Памяти подводной лодки к 8. Последнее плавание невезучей субмарины

20.07.2019 Снилс

Неизвестные подробности первой катастрофы с советской атомной подлодкой

«Ваш сын погиб и похоронен в море с почестями» - это все, что знали о судьбе старшего матроса Николая Комкова с подводной лодки «К-8» его близкие. Только 43 года спустя им стали известны подробности его героической смерти. В минувшую пятницу из Петербурга в эстонскую Нарву была торжественно передана капсула с водой из Бискайского залива, где покоятся подлодка «К-8» и 52 члена ее экипажа. Это была первая трагедия с советской атомной субмариной, которая едва не стоила жизни и здоровья миллионам европейцев.

Невезучая лодка

Об этой трагедии известно гораздо меньше, чем о гибели подлодок «Комсомолец» и тем более «Курск». Четверть века о «К-8» нельзя было рассказывать. А потом уже о ней не вспоминали за давностью лет. Этот атомный ракетоносец первого поколения спустили на воду в мае 1959 года. В первые два года эксплуатации на нем произошли три аварии, связанные с повреждением атомного реактора. Но лодку подремонтировали, и она продолжила выходить в море.

В сентябре 1969 года мы находились в Норвежском море, несли боевую службу, выполняли научные задания. При очередном погружении нос вдруг стал проваливаться, а корма задираться, - вспоминает один из выживших участников последнего похода «К-8» капитан II ранга запаса Станислав Посохин. - Дифферент достиг 45 градусов. Тогда нам удалось быстро всплыть, а на поверхности выяснилось, что у всех гирокомпасов и гироазимутов шкалы перевернулись на 180 градусов.

В марте 1970 года «К-8» возвращалась на базу - в поселок Гремиха Мурманской области - с боевого дежурства из Средиземного моря. Но 1 апреля поступило новое задание. Лодку отправили участвовать в масштабных учения ВМФ в Бискайский залив. А 8 апреля на ней начался пожар.

Огонь и угарный газ распространялись по всем помещениям лодки очень быстро. По сигналу тревоги экипаж занял свои места и задраил переборки между отсеками, чтобы остановить пожар. Но из-за этого многие моряки задохнулись.

Мой муж Валентин Хаславский был командиром главной энергетической установки (ГЭУ). Он и еще трое человек вручную останавливали реактор, так как автоматика отключилась, - рассказывает вдова офицера Тамара Хаславская. - В их отсеке было безумно жарко, но они успели сделать порядка 600 оборотов специального барабана, остановить ядерную реакцию и тем самым предотвратили атомный взрыв, который мог быть в десять раз сильнее чернобыльского.

Лодка в этот момент находилась в 490 километрах от берегов Испании. Если бы реактор взорвался, радиоактивным облаком могло бы накрыть пол-Европы. Вся смена ГЭУ подлодки погибла на своем посту. Люди сгорели заживо. Судя по тому, что стенки люков их отсека оплавились, температура внутри доходила до 2000 градусов. Но офицеры до конца выполняли свой долг.

Кок погиб за друга-матроса

Тем временем в других отсеках также шла борьба за жизнь. В центральном по тревоге занял свое место и старший матрос Николай Комков. Ему был всего 21 год. Матрос-срочник служил на подлодке коком.

Он был призван на флот в 1968 году из Липецкой области, где мы тогда жили, - рассказала сестра матроса Любовь Степченко. - Брат пошел в армию вопреки воле матери, хотя мог получить отсрочку, так как заканчивал учебу в техникуме. Когда мама узнала, что он призван, то отстегала его как мальчишку мокрым полотенцем.

Но Николай очень хотел служить именно во флоте. После призыва полгода отучился в Ленинграде, а потом был отправлен на Северный флот, на ту самую «К-8». В деревне у него оставалась невеста Галя. Она работала почтальоном и первая получала Колины письма.

Он писал, что ему все очень нравится и что он хочет остаться на сверхсрочную службу. Мать снова ругалась. Но он обещал приехать в отпуск и обо всем с ней поговорить, - говорит Любовь Степченко.

Семья очень ждала Николая. Но больше года от него не было никаких вестей. Родственники к тому времени перебрались жить из Липецкой области в Эстонию.

А в 1971-м нам написала наша бабушка из деревни, она возмущалась, почему мы не рассказываем ей о смерти Коли. Она об этом узнала в местном военкомате. А до нас никакие сведения не доходили. Тогда мать собрала вещи и уехала выяснять, что случилось, - вспоминает Степченко.

Военком сначала вообще сказал женщине, что ее сына смыло за борт. Бабушка показала похоронку. И никаких подробностей. Только недавно родственники узнали, что Николай погиб во время пожара на подлодке, но в конце жизни он спас товарища.

Их было несколько человек в центральном отсеке. Дыхательных аппаратов на всех не хватало. И кок Комков отдал свой другу, тоже матросу, - говорит руководитель движения «Вахта памяти» Марина Русина. - Тот человек спасся. Он жив до сих пор. Но он не хочет рассказывать о себе, говорит, что «не может примазываться к чести погибших товарищей». Он лишь обмолвился, что в тот момент взял аппарат у Николая, потому что от удушья уже плохо соображал. Но он благодарен матросу Комкову за свое спасение и понимает, что обязан ему своей жизнью. Кстати, на лодке погиб и второй кок - Башир Инамуков. Он тоже отдал свой дыхательный аппарат другому матросу…

Посмертно Николая Комкова наградили орденом Красной Звезды.

Секретную лодку не торопились спасать

Из матросов на той подлодке погибли 18 человек. И если родственники офицеров спустя какое-то время все-таки узнали о судьбе своих мужей и сыновей, то семьи рядовых до наших дней оставались в неведении. Ведь срочников призывали из глухих деревень со всей России, их близкие просто не знали, где и как искать информацию о погибших, - посетовала Марина Русина.

Она работает в Университете морского и речного флота имени Макарова. Несколько лет назад Русина познакомилась с Тамарой Хаславской, вдовой офицера, спасшего мир от ядерной катастрофы, которая к тому времени собрала информацию о всех погибших моряках с «К-8», получила копии их личных дел и фотографии.

В 2010 году, к 40-й годовщине гибели подлодки, по моей просьбе моряки из Макаровки, ходившие на торговых судах, сделали забор воды с места, где лежит «К-8», - объяснила Марина Русина. - Эту воду мы теперь разливаем по колбам и передаем родственникам погибших матросов. Николай Комков стал шестым, чьи близкие получили такую символическую капсулу.

В пятницу ее подзахоронили в Нарве на кладбище рядом с могилой матери Николая. На церемонии присутствовали его сестры и отец.

А первым в нашем списке матросов, чьих родных мы разыскали, был Юрий Печерских. Деревни, где он жил, уже давно нет на карте. В соседнем поселке нам удалось разыскать его бывшего учителя и через него выйти на родственников. Оказалось, что Юрий был из многодетной семьи. Его очень любили и ждали. А погиб он не от пожара, а утонул в ночь на 12 апреля, до конца борясь за свою подлодку, - рассказала Марина Русина.

«К-8», в трюмах которой бушевал пожар, смогла всплыть. Большая часть экипажа поднялась на палубу и в верхние отсеки, где можно было дышать. Первым терпящую бедствие субмарину заметил канадский танкер, но он прошел мимо. 10-го числа к лодке приблизился болгарский сухогруз, которым командовал советский капитан. Только со второй попытки ему удалось сообщить в Москву о «К-8». В штабе ВМФ не сразу признали, что наша АПЛ находится в Бискайском заливе.

Прощальное послание командира

В ночь на 11 апреля к лодке подошли три советских торговых судна. Моряков пересадили к ним на борт. Но командир Всеволод Бессонов остался на своей подлодке. Он хотел спасти ее, удержать на плаву до прихода буксиров.

С ним остался еще 21 человек. Все добровольцы. Причем брали только неженатых и из многодетных семей, понимая, что лодка может затонуть в любой момент, - отметила Русина.

Ночью начался шторм.

12 апреля около 6 часов утра по московскому времени я почувствовал сильный глухой гидравлический взрыв, затем второй, но послабее, и потом все стихло, - вспоминает Станислав Посохин. - Как мы предполагали, лодка кормой ушла в воду, в аккумуляторной яме стал скапливаться водород, и начал вытекать электролит. Из-за этого произошел взрыв.

Стоявшие неподалеку советские суда направились к месту, где стояла подлодка. Но она уже ушла на дно, на глубину 4650 метров, увлекая за собой и свой последний экипаж.

Освещая беснующуюся воду прожекторами, моряки с наших сухогрузов спустили шлюпки, они надеялись обнаружить кого-то из наших товарищей. Найти удалось только тело командира. Его подтянули к борту, но набежавшая волна подняла и отбросила шлюпку в сторону, и спасатель выпустил руку Бессонова. Его тело исчезло под корпусом сухогруза. А в руках у того человека осталась лишь книжка «Боевой номер», в которую были вписаны все остававшиеся на «К-8» подводники.

На вторые сутки поисков обнаружили труп командира электротехнического дивизиона капитана III ранга Владимира Рубеко. В тот же день его захоронили по морскому обычаю, спустив тело в воду. Больше никого ни живым, ни мертвым обнаружить не удалось. Всего из 125 членов экипажа АПЛ погибли 52 человека.

К-8 стала первой ядерной субмариной, которую потерял ВМФ СССР

В этом году исполняется 35 лет первому крупному учению Военно-морского флота СССР, получившему кодовое наименование "Океан" и проводившемуся по инициативе и под непосредственным контролем главкома ВМФ Сергея Горшкова. Большинство западных адмиралов и военно-морских теоретиков только после этих крупномасштабных маневров стали однозначно считать советский флот по-настоящему сильным, определив его своим главным соперником на океанских коммуникациях.

Однако российская общественность так и не знает о том, что в ходе учения "Океан" произошла авария, в результате которой впервые в истории отечественного ВМФ затонула атомная субмарина. Это была К-8 - первая серийная атомная подводная лодка проекта 627А. А знать об этом следует, поскольку экипаж в ходе борьбы за живучесть корабля проявил беспримерное мужество и героизм, продемонстрировав невиданное даже для нашего флота самопожертвование.

"Несчасливая" подлодка

Первоначально участие АПЛ К-8 в учении "Океан" не предусматривалось. Сам атомоход в это время возвращался с боевой службы, проведенной в Средиземном море. Моряки, находившиеся в море с февраля месяца, уже начали отсчет дней до того радостного момента, когда они обнимут в Гремихе своих родных и близких, стойко переносящих эти длительные и тяжелые разлуки, длящиеся порой по полгода, а то и больше. Однако судьба в лице командования ВМФ распорядилась иначе.

В Москве решили привлечь АПЛ к участию в таком важном мероприятии, когда впервые все флоты ВМФ Советского Союза, поделенные на две условно противоборствующие группировки, "схлестнулись" на просторах Мирового океана. ВМФ СССР впервые расправлял свои плечи по-настоящему, желая продемонстрировать свою сокрушительную мощь всем потенциальным агрессорам. Любой вероятный противник должен был воочию убедиться, что наш флот не только может оборонять огромное по протяженности побережье своей страны, но и проводить операции в удаленных районах Мирового океана. А потому привлекать к такому архиважному мероприятию стремились все возможные силы, имеющиеся в наличии. Получила приказ следовать в район учения и К-8. Дальше же события развивались для нее трагично.

Так уж случилось, что К-8 стала первой атомной ПЛ отечественного ВМФ, открывшей счет авариям. Еще 13 октября 1960 г., то есть в первый же год службы на флоте, на атомоходе произошел разрыв парогенератора, вследствие чего в турбинный отсек вместе с паром второго контура АЭУ вышел гелий из компенсатора объема первого контура. Экипаж тогда с аварией справился, и корабль самостоятельно вернулся в базу. А почти через 10 лет последовала новая авария, еще более страшная.

Список погибших на АПЛ К-8

1. Капитан 2 ранга Бессонов В.Б.(командир АПЛ)
2. Капитан 2 ранга Ткачев В.А. (старший помощник командира АПЛ)
3. Инженер-капитан 3 ранга Рубеко В.П.
4. Инженер-капитан 3 ранга Хаславский В.Г.
5. Инженер-капитан-лейтенант Кузнеченко И.Б.
6. Инженер-капитан-лейтенант Лисин А.И.
7. Инженер-капитан-лейтенант Поликарпов А.В.
8. Инженер-капитан-лейтенант Чудинов А.С.
9. Инженер-капитан-лейтенант Ясько Н.Ф.
10. Капитан медицинской службы Соловей А.М. (начальник медслужбы)
11. Инженер-старший лейтенант Гусев М.Б.
12. Инженер-старший лейтенант Лавриченко А.Н.
13. Старший лейтенант Полежаев Ю.П.
14. Старший лейтенант Шмаков Н.В. (командир БЧ-1)
15. Инженер-старший лейтенант Шостаковский Г.В.
16. Инженер-старший лейтенант Чугунов Г.Н.
17. Лейтенант Шабанов В.А. (командир минно-торпедной группы)
18. Инженер-лейтенант Шевцов В.И.
19. Мичман Блещенков А.И.
20. Мичман Деревянко Л.Н.
21. Мичман Ермакович П.С.
22. Мичман Кулаков В.Г.
23. Мичман Маевский В.Н.
24. Мичман Мартынов Л.Ф.
25. Мичман Петров Е.А.
26. Мичман Устенко А.А.
27. Главный старшина Добрынин В.И.
28. Главный старшина Леонов В.В.
29. Главный старшина Савоник В.В.
30. Старшина 1 статьи Бусарев А.С.
31. Старшина 1 статьи Федоров Е.Г.
32. Старшина 1 статьи Чекмарев Л.Б.
33. Старшина 2 статьи Гатаулин Р.Г.

34. Старший матрос Астахов В.Н.
35. Старший матрос Бурцев Н.С.
36. Старший матрос Инамуков Б.И.
37. Старший матрос Кирин А.М.
38. Старший матрос Колесников В.А.
39. Старший матрос Комков Н.А.
40. Старший матрос Кулаков А.А.
41. Старший матрос Мажута Ю.А.
42. Старший матрос Мищенко В.М.
43. Старший матрос Паньков Е.В.
44. Матрос Девяткин В.Н.
45. Матрос Коровин Н.М.
46. Матрос Кузовков В.И.
47. Матрос Кульш А.С.
48. Матрос Печерских Ю.Ф.
49. Матрос Самсонов Е.А.
50. Матрос Фрешер К.Г.
51. Матрос Фролов В.Ф.
52. Матрос Шишаев А.П.

Ад в замкнутом пространстве

8 апреля 1970 г., 22 часа 30 минут. На АПЛ только что закончился традиционный и особо любимый моряками вечерний чай. Субмарина, находившаяся в это время в подводном положении на глубине 160 м (по другим данным - 140 м), начала выполнять всплытие на глубину 40 м для проведения сеанса связи. Вот тогда-то в 22 часа 31 минуту и возник пожар, причем сразу в двух отсеках: третьем (центральный пост) и седьмом (электротехнический). Причина возгорания была до обидного банальна - короткое замыкание силовых электрокабелей вследствие низкого сопротивления изоляции.

Первым доложил мичман Леонид Оголь: "Пожар в рубке гидроакустиков". Тут же была сыграна аварийная тревога. К этому времени подлодка находилась в море уже 52-е сутки, экипаж порядком устал, но среагировал на аварийную ситуацию мгновенно - как и полагается по уставу. И тут через короткий промежуток времени поступают доклады о возникновении пожара в седьмом отсеке - загорелась регенерация. Обстановка на корабле в первые же минуты аварии сложилась крайне тяжелая - центральный отсек сильно задымлен и загазован, в электротехническом на правом борту горит регенерация, которую потушить крайне трудно.

Командовал К-8 37-летний капитан 2 ранга Всеволод Бессонов, уже награжденный к тому времени орденом Красного Знамени. Грамотный командир, один из лучших в подплаве. Частично благодаря его умелым и хладнокровным действиям АПЛ смогла выжить в первой фазе аварии и большая часть экипажа была спасена. Но это все - потом, сейчас же - аварийная тревога.

В сложившейся ситуации командир подлодки отдал приказ на всплытие и выключение атомной энергетической установки (АЭУ). При выполнении аварийного всплытия тут же сработала аварийная защита (АЗ) реактора левого борта, а вот на правом борту реактор глушить пришлось уже вручную (по официальным данным, ко времени остановки в АЭУ накопленная активность составила 250 тыс. кюри). Ценой своей жизни это сделали четыре офицера-управленца первой смены поста управления ГЭУ: инженер-капитан 3 ранга В.Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенанты А.С. Чудинов и А.В. Поликарпов и инженер-старший лейтенант Г.В. Шостаковский. Так как огонь вот-вот должен был уже ворваться в пост, они наглухо задраили дверь в него и продолжали глушить реактор.

Позднее оставшиеся в живых вспоминали, что последние слова, которые команда услышала от них по трансляции, были: "Нечем дышать. Кончается кислород. Прощайте, ребята, не поминайте нас лихом"...

Все попытки ликвидировать пожар в центральном посту (ЦП), даже с применением общекорабельной системы пожаротушения, успеха не имели, а потому сразу же после всплытия АПЛ на поверхность командир корабля приказал покинуть ЦП и попытаться затушить пожар в нем путем герметизации (частично это получилось, но все оборудование было повреждено). Личный состав вышел на мостик, а кого-то уже пришлось даже и выводить - люди получили сильное отравление ядовитыми продуктами горения, сам же отсек загерметизировали. Так, командир электронавигационной группы БЧ-1 лейтенант Петр Петров, сделав запись в навигационном журнале о факте всплытия АПЛ в надводное положение, сразу же потерял сознание от отравления угарным газом. На его счастье находившийся поблизости командир БЧ-5 капитан 2 ранга Валентин Пашин заметил в кромешном дыму упавшего товарища, поднял его и на себе вытащил из ЦП.

Хуже всего было то, что в результате пожара в ЦП была уничтожена рубка связи - погибающий корабль не мог никому даже дать знать о себе, что грозило вылиться в "пропали без вести" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Незадолго перед этим также "без вести" пропала дизельная ПЛ с БР К-129 под командованием капитана 1 ранга В.И. Кобзаря.

В это время в седьмом отсеке экипажу также пришлось отступить под натиском пожара. Личный состав был выведен в восьмой отсек, а из шестого - перешел в пятый.

Подвиг врача

Врач с большой буквы. Именно так можно говорить о начальнике медслужбы АПЛ капитане медицинской службы Арсении Соловье. И никак иначе, поскольку подвиг его не имеет себе равных. Хотя, на самом деле, он просто честно выполнил свой долг - долг медицинского работника по отношению к своему пациенту. А дело было так.

Незадолго перед аварией Соловей сделал операцию по удалению аппендицита старшине 1 статьи Ильченко. Так что к началу трагических событий на корабле последний находился в послеоперационном состоянии и фактически самостоятельно ходить не мог.

Когда восьмой отсек, в котором располагался лазарет, начал заполняться дымом, капитан медслужбы А. Соловей взял свой штатный ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат) и надел его на старшину, обрекая тем самым себя на гибель...

Освобождение из плена

Из-за сильной загазованности кормовых отсеков в конечном итоге командир корабля принял решение эвакуировать оттуда личный состав - покинуть отсеки. Но сделать это было уже не совсем просто.

Все попытки открыть крышку верхнего люка в восьмом отсеке оказались тщетными. Кувалдой по ней били до тех пор, пока не сломали запоры. Тогда на помощь восьмому отсеку пошли лейтенант П. Петров, капитан-лейтенант А. Лисин и старшина 1 статьи Л. Чекмарев. Не сразу, но им все же удалось отдраить люк, открыв дорогу к спасению запертым в отсеке подводникам. Трое моряков поднялись наверх самостоятельно, остальных же пришлось выносить на руках. Спустившийся первым в порядком задымленный отсек, Леонид Чекмарев вынес наверх старшину 1 статьи Ильченко. Затем ему на помощь подошел и Петров. Вместе они начали выносить лежащих уже без сознания моряков. Лишь к двум часам ночи, уже 9 апреля, удалось вывести всех находившихся в восьмом отсеке на палубу. Однако затем в течение полутора часов 15 из них погибли - сказалось сильное отравление угарным газом (к тому времени еще пять человек погибли в пятом отсеке).

Закончив с личным составом восьмого отсека, Петров и Чекмарев снова пошли внутрь корабля - помогать выходить подводникам из девятого отсека. При этом П. Петров во второй раз отравился угарным газом, и его самого пришлось уже выносить наверх.

В девятом отсеке подводникам, что называется, повезло. У них оказался грамотный командир. Старший отсека капитан-лейтенант Г. Симаков сумел сохранить всех людей, несмотря на то, что аппаратов ИДА на всех не хватало: 6 аппаратов на 19 человек! Приходилось включаться в них поочередно. И отсек свой подводники покинули организованно, без потерь.

Вскоре пришлось оставить и четвертый отсек, старшим которого был Гамардахан Аджиев. Под его руководством мотористы запустили дизель на отсос воздуха из быстро загазовывающегося отсека. Однако вскоре старший лейтенант Аджиев потерял сознание и командование принял на себя матрос Филимонов, прослуживший к тому времени на лодке уже почти два года и знавший свое дело досконально. Когда была получена команда покинуть отсек и отдраили верхний рубочный люк, Филимонов включил в ИДА своего командира - Аджиева - и вынес его на себе, а также руководил выходом наверх личного состава.

Уцелевшие моряки из четвертого и пятого отсеков могли выйти наверх только через уже полностью прогоревший ЦП. В сплошном дыму и темноте этот не особо длинный в обычной ситуации путь до трапа смогли преодолеть только пять человек, а на свежий воздух вышло и того меньше - всего трое.

Рассвет 9 апреля К-8 встречала, дрейфуя в неспокойных водах Бискайского залива, - еле живой, вышедшей из тяжелого боя со смертью, которая затаилась внутри прочного корпуса, оставив подводникам всего два обитаемых отсека - в носу корабля. Но в любой момент она была готова вырваться и забрать весь экипаж с собой - уже начал появляться дифферент на корму, закончились исправные средства защиты.

Из 125 членов экипажа к тому времени уже погибли 30 человек: 14 остались в прочном корпусе, а остальные 16 лежали на мостике, вызывая у скучившегося вокруг рубки экипажа тревожные мысли. Хода - нет. Энергопитания - нет. Связи - нет. Через некоторое время после всплытия недалеко проходил иностранный сухогруз. С лодки ему подали сигнал бедствия - пять красных ракет, после чего судно описало вокруг АПЛ дугу и: удалилось прочь.

Только 10 апреля, почти через двое суток отчаянной борьбы за выживание корабля и экипажа, на АПЛ вышел болгарский теплоход "Авиор". Капитан судна, оказавшийся соотечественником, в рупор спросил, что случилось и в чем нуждается экипаж. На вопрос командира К-8, нельзя ли связаться с Москвой, с теплохода ответили: "Только через Варну". После того как теплоход передал радиограмму, с атомохода поблагодарили и дали "добро" уходить. Однако капитан судна решил оставаться рядом с аварийным кораблем и ждать ответа от своего начальства.

А обстановка становилась все хуже. Все отсеки АПЛ к тому времени уже были загазованы. Через прогоревшие сальники седьмого отсека внутрь прочного корпуса поступала вода, и лодка медленно, но неуклонно оседала на корму. Запасы воздуха высокого давления также закончились. Дело осложнялось тем, что погода начала резко портиться - сильно штормило, волны стали захлестывать палубу и рубку АПЛ.

В этих условиях командир корабля Всеволод Бессонов принял решение снять с лодки часть личного состава на все еще находившееся рядом болгарское судно. После многократных попыток на "Авиор" удалось переправить 46 человек. А в это время по приказу из Москвы к терпящей бедствие К-8 на всех парах шли находившиеся рядом советские корабли и суда.

Помощь подходит, но...

Наконец, в ночь с 10 на 11 апреля в район аварии подошли транспорт "Комсомолец Литвы" и теплоход "Касимов", а несколько позднее - гидрографическое судно "Харитон Лаптев", через которое и был сделан подробный доклад об обстановке в ГШ ВМФ.

С "Комсомольца Литвы" попытались взять атомоход на буксир, но в сильный шторм толстый буксирный трос лопнул словно шнурок для ботинок. Пришлось вновь снимать не занятый во все продолжающейся на лодке борьбе за живучесть личный состав при помощи шлюпочных средств. С огромным трудом на теплоход "Касимов" переправили 30 моряков.

Среди тех, кого командир АПЛ определил для эвакуации, был и секретарь комсомольской организации корабля старшина 1 статьи Леонид Чекмарев. Но он попросил командира отправить вместо него старшину 2 статьи Б. Кирпиченко под тем предлогом, что у того дома жена и маленький сын. Всеволод Бессонов согласился, а Леонид Чекмарев тем самым фактически отделил себя от мира живых - сам он этого еще не знал.

К-8 же постепенно умирала. Героически сопротивлялась пожару и напору забортной воды, но все же умирала. Кормовые отсеки все быстрее заполнялись водой, затапливались бескингстонные цистерны главного балласта, носовые отсеки все более загазовывались. К этому времени на борту АПЛ оставалась только одна боевая смена в составе 22 человек во главе с командиром корабля капитаном 2 ранга В. Бессоновым (старпом капитан 2 ранга В. Ткачев отказался покинуть корабль вопреки приказанию командира сделать это). Командир все еще надеялся с наступлением утра продолжить борьбу за живучесть родного корабля и всячески пытался спасти его, хотя командир БЧ-5 высказался за оставление подлодки. Бессонов не согласился с мнением своего "стармеха" в оценке состояния аварийной АПЛ, посчитав его слова проявлением паники, и оказался не прав. Но кто посмеет осудить командира, которому предстояло принять единственно верное решение в чрезвычайно сложной обстановке?

12 апреля 1970 г. в 6 часов 13 минут атомоход неожиданно утратил продольную остойчивость, резко опрокинулся на корму и камнем ушел на дно с находившимися на нем подводниками. Находившийся на вахте второй помощник капитана теплохода "Касимов" заметил взвившуюся в воздух красную ракету, а потом он увидел на экране радиолокатора в месте нахождения АПЛ быстро увеличившееся пятно. И тут отметка о цели пропала. Экран был чист.

В условиях шторма силой восемь баллов попытки спасти из воды хоть кого-то успехом не увенчались. В результате быстро организованного поиска с вельбота (спущен с "Харитона Лаптева") в воде был обнаружен сначала командир второго дивизиона - уже мертвый, затем штурман - боцман с "Харитона Лаптева" пытался зацепить его за китель кошкой, но сукно порвалось, и офицер скрылся под водой. Потом заметили командира АПЛ Всеволода Бессонова, но вытащить его не удалось - он буквально ушел из рук спасателей и скрылся под водой. Все, что удалось, - это только взять из руки капитана 2 ранга книжку "Боевой номер", в которой командир записал фамилии тех 22 моряков, которые остались с ним на АПЛ в последнюю роковую ночь жизни К-8.

3 часа15 минут

Столько времени длилась авария, и столько времени экипаж К-8 один на один в тесном замкнутом пространстве атомохода бился со смертью, которая ядовитым дымом и огнем пыталась сломить волю подводников и забрать их с собой. Моряки выстояли, но цену они заплатили за это высокую - самую высокую из всех, какие могут быть на свете: пятьдесят две человеческие жизни.

Всех оставшихся в живых моряков посадили на подошедшую плавбазу ВМФ СССР "Волга", на которой уже находился член военного совета - начальник политического управления Краснознаменного Северного флота вице-адмирал Ф. Сизов. По прибытии в Североморск всех подводников отвезли на базу отдыха, а в штабах началось расследование. На однотипной с К-8 атомной ПЛ в ходе разбирательства выжившие члены экипажа проиграли весь ход аварии и борьбы за живучесть. Вывод членов комиссии был един - командир подлодки и его подчиненные действовали грамотно, правильно и решительно.

Впоследствии закрытым указом Президиума Верховного Совета СССР членов экипажа отметили высокими наградами:

Командиру АПЛ капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову - присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно);

Всех оставшихся в живых офицеров и мичманов, а также всех погибших моряков - наградили орденом Красной Звезды;

Оставшихся в живых старшин и матросов срочной службы - медалью Ушакова;

Командир БЧ-5 капитан 2 ранга Валентин Николаевич Пашин, доказавший государственной комиссии по расследованию причин аварии правильность своей оценки состояния аварийной АПЛ, был награжден орденом Ленина.

Выжившие подводники К-8 просили министра обороны А. Гречко отправить их на строящуюся АПЛ, где они могли бы составить костяк нового экипажа. Однако от командующего КСФ адмирала С. Лобова последовал отказ в этой просьбе людям, прошедшим горнило страшной аварии и не дрогнувшим в ней. Мотивация была такая - якобы большинство спасенных по медицинским показаниям уже не подходят для службы на подводных лодках.

Моряков раскидали по всему Северному флоту, а некоторых даже перевели на другие моря. Вдовам выдали рублей по 50, и на этом все закончилось. Когда в 1974 г. в Гремихе, наконец-то, открыли памятник погибшим (на нем изображен эпизод передачи врачом аппарата ИДА своему пациенту), оставшихся в живых подводников с К-8 никто даже не удосужился пригласить. Как объяснил затем один из адмиралов, "на верху" не хотели травмировать(!) молодежь рассказами о гибели моряков. Более кощунственной причины и придумать сложно.

Без сомнения, военно-политическое руководство нашей страны проявило бы чуткость и понимание, восстановив справедливость в отношении практически преданного забвению подвига экипажа АПЛ К-8. По крайней мере, капитан медслужбы А. Соловей заслужил своим высоконравственным и беспримерным поступком Золотую Звезду - разве спасение врачом своего пациента ценой собственной жизни (а смерть он принял мучительную) не является подвигом, достойным звания Героя?

И все же самая настоящая благодарность - это благодарность простых людей, сослуживцев. В поселке Гремиха в память о капитане 2 ранга Всеволоде Бессонове и капитане медслужбы Арсении Соловье были названы улицы, а имя последнего было присвоено и местной школе.

Показать источник

40 лет назад, 8 апреля 1970 года на атомной подводной лодке К-8 при пожаре в Бискайском заливе погибли 52 человека.

"К-8" - советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Она была заложена 9 сентября 1957 г. на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в городе Северодвинске. Государственные испытания на ней были завершены 31 декабря 1959 г. Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 г.

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 627А "Кит"

Скорость (надводная) - 15,2 узла

Скорость (подводная) - 28-30 узлов

Предельная глубина погружения - 300 м

Автономность плавания 50 60 суток

Экипаж - 104 человека (в т.ч. 30 офицеров)

Размеры:
Водоизмещение надводное - 3 065
Водоизмещение подводное - 4 750
Длина наибольшая (по конструктивной ватерлинии, КВЛ) - 107,4 м
Ширина корпуса наибольшая - 7,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м

Силовая установка:

Атомная, двухвальная, типа ВМ-А, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение - восемь носовых торпедных аппарата (ТА) калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации - шесть с ядерными зарядами по 15 килотонн.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях "Океан 70", в которых участвовали силы всех флотов СССР. Ее задачей было обозначение подводных сил "противника", прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения Ленина - 22 апреля 1970 г.

Вечером 8 апреля 1970 г., когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии "К 8" с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ.

В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло все командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в седьмом отсеке, где горела регенерация. Еще через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам.

На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие инженер-лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов. Видя, что пламя может попасть в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчет ГЭУ ценой своих жизней сделал главное - предотвратил возможность теплового взрыва.

Скопившихся в восьмом отсеке людей выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была смертельной - из 16-ти членов экипажа, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава ПЛА была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" осталось 22 человека во главе с командиром подлодки капитаном 2 ранга Всеволодом Бессоновым для продолжения борьбы за живучесть корабля.

Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана.

Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Созданная правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно.

Гибель АПЛ "К-8" стало первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. В настоящее время АПЛ покоится на глубине порядка 4 680 м в 490 км северо-западнее Испании.

Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых были удостоены государственных наград.
В городе Островной (Гремиха) Мурманской области установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших на ней подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья.

Корабельный врач Арсений Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Юрию Ильченко, которому сделал полостную операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а врач погиб.

Ежегодно 12 апреля в поселок Островной у обелиска погибшим подводникам ПЛА "К-8" проводятся торжественные траурные мероприятия . В этот же день в Николо-Богоявленский Морской Собор Санкт-Петербурга, где открыта мемориальная доска в память погибших моряков-подводников "К-8", приходят оставшиеся в живых члены экипажа, бывшие сослуживцы, вдовы и родственники погибших, чтобы помянуть тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Подводная лодка «К-8» находилась в длительном плавании с 17 февраля 1970 г. Технические средства были в исправном состоянии; в работе по штатной схеме ГЭУ обоих бортов на винт (частотой вращения 2×170 об/мин), реакторы на мощности 2×20%, скорость хода 10 уз, в действии кормовая холодильная машина на оба кольца. Аккумуляторная батарея заряжена полностью. Все цистерны главного балласта на ПЛ этого проекта - бескингстонные, полный запас воздуха высокого давления 28,7 м3 при давлении 200 кгс/см2, продувание ЦГБ может осуществляться независимо из I, III и VIII отсеков. На ПЛ имеется система продувания цистерн главного балласта низким давлением (выхлопными газами дизель-генераторов). Личный состав полностью укомплектован, на борту старшим был заместитель командира дивизии. Глубина погружения 120 м, готовность № 2 подводная, на вахте- третья боевая смена, в центральном посту командир ПЛ, командир БЧ-5 и командир дивизиона живучести.
Развитие событии и борьба за живучесть
8 апреля 1970 г. в 22 ч 30 мин почти одновременно в III и VII отсеках подводной лодки возникли пожары. На ПЛ была объявлена аварийная тревога, начато всплытие в надводное положение, скорость хода увеличе­на до 16 уз. Внешние признаки возникновения пожара в обоих отсеках были одинаковыми: было замечено появление дыма и услышан характерный хлопок. Первоначально пожар в рубке гидроакустики центрального поста в районе выхода кабелей из IV отсека носил локальный характер и сопровождался значительным задымлением всего отсека, чему способствовало горение дымовых шашек, хранящихся в районе очага пожара. Очаг пожара был ликвидирован с использованием системы ВПЛ, однако из-за сильного задымления отсека и высокой концентрации окиси углерода III отсек (ЦП) по приказанию был оставлен личным составом, который через рубочный люк вышел на мостик. В трюме ЦП остался только старшина команды штурманских электриков, который не услышал команды и, пробыв в нем около 1,5 ч, самостоятельно вышел на мостик. Пожар в VII отсеке отличался большой интенсивностью и скоротечностью развития: личный состав уже через 2 мин с момента возникновения пожара с разрешения ЦП был вынужден перейти в VIII отсек. Развитию пожара в VII отсеке способствовало поступление масла из системы смазки турбогенераторов, а также раскрытие патронов регенерации В-64, расположенных на левом борту.
В 22 ч 36 мин ПЛ всплыла в надводное положение, скорость хода была снижена до 8 уз. Состояние моря: волнение 2 балла, ветер 3 балла. Почти одновременно со всплытием в результате возникших пожаров вышла из строя силовая электросеть, сработала аварийная защита реакторов и ГТЗА обоих бортов. Подводная лодка полностью лишилась хода, электроэнергии и средств связи. Командиром ПЛ было отдано приказание о подготовке к запуску обоих дизель-генераторов и об отдравании входных люков I и VIII отсеков. Когда люк I отсека был открыт, командир БЧ-5 с мостика убыл во II отсек для непосредственного руководства борьбой за живучесть; люк VIII отсека первоначально открыть как снаружи, так и изнутри отсека не удалось, в отсеке был слышен шум поступающего воздуха. Попытка сравнять давление в VIII отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом не увенчалась успехом. Спустя 4 мин после всплытия из-за невозможности пребывания в пульте управления ГЭУ находящийся в нем личный состав, получив разрешение, перешел в VI отсек. Через 30 мин из-за значительного повышения температуры и загазованности (происходила фильтрация окиси угле­рода из VII отсека через выгоревшие сальники) все находившиеся в VI отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в IV отсек. В дальнейшем V, VI и VII отсеки не посещались и не осматривались. В связи с выходом из строя электроэнергетической системы и центрального поста руководство борьбой за живучесть было крайне осложнено. Произошло задымление отсеков ПЛ с III по IX, на действиях личного состава остро сказался недостаток средств индивидуальной защиты - аппаратов ИДА-59 и изолирующих противогазов ИП-46. В 22 ч 40 мин для вентилирования IV отсека и подачи питания в силовую сеть были запущены оба дизель-генератора. Однако в связи с невозможностью подачи напряжения на щит дизель-генератора при вышедшем из строя и не отключенном в VII отсеке щите ГЭД не представи­лось возможным запустить насосы охлаждения дизелей, возбудить генераторы и принять на них нагрузку. Дизели в течение часа работали при отсутствии охлаждения и вследствие перегрева были остановлены. В 23 ч 30 мин в ЦП была направлена аварийная партия, которая находилась в нем в течение 15 мин. Аварийная партия очага пожара не обнаружила, установила, что отсек сильно задымлен и имеет высокую температуру. Вторично для осмотра в III и IV отсеки аварийная партия была направлена спустя полчаса, при этом замеченное в рубке гидроакустики небольшое пламя было погашено забортной водой. В ночь на 9 апреля вследствие повышения температуры и загазованности IV и VI отсеков личный состав из них был выведен на мостик через ЦП; вместе с ним вышел старшина команды штурманских электриков из трюма ЦП. В 2 ч ночи удалось отдраить люк VIII отсека, из которого аварийной партией были выведены 4 чел. и вынесено 15 чел., погибших от отравления окисью углерода. Отсек был сильно задымлен, температура на переборке, смежной с VII отсеком, - около 200° С. Через 20 мин были выведены 19 чел. из IV отсека, отсек был загерметизирован. К 4 ч утра 9 апреля весь личный состав покинул кормовые отсеки, после чего отсеки с V по IX не посещались и их фактическое состояние оставалось неизвестным. По свидетельству непосредственных участников событий, двери на переборках между всеми оставленными отсеками были плотно задраены. Также был задраен входной люк VIII отсека и закрыты клапаны подачи н отсоса воздуха водолазом вблизи этого люка и клапан стравливания на крышке люка, использовавшийся спасательной партией для стравливания воздуха из VIII отсека. Командир БЧ-5 и помощник командира подводной лодки высказали предположение о поступлении воды в VII отсек. Последующий ход событий и изменение посадки подводной лодки дают возможность предположить, что фактически имело место медленное поступление воды в кормовую часть прочного корпуса. Возможными причинами медленного затопления кормовых отсеков явились нарушения уплотнений кабельных вводов, арматуры и соединений трубопроводов забортной воды. Вследствие пожара в VII отсеке неплотности могли образоваться в сальниках кабелей размагничивающего устройства, в сальниках клапанов забортной арматуры и клапанов на трубопроводах охлаждения линии вала, воздухоохладителей гребных электродвигателей и турбогенераторов. Дальнейшее распространение воды из VII отсека в смежные было возможно в виде фильтрации через образовавшиеся неплотности соответствующих пере­борок. По свидетельству старшины команды турбинистов, после остановки ГТЗА были поджаты переборочные сальники валопроводов на переборке между VII и VI отсеками. Однако в последующем был доклад из VI отсека о том, что в него через переборочные сальники поступает дым из VII отсека. Не исключена возможность и непосредственной фильтрации забортной воды в VIII отсек через дейдвудные сальники гребных валов, имеющие постоянную протечку. Команда об обжатии этих сальников была отда­на, но сведения о выполнении этой команды отсутствуют. Во второй половине дня 9 апреля волнение моря уве­личилось до 4 баллов, появились признаки нарастания дифферента ПЛ на корму, вследствие чего было произве­дено продувание из I отсека кормовой группы цистерн главного балласта, при этом наблюдался выход воздуха из шпигатов ЦГБ № 12.
Несколько позднее 43 члена экипажа ПЛ были отправлены на транспорт, оставшийся личный состав был размещен в I и II отсеках и на мостике, у входного люка ЦП была выставлена вахта. Утром 10 апреля было отмечено периодическое заливание волнами надстройки примерно до V отсека, в связи с чем был отменен намеченный спуск аварийной партии в VII отсек. Для оказания помощи аварийной ПЛ были приняты все возможные меры по линии Министерства обороны, Министерства морского флота и Министерства рыбного хозяйства. На подошедшие к месту аварии корабли были переданы 73 члена экипажа ПЛ. Трехкратная попытка транспорта «Касимов» завести буксирный конец из-за штормовых условий не увенчалась успехом. Таким образом, в течение 8−10 апреля ПЛ находилась в дрейфе, без хода, без радиосвязи, с выведенной из действия ГЭУ и поврежденной силовой электросетью, с использованными средствами индивидуальной защиты и израсходованным запасом воздуха. Отсеки ПЛ были загазованы, а кормовые отсеки (наиболее вероятно - VII и VIII) были затоплены забортной водой. В этих условиях большую роль в борьбе за живучесть ПЛ мог сыграть не аварийный IV отсек, имеющий вспомогательные дизель-генераторы, компрессоры ВВД, общесудовые вентиляторы и систему продувания ЦГБ воздухом низкого давления. Однако попытки личного состава вве­сти в действие дизель-генераторы, а затем и другие технические средства не дали положительных результатов. Ввиду большой сложности не были выполнены работы по отсоединению поврежденных кабелей, идущих от щита дизель-генератора IV отсека в корму на щит ГЭД и по монтажу нештатной схемы от аккумуляторной батареи на щит ДГ для возбуждения генераторов. Подводная лодка в сложившихся условиях оказалась без технических средств борьбы за живучесть, в том числе без средств обеспечения непотопляемости. Во второй половине дня 11 апреля погода начала резко ухудшаться; к 15 ч дня волнение моря достигло 6 баллов. В течение 10 апреля трижды продувалась кормовая группа ЦГБ и утром 11 апреля - средняя и носовая группы ЦГБ. На 21 ч 20 мин 11 апреля неизрасходованный запас ВВД составил во II группе баллонов-200 кгс/см2 и в IV группе-100 кгс/см2. ВВД в остальных группах был полностью израсходован. К этому времени вследствие фильтрации окиси углерода из ЦП в I и II отсеки пребывание в них личного состава стало невозможным, так как из-за заливания волной носовой оконечности пришлось закрыть входной люк I от­сека и тем самым прекратить их естественную вентиляцию. Размещенный в I и II отсеках личный состав был выведен на мостик и в ограждение рубки, при этом командир ПЛ оставил вместе с собой 22 чел., а остальные были переправлены на транспорт. В 21 ч 11 апреля уже заливало ограждение рубки. В это время было проведено последнее продувание кормовой и средней групп ЦГБ, после чего сведений с борта ПЛ больше не поступало. С судов сопровождения на дистанции 9 каб и более за ней велось радиолокационное наблюдение. Около 6 ч 20 мин радиолокационный контакт с ПЛ был потерян. Вахтенный помощник транспорта «Касимов» увидел красную ракету с ПЛ, и вслед за этим она затонула. Через короткий промежуток времени находящиеся в районе гибели ПЛ «К-8» корабли отметили два сильных гидравлических удара. По данным выписки из судового журнала экспедиционного океанографического судна, шторм в это время усилился до 8 баллов. Оценка действий личного состава Подробное выяснение специалистами ВМФ и промышленности обстоятельств гибели ПЛ «К-8», свидетельские показания личного состава и расчетные оценки поведе­ния аварийной подводной лодки в штормовую погоду показали, что ее гибель произошла в результате пожара в III и VII отсеках и последующей потерн продольной остойчивости и плавучести вследствие накопления забортной воды в кормовых отсеках прочного корпуса. После всплытия ПЛ в надводное положение имело место медленное поступление забортной воды через небольшие неплотности или отверстия в кормовые отсеки. В условиях развитого волнения моря и качки ПЛ происходило стравливание воздушной подушки из ЦГБ, поступление воды в них и уменьшение запаса плавучести. В течение первых трех суток аварии личный состав производил неоднократное поддувание ЦГБ, восстанавливая тем самым утраченную часть запаса плавучести ПЛ. На четвертые сутки в условиях усилившегося до 7-8 баллов волнения моря продувание ЦГБ не производилось ввиду малых запасов оставшегося ВВД. Пополнить запасы ВВД не представлялось возможным из-за отключения аккумуляторной батареи и неудавшейся попытки запустить дизель-генераторы. Постепенное неконтролируемое поступление забортной воды в кормовые отсеки ПЛ и ЦГБ привело к значительному уменьшению продольной остойчивости и потере плавучести, что в конечном счете привело к опрокидыванию ПЛ вследствие быстрого самопроизвольного дифферентования на корму и ухода кормы под воду. По расчету критическая (гибельная) ситуация могла наступить при поступлении 170-220 т забортной воды в кормовые отсеки ПЛ и 230 т - в ЦГБ в условиях 7-8-балльного волнения. Гибель ПЛ произошла внезапно для оставшегося в ней личного состава, в виду того, что нарастание дифферента, вплоть до утраты продольной остойчивости, на бескингстонной подводной лодке не ощущается. Учитывая постепенное и сравнительно медленное затопление прочного корпуса, можно считать, что причиной поступления воды внутрь прочного корпуса явилось нарушение уплотнений кабельных вводов, арматуры и резино-металлических патрубков трубопроводов систем забортной воды. Вследствие интенсивного пожара в VII отсеке неплотности могли образовываться в сальниках кабелей размагничивающего устройства, клапанов забортной арматуры, клапанов на трубопроводах системы охлаждения линии вала и воздухоохладителей. Распространение воды в смежные VII и VI отсеки было возможным в виде фильтрации через выгоревшие сальники кабельных трасс и валопроводов. Не исключена возможность непосредственной фильтрации забортной воды в VIII отсек через дейдвудные сальники гребных валов. Возможной причиной почти одновременных пожаров в III и VII отсеках, по-видимому, было короткое замыкание первоначально в III отсеке силового кабеля или электрооборудования на корпус вследствие низкого сопротивления изоляции (по сообщению одного из членов ПЛ, сопротивление изоляции силовой сети было равно нулю). Однако не исключена возможность возгорания горючих органических материалов в контакте с отработавшими регенеративными пластинами В-64, что могло привести к повреждению силового кабеля и короткому замыканию. В исключительно сложной обстановке личный состав при борьбе за живучесть действовал самоотверженно, вплоть до самопожертвования (случаи с корабельным врачом, отдавшим свой индивидуальный изолирующий противогаз матросу, чем спас его жизнь, и со старшим помощником командира, отказавшимся покинуть аварийную ПЛ и перейти на транспорт и др.). Непосредственно борьбой за живучесть руководил командир ПЛ, однако при оценке обстановки между ним и командиром БЧ-5 в отдельных случаях имели место расхождения во мнениях, что отрицательно сказывалось на принятии решений. Борьба с пожаром в ЦП была недостаточно настойчивой; решение о выводе из него всего личного состава было поспешным, о чем свидетельствует пребывание в трюме в течение 1,5 ч без средств защиты старшины команды штурманских электриков. Пожар в ЦП не был интенсивным, о чем можно судить по тому, что патроны регенерации В-64 оказались неповрежденными. Решение о выводе личного состава из VI отсека было правильным. Продувание ЦГБ в ходе аварии при наличии волнения с учетом бескингстонности цистерн главного балласта было оправданным. Вместе с тем в течение 10 и 11 апреля не была произведена попытка осмотра аварийными партиями кормовых отсеков для определения их состояния, а также подачи воздуха в эти отсеки как эффективного средства для прекращения поступления воды в кормовые отсеки. В сложившейся в ходе аварии тяжелой обстановке решающее значение имел бы ввод в действие первоначально одного дизель-генератора, однако, несмотря на сравнительно длительное время до гибели ПЛ (несколько суток), личный состав не предпринял настойчивых действий по отключению кабельных трасс, идущих от щита ДГ в корму на поврежденный щит ГЭД, не использовал сростки для возбуждения генератора от аккумуляторной батареи и ввода его в действие. Неиспользованными оказались XI и XII группы баллонов ВВД, так как в VIII отсеке были оставлены в закрытом положении групповые клапаны на магистрали в ЦП.


1957 год 9 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ №402 в г.Молотовск (с 12.09.1957г. - переименован в г.Северодвинск) как КрПЛ;

1958 год 2 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж зачислен в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии в г.Северодвинск;

1959 год март
Присвоен тактический номер К-8 . Экипаж перечислен в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом дислокации;

1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии с прежним местом дислокации;

1959 год декабрь
Во время ходовых испытаний на ПЛА дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты;

1959 год 28 декабря
После межбазового перехода, прибыла к постоянному месту базирования в губу Малая Лопаткина (Западная Лица). Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ;

1959 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Председатель Государственной комиссии - кап.1р. Краснов Е.А., ответственный сдатчик - Нетук С.П., командир - кап.2р. Шумаков В.П.;

1960 год 13 октября
Вышла в море для похода к Северному Полюсу (командир - кап.1р. Шумаков В.П.). На ПЛА было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора, при ликвидации аварии 13 человек переоблучились, КрПЛ вернулась в дизель-генераторном режиме. Всего в течении года совершила 6 выходов в море, прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном – 3168 миль;

1961 год 1 июня
При отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора. Часть личного состава получила облучение. Впоследствии один человек был списан на берег;

1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1961 год 8 октября
Во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной воды из парогенератора;

1961 год
Совершила 5 краткосрочных выходов в море для стажировки новых экипажей, прошла в надводном положении 1512 миль, в подводном – 3171 милю;

1961 год 11 ноября - 1963 год декабрь
На ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск прошла средний ремонт. Экипаж на время ремонта был подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии. По окончании ремонта 31.12 перешла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) для постоянного базирования;

1964 год весна
После сдачи курсовых задач участвовала в испытаниях стационарной береговой ГАС, неделями маневрирую строго по заданному маршруту, с заданными скоростями подо льдами Баренцева моря, с заходом в Карское море;

1964 год апрель
При выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и ПЛА была вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды;

1964 год май
В конце мая при переходе в доковый ремонт в губу Пала на СРЗ-10, после прохождения Топливного причала лодка попала в снежный заряд. Ни реверс, ни повороты помочь не могли, так как любой манёвр вёл на опасные глубины. Разрешающая способность РЛС не позволяла брать ориентиры при прохождении узкости. Тогда было принято решение обеспечить вход по данным ГАС, работающей в активном режиме, что и было выполнено без происшествий;

1964 год август - сентябрь
Продолжила участвовать в испытаниях стационарной береговой ГАС;

1965 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота;

1964 год лето (приблизительно)
КрПЛ впервые заступила в боевое дежурство в пункте базирования. Сначала на бочке в губе Нерпичья, затем - у пирса;

1965 год
При выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев (командир - кап.2р. Андросов А.П., старший на борту ЗКД кап.1р. Рыков В.П.), торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с КрПЛ. Благодаря внимательности старшего на борту, КрПЛ энергичным маневром по курсу, скорости и глубине удалось уклониться от собственной торпеды;

1966 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота и испытаний новой техники;

1966 год август - 1968 год июль
На СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Ответственный сдатчик - Куликов А.В. Тогда же на КрПЛ демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства. После окончания ремонта отправлена к новому месту базирования в губу Гремиха;

1968 год
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ КСФ с базированием в губе Гремиха;

1969 год
Выполнила задачи первой автономной БС (командир - кап.2р. Бессонов В.Б.) продолжительностью 21 сутки;

1969 год сентябрь
В группе ещё с двумя ПЛ из состава 17-й ДиПЛ приняла участие в учениях "Панель" в районе острова Медвежий, в ходе которых исследовались варианты покрытий корпусов подводных лодок;

1970 год 16 февраля
Вышла в море для выполнения задач второй БС под командованием кап.2р. Бессонова В.Б. (старший на борту - ЗКД кап.1р. Каширский В.А.). В течении похода КрПЛ, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами USS «Midway» CVB 41 и USS «Saratoga» CVA 60. На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. КрПЛ всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив КрПЛ прошла под днищем большого ракетного корабля «Неуловимый». Через 8 часов всплыла у острова Альбаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море КрПЛ была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования КрПЛ резко ушла на 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования;

1970 год 15 марта
В районе острова Капри КрПЛ всплыла для встречи с большим ракетным кораблем «Бойкий». С борта надводного корабля были перегружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода;

1970 год 1 апреля
Получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течении 6 часов под днищем БРК "Бойкий";

1970 год 6 апреля
КрПЛ была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70»;

1970 год 8 апреля
В 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 КрПЛ всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выведен в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, ПЛА лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7 отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав пульта ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59 перешли в 4 отсек. Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст.1ст. срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат;

1970 год 9 апреля
Весь личный состав 4 отсека выведен на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст.1ст. Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. КрПЛ оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел Посохина в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман вылез на верх живой и здоровый. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт., канадское судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ;

1970 год 10 апреля
Только через 30 часов после начала аварии КрПЛ случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь КрПЛ были посланы: ПЛ К-83 проекта 629 , Б-109 и Б-413 проекта 641 , судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», БРК «Бойкий», буксир «СБ-38» и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение КрПЛ было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку КрПЛ была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован;

1970 год 11 апреля
В 3 часа утра к КрПЛ подошёл теплоход «Саша Ковалёв». В 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на ПЛА. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка КрПЛ от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем КрПЛ К-5 и руководителем операции по спасению - начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П. и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 гр. на корму;

1970 год 12 апреля
В 02.40 к КрПЛ подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была ПЛА, а радиолокационная отметка от КрПЛ стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап.3р. Рубеко В.П. Было также обнаружено тело командира ПЛ кап.2р. Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Определенную роль в невозможности длительного удержания КрПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой и КрПЛ теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 погибли в результате затопления ПЛА. На борту ПЛА затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом;

1971 год 13 февраля
Исключена из состава ВМФ. Гибель КрПЛ К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, была названа улица в поселке Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.