Виды и методы планирования. Курсовая работа: Перспективное планирование Перспективный план что в себя включает

29.06.2020 Виды

I. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

  1. Формирование восприятия:
  2. Цель: Научить ребенка узнавать изображение предметов контурной штриховой линии.
  3. Узнавание предметов наложением друг на друга;
  4. Научить детей составлять предмет из составных частей различного количества.
  5. Научить детей различать по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;
  6. Научить детей определять направление звука на звучащих игрушках;
  7. Научить детей узнавать предметы на ощупь, т. е.по их фактурной характеристике.

ПАМЯТЬ

  1. Формирование памяти различных видов: зрительной и слуховой.

Задача: довести объем кратковременной до приближения до (7 +2=9) элементов, слуховой до норматива 7-2.

Научить детей запоминать в определенном линейном порядке номера, количество элементов (от возраста) на материале предметных картинок, геометрических изображений, цифр, серии слов.

МЫШЛЕНИЕ

Формирование основных элементов мышления.

  1. 4 основных вида общения 3 -5 лет;
  2. Предметный: по форме, по размеру, по тяжести, по величине – под одно наименование.
  3. Обобщать по внешним признакам (лимон, огурец, часы) по функции.
  4. Родово – видовые обобщения: фрукты, овощи, ..
  5. Логический признак: живой и неживой.

Умение располагать предметы в определенной последовательности по внешнему признаку:

  1. По размеру;
  2. По высоте;
  3. По длине;
  4. По нарастанию, убыванию цвета(от ярко красного к розовому)
  5. Научить детей сравнивать – сопоставляемые понятия, отличающиеся одним существительным признаком: чем похожи и чем не похожи (девочка – кукла, доска – стекло..)
  6. Обучение детей элементарным счетным операциям.

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Работа с предметом
  2. Упражнение в равновесии
  3. Упражнение на совершенство ритма движения
  4. Упражнение на развитие пространственных отношений. Развивать у детей ориентировку в пространстве по отношению к какому – либо предмету.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК

Активные упражнения:

  1. Массаж (поглаживание, пощипывание, похлопывание от кончиков пальцев к запястью)
  2. Пассивные упражнения: логопед берет каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают – 3 мин.
  3. Изолированные – показывание каждого пальчика из кулачка.
  4. Перебирать сначала крупные цветные бусы, мозаику и группировать по цвету.
  5. Затем собирать крошки, крупу и спускание бутылку.
  6. Складывание пирамидок.
  7. Нанизывание бус на леску.
  8. Движение пересчета фишек на счетах.
  9. Мозаика.
  10. Показ указательным пальцем предметов.

ИГРЫ

Лепка. Конструирование, аппликация, вырезание, склеивание по методике детского сада.

II. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (развитие импрессивной речи)

  1. Научить детей понимать простые и сложные инструкции.
  2. Понимание предложений с помощью предлогов.
    • С опорой на ситуацию (через инструкцию положи, спрячь)
    • С опорой на сегментные картинки (отношение одного предмета к другому: Шкаф –платье)
    • С опорой на ситуативную картинку.
    • С опорой на символическое изображение предлогов (чашка..,шкафу)
  3. Научить соотносить название предметов с изображением.
  4. Научить понимать видимые грамматические категории слов: ед. и мн. Число, существительные, время глагола, падежные окончания, род глаголов прошедшего времени, женский и мужской род имени существительного. Ед. и мн. Число прилагательных. Окончание среднего рода.
  5. Научить детей понимать логико – грамматические отношения.
    • Нарисуй сверху, снизу, покажи карандаш ручкой (кто светлее)
  6. Научить детей понимать рассказы соответственно возрасту.
    • Адекватно отвечать на вопрос
    • Придумывать полный зоголовок рассказу, выраженный предложением.
    • Определить последовательность событий: что было первым, что затем, чем закончился рассказ.

III. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА (экспрессивная речь)

  1. Развитие диалогической речи. Работа над словом.

Формирование слоговой структуры слова у детей.(13 классов)

  1. Название 1 и 2х слоговых слов с открытыми слогами (мука, вата, кони, ива)
  2. Класс 3х сложные слова из открытых слогов (панама, малина, полено)
  3. Класс 1сложные (мак, кот, лук, нож)
  4. Класс 2х сложные слова (каток, веник, лимон, пакет)
  5. Класс 2х сложные со стечением согласных в середине слова (важно, ветка, туфли)
  6. Класс 2х сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, картон, балкон)
  7. Класс 3х сложные слова с закрытым слогом (котенок, телефон, кабинет, теленок)
  8. Класс 3х сложные слова со стечением согласных (конфета, котлета, калитка, каблук)
  9. Класс 3х сложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, виноград)
  10. Класс 3х сложные слова с 2мя сочетаниями согласных (винтовка, космонавт, картинка)
  11. Класс 1 сложные слова со стечением согласных вначале или конце слова (кнут, танк, клей, хлеб)
  12. Класс 2х сложные слова с 2мя стечениями согласных (кнопка, стопка, брошка)
  13. Класс 4х сложные слова из открытых слогов (паутина, гусеница, Буратино)

Развивая структуру слова надо работать над семантической структурой слова/

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков родного языка

  1. Развивать у ребенка фонематический слух.
  2. Сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения. (Поставить недостающие звуки, автоматизировать их, дифференцировать со сходными, ввести в самостоятельную речь).
  3. Формирование морфемной структуры слова:
    • научить детей правильно употреблять грамматические формы, изолированные слова.
    • научить детей навыкам словообразования

(Образовывать слова по аналогии, самостоятельно от заданных слов – как называют людей, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ, ВАРЯТ,..)

Скажи что это такое? Соритель, сушитель, ломатель….и т. д.

IV. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

Задача. Научить детей правильно сочетать слова по смыслу.

  1. Работа по определению структурного аграмматизма;
  2. Научить строить предложения с опорой на модели.
  3. Сказуемое – дополнение в роли предложения. Дай мне, отдай брату, отнеси Оле. Работу над фразой надо начинать всегда со словосочетания, независимо от того, над чем работаем.
  4. Подлежащее – сказуемое (мальчик смеется)
  5. Подлежащее – сказуемое – дополнение (Папа читает газету)
  6. Определение – подлежащее (Белый снег, узкая дорожка)
  7. Определение – подлежащее – сказуемое (Желтые листья лежат)
  8. Определение – подлежащее – сказуемое – дополнение (обстоятельство), (Маленький мальчик сидит дома)
  9. Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (Галя пошла в школу)
  10. Предложение с противительными союзами: А, НО (У тебя яблоко сладкое, а у меня кислое)
  11. С однородными подлежащими и сказуемыми (Мама смеется и плачет)
  12. С элементами подчинительной связи – подлежащее, сказуемое (и) , подлежащее, сказуемое. (Дети пришли в школу, чтобы учиться)

Задача: Научить детей сочетать слова во фразе по законам грамматики (преодоление морфемного аграмматизма (Неумение сочетать слова в предложениях по законам грамматики)

Сначала: предложный падеж, винительный, дательный.

Затем: творительный, затем родительный – Он чаще выражается двумя словами.

  1. Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (в предложном падеже) (Мальчик грустит о маме). Умение сочетать слова по законам согласования – на словосочетаниях (прилагательное – существительное ж.р., м.р, ср.р.) (Осенний лист летит над лесом)
  2. Предложное управление. Учим сочетать глагол с предлогом и с косвенным дополнением (подлежащее – сказуемое предлог – косвенное дополнение) (Мальчик перешагивает через бревно)
  3. Числительное – существительное.

В конце работы добиваемся связной речи. Методика – составления рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности действий.

Ребенок должен уметь строить логичный рассказ, типа подписями под картинками. В них нет развернутости т.к. мыслительная функция еще отстает от нормы. Затем, работа с этими детьми продолжается в школе.

Разделы перспективного плана логопедического воздействия при алалии обновлено: Декабрь 4, 2017 автором: Петрова Наталья

Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.

Этапы планирования

На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:

  • постановка целей и задач;
  • составление программы действий (проектирование);
  • подготовка вариантной программы действий («план Б»);
  • выявление необходимых источников и ресурсов;
  • определение исполнителей и оповещение их о плане;
  • фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.

Основные виды планирования

В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие - «менеджмент». Планирование - это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.

Виды планирования по назначению:

  • определение стратегии развития предприятия ;
  • разработка нового производства, продукции, проекта;
  • составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.

Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.

Виды планирования по содержанию:

  • основное направление развития предприятия;
  • отдельная проблема;
  • детальная программа производственной деятельности.

Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.

К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.

Программно-целевой метод

С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.

Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь - генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:

  • перспективный;
  • текущий;
  • оперативно-производственный.

Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.

Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.

При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.

Директивное планирование

Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.

Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.

Индикативное планирование

Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами - параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.

Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.

Стратегическое планирование

Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.

Виды планирования учебной деятельности

При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.

Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:

  • уровень знаний учеников;
  • количество уроков/пар;
  • тип и объем дидактических материалов;
  • степень продвинутости класса/группы;
  • объем глав и параграфов в пособиях;
  • наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
  • количество часов, отведенных на проверку знаний;
  • контроль или повторение материла.

Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам. Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые. Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.

Внешнее выражение такого дидактического планирования - это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:

  • тема урока или лекции;
  • воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
  • порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.

Конспект - это подробное развитие такого плана. Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.

Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.

Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.

Виды планирования в ДОУ

Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:

  • перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
  • план ДОУ (на один год);
  • тематический план (по видам деятельности);
  • индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
  • календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.

Самый популярный среди них - последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:

  • определиться с объемом плана в учебных часах ;
  • придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
  • установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);

проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.

Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.

Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».

Взаимосвязь планирования и управления можно представить в виде схемы (рис. 9.1.).

Существует несколько методов планирования:

· балансовый,

· расчетно-аналитический,

· экономико-математические,

· графоаналитический,

· программно-целевой (рис. 9.2).

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.

Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы - с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Сетевой график – это графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отражающее их логическую последовательность, существующую взаимосвязь и планируемую продолжительность и обеспечивающее последующую оптимизацию разработанного графика на основе экономико-математических методов и компьютерной техники с целью его использования для текущего управления ходом работ.

Сетевая модель оперирует понятиями «работа», «событие», «путь». Работа – это любой производственный процесс или иное действие, приводящее к достижению определенных результатов событий. Работа обозначается стрелкой, указывающей направление слева направо от меньшего номера события к большему, и кодируется номерами этих событий. Работы могут быть трех видов:

· действительная, т. е. производственный процесс, требующий затрат труда, времени и ресурсов;

· ожидание – работа, не требующая затрат труда и ресурсов, но занимающая время, необходимое для того, чтобы действительную работу можно будет считать завершенной, т. е. можно будет приступать к выполнению последующей работы;

· фиктивная работа, означающая логическую (технологическую) связь между двумя или несколькими событиями и указывающая, что возможность начала одной работы зависит от окончания другой.

Фиктивная работа не требует ни затрат труда, ни времени, ни ресурсов; она обозначается в сетевом графике пунктирными стрелками.

Событие означает факт окончания одной или нескольких работ, необходимых и достаточных для начала последующих.

Во всех сетевых графиках важным показателем служит путь, определяющий последовательность работ или событий.

В любом графике принято различать несколько путей:

· полный путь от исходного до завершающего события;

· путь, предшествующий данному событию от начального;

· путь, следующий за данным событием до завершающего;

· путь между несколькими событиями;

· критический путь от исходного до конечного события, равный максимальной продолжительности выполнения работы.

К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относятся следующие показатели: продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени свершения событий.

Для каждого i-го события устанавливаются:

1. ранний срок наступления i-го события: Tni =to-i(max to-i)

где max to-i – максимальное время выполнения всех работ, ведущих к данному событию,

2. поздний срок наступления события: Tpi=Lкр-ti-c(max ti-c)

где Lкр – продолжительность критического пути; max ti-c – максимальная длительность пути от данного события до завершающего.

Резерв времени выполнения события – это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ.

Ri=Tni-Tpi

Выполненные расчеты основных параметров сетевых графиков должны быть использованы при анализе и оптимизации сетевых стратегических планов.

Рассматриваемый проект состоит из 11 работ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л).

Продолжительность каждой работы приведена ранее в Таблице работ по проекту. продолжительность каждой работы (под стрелкой), кроме того, все кружки пронумерованы таким образом, что номер начала события меньше номера окончания события.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель - стратегические и тактические цели - программы работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

Планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам :

· гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

· непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, "сдвигая" период планирования {например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

· коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

· участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

· адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

· комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

· итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

По срокам различают следующие виды планирования: стратегическое, перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 9.4).

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно характеризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит "обозримый" характер, во-вторых, предметом его планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия. При осуществлении стратегического планирования в основном применяются качественные показатели.

Можно сказать, что стратегическое планирование - это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно.

Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные - на 2-3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 9.1.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих).

Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Основные параметры и показатели по видам планирования представлены в табл. 9.2.

Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы (рис. 9.5).

Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Рис. 9.5. Процедура разработки комплексного плана предприятия (фирмы)

Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно.

Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании.

Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

Бизнес-планирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования.

Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

· реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;

· инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;

· преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;

· интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.

Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.

Планирование на предприятии

1. Стратегическое планирование на предприятии

2. Перспективные и текущие планы предприятия

3. Оперативное планирование и диспетчирование на предприятии

Вопрос № 1. Стратегическое планирование на предприятии

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет — для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж и существует скорее в виде стандартов поведения, а характеризуется качественными и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.

Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.

1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности?

Цикл развития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизация и спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трех состояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации; необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны свои стратегические цели.

2. Насколько сбалансированной является структура экономической и производственной деятельности?

Сбалансированной можно считать такую структуру деятельности предприятия, при которой: а) определен один или небольшое число приоритетных видов деятельности; б) остальные виды деятельности подчинены развитию приоритетных; в) процессы производства продукции, ее реализации и воспроизводства ресурсов находятся в естественной пропорции друг к другу.

3. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия?

Доля рынка — средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость роста зависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры предприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности продукции. Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всей его экономики.

4. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности?

Обеспеченность ресурсами накладывает ограничения на возможности развития предприятия, что необходимо учитывать при целеполагании. Риск, возникающий из-за непредсказуемости поведения внешней среды, также можно рассматривать в ряде случаев в качестве ограничивающего фактора. Анализ коммерческого и финансового риска обязателен при оценке имеющихся ресурсов.

5. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия?

Уровень развития социальной сферы на предприятии в некоторой степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом уровне заработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые удобства. Соответствие производственных процессов экологическим нормам, является необходимым условием нормальной производственной деятельности.

Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы — дополнены количественными показателями.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

— объем продаж;

— темп роста объема продаж;

— размер прибыли;

— норма прибыли на совокупный капитал;

— рентабельность продаж;

— доля на рынке.

Базисным показателем деятельности предприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Как показывает практика стратегического планирования, количество показателей целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которых выделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности предприятия, тип предприятия (диверсифицированное или специализированное), размер предприятия.

Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.

Процедура формулировки стратегии и выбора стратегических альтернатив состоит из следующих этапов:

— оценка существующей стратегии;

— собственно этап формулировки;

— оценка и планирование риска;

— выбор стратегической альтернативы.

Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.

Основой единого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:

— стратегия роста — основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличению объемов производства, прибыли, капитала, т. е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступательная;

— стратегия стабилизации — стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижение стабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носит наступательно-оборонительный характер;

— стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборонительный характер.

Для каждой базовой стратегии существует ряд стратегических альтернатив, позволяющих добиться поставленных целей, используя различные подходы.

Количественные показатели, определяемые на этапе стратегического планирования, представляют собой своего рода ориентир для их дальнейшей детализации и уточнения уже в процессе краткосрочного планирования.

Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз (break - down ) и снизу вверх (build - up ). Использование метода break - down позволяет конкретизировать выбранную стратегическую альтернативу до уровня формального плана. Поставленная руководством предприятия цель на рассматриваемую перспективу (например, объем прибыли и темпы его роста) в виде планового задания доводится до всех подразделений предприятия. При этом форма планового задания становится все более детализированной по мере продвижения с верхних уровней структуры на более низкие.

Планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию.

Вопрос № 2. Перспективные и текущие планы предприятия

Ограничение горизонта планирования 1-5 годами, (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

План реализации продукции (программа сбыта). На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации. Она является основой разработки плана производства.

1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.

2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:

— освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции;

— внедрение прогрессивных технологий;

— повышение уровня механизации, автоматизации производства;

— совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии;

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах. По каждому направлению инновационной деятельности разрабатываются конкретные мероприятия, рассчитываются необходимые объемы инвестиций и ожидаемый экономический эффект (в форме изменения прибыли или необходимого капитала). В зависимости от целей, определенных стратегическим планом предприятия, расставляются приоритеты инновационной активности. Это позволяет сосредоточить ограниченные инвестиционные ресурсы на направлениях, наиболее значимых для предприятия.

3. Капитальное строительство. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций. Одновременно для строительно-монтажных работ определяется метод их ведения (подрядный, своими силами и др.).

4. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения (основные поставщики, наличие долгосрочных договоров о поставке, производственная кооперация, обеспеченность ограниченными ресурсами и т.п.), а также повышение эффективности их использования и хранения.

5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы повышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при иных формах оплаты труда.

6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.

7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.

8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

Процедура разработки перспективного плана состоит из следующих этапов.

На первом этапе уточняются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

На основе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой также учитываются необходимые расходы на охрану окружающей среды, оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На следующем этапе осуществляется анализ динамики себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости и оценивается его эффект.

Завершающим этапом составления перспективного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода.

Большую роль при разработке перспективного плана развития предприятия имеют экономико-математические методы и использование современной вычислительной техники. Помимо автоматизации расчетных процессов использование ЭВМ позволяет проанализировать различные варианты развития фирмы при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (изменение налоговой политики и таможенного законодательства, отмена или введение льгот, рыночные колебания спроса на Продукцию, динамика цен и т.п.). Многовариантность плана позволяет провести его оптимизацию, т.е. из множества вариантов выбрать один, который позволяет добиться оптимального значения выбранных в качестве критериев показателей при соблюдении существующих ограничений.

Многовариантность обеспечивается изменением отдельных показателей при прочих постоянных и расчетом плана с учетом внесенных изменений.

Следующий уровень конкретизации плана — этап краткосрочного планирования, расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Исходными документами для его составления являются:

— перспективный план развития предприятия;

— изменения законодательной базы, влияющие на результаты производственно-хозяйственной деятельности;

— уточненные данные маркетинговых исследований в области спроса на продукцию и динамика цен за предшествующий период;

— отчеты предприятия за истекший год по производству, реализации и основным финансовым показателям;

— планы-графики инвестиционных затрат и погашения кредиторской задолженности на планируемый период с учетом дефицита (профицита) за предшествующий период;

— изобретения, патенты, рационализаторские предложения дополнительно к программе освоения нововведений на планируемый год.

Годовой план составляется в несколько этапов.

Начинается планирование с формирования проекта годового плана. На этом этапе осуществляется анализ результатов предшествующего года и работы предприятия за первое полугодие текущего года, на основе чего производятся предварительные расчеты использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых возможностей предприятия с допущением, что все действия администрации предприятия в плановом периоде будут такими же, как в предшествующих. Целью предварительных расчетов является составление ориентировочной производственной программы на планируемый год, на основе которой будет выполнен прогнозный расчет прибыли предприятия.

Даже если не произойдет существенных изменений в управлении предприятием и будет принято решение о производстве такого же объема продукции, как и в предшествующем периоде, величина прибыли по прогнозу будет отличаться от отчетной величины за рассматриваемый год.

Подобное отклонение является прямым следствием изменения внешних условий хозяйствования, которые необходимо учесть при прогнозируемых расчетах.

Наряду с изменениями внешних условий могут произойти некоторые перемены внутри самого предприятия. Например, в соответствии с перспективным планом, на планируемый год предусмотрено начало внедрения новой технологии, осуществление инвестиционного проекта, изменение качественного или количественного состава работников и т.п.

После учета соответствующих изменений предварительный расчет по прибыли принимает скорректированный вид и может являться основой для осуществления последующих этапов планирования. Расчеты, основанные на анализе предшествующего периода без рассмотрения возможных перемен в управлении предприятием, относятся к пассивной стадии планирования. Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана составляется плановый баланс, предприятия на будущий год и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности, а также анализируется соотношение показателей рентабельности и ликвидности. Если эти показатели свидетельствуют о стабильном экономическом положении предприятия, план принимается.

Естественно, что в условиях высокой неопределенности, нестабильности внешних экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

Вопрос № 3. Оперативное планирование и диспетчирование на предприятии

Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия. Главной целью оперативно-производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей. В качестве основных функций оперативно-производственного планирования можно выделить следующие:

— разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и т.п.);

— объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;

— составление оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов;

— оперативный управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ;

— оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению.

Оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа. На первом этапе на основе годовой производственной программы производится разработка оперативных планов производства продукции (оперативно-календарное планирование). На втором этапе выполняется постоянный непрерывный оперативно-производственный управленческий учет, контроль и регулирование выполнения планов за счет своевременного выявления и устранения возникающих в производственном процессе отклонений от заданного режима (диспетчирование).

Оперативное планирование и диспетчирование производства осуществляется на основе определенных систем производственного планирования.

Под системой оперативного планирования производства понимается определенная совокупность элементов, форм и методов работы по планированию и управленческому учету. Система оперативного планирования предусматривает:

— порядок согласования и взаимоувязки работы подразделений;

— определение планово-учетной единицы;

— выбор величины планового периода;

— состав календарно-плановых заданий производственным подразделениям и т.п.

Система оперативно-производственного планирования на предприятии, как правило, определяется типом производства. Наиболее широкое распространение в отечественной практике планирования получили следующие системы оперативно-производственного планирования:

— позаказное планирование;

— стадийное планирование по опережению;

— планирование «на склад» (min — max );

— планирование по заделам;

— планирование по ритму выпускаемой продукции;

— комплектное планирование.

Позаказная система оперативно-производственного планирования характерна для единичного производства. В качестве планово-учетной единицы рассматривается заказ, под которым понимается совокупность определенных изделий (деталей, сборочных единиц и т.п.), которую необходимо изготовить в планируемом периоде. Система основывается на разработке и выполнении сквозных цикловых графиков технической подготовки к производству каждого заказа и его поэтапного выполнения с учетом цикловых графиков по другим заказам.

Система стадийного планирования по опережению предполагает серийный тип производства. Под опережением принято понимать календарный отрезок времени, на который каждая предыдущая часть производственного процесса должна опережать последующую его часть с целью окончания процесса в намеченный срок. Планово-учетной единицей подобной системы является деталь или сборочная единица. Сущность этой системы заключается в распределении работ по сборке и выпуску различных изделий по отдельным плановым периодам с соблюдением календарного опережения между технологическими стадиями.

Система планирования по заделам применяется при серийном типе производства. Планово-учетной единицей является деталь или сборочная единица. Размер задела может устанавливаться в деталях, днях, неделях и т.п. Сущность этой системы заключается в установлении постоянного нормативного задела по каждой детали или сборочной единице всех производственных подразделений и поддержании фактических заделов на уровне нормативных. Целью системы планирования по заделам является бесперебойное и своевременное обеспечение всех стадий производственного цикла необходимыми деталями и полуфабрикатами.

Система планирования по ритму выпуска продукции применяется при массовом типе производства. Сущность этой системы заключается в выравнивании производительности подразделений предприятия (цехов, участков, поточных линий) по нормативному такту (ритму) выпуска продукции.

Все рассмотренные системы оперативного планирования имеют в своей основе единую планово-учетную единицу — деталь, заготовку, сборочную единицу, изделие. Когда система основана на комплекте деталей или сборочных единиц в качестве планово-учетной единицы, речь идет о так называемых комплектных системах оперативного планирования. Как правило, применяются эти системы при серийном типе производства. Наибольшее распространение получили комплектно-узловая и комплектно-групповая системы. Комплектно-узловая система используется в том случае, когда продукция имеет длительный производственный цикл и выпускается небольшими сериями. Планово-учетной единицей в этой системе является узел — сборочная единица, состоящая из ряда деталей. Цель работы такой системы заключается в согласовании сроков изготовления деталей таким образом, чтобы окончание изготовления всех составляющих совпадало по времени с началом сборки узла. Комплектно-групповая система применяется при серийном производстве изделий, состоящих из большого количества деталей и комплектующих. Сущность ее заключается в группировке деталей, обладающих конструктивным сходством и технологическим единством, и деталей с одинаковой величиной (временем) опережения и подачи на сборку.

Оперативное планирование на предприятиях осуществляется на двух уровнях — на заводском и цеховом.

На заводском уровне осуществляется межцеховое оперативное планирование, целью которого является установление квартальных, месячных и декадных (или недельных) оперативных заданий для отдельных подразделений предприятия, разработка календарно-плановых нормативов и учет выполнения оперативных заданий подразделениями.

На цеховом уровне осуществляется внутрицеховое планирование, цель которого заключается в разработке плановых заданий для отдельных участков, бригад, рабочих мест. Задания, как правило, составляются на один месяц с разбивкой по сменам или суткам. На цеховом уровне также обеспечивается регулирование и контроль за выполнением плановых заданий.

Основой для расчетов всех видов оперативных планов на предприятии являются календарно-плановые нормативы, набор которых обусловливается типом производства.

В единичном производстве основными нормативами являются: планы-графики выполнения заказа, цикловые графики производства, расчеты загрузки оборудования и т.п.

В серийном производстве основными нормативными показателями являются:

— размер партии одновременно обрабатываемых сборочных единиц или изделий;

— длительность производственного цикла;

— периодичность запуска партий изделий или сборочных единиц;

— величина опережения;

— нормативы заделов.

В массовом производстве важнейшими нормативами являются такт (ритм) выпуска или запуска сборочных единиц или изделий, нормативы заделов, темп работы поточной линии и т.п.

Одним из наиболее важных календарно-плановых нормативов при всех типах производства является размер партии и периодичность запуска партий на обработку. Оптимизация размера партии одновременно обрабатываемых изделий или сборочных единиц имеет большое значение для эффективности работы предприятия, поскольку размер партии оказывает влияние на динамику издержек производства. Если запуск в производство осуществляется небольшими партиями, происходит минимизация издержек на складирование и хранение продукции, но одновременно возрастают затраты на подготовку производства (издержки по переналадке оборудования, его запуску и т. п., составляющие приблизительно равную величину для каждой запускаемой партии).

Производственный цикл также является одним из важнейших нормативов в оперативно-календарном планировании. Расчет длительности производственного цикла зависит от вида движения обрабатываемых единиц с одной операции на другую и от количества операций. По количеству операций различают однооперационный и многооперационный производственные циклы. Для многооперационного цикла существуют следующие виды движения обрабатываемых единиц от операции к операции:

— последовательный;

— параллельный;

— последовательно-параллельный.

Оперативно-производственное планирование обеспечивает согласованность всех стадий производства, деятельности производственных подразделений, подразделений, занимающихся подготовкой производства и реализацией готовой продукции, с годовым планом предприятия. Эффективность оперативно-производственного планирования на общезаводском уровне зависит от его способности увязать во времени все стадии производства и сбыта продукции. Эти "функции выполняются совместно маркетинговой и планово-диспетчерской службами предприятия.

Помимо указанных функций по согласованию деятельности всех подразделений предприятия планово-диспетчерская служба осуществляет постоянный контроль и оперативное управление всеми звеньями производства с целью обеспечения равномерного и комплектного выполнения плановых заданий в установленные сроки. Эта деятельность называется диспетчированием производства.

Диспетчерская служба обязана заблаговременно выявлять возможные нарушения в ходе производства и принимать необходимые меры.

Производственная мощность промышленного предприятия рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Иногда, при широкой номенклатуре продукции, выпускаемой на предприятии, целесообразно приведение всей номенклатуры к одному или нескольким видам однородной продукции, принимаемой за единицу.

Мощность, так же, как и производственную программу, одновременно с расчетом в натуральных показателях можно определять в стоимостном выражении как по видам продукции, так и по товарной или валовой продукции.

В соответствии с требованиями рыночной экономики, наряду с уже указанными терминами, необходимо ввести также понятия достижимой нормальной производственной мощности и номинальной максимальной производственной мощности.

Номинальная максимальная производственная мощность — это технически достижимая мощность, которая часто соответствует установленной мощности, гарантируемой поставщиком производственного оборудования. Достижимая нормальная производственная мощность — это мощность, развиваемая при нормальных условиях работы с учетом не только установленного оборудования и технических условий на предприятии (нормальные перерывы в работе, простои, выходные, техническое обслуживание и ремонт, замены инструмента, сменность и т.п.), но и принятой системы управления. Эта мощность должна соответствовать предполагаемой величине продаж предприятия, устанавливаемой исходя из принципов концепции маркетинга. Разница между этими величинами будет соответствовать величине дополнительной производственной мощности (резерв производственной мощности).

Резерв определяется с учетом влияния различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на величину номинальной максимально достижимой производственной мощности предприятия. К позитивным факторам относятся:

— освоение новой техники;

— техническое перевооружение;

— изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

— изменение состава сырьевых ресурсов;

— снижение трудоемкости продукции;

— проведение организационно-технических мероприятий;

— сокращение времени простоя оборудования;

— снижение потерь от брака;

— уменьшение технологических перерывов;

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают: входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.

Входная/выходная производственная мощность предприятия или его структурного подразделения — это мощность на начало/конец соответствующего планового периода. Последняя рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности, новой мощности, введенной в течение данного периода, и выбывшей в том же периоде мощности.

Среднегодовая мощность — это мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.

Производственная мощность и баланс производственной мощности предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции (работ, услуг).

«Эдельвейс»

(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

МАРИНА ЮРЬЕВНА

Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги!

Для повышения качества образовательного процесса и грамотного ведения отчетной документации рекомендую прописать перспективный план по предложенной схеме, используя примеры и варианты формулировок.

План работы структурного подразделения (отдела) ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс» разрабатывается на основе предложений по планированию (из опыта работы УДОД), анализа работы отдела за предыдущий год, а также в соответствии с программой развития ОУ. План работы должен соответствовать единой для всех отделов структуре (см. ниже). Все мероприятия плана распределяются по месяцам с указанием ответственных за их реализацию.

    Анализ деятельности

    Цели и задачи деятельности в текущем году

    Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей

    Активизация деятельности по участию педагогов в педагогических конкурсах

    Диагностика результативности образовательного процесса

    Выявление потребностей специалистов в повышении квалификации

    Аналитическая деятельность

Анализ деятельности за учебный год должен содержать:

    Анализ состава педагогического коллектива.

    Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ.

    Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

    Анализ деятельности по контролю.

    Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

    Анализ работы с родителями.

Критерии оценки анализа работы отдела за прошедший учебный год.

    Определить степень выполнения поставленных целей и задач,

    Анализ всех основных аспектов воспитательной работы.

    Соответствие содержания анализа поставленным задачам.

    Выявление проблем и способы их решения.

    Выделить результаты работы отдела.

    Выводы об эффективности выполнения задач и причины затруднений, если задача не выполнена.

    Очертить круг проблем, зафиксированных в ходе деятельности.

В приложение прикладываем аналитические справки о ходе мероприятий, проектов и т. д.

Особое внимание в анализе методической деятельности прошу уделить следующим вопросам:

Каково количество методических материалов Вами подготовлено и выпущено (перечислите наименование)?

Что предполагаете представить по вопросу обобщения опыта?

Анализ деятельности структурного подразделения за учебный год представляется руководителем отдела заместителю директора ОУ по учебно-воспитательной работе.

Структура и содержательные ориентиры перспективного плана работы структурного подразделения (отдела)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Приморского Административного района г. Санкт-Петербурга

Центр современного музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс»

Утверждаю

Директор

ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»

И.В.Поликарпова

______________________

Перспективный план работы

_________ (наименование отдела)

на 2012-2013 учебный год

Санкт-Петербург

Разделы перспективного плана

1. Анализ работы за 2011-2012 учебный год

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 учебный год

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях

        (концертная деятельность).

        Массовые мероприятия для учащихся отдела, района (воспитательная работа).

Организация работы отдела

3. 1.6. Работа с кадрами:

Ведение плановой и рабочей документации

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдел

3.1.9. Методическое сопровождение образовательного процесса

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

3.1.13. Аналитическая деятельность

3.1.14. Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
специалистов

    Работа с родителями.

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

6 . Приложения.

ПРИМЕР

анализа деятельности

за __________ учебный год.

Основными задачами деятельности в _______ учебном году были:

1. С целью повышения уровня методического обеспечения образовательного процесса в _______отделе усилить деятельность методического объединения педагогов доп. образования.

2. С целью повышения качества образования особое внимание уделять методической поддержке и инновационной деятельности в отделах.

3. Способствовать развитию профессиональной компетентности кадров.

4. С целью развития и распространения инновационного опыта работы создать базу данных передового педагогического, инновационного опыта. Совершенствовать формы презентации опыта.

5. Совершенствование учебно-воспитательной деятельности _________

6. Укрепить систему координации деятельности ЦИ «Эдельвейс» по методическому сопровождению и сетевого взаимодействия структур, занимающихся дополнительным образованием детей.

7. Организовать аналитическую и информационно-методическую составляющие деятельности отдела.

Вопросы, на которые нужно дать полный ответ.

1.Анализ состава педагогического коллектива.

    количественная и качественная характеристика кадрового состава: сколько педагогов работает в отделе, их образовательный уровень, стаж работы, квалификационная категория;

    кадровые изменения (сколько и какие педагоги приняты на работу в текущем учебном году, сколько и какие педагоги уволились), влияние кадровых изменений на качество работы отдела.

2. Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ. Краткая характеристика контингента.

    Какие направленности детского творчества существуют в отделе?

    Количество групп в отделе, количество в них учащихся (по плану, по факту). Распределение учащихся по возрастным категориям (6/7 – 9/10 лет, 10/11 – 14/15 лет, 15/16 – 17/18 лет), по годам обучения (первый, второй, третий и последующие).

    Какие новые направления были открыты в этом учебном году?

    % отсева учащихся из учебных групп, его причины (какие педагоги обеспечили высокую сохранность контингента, у каких педагогов, в группах произошел наибольший % отсева, и проанализировать его причины).

    Какие группы, направления были закрыты? Причины.

    Анализ потребностей детей и родителей в направленностях и направлениях дополнительного образования.

Программное обеспечение: сколько программ реализуется в отделе; как распределяются программы по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный);

    перспективы создания новых образовательных программ, по каким направлениям деятельности;

    как осуществляется контроль за полнотой реализации образовательных программ педагогами;

    анализ состояния учебно-методических комплексов по реализации образовательных программ (обеспеченность пособиями, рекомендациями, памятками в адрес учащихся, дидактическими и наглядными материалами и т.д.).

Технологическое обеспечение образовательного процесса:

    занятия, каких педагогов были посещены и проанализированы руководителем и методистом, администрацией ОУ (указать фамилии и темы занятий). Проанализировать качество занятий, каким спектром форм и методов проведения занятий пользуются педагоги, какие из них наиболее эффективны;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся технологического обеспечения образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

3. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    какая существует система выявления результатов образовательного процесса (формы, критерии, периодичность, кто осуществляет);

    анализ уровня освоения учащимися образовательных программ (с указанием педагогов и программ) по основным параметрам: освоение теоретической информации и способов деятельности, приобретенный опыт общения, творчества, социально-значимой деятельности;

    используемые формы предъявления (демонстрации) результатов образовательного процесса;

    востребованность и значение результатов занятий учащихся и их достижений в основной школе;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся выявления результатов образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

    достижения учащихся:

    1. районного уровня:

      городского уровня:

      российского уровня:

      международного уровня:

По каждому уровню в хронологическом порядке указываются: результат (место, лауреат, дипломант, участие), название коллектива, фамилия и инициалы педагога, название фестиваля, смотра, соревнований и т.д., место и время проведения).

4. Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ воспитательной работы в учебных группах и коллективах.

    Анализ проведенных массовых мероприятий с указанием названий, места и времени проведения (традиционные и новые формы воспитательной и массовой работы), % охвата учащихся и родителей.

    Участие педагогов и учащихся в подготовке и проведении массовых мероприятий на уровне района и города.

5. Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

Повышение квалификации кадров:

    информация о прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками отдела за последние 2 года (указывается Ф.И.О. сотрудника, год окончания курсов, их название, место проведения, количество часов)

Ф.И.О.

2011 год

2012год

    анализ состояния повышения квалификации сотрудников (% педагогических кадров, прошедших обучение; сотрудники, не повышавшие свою квалификацию, причины этого положения)

    использованные в этом учебном году формы обучения и анализ их эффективности:

      курсы при ГЦРДО (какие, кто направлен, кто окончил, кто выбыл и по каким причинам);

      обучение в других учреждениях (каких, кто закончил);

      семинары, мастер-классы в ОУ (проанализировать, как сотрудниками отдела используются на практике материалы семинаров);

      открытые занятия (каких педагогов, по какой теме, для каких категорий, качество проведения);

другие формы.

Достижения педагогов:

    участие сотрудников в конкурсах образовательных программ, педагогических достижений, методических выставках (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

    участие сотрудников в профессиональных (по своему направлению) конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д. (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

6.Анализ деятельности по контролю.

    Используемые формы контроля с указанием целей, периодичности, результатов и их эффективность (посещение и анализ занятий и мероприятий, в том числе и открытых; собеседование с педагогами, сбор и анализ статистической информации, проверка наполняемости групп и трудовой дисциплины и т.д.).

    Эффективность совещаний в отделе (тематических и информационных).

7. Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

Обобщение и распространение педагогического опыта:

    в какой форме в этом учебном году проходила работа по данному направлению (семинары, открытые занятия, выступления на педсоветах, конкурсы, смотры и т.д.);

    какая методическая продукция (методические разработки, рекомендации, положения) была создана в этом году: педагогами, методистом;

    какая методическая продукция будет создана в следующем году (указать название планируемых разработок и авторов).

8. Анализ работы с родителями.

    Формы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательной и массовой работе.

    Анализ работы с родительским активом.

    Перспективы развития работы с родительской общественностью.

Выводы и обобщенные перспективы деятельности отдела в следующем учебном году.

Например: В основном поставленные задачи были решены. Не в полном объеме решена задача по ___________________________________________________________

Наиболее значимыми результатами работы можно назвать: _________________ и т.д.

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 уч. год

    Реализация Программы развития на 2011-2015 гг.

    Формирование эффективной системы взаимодействия с образовательными и другими учреждениями в воспитательном пространстве Приморского района.

    Усиление внимания воспитательным, социально-педагогическим аспектам деятельности, активное участие в программах и проектах федерального, регионального и районного уровней, Учреждения, направленных на формирование инициативы и ответственности, толерантности, мотивации к познанию и творческой деятельности у детей.

    Организация методической работы с педагогами в использовании эффективных форм ра­боты по обеспечению качества образовательного процесса.

    Выстраивание и моделирование новых форм в работе с родителями, постоянное их информирование о стратегии развития образовательного процесса в ЦИ, источниках его развития, творческих возможностях их ребенка в образовательном пространстве Учреждения, совместная работа на успех ребенка и создание креативной среды.

    Активное представление достижений учащихся в городе, регионе, стране. за рубежом. Целенаправленная подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, смотрах – мероприятиях, повышение качественного уровня и воспитательной роли городских массовых мероприятий.

    Совершенствование форм управления и контроля.

    Изменение гендерного состава обучающихся, т.е. увеличение количества мальчиков в объединениях.

    Продолжить целенаправленную работу по развитию педагогического мастерства педагогов.

    Обучение информационным и Интернет технологиям и применение их в учебном процессе.

    Совершенствовать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта.

    Совершенствовать учебно-воспитательную деятельность.

    Продолжить работу с творчески одаренными детьми и создать условия для совершенствования их мастерства.

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

(таблица для примера)

п\п

сроки

Ответственный

Формирование контингента обучающихся и его нормативно-правовое оформление, мониторинг запросов учащихся и родителей

Организация работы по заключению договоров с родителями (законными представителями) обучающихся

руководители структурных подразделений

Обработка и анализ полученных сведений по результатам формирования контингента

Разработка и тиражирование информационных материалов по комплектованию

Весь период

Мониторинг потребностей детей и родителей в области образовательной деятельности

Весь период

Проведение родительских собраний

Проведение комплектования на новый учебный год

Последняя неделя апреля

руководители структурных подразделений.

Использование массовых мероприятий для информирования родителей и детей о возможностях занятий в Учреждении

В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Утверждение списка педагогических работников, направляемых на курсы ПК, в ГМО.

Проведение общего педагогического совета

Подготовка к аттестации

Составление расписания

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

Примечание: Формы прописывать в соответствии с образовательными программами.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях.

Сроки

Мероприятия

Место проведения

Контингент (возраст)

Ответственный

Организационно - массовая работа

        Участие детских коллективов в городских массовых мероприятиях (концертная деятельность).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

руководители структурных подразделений

        Массовые мероприятия для учащихся отдела (воспитательная работа).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

Нравственно-эстетическое воспитание

Физкультурно – оздоровительное направление

Мероприятия для учащихся
образовательных учреждений Приморского района

(таблица для примера)

Дата

Название массовых мероприятий

Возраст участников (класс)

Количество

участников

зрителей

филиала

1.09.11

Концерт, посвященный Дню знаний

Удельный парк (для школьников Приморского района)

4 -9 классы

120

600

635 601

Организация работы отдела

3. 1.6 . Работа с кадрами :

Ведение плановой и рабочей документации (в соответствии с номенклатурой дел).

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

(таблица для примера)

Сроки

Формы

Итоговый

документ

Ответственный

сентябрь

Анализ и контроль организации комплектования детских объединений

контрольные посещения; беседы с учащимися, родителями; анализ итоговых справок, справок по заключению договоров; посещение родительских собраний, собраний учащихся

справка по итогам заключения договоров

Зав. отделом

ежемесячно

Анализ и контроль организации образовательного процесса

посещение учебных занятий (не менее 2 в неделю);

фронтальные проверки наполняемости (не менее 2 в месяц)

контрольные проверки выполнения календарного тематического планирования

Ежемесячные справки по наполняемости (до 28 числа каждого месяца)

Справка за полугодие (до 30.12. и 05.06)

Зав. отделом методисты

анализ учебных занятий;

анализ учебной документации; тестирование учащихся; анкетирование учащихся

Аналитическая справка (до 15.01.2011)

Проверка учебной документации

анализ нормативно-правовой базы организации образовательного процесса

Аналитическая справка (до 15.03.2011)

Фронтальная проверка организации итоговых (зачетных) занятий групп дополнительного образования

посещение итоговых, контрольных занятий, испытаний;

анализ итоговых испытаний;

Аналитическая справка (до 10.06.2011)

Проверка организации деятельности

контрольные посещения;

анализ документации

Приказ (до 25.06.2011)

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдела

Примечание: перечислить планируемые материально-технические ресурсы.

Организационно-методическое обеспечение деятельности отдела

    Информационно-методическое обеспечение педагогов отдела;

    Организация деятельности по формированию базы данных;

    Программно-методическое обеспечение;

    Разработка УМК к образовательным программам;

    Координация деятельности по совершенствованию педагогического мастерства;

    Аналитическая деятельность (аналитические справки) .

    Обобщение и распространение педагогического опыта

3.1.9. Методическое сопровождение образовательной деятельности

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

Октябрь-ноябрь 2012

Март-апрель 2013

Проведение социологических исследований:

Степень информированности родителей о возможностях развития ребенка;

Мониторинг ожиданий родителей от занятий в ЦИ

Родители

Рук. филиалов

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

Наименование мероприятия

сроки

Ответственный

Накопление и систематизация фонда методической

и научной литературы по теории и практике учебно-

воспитательной работы, социально- педагогической деятельности

Сентябрь-май,

еженедельно

методист

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

(таблица для примера)

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

В течение года

Консультации для молодых специалистов, начинающих педагогов по вопросам организации образовательного процесса

Молодые специалисты

Яшкина М.Ю.

Зав.отделами.

В течение года

Открытые занятия, организация взаимопосещения занятий (мероприятий)

Молодые специалисты

Зав. отделами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

(таблица для примера)

Наименование продукции

Ответственный

Информационные материалы о приеме в детские творческие коллективы (флайерсы, афиши, объявления)

Август-сентябрь 2012

Зав. филиалами,

Зам. директора Андреева М.О.

Выпуск буклетов к памятным датам, о деятельности ЦИ.

Смирнова О.И.

Методическое пособие: 1.Развивающие танцевальные игры для детей 6-7 лет

апрель

Квачек В.С.

        Аналитическая деятельность (таблица для примера)

Мероприятие

Объект исследования

Ответственный

Анализ качества и эффективности проведенных мероприятий

В течение года

(в соответствии с планом мероприятий)

мероприятия, подведение промежуточных итогов

Изучение контингента воспитанников с целью выявления детей группы риска

В течение года

Журналы учета работы групп, анкетирование

Зав. филиалами

        Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
        специалистов

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ответственный

До 20.09.2012

составление списков педагогических работников, направляемых на курсы ПК, ГМО,

Специалисты ЦИ

Весь период

Подготовка к процедуре аттестации педагогических работников

Аттестующиеся педагогические работники

3.1.15. Участие специалистов во всероссийских мероприятиях, городских и районных педагогических конференциях, семинарах, смотрах и конкурсах в системе дополнительного образования детей

Название мероприятия

Дата и время

Место проведения

ответственного

4. Работа с родителями

(таблица для примера)

Мероприятие

Дата, время, сроки проведения

Ответственные

Родительские собрания в коллективах

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

(таблица для примера)

Наименование государственных учреждений, общественных организаций, родительской общественности

Формы взаимодействия (указать)

Сроки проведения

Ответственный

Северо-западный Военный округ

Совместные проекты

В течение года

Поликарпова И.В.

6.Приложения

    Анализ деятельности методиста

    Список на аттестацию педагогических работников

    График работы педагогических работников