Материалы. Признак достижения цели. Терпение и труд – все перетрут

06.09.2019 Снилс

Недавно в статье по самореализации наткнулся на четыре вопроса.

  1. Как часто случается, что ты выделяешь себе время и думаешь с необходимой настойчивостью о том, чего хочешь достичь в ближайшие недели, месяцы и годы?
  2. Ставишь ли ты в этот момент перед собой цели?
  3. Записываешь ли ты эти цели на бумаге?
  4. И, наконец, на сколько регулярно их просматриваешь на предмет выполнения?

На мой взгляд, вопросы эти весьма актуальные, потому, что сформулированная цель – это уже 50% успеха. Это предполагает, что ты понимаешь, куда нужно двигаться и представляешь, каким должен быть результат. Правда при этом очень часто присутствует важная оговорка о том, что «цель должна быть сформулирована ПРАВИЛЬНО ». Отсюда закономерный вопрос – а что значит правильно сформулированная цель? И, если существуют принципы, по которым формулируются цели, то как этому научиться?

В идеальном виде, на мой взгляд, правильно сформулированная цель, должна быть как программа у ракеты с головкой самонаведения – заложил в голову нужные координаты, нажал кнопку «пуск» — бум! — и улетел к своей цели. Интересно, а это в принципе возможно?

«Критерий истины есть практика» (К.Маркс)

Вначале начнем с правил, которые неоднократно проверены опытным путем умными, а главное, успешными «первопроходцами» в области постановки целей.

Правило №1 – Цели должны быть записаны!

Свои цели и идеи нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАТЬ! Где писать – блокнот, ежедневник, ноутбук или смартфон – каждый решает сам, но писать обязательно! Сам неоднократно убеждался, что попытка просто зафиксировать «мечту-цель» в голове, не более чем иллюзия. В суете обычной жизни, мечты и желания мешаются с ежедневной текучкой, проблемами, и многочисленными «нужно» и «должен». В результате в голове получается такой хаос, что любые, даже самые важные цели, оказываются погребены под толстым слоем повседневной и, увы, зачастую бестолковой суеты. Когда же возникает необходимость освежить в памяти свои цели, то далеко не всегда получается внятно описать словами, чего же хочу на самом деле. Итак, формулируем цели с ручкой или карандашом в руке.

Правило №2– Цели формулируем позитивно.

Психологи утверждают, что наш мозг (а точнее его подсознательная часть) устроен таким образом, что отказывается воспринимать отрицательную частичку «не». Хрестоматийный пример на эту тему — «Постарайтесь сейчас не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ!».

Это означает, что, если сформулировать цель как «я не хочу болеть», то мозг представляет и живенько вспоминает нас больными и фиксирует это неприятное воспоминание в голове. И уже только после этого мы пытаемся сознательно от этого «воспоминания-состояния» откреститься при помощи частицы «не». Но проблема в том, что фокус внимания подсознания все равно сосредоточен на нашем состоянии во время болезни, со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями.

(Небольшое отвлечение на эту тему — недавно простыл и несколько дней температурил, поэтому, когда писал эти строки, то очень легко вспомнилось дурацкое состояние слабости во время болезни. Правило работает однозначно!)

Поэтому формулируем цели о том, что хотим достичь, а не о том, чего хотим избежать. Если же в голове возникает только отрицание с «НЕ», (не хочу, не буду, чтобы не … и пр.), то можно попробовать спросить себя по-другому: «Если это то, чего я НЕ ХОЧУ, то, что же я ХОЧУ вместо этого?» и после этого представить и описать желаемый результат.

Еще желательно избегать слова принуждения по отношению к себе — «должен», «нужно», «надо», «необходимо» и т. д., так как эти слова в нашей голове интерпретируются как кто-то другой «хочет», а мы «должны» это выполнять. В результате в нашей голове возникает лишнее дополнительное сопротивление еще на старте. А оно нам надо?

Правило №3 – Цели относятся лично к тому, кто их формулирует, и находятся в зоне личного контроля

Намечая цели, формулируем их по отношению к себе и опираемся только на свои силы. Что такое зона личного контроля? Это то, на что могу влиять непосредственно я сам. Да, возможно мне понадобится помощь других людей, но рассчитывать, что кто-то будет вести меня к моей цели за руку – это 100%-й самообман и естественное желание, в случае неудачи, переложить свою ответственность на другого. Надежнее всего идти к цели опираясь на собственные умения, ресурсы и возможность контролировать происходящее. Поэтому цель формулирую таким образом, чтобы фокус ответственности был направлен на меня самого. В общем, в случае чего, «сам дурак».

Правило №4 – Цели конкретны, их можно визуализировать и проверить на сенсорном опыте

«Все что можно представить, можно осуществить» (Клемент Стоун)

Для того, чтобы цель из области фантастики превратилась в реальность, и при этом результат доставил удовольствие, лучший способ – это представить, что это уже случилось и цель достигнута. А после того, как в голове это «уже случилось» нужно задать себе несколько вопросов. Например, как я пойму, что результат достигнут? Что я увижу, почувствую или услышу, когда это произойдет? Как это будет выглядеть в конкретных деталях? Как выглядит пространство вокруг? Кто находится рядом? Нужно попытаться в этот момент почувствовать состояние достигнутой цели и оценить критерии, по которым можно будет четко определить, что цель действительно достигнута.

Правило №5 – Цели лично привлекательны и реальны

«Чтобы «гореть», Вы постоянно должны «бегать» в будущее на «свидание» со своей мечтой» (с)

Конечно же, мои цели, должны мне нравиться, и мотивировать на их достижение! Цель должна греть душу и двигать наше тело. Это правило тесно пересекается с предыдущим. Представляю цель, уже достигнутой — какие эмоции я при этом испытываю? Если у меня в этом случае хотя бы на несколько градусов повышается чувство гордости за себя, удовлетворение и удовольствие от достигнутого результата, то я на правильном пути. Ну а, если вместо ярких картин, в голове появляются смутные очертания, которые никак не мотивируют на «целевые подвиги», то можно попытаться вспомнить нечто подобное в своем прошлом, а потом перенести эти ощущения в будущее на осуществленную мечту.

Ну и, разумеется, цели должны быть реалистичными и адекватными. Бессмысленно заниматься самообманом и убеждать себя в том, о чем в глубине души не веришь. Если же какая-то цель сама по себе глобальна и велика, то ее всегда можно разбить на более мелкие составляющие и начать работать с одной из ее составляющих. Опыт других подтверждает, что под адекватностью цели наш мозг подразумевает превышение наших прежних показателей не более 15-20% в месяц.

Правило №6 – Цели должны быть экологичны и увязаны с другими целями.

Представляя, цель достигнутой, нужно постараться оценить влияние этого результата на свою дальнейшую жизнь и жизнь окружающих, прежде всего своих близких. Не навредит ли достижение этой цели, например, моему здоровью или моим отношениям в семье? Желаемая цель не должна вредить мне, либо другим, или достигаться лишь ради демонстрации собственной «крутости». Разочарование результатом, может оказаться горькой платой за напрасные усилия, так что прежде, чем пускаться во все тяжкие, есть смысл оценить возможные последствия и риски. Опять же нужно обращать внимание, чтобы цели не вступали друг с другом в конфликты, иначе получится, как «лебедь, рак и щука». А если это вдруг все-таки происходит, то есть смысл раздвинуть их реализацию во времени.

Правило №7 – Цели имеют временные рамки и сроки их реализации

«Цель – это мечта со сроком. Цель без срока – это мечта, все время уходящая за горизонт» (с)

Проверено, что «когда-нибудь» без конкретного срока в 95% случаев превращается в «никогда». Чтобы цели осуществились, нужно определить сроки и этапы их выполнения, иначе собственная лень и инертность обязательно похоронят все наши благие начинания вместе со нами.

Правило №8 – Цели формулирую в настоящем времени

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь…» (слова из песни)

Формулируем цели в настоящем времени, но как будто они уже достигнуты. Если быть более точным, то здесь идеально бы подошло английское PresentPerfect (настоящее совершенное время), когда глагол выражает действие, завершившееся к моменту речи, причем, интерес представляет именно результат этого действия. К сожалению, в русском языке нет такой формы, поэтому пользуемся тем, что есть, т.е. настоящим. Возможно, это покажется странным писать о своей цели «Я построил уютный и комфортный 2-х этажный дом с зеленой крышей на своем участке к августу 2016 года», когда на дворе только июнь 2015 года, а вместо дома на участке стоит легкая будка без электричества и коммуникаций. Но это кажется странным только для нашей «умной» сознательной части, которая отслеживает лишь до 5% наших действий, а для подсознания, которое управляет всем остальным и причем на «автопилоте», существует только настоящее время. Поэтому все цели нужно формулировать таким образом, как будто они уже достигнуты. И если сказано и представлено, что «я построил дом», а дома почему-то еще нет, то подсознание заработает в полную силу, чтобы данное несоответствие было устранено как можно быстрее и наиболее подходящим способом.

Вот, собственно, и все основные правила по правильной формулировке целей. Когда цели будут сформулированы, нужно определиться с первыми шагами в направлении их практической реализации:

Шаг первый. Оцениваем необходимые ресурсы.

Для достижения любой цели всегда нужны какие-либо ресурсы: деньги, время, силы, способности, навыки, связи и т.д. Поэтому оцениваю, что мне необходимо для достижения конкретной цели, после чего провожу ревизию на предмет наличия у меня этих ресурсов. Есть – отлично! Нет – значит, нужно понять где, как и каким образом можно получить доступ к этим ресурсам.

Шаг второй. Выявляем возможные препятствия и пути их преодоления.

Теперь выявляем наиболее вероятные препятствия, которые могут мешать на пути к цели. Все предусмотреть невозможно, да это и не нужно. Определяем только наиболее вероятные, а также пути их преодоления. Остальные проблемы, которые могут возникнуть, будем решать по мере их появления.

Шаг третий. Определяем первые шаги и действуем!

И наконец, самое время определить первые шаги, с которых начинается реализация целей, а также место и время, когда эти шаги будут сделаны. Причем желательно не откладывать эти шаги надолго, чтобы не застрять в своих планах.

Итак, подводим итог всего вышесказанного и суммируем самое главное.

Правила формулировки цели:

  1. Цели обязательно записываем!
  2. Цели формулируем позитивно
  3. Цели должны находиться в зоне личного контроля
  4. Цели должны быть конкретными (их можно представить и мысленно «пощупать»)
  5. Цели реалистичны и лично привлекательны
  6. Цели «экологичны» и взаимосогласованны
  7. Цели ограничены временными рамками и конкретными сроками
  8. Цели сформулированы в настоящем (совершенном) времени

Первые шаги по реализации целей:

Шаг 1. Оцениваем необходимые ресурсы.

Шаг 2. Выявляем препятствия.

Шаг 3. Определяем первые шаги и ДЕЙСТВУЕМ!

Если, прочитав эти советы, Вы все же затрудняетесь или не знаете с чего лучше начать, то я с удовольствием готов Вам помочь в этом очень важном, полезном и увлекательном деле — правильно сформулировать свои личные цели. Причем помочь не только в их правильной формулировке, но, что не менее важно, в их достижении. Нажмите на ссылку и заполните форму внизу, после чего я обязательно с Вами свяжусь!

Желаю всем удачи и исполнения в срок всех ваших «правильных» целей!

Владимир Кудряшов, рестарт-коуч, профессиональный коуч ICF

Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности (Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».

Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока . Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.
Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс,
так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности, заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Ц ель урока – должна быть одна и выражена о тглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить ), формирование (от формировать) .

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

Цель должна быть конкретна;

Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

Цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:

Сфера обучения

Таксономии

Характеристика сфер деятельности

Цели, которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная (познавательная)

Таксономия Б.Блума

навыки анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная (эмоционально-ценностная)

Таксономия Д.Кратволя

взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная

Таксономия Д.Симпсона

навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные категории учебных целей.

Примеры обобщенных типов учебных целей.

1. Знание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение.

Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.

4. Анализ.

Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели учебного курса, на втором - цели на уровне конкретной темы.

Детальная спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют элементы содержания учебного материала, а столбцы - ведущие типы интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме " Наследственность и изменчивость" из курса общей биологии.

Элементы усвоения

Элементы знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность - общая свойство организмов

Формирование генотипа

Что такое непостоянство

Механизм изменчивости

Механизм наследственной изменчивости

Соотносимый характер наследственной изменчивости

Мутации как вид наследственной изменчивости

Как видно, для того, чтобы подать цели учебной группы через элементы "знания", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка", необходимо осуществить глубокий научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры, последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый "плюс" в таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры целей урока:

Цель обучения (когнитивные)

Цели личностного развития обучаемых

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;

Обобщение и систематизация знаний о...

Отработка навыки (указать какие);

Устранение пробелов в знаниях;

Усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий …Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем...

установление уровня знаний по теме...

обобщение изученного материала по теме...

систематизация изученного материала по теме...

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Способствовать…, создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…, содействовать…
Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля … Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы … Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач … Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления … Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …
создать условия для:

развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

развития мировоззрения;

развития навыков устной и письменной речи;

развития памяти;

развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития эстетических представлений и художественного вкуса;

развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развития у обучающихся рефлексивной деятельности

развития способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели содержанием ("познакомить обучающихся с...")

подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

Например: 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры неправильной постановки цели

Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;

Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор обучающихся

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.

Мы реализуем далеко не все поставленные цели - и часто дело не в лени и слабости, а в неумении правильно сформулировать задачи и определиться с приоритетами. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга консультанта по самосовершенствованию Роберта Сайпа о том, как использовать научные данные о мозге для повышения продуктивности и сосредоточиться на практическом воплощении своих идей и желаний. «Теории и практики» публикуют главу из книги.

Сократите количество целей

Запишите 5–6 самых важных целей, которых вы хотите достичь в ближайшие 90 дней. Почему именно столько? Главное на этом этапе - сокращать: срок и количество пунктов списка. Почему? Целей пять-шесть, потому что, как мы уже знаем, сознание не способно эффективно справляться с избытком информации. Ему легко сосредоточиваться одновременно только на нескольких задачах. Конечно, есть подходящее время и место для так называемого создания мечты, когда вы избавляетесь от всех ограничений мышления и времени и предаетесь смелым и безумным мыслям. Это упражнение полезно для расширения кругозора и возможностей своего ума, но сейчас мы займемся другим. Возьмите календарь и определите ближайшую контрольную точку примерно через 90 дней. В идеале это конец квартала, конец месяца тоже подойдет. Если конечная точка наступит через 80 или 100 дней, это нормально; главное - чтобы близко к 90. Почему это важно? Потому что примерно в течение такого времени человек может быть очень сосредоточенным на одной важной цели, не нажимая на «кнопку перезагрузки», и все же видеть реальные успехи.

Не зря почти все диеты или программы тренировок рассчитаны примерно на 90 дней. Отличный пример - безумно популярная фитнес-программа для домашних занятий P90X. «Р» означает «сила» (power), а «X» - «предельный» (Xtreme). По сути просто маркетинговый прием. Но за цифрой «90» стоят серьезные научные обоснования. Программа называется не P10X, потому что за 10 дней больших успехов не достигнешь, но и не P300X: никто не сможет так долго придерживаться программы без перерыва. Почему, по-вашему, на Уолл-стрит придается такое значение ежеквартальным финансовым отчетам компаний?

Потому что именно за такой срок можно внедрить значительные изменения, не теряя сосредоточенности. В любых важных начинаниях срок намного короче 90 дней слишком мал, чтобы увидеть реальные успехи, а намного длиннее - слишком велик, чтобы четко видеть финишную линию. Изучите ближайшие 90 дней и проставьте на листе бумаги номера от 1 до 6. Вы запишете 5–6 важнейших целей, которых желаете достичь за 90 дней. А теперь проанализируйте все области своей жизни: работу, финансы, физическое здоровье, психическое/эмоциональное состояние, семью, участие в жизни общества - чтобы ваш список был всесторонним.

Пока вы записываете важнейшие цели на ближайшие 90 дней, повторим, что делает цель эффективной. В предыдущей главе мы подробно рассмотрели пять необходимых характеристик ваших целей, и здесь я снова перечислю их вкратце.

1 . То, что вы записываете, должно быть значимым для вас. Эти цели - ваши и ничьи больше, так что обязательно зафиксируйте, чего вы на самом деле хотите достичь.

2 . То, что вы записываете, должно быть конкретно и измеримо. Мы говорим о программе на 90 дней с явным конечным сроком, так что общие фразы вроде «повысить доходы», «похудеть» или «накопить денег» неуместны. Четко определите, чего именно вы намереваетесь достичь за этот период. Сколько денег заработать или накопить? На сколько килограммов похудеть? Сколько километров пробегать? Какими будут ваши продажи (определите конкретные цифры)? Сами ваши цифры или подробности мне не важны, но необходима конкретность. Пренебрегая этим шагом, вы упустите большинство возможностей, которые дает вам этот процесс.

3 . Цели обязательно должны быть подходящего масштаба: требующими усилий, но при этом достижимыми с вашей точки зрения. Помните: у вас на все про все около трех месяцев, а потом придется трубить отбой. Так что подбирайте цели подходящего масштаба. Выполняя это упражнение, вам придется выбирать между вариантами «цель посмелее, чтобы пришлось напрячься» и «более скромная, чтобы перестраховаться». Выбор зависит от вашего опыта и прежних успехов. Если вы привыкли легко достигать главного или вам немного скучно, то выберите более смелую цель. Если же вы делаете это в первый раз, то стоит выбрать цель поскромнее.

4 . Даже если это очевидно, я подчеркну: цели нужно зафиксировать в письменном виде. Вы окажете и себе, и мне плохую услугу, если прочтете все это и ничего не сделаете. Я не сказал «подумайте, чего вы хотите достичь в ближайшие 90 дней», я сказал «запишите это». Уверяю, что согласованная работа глаз, рук и мозга поднимает выбор и оформление целей на качественно новый уровень. Итак, зафиксируйте цели ручкой на бумаге, а не просто в уме.

5 . Вы будете регулярно просматривать то, что сейчас пишете, так что будьте честны перед собой и создайте цели, которых вам будет интересно достигать. Как только вы заложите основу, мы разработаем целый план с необходимостью отчитываться перед собой и элементами программирования, так что учтите, что вы будете взаимодействовать с этими целями.

Достаточно описаний - пора работать! Возьмите ручку, бумагу и запишите свои 5–6 важнейших целей на ближайшие 90–100 дней. Уделите этому столько времени, сколько нужно, а потом возвращайтесь к чтению.

Определите ключевую цель

Теперь вам нужно определить, какая из этих целей для вас ключевая. Вы можете спросить: «Что такое ключевая цель?» И это прекрасно, потому что вы, наверное, никогда еще так не рассматривали свои цели. Ваша ключевая цель - та, серьезное стремление к которой поддерживает большинство ваших остальных целей. Глядя на свой краткий список, вы наверняка заметите, что между многими целями есть связи; возможно, вы даже поймете, что некоторые соперничают друг с другом. Но я обнаружил, что почти во всех случаях есть одна из целей, упорное стремление к которой, скорее всего, поможет добиться искомых результатов во всех областях. Я не хочу чрезмерно усложнять. Возможно, вы уже знаете, какая из ваших целей подходит под это описание.

Часто, когда человек доходит до этого этапа, одна из записанных им целей бросается ему в глаза и как будто кричит: «Эй! Сделай так, чтобы я сбылась!» Если вы уже нашли эту цель, просто отметьте ее в списке и только потом продолжайте чтение. Если ключевая цель не видна сразу, это тоже нормально. Мне самому часто приходилось разбираться, какая из моих целей ключевая, на что направить основные усилия. Вам нужна та, которая с наибольшей вероятностью поможет достичь остальных.

Есть несколько вариантов. Иногда достижение ключевой цели косвенно вызывает осуществление остальных, почти автоматически. Бывает, что для ключевой цели требуется достижение других в качестве промежуточного этапа или вспомогательного инструмента. А иногда ключевая цель может так повлиять на вашу жизнь, что вы обретете силу, уверенность и энергию, чтобы сокрушить любую стену, с которой столкнетесь. Вот пример. Недавно я стал разбираться, чего хочу достичь за оставшиеся 100 дней года, и вывел следующее:

1 . Личные продажи.

2 . Личный доход.

3 . Погасить долг.

4 . Пробежать 355 км и провести 35 силовых тренировок.

5 . Помедитировать минимум 50 раз.

6 . Взять 14 дней отпуска без чувства вины, отключившись от всего.

Это были самые важные цели. Обратите внимание, что они все конкретны и измеримы. Я знал, что нужно свести их к одной и серьезно взяться за нее. Строго говоря, правильного ответа нет; ни одна из них не была лучше или хуже остальных. Решение, где основные усилия принесут наибольшую отдачу, было полностью на мое усмотрение. Угадайте, какую цель я выбрал? Продажи. Сама цифра вам бы ничего не сказала, но опишу свой ход рассуждений. Выполнив план продаж, я тем самым получил бы доход и обеспечил погашение долга. Достижение целей также позволило бы мне найти время для отпуска. А какова связь с тренировками и медитациями? Я знал, что поддержание физического, психического и духовного здоровья даст мне нужную энергию. Так что все эти цели взаимосвязаны.

Если основные усилия направлены на ключевую цель, подсознание на самом деле принимается за все эти цели и вероятность их достижения значительно возрастает. Понимаете? Ваш следующий шаг - проделать это со своими целями: определить, какая из них - ключ к остальным. Если вы еще не выделили ее, то выбирайте не спеша. Убедитесь, что вы уверены в своей ключевой цели, прежде чем идти дальше.

Подтвердите причину

Теперь, когда у вас есть одна цель, на которой нужно сосредоточиться, пора ответить на самый важный вопрос: почему? Почему вам важно ее достичь? Ответ может подсказать интуиция. Иногда звезды складываются так, что вас осеняет. Вы говорите себе: «Мне не нужны лишние рассуждения. Я никогда еще не чувствовал такого энтузиазма, я рвусь в бой!» Если это так, замечательно! Просто запишите свои мысли в качестве ориентира. Если озарения не произошло, попытайтесь стимулировать свое мышление такими вопросами:

Почему я хочу этого достичь?

Что даст мне достижение этой цели?

Что я почувствую, воплотив эту цель в жизнь? Уверенность в себе? Восторг?Умиротворение? Воодушевление? Силу?

Как достижение этой цели поможет мне стать лучше или сильнее? В чем мне нужно вырасти?

Что еще я смогу сделать, получив этот результат?

На вопрос «почему» нет неправильных ответов, и чем их у вас больше, тем лучше.

Визуализируйте цели

Чтобы сосредоточиться и «настроить» свой разум, нужно визуализировать цели. Пока что все ваши действия были связаны с составлением планов. Большинство даже не доходит до этого этапа, обдумывая свои цели, так что вы уже вышли в лидеры. Но вы еще можете сделать очень многое, чтобы ускорить процесс. По мощности ваше подсознание в миллиарды раз превосходит сознание. Оно мыслит и работает во многом иначе. Как мы уже говорили, один важный ключ к подсознанию - понять, что оно оперирует образами. Сознание управляет связными, линейными мыслями, идущими одна за другой (которые даже звучат в вашем уме как предложения), а подсознание, по сути, просто видит картины и упорно стремится к ним.

Воспользуйтесь этим: пусть вашему мозгу будет на что посмотреть! Дайте ему образы для работы. Иногда я предлагаю клиентам хранить изображения в блокноте или папке. Иногда - создать доску мечты и повесить ее на рабочем месте, чтобы видеть все изображения сразу. Многие мои клиенты размещают изображения своих целей на карточках вместе с аффирмациями. Есть немало способов визуализировать свои цели. Поэкспериментируйте и выберите, что вам больше подойдет.

Создайте вспомогательные ритуалы

Вам не придется распевать гимны или приносить в жертву ягненка. Чтобы создать ритуал, вы сознательно выстроите некие автоматические модели поведения, которые станут привязкой к вашим целям. Это не просто выдуманный мной прием. Вот три книги, которые убедительно доказали мне его пользу:

Первые две книги помогли мне понять научные обоснования привычек, а третья - составить пошаговую программу, которая сейчас приносит огромную пользу мне и моим клиентам. Вам известно, что большинство ваших мыслей вошло у вас в привычку? Доктор Дипак Чопра утверждает, что более 99% мыслей, которые появляются у нас сегодня, - повторение вчерашних, а 99% завтрашних будут повторением сегодняшних. Действия определяются мыслями, и многие из них - на работе, в отношении здоровья, финансов - выполняются в силу привычки. Они доведены до автоматизма. Вспомните, что вы делаете утром с момента, когда просыпаетесь, до выхода на работу: как часто одно утро похоже на другое? Вы ставите ноги на пол, неуверенно встаете, чистите зубы, принимаете душ, пьете кофе, одеваетесь, завтракаете (может быть), опять пьете кофе, проверяете электронную почту, снова пьете кофе, будите детей, готовите им завтрак, снова пьете кофе и уходите.

Отслеживайте свои утренние действия несколько дней, и, возможно, для вас станет неожиданностью, насколько один день похож на другой. Итак, у вас уже есть автоматические модели поведения; советую некоторое время выполнять их осознанно, а потом заменить новыми. В течение дня есть два периода, когда это нужно будет сделать.

Первый - сразу, как только вы просыпаетесь утром. Первый час - точнее, первые несколько минут - очень подходящее время, чтобы запрограммировать свой мозг на успех. В это время он переходит от сна к бодрствованию, и его волны имеют такую конфигурацию, что ваше подсознание исключительно восприимчиво к «семенам мыслей», которые вы посеете. Вы замечали, как первые минуты после пробуждения могут задать тон всему дню? Бывало ли, что вы вставали не с той ноги? Будьте внимательны, и вы начнете видеть практические связи между эффективным началом утра и вашими результатами на протяжении всего дня.

Большинство упускает эту возможность: утром мы или нервничаем по разным поводам, или двигаемся как в тумане, не вполне понимая происходящее. А многие успешные люди целенаправленно используют начало дня, чтобы, настроив свой разум, сосредоточиться на своих мечтах и целях.

Второй период, когда вам нужно себя программировать, - последние несколько минут вашего дня. Они важны во многом по тем же причинам, что и первый час бодрствования: это переходная фаза для мозга. В течение последнего часа перед сном найдите возможность еще раз повторить в виде образов свои цели и некоторые аффирмации, а потом выразите благодарность за все хорошее, что произошло за день.

Цель — это мечта со сроком.

Наполеон Хилл

Последний месяц года мы традиционно посвящаем подведению итогов уходящего года и разрабатываем планы на следующий. Как сформулировать «правильные» цели? Как превратить мечты о карьерном взлете в реальность стратегического планирования? Как не погрязнуть в рутине ежедневных забот и выйти из режима «пожаротушения»? Попробуем разобраться.

Мы часто слышим о том, что секрет успеха любого начинания - правильное целеполаганиею Исследования показывают, что постановка конкретных и достижимых целей является одним из самых эффективных инструментов, способствующих успешной карьере. Правильно поставленные цели помогают понять смысл, а также четко сформулировать ожидаемый результат. Все это позволяет нам сфокусировать наше внимание и усилия на том, что действительно имеет значение, отбросив шелуху второстепенных задач. Кроме того, правильно откалибровав наши цели, мы будем лучше понимать, в каком направлении двигаться.

Правильно сформулированные цели также помогут ответить на собственные экзистенциальные вопросы:

  • В чем смысл моих усилий? – Понимание собственной миссии в профессии (и в жизни), своих амбиций (Чего я хочу достичь, ставя себе данные цели? )
  • На кого/что мне ориентироваться? – Визуализация + бенчмаркинг. Кто ваш пример для подражания, авторитет, на которого вы равняетесь? Сравнивая свои достижения с достижениями лидеров отрасли, вы сможете лучше сформулировать свои цели, а также будете иметь возможность учиться на чужих примерах и ошибках.
  • О чем мне стоит всегда помнить? – Memento mori говорили в Древнем Риме. А мы скажем – помните о главном, чтобы за ежедневным «тушением» рабочего пожара не упустить цели и задачи более высокого порядка.

СТАВИМ КОНКРЕТНЫЕ И ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ

Цели – это не список задач. Это фокус на конечный результат, который мы хотим в итоге достичь благодаря правильной расстановке приоритетов. Думая об этом, попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Подводя итоги будущего года, какие пять приоритетных задач мне нужно выполнить, чтобы гордиться своими достижениями?
  • Почему эти задачи важны для меня?
  • Какие действия мне нужно предпринять для достижения этих задач?
  • По каким критериям я смогу понять, что добился поставленных целей?

ПРИНЦИП SMART

Качественная стратегия должна состоять из четко сформулированных и понятных целей и задач, которые вы хотите достичь за определенный промежуток времени (в течение года). Наши цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.

Все мы наверняка слышали о принципе – постановке целей в формате конечного результата. Давайте еще раз повторим его на примере постановки целей для внутреннего коммуникатора.

Основные характеристики SMART-целей:

(1) Конкретность (S pecific). Сформулируйте пять четких, понятных целей, ориентированных на конкретный результат, и три цели, которые будут вашими личными достижениями в области профессионального развития

Цель №1. Запуск нового мобильного приложения для сотрудников

Цель №2. Перезапуск новой версии Интранета

Цель №3. Проведение исследования среди сотрудников об уровне их удовлетворенности внутренними коммуникациями

Цель №4. Запуск программы нематериальной мотивации для сотрудников

Цель №5. Обновление корпоративной газеты

Личная цель №1. Выступить на отраслевой конференции по внутренним коммуникациям

Личная цель №2. Закончить курс повышения квалификации для специалиста по ВК

Личная цель №3. Написать статью по мотивации и вовлеченности

(2) Измеримость (M easurable). Напротив каждой вашей цели поставьте KPI (Key Performance Indicator), количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов. В конце года вы сможете понять, удалось ли вам достигнуть поставленных целей.

Цель №1. Запуск приложения в первом квартале 2018 года; количество загрузок — 30% от общего количества сотрудников

Цель №2. Количество пользователей Интранета выросло на 30%

Цель №3. 50% сотрудников приняло участие в исследовании

Цель №4. Проведение 7 сессий в рамках программы

Цель №5. 6 выпусков в год

(3) Достижимость (A chievable). Поставленные вами цели и KPI должны быть реальными и даже немного заниженными – чтобы в конце года вы могли сказать, что добились значительно более внушительных результатов, чем планировали изначально.

(4) Релевантность (R elevant). Ваши цели должны отвечать задачам, которые ставит перед вами бизнес. Запуск Интранет-портала или мобильного приложения – отличный план. Но если большинство ваших сотрудников, работающих на производстве, не имеют доступа к интернету, то, возможно, это будет не самая лучшая идея.

(5) Ограниченность во времени (T ime-bound). Ваши достижения будут оценены в конце года, поэтому убедитесь, что вы сможете уложиться в указанные сроки. Иногда в силу масштаба проекта нам не удается реализовать его в течение одного календарного года (например, запуск Интранета ). В таком случае, отмечайте этапы, реализованные в ходе проекта (сроки утверждения обновленной концепции Интранета, выбора подрядчика, генерации контента ).

ПРОВЕРОЧНЫЙ ВОПРОС


После того, как вы сформулировали цели, проверьте себя еще раз, ответив на следующие вопросы:

  • Что? Какой результат вы ожидаете получить по достижению поставленной цели?
  • Почему? Почему вы решили, что ваши цели значимы? В чем заключается их ценность для компании?
  • Как? Как вы планируете реализовывать поставленные цели? У вас есть понимание того, что у вас достаточно ресурсов для этого? Поддерживает ли вас руководство?

А РУКОВОДСТВО В КУРСЕ?

Убедитесь, что ваше руководство знает о ваших грандиозных планах и поддерживает вас на пути к их достижению. Проводите регулярные встречи с вашим линейным руководителем для обсуждения ваших будущих и текущих целей и задач, а также получения от него обратной связи. Мы не говорим о формальных аттестациях, проводимых для отчетности два раза в год (т.н. mid-year и end-year reviews).

Возьмите за правило обсуждать ваши планы с руководством хотя бы раз в месяц. Значимость таких встреч сложно переоценить: вы одновременно получаете поддержку своих проектов и уважение начальства.

Для руководителей такие встречи также должны стать важной составляющей их взаимодействия с подчиненными. Возможность регулярного обсуждения целей и задач, а также трудностей, возникающих на пути реализации проектов, помогает значительно усилить мотивацию и вовлеченность сотрудников. Ясность в понимании и интерпретации целей упрощает постановку задач и их выполнение. Когда сотрудники понимают цели компании и свой вклад в ее достижение, им значительно легче выполнять даже самую рутинную работу.

И НАПОСЛЕДОК…ПИРАМИДА ФРАНКЛИНА

Бенджамин Франклин (тот самый, чье изображение красуется на 100-долларовой купюре), человек выдающегося ума, автор крылатой фразы «Время — деньги», был уверен, что контроль над событиями приносит человеку душевное спокойствие.

В возрасте 20 лет он разработал свою собственную мотивационную систему, которую довольно эффективно использовал на протяжение всей жизни (что доказывает его биография и след, оставленный в истории).

Суть его метода заключается в том, чтобы разбивать глобальную задачу на более мелкие, вплоть до самых простых действий.


Жизненные ценности – это тот фундамент, на котором каждый строит свою жизнь.

Это может быть справедливость, честность, свобода, уважение и пр. Каждый человек должен определить для себя именно те ценности, которые в большей степени отражают его суть.

Глобальная цель – основанная на определенных ранее жизненных ценностей, она представляет собой максимально желаемый результат, цель всей жизни.

Для спортсмена это может быть победа на Олимпийских играх; для политика – избрание в президенты. Для внутреннего коммуникатора – международное признание в качестве эксперта ВК (например).

Генеральный план – пошаговая инструкция, план того, как будет достигнута глобальная цель. На примере специалиста по внутрикому это может быть 1) получение профильного образования; 2) серьезный стаж работы по специальности; 3) достижение руководящей позиции и т.д.

Долгосрочный план — планирование 3-5 последующих лет для достижения конкретных целей. Представьте себе ваше профессиональное будущее через 5 лет. Кем вы хотите быть? Где бы вы хотели оказаться? Например, это может быть работа в крупной международной компании на должности руководителя отдела. Либо свое консалтинговое агентство. Выбор за вами!

Краткосрочный план — часть достижения пункта долгосрочного плана, Планируем на на несколько недель или месяцев. Выбираем ВУЗ или курсы повышения квалификации для прокачки своих знаний и навыков. Записываемся на курсы ораторского мастерства. Начинаем писать статьи.

И помните: все зависит от вас — от правильно поставленных целей и упорства в их достижении. Постарайтесь увидеть картину в целом. Удачи вам!

Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Целью проекта является решение выявленной проблемы. Задачи определяют логику и последова­тельность этапов достижения цели. Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность и измеримость (верифицируемость).

Цель должна быть сформулирована не только качест­венно, но и по возможности количественно. Должны существовать способы и инструментарий оценки степе­ни достижения цели

2. Четкость определения по времени реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежу­ток времени.

3. Достижимость. Цель должна быть определена с уче­том реальных возможностей ее реализации. Постановка цели, превышающей возможности разработчиков про­екта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последст­виям.

4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами. Все цели должны быть взаимосо­гласованы, как по вертикали (цели, выстроенные в ие­рархической зависимости), так и по горизонтали (рав­нозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами. Цель формулируется в глагольной форме. Например, к 9 мая 2005 года разбить сквер Победы в микрорайоне. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:

Собрать необходимую информацию для разработки и реализации проекта;

Определить место разбивки сквера и согласовать с органами самоуправления;

Разработать необходимую проектную документацию, согласовать ее с органами архитектурного надзора и отделом озе­ленения;

Провести необходимые расчеты, изыскать требуемые
средства и ресурсы;

Разработать план-график выполнения работ, согласовать
его с органами самоуправления;

Распределить обязанности между членами творческой группы;

Привлечь к реализации проекта местное сообщество и органы самоуправления;

Подготовить отчет о реализации проекта;

Подготовить презентацию проекта.

Поиск и сбор информации

После того, как вы сформулировали цель и задачи проекта, необходимо собрать нужную информацию. Она должна отве­чать требованиям необходимости и достаточности. Для этого нужно провести анализ имеющейся и необходимой информа­ции.

Источник информации. Работа с информацией. Источниками информации могут стать:

Публикации в средствах массовой информации;

Ресурсы Интернета;

Научные публикации;

Интервью и собеседования с компетентными людьми;

Результаты социологических исследований;

Наблюдения;

Документация и законодательные акты;

Статистические данные; - корреспонденция и т.д.

В процессе работы с информацией необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Насколько важна эта проблема для сообщества вашего населенного пункта?

2. Какова степень ее значимости в масштабе района или ре­гиона?

3. Почему эта проблема должна рассматриваться органами?

4. Должен ли кто-нибудь еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

5. Насколько разработана законодательная база для реше­нии данной проблемы?

6. Если существующий закон позволяет решить проблему, в полной ли мере он реализуется? Если не в полной мере, то нечему?

7. Какие разногласия по решению этой проблемы существуют?

8. Какие слои населения, группы или организации проявляют интерес к данной проблеме?

9. Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

10. Кто может стать партнером в реализации денного про­екта?

11. Какие ресурсы необходимы для реализации данного проекта?

12. Из каких источников можно получить дополнительные

Студия «Все по барабану»

«Музыкальная студия для подростков группы риска «Всем по барабану!» Выбор проблемы. На первом выявлен спектр общей социальной проблематики, актуальный для студентов ЧГИКИ. Список проблем обсуждался и корректировался. С целью выявления наиболее значимой и реализуемой проблемы среди 247 студентов очного отделения ЧГИКИ было проведено социологическое исследование. Тематическая часть исследования включала в себя следующие вопросы:

1. Какая социальная проблема, на ваш взгляд, стоит сегодня особенно остро?

2. Решение какой социальной проблемы, на ваш взгляд, по силам осуще­ствить небольшой группе заинтересованных людей в отдельно взятом регионе?

Респондентам предлагалось дать развернутые ответы либо воспользоваться предложенными ответами.

Проблемы, полученные в результате исследования, были представлены сле­дующим образом:

Проблема №1 - Социальная напряженность, высокий уровень преступности и правонарушений, выбрали 24% респондентов (преимущественно мужского пола);

Проблема №2 - Наркомания и алкогольная зависимость заботит 22% рес­пондентов;

Проблема №3 - Бедность населения - 22%; Проблема №4 - Кризис в культурной и духовной сфере - 10%; Проблема №5 - Демографический кризис - 11%; Остальные проблемы, - 8%; Затруднилось выбрать - 3% респондентов.

На основе анализа полученных ответов сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время существует несколько острых социальных проблем, которые тревожат общество примерно в равной степени.

2. Часть из этих проблем, объективно не может быть решена стараниями небольшой группы людей.

3. Всего лишь небольшая часть опрошенных (2%) пессимистично утвер­ждают, что ни одна из предложенных проблем все равно не решится.

4. Более значительная часть (7%) предлагает решать проблемы комплекс­но.

5. Наиболее решаемые из предложенных проблем, по мнению респонден­тов, - проблемы №3,4.

Приложение 1

Исследование показало:

Самая важная проблема, решению которой можно способствовать в большей степени, - социальная напряженность, высокий уровень преступно­сти и правонарушений (проблема№1). Возможно, проблему по силам решать комплексно с проблемой в культурной и духовной сфере.

Проводится новый опрос с целью выявления самой остронуждающейся социально незащищенной группы населения. Опрос был проведен в ЧГИКИ, ответило 239 человек, его результаты следующие:

Решено сделать целью проекта - помощь подросткам группы риска. Формой проведения проекта выбрано создание музыкальной студии для под­ростков группы риска.

Проводится выбор музыкальных инструментов для обучения в студии.

Рассматриваются варианты - гитара, ударные установка, скрипка, фор­тепиано, труба, саксофон.

Составляются критерии для выбора инструмента - популярность в мо­лодежной среде, сроки обучения игры на инструменте, стоимость и физиче­ская прочность инструмента. Составляется аналитическая таблица.Инструмент/критерии гитара ударные скрипка фортепиано труба саксофон

>■ популярность +++ +++ +++++++
____ в молодежной | высокая | высокая | средняя | средняя низкая | с редняя

А,И. Пайгусов Социокультурное проектирование

Для составления таблицы проводились консультации с преподавателя­ми кафедр Вокальное и Инструментальное искусство факультета искусств ЧГИКИ.

По итогам аналитического разбора решено проводить обучение в сту­дии на ударных установках. В пользу этого выбора указали все предложен­ные критерии.

Опрос: На каком инструменте вы хотели бы научиться играть?(%)

Проблема:

Цели:

1. Социальная адаптация подростков группы риска посредством обу­чения профессиональным навыкам игры на барабане.

Задачи:

Мониторинг подростков группы риска с целью выявления потенциаль­ных участников проекта;

Проведение конкурсного отбора с целью выявления музыкально ода­ренных подростков группы риска;

Создание материально-технической базы студии;

Разработка учебного плана занятий студии;

Организация и проведение самостоятельных концертов студии; участие в общегородских мероприятиях;

Формирование у подростков установок толерантного отношения к культурам различных народов;

Привлечение внимания СМИ к проблемам организации досуга для подростков группы риска. Сбор информации

Источник и способ
Какая необходима Степень владения получения инфор-
информация информацией мации
1. О проблемах социума Низкая Социологический оп­рос, анализ информа-цииСМИ
2. О подростках группы Средняя Анализ СМИ, встречи
риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска
3. Об образовательных Средняя Встречи с представи-
учреждениях для подро- телями администрации
стков группы риска города, отвечающими за работу с подростка­ми группы риска
4. О проблемах подрост- Средняя Анализ СМИ, встречи
ков группы риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска, встречи с администрацшй и преподавателями уч­реждений для подро-

Анализ вариантов решения проблемы

Проблема

Недостаточная социализация подростков группы риска.

Вариант 1

Провести творческую встречу студентов ЧГИКИ с подростками группы

Аргументы «за»

1. У подростков группы риска будет праздник.

2. Студенты ЧГИКИ больше узнают о жизни подростков группы рис­ка. .

3. Студенты смогут показать свои таланты.

Аргументы «Против»

1 . Разовость акции.

2. Нет возможности для творческого самоутверждения подростков
группы риска.

3. Нет перспектив для дальнейшего развития проекта

Вариант 2

Создание студии с обучением подростков группы риска профессио­нальным навыкам игры на музыкальном инструменте.

Аргументы «за»

16. Подростки группы риска пройдут обучение профессиональным на­выкам игры на ударных установках.

2. Подростки будут социализироваться в творческом коллективе в дружественной атмосфере.

3. Подростки смогут занять свое время и раскрыть свои таланты.

4. Подростки смогут показать свое творчество жителям г. Че­боксары.

5. Заинтересовавшись музыкой и творчеством, подростки могут покинуть группу социального риска.

6. Могут возникнуть постоянные музыкальные творческие кол­лективы из числа бывших подростков групп риска - участни­ков студии.

Аргументы «Против»

1. Создание студии требует значительных финансовых и матери­альных ресурсов.

2. Требуется помощь партнеров.

3. Необходимо больше времени для подготовки

Решение

Направить проект на создание музыкальной студии для подростков группы риска, т.к. этот вариант имеет больше аргументов в пользу реализации этой идеи.

Партнер (организатор програм­мы) Вклад в реализацию проекта
Дворец культуры Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры «Салют»» Предоставление помещения для студийных занятий и концертов.
Отдел по делам молодежи админи­страции г. Чебоксары. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та (сайт Администрации г. Чебок­сары, выход на молодежные СМИ).
Отдел по социальной защите насе­ления администрации г. Чебокса­ры. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та
ОВД Московского района Поиск и мониторинг подростков группы риска, создание базы дан­ных на подростков.
Администрация Московского рай­она Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та.

План мероприятий по созданию музыкальной студии для подростков группы риска «Всем по барабану!»

Этап работы Наименование ме- Сроки реа- Ответственные
роприятий лизации исполнители
Подготовительный Мониторинг под- 01.02.-14.02 Психолог-
ростков группы риска специалист
Формирование 01.02.-14.02 Психолог-
собственной базы данных по подро­сткам группы рис­ка специалист
Взаимодействие со 01.02-01.12 Руководитель
СМИ проекта
Организационный Проведение кон- 14.02.-21.02 Художественный
курсного отбора руководитель
Составления гра- 21.02-28.02 Художественный
фика занятий руководитель
Приобретение му­зыкальных инст­рументов, пюпит­ров и канцеляр­ских товаров 01.03.-01.06 Руководитель проекта, бухгал­тер проекта
Обучающий Студийные заня­тия 01.03.-01.11
Внутристудийные мероприятия 01.03.-15.11 Психолог-специалист
Выступления в концертах 01.06-15.11 Художественный руководитель, преподаватель сольфеджио
Разработка маке­тов афиш, букле­тов, календарей студии 01.06.-01.09 Психолог-специалист
Завершающий Мероприятия по подготовке выпу­скного вечера 01.11.-14.11 Художественный руководитель
Выпускной вечер 15.11 Все участники проекта
Отчет об освоении финансовых средств 01.11-10.12 Бухгалтер про­екта

Ожидаемые результаты:

Выведение специфических проблем подростков группы риска из замкнутого мира и привлечение их в русло здорового социокультурного пространства;

Концентрация внимания общества на художественно одаренных подростках группы риска с целью предоставления возможности для дальнейшей их самореализации в сфере культуры и искусства;

Выявление наиболее талантливых личностей из подростков группы риска с целью дальнейшего их продвижения на рынке культурных ус­луг;

Создание почвы для возникновения неформальных человеческих контактов;

Снижение социальной напряженности в обществе.

После реализации запланированных мероприятий планируется сле­дующее развитие проекта:

Увеличение количественного охвата подростков группы риска куль­турной жизнью города;

Создание на базе студии профессионального творческого коллекти­ва,

Участие студийцев, подростков группы риска, во всероссийских и международных мероприятиях;

Разработка инновационных методических материалов по работе с подростками группы риска, создание на базе ДК «Салют» клубных фор­мирований, направленных на подростков группы риска, расширение спектра предлагаемых культурных услуг.

Заявка

на участие в республиканском конкурсе инновационных, вариатив­ных программ в сфере государственной молодежной политики