Хохлома где производят. Хохлома, хохломская роспись — история промысла и фото. Техника выполнения хохломской росписи

Р усский народный художественный промысел по изготовлению золоченой деревянной посуды возник во второй половине XVII века в заволжских деревнях. Свое название промысел получил по одному из центров сбыта изделий - селу Хохлома.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы грунтовались раствором глины, покрывались олифой и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи.
Распространены два основных типа росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).


Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.


Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.


Однако имеются документы, согласно которым технология имитации позолоты на дереве была известна нижегородским ремесленникам еще до раскола. Они пользовались ею в 1640–1650-х годах. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, «селишке Семеновское» (ныне город Семенов) изготавливались деревянные братины, ковши, блюда и др., окрашенные «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.


Существует и народная легенда, объясняющая появление хохломской росписи. В ней повествуется о выдающемся иконописце Андрее Лоскуте, который был недоволен реформой патриарха Никона и бежал из столицы. Поселившись в глухих заволжских лесах, он стал писать иконы по старому образцу и расписывать деревянную посуду. Однако кто-то донес патриарху о местонахождении Андрея Лоскута, и он послал за ним солдат. Спасаясь от преследования, Андрей добровольно сжег себя в огне, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

Дороговизна привозного олова долгое время тормозила производство хохломской посуды, ведь только очень богатый заказчик мог снабдить мастеров оловом. И таким заказчиком выступил Троице-Сергиев монастырь. Документы монастыря свидетельствуют о том, что крестьян из сел Хохлома, Скоробогатово и около 80 других селений по рекам Узоле и Керженцу с XVII века привозили для работы в мастерских Лавры. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что именно эти села и деревни стали родиной «золотой» росписи, а их жители по сей день сохраняют секреты своего мастерства.


Название «хохломская роспись» или просто «хохлома» возникло благодаря тому, что изготавливавшие расписную деревянную посуду крестьяне везли ее для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.


Развитию промысла способствовала близость Волги, в то время главной торговой артерии, связывавшей приволжские города, которые славились своими торжищами. Именно по Волге, а затем через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейские купцы покупали ее в Архангельске.


Хохломская роспись - это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет. Благодаря старообрядцам-иконописцам, владевшим древним секретом «вызолачивания» икон, в Заволжье распространился своеобразный способ превращения простой деревянной посуды в «золотую» без использования драгоценного металла. Однако хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за прочное лаковое покрытие, благодаря которому их можно использовать в повседневной жизни. Хохломская посуда сделает нарядным любой стол, а поданные в ней блюда не причинят ей вреда.


Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.


Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонкомерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Выточенные изделия еще раз сушат при температуре 22–28 градусов в течение 3–20 дней в зависимости от размера изделия. Сушка заканчивается тогда, когда влажность древесины не будет превышать 6–8%. Если влажность окажется больше, изделие может получиться с пузырьками – разрывами лаковой поверхности.


Потом изделия передают отделочникам, которые подготавливают их к росписи. Нерасписанные резные ковши и ложки, поставцы и чашки называются «бельё».


После сушки «бельё» шпаклюют вапой. Вапа - мелкозернистая отмученная глина, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него от 25 до 50 процентов мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30–120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.


Следующий важный этап - покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало - достаточно проолифить изделие два раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.


Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (а в настоящее время - алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления - куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.


В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи.


К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый.


Рисунок в хохломских изделиях основан на использовании растительного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других - завиваются или бегут по кругу.


Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.


Многие виды орнаментов имеют свои названия: «пряник» - украшенная травкой, ягодами, цветами геометрическая фигура (квадрат или ромб), располагаемая обычно внутри чашки или блюда; «травка» - узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне и проч. Используют мастера и упрощённые орнаменты, например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, шляпного войлока и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов «ягодка» или «цветок» часто используют круглые «тычки» из свернутой капроновой ткани.


Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Хохломская роспись представлена двумя типами письма - «верховым» и «фоновым», каждому из которых соответствуют свои разновидности орнаментов. «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. При этом на основную линию композиции - криуль - «насаживают» такие элементы, как осочки, капельки, усики, завитки т.д.


Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись», с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне. «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.


Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют более крупные мотивы – вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями, поскольку она многоцветнее «травки». Если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёным в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется зелёной, красной, коричневой красками.


К верховому письму относится ещё одна, более простая и условная, разновидность росписи - «пряник», где в центре геометрической фигуры - квадрата или ромба - помещается солнце с завитыми по кругу лучиками.


Для «фоновой» росписи («под фон») характерно применение черного или цветного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.


Более сложным типом фонового письма является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Других красок в этом виде письма не используют. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия.


Расписанные изделия четыре-пять раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение трех-четырех часов в печи при температуре +150–160°. После «закалки» - завершающего этапа отделки изделия - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый оттенок. Ее сочетание с просвечивающим металлизированным слоем дает золотистый эффект.


Угасавший в начале ХХ века промысел возродился в советское время, когда в 1920-х – начале 1930-х годов мастера стали объединяться в артели. В 1960-х годах были созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в Семёнове, ставшие центрами, выпускающими посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.


В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие (ООО «Промысел»), занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду, они тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Семеновские художники, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи «под фон». Они широко используют точный контурный рисунок и разнообразные штриховки для моделирования мотивов.

Роспись хохлома - старинный народный промысел, которому около 300 лет. Название свое он получил от одноименного села в Кавернинском районе, расположенном на севере Нижегородской области.

«Хохлома, хохлома, наше чудо дивное!»

Известное в наше время всему миру историческое село Хохлома, получившее название от небольшой протекающей здесь речки, с XVII века славилось своей самой большой в Заволжье торговой площадью, каменными лабазами и лакированной особым способом утварью и посудой, центром продаж которых и являлось. Свезенный сюда из окрестных сел товар, известный своим уникальным производством, рассредоточивался далеко за пределами этой местности. Специфический, присущий только этому месту узор, нанесенный на изделия особым способом, стал называться хохломской росписью, или просто хохломой. Название вошло в поговорки и пословицы. Исконно русский промысел дополняет перечень ремесел, делающих культуру России богатой, неповторимой и уникальной, становится в один ряд с палехом, гжелью, жостовской и городецкой росписями, коклюшечными кружевами.

Мастерство старообрядцев

Роспись хохлома имеет свою историю возникновения, свои мифы и легенды. Этот промысел тесно связывают со старообрядцами. По некоторым версиям, «утеклецы» - люди, бежавшие от реформ Никона и последовавшего за нововведениями террора, обосновались в диких, безлюдных лесных местах в окрестностях Нижнего Новгорода. По одной из легенд загадочный старец пришел в керженские леса и основал в них первый скит. С собой беглецы принесли не только старую веру, но и свои умения и навыки. Мастерство оформления книг и написания икон, приемы, присущие только старообрядцам (например «мастерство тонкой кисти») переплелись с традициями местных заволжских мастеров. Многие считают, что секрет изготовления золотой посуды в эти края завезли именно «утеклецы» в XVII веке. Однако есть мнение, что роспись хохлома была известна и в более ранний период, и что заслуга в ее появлении принадлежит исключительно местным посудных дел мастерам.

Легенды хохломы

Кем точно изобретено умение производить «золотую посуду» без применения драгоценного металла, не установлено. По одной из легенд, это был беглый иконописец Андрей Лоскут. Чтобы не попасть в руки посланных за ним лично Никоном солдат, умелец сжег себя, передав предварительно свои умения местным жителям. Яркие краски, которыми славится роспись хохлома - память о подвижнике, в них проглядывает душа народного умельца. По другой легенде, сам царь пожелал иметь у себя на службе мастера из заволжских лесов, который мог изготавливать сказочную посуду, и тоже послал солдат. Но этот миф подобрее - кудесник исчез, но, как и Андрей Лоскут, передал свои умения жителям окрестных сел. А какие это села, вошедшие в историю народных промыслов России? Самые известные из них - Большие и Малые Безделки, Хрящи и Глибино, Мокушино и Шабаши. В каждом из них производились изделия, общее название которым - хохлома. Роспись в каждом селе имела свои отличительные черты, свои «штучки». Сейчас село Ковернино считается родиной хохломы.

«Хохломской куст»

Это удивительное искусство очень своеобразно. Роспись придает легкой деревянной посуде видимость тяжелых золотых изделий. Сама же утварь, несмотря на то, что изготовлена из дерева, жароустойчива и очень вынослива в эксплуатации.

Внешняя красота, выносливость сделали ее очень востребованной. Находящийся неподалеку Троице-Сергиев монастырь скупал изделия оптом. На него работали, по документальному свидетельству, кроме сел Хохлома и Скоробогатово, около 80 населенных пунктов, расположенных по берегам речек Узол и Керженец. Оптовому закупщику и торговать товаром дальше было легче. Этому способствовала и близость Волги - крупнейшего торгового пути того времени.

Специфическая технология производства

Хохлома - роспись по дереву, имеющая очень интересную технику изготовления. Из непросушенных чураков или баклуш выстругивались изделия нужной конфигурации. Назывались они «белье», которое затем сушилось, и уже потом грунтовалось жидкой глиной. Мастера называли ее вапой. Конечно же, каждое село имело свои хитрости - кто-то добавлял в глину мел, кто-то мучной клей. Свои приемы существовали на каждой стадии изготовления. Прошедшее грунтовку изделие покрывалось несколькими слоями льняного масла с промежуточными просушками. В течение дня изделия 3-4 раза покрывались олифой, которая наносилась только вручную специальными тампонами из кожи животного, чаще всего телячьей. Именно от этой стадии в дальнейшем зависела прочность росписи. После последней легкой просушки (до стадии «небольшого отлипа»), начинался процесс лужения. Нанесенный тампоном и втертый алюминиевый порошок прочно закреплялся на липкой поверхности.

«Хохломская роспись - алых ягод роспись»

Следующий этап - собственно «роспись под хохлому», которая производится только масляными красками. Киноварь и сажа (красное и черное) - визитные карточки этой росписи.

Допускаются, конечно, в небольших количествах, исключительно для оживления узора, и такие цвета, как коричневый, желтый, оранжевый, светло-зеленый. Обязательным условием является роспись беличьими кисточками, обеспечивающими максимальную тонкость линий. Раскрашенные изделия обязательно покрываются специальным лаком в 4-5 слоев и уже потом обжигаются в течение 4-5 часов при температуре 150-180 градусов. Именно этот финальный обжиг, придающий лаку медовый оттенок, а находящемуся под ним алюминиевому порошку цвет и блеск золота, является изюминкой процесса. Необходимо отметить, что дерево для росписи бралось из местных сортов - липа, береза, ясень.

Характерные орнаменты

Существует два присущих только этой росписи вида письма - верховое и фоновое. Каждому из них присущи свои орнаменты. Отличаются эти виды в первую очередь тем, что при верховом письме черные, красные и другие рисунки получаются в конце нанесенными на золотой фон. А при «фоновом» наоборот - золотой орнамент нанесен на черный или красный фон. Рисунками, характерными для верхового письма, являются «травная роспись», «под листок», «под травку» и «под пряник». Бывает и «под ягодку». А при фоновом письме применяются два вида орнамента - «под фон» и «кудрина»

Каждый орнамент имеет свою специфику, историю и хитрости нанесения, которые все вместе и делают узнаваемой и характерной роспись, известную под названием «хохлома». Роспись для детей присуща любому промыслу. Изделия из глины имеют отдельные направления, известные как «детские игрушки», например дымковская или каргопольская. В хохломской росписи такого отдельного направления не было. Но, конечно же, мастера в каждой деревне расписывали игрушки для своих детей. И детскую посуду, и, очевидно, существовали более крупные формы, как стульчик или колыбелька, а если верить стихам, расписывались «под хохлому» и полати, и столы. Конечно же, современное производство пользуется всеми достижениями науки и техники, что помогает достигать в этом промысле новых вершин.

Самобытное искусство России

Как уже отмечалось, искусство заволжских мастеров входит в самую популярную тройку народных промыслов направления «роспись» - гжель, хохлома, палех. Но, гжель - производство и роспись керамических изделий. «Гжельский куст» - район, объединяющий 27 деревень, расположенных в 60 км от Москвы, жители которых издавна занимаются этим ремеслом. Палехская лаковая миниатюра тоже получила свое название по населенному пункту, расположенному в сердце России. Судьба у этих промыслов схожая - так проявлялись русские таланты. Но если роспись по керамике - это гжель, то роспись по дереву - хохлома и палех.

Хохлома находится в русском визуальном коде где-то между медведем и балалайкой, калининградским янтарем и петербургским балетом. Это самое русское, самое китчевое, самое понятное для чужаков, что мы породили и научились экспортировать.

Очень важно, что центр производства хохломы по-прежнему там же, где это ремесло появилось четыре века назад: в Нижегородской области. Ковернино, Заволжье, Семенов — в этом треугольнике липовые болванки начали покрывать оловом, затем олифой, затем, после обжига, — алыми и черными цветами, ягодами и травами.

Сейчас производство хохломы — это не мастерские, а целая фабрика — ЗАО «Хохломская роспись». Несколько цехов, центр разработок, два музея, столовая и полторы тысячи сотрудников, в том числе более 400 мастеров-художников. При этом процесс автоматизирован по минимуму: в производстве хохломы очень большая доля ручного, индивидуального труда мастера, который просто так станком не заменишь. Поэтому фабрика больше всего похожа на коммуну художников, которым просто удобно работать вместе.

Как делают знаменитую роспись на самом большой фабрике хохломы в России — читайте у нас в клубе.


Ворота фабрики уже встречают золотом и славянским шрифтом. По-моему, замечательная вывеска для завода.

Хохлома в регионе началась с ложек и ложкарей, например, с легендарного (в смысле, большей частью вымышленного) Семена-ложкаря, который на территории завода представлен нежно-персиковым памятником.

Более поздняя и более реалистичная история — основание школы художественной обработки дерева художником Георгием Матвеевым. Именно от него считается история «настоящей» хохломы.

В музее большая экспозиция про ложки. Вот этапы изготовления. Штука слева называется баклуша, отсюда выражение «бить баклуши» — то есть бездельничать, ведь строгать чурки большого таланта и внимания не надо.

Ранние расисные ложки были такие. По сравнению с традиционными хохломскими они как наскальные рисунки по сравнению с живописью.

Вот современные образцы к Олимпиаде.

Экспериментальный цех на художественном производстве — это как? Нетрадиционные формы листьев? Несогласованное количество ягод рябины? Синяя и розовая хохлома?

Токарно-ложечный цех. Образцы изделий, которые сейчас производятся на фабрике, и документация по ним.

На токарном станке изготавливают все изделия с фотографии сверху.

Похоже на мой стол во время дедлайна по большому проекту, только у меня вокруг лежат распечатки, акты выполненных работ, счета-фактуры, пресс-релизы, договора и макеты. Очень классное рабочее место.

Заготовки называются бельё . Прежде, чем вытачивать изделие из белья, оно должно полежать два года.

У мастера Плюхиной сегодня выходной.

В этом барабане ошкуривают мелкие предметы.

Внутри — такие кусочки наждачной бумаги.

Вытяжка для древесной пыли.

У-у-у! Вытяжки-и-и! Странный паук, да?

Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.

Все, как двести, триста, четыреста лет назад.

Разве что работа ведется по чертежу.

Основное производство — художественный цех. На схеме технологического процесса видно, как деревянная плошка прикидывается то глиняной (после грунтовки), то металлической (после покрытия оловом — лужения). Последний этап — нанесение маркировочного знака. Он состоит их трех букв, СХР, («Семенов, хохломская роспись»), и свидетельствует о подлинности изделия. А золотистый цвет олово, покрытое олифой (льняным маслом), приобретает после обжига.

Взрыво- и пожароопасная краскоприготовительная. Новые краски мастерам выдают раз в неделю, писать всегда нужно свежими.

Мастер за работой. В обычный день все столы, конечно, заняты.

Но сегодня у большинства художниц выходной.

Как правило, мастера росписи — это женщины. Говорят, что у мужчин просто не хватит усидчивости. Наверное, я мужчина: я бы психанула уже через полчаса такой работы.Обратите внимание на то, что мастер работает не над традиционной черно-красной, а над зеленой росписью.

Такая роспись называется «фон Людмилы Зыкиной» и была придумана в 2000 году специально в подарок певице.

По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. По крайней мере, в прошлом было так.

Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Например, эти ковши сначала обожгут, а потом распишут.

А эти красавцы — уже из печи.

Очень жаль, что нельзя купить просто золотую ложку, блюдо или уточку, без росписи. Мне кажется, они тоже очень красивые.

Изделия с наведенными поясками

Какое рабочее место!

У многих на столах стоят зеркала: думаю, что это не от тщеславия, а чтобы не приходилось постоянно крутить изделие, сверяя орнамент на разных боках.

Об абажур очень удобно снимать лишнюю краску, похоже.

Готовые изделия.

Бывают даже хохломские бусы, вот уж где мелкая работа!



Стала вспоминать, какая хохлома есть у меня дома. Вспомнила, конечно, хохломские детские стол и стул (у всех такие были, наверное), но сейчас их уже нет. По-прежнему есть шкатулка для украшений и пара хохломских ложек. Они еще используются: бывают же рецепты, где специально написано «перемешать деревянной ложкой», вот тут-то они и нужны. Есть еще пара блюд (на предприятии их называют « панно» ), но они именно используются, а не висят на стене.

А у вас дома есть хохлома? Навится или китч-китч? Сами бы купили?

Павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.

Последователи иконописцев

Доподлинно не известно, как появилась хохломская роспись. По современным представлениям, промысел насчитывает уже более 300 лет. Появился он в Заволжье, там, где сейчас располагается территория Ковернинского района Горьковской области. Хохломские игрушки и кухонная утварь отличаются особым медово-золотистым цветом фона или деталей узора. Именно он делает роспись уникальной. Считается, что технология получения такого оттенка была взята мастерами у старообрядцев. Те умели придавать иконам золотистый блеск без использования драгоценного металла.

Технология

Независимо от того, что покрывает хохломская роспись: игрушки, посуду или мебель, — принцип окрашивания один и тот же. Деревянная заготовка покрывается грунтом и олифой, а затем натирается алюминиевым порошком. Раньше вместо него использовалось олово, однако, современные технологии позволяют производить алюминий в большом количестве, а потому именно его теперь применяют в процессе создания хохломской утвари. Покрытое металлическим порошком изделие расписывают. Затем его снова покрываю олифой и двумя слоями лака, после чего заготовка отправляется в печь. Оттуда расписанные предметы выходят уже золотыми. Под воздействием высокой температуры специальное покрытие меняет цвет изделия, а металлический слой придаёт характерный блеск.

Красивые и крепкие

Цвет, характерный для хохломы, получается благодаря особому составу, покрывающему узор. Однако ценность таких изделий не только в их красоте. Лак, защищающий роспись, отличается особой стойкостью. Ему не страшна ни высокая температура, ни механическое воздействие. Хохломские игрушки можно спокойно давать малышам. Даже если дети решат искупать их в ледяной воде, с росписью ничего не случится. То же касается и посуды: чашки, тарелки, кувшины и ложки, покрытые хохломой, не боятся ни кипятка, ни холода.

Хохломская игрушка: история

Конечно, в первую очередь хохломой покрывали посуду и предметы интерьера. В XVII веке, когда, как считается, появился этот оловянный порошок стоил дорого, а потому и изделия выходили не каждому по карману. Однако постепенно появилась и хохломская игрушка. Рисунки с использованием традиционных элементов начали украшать маленькие фигурки животных и людей.

Чаще всего игрушки делали из дерева. Живой материал хорошо поддавался обработке и стоил относительно недорого. Для изготовления своего товара мастера-игрушечники использовали берёзу, осину, сосну и липу. От области к области предпочтения ремесленников менялись в зависимости от распространённости той или иной породы дерева. Из инструментов для изготовления игрушек использовались топор и нож, иногда долото.

Семёновская хохлома

Конечно, разговор о народной игрушке будет неполным, если не вспомнить о матрёшке. Для многих может стать неожиданным открытием история её возникновения. Матрёшка пришла в Россию в конце XIX века из... Японии. Прообразом её был индийский патриарх Джарма, который, по приданию, провёл в посте и медитации девять долгих лет, в результате чего у него отвалились и руки, и ноги. Стойкость мудреца уважалась и в Японии, где его почитали богом и называли Дарумой. Многочисленные статуэтки изображали его без рук и ног. Постепенно появилась традиция одну мини-скульптуру вкладывать в другую — и так до семи «слоёв».

Сувенир получил название Фукуруму и в таком виде попал в Россию. Увидев его, художник Сергей Малютин вдохновился на создание новой игрушки. Вместо старика без рук и ног, он изобразил краснощёкую красавицу в платке. Так и появилась матрёшка. Постепенно традиция изготавливать такую игрушку добралась до города Семёнова и там осталась. Мастера здесь делают и расписывают матрёшек и сегодня. Часто для украшения игрушек используется так называемая семёновская хохлома. От традиционной её отличают крупные и яркие цветы, немного иная цветовая гамма.

Хохлома сегодня

Народные ремёсла и традиции в наше время интересуют не только историков. К ним обращаются самые разные мастера: от простых рукодельниц до именитых модельеров и дизайнеров. Благодаря бурному развитию информационных технологий сегодня достаточно просто найти материал по теме. И на вопрос, как нарисовать хохломскую игрушку, вы легко отыщите правильный ответ. Развивается и ремесленный туризм, когда мастера едут на родину того или иного вида искусства и учатся ему непосредственно у хранителей традиций.

Хохломские игрушки по-прежнему радуют детей, любящих всё яркое и необычное. Многие педагоги с целью развить у своих учеников художественные способности и вызвать интерес к традиционной культуре проводят занятия, обучающие приёмам хохломы. Знают и уважают этот вид росписи и заграницей. Туристы из разных стран, возвращаясь домой, привозят в подарок домашним матрёшки, кухонную утварь и даже мебель, покрытую хохломской росписью. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот вид народного творчества нашёл свою нишу в современном мире и ещё не одно поколение будет вдохновляться его сочными узорами.

Хохлома - что это такое? Прежде всего это старинный Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная персонаж. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.

История Золотой хохломы

Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.

Зарождение высокого искусства

Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.

Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.

Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.

Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.

Посуда и не только

Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.

Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине создали "хохломской орнамент". Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино - это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.

Техника

Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе.

Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.

Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.

Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.

После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.

Виды росписи

В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".

Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей:

  • "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
  • "Травник" - травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
  • "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.

В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой". Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.

Каталоги

С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле "хохлома", фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием "хохлома". Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина.

Хохлома глазами ребенка

Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".

Тема для школьных сочинений

Программы обучения разнообразны. Хохлома - что это такое, с точки зрения преподавателя? В школах Москвы и Московской области, а также в других российских городах в обучающие программы включена тема русских народных художественных промыслов, где на первом месте находится искусство хохломской росписи. Ее многовековая история и всемирная известность дают возможность ученикам выразить свое личное мнение, изложить его на бумаге и получить оценку. Это может быть целое сочинение на тему или короткий рассказ. Хохлома как искусство продолжает успешно развиваться, она вполне достойна внимания школьников-старшеклассников. Впрочем, младшие классы тоже могут поучаствовать в дебатах.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство нередко совмещается с другими категориями творчества. Искусство хохломской росписи не является исключением. Песня "Хохлома" давно завоевала популярность. Ее исполняют певицы и певцы, хор и отдельные солисты. Мелодия красивая, стихи тоже проникновенные, написанные от души. На конкурсах песня "Хохлома" не раз занимала почетные места.