Что значит частное образовательное учреждение. Устав частного образовательного учреждения в россии. Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

Частное образование в России нередко объявлялось приоритетным на самом высоком уровне. Однако реальной поддержки эта отрасль пока не дождалась. Проблемы, которые надо оперативно и профессионально решать, возникают у предпринимателей, желающих обучать детей и взрослых на рыночной основе, еще в самом начале пути. Чтобы открыть НОУ (негосударственное образовательное учреждение), необходимо собрать огромное количество документов, пройти лицензирование, разработать и отправить на утверждение учебный план и многое другое.

Для начала разберемся в терминологии. Негосударственное образовательное учреждение - это некоммерческая организация, предоставляющая на основе полученной лицензии услуги образовательного характера, при этом созданная не государством или субъектом федерации, а частным лицом (или группой лиц). В этом определении важно выделить слово «некоммерческое», что подразумевает неприменимость к НОУ стандартной для частных фирм процедуры регистрации.

НОУ, как и государственные организации, имеют право предоставлять весь спектр образовательных услуг. Среди них есть учреждения дошкольного, общего, дополнительного, высшего и послевузовского типа, а также специальные заведения для детей-сирот. К ним относятся фирмы, проводящие тренинги, семинары, выставки, лекции в том случае, если участникам выдаются дипломы о полученной квалификации.

Процедура регистрации

Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании. Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования.

Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании. Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как:

  • подробная информация об образовательных программах;
  • нормативы отчисления и приема;
  • система оценок;
  • правила работы с персоналом;
  • язык, на котором ведутся уроки;
  • график обучения;
  • порядок предоставления платных услуг,
  • система построения отношений между заведением, учениками и их родителями.

В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов. В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем.

Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости. Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания. К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса. Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья.

Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице. Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Полное наименование организации;
  • Расчетный счет;
  • Юридический и фактический адреса;
  • Телефоны учреждения;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Эскиз печати;
  • Подробные данные об учредителях. Для граждан России это нотариально заверенные копии паспортов, а также контактные данные. Иностранцы должны предоставить апостилированные, т.е. официально зарегистрированные российскими государственными органами документы. Также, согласно требованиям, все официальные бумаги должны быть переведены на русский язык.

Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ. Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину в размере 10 тысяч рублей, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев. При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия.

Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений.

Процедура лицензирования

Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, - это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца.

Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ:

  • копия устава;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • паспорта учредителей;
  • итоги ревизии здания и материально-технической базы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ. Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком.

Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны. Так что, собирая и подписывая бумаги, необходимо обращать очень пристальное внимание на их содержание.

Как видно, получить разрешение на работу негосударственного образовательного учреждения непросто. Минимальный срок, который несложно высчитать, сложив время принятия решений по лицензированию и регистрации, два с половиной месяца, скорее всего, серьезно вырастет из-за всех проволочек со сбором нужных документов. Поэтому оптимальное решение - обратиться к профессионалам, готовым взять на себя юридическую и бюрократическую деятельность. Ведь малейшая ошибка при подготовке к любой из этих процедур может обесценить всю проделанную работу. Которую, в случае неудачи, придется начинать с нуля.

Данные учреждения предназначены для ведения образовательной деятельности, курсов повышения квалификации, различных курсов дополнительного образования и т.д.

Данные учреждения не должны открываться с целью получения прибыли. Они носят некоммерческий характер и должны финансироваться из бюджета собственника, создавшего учреждение. Исключение могут составлять частные учреждения не образовательной направленности. Таким обществам разрешено частично получать прибыль от коммерческой деятельности, которая необходима для жизнеобеспечения деятельности учреждения. В этом случае, такая возможность должна быть прописана в уставе (ФЗ №80 от 6 апреля 2015 года).

Особенности устава частного образовательного учреждения

У каждого ЧОУ в обязательном порядке должен быть устав, в котором указывается вид деятельности, условия работы и порядок распределения обязанностей между участниками общества. Кроме этого, если учреждение образовано юридическим лицом, то оно обязано . В том случае, когда ЧОУ создано частным предпринимателем лицензирование не требуется.

Так как частое образовательное учреждение не может быть коммерческим, то регистрировать его нужно в Министерстве юстиции РФ.

О том, какие положения содержит устав негосударственного частного образовательного учреждения с одним и более учредителями, читайте ниже.

О нулевой ставке налогообложения для частных образовательных учреждений дошкольного типа расскажет это видео:

Его положения

Устав частного образовательного учреждения не может быть написан в произвольной форме. Все требования к структуре устава описаны в законе РФ № 273 «Об образовании в РФ».

В уставе ЧОУ должны быть следующие разделы:

  • Общие положения . В этом разделе указывается наименование организации, вид деятельности, адрес частного учреждения, сведения об учредителе. Также здесь указываются сведения о наличии печатей, штампов, бланков, а также описываются обязанности и ;
  • Цели и задачи частной образовательной организации. Здесь описываются условия, на основании которых учреждения будут предоставлять свои услуги (лицензия);
  • Обязанности и полномочия, а также ответственность и права ЧОУ. В этой части устава предусмотрены подробные сведения о структуре работы, графиках, трудовых отношениях, правилах приема на работу и увольнениях, а также вступление учащихся в ЧОУ, учет успеваемости и выдача документов о полученных знаниях;
  • Источники финансирования и сведения об имуществе ЧОУ. Здесь должны быть указаны сведения о владельце частного образовательного учреждения, его имуществе, и об источниках финансовой поддержки организации. Ответственность лиц по финансовым вопросам и по распределению доходов;
  • Регулирование ЧОУ. В данном разделе стоит указать полномочия учредителя. Наличие прав у учредителя вносить изменения в устав, изменять направление обучения, утверждать финансовый план, бухгалтерский баланс и годовой отчет. Также сюда входит организация филиалов, вопросы реорганизации и закрытие учреждения;
  • Доступность и открытость информации о ЧОУ. Здесь должны быть сведения о том, что вся информация о создании учреждения и о его учредителях, их финансовых вложениях и имуществе, адрес, электронная почта, а также вся информация о предлагаемых программах обучения доступна и открыта каждому для просмотра и ознакомления;
  • Порядок закрытия или реорганизации ЧОУ. Закрытие ЧОУ может быть произведено только на основании Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Имущество должно быть возвращено учредителю (собственнику). Можно будет считать организацию ликвидированной только после того, как будет сделана запись об этом в .

Пример устава некоммерческого частного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых можно скачать .

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (образец)

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 1

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 2

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 3

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 4

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 5

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 6

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 7

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 8

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 9

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 10

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 11

Для того, чтобы деятельность ЧОУ осуществлялась в соответствии со всеми правилами и законами стоит обратится за помощью к профессионалам, чтобы не отвлекаться от учебного процесса.

Регистрация документа

Так как частное образовательное учреждение становится юридическим лицом, то оно должно быть поставлено на учет в налоговые органы по месту регистрации. После этого учреждению присваивается ИНН, оно должно быть зарегистрировано в Пенсионном фонде и других фондах, таких как фонд социального, медицинского страхования и в статистике.

Вам потребуются следующие документы:

  1. Устав, утвержденный учредителем;
  2. Квиток об уплате государственной пошлины на 4 тыс. рублей;
  3. Заявление в налоговую о регистрации ЧОУ. Если пакет документов будет предоставлен не учредителем лично, а его представителем, потребуется доверенность, заверенная нотариусом.

По закону регистрация должна быть пройдена за месяц, после подачи всех документов.

Внесение изменений

  • Собственник(учредитель) частного образовательного учреждения выносит решение об изменениях в уставе. После того как эти изменения будут внесены в устав, сам устав нужно будет зарегистрировать заново в налоговой инспекции.
  • В соответствии с законодательством проводится процедура регистрации изменений и дополнений в уставе.
  • После регистрации устава ЧОУ в государственных налоговых органах, он приобретает юридическую силу для третьих лиц.

О возможности получения лицензии на частное образовательное учреждение дошкольного типа расскажет видео ниже:


В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; , не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих . Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его . Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:


Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании . Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. порядок его оплаты
  6. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на . НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

В повседневной жизни для потребителя такие слова, как «школа», «лицей», «гимназия», «институт», «университет», порой объединены в общем названии «учебное заведение», при этом потребитель обычно не задумывается о конкретной организационно-правовой форме образовательной структуры. По сути, это вполне правильное представление, если рассматривать его с точки зрения общности целей перечисленных образовательных заведений. Однако далеко не каждое образовательное заведение занимает одинаковое правовое положение в существующей на сегодня системе образования. В названии образовательных организаций помимо собственно наименования (например, средняя общеобразовательная школа № 12; гимназия № 58; «Колледж менеджмента», «Саратовская государственная академия права»), отражающего конкретную индивидуализацию и характер деятельности, встречаются такие аббревиатуры, как ГОУ, МОУ, НОУ и др. Именно данные аббревиатуры и являются основой наименования любых образовательных организаций, поскольку указывают на их организационно-правовую форму, от которой отчасти и зависят условия дальнейшего обучения. В связи с этим, прежде чем подойти к конкретному выбору того или иного образовательного заведения, необходимо научиться определять суть (смысл) его наименования. Попробуем разобраться, что же включает в себя понятие «организационно-правовая форма».

Под организационно-правовой формой понимается:

Способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом;

Правовое положение хозяйствующего субъекта и цели осуществляемой им деятельности.

Хозяйствующими субъектами признаются любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Способы закрепления и использования имущества хозяйствующего субъекта определяются либо самим субъектом (если это индивидуальный ) либо его учредителем (если субъект - юридическое лицо или организация без прав юридического лица) в соответствии с установленными правовыми нормами. Согласно гражданскому законодательству имущество может закрепляться за хозяйствующим субъектом на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании (например, на правах аренды).

Правовое положение (правовой статус) хозяйствующего субъекта- это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, характеризуемое и определяемое совокупностью права и обязанностей, ответственностью и полномочиями, вытекающими из законодательных и иных нормативных актов.

Исходя из целей осуществляемой деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются:

На коммерческие организации - организации, для которых извлечение прибыли и возможность распределять ее среди участников является основной целью деятельности;

Некоммерческие организации - организации,основной целью деятельности которых является не извлечение прибыли и распределение ее между участниками, а удовлетворение нематериальных потребностей граждан.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в формехозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями , могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.). Некоммерческие организации могут осуществлять скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и задач, ради которых они созданы.

К вышеизложенному следует добавить, что под юридическим лицом понимается учреждение, предприятие или организация, которая обладает самостоятельными гражданскими правами и обязанностями и характеризуется следующими отличительными признаками:

Организационным единством;

Наличием в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам;

Участием в гражданском обороте от своего имени;

Наличием расчетного или иного финансового счета в банке, самостоятельного баланса и сметы;

Участием в судебном процессе в качестве истца и ответчика.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие скую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям также относятся частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Когда речь заходит об образовательном заведении того или иного вида, необходимо знать следующее. Основной целью любой образовательной организации является удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающееся в двух основных функциях: воспитание и обучение. В связи с этим образовательные заведения могут осуществлять свою деятельность только как некоммерческие организации. В большинстве случаев образовательные организации создаются в форме учреждения.

Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании»), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях», Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых актов. В частности, в соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды:

Частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);

Государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);

Муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).

Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными. Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Для осуществления своей деятельности, образовательные заведения вправе выбрать и любую иную организационно-правовую форму, которая предусмотрена гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательное учреждение - это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Официальное определение образовательного учреждения сформулировано в ст. 12 Законе РФ «Об образовании».

Видтого или иного образовательного учреждения определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

Органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

Отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Состав учредителей образовательного учреждения может быть ограничен в двух случаях. Во-первых, учреждения, реализующие военные профессиональные программы, могут создаваться только Правительством РФ. Во-вторых, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:

Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

Муниципальные;

Негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений (и бюджетных, и автономных) находится в собственности органа государственной власти Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления). Финансирование деятельности бюджетных образовательных учреждений полностью или частично осуществляется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Размер выделяемых денежных средств определяется по нормативам финансирования, исходя из расчета затрат на одного воспитанника или обучающегося, а также на иной основе. Собственник бюджетного образовательного учреждения осуществляет непосредственный контроль за использованием денежных средств в соответствии с установленной сметой. В наименовании бюджетных образовательных учреждений стоят аббревиатуры ГОУ (государственное образовательное учреждение) или МОУ (муниципальное образовательное учреждение).

Имущество, которым собственник наделяет государственное или муниципальное образовательное учреждение, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Под оперативным управлением понимается право владения, пользования и распоряжения имуществом по его назначению, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности и определенными собственником задачами. Бюджетные образовательные учреждения не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться (продавать, сдавать в аренду, предоставлять в залог и т.д.) закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником по смете. Однако если бюджетному образовательному учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы, равно как и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Деятельность бюджетных государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными положениями бюджетные образовательные учреждения разрабатывают свои уставы. Устав - это один из видов учредительных документов, на основании которого действует юридическое лицо. Требования, предъявляемые к уставам образовательных учреждений, перечислены в ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

Поскольку Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ действует сравнительно недавно, то говорить о существовании автономных образовательных учреждений (как одном из возможных видов государственных и муниципальных образовательных учреждений) пока еще рано. Однако стоит заметить, что автономные учреждения, несмотря на определенное сходство с бюджетными, имеют ряд некоторых отличий. Так, в частности, учредитель устанавливает для автономного учреждения задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с этими заданиями и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных, не запрещенных федеральными законами источников. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ и в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем автономные образовательные учреждения появятся в России.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями, и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также - учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за (в т.ч. и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов) закреплено в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». Платная образовательная деятельность НОУ не считается ской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные учреждения, НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Однако вопрос о праве собственности на имущество НОУ вызывает противоречивые мнения, возникающие в связи с применением норм п. 2 ст. 48 ГК РФ. В данной части Кодекса указано, что учредители имеют право собственности на имущество учреждения, следовательно, негосударственная образовательная организация, созданная в форме учреждения, не может владеть этим имуществом на праве собственности. Представляется, что нормы ГК РФ в данном случае имеют приоритет по сравнению с нормами Закона РФ «Об образовании», поскольку в п. 5 ст. 39 указанного Закона содержится отсылка на соответствие с законодательством РФ. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные учреждения, являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять скую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах. Так, в частности, образовательные учреждения имеют право:

Торговлю покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;

Сдачу имущества в аренду.

Образовательные учреждения вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители - на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

Н.А. Агешкина

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись