Э шим соловей и вороненок. Старшая группа. Развитие речи: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок. Жук на ниточке

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж .

Ход занятия

Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж , то звук з , а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши(поймать комара).

Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно) ; затем по подгруппам (желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка) . Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают словазнойно, жонглер .

Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж , затем со звуком з . За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.

Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка ».

Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка .

Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.

Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:


У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!

Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто-нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)

Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решетки с крупными ячейками.

Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали . (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова-обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т.п.)

Педагог помогает детям запомнить и четко произнести стихотворение С. Маршака:


Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.

Занятие 6. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Цель. Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Ход занятия



Воспитатель интересуется у детей, какая птичка, по их мнению, поет лучше всех. Выслушивает ответы, хвалит ребят за то, что они много знают. Педагог подтверждает, что соловей поет так красиво, так самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его, а горожане («Кто это такие?») специально выезжают за город на соловьиные концерты.

«Как вы думаете, соловей яркая, красивая птичка?» – задает педагог очередной вопрос. И, выслушав ответы детей, читает сказку Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

«Узнали ли вы что-нибудь новое о соловушке?» – спрашивает педагог и просит детей прослушать сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать. Сказку по очереди пересказывают два ребенка.

Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями.

Если останется время, с желающими детьми (не участвовавшими в пересказе) можно поиграть в игру «Сова» (см. с. 25).

Занятие 7. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Цель. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Ход занятия

Педагог выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц.

«Нравится ли вам это время года?» – интересуется воспитатель и предлагает послушать стихи о зиме.

Воспитатель называет стихотворение, имя и фамилию поэта и читает произведение (2–3 стихотворения (А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», С. Есенин «Поет зима – аукает…» (по выбору педагога)).



Педагог уточняет, какие строчки особенно понравились (запомнились) детям. Повторяет их, а также проговаривает строки с яркими запоминающимися сравнениями.


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

А. Пушкин


Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает…

С. Есенин


Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

С. Есенин


Белый снег пушистый
В воздухе кружится…

И. Суриков


Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной…

И. Суриков

Педагог читает детям отрывок из уже знакомого стихотворения И. Сурикова «Детство»:


Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Дети вместе с педагогом спокойно, размеренно читают первые пять строк. После строчек: «Вот свернули санки, и я…» – педагог жестом просит кого-нибудь из детей продолжить чтение (3–4 повторения).

Педагог уточняет, почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего.

«Действительно ничего серьезного не произошло, – соглашается воспитатель с детьми. – Подумаешь, все лицо и руки залеплены снегом».

Затем педагог просит детей определить, чья декламация была убедительнее. (Я считаю, что… Мне кажется, что… Я могу ошибаться, но Оля читала выразительнее.)

Завершая занятие, педагог читает стихотворение полностью.

Теперь Снег решил, что уж больше-то не скажет ни слова. Кому захочется умирать по своей воле, да ещё весной, когда повсюду, на земле праздник? А кроме того, Снегу было жаль расставаться со своими друзьями. Он ведь так старался, помогая им зимой, он так беспокоился за них! И теперь он хотел увидеть, как птицы совьют гнёзда и выкормят птенцов, как деревья оденутся листвой, а травы отцветут и принесут семена.

Под еловыми лапами было прохладно, сумрачно; ни один солнечный луч не мог пробиться сквозь них; и Снег, съежившись сугробиком, тихо лежал тут, невидимый для посторонних глаз.

Как-то ночью он услышал возле себя шорох. На земле шелестели сухие еловые хвоинки, будто кто-то осторожно разгребал их.

А на другой день Снег заметил, что из земли проклюнулись какие-то слабенькие, тонкие росточки.

Росточки долго отдыхали, - они измучились, раздвигая хвою у себя над головой. Затем они распрямились и начали медленно-медленно развёртываться.

У неё было всего по три листика на каждом стебельке, а сами стебельки были почти незаметны - как паутинки. Но Кисличка старательно приподнималась, растопыривала листочки и даже открыла первый цветок. Он тоже был крошечный, неприметный, словно одинокая снежинка, случайно упавшая в траву.

Кого мог привлечь этот цветок, кого остановить, кому приглянуться? Кисличка словно не думала об этом; весь день она весело кивала цветком, а к ночи бережно прятала его, наклоняя вниз и смыкая лепестки. Ей, как и всем жителям леса - и громадным деревьям, и кустарникам, и густым пахучим травам - тоже хотелось радоваться весне, расти, цвести, а потом разбросать вокруг себя семена, чтобы на будущий год выглянули на свет новые молоденькие Кислички.

И Снегу очень понравилась эта маленькая травка - хоть и слабенькая, а упрямая, хоть и бедная, но всё-таки весёлая. Снег нетерпеливо ждал, когда у Кислички раскроются другие цветы и вокруг них затолкутся, запляшут суетливые мухи и лакомки жуки.

Но ему не пришлось этого увидеть.

Пить… Пить…

И Снег увидел, что листочки у неё опущены к земле, стебель гнётся, а цветок вот-вот уронит лепестки. Земля под ёлкой была слишком сухая - сюда не попадали капли дождя, а болтливые ручьи бежали далеко внизу, по дну оврага. И Кисличка стала чахнуть от жажды.

Снег хотел было окликнуть её, ободрить, но тотчас вспомнил, что если заговорит, то умрёт. Ему стало страшно, и он похолодел и перестал смотреть на Кисличку. А она по-прежнему еле слышно просила:

Пить… Пить…

Снег знал, что никто не придёт, чтобы напоить Кисличку. Да её просто не слыхать - наверху шумит Ель тяжёлыми лапами, плещутся под ветром листья Берёз, свистят, перекликаясь друг с дружкой, неустанные птичьи голоса… Только он, Снег, может выручить эту крохотную травку, - и то, если пожертвует своей жизнью.

А ему страшно было умирать. И он попробовал не слышать голоса Кислички, не думать о ней. "Надо лежать так, словно я мёртвый…" - убеждал себя Снег.

Пить… Пить… - просила Кисличка.

"Надо лежать, как мёртвому…" - твердил Снег, и вдруг ему пришла другая, новая мысль: "Но зачем тогда жить на свете, если я буду совсем как мёртвый?" И он подумал о своих друзьях в лесу, - вот дикая Коза беспокоится о козлятах, вот серенькая Тетёрка бросается под ноги охотнику, отвлекая его от птенцов, вот даже крохотная Кисличка, расцветая в тени под ёлкой, заботится о семенах. И деревья, и травы, и птицы со зверями - все живут как живые: любя и тревожась, огорчаясь и радуясь…

"И я тоже полюбил Кисличку, - думал Снег, - и я волнуюсь за неё, тревожусь, и если Кисличка погибнет, то разве нужна мне будет моя долгая бесполезная жизнь? Для чего я один во всём лесу буду жить, как мёртвый?!" И ему стало легче от этих мыслей, и он больше не боялся за себя. "Нет, - думал он, - я так не хочу. Пусть лучше моя смерть обернётся жизнью!"

Не плачь, Кисличка! - сказал Снег звонко. - Я тебя выручу. Жаль только, что я не увижу прекрасные твои цветы и твоих де…

Снег собирался сказать "твоих деток", но поперхнулся, булькнул и умолк. Много ли надо времени, чтобы растаял небольшой сугробик?

На том месте, где лежал Снег, разлилась чистая вода, напоила сухую землю, - и Кисличка скоро подняла листья и опять закивала цветком.

Так, значит, Снег умер?

Может быть - да, а может быть - нет.

Снег растаял, превратился в воду. Вода напоила травы и деревья, ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам утекла в моря.

А потом летучим туманом она поднялась в воздух, собралась в белые облака и седые тучи.

И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте вновь родился из воды Снег, чтобы в своё время выпасть на землю и укрыть её от морозов.

И опять случится с ним такая же история, и повторится вновь, бесчисленное множество раз, потому что всегда будут на земле доброта, красота и любовь, - а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.

СОЛОВЕЙ И ВОРОНЁНОК

Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

В этих кустах Соловушко живёт - золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

А ты его видел?

Не привелось ещё. Но говорят - так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

Так глянь. Я и есть Соловушко!

ЛЯГУШОНОК И ЯЩЕРКА

Здравствуй, Ящерка! Ты почему без хвоста?

У Щенка в зубах остался.

Хи-хи! У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не могла!

Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик?

Отсох у меня хвостик…

Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!

ЦВЕТЫ И СОЛНЫШКО

Шиповник, просыпаться пора! Уже четыре часа утра, уже светло кругом, уже ранняя птица носок прочищает!

Я проснулся, Солнышко.

Цикорий, открой голубые глазки! Уже шесть часов утра, уже туман растаял, уже люди на работу спешат!

Открываю, открываю.

Кульбаба, разверни золотые корзиночки! Уже восемь часов утра, уже роса высохла, уже ребятишки на улицу выбежали!

Ладно, ещё минуточку - и разверну…

Козлобородник, довольно спать! Уже десять часов, уже дневная жара настаёт, уже все лентяи глаза продрали!

Ао-о-у… Ну тебя, Солнце! Дай ещё часок подремать!

Вот События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.

Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин - скромный русский офицер, "хоть не велик ростом, а удал". Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины. Жилину противопоставлен контрастный персонаж - товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен.

Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. Жилин - яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие.

Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный - так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. Писатель утверждает, что нет "хороших" и "плохих" национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…

Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра. Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. "Кавказский пленник" - высокохудожественная, подлинно русская повесть.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №21 «Ладушки» Бугрова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОО «Развитие речи»

«Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»

Цели деятельности педагога: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах; упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа : беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами, оформление альбома «Перелетные птицы», чтение рассказов, стихов.

Материал: презентация к сказке, музыка «Пение соловья», шапочки – маски вороненка и

соловья.

Ход занятия: «Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!

1слайд . Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Загадка:

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона серая ………(ворона)

2 щелчок . Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные ворона, какая? Молодцы!

2слайд . А это какая птица?

Загадка:

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей )

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

3 слайд Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Узнали вы что нибудь новое о соловушке?

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся

Затем приглашаю детей пересказать всю сказку целиком. А сейчас мы выберем детей на роль соловушки и вороненка и попробуем пересказать сказку по ролям. Надеваем шапочки птичек, и предлагаю детям пересказать сказку.

Общей основой воспитания и обучения старших дошкольников является развитие речи и овладение родным языком.

Развитие речи тесно связано с мышлением ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в нашем образовательном учреждении является правильная организация обстановки, в которой у детей появляется желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Предлагаем ознакомиться с одной из форм взаимодействия с детьми по речевому развитию.

Тема непрерывной образовательной деятельности «Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок»». Цель занятия: способствовать развитию навыков связного последовательного пересказа текста целиком и по ролям. В процессе взаимодействия с детьми решался ряд задач:

Связная речь: упражнять детей в умении выразительно передавать диалоги персонажей; рассуждать.
Словарь: активизировать в речи существительные и качественные прилагательные.
Грамматика: закреплять правильное употребление в речи качественных прилагательных; грамматически правильно строить высказывания.
Звуковая культура речи: активизировать употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Особый акцент был сделан на этимологию понятий: пигалица, ступай, ровня, серебряное горлышко, золотой носок, пригож, горожане (многие дети объяснили, что горожане – это те, кто в гараже).

Затем детям было предложено просмотреть видеозапись пения соловья. Мы выяснили, что соловей – это маленькая перелётная птица, невзрачная на вид. Дети объяснили, по каким признакам они догадались, что соловей – перелётная птица. Так развивается доказательная речь.

Затем мы познакомились со сказкой писателя – природоведа (здесь снова объяснили, почему его так называют) Эдуарда Шима. В процессе чтения обязательно разъяснялся смысл образных выражений, метафор.

На этапе анализа литературного произведения выяснили, как дети поняли поучительный смысл произведения. Выявили отношение к героям сказки, выслушали мнение.
Затем нашим воспитанникам было предложено пересказать сказку по ролям.

Итог занятия - рефлексия2. Дети поделились своими впечатлениями, новыми знаниями, рассказали, что было самым интересным.

Для повторения пройденного предлагаем ещё раз прочитать детям это уникальное произведение, направленное на формирование образной речи дошкольников, как более высокого уровня по сравнению с правильной речью.

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живёт – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Еремеева Ольга Станиславовна, воспитатель группы № 6

Горожане – жители города.
Пигалица - невзрачный и низкорослый человек (обычно о женщине).
Пригож - красивый, миловидный, с привлекательной внешностью.
Ровня – человек, равный другому.
Ступай – делать шаг, становиться ногой.
Рефлексия - (от позднелатинского «reflexio» - обращение назад) - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление
Источники:
http://pedlib.ru/Books Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1981;
https://ru.wikipedia.
Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развититю образной речи у старших дощкольников. Учебно-методическое пособие. Часть I. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
.