Репка на экологическую тему. Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород» для детей старшей группы. Сценарий экологической сказки "Репка" для учащихся начальных классов

28.06.2019 Снилс

В одном тридевятом экопоселении жили-были дед, баба и внучка. Собственно, имена у них были, но до того замысловатые (Рогведа, Перемысл и Здравослава), что мы постараемся в нашей экологической сказке обойтись без них. Ещё у этой семьи были домашние животные. Изначально, начитавшись клинописных трудов В. Мегренина, дед хотел завести мамонтов, но позже согласился на обычных кошку, собаку и мышь. А поскольку в экопоселении животных не кушали и относились к ним как к равным, то и животинки получились умные, по хозяйству помогали и иной раз даже в задушевную беседу вступить с людьми могли. Редко правда, о чём, спрашивается, с людьми беседовать? Так, драмы одни и переживания пустые.

Сельское хозяйство дед вёл по методу пермакультуры. Ну а как же иначе? Внучка всё время около волшебного зеркальца проводит, бабка йогой для позвоночника занята, а дед в саду камней в позе лотоса сидит. Кому тут полоть, пахать и поливать? Вот и подошла экопоселению пермакультура как нельзя лучше. Одна беда – самим еды хватает, а вот оброк царю платить нечем. Решил дед тогда через внучкино волшебное зеркало экспериментальные сорта корнеплодов поискать. Посидел пару вечеров и уж было совсем пригорюнился, да вдруг попалось ему то, что надо. Прибежал дед к бабке, расплёл её из сложной асаны йогической и говорит:

– Нашёл я, бабка, особый сорт репы, «Припять-86» называется! Говорят, растёт она большая-пребольшая! Это, старая, то, что нам надобно, шобы, значится, царю оброк оплатить.

Заказал старик репу у купцов заморских, и вскоре привезли семена корнеплода дивного прямо в экопоселение. Долго думал дед, куда же чудо сие садить. С одной стороны, вроде репа, но вдруг не впишется в пермакультуру? Решил тогда старик репу на краю поля посадить, чтобы уж если не примется корнеплод, то вреда от него поменьше было.

В первые дни рост новой репки ничем особым не выделялся. Вершки показались из земли ну разве что чуть-чуть раньше, чем у стандартных представителей этого корнеплода. Но дальше начались чуда-чудные и дива-дивные. Когда остальные репки ещё только вязались, «Припять-86» уже была размером с голову деда! Старик этому факту очень обрадовался и начал поливать новую репку по несколько раз в день. И вот, через две седмицы пришёл дед на огород и смотрит, что репка уже размером с него самого, а вокруг неё вся земля перепахана и ни одного огурца, помидора, лука, да что там, вообще ничего нет! Опечалился старик, пошёл он домой, а калитку забыл закрыть. Всю ночь уснуть дед не мог, всё думая, что же за злодеяние учинилось и говорить ли остальным членам семьи о нём, а на утро решил ещё раз пойти всё проверить.

Пришёл и понял, что через незакрытую калитку прокрались на огород зайцы. В пору бы себя пожалеть деду, да только это зайцев надо было жалеть, ведь судя по кусочкам ушей и шкур ни один из них не ушёл с огорода экопоселения живым. Понял всё дед, кинулся он к репке с дрыном, вывороченным из забора, да куда там! Репка уже окрепла и сдачи дать смогла! Завязался бой неравный, и если бы не подоспели из дома сначала бабка, потом внучка, а потом собака, кошка и мышка, был бы сказке конец печальный. Но все вместе одолели экопоселяне чудище заморское и в цепи заковали.

Устремился дед в город, позвал сборщиков податей и уже с ними вернулся в . Там, в телеге гремела цепями репка, пытаясь перекусить металл. Поведал дед мытарям, что этот дивный корнеплод – оброк, который с экопоселения в пользу царя-батюшки причитается. Почесали головы мытари, да и решили, что раз добро царское, то пусть царь и решает, что с таким чудом делать. Запрягли в телегу своих лошадей и в город репку повезли.

Остальные события тайной покрыты. То ли царь велел репку от оков для потехи освободить, то ли мытари не утерпели, да только нет больше ни города того, ни царя, ни мытарей. Тихо в тех местах теперь, только иногда шелестят листьями большие растения, чем-то отдалённо напоминающие репу. Зато достоверно известно, что экопоселение пребывает в добром здравии и даже процветать начало, освобождённое от оброка.

Сценарий сказки "Репка на новый лад" (для кукольного театра – перчаточные куклы)

Описание: данная работа может быть полезна для воспитателей ДОУ (для занятий по театрализации; организации выступлений детей перед воспитанниками ДОУ, родителями), педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий, занимающихся с дошкольниками. Сценарий предназначен для инсценировки сказки в кукольном театре – перчаточные куклы. Возраст детей, для работы с которыми рассчитан этот сценарий, – 4-5 лет (воспитанники средней группы).
Театральная деятельность развивает личность ребенка, при¬вивает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенству¬ет артистические навыки детей в плане переживания и вопло¬щения образа, побуждает их к созданию новых образов. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: от¬вечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Цели и задачи
Обучающие:
расширять знания детей о русских народных сказках;
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
учить детей анализировать сказку;
учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
обучать детей правилам кукловождения;
формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой;
научить понимать ценность дружбы, сплочённости
Развивающие:
развивать интерес к русским народным сказкам;
приобщать детей к истокам русской культуры;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдатель-ность;
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
развивать средства выразительности (вербальные и невербальные) в речи, актерском мастерстве;
обогащать эмоции детей
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус;
воспитывать уважение к книге.

Действующие лица (дошкольники 4-5 лет):
Ведущий (взрослый)
Репка
Дед
Бабка
Внучка
Жучка
Кошка
Мышка
На сцене ширма. На ширме декорация – изба, заборчик, деревья.

Ведущий: Сказка – это лучшее,
Ты, главное, поверь,
Что к золотому ключику,
Всегда найдется дверь.

Посидите тихо, детки,
Да послушайте про репку
Сказка может и мала
Да про важные дела.
Либо: Уважаемые зрители!
Сказку посмотреть не хотите ли?
Сказку про репку на новый лад
Рассказать вам каждый рад.
Ведущий:
Дед и баба жили-были.
Славно жили, не тужили.
С ними вместе кров делили:
Кошка, внучка,
Мышь, да Жучка.
На крылечко дед выходит
И такую речь заводит
(Дед выходит из дома)
Дед: Я семечко в землю весной посажу
Высоким забором его огражу
Расти, моя репка, на грядке,
Чтоб всё с тобой было в порядке.
Ведущий: Землю дружно поливали,
Удобряли, взрыхляли.
Наконец, настал денёк,
Появился и росток.
(Репка начинает постепенно «расти» - появляться из-за забора)
Подрастающую репку
Холил и лелеял дедка!
Всех размером удивляя,
Репка выросла большая!
(Репка появилась полностью)
В книгу Гиннеса она
Претендует без труда.
Из-за забора поднялась,
Сладким соком налилась.

Дед: Вот так репка, вот так диво!
И крупна ты и красива!
А уж крепкая какая!
Как и вытащу, не знаю!
(Тянет-потянет, вытянуть не может)
Дед: Одному не совладать!
Надо бабку мне позвать!
(Бабка выходит из дома)
Бабка: Погоди! Бегу, бегу!
И тебе, дед, помогу!
Становись скорее, дедка,
Вместе вытянем мы репку!
Как тянуть? С какого боку?
Дед: Ты хватайся за бока,
Что есть сил тяни меня!
(Тянут-потянут, вытянуть не могут)
Ведущий: Результата не видать,
Стали внучку в помощь звать:
Бабка: Рекордсменка наша репка -
В землю села очень крепко!
Внучка: Погодите, бабка с дедкой.
Помогу тянуть я репку.
К вам уже спешу на помощь.
Где он - непослушный овощ?
Дед: Становись скорей, тяни!
Внучка: Нет, не справимся втроём,
Может, Жучку позовём?
Жучка, косточку бросай,
Репку вытянем давай!
Жучка: Что за шум и что за драка?
Я устала, как собака.
А теперь под самым носом
Репка выросла без спросу.
Что это за беспорядки, гав!
Убирайся, репка, с грядки!
Внучка: Становись за мной, тяни
Ну-ка, дружно! Раз, два, три!
Жучка: Нам не вытянуть без кошки,
Пусть поможет нам немножко!
(Жучка зовет кошку)
Кошка: От ушей и до хвоста
Кошка просто красота.
Потому что шубка эта
Не одежда, а мечта.
Чтоб свои не пачкать лапки,
Надеваю я перчатки.
Жучка: Ты, Мурка, скорее к хозяйке беги
Ведущий: Впятером уже умело
Принялись они за дело.
Вытянут уже вот-вот
Столь упрямый корнеплод!
Мимо мышка пробегала,
Кошка мышку увидала:
Кошка: Погоди, не убегай!
Нас, подружка, выручай!
Ведущий: Дед промолвил:
Дед: Взялись дружно,
Вытянуть нам репку нужно!
Мышка: Становитесь дружно в ряд
Ведущий: Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Чудо-овощ – на столе…
Сказка кончилась уже.
Этой сказки суть проста:
Помогайте всем всегда!
Все вместе: Мы весело и дружно работали сейчас,
за дружбой дело спорится - об этом был рассказ.
Ведущий: Мы вам сказку рассказали, хорошо ли, плохо ли,
а теперь попросим Вас, что бы вы похлопали!
Ведущий по очереди представляет артистов. Дети кланяются и уходят со сцены под музыку.

СЛОВА ДЕДА
1.Дед: Я семечко в землю весной посажу
Высоким забором его огражу
Расти, моя репка, на грядке,
Чтоб всё с тобой было в порядке
2. Дед: Вот так репка, вот так диво!
И крупна ты и красива!
А уж крепкая какая!
Как и вытащу, не знаю!
(Тянет- потянет, вытянуть не может)
Дед: Одному не совладать!
Надо бабку мне позвать!
3.Дед: Ты хватайся за бока,
Что есть сил тяни меня!
4.Дед: Становись скорей, тяни!
Ну-ка, дружно: раз, два, три!
5.Дед: Взялись дружно,
Вытянуть нам репку нужно! Все вместе: Мы весело и дружно рабо-тали сейчас,

СЛОВА БАБЫ
1.Бабка: Погоди! Бегу, бегу!
И тебе, дед, помогу!
Становись скорее, дедка,
Вместе вытянем мы репку!
Как тянуть? С какого боку? 2.Бабка: Рекордсменка наша репка -
В землю села очень крепко!
за дружбой дело спорится, об этом был рассказ.

СЛОВА ВНУЧКИ
1.Внучка: Погодите, бабка с дедкой.
Помогу тянуть я репку.
К вам уже спешу на помощь.
Где он - непослушный овощ? 2.Внучка: Нет, не справимся втроём,
Может, Жучку позовём?
Жучка, косточку бросай,
Репку вытянем давай!
3.Внучка: Становись за мной, тяни
Ну-ка, дружно! Раз, два, три! Все вместе: Мы весело и дружно работали сейчас,
за дружбой дело спорится, об этом был рас-сказ.

СЛОВА ЖУЧКИ
1.Жучка: Что за шум и что за драка?
Я устала, как собака.
А теперь под самым носом
Репка выросла без спросу.
Что это за беспорядки, гав!
Убирайся, репка, с грядки!
2.Жучка: Нам не вытянуть без кошки,
Пусть поможет нам немножко!
3.Жучка: Ты, Мурка, скорее к хозяйке беги
И репку тянуть из земли помоги.
Все вместе: Мы весело и дружно работали сейчас,
за дружбой дело спорится, об этом был рассказ.

СЛОВА КОШКИ
1.Кошка: От ушей и до хвоста
Кошка просто красота.
Потому что шубка эта
Не одежда, а мечта.
Чтоб свои не пачкать лапки,
Надеваю я перчатки.
И пушистые усы причешу я для красы.

2.Кошка: Погоди, не убегай!
Нас, подружка, выручай!

Все вместе: Мы весело и дружно работали сейчас,
за дружбой дело спорится, об этом был рассказ.

СЛОВА МЫШКИ
Мышка: Становитесь дружно в ряд
Эх, раз, ещё раз, репку вытянем сейчас
Все вместе: Мы весело и дружно работали сейчас,
за дружбой дело спорится, об этом был рассказ.

Журинова Мария, ученица 3 "В" класса.

Экологическая сказка на новый лад "Теремок".

Скачать:

Предварительный просмотр:

В. М. Шuнд

МБУ СОШ № 79 г.о. Тольятти

Внеклассное мероприятие:

Цели:

- проверить и углубить знания школьников о природе;

- обучать правилам поведения в лесу;

- развивать их наблюдательность, память, логическое мышление, речь, умения и навыки;

- прививать любовь, бережное и гуманное отношение к родной природе, ко всему живому, а также чувство коллективизма;

- воспитывать экологически грамотных, умеющих вести себя в окружающей нас среде, желающих заботиться о своем родном крае.

Ход мероприятия:

I. Актуализация опорных знаний.

Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?

В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт?

Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы.

II. Вступительная беседа.

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

Слышите запахи?

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.

Ч т е ц. Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес. А теперь откройте глаза. Ребята, оказывается, кто-то побывал в лесу до нас, послушайте, что они оставили после себя.

Прогулка.

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

А на солнечной полянке - тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

Эй, ребята! – крикнул Дима.- Вот местечко – хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

Правильно ли вели себя на прогулке ребята?

Какой вред они нанесли окружающей природе, себе, другим людям?

Что необходимо сделать в лесу, прежде чем вернуться домой?

Любите ли вы свой край?

А как вы помогаете школе, родителям, чтобы природа вокруг вас была экологически чистой?

III. Инсценировка сказки В.М.Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака)

Действующие лица:

Ведущий.

Лягушка.

Мышка.

Петух.

Еж.

Медведь.

Ведущий. В чистом поле теремок, теремок;

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Мусор в нем - большой порок.

Тут Лягушка мимо шла,

К теремочку подошла.

Лягушка.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ква – ква, тишина!

В теремочке я одна!

А из этого окна

Речка чистая видна.

Жить тут - просто загляденье:

Воздух чист, и нет сомнений –

Остаюсь тут навсегда - да, да, да!

Ведущий. Только свет зажгла Лягушка,

Появилась Мышь-норушка.

Мышка. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка. Я - Лягушка-квакушка!

А ты кто?

Мышка. А я - Мышка-норушка!

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка. Я пустить-то тебя рада,

Только мне грязнуль не надо!

Кругом дивна красота,

Пусть останется она.

Ведущий. Поселилась Мышь с Лягушкой –

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Так живут они тихонько,

Ходят в лес они порой,

Только мусора вагоны

Не оставляют за собой:

Где найдут, какую банку,

Тут же вмиг ее возьмут,

Подберут и даже палку,

Чтоб без дела не лежала тут.

Вдруг явился на рассвете

Петушок горластый - Петя.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка и Мышка (вместе.)

Здесь живем мы - две подружки,

В чистом поле дом нашли,

А из грязного болота

Убежать теперь смогли.

А ты кто?

Петух. А я - Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Разрешите здесь пожить,

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе,

Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка (вместе.)

Так и быть, мы впустим в дом,

Только, чур, тебе поем:

Береги и ты природу,

Не бросай ты мусор в воду,

Охраняй от разных бед,

И не спи же ты в обед.

Ведущий. Вот живут они - Лягушка,

Петушок и Мышь-норушка;

Их водой не разольешь.

Вдруг явился серый Еж.

Еж. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Мы - веселые зверята,

В чистом поле дом нашли.

А ты кто?

Еж. Я колючий Ежик,

Ни головы, ни ножек.

Я из лесу к вам пришел,

Там беды большой подъем:

Люди там так отдыхают,

Сразу шум стоит такой,

Всех зверюшек распугают,

Мусор всюду оставляют.

Жить там стало невтерпеж –

Хоть куда девайся Еж.

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Так и быть, пожалуй, в дом,

Жить мы будем вчетвером.

Ведущий. Вот живут они, играют,

И печаль, и грусть не знают.

Не грозят им шум и гам,

Спят спокойно по ночам,

Воздух свеж и так приятен,

Нет от дыма и следа.

Хорошо живут зверята -

Всем довольные ребята.

В это время из берлоги

Вышел Мишка толстокожий,

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Вдруг увидел - дом стоит,

Рядом реченька бежит. Он решил...

Медведь. Пойду туда,

Наломаю там бока!

Ведущий. Оттого он злой такой,

Кто-то разбудил его зимой,

Не дал Мишке крепко спать.

Стал он злым, стал всем мешать.

Если б люди всех любили,

Уважали бы зверей,

Не пошел бы Мишка бурый

Дом ломать у малышей.

Лишь вломился он в домок,

Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

Что же ты наделал, Мишка?

Ты зачем сломал домишко?

Где же жить теперь зверятам?

Ты б не трогал этот дом -

Так прекрасно было в нем!

И пока жива природа,

Жить должно в ней много

Лесного народа.

Медведь. Я же вовсе не хотел

Обижать вас, братья!

А имея крупный вес,

Просто в гости я полез.

Ведущий. Вот так и люди поступают;

Имея силу, разум, власть,

Лесных зверей не уважают,

Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

Пусть все живут на свете вместе,

И только так спасем мы мир.

Ведь если каждый человек,

Устроил на поляне пир,

Захочет мусор свой забрать,

И потушить костер, залить,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Медведь. Но я же вовсе не хотел

Обидеть вас, друзья!

Я новый дом построить помогу

На радость вам, назло врагу.

Ведущий. И пошла у них работа!

Дом срубили за момент:

Он высокий и красивый,

И стоит как монумент.

За собой они убрали,

Мусор быстро весь собрали,

Чтоб не засорять окрестность,

Чтоб была красивой местность.

Так вот жили и живут

Экологию все чтут.

IV. Правила поведения в природе.

1 чтец. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не станет красоты.

2 чтец. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, ландыш, зверобой.

Ведущий. Но много трав уже занесено в Красную книгу.

3 чтец. Охраняются Красной книгой

Столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

4 чтец. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются птицы, охраняются звери,

Охраняются даже цветы.

Ведущий. Все люди, прежде чем войти в лес, должны знать

правила поведения в лесу.

(Ведущий показывает детям плакаты и слушает объяснения ребят, как правильно вести себя в лесу.)

5 чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

6 чтец. Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

7 чтец. Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

8 чтец. Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

V. Подведение итогов мероприятия.

Что могут сделать школьники для охраны природы?

Школьники могут сажать деревья и кустарники, выращивать цветы и охранять зелёные насаждения.

Каждую весну ребята могут строить домики для птиц, а зимой - кормушки и подкармливать птиц.

Покормите птиц!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

Долг каждого школьника - следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках и не играл с огнём в лесу.

3амечательный писатель и большой любитель природы, М.Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Экологический праздник по мотивам одноименной русской народной сказки для детей старшей и подготовительной групп детского сада

Описание работы : предлагаю вниманию работников детских садов (воспитателей, музыкальных руководителей) сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп. Этот праздник направлен на развитие у детей бережного отношения к природе, расширение у них знаний о природе, ее свойствах; а также продолжит знакомство детей с народным творчеством (сказки «Репка», пословицы)

Цели :

Продолжать знакомить детей с огородными растениями и их значением для человека;

Расширять знания о цветах;

Приобщать детей к народному творчеству.

Задачи :

Развивать экологическую культуру детей; учить распознавать факторы отрицательного воздействия на природу, на жизнь растений;

Развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому.

Ход праздника :

Вед. - Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам, солнце взошло и идет по делам.

Появляется солнце

Вед . - Солнышко нам улыбается! Давайте и мы улыбнемся ему в ответ и

поздороваемся с ним.

Здравствуй, Солнышко! У тебя много дел утром: надо всех разбудить - облака и птиц, рыб и зверей, деревья и цветы и, конечно, людей - больших и маленьких.

Как вы думаете, кого первым разбудило Солнышко?

Выбегает Петушок

Ку-ка-ре-ку! Взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг. Пришла к нам веселая гостья - Весна, и все пробудилось от зимнего сна.

Хоровод «Веснянка» (девочки и весна)

Девочки уходят, Весна остается

Весна: - Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Вам свое несу тепло, чтобы все кругом цвело,

Чтоб листочки распускались, птички песней заливались.

Ярче вы, лучи, сияйте, и земельку согревайте,

Зеленейте, стебельки, расцветайте все цветки.

Из-за моря вереницей поскорей вернитесь птицы

Как назвать этих птиц одним словом? (перелетные)

Весна: - Ребята, а давайте вспомним приметы весны.

Длинные сосульки - к долгой весне;

Май теплом веет - стариков греет;

Апрель с водою - май с травою.

Весна: - Наши предки с нетерпением ждали весны, чтобы начать весенние

полевые работы: пахать, сеять, сажать. А как работали дружно, всей семьей, и в песнях поется, и в сказках рассказывается. Одну такую русскую народную сказку я как раз и знаю

(садится, в этот момент входит Сказочница под музыку)

Сказочница: - Сказка тихо входит в дом, двери открывает

И в светелку к себе тихо приглашает.

Занавес поднимается, сказка начинается!

Возле двух дорог, у перекрестка, стояла белая березка. Раскинула зеленые ветки березка над маленькой хаткой, а возле хатки большой огород. Росли на этом огороде овощи. А какие это были овощи - отгадайте.

  1. Расту в земле на грядке я! Красная, длинная, сладкая!
  2. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
  3. Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ….
  4. Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки!
  5. Он и круглый, и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …
  6. Хоть я и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Кругла, красна, сладка на вкус. Узнали вы? Я …

Сказочница: - А в хатке жил дедка со своею старенькой бабкой.

Дед с бабкой сидят перед избушкой, дед тешет колышки для огорода, бабка вяжет

Дед: - На пенечке я сижу, мелки колышки тешу, огород горожу, репу-репоньку сажу.

Бабка: - Я - бабушка Арина, я в лугу ходила, коровушку доила. Животных я люблю, поэтому их сытно кормлю. А еще мне помогают по хозяйству внучка Алёнка, собачка Жучка и кот Мурлышка.

Внучка: - Я девочка Алёнка, пою я песни звонко: ля-ля-ля.. Цветочки собираю, на солнышко смотрю, и если надо - бабушке всегда я помогу!

Садится рядом

Выбегает Жучка

Жучка: - Тяф-тяф-тяф. Я - собачка Жучка. Люблю я тепленький блинок, люблю румяный пирожок, два яйца всмяточку, да курину лапочку!

Убегает

Входит кот

Кот: - Я - кот Мурлышка, над мышами я владыка. У меня, у кота, есть своя забота: ушки мою я с утра, чистым быть охота. Вот так, вот так (показывает) чистым быть охота!

Убегает

Сказочница: - А в доме под печкой жила маленькая серая мышка.

Выходит мышка

Мышка: - В подполье, в каморке, живу я в норке. У меня маленький рост, длинный серый хвост, серая шубка, острые зубки.

Сказочница: - Сказала раз дедке старая бабка…

Бабка: - Нужна нам, дед, репка, а для репки - грядка!

Сказочница: - Взял дед лопатку, стал ладить грядку. По душе обоим труд! Дед песню запевает, Бабка помогает - ладят грядку и поют.

сеют семена

Сказочница: - Ребята, а что нужно для того, чтобы выросла репка большая, сочная, сладкая? (Почва (питание) - вода - тепло - свет)

Звучит металлофон

Сказочница (услышав звук капель): - А вот и дождик начался. Слышите, ребята?

Танец капелек (в конце танца выходит репка)

Стихи капелек:

Мы все поем и скачем,

Мы практически не плачем,

Потому что, как слезинки,

Сами капельки-дождинки.

Мы по лужицам бежим,

Веселимся и кричим:

«Всегда и везде добрая слава волшебной воде!»

Мы на помощь поспешим,

Вдруг она нужна другим.

Всем известно с давних лет,

Без воды всем жизни нет!

Сказочница: - Дождик репку поливает, поливает крепко. Солнце грядку согревает, подрастает репка! Листья влажные, зеленые, украшают огород. Репка напоенная песенку поет!

Репка напевает

Сказочница: - Дождик больше не идет - вот беда! Вот беда! Без дождя и огород сохнет как всегда! Нужно грядку поливать, нужно репке пить давать!

Дедка репку поливает, Бабка деду помогает, носит воду внучка, и собачка Жучка. А за ней ведро несет бабкин кот-Мурлышка, от кота не отстает и норушка-Мышка!

Бегают друг за другом к колодцу. Устали, вытирают пот, останавливаются

Вопросы

Бабка: - ребята, скажите:

Сколько всего ведер?

У кого ведро самое большое?

У кого ведро самое маленькое? (спрятать ведра за спину)

Какого цвета ведро у кота? У Бабки? У Мышки?

Сказочница: - Кто скоро помог, тот дважды помог!

Танец Репейника (в виде репейника выбегают дети, пляшут, оставляют колючки)

Бабка: - Ой, ой! Смотри! Нашу репку сорняки окружили! Помогите избавиться от сорняков! Пробует поднять, - колется. Ой! Они не простые, а волшебные! Чтобы прогнать сорняки, нужно правильно ответить на вопросы. Вы нам поможете, ребята?

Вопросы:

Как называют сорные растения? (сорняки, вредители)

Как вы считаете, почему они так называются?

Кто может рассказать, как репейник перебирается с одного места на другое?

Какие растения-вредители растут у нас на огородах? (осот, пырей, сурепка, василек)

Какое из этих растений является кормом для животных?

Как люди борются с сорняками?

А вы помогаете пропалывать сорняки?

После правильного ответе на вопрос убегает один сорняк

Дед: - Но большой вред огородам наносят не только растения-вредители, но и вредители-насекомые, дикие животные (уходят)

Сказочница: - В огороде жили-были крот и кротиха.

Выходят кроты

Крот 1: - Эй, ребята, мы кроты! Мы-то знаем, мы круты!

В шубах мы богатых ходим, дружбу лишь с крутыми водим.

Крот 2: - В небе бабочки летают, рыбы без толку ныряют.

То ли дело мы, кроты - важным делом заняты.

Крот 1: - Пусть смеются все над нами - мол, считаем всеми днями.

Поглядим зато потом, кто останется с добром.

Крот 2: - Здесь с тобой согласна я, да и все наши друзья.

Делом нам пора заняться, время вышло развлекаться.

Крот 1 : - Ну-ка, ребята, попробуйте решить наши задачи!

Крот 2: - Если не сможете правильно решить задачи, утащу вас к себе в нору!

Задачи:

  1. Под кустом у реки жили майские жуки: дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
  2. Пошла курочка гулять, собрала своих цыплят. Шесть бежали впереди, три остались позади. Беспокоится их мать, и не может сосчитать! Посчитайте-ка, ребята, сколько было всех цыпляток?
  3. Привела гусыня-мать шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка, а сколько дочек?
  4. Пять ворон на крышу сели, две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело - сколько всех их прилетело?

Крот 2: - Ты смотри! Они все задачи решили, не сможем мы теперь утащить их к себе в нору, слишком они умные! Замечает репку . А это что такое?

Крот 1: - Ого! Да это репка!

Крот 2: - Надо репку погубить!

Крот 1: - Мы с кротихой будем рыть под землею ход. К самой репке подползем, корни ей перегрызем! Репка и завянет, и расти не станет!

Сказочница: - Взялись недруги за дело, и работа закипела!

Только дело, скажем смело, - это дело - злое дело!

Вот под грядкой быстро, ловко, к репке страшный ход прорыт.

А ботва над репкой сохнет, и тоскует по воде. Репка бедная то охнет, то заплачет на гряде.

Плач репки

Крот 1:- Как идут дела?

Крот 2: - Прекрасно! Мы старались не напрасно - видишь, репка умерла!

Раздается лай Жучки, Крот с Кротихой убегают

Сказочница: - Прибежала к грядке Жучка. Шмыг - туда, и шмыг - сюда.

Жучка: - где же Дедка? Бабка? Внучка? Гав-гав-гав! У нас беда! Кто же грядочку польет, репку бедную спасет? У меня ж своих забот полон рот!

Жучка убегает

Сказочница: - В огород приходит дед… сколько бед! А внучки нет!

Дед: - Куда же внучка подевалась? Может, на речку за водой пошла? Пойду, поищу.

Уходит

Под музыку выбегают цветы, танцуют, останавливаются

В конце танца выходит внучка. Когда танец закончился, подходит к каждому цветку и расспрашивает их .

Стихи цветов

Василек.

Я - полевой цветок, называюсь Василек.

Василек цветет все лето ярким цветом, синим цветом.

Знает каждый из ребят: он реки и неба брат.

Кроме этого я - лекарственное растение,

Улучшаю рост волос и укрепляю зрение.

Ромашка.

Я - ромашка полевая, про меня все дети знают.

Растем всегда на воле, красивее нас нет,

Любуйтесь нами в поле, и рвите нас в букет.

Хоть на вид ромашки и простоваты, пользы приносят они многовато!

Если горлышко вдруг заболит или зуб, ромашки-милашки на помощь придут.

Тюльпан.

Я - тюльпан! Мое время - весна! Тогда пробуждаюсь я ото сна.

Вспыхнет алый костер или желтый ковер, знайте все - то тюльпаны цветут!

Ландыш.

Я - ландыш, белый фонарик на зеленой ножке.

Меня весною можно встретить на лесной дорожке.

Я - цветок лекарственный, я цветочек непростой,

Помогу при насморке и при боли головной!

Клевер:

Я - клевер знатный, сочный, нежный, ароматный!

Пчелы ведь ко мне недаром прилетают за нектаром.

А еще скажу я, что лечить могу я!

У меня лекарственные не только цветочки, но и корешочки.

Я с микробами борюсь успешно, и при кашле помогу, конечно.

Внучка: - Спасибо, цветочки, что рассказали о себе. Я теперь знаю, что цветы бывают не только красивые, но и полезные. До свидания, цветочки! Пора мне домой, я водичку для репки несу.

Напевая «ля-ля-ля», уходит

Появляются опять дед с Жучкой

Дед: - Где же внучка? Где же внучка? Отвечай скорее, Жучка!

Сказочница: - Жучка хвостиком юлит, ничего не говорит. Дед увидел: по тропинке, из леска на огород, внучка в розовой косынке ведра полные несет. Дед кричит:

Дед: - Ты где была? Где водицу ты нашла?

Сказочница: - Отвечает громко Аленка:

Сказочница: - Все, что жаркою порой сохнет, увядает, - от воды его живой снова расцветает!

Поливают репку

Сказочница: - Рады, рады дед и бабка, поливают с внучкой грядку чистою водой! Зеленеет вновь ботва, соком наливается! А над репкой Дед стоит и с улыбкой говорит:

Дед: - Ай да репка на гряде! Золотая, наливная, и большая-пребольшая - не найти такой нигде!

Сказочница: - Тянет, тянет репку Дедка, - не дается дедке репка! Бабку дедушка зовет - репка снова не идет! Бабка кличет Аленку-внучку, подзывает внучка Жучку, Жучка - котика Мурлышку, котик - серенькую Мышку. Тянут-тянут понемногу - силы не хватает! Дед кряхтит и на подмогу песню вызывает:

Поют: тянут-потянут - вытянуть не могут (несколько раз)

Вытянули репку!

Сказочница: - Пляшут Дедка, Бабка, внучка, вместе с ними пляшет Жучка.

Пляшет котенька-Мурлышка, в бубен бьет норушка-Мышка!

Репка сварится к обеду, всем ее поесть дадут.

Труд всегда несет победу тем, кто любит дружный труд!

Пословицы о дружбе и труде (любые на выбор)

Сказочница: - У дорог на перекрестке песня льется широко…

Слушать песенку березке и приятно, и легко!

Песня о родине (любая, соответствующая возрасту детей)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РОЛЕЙ

Все герои уходят

Сказочница: - Чтобы сказки не обидеть, надо их почаще видеть,

Сказки всех отучат злиться, а научат веселиться…

Быть добрее и скромнее, терпеливей и мудрее!

Скачать Чтобы скачать материал или !