Вооружение ми 28н ночной охотник. Аварии и катастрофы. Новый вертолет и его главные отличия


Вот он грозный вид спереди вертолета 09 желтый.

В 2011 году в Ростове-на-Дону были изготовлены 12 серийных вертолётов Ми-28Н,
из которых 10 были поставлены ВВС двумя партиями:
1-я - 4 шт (б/н 09(наш вертолет), 10, 11, 12 "жёлтый") В июле поступила в Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке. Первоначально машины предназначались для 393-ей авиабазы в Кореновске и имели бортовые номера красного цвета, после переподчинения Торжку цвет номеров был изменён на жёлтый.

Вот его номера:05-01 модель Ми-28Н №09 з/н 34012843251 (год производства 2011), 393 АвБ, 07.2011 переподчинен 344 цбп и плс, получил №09, в ходе МАКС-2011 первым получил р/н RF-93942;

Ми-28н это ночной вертолет на базе Ми-28А.

В 2006 году в серийное производство была запущена модификация Ми-28Н («Ночной охотник») отличающаяся от первоначальной более современным БРЭО. За наведение управляемых ракет в «Ночной» модификации отвечает комплекс «Тор» производства ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». Для обзора передней нижней полусферы используется ТОЭС521 производства ФГУП «ПО „Уральский оптико-механический завод“». Новая ОПС на Ми-28Н, вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.

винт:Ми-28Н главный редуктор ВР-29 вместо ВР-28 на Ми-28А

Вертолёт Ми-28Н принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г

пушка

шасси

лобовое стекло

бок

общий вид справа

крупнее кабина

хвост

общий вид сзади

сзади справа

крупнее

Взлетно-посадочные устройства выполнены по трехопорной схеме с хвостовым рулевым колесом.

лопасть,это лампочка на законцовке? Это для балансировки?

винт

выхлоп

выхлоп

хвост

X-образный рулевой винт, который обеспечивает лучшие характеристики по сравнению с обычным рулевым винтом классической схемы.

хвостовая балка

хвостовой винт

подвеска:это авиабомба 250, 500 кг,или бак с зажигательной смесью

общий вид слева

теперь посмотрим на его брата,он вооружен получше: 38 желтый Переоборудован как прототип Ми-28НЭ В 2010 г. принимал участие в демонстрационных полетах в Индии.Сразу бросается в глаза система над основным винтом,отсутствующая на предыдцщем вертолете.

02-02● Ми-28Н №38 з/н 34012840202 (2007) (2-я установочная партия), ОКБ Миля, в 2010 году дооборудование в опытный прототип Ми-28НЭ на МВЗ по перечню ОКБ для продолжения КЛИ, 09.2010 принимал участие в демонстрационных полетах в Индии как Ми-28НЭ, перед МАКС-2011 получил новую окраску ВВС РФ;

Те теперь у нас такая новая окраска ВВС?
справа,у фюзеляжа это НАР С-13?

Ми-28НЭ отличается от прототипа(Ми-28Н) принципиально новым интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования, обеспечивающего возможность ведения боевых действий в любое время суток, а также различными другими средствами повышения боевой эффективности и живучести. На Ми-28НЭ установлены новый многопоточный главный редуктор и модернизированные двигатели

Многослойные бронестекла кабины летчика и кабины оператора,бронеплиты на двери летчика и люке оператора

рабочие места

воздухозаборник

стойка шасси

пвд

от же понапихали: 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ.Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы, ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°.Пушка синхронизирована с прицелом. Летчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела..Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. Вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

тепловые ловушки,пустые.На 09 были закрыты красными защитными крышками. Там наверное они были!!!

«Атака» (Индекс ГРАУ - 9М120, по классификации МО США и НАТО - AT-9 Spiral-2) - противотанковая управляемая ракета с радиокомандной системой управления, разработанная на базе ракеты 9М114 комплекса «Штурм». Предназначена для поражения бронетехники, живой силы, ДОТов, объектов ПВО, и вертолетов. Система управления ракетой включает в себя расположенные в приборном отсеке ракеты приемник радиокомандной линии и блок ответчика с импульсной лампой, а также расположенные на пусковой установке носителя комплекса пеленгатор импульсной лампы и передатчик команд управления миллиметрового диапазона длин волн.

боковинка

оптическая система

пушка

Установленные на вертолете лопасти несущего винта из композиционных материалов позволяют сохранить их работоспособность при поражении артиллерийскими снарядами калибром до 30 мм.

хвостовой винт

кабина

ближе

пушка

что за система?

и еще оптическая система:Для обзора передней нижней полусферы используется ТОЭС521 производства ФГУП «ПО „Уральский оптико-механический завод“»

вооружение

радар над винтом

Управляемая инфракрасная ракета 9М39 "Игла-В" является легкой ракетой класса "воздух-воздух" с малым радиусом действия.
Предназначена для поражения медленно и среднелетящих воздушных целей. Вес ракеты равен 10.8 кг. Скорость полета достигает 570-600 метров в секунду. Дальность применения ограничена пятью километрами. Игла оснащается довольно мощной боеголовкой весом в 2 кг. Игла способна выдерживать большие перегрузки и имеет отличные характеристики по помехозащите. Является средством типа "пустил-забыл" то есть полностью автоматическим комплексом слежения за целью.
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Первый пуск 1961

кабина

особенно радует система опечатывания дверей:-)))

а вот ее открыли

хвостовая балка

система вентиляции

хвостовой винт

воздухозаборник:Обеспечена возможность полета на одном двигателе с автоматическим выводом его на чрезвычайном режим при отказе или поражении второго

общий вид слева

а теперь в полете:

общая группа

с ми-26

35 желтый 01-04 Вторая предсерийная партия, изготовлены по доработанной серийной документации на МВЗ им.Миля в Панках из комплектующих, изготовленных в т.ч. на "Росвертоле". в строевые части не поступал, используется для испытаний. Базируется в Торжке

01-04● Ми-28Н №35 з/н 34012835104 (2006-2007) (2-я установочная партия), 344 цбп и плс АА, используется для испытаний, МАКС`07`09, 2010 – дооборудование на МВЗ для продолжения СЛИ ПОС

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Пассажиров: 3 человека
Длина фюзеляжа: 17,05 м
Высота: 3,82
Ширина с консолями крыла 5,88 м
Диаметр несущего винта: 17,2 м
Диаметр рулевого винта: 3,85 м
Масса:
пустого: 8095 кг
нормальная взлётная масса: 10900 кг
максимальная взлетная масса: 12100 кг
Масса боевой нагрузки: 2300 кг
Масса топлива: 1500 кг
Силовая установка:
Тип двигателя: турбовальный
Модель: Мотор Сич ВК-2500-02
Мощность:
на чрезвычайном режиме: 2700 л. с.
на взлетном режиме: 2200 л. с.
на крейсерском режиме: 1500 л. с.
Максимальная скорость:
при горизонтальном полете: 300 км/ч
крейсерская: 270 км/ч
Дальность полета:
максимальная 450 км
с ПТБ: 1087 км
Статический потолок: 3600 м
Динамический потолок: 5000 м
Скороподъёмность: 13,6 м/с
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
Точек подвески: 4
Подвесное стрелково-пушечное: 2 × 23-мм ГШ-23Л
Неуправляемое ракетное: НАР С-8 - 4 х 20 шт; НАР С-13 - 4 х 5 шт;
Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» (9М120, 9М120Ф, 9А-2200) х16.
«Воздух-воздух»: Игла-В - 4 x 4 шт.,
Бомбовое: авиабомбы 250, 500 кг, баки с зажигательной смесью[источник не указан 222 дня]

30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ.Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы, ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°.Пушка синхронизирована с прицелом. Летчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела..Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. Вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолетов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через помехозащищённый радиоканал миллиметрового диапазона (узкая диаграмма направленности), передатчик находится в носовой части вертолета, приемник расположен в задней части ракеты. Возможно применение ракет одновременно с 10 носителей. В сочетании с автоматом сопровождения цели, вертолет может маневрировать с углом рыскания ±110°, по крену ±30°. В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой с высоким темпом стрельбы, лазерные системы менее надежны в условиях задымлённости (запылённости и тумана).

Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолетов, самолетов, крылатых ракет. На ракете Игла предусмотрено охлаждение головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только по теплу от горячих выхлопных газов двигателя, но и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию тепловых помех.

КМГУ-2 Контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений.

НАР Неуправляемые ракеты предназначены для уничтожения живой силы, легкой бронетехники и объектов инфраструктуры. Главное достоинство - дешевизна.

Задумал я сказ о боевых вертолетах России. Сегодня небольшой этюд о Ми-28Н.

Анализ войны в Афганистане четко показал, что армия нуждается в новом вертолете на замену Ми-24. Да и суппостаты приняли на вооружение вертолет огневой поддержки АН-64 "Апач". Был объявлен конкурс на создание вертолета нового поколения.
Конструкторское бюро им. Миля в 1982 г. представило свой проект Ми-28, по боевой эффективности ничем не уступающий конкурентам. Вертолет, вооруженный таким же значительным арсеналом что и Ми-24, существенно превосходил его по многим параметрам.

Двухместный боевой вертолет построен по классической одно винтовой схеме. Габариты позволяют перевозить его на военно-транспортных самолетах Ил-76 без разборки.
Максимальная взлетная масса – 12 100 кг;
длина – 16,9 м;
высота – 3,8 м;
диаметр главного винта – 17,2 м;
силовая установка – два газотурбинных двигателя мощность по 2200 л.с.;
максимальная скорость – 382 км/ч;
практическая дальность – 960 км;
динамический потолок – 5800 м.

В качестве основного вооружения на борту размещены управляемые ракеты противотанкового комплекса "Атака" и поворотная 30-мм скорострельная пушка. Это позволяет машине с максимальной эффективностью выполнять свою главную роль – истребителя танков.
Боевая нагрузка вертолета – 1200 кг, в том числе блоки неуправляемых ракет и авиабомбы различных калибров, контейнеры с авиационными скорострельными пушками.
Боевая живучесть обеспечена дублированием агрегатов с максимальным их разнесением и взаимным экранированием.

Применены защита более важных узлов менее важными, комбинирование разных типов брони. Выбор материалов и размеров конструкции исключают катастрофические последствия для вертолета при его повреждении в бою. Бронированные боковые и лобовые стекла держат попадание снарядов до 12,7 мм, кабина – 23 мм, т.е. это практически как хорошая БМП с точки зрения защиты. Несущий винт держит поражение лонжерона 20 мм и позволяет при этом лететь! С рулевым винтом такая же ситуация!

Система спасения экипажа позволяет летчикам выживать при достаточно жестких соударениях с поверхностью земли с вертикальными скоростями до 13 м/с.
Ни у одного вертолета в мире не было и нет столь мощной броневой защиты!
Ми-28 нельзя сбить из стрелкового оружия, это подтверждено наземными испытаниями.

В феврале 1984 года было принято решение о подготовке серийного производства.

Впервые новый истребитель танков Ми-28 был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 г.
При благоприятном стечении обстоятельств армия могла получить Ми-28 на вооружение еще 20 лет назад, однако этого не произошло. По результатам государственных испытаний было решено, что представленная на конкурс одноместная машина Ка-50 более перспективна.

Но все-таки программа по Ми-28 была продолжена и предусматривала создание на первом этапе модернизированного дневного вертолета Ми-28А, а затем его ночного варианта Ми-28Н. Однако этим планам не суждено было сбыться, СССР прекратил существование, финансирование работ остановилось. Изменились взгляды на боевое применение вертолетов, обозначилось отставание от конкурентов, которые создали подобные машины и работали над их модернизацией.

В 1995 г. появилось техническое задание на облик вертолета, который может летать ночью, стрелять из укрытия и т.д. Все силы и финансовые средства милевцы направили на разработку ночного вертолета Ми-28Н. Машина, получившая название "Ночной охотник" стала ответом американскому летающему танку AH-64D "Апач Лонгбоу" корпорации McDonnell Douglas.

Учитывая что компоновка и конструкция Ми-28 отвечали самым современным требованиям, решено было разработать для вертолета лишь новую авионику. Модифицированный вертолет планируется как всепогодный круглосуточного применения с принципиально новым комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Ночной охотник ничем не уступает Апачу, а по характеристикам боевой живучести существенно превосходит. Ми-28 – единственный наш боевой вертолет, который выполняет такой же пилотаж как и американцы: петли, бочки, перевороты и т.п.

Ми-28Н пилотируется в ручном и автоматическом режимах с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах как днем так и ночью. Поиск, обнаружение и распознавание целей также происходят в ручном и автоматическом режимах. Одновременно для выполнения задания могут задействоваться группы вертолетов. При этом порядок уничтожения целей и их распределение между машинами осуществляется автоматически.

Боевой ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» производства холдинга «Вертолеты России» много лет проходил испытания и был официально принят на вооружение Министерством обороны РФ 22 ноября 2013 года.

При написании поста использованы материалы телепередачи "Оружие ХХ века".

Ми-28, или «Опустошитель», как его кодифицирует НАТО, – ударный вертолет российского производства. Разработан для ведения боевых действий, направленных против легкого и среднего класса танков, бронированной техники и живой силы противника.

История создания Ми-28

Вертолёт конструировался на конкурсной основе. Ми-28 создавали работники вертолетного завода имени М.Л. Миля. Ему противостоял Ка-50 (ОКБ Камова). Первая опытная машина совершила полет 10 ноября 1982 года. На ней не было никакого вооружения, поскольку первый полет совершался с целью проверки летно-технических характеристик. Его установили лишь на втором экземпляре. Конструкцию подкорректировали под замечания, вынесенные комиссией ВВС.

В 1985 году началась постройка третьего опытного экземпляра, в котором были учтены все замечания. В 87-м модернизированная модель получила маркировку Ми-28А. Его испытания начались в январе 88-го, и после этого вертолет продемонстрировали на авиавыставках в Париже и Ред-Хилле (под Лондоном). В 1991 году был создан второй экземпляр сотрудниками МВЗ. Через два года под Гороховцом он блестяще продемонстрировал себя на учениях.

В 96 году 16 августа вертолет прошел курс модернизации (Ми-28Н). Через четыре месяца он совершил первый опытный полет.

В 2005 году начались ГСИ (государственные совместные испытания). В программе было заложено проведение массовых наземных и воздушных испытаний. Они и показали летно-технические качества вертолета. Их проведение возглавил сам главнокомандующий ВВС России. В декабре на предприятии соорудили первый опытный образец. Начальный этап ГСИ закончился в 2007 году.

Государственные совместные испытания включали в себя два этапа. В первом характеризировалась общая картина и возможное будущее производство. Помимо этого, просматривалась способность вертолета к уничтожению наземных противников. Во втором этапе проверялась способность поражать воздушных противников с помощью ракет «воздух-воздух», а также выживаемость вертолета.

ГСИ для Ми-28Н завершились 26 декабря в 2008 году. По результатам стало ясно, что вертолет полностью соответствует требованиям и нормам ТТЗ. В 2009 году президент РФ отдал приказ на принятие вертолета на вооружение ВВС, а в 2013-м тот же приказ отдало Министерство обороны страны. В 2005 году подписали договор на долгосрочной основе о поставке 67 единиц Ми-28Н. В это же время начальник РГШ генерал Ю. Балуевский заявил о необходимости спецназа в вертолетах Ка-50 и Ка-52, но уточнил информацию насчет Ми-28Н. «Ночной охотник» является основной боевой единицей типа вертолет.

В 2006 году два экземпляра приняли участие в учениях «Щит Союза-2006» на территории Республики Беларусь. Был продемонстрирован ОП-1 (первый опытный образец) и 01-01 (первый предсерийный экземпляр). Седьмого сентября в Ростове-на-Дону были проведены государственные испытания на заводе ОАО «Роствертол».

Первые четыре Ми-28Н прикрепили к Торжокскому центру боевой авиации (2008 год). В январе этого же года первые два экземпляра поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА. В период с 2009 по 2011 год в ВВС России поступило 27 серийных вертолетов (четвертая армия ВВС и ПВО). К концу 2010 года на базе 6971 сформировали первую вертолетную эскадрилью из шестнадцати серийных Ми-28Н. В октябре начались параллельные поставки вертолета на 6974-ю авиабазу. До конца 2010 г. во владение Минобороны РФ поступило 38 серийных экземпляров. После этого ВВС и завод заключили еще один договор на тридцать вертолетов. Сдать их необходимо было до 2014 года. На конец 2013 года для ВВС РФ построено 63 Ми-28Н.

Различные модификации

Самая первая модификация Ми-28А не нашла своего серийного решения, поскольку не соответствовала стандартам и нормам вертолета круглосуточного функционирования. Ми-28Н, или «Ночной охотник», наоборот, показал себя с хорошей стороны и был введен в серийное производство. Его отличием была установка более модифицированного БРЭО. Наведение ракет осуществляет комплекс «Тор», производимый на ОАО «Красногорский завод имени Зверева». Нижнюю полусферу обозревает ТОЭС521, а обновленная ОПС помогает при ночных рейсах.

  1. Ми-28 – опытно-экспериментальный прототип. Кодировался как «изделие 280».
  2. Ми-28А – «изделие 286». Модернизированная модель с наличием двигателей ТВ3-117, стеклопластиковыми лонжеронами, составом оборудования, Х-образным РВ 286-1.
  3. Ми-28Л – лицензированный Ми-28А для использования в Ираке.
  4. Ми-28Н – вертолет для проведения ночных операций. Главный редуктор ВР-29.
  5. Ми-28НЭ – экспортный вариант.
  6. Ми-28НМ – модернизированный Ми-28Н. Разработки еще ведутся.
  7. Ми-28УБ – вертолет используется в учебных целях.

Присущее радиоэлектронное оборудование

Главным разработчиком БРЭО для Ми-28Н является ФНПЦ РПКБ. Бортовое радиоэлектронное оборудование обеспечивает:

  • боеготовность вертолета вне зависимости от метеоусловий и времени суток;
  • автоматическое распределение целей;
  • выполнение поставленных задач на очень малых высотах;
  • продуктивное взаимодействие в команде или в группе с воздушными или наземными частями войск;
  • параллельные или совместные действия по поражению целей оператором или летчиком;
  • возможность обслуживать вертолет на больших дистанциях от пункта дислокации;
  • адаптация новых АСП.

Комплекс состоит следующего:

  • одна вычислительная система. Она обеспечивает полную обработку информации на базе ЭВМ «Багет-53»;
  • новейшее НО с наличием высокоточной ИНС-2000 и курса-вертикали СБКВ-2В-2;
  • информационное поле кабины пилота складывается из жидкокристаллических индикаторов и многофункционального пульта;
  • система обнаружения лазерного и радиоэлектронного облучения;
  • система управления вооружением;система САУ;
  • система нашлемного целеуказывания и индикации;
  • обзорная система летчика с функцией ночного видения (в составе находятся тепловизорный канал, низкоуровневый ТК и лазерный дальномер);
  • обзорно-прицельная система обнаружения объектов, распознавания и прицеливания;
  • пилотажный комплекс;
  • бортовой комплекс для связи КСС-28Н-1. Отвечает за автоматический обмен данными между вертолетом и наземным пунктом командования. Способен работать в режимах ППРЧ и ФРЧ.

Также к составу БРЭО относится тепло-телевизионный автомат семейства «Охотник», который функционирует для интеллектуальной переработки видеоизображений под осмотр фоноцелевой картины вне зависимости от времени суток и условий погоды. Помимо этого, Ми-28Н может указывать (подсвечивать) цель для истребителей или других вертолетов.

Ми-28 обладает редкими способностями. К примеру, в том случае если вертолет потерпел поражение, был подбит или начал разламываться по всей конструкции, отсоединяются лопасти винта, двери и консоль и крыла, затем перерезаются ремни притяга, надуваются баллонеты, обеспечивающие безопасное покидание кабины. Экипаж приземляется с помощью парашютов.

За живучесть Ми-28 отвечает высокостойкая броня, способная удержать прямое попадание бронебойных пуль (калибр 12,7 мм), осколочных снарядов (20 мм).

Кабина экипажа сконструирована из листов алюминия (10 мм), на которые наклеены бронеэлементы из керамики (16 мм). Двери кабины сделаны из стеклопластика (в составе алюминиевая плита и керамическая броня). Стекла в лобовом отсеке сделаны из 42-миллиметрового силикатного блока, в дверях и боковые – 22 мм.

Кабина оператора и летчика отсоединены друг от друга алюминиевой бронеплитой толщиною 10 мм. Антивозгорательный эффект в топливных баках обеспечивают заполненный по обшивке пенополиуретан и латексные самозатягивающиеся протекторы.

Этот вертолет способен лететь на очень малой высоте, до пяти метров, с отгибанием рельефа. Повышенная маневренность обеспечивает перемещение вертолета назад и в стороны. А благодаря ЭВУ (экранно-выхлопные устройства) заметность у Ми-28 в инфракрасном диапазоне уменьшена вдвое.

Специальная аппаратурная установка радиопомех обеспечивает защиту от управляемых ракет и ИК-головок самонаведения.

Ми-28Н – это первый вертолет, на котором применены сферические шарниры эластомерного типа, они не требуют смазки.

Данный вертолет состоит на вооружении в таких странах, как Россия, Ирак, Египет, Алжир.

Ми-28 характеристики:

Модификация

Диаметр главного винта, м

Диаметр хвостового винта, м

Масса, кг

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Внутренние топливо, л

Тип двигателя

2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

Мощность, кВт

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Перегоночная дальность, км

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Статический потолок, м

Экипаж, чел

до 2 пассажиров

Вооружение:

одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески:
4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и
2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или
2 ПУ с 130-мм НУР
Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин
По крыльями - 16 ПТУР Вихрь

Ми-28 видео

Во время распада СССР многие перспективные образцы военной техники оказались в подвешенном состоянии. Сегодня некоторые из этих воинов периода холодной войны возвращаются к жизни, в том числе и вертолёт Ми 28 . Несмотря на то что прототип взлетел в 1982 году, заказ на серийные машины был выдан лишь в 2009 году.

История создания Ми 28

В ноябре 1982 года прототип Ми-28 поднялся в воздух. Хотя он и уступил конкуренту в официальном конкурсе в 1984 году, работа над вертолётом не останавливалась. Последующие сравнительные испытания снова оказались в пользу , но ОКБ им. М.Л. Миля продолжали совершенствовать машину.

В январе 1988 года взлетел первый усовершенствованный вертолёт Ми-28А . Он оснащён более мощными двигателями ТВ-3117ВМА, развивавшими по 2200 кгс, а оригинальный трёхлопастный рулевой винт заменён Х-образным, как у вертолёта Apache. Эта машина продемонстрирована ошеломлённому Западу на парижском салоне в 1989 году. Второй вертолёт присоединился к программе испытаний в 1991 году.

В 2003 году Российская армия заказала 300 единиц Ми-28Н , которые поставлены в 2015 году. Вертолёты сейчас находятся в ограниченной эксплуатации. ОКБ Миля разработало экспортную версию этой машины – Ми-28НЭ и 14 таких вертолётов заказала Венесуэла, их предполагает закупить и Индия. Разработан упрощённый вариант без РЛС и ночного обзорно-прицельного оборудования, получившего обозначение Ми-28Д .

Описание вертолёта Ми 28

Получивший в НАТО кодовое название «Navoc-B»,компактный, приземистый и угловатый Ми-28Н стал вертолётом огневой поддержки традиционной компоновки. В расположенных уступом бронированных кабинах размещаются пилот (сзади) и оператор (спереди), под носовой частью подвешена пушка. Ми-28 оснащён трёхколёсным шасси с большими колёсами на главных стойках и самоориентирующимся хвостовым колесом.

Кабины пилотов закрыты плоскими не дающими бликов бронестёклами и защищены титано-керамической бронёй. Жизненно важные элементы конструкции хорошо бронированы и дублированы, и экранированы менее важными частями. Экипаж защищён ударопоглощающими креслами, выдерживающими жёсткую посадку с вертикальной скоростью 12 м/сек. Система аварийного покидания машины отстреливает дверцы, лопасти и наполняет надувные мешки по бортам фюзеляжа.

Люк в левом борту за крылом ведёт к отсеку БРЭО и грузопассажирскому отсеку на трёх человек, позволяющему Ми-28 подобрать другой экипаж, севшего на вынужденную посадку вертолёта.

На эластомерных шарнирах к титановой втулке несущего винта крепятся пять лопастей из композитного материала. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане и выпуклый профиль большой подъёмной силы. Хвостовой винт состоит из двух двухлопастных – тип «ножницы». Лопасти установлены под углом около 350 горадусов друг другу и образуют Х-образную форму.

Силовая установка – два турбовальных двигателя ТВ3-117ВМА, установленных в мотогондолах по бортам фюзеляжа. На каждом прототипе испытывались несколько типов устройств снижения ИК-заметности. В новейшей конфигурации используются три направленных вниз сопла, размещённых в специальных кожухах, рассеивающих ИК-излучение.

К мотогондолам крепится небольшое крыло с четырьмя пилонами для подвески вооружения. На каждом узле подвески можно нести до 480 кг. Это четыре трубчатых ПУ ракет 9М114 «Штурм-В», либо 9М120 «Вихрь» или 9М39 «Игла-В» и контейнеры НАР калибра 80 мм/120 мм, либо контейнеры с пушками. Законцовки крыла оснащены контейнерными пусковыми устройствами для выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.

Ми-28Н обрёл возможность всепогодных и ночных ударов, благодаря установленной над втулкой винта РЛС миллиметрового диапазона, эквивалентной РЛС вертолёта АН-64D Longbow. Также был добавлен новый комплект датчиков, включая ТВ/ИК-систему «Зенит» переднего обзора, и лазерный целеуказатель в шаровой турели под носовым обтекателем.

Ми-28Н вооружён одноствольной подвижной 30-мм пушкой 2А42 под носовой частью с парой ящиков по 150 снарядов. Боекомплект перемещается вместе с пушкой. Пушка поворачивается влево и вправо на 1100 от оси, поднимается на 130 и опускается на 400. В носовой части установлен обтекатель системы наведения ракет.

Лётные характеристики Ми 28

  • Длина вертолёта при вращающихся винтах – 17.2 м.
  • Диаметр несущего винта – 21,093 м.
  • Высота с антенной обзорной РЛС – 3,82 м.
  • Максимальная скорость горизонтального полёта – 300 км/час.
  • Крейсерская скорость – 270 км/час.
  • Взлётный вес максимальный – 11500 кг.
  • Нормальный взлётный вес – 10400 кг.
  • Дальность при перегоне – 1100 км.
  • Боевой радиус – 500 км.
  • Статический потолок – 3600 м.
  • Динамический потолок – 5800 м.
  • Экипаж – 2 чел.

Интересные факты о вертолёте Ми 28Н

До появления в российском вертолётостроении Ми-28 ни один из вертолётов не выполнял такие фигуры высшего пилотажа, как бочка и петля Нестерова. А Ми-28 делал не только эти фигуры, а ещё летал боком и назад со скоростью не менее 100 км/час.

Выполняя полёты в сложных метеоусловиях и ночью, Ми-28Н летит на высоте 5 метров, с огибанием рельефа местности, ищет и уничтожает противника и наводит другие вертолёты на цели.

Вертолёт Ми-28Н обнаруживает противника даже ночью на расстоянии 35 км.

Лётчики-испытатели называли Ми-28 «вертолёт-боец», а в народе окрестили «летающим танком».

Ми 28 ночной охотник видео


Боевой вертолет Ми-28 - ударный, разработка которого началась ещё в СССР. В круг его боевых задач входит поиск и уничтожение танков и другой бронированной техники врага в условиях активного огневого противодействия. Также его можно применять против малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

Ми-28 — название проекта или, если можно так сказать, прототип, который успешно показал себя на испытаниях и был принят для дальнейших доработок. В результате ряда модификаций вертолет МИ-28, характеристики которого доработаны, стал совместим с современными видами вооружений, кроме того появилась возможность установки более продвинутого радиоэлектронного оборудования.

Ночной охотник

так назвали МИ-28 за возможность вести боевые действия в любое время суток и любых погодных условиях

Ещё одним существенным плюсом стала возможность вести бой в любое время суток и при любых погодных условиях. Эта модель получила название Ми-28Н «Ночной охотник». Назначение и характеристики боевой машины разрабатывались для гарантированного уничтожения живой силы и техники противника.

Именно этот вертолёт и стоит на вооружении ВВС Российской Федерации. И именно он будет рассмотрен в этой статье.

История боевого вертолета МИ-28

16 декабрь 1976 года - ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление, в котором говорится о создании на конкурсной основе нового поколения боевых вертолётов Ми-28 и В-80.

1978 год - начало разработки вертолёта наМосковском вертолётном заводе им. М. Л. Миля. Это были творческие соревнования с ОКБ Камова.


Вертолётный завод им. М. Л. Миля. Место, где создавался Ми-28М.

10 ноября и 19 декабря 1982 года - первые полёты опытных образцов вертолёта Ми-28. Первый образец предназначался для снятия лётно-технических характеристик (ТТХ МИ 28) и не нёс на себе вооружения.

1987 год - на основе прошлых испытаний и с учётом всех замечаний заказчика была создана улучшенная модель вертолёта - Ми-28А.


Январь 1988 года - начало испытаний Ми-28А. Они прошли благополучно.


Первый полёт Ми-28

1989 год - Ми-28А был представлен на авиасалоне в Париже и на выставке авиации под Лондоном. Многих он впечатлил. В том же году, первый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был впервые официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздника в Тушино.

Апрель 1986 года - совместные полёты Ми-28А и Ка-50 на Гороховецком полигоне в рамках программы государственных совместных испытаний (ГСИ). Ми-28А показал себя как нельзя лучше. Но всё равно был отправлен на модификации, в виду развития различных боевых систем в те годы. А Ка-50 не справился с задачей, но разработка этого проекта не была прекращена, и позже был создан известный многим Ка-52 «Аллигатор».

16 августа 1996 года - выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н.


Ми-28Н на взлёте

Май 2005 года - начало Государственных совместных испытаний боевого вертолёта Ми-28Н.

Конец декабря 2005 года - подъём в воздух первого серийного вертолёта нового поколения Ми-28Н.

2007 год - завершение первого этапа ГСИ Ми-28Н. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение об эффективности вертолёта и тех. характеристики МИ 28. Также было рассмотрено возможное будущее проекта. При этом командованием ВВС был сформирован технический облик вертолёта.

15 октября 2009 года - указ президента РФ о принятии вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник» на вооружение.


Боевое звено Ми-28Н

Технические характеристики «Ночного охотника» (ТТХ)

Конструкция

Вертолёт построен по классической одновинтовой схеме. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Именно такая форма позволяет Ми-28Н выполнять сложнейшие фигуры пилотажа (вроде, мёртвой петли или бочки) на высоких скоростях. Ещё одним плюсом такой схемы является снижение уровня шума и понижение заметности, которыми обладает вертолет ми 28 (технические характеристики, заявленные производителем, полностью подтвердились во время боевого применения).


Х-образный рулевой винт
Пример одновинтовой схемы. Один несущий и один рулевой винт

Все жизненно важные системы и механизмы на вертолёте дублированы. Это обеспечивает характеристики МИ-28Н в части его невероятной выживаемости и боевой живучести. Рассмотрим, например, двигатели.

Двигатели

Крайне удачным решением в Ми-28H стало расположение его двигателей. Они установлены по бокам фюзеляжа, каждый в отдельной мотогондоле. Между ними расположен главный редуктор и вспомогательная силовая установка.

Расположение двигателей исключает поражения обоих сразу.

И даже если один будет выведен из строя, вернуться на базу можно будет на втором.


Двигатели Ми-28Н с открытым кожухом мотогондолы

Броня

«Ночной охотник» МИ 28 предназначен для активных боевых действий в гуще боя. И поэтому у него имеется множество особенностей. Так, особое внимание в конструкции уделяется защите экипажа и внутренних механизмов машины.

Одной из особенностей вертолёта является остекление кабины. Всё остекление выполнено из силикатного стекла с определенными свойствами, конструктивными особенностями и имеющее определённую толщину.

МИ-28Н единственный выдерживает попадание крупнокалиберных пуль.

Ми-28Н единственный в мире вертолет, чьи боковые бронестёкла способны выдержать попадание пули калибра 7,62 мм. А лобовые стёкла могут выдержать прямое попадание калибра 12,7 мм. Но, несмотря на такие внушительные показатели брони, прозрачность стекла близка к 100% .

Площадь остекления кабины вертолёта пусть и немного, но всё же больше чем у некоторых аналогов. Такое решение существенно увеличивает обзор экипажа. Кроме того, далеко не на последнем месте стоит удобство положения экипажа в кабине. Эргономические кресла обеспечивают не только комфортное пребывание экипажа в кабине, но и способны защитить его в случае аварийной посадки.


Броня кабины экипажа выполнена из листов алюминия, на которые наклеены керамические плитки. При попадании пули или осколка плитка раскалывается, но при этом гасит энергию и останавливает поражающий элемент. Такая броня способна выдержать попадание снаряда в 20 мм.

Кабины командира и оператора отделены друг от друга алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму возможность поражения обоих членов экипажа одним выстрелом.

попадание такого снаряда выдерживает броня кабины экипажа

Электроника

На вертолёте установлен современный бортовой комплекс обороны. Эта система способна реагировать на любую угрозу во время выполнения задания. Она в автоматическом режиме сообщит экипажу о любой атаке, определит степень её опасности и подскажет как выйти из сложившейся ситуации. Например, совершить манёвр или произвести отстрел ложных тепловых целей.

В обширный комплекс бортового оборудования входит система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении. Эта система позволяет пилоту ещё до пуска вражеской ракеты узнать, что на него нацелена лазерная система наведения. Также благодаря этой системы пилот может своевременно уходить от радаров противника.


Локатор

Для вертолёта был разработан принципиально новый локатор. Именно в нём находятся основные системы радиообнаружения. Они позволяют вертолёту сопровождать одновременно четыре цели.

Ми-28Н оснащен по-настоящему всевидящим локатором.

Локатор крепится над винтом, что обеспечивает круговой обзор. Благодаря такому решению вертолёту не нужно разворачиваться, чтобы оценить обстановку позади себя. И такие возможности делают Ми-28Н его по-настоящему всевидящим.

Например, вертолёт может скрываться в горах он вражеских радаров, но при этом собственный радар машины выдаёт экипажу всю необходимую информацию об обстановке на поле боя.


Положение локатора на вертолёте

Для обнаружения и распознавания целей, а также наведения на них оружия, используется обзорная станция нового поколения. Она имеет телевизионный, тепловизионный и лазерный каналы. Благодаря высокой стабильности платформы, на которую установлена станция, удержание цели происходит даже при выполнении манёвра.

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивает аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, и ИК головкам самонаведения.

Электронные системы внутри вертолёта МИ 28 М.

Лопасти и рулевой винт

Лопасти самого первого Ми-28 были сделаны из алюминия, но этот металл очень хрупкий. Его запросто можно повредить пулей или осколком. Чтобы этого не допустить лопасти «Ночного охотника» сделаны из композитных материалов.

Основу лопастей или лонжероны изготавливают из прочной стеклоленты. Изготовление происходит по методу спиральной намотки, благодаря такому подходу лопасть способна выдержать попадание снаряда вплоть до калибра 12,7 мм.


Схема спиральной намотки

Одно из самых уязвимых мест в любом вертолёте - вал, передающий крутящий момент на рулевой винт. Любое, даже не самое серьёзное повреждение, выводит этот вал из строя, и вертолёт становится неуправляемым.

У Ми-28Н вал несколько больше в диаметре, а конструкция выполнена по специальной схеме.

Сочетание этих двух факторов повышает выживаемость вертолёта, ведь даже при попадании пули или осколка вал не разрушается полностью и сохраняет работоспособность.

Крылья и вооружение

Крыло Ми-28Н имеет четыре точки подвески и может нести до двух тонн различного вооружения. Стрелковое вооружение МИ 28 состоит из 30-мм пушка 2А42, ее скорострельность способна достигать до 800 выс/мин.

А угловые отклонения влево, вправо, вверх и вниз обеспечивают весьма обширный сектор обстрела. Выстрел из такого орудия бьёт на четыре километра и способен прошить броню толщиной в 15 мм. Пушка МИ 28 и боезапас полностью аналогичны таковым у БМП, а значит вертолёт может пополнить боезапас прямо на поле боя. Боекомплект насчитывает 250 выстрелов.


Ми-28Н заходит на цель

На Ми-28Н устанавливаются блоки неуправляемых и управляемых ракет «Атака». Против управляемых ракет не способен выстоять не один танк с динамической защитой. Дальность таких ракет составляет 8 километров.

«Ночной охотник» укомплектован ракетами «Атака».

В воздухе «Ночной охотник» также может за себя постоять. На борт можно установить сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух», способные поражать вражеские вертолёты и малоскоростные самолёты и работающие по схему «выстрелил-забыл».


Безопасность

При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 метров производиться отстрел дверей обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни кресел, с боков надуваются специальные трапы, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повёрнутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.


Ми-28 с отстреленными дверьми и со сдувшимся трапом

Если нештатная ситуации произошла на высоте менее 100 метров, срабатывает система принудительного притяга ремней, надёжно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах.

При касании энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают её. Затем в работу вступают кресла, способные погасить внушительные перегрузки, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

Модификации

Ми-28Н в строю совсем недавно и большая часть созданных модификаций предназначены для экспорта.

Название Описание

Прототип («изделие 280»), созданный в 1982 году в рамках творческого соревнования. Опытно-экспериментальный образец. Было выпущено 2 машины

Первая модификация Ми-28 («изделие 286»). Замене подверглись двигатели, несущий и рулевой винты и радиооборудование. На вооружение МИ 28 в таком состоянии не поступил. Был морально устаревшим. Было выпущено 2 машины

Экспортной вариант модификации вертолёта. Разработан в рамках договора с Ираком в 1990 году. Договор так и не был выполнен, ни одной машины создано не было

Ночная модификация на базе Ми-28А. Изменениям подверглись двигатели, БРЛО и кабина пилотов. Состоит на вооружении ВВС РФ

Проект модернизации Ми-28Н. Разработка модернизированной версии начата в 2009 году. Планируется штатная установка РЛС нового типа и системы дублированного управления, благодаря которой штурман-оператор сможет также управлять вертолётом. 29 июля 2016 года Ми-28НМ совершил первый полёт

Экспортная модификация вертолёта Ми-28Н. Договор заключён в 2012 году с Ираком. Планируется построить 15 машин

Специальный вертолёт с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н, при этом сохраняет всю функциональность ударного вертолёта

Сколько боевых машин на вооружении России

Сколько МИ-28н на вооружении России? По состоянию на 2018 год, по данным портала , на вооружении ВВС России состоит более 108 вертолетов.

такое количество МИ-28Н стоит на вооружении ВВС России по состоянию на 2018 год

Боевое применение

Модификация Ми-28Н принята на вооружение совсем недавно, но она уже успела показать себя в бою.

14 октября 2015 года - группировка боевых вертолётов Ми-28 вошла в состав Авиационной группы ВВС России в Сирии.

25 июня 2016 года - Ми-28 сыграл важную роль в кампаниях по освобождению городов, в частности Эль-Фаллуджи, Рамади и других операциях. C начала 2017 вертолёты Ми-28 задействованы в операции Фатах.

Плюсы и минусы

  • выживаемость. Все жизненно важные системы дублированы, что повышает шанс на сохранение боевой машины в бою;
  • живучесть . Благодаря ряду конструктивных изменений порог вывода из строя Ми-28 весьма высок;
  • безопасность . Кабина пилотов представлена почти непробиваемым коконом для каждого члена экипажа. Также имеются системы сохранения жизни пилотов даже при падении;
  • боевая мощь . Обширный арсенал вооружения способен буквально за считанные секунды превратить врага в решето;
  • маневренность. Изменения в конструкции винтов позволяют Ми-28Н выполнять самолётные фигуры пилотажа;
  • продвинутое БРЛО. В состав систем вертолёта входят современные электронные устройства;
  • малая заметность. Двигатель, установленный в Ми-28Н, работает тише, чем у некоторых аналогов. Также имеются системы предупреждения о радарах противника.
  • заметность . Несмотря на новые двигатели, вертолёт всё же не так просто спрятать. В будущем планируется изменить конструкцию лопастей, чтобы снизить шумовой эффект ещё ниже;
  • сложность в эксплуатации БРЛО . Современные системы очень хрупкие и сложные, даже малейшая поломка может повлечь за собой катастрофические последствия.