Торговые сети раскинули сети. Почему умрет мелкая розница. «Мелочевка» не умеет работать

29.08.2019 Виды

Основная проблема российской экономики в её сегодняшнем состоянии - искусственное ограничение Центральным Банком и финансовым блоком Правительства доступа к кредитным ресурсам. Об этом говорит программа академика Глазьева, которую Партия Великое Отечество приняла для реализации в ходе работы седьмого созыва Государственной Думы РФ (2016-2021 гг.) .

Это общая беда российского предпринимательства не должна заставлять нас не замечать других проблем, которые сковывают развитие страны или даже противоречат тем решениям, что озвучивает наш национальный лидер.

Например, импортозамещение. Звучит красиво. На деле должно означать максимально близкий к ста процент замещения импортных товаров отечественными. Однако, представьте ситуацию. Вопрос решён: мясо, молоко, овощи, фрукты - все это производится в России. В должном количестве и качестве. А вот торговые сети, крупные ритейлеры, магазины - выпущенную в России продукцию не продают. Снижается ли наша зависимость от наших «партнёров», если подавляющее большинство работающих сегодня торговых сетей зарегистрированы не в России?

И это только один из вопросов, возникающих при анализе важнейшей составляющей общей безопасности государства - продовольственной безопасности, в части её «смыкания» с крупными торговыми сетями.

Предлагаю вашему вниманию материал, подготовленный комитетом при ЦК ПВО по работе с промышленниками и предпринимателями.

Торговые сети раскинули сети

«Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без крупных торговых центров. Торговые сети вышли за пределы крупных городов, захватывая все новые населенные пункты, привлекая нас качественным обслуживанием и современным оборудованием. Мелкая розница не в состоянии противостоять этому нашествию.

Ни для кого не секрет, что именно процветающий малый и средний отечественный бизнес является краеугольным камнем и основой любой экономики. А это значит, что для успешной самореализации производитель должен иметь рынок сбыта своей продукции, и мелкий не сетевой бизнес должен быть конкурентоспособен. Иллюзия свободного рынка оказалась всего лишь иллюзией. Совершенно очевидно, что без вполне конкретной роли правительства невозможно достичь регуляции данных процессов.

Казалось бы, что мешает реализации такой простой задачи, как обеспечение разноформатной торговли, где наряду с крупными сетями существует и местная мелкая розница, в которой будет представлена продукция местных производителей? Однако, с приходом федеральных сетей доля мелкой розницы стремительно сокращается. Увеличение продаж у крупного ритейла происходит не за счет сокращения себе подобных, а именно за счет сокращения небольших магазинчиков шаговой доступности и торговых павильонов. Как же тогда контролировать цены? Где гарантия, что крупные игроки не договорятся между собой и цены снова не вырастут?

Если мелкая розница будет сокращаться и дальше, пострадают местные мелкие товаропроизводители и мелкие оптовики, поскольку свою продукцию в крупные торговые сети им выставить не по карману — слишком дорого стоит туда входной билет. Что станется с разорившимися местными предпринимателями, их работниками и семьями? Кто обеспечит им рабочие места? Несмотря на свою видимую масштабность, торговые сети не смогут обеспечить необходимый рынок труда в регионах.

Этот замкнутый круг — не единственная проблема существующего государственного контроля (а точнее, его отсутствия) торговых сетей в том виде, в каком мы имеем на настоящий момент. Возникает справедливый вопрос — а куда же идут налоги торговых сетей? В бюджет ли государства Российского?

Обеспечить соответствующий налоговый поток в бюджет страны — одна из наиважнейших задач. Это наше образование, пенсии и здравоохранение.

В 2013 году ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО совместно с академиком Глазьевым разработала доклад по деофшоризации «Деофшоризация экономики России. Пути и меры» .

Доклад благополучно вылился в законопроект , поддержанный Правительством Российской Федерации, положения Доклада использовались при написании закона о деофшоризации, подписанного Президентом Путиным .

Поставленные цели, увы, не нашли своего полного воплощения. Очевиден саботаж, обслуживающий вполне определённые финансовые интересы.

Публикуя ниже письмо Президента НО «Ассоциация малых и микро-предприятий в сфере торговли» по данной теме, мы бы хотели отметить, что любые изменения в законодательстве должны идти в первую очередь на пользу Гражданина.

И польза эта должна заключаться не только в широте ассортимента представленного товара. Польза от возможности выбора непременно исчезнет, если гражданин оставит почти весь свой доход в магазине, отечественный производитель или фермер лишится рынка сбыта, а налоги минуют государственную казну. Чтобы этого не произошло, государство должно регулировать взаимодействие ритейла и производителя, как минимум обеспечив ему своё место на полках, а также честную и открытую конкуренцию. Иначе быть экономической беде с ещё большим обнищанием населения и, как результат — необратимыми социальными последствиями.

К вопросу о налогах — читая публикуемое письмо, обратите особое внимание на страну регистрации бизнеса подавляющего большинства сетей.

Уважаемый Николай Викторович!

Основная проблема российского малого бизнеса, это экспансия крупного федерального ритейла. Большинство так называемых федеральных торговых сетей, зарегистрировано за пределами Российской Федерации, и по сути, являются иностранным бизнесом. Их нашествие – прямая угроза малому бизнесу в российских регионах.

Конкурентные преимущества Федеральных сетей:

1. Кредитование за рубежом под 2-3% годовых, в то время как российский бизнес получает финансирование под 25% годовых и выше, и вынужден, обходится либо своим ограниченным капиталом, либо выплачивать дорогие кредиты.

2. Федеральные сети за счет своих объемов диктуют цены производителям продукции, обкладывая их бонусами и ретро-бонусами, в итоге цена на полках в магазинах местной розницы значительно выше, чем у федерального ритейла.

Магазины малого торгового формата вынуждены закрываться. От этого страдают и местные товаропроизводители, т.к. выставлять свою продукцию в иногородние торговые сети для них затруднительно. Крупные федеральные сети практически захватили весь рынок, и местные товаропроизводители им не интересны.

Если российский товаропроизводитель попадает на полку федеральной торговой сети, то обязательный кабальный договор делает его бизнес малорентабельным или убыточным.

Растет безработица среди местного населения, и как следствие социальная напряженность в обществе.

Иногородние сети большую часть налогов платят не на территории размещения, а по месту своей регистрации, часто за пределами России. Доходы иногородних сетей не работают на развитие регионов, а выводятся за их пределы, в том числе и в офшоры.

Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.209 г. «О торговле» не осуществляет должного регулирования и работает в интересах крупных торговых сетей.

В статье 14 закона «О торговле» устанавливается порог предела развития одной торговой сети в торговом пространстве города, региона или муниципального района не больше, чем 25%. для одного бренда («Магнит», «Пятерочка», «Красное и белое» и др.). Суммарная же доля всех иногородних сетей может составлять 80% от рынка и более.

Для местного предпринимательства не имеет значения, какая иногородняя сеть преобладает на торговом пространстве, нарушит ли она 25-ти процентный порог или нет. Все федеральные сети для российского предпринимателя это единый субъект, поэтому необходимо ограничение их общей доли присутствия.

Просим Вас выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в федеральный закон «О торговле»:

1. Ограничить общую долю торговых федеральных сетей на рынке города, региона или муниципального района разумным процентом – не более 50%

2. Ограничить присутствие федеральных сетей в секторе магазинов «шаговой доступности», в границах массовой застройки, за исключением специализированной фирменной торговли.

3. Обязать Федеральные сети регистрироваться и платить все налоги по месту размещения торгового объекта.

С уважением,
Президент НО «Ассоциация малых и микропредприятий в сфере торговли
Панов Владимир Валентинович

Прописка «Российских сетевых гигантов»

1.«Ашан» (Франция),

2.«О’кей» (Люксембург),

3. «Пятёрочка» (Нидерланды),

4. «Перекресток» (Нидерланды),

5. «Карусель» (Нидерланды),

6. «MetroCash&Carry» (Германия),

7. «Лента» (Британские Виргинские острова),

8. «Глобус» (Кипр),

9. «Билла» (Австрия),

10. «Зельгрос» (Германия),

11. «Leroy Merlin» (Франция),

12. «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.),

13. «Копейка» (Нидерланды),

14. «Мы» (Нидерланды),

15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды),

16. «Корзинка» (Нидерланды»,

17. «Патэрсон» (Нидерланды),

18. «Народный» (Нидерланды),

19. «Симбирка» (Нидерланды),

20. «Провиант» (Нидерланды),

21. «Ярмарка» (Нидерланды),

22. «Тройка» (Нидерланды),

23. «Семья» (Нидерланды),

24. «Экономная семья» (Нидерланды),

25. «Мир продуктов» (Нидерланды),

26. «А5» (Нидерланды),

27. «Spar» (Нидерланды),

28. «Универсам» (Нидерланды),

29. «Тамерлан» (Нидерланды),

30. «Покупочка» (Нидерланды).

Мы приглашаем вас к дискуссии по этой животрепещущей и сложной теме. Нам важно ваше мнение о том, какие меры необходимо принять, чтобы учесть все аспекты этой многогранной проблемы.

Свои предложения присылайте по адресу [email protected] с пометкой «Сети».»

P.S. Предыдущие материалы

Уличную торговлю в Орле ждут серьезные изменения.
Мелкорозничная торговля (в переводе с чиновничьего на русский) — это многочисленные киоски, павильоны, лотки, тележки, школьные и новогодние базары. И много чего еще: бабушки, торгующие петрушкой, — это тоже она, мелкорозничная торговля. Словом, практически все: что ни магазин или торговый центр — это мелкая розница.

Почти все согласны: порядка здесь мало. Часть торговцев работает вообще без документов. Периодические рейды милиции вокруг Центрального рынка (впрочем, без особенного успеха) — тому свидетельство. Проблема большинства остальных законопослушных торговцев — беспорядок и мусор. С этим тоже мало кто спорит.
С одинаковым результатом (то есть без него) с мелкой розницей городские власти борются каждый год.
Теперь мелкорозничную торговлю в областном центре собираются «организовать и упорядочить» — в недрах городской администрации зреет документ под названием «Положение об организации работы мелкорозничной сети в городе Орле». Оговоримся сразу: изменения должны коснуться так называемых «нестационарных объектов мелкорозничной сети». Киоски, павильоны и остановочные модули пока «организовывать» не будут. Впрочем, начальник управления экономического развития и торговли администрации г. Орла Б.К. Кичкин заверил «ПР», что «со стационарной торговлей тоже будем разбираться».
Но, вероятно, позже.
Дислокация в масштабе 1: 2000
Вкратце суть предложений такова.
Все нестационарные объекты отныне должны располагаться только в соответствии со схемой. К разработке схемы мэрия подошла по-военному серьезно: она выполнена, как сказано в проекте «Положения об организации», «на основе топосъемки местности в масштабе М 1:2000».
Сезонная торговля (летние кафе, школьно-письменные базары, дынно-арбузные развалы) функционировать будут исключительно в определенные документом сроки. Круглый год торговать можно будет молоком, живой рыбой, книгами и продуктами в специализированных автомагазинах.
Кстати, о художниках, стоящих в центре Орла: Б.К. Кичкин совсем не против, чтобы «в Орле тоже был свой Монмартр». Но максимально упорядоченный, судя по всему. Срок продажи картин тоже почему-то ограничен: с 1 апреля по 1 ноября.
Про ярмарки сельхозпроизводителей, которые проходят в областном центре как минимум два раза в год, в проекте документа почему-то забыли. Или их больше не будет?
Определять, где торговать, а где не стоит, мэрия будет, руководствуясь предложениями администраций четырех районов города. Районные власти свои предложения уже присылают.
За основу, по словам Б.К. Кичкина, была взята организация елочных базаров накануне Нового года. Места были выбраны правильно, и торговля прошла, по мнению городской власти, успешно. Положительное начинание решено переосмыслить и, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, «углубить».
Брать деньги за торговые места пока не предполагается. Предприниматели и без того платят налоги, говорят в мэрии.
Впрочем, о деньгах речь все-таки идет: торговцы должны будут платить за уборку и вывоз мусора. И, вроде бы, все.
«Нам не хотелось бы взимать кроме этого какие-то дополнительные деньги», — говорит Б.К. Кичкин.
Добавим: документ может быть принят очень скоро — на очередной сессии городского Совета. В случае его принятия уже с апреля уличную торговлю в областном центре будут ждать перемены.
«Пора становиться цивилизованным городом»
В целом документ, будучи достаточно недоработанным (все-таки проект), производит не самое худшее впечатление.
Если только вообще соглашаться, что «реорганизовывать и упорядочивать» торговлю нужно именно таким образом.
Логика в планах чиновников мэрии, безусловно, есть. По словам Бориса Кичкина, «мы привыкли, что отношения между гражданином и властью должны регулироваться нормативными документами». Поскольку отношения между торговцами и мэрией регулируются, по мнению городской власти, недостаточно хорошо, документ нужно незамедлительно создавать и принимать.
«Давайте посмотрим на Орел глазами приезжих, — предлагает Б.К. Кичкин, имея в виду торговое безумие в центре города, и продолжает мысль: — Пора становиться цивилизованным городом».
Пора, кто же спорит.
Вообще, проблему несанкционированной торговли (а именно она, если верить разработчикам, и послужила одной из причин разработки «Положения») должна решать не только мэрия: есть милиция, есть Административный кодекс. Но как в один голос уверяют и представители правоохранительных органов, и мэрия, вопрос никак не решается. Одни ссылаются на несовершенство законодательной базы, другие — на нежелание что-то делать.
«Это разговор глухого с немым», — так иллюстрирует Б.К. Кичкин диалог исполнительной власти города и милиции.
Может быть.
Если бы не одно «но».
Снова конкурсы?
В мэрии признают: если точно определить, где торговать можно, а где нельзя, всем мест может не хватить.
Что делать? Другого механизма, кроме конкурсного распределения мест, пока не видно.
«А если на одно место будут претендовать три человека? Что делать? — спрашивает теперь Б.К. Кичкин и сам себе отвечает: — Я не знаю». Уточняя, впрочем, что принцип «кто больше заплатит за место, тот и выиграет», реализовывать не собирается.
«Когда я слышу слово конкурс, я готов упасть в обморок», — комментирует проект реорганизации председатель Союза рынков г. Орла Андрей Страждин. Его озабоченность вполне понятна: опыт проведения аукциона по продаже территории около Центрального рынка, выигранного господином Рытовым, у нас уже есть.
У Андрея Страждина есть и другие аргументы против: может, сначала покупателей спросить, где лучше торговать, а не у чиновников, считает он. Но главное возражение — все-таки конкурсы.
Пишите письма
В свое время, представляя проект документа, начальник управления экономического развития и торговли администрации г. Орла Б.К. Кичкин сообщил, что разработчики «изучили опыт других регионов». По всей видимости, не всех. И не в полной мере.
Или нам не все пока рассказывают?
В Москве уже действует аналогичная схема «упорядочивания размещения объектов мелкорозничной сети», определенная Постановлением Правительства Москвы № 274-ПП от 25.04.2006 г.
Начнем с того, что документ, планируемый к принятию в Орле, — почти копия московского. Конечно, с учетом региональной специфики.
Места торговли с 1 января этого года в Москве распределяются только на конкурсной основе. Причем о какой-то дополнительной плате речь там не идет. «Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения заявки на участие в конкурсе», — говорится в московских документах.
Всего десять основных и два дополнительных критерия: внешний вид и оформление объекта, обеспечение транспортными средствами и квалифицированным персоналом для оказания услуг, контрольно-кассовой техникой, бланками строгой отчетности и пр. То, без чего работать вообще не представляется возможным.
А вот решающим, судя по всему, может стать «наличие рекомендательных писем, характеризующих организацию и/или подтверждающих ее участие в реализации городских программ и мероприятий, в т. ч. социально значимых».
Вот так. Есть рекомендация — будет место. Нет — пишите письма.
Как такие «письма» делаются, расскажет, вероятно, каждый предприниматель.
Между тем целью новаций в мелкорозничной торговле города, провозглашенной мэрией, было стремление «обеспечить равную доступность» для предпринимателей и свести к минимуму влияние чиновника на принятие решений.
Как могут проводиться конкурсы, мы знаем.

  • Каков порядок размещения объектов стационарной мелкорозничной торговли?
  • Нужно ли приобретать ККМ при мелкорозничной торговле?
  • Какие нормы и требования нужно учесть при торговле в летний период?

Понятие мелкорозничной торговли

С приближением лета на улицах повсеместно появляются открытые ларьки, киоски, палатки и другие объекты временной торговли. Их установка не требует серьезных затрат, как, например, введение в эксплуатацию стационарных торговых точек (магазинов, павильонов, иных объектов, предназначенных для торговли, имеющих фундамент). Основное предназначение названых временных объектов – осуществление через них розничной торговли товарами повседневного спроса в небольших объемах. Данный вид торговли получил нормативное наименование «мелкорозничная торговля». Таковой считается продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть (письмо Роскомторга от 28 апреля 1994 г. № 1-574/38-9). Различают 2 основных вида мелкорозничной торговли (таблица 1).

Таблица 1. Виды мелкорозничной торговли

Размещение торговых точек в палатках, киосках или ларьках следует относить к стационарной мелкорозничной торговле (далее – СМТ). Общие правила и основные требования к работе объектов мелкорозничной сети предусмотрены письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 (далее – Требования). На основе этого документа, исходя из местных условий для торговли, власти разрабатывают правила для конкретного региона, области, города. Отметим: поскольку названное письмо достаточно старое, применять его положения следует с учетом действующего законодательства.

Порядок размещения объектов торговли

Первая проблема, с которой придется столкнуться предпринимателю, – поиск участка для работы и получение права пользования им.

СМТ осуществляется в местах, специально отведенных для этого органами государственной власти или местного самоуправления (п. 4 указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65). Как правило, это территории муниципальных рынков. Предпринимателю необходимо обратиться в местную администрацию для получения соответствующего разрешения на торговлю. Получив его, коммерсант устанавливает объект торговли на отведенном ему участке, осуществляет торговлю и платит администрации «за место» в установленном порядке.

Разместить временный объект СМТ возможно и на иной территории. В этой ситуации в более выгодном положении находятся коммерсанты, кто уже имеет в собственности (аренде или временном пользовании) участки земли, целевое назначение которых позволяет использовать их для торговли.

Если земли нет, то следует обратиться к владельцу (собственнику) того участка, на котором бизнесмен планирует организовать СМТ. Такие участки могут находиться в государственной или муниципальной собственности (тогда придется земельные вопросы решать в городской или районной администрации) либо в частной собственности граждан или юридических лиц. Получив нужный участок в пользование, бизнесмену необходимо решить вопрос с той же местной администрацией о возможности размещения объекта торговли в выбранном месте. Дело в том, что согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ, именно представители местного самоуправления решают вопросы территориального планирования на местах.

Когда предприниматель решает торговать на участке, которые уже принадлежит ему, разрешение местной администрации понадобится, если по кадастровым документам целевое назначение участка не связано с осуществлением торговли. Кроме того, когда по условиям договора аренды (пользования) участок предоставляется коммерсанту для иных целей (например, для строительства), устанавливать объекты СМТ можно будет после того, как целевое назначение участка будет изменено. В противном случае, за допущенные нарушения коммерсант может быть привлечен к административной ответственности. За самовольное занятие участка или использование его без правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление деятельности, штраф для предпринимателя составит от 1 до 2 тыс. руб. (ст. 7.1 КоАП РФ). Такие же суммы установлены за нецелевое использование земли (ст. 8.8 КоАП РФ).

В остальном при размещении объектов СМТ предпринимателю надлежит руководствоваться требованиями действующего законодательства, в частности норм госстандартов и санитарных правил.

Оформление торговой деятельности

Предпринимателю, непосредственно занимающемуся торговой деятельностью, для организации летней торговли не требуется получать дополнительные разрешения. Сегодня торговая деятельность сама по себе лицензированию не подлежит (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). В данном случае положение пункта 2 Требований, предусматривающее наличие лицензии на право торговли, устарело и не применяется. Что касается отдельных видов товаров, для реализации которых лицензия обязательна (например, оружие, крепкая алкогольная продукция), через объекты СМТ их продавать запрещено.

Если основная деятельность бизнесмена не связана с торговлей, можно внести в перечень видов деятельности, заявленных при регистрации, дополнительный код ОКВЭД. Для этого в налоговую подается заявление по форме № Р24001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. При этом коммерсанту не выдается новое свидетельство о регистрации. Более того, если налоговую не извещать, никаких санкций не будет. ФНС России в письме от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ сообщает, что законодательство не обязывает предпринимателей подавать в инспекцию сведения в случае отсутствия в госреестре полной информации о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности). Таким образом, даже если какой-либо вид деятельности не заявлен при регистрации, это не лишает коммерсанта права работать в данной сфере.

Контрольно-кассовые машины

Денежные расчеты с населением должны осуществляться с обязательным применением ККМ. При этом продавец обязан выдавать покупателю вместе с покупкой чек. В то же время согласно статье 2 Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ кассовую технику в некоторых случаях можно не применять. К таковым, в частности, относится разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с лотков, защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом. Исключение – продажа технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи (например, определенной температуры хранения).

Отметим: согласно нормам ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» под разносной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. Соответственно, если лоток установлен на улице, кассу можно не применять. В случае, когда лоток располагается, к примеру, в магазине или торговом центре, то есть в объекте стационарной торговой сети, ККМ необходима. Кроме того, кассовый аппарат не придется покупать при торговле мороженым и безалкогольными напитками в розлив, торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.

Актуальные вопросы розницы

При осуществлении торговли коммерсанту следует особое внимание уделить санитарным требованиям. Правила для торговли продовольственными товарами (СП 2.3.6.1066-01) устанавливают особенности размещения торговой точки, ее водоснабжения, порядок приема, хранения и реализации продукции, а также требования к организации СМТ (таблица 2). Проверки Роспотребнадзора торговых точек чаще всего обнаруживают нарушения именно санитарно-эпидемиологических правил.

Таблица 2. Гигиенические требования к мелкорозничной сети

№ п/п Требование
1 Реализация скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается
2 Запрещено хранение тары на территории, прилегающей к месту торговли. Оборотная тара после завершения работы должна ежедневно вывозиться
3 В палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации. Если продажа пищевых продуктов осуществляется одним продавцом, продукты (в том числе хлеб и хлебобулочные изделия) должны продаваться лишь в промышленной упаковке
4 Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек
5 Продажа яйца в мелкорозничной сети осуществляется при температуре воздуха не выше 20 градусов и не ниже 0 градусов
6 Передвижные средства мелкорозничной торговли по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке
7 Хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов на дому у продавцов не осуществляется
8 В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции разрешается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и др., а также на открытых овощных базарах
9 Стационарные точки мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук
10 В летний период температура на рабочем месте продавца в стационарных точках не должна быть выше 26 градусов, в холодный период – ниже 18 градусов
11 Предприниматель обязан обеспечить:
а) содержание объекта СМТ (палатки, киоска, автофургона, тележки, лотка), а также окружающей территории в чистоте;
б) прием и реализацию пищевых продуктов с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность;
в) контроль за соблюдением сроков годности и правил отпуска пищевых продуктов (при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками и др.)
12 Продавец (сам предприниматель или работник) обязан строго соблюдать правила личной гигиены, должен быть опрятно одет, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак с Ф.И.О. предпринимателя, его адресом (местонахождением), ФИО продавца
13 Продавец (предприниматель или работник) должен при себе иметь и предъявлять должностным лицам государственной санитарно−эпидемиологической службы личную медицинскую книжку, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность реализуемой продукции

Общие Требования предусматривают необходимость вывески (или трафарета), где указывается наименование ИП, режим работы, адрес. При торговле продовольственными товарами прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами. Лотки должны обеспечиваться складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.

Образцы товаров (на витрине или стенде) обязательно снабжаются ярлыками с указанием наименования товара, сорта и цены. Рекомендации по оформлению ценников содержатся в письме Роскомторга от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2 (таблица 3). Торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора запрещается. Приемка, хранение и продажа товаров производятся с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов товаров, с которыми работники предпринимателя должны быть ознакомлены.

Таблица 3. Рекомендации по оформлению ценников на товары, реализуемые предприятиями торговли

Вид товара Реквизиты ценника
Продовольственные товары:
- весовые товары наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цена за килограмм или сто граммов
- товары, продаваемые в розлив наименование товара, цена за единицу емкости или отвеса
– штучные товары и напитки, расфасованные предприятиями−изготовителями в бутылки,
банки, коробки, пакеты и т. п.
наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку
– штучные товары, расфасованные непосредственно в предприятиях торговли наименование товара, вес и цена за фасовку указываются во вкладыше или на упаковке
Непродовольственные товары наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за килограмм, литр или штуку;
для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т. п.) указывается наименование товара и цена
Ценники должны заверяться подписью материально ответственного или другого должностного лица. На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой
Примечание. Особенности реквизитов предусматриваются в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55

К СМТ в полном объеме применяются требования о наличии в торговой точке сертификатов на товары. Перечень товаров, подлежащих сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. Кроме того, при осуществлении торговли должны строго соблюдаться правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Общие требования к услугам торговли, их безопасности приводятся в стандарте «Услуги розничной торговли (ГОСТ Р 51304-99), утвержденном постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 243-ст. Конечно же, нельзя забывать о требованиях Закона РФ о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.

Хотя организация мелкорозничной торговли не так затратна, по сравнению с всесезонной торговлей, относиться к ней следует также тщательно, как и к любой другой торговой деятельности. Дело в том, что законодательство не разделяет ответственности предпринимателя за нарушение правил торговли по тому, относится ли его деятельность к СМТ или нет. Так, за продажу товаров с нарушением санитарных правил, без сертификатов соответствия штраф для предпринимателей составляет от 4 до 5 тыс. руб. либо применяется приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, возможна конфискация (ст. 14.4 КоАП РФ). Зачастую инспекторы, изучив ассортимент товаров, просмотрев ценники, продукцию, выставленную на прилавке в качестве образца, выявляют целый список недочетов. Тем не менее, санкции не увеличиваются пропорционально количеству ошибок.

Продуктовая сеть " ", четвертая по выручке среди публичных ретейлеров, начала развивать оптовые продажи для малого бизнеса. Проект "Лента Про" стартовал в феврале 2017 года, и в настоящее время ретейлер работает над расширением ассортимента и частными торговыми марками, разработанными специально для сегмента b2b.

Прежде чем запустить оптовые продажи по всей стране, компания тестировала новое направление в гипермаркетах Петербурга, Ростова–на–Дону, Новосибирска, Петрозаводска и Новороссийска.

Краснодарская сеть " " в августе также вышла на рынок оптовых продаж, открыв три первых экспериментальных магазина "Магнит–Опт" в Краснодаре, Саратове и Ульяновске. Таким образом, в среднесрочной перспективе федеральные сети могут стать для мелкой розницы крупнейшими поставщиками товаров и регуляторами закупочных цен.

Рост маржи за счет малого бизнеса

Как рассказали "ДП" в сети "Лента", новый проект ориентирован на сегмент HORECA, мелкую независимую розницу и офисные закупки. Кроме того, ретейлер рассматривает возможность работы с крупными корпоративными заказчиками. Для совершения оптовых покупок юридические лица и частные предприниматели должны зарегистрироваться в программе "Лента Про", для них открыты специальные кассы во всех гипермаркетах сети, там же они могут получать счета–фактуры для учета затрат и возврата НДС.

Участие в программе дает бизнесу скидку до 9% на весь ассортимент гипермаркетов "Лента". "Проанализировав данные о покупках клиентов "Ленты", мы сделали вывод о том, что заметное количество покупателей в наших магазинах делают приобретения не только для частного потребления, но и для бизнеса. Мы решили предложить профессиональным клиентам специальный сервис и программу лояльности, тем более что на фоне сложной экономической ситуации с рынка ушло множество средних и мелких поставщиков для сегмента HORECA и небольшой независимой розницы", - отметили в пресс–службе ретейлера.

Оптовые продажи действуют только в гипермаркетах. Супермаркеты в ней не участвуют из-за сокращенного товарного запаса. Запускать для оптовых клиентов интернет–продажи "Лента" не планирует.

Вслед за петербургской "Лентой" краснодарская сеть "Магнит" в августе тоже сообщила об открытии трех тестовых мелкооптовых магазинов нового формата - "Магнит–Опт". Эти магазины открылись в Краснодаре, Саратове и Ульяновске. "Новый сервис позволит компаниям и предпринимателям совершать покупки с финансовой выгодой, а жителям - приобретать продукты про запас", - говорилось в сообщении ретейлера. Оптовый ассортимент насчитывает около 1,5 тыс. позиций самых востребованных товаров.

По словам старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, с одной стороны, операционная рентабельность оптового бизнеса, как правило, ниже, чем у розничного, но с другой стороны, оптовые продажи - это возможность для компаний повысить эффективность формата гипермаркет, если такое расширение бизнеса не потребует дополнительных масштабных инвестиций в новую инфраструктуру.

"Лента" vs Metro

"Лента" на фоне меняющихся позиций в Петербурге, выручка которого в 2016 году в городе снизилась на 11%, возможно, имеет все шансы заполучить клиентов этой компании. Немецкая сеть в 2013 году запустила для владельцев продуктовых магазинов продажу франшизы "Фасоль". Магазины, работающие под этой вывеской, не платят роялти и паушальные взносы, но обязаны покупать определенный объем товаров в Metro, включая товары под собственными торговыми марками сети.


В InfoLine отметили, что проект "Фасоль" в Петербурге оказался не самым успешным по сравнению с другими городами. Однако в пресс–службе Metro Cash&Carry сообщили, что с 2013 по 2017 год в Петербурге было открыто в тестовом режиме семь магазинов "Фасоль". На данный момент на различных стадиях переоборудования находятся 17 торговых точек.

Угроза малому бизнесу

"Лента" и "Магнит" последние несколько лет активно развивают направление собственного импорта. "Оптовые цены на некоторые позиции в "Ленте" и "Магните" уже ниже, чем у поставщиков и даже производителей отдельных товаров", - подчеркивают в InfoLine. За счет привлекательных цен оптовое направление у сетей может стать очень популярным среди представителей малого бизнеса, которые и так периодически закупаются в гипермаркетах. Владельцы мелких сетей ранее неоднократно заявляли "ДП", что после вступления в силу обновленного закона о торговле транснациональные корпорации предложили им закупочные цены на 15–30% выше цен на полках в той же "Ленте" или "Карусели". Это связано с тем, что сети больше не имеют права брать с поставщиков в качестве вознаграждения за место на полке (ретробонус, плата за маркетинг и т. д.) более 5% стоимости закупки, а ранее разными способами поставщик возвращал им до 30% стоимости проданного товара. Теперь крупный ретейл получает эту разницу за счет более низких закупочных цен. В Петербурге конкуренция за последние несколько лет ужесточилась, более десятка мелких сетей, не выдержав борьбы, ушли с рынка. Сокращается и число небольших оптовиков. Таким образом, в недалеком будущем федеральные сети могут не только стать основным поставщиком для малого бизнеса, но и контролировать закупки мелких предпринимателей, фактически став регулятором рынка.

"Инвестиции в цены со стороны крупных федеральных ретейлеров могут помочь им в конкурентной борьбе за покупателя с мелкими игроками, которые медленно слабеют. Это может ускорить уход малой розницы с рынка", - говорит Наталья Колупаева.

"Дать правовую оценку действиям крупных торговых сетей на мелкооптовом рынке сейчас не представляется возможным, так как анализ указанного рынка петербургским УФАС за 2017 год не проводился", - сообщили в пресс–службе антимонопольного ведомства.

Мы тоже ведем переговоры с "Лентой" о подобном сотрудничестве, находимся в диалоге. Развивать оптовое направление - очень правильное решение. Для малого бизнеса, который и так отоваривается в "Ленте", скидка 9% станет отличным бонусом. К тому же в "Ленте" можно покупать небольшими партиями, это удобно для небольших магазинов. С дистрибьютором так не получится, там каждый раз нужно заказывать палеты и товар на несколько тысяч рублей. А вот более крупных представителей бизнеса скидка 9% вряд ли заинтересует.

Оптовая торговля – это купля-продажа товаров. Работники данной деятельности обеспечивают связь между производителями и потребителями. Иногда клиентом оптового предприятия становится цельная организация. Она по сути является одновременно покупателем и потребителем. Но чаще всего есть одно или несколько промежуточных звеньев. Пока товар закончит весь путь от оптового торговца до потребителя, он обычно проходит через 2-3 посредников (розничных).

Оптовый сбыт включает в себя любой вид деятельности, связанный с реализацией услуг и продукции людям, которые будут их перепродавать либо использовать в личных или предпринимательских целях.

Что такое оптовая торговля?

Оптовая торговля – это один из видов экономической деятельности, способствующий налаживанию связей между поставщиками и покупателями. Во время их взаимодействия у каждого есть своя выгода. Покупатели получают доступный по стоимости товар, продавцы – прибыль.

На данный момент оптовая торговля развивается очень стремительно, поставщики и область их деятельности расширяются день за днем. Это обусловлено постоянной прибылью, хорошим доходом. Кроме того, появление новых поставщиков выгодно и для покупателей, поскольку растет ассортимент и конкуренция между ними. Это неизменно приводит к снижению себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению цен в конечных торговых точках.

У оптового сбыта нет какого-то фиксированного количества поставляемого товара. Между поставщиком и покупателям заключается договор, в котором указывается сумма и число продукции. Однозначно можно сказать только то, что торговля осуществляется партиями. Обычно поставка ориентирована на последующую перепродажу конечному покупателю.

Оптовые продавцы и их отличия от розничных торговцев

Оптовый торговец представляет собой компанию или отдельного представителя, который осуществляет соответствующую деятельность. Он предоставляет свои услуги не только организациям розничной продажи, но и производителям, их сбытовым конторам.

Центр оптовой торговли и люди, ведущие эту деятельность, отличаются от розничных по некоторым характеристикам:

  • Минимизация рекламы. Оптовый торговец имеет дело с профессиональными клиентами, которые самостоятельно собирают информацию о товаре. В рекламе заинтересованы только конечные потребители.
  • Максимальный размер сделок, а также большая торговая зона. В сравнении с розничными продавцами эти параметры выше в несколько десятков (а то и сотен) раз.
  • Разные позиции относительно правовых норм и налогообложения со стороны государства.

Иногда производители обходят оптовых торговцев и занимаются сбытом товаров самостоятельно. Но это ориентировано в основном на небольшие предприятия. Крупные изготовители предпочитают не тратить время на поиск клиентов.

Оптовая торговля и ее сущность

Центр оптовой торговли первоначально взаимодействует с производителями. Он направляется в контору сбыта, где «забирает» некоторое количество продукции (иногда весь товар). Далее он переходит к розничным торговцам, распределяем партию между ними. Опять-таки иногда весь товар забирает один представитель или компания. После этого продукты поставляются непосредственно в сферу личного потребления.

Самой важной задачей данного типа экономической деятельности является регулирование предложения и спроса. Центры торговли, по сути, могут успешно с ней справиться, поскольку они являются так называемым промежуточным звеном. Часть товаров они придерживают, тогда спрос на них повысится. Также, чтобы увеличить предложение, продукция поставляется на рынок в обилии.

Нельзя не отметить того, что деятельность оптовой торговли существенно ограничена. Она может работать только с теми данными, что ей даются. Влиять на сферу производства или конечного сбыта она не может. И уж точно она не оказывает никакого прямого воздействия на потребителей.

Функции оптовой торговли

Предприятия оптовой торговли являются источниками связи между отдельными регионами страны, а также в глобальном смысле они способствуют взаимодействию между государствами, как соседними, так и отдаленными. Это и является основной их функцией. Но есть и второстепенные:

  • Стимулирование производственных предприятий относительно создания новых товаров, модернизации старых моделей и широкого внедрения современных технологий.
  • Участие в создании ассортимента товаров и услуг, слежение за состоянием рынка.
  • Принятие на себя коммерческого риска. Некоторые товары могут стать неходовыми. Поэтому на них не будет никакого спроса среди розничных торговцев. Вернуть вложенные средства не удастся.
  • Организация складских операций, обеспечение всех условий для хранения тех или иных продуктов.

Напоследок надо указать, что оптовая торговля продуктами предназначается для еще одной функции. Она занимается доставкой товаров в розничную сеть. В противном случае конечного потребителя они не увидят.

Розничная торговля и уровни обслуживания потребителей

Оптовая и розничная торговля сильно схожи между собой. Оба этих понятия подразумевают то, что будет осуществляться деятельность, связанная с продажей. Но розничный сбыт – реализация продукции конечным потребителям, которые будут использовать ее в личных целях, далеких от коммерции.

В рассматриваемой деятельности имеется несколько уровней обслуживания:

  1. Самообслуживание. Подразумевает то, что человек будет самостоятельно выбирать товары и их наименования.
  2. Свободный отбор продукции. Указывает на то, что потребителю будет предложено много товаров одинакового назначения, среди них он выберет те, что больше ему понравятся.
  3. Ограниченное обслуживание.
  4. Полное обслуживание (как, например, в ресторане).

Существует огромное количество предприятий, осуществляющих розничную торговлю. К ним относятся различные магазины, заведения общепита и прочие.