество соединений железа. Именно из-за плёнок железа на частичках почвы она приобретает свою специфическую окраску. Присутствие гидроксидов железа придаёт почвам различные оттенки красновато-коричневого или жёлтовато-коричневого цветов. Чёрную окраску почва приобретает в зависимости от наличия в ней гуминовой кислоты.

  • Чёрный цвет – более 7%
  • Тёмно-серый – 5...7%
  • Серый – 3...5%
  • Светло-серый – менее 3%

Подзолистые почвы - распространены в зоне тайги. Там, где растут хвойные леса. Верхний слой - лесная подстилка, образуется из опавшей хвои и веток. Ниже располагается белёсый слой, не имеющий выраженной структуры. Под ним - горизонт бурого цвета, плотный, с большим содержанием глины, структура выражена в виде крупных комьев.

В результате разложения хвои образуются кислоты, которые в условиях избыточного увлажнения способствуют распаду минеральных и органических частиц почвы. Обильные осадки в свою очередь промывают такую почву и выносят растворенные кислотой вещества из верхнего перегнойного слоя в нижние горизонты. В результате верхняя часть почв приобретает белесый цвет золы.

Эти почвы очень кислые и поэтому всегда нуждаются в известковании и внесении полного комплекса удобрений. В подзолистой почве всего от 1 до 4% гумуса.

В России подзолистые почвы распространены в Сибири и на Дальнем Востоке. Деревья на таких почвах растут гораздо лучше, нежели сельскохозяйственные культуры.

Лишь у основания склонов, во влажных местах, подзолистые почвы считаются наиболее пригодными для овощеводства. Почвы этих мест имеют сизую окраску и стальной блеск на срезе. Однако они, как правило, бывают слишком влажными и их необходимо осушать.

Дерново-подзолистые почвы – это подтип подзолистых почв. Они формируются под мелколиственными лесами, смешанными с хвойными породами. По составу во многом они схожи с подзолистыми почвами. Под лесной подстилкой располагается гумусовый горизонт, глубиной не более 15...20 сантиметров, имеющий темно-бурую окраску, далее следует бесплодный белёсый слой.

Характерной особенностью этих почв является то, что они медленнее, чем подзолистые вымываются водой, поэтому более плодородны, однако тоже нуждаются в известковании и удобрении и могут быть использованы для выращивания овощей лишь после улучшения.

Для этого постепенно, не больше чем на 3...5 сантиметров ежегодно, углубляют пахотный слой и вносят большое количество органических, минеральных удобрений и извести. Весеннюю обработку дерново подзолистой почвы нужно проводить на меньшую глубину, чем осеннюю, чтобы не вывернуть на поверхность подзол.

Серые лесные почвы образуются на территории лиственных лесов. Непременным условием для формирования таких почв является наличие континентального климата, травяной растительности и наличие в достаточном количестве кальция (Ca). Благодаря этому элементу вода не способна разрушать структуру почвы вынося питательные элементы.

Эти почвы окрашены в оттенки серого цвета. Содержание гумуса в серых лесных почвах составляет от 2 до 8 процентов. Плодородность этих почв считается средней.

Серые лесные почвы содержат несколько больше перегноя, чем подзолистые. Несмотря на некоторое количество запасов кальция (Ca), они всё-таки имеют кислую реакцию почвенной среды, и поэтому нуждаются в известковании.

Бурые лесные почвы распространены в смешанных хвойных и широколистных лесах. Эти почвы формируются только в условиях умеренного теплого климата. Цвет почвы бурый. Верхний слой толщиной около 5 сантиметров состоит из опавшей листвы. Под ним находится плодородный слой толщиной до 30 сантиметров. Еще ниже следует слой глины в 15...40 сантиметров.

Бурые почвы подразделяются на несколько подтипов имеющих палитру оттенков бурого цвета, формирование которых происходит под влиянием окружающей температуры.

Каштановые почвы распространены в степях и полупустынях. Эта почва имеет каштановый, светло каштановый и темно-каштановый цвет. Соответственно существует три подтипа каштановой почвы, различающихся по цвету.

На светло-каштановых почвах земледелие возможно только при обильном поливе водой. На темно каштановых почвах хорошо растут и без полива зерновые и подсолнечник.

Химический состав каштановой почвы разнообразен. В почве есть магний (Mg) и кальций (Ca), что свидетельствует о благоприятном для большинства растений уровне кислотности (pH).

Каштановая почва имеет свойство быстро восстанавливаться. Ее толщина поддерживается ежегодно опадающей травой. На ней можно получать неплохие урожаи, при условии, достаточного увлажнения. Так как степи обычно засушливы.

Каштановые почвы в России распространены на территории Кавказа, в Поволжье и Средней Сибири.

Дерновые почвы распространены главным образом в Белоруссии, Прибалтике, в средней и северной
зонах России. Они содержат много перегноя, а потому структурны и плодородны. По реакции почвенной среды дерновые почвы слабокислые или нейтральные.

Чернозёмы признаны эталоном. У них оптимальная зернистая структура, они содержат много перегноя, имеют высокое содержание элементов питания и нейтральную реакцию почвенной среды. При разбитии огорода на черноземе следует вносить удобрения только для поддержания баланса питательных веществ.

Воронежский чернозем хранится в Парижской палате мер и весов, являясь эталоном земледелия.

Торфяные почвы располагаются в наиболее влажных местах, занимают около 7% всей территории России и расположены главным образом в районах Северо-запада, центральной полосы России, Западной Сибири и Дальнего Востока.

Они имеют темную, почти черную окраску во влажном состоянии. В толще всегда можно рассмотреть не полностью разложившиеся остатки растений. Под слоем торфа залегает сизый глинистый горизонт. Такие почвы богаты органическим веществом, но в них имеет место недостаток некоторых абсолютно необходимых культурным растениям макро и микроэлементов.

Из-за высокой влагоёмкости торфяные почвы нуждаются в хорошем дренаже.
Из-за плохой водопроницаемости при избытке атмосферных осадков заплывают водой.
Из-за плохой теплопроводности медленно прогреваются весной, отчего затягиваются сроки обработки и посева.

Они также обладают повышенной кислотностью и поэтому нуждаются в известковании.

Торфяные почвы различаются на несколько подтипов в зависимости от образующего их торфа.

Низинный торф содержит больше всего азота, золы, извести, а потому слабокислый. Он залегает в лощинах, речных долинах и впадинах.

Верховой торф значительно беднее низинного азотом и золой, так как расположен на более высоких участках. Извести в нем очень мало, он кислый. Верховой торф пригоден для приготовления компостов.

Переходный торф по содержанию азота, золы и извести занимает промежуточное положение.

Торфяные почвы после их осушения, внесения необходимых фосфорно-калийных удобрений, а так же известковании, успешно используются для выращивания овощей.

Пойменные почвы образуются в поймах рек. Во время весенних разливов рек на этих почвах оседает много ила, что делает их особенно плодородными. Пойменные почвы имеют нейтральную реакцию почвенной среды, потому редко нуждаются в известковании. Они, богаты фосфором, однако бедны калием.

На высокой части поймы преобладают супесчаные и суглинистые разновидности пойменных почв. По структуре и запасу питательных веществ они уступают почвам средней части поймы, но зато быстрее просыхают, что позволяет раньше приступать к их обработке. Грунтовые воды здесь залегают глубоко, при выращивании овощных культур необходимо организовать полив.

Средняя часть поймы представлена главным образом суглинистой почвой, которая характеризуется хорошей зернистой структурой и высоким плодородием.Грунтовые воды залегают на глубине от 1,5 до 2 метров, что создает для растений благоприятные условия водного режима. На этих почвах получают самые высокие урожаи овощей и картофеля.

В нижней части поймы почвы также плодородные, но тяжелые и излишне влажные, что объясняется высоким залеганием грунтовых вод (от 0,5 до 1,0 метра) и продолжительным стоянием половодья. Эти почвы следует осушать, устраивая дренажные канавы, после чего они пригодны для выращивания поздних овощных культур, особенно капусты.

Карта почв России и стран СНГ

Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

Задачи:

Предметные:

Давать определения терминов, понятий по тематике урока;

Выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

Выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

Описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

Давать характеристику зональных типов почвы;

Обозначать на контурной карте географические объекты.

Личностные:

Сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

Понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

Использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

Находить достоверные сведения в источниках информации;

Обобщать тематический материал;

Формулировать выводы;

Составлять описания на основе достоверных источников информации;

Устанавливать причинно- следственные связи;

Составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в учебной деятельности;

Выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Планировать учебную деятельность;

Самостоятельно исправлять ошибки .

Коммуникативные УУД:

Излагать свое мнение;

Понимать позицию другого.

Личностные УУД:

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

Понимать эмоциональное состояние других;

Осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Ход урока

I .Организационныймомент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II .Опрос домашнего задания.

III .Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока: Зональные типы почв .

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.

Типы и свойства почв различных природных зон

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

1 Арктическая пустыня

часто отсутствуют или арктические

крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

2. Тундра

тундрово- глеевые

мало

Маломощные, имеют слой глеевой

Вечная мерзлота,

переувлажнения, недостаток кислорода, их толщина не превышает несколько сантиметров.

Леса

Занимают больше половины нашей территории. Под лесами формируются несколько типов лесных почв.

3. Тайга Восточно- Европейской равнины

подзолистые под северными таежными лесами

мало 1-2%

при избыточном увлажнении идет промыв почв, образуется подзол.

Промывные, кислые, малоплодородные

Высокая влажность, кислые, растительные останки - хвоя

4.Тайга Восточной Сибири

таежно- мерзлотные

мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота, почвообразование замедлено. Промыва в этих почвах нет.

5. Смешанные

дерново- подзолистые

больше, чем в подзолистых

Более плодородные

6. Широколиственные

серые лесные

4-5%

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

7.Степи

черноземы, каштановые

10-12%

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Много растительных остатков ежегодно, много тепла

8. Полупустыни

бурые полупустынные, серо- бурые, а иногда образуются солончаки. Повышение содлержание солей.

гумуса в этих почвах не так уж и мало, но эти почвы сухие, плотные и бесструктурные.

Засоление почв. Это снижает плодородие.

Сухой климат, разреженный растительный покров, недостаток влаги. При искусственном орошении земли можно получать высокие урожаи.

Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.

Почвенные ресурсы. Прочитайте в учебнике на стр. 181- 182

IY . Закрепление

1. Что такое почвенные ресурсы? (почвы, способные обеспечивать развитие растений.

2. Что является главными разрушителями почвенного слоя? (вода и ветер)

3. Что такое эрозия? Виды эрозий.

4. Что такое мелиорация?

5. Что такое рекультивация?

6. Почему надо охранять почву? И как их надо охранять?

7. Почему при перемещении с севера на юг плодородие почв сначала растет, а потом снижается?

В начале урока, я задала вам вопрос, на который просила ответить к конце нашего урока.

В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему? (предполагаемый ответ)

Рекордным плодородием обладают черноземные почвы. Толщина гумусового горизонта может превышать 1м. Здесь достаточно тепла, влаги и перегноя.

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (примерный ответ)

Под хвойной растительностью - почвы подзолистые, под травами - черноземы.

Y .Рефлексия.

1. Вам все было понятно при изучении темы и выполнении практической работы.

2. Вы справились с заданием?

3. Кто сегодня был самым активным во время урока?

4 У кого, что не получилось и есть вопросы?

YI . Выставление оценок. Оценки всем будут выставлены за выполнение практической работы.

YII . Домашнее задание. Параграф 29, повторить 28

Творческое задание. .Написать эссе на тему 1.«Можно ли создать искусственную почву».

2. К чему всю свою жизнь стремился В.В.Докучаев.