Создание панорамы в lightroom. Создание панорамы в LR и PS. Несколько нюансов по сшивке

17.06.2019 Снилс

Иногда так бывает, что задуманный кадр никак не хочет влезать даже в самый широкоугольный объектив. Например, невозможно отойти от объекта съемки дальше, а может и можно, но авторская задумка требует акцента на переднем плане которого никак не добиться без склейки нескольких вертикальных кадров в один горизонтальный.
Много бывает разных ситуаций. Но иногда необходимость панорамы усугубляется еще и тем, что перепад яркостей в сцене настолько большой, что никак не хочет влезать в динамический диапазон матрицы фотоаппарата и мы начинаем снимать с брекетингом в надежде потом из всех этих брекетингов и кусков панорамы собрать шедевр.

Раньше самым рациональным способом была следующая последовательность действий — сшить панораму по каждой из экспозиций в каком-нибудь PTGui или любой другой программе сшивки панорам. При этом очень важно чтобы все кадры для панорамы снимались со штатива, потому что в противном случае вы получите по разному сшитые панорамы для каждой из экспозиций. Важно проследить чтобы все панорамы были собраны по идентичному шаблону и алгоритму, иначе потом hdr не сложится. Ну а потом клеим получившиеся панорамы в hdr в каком-нибудь фотоматиксе. А т.к. фотоматикс отличается не самым естественным результатом, то получившуюся hdr панораму еще надо "допиливать" в фотошопе чтобы получить что-то естественное и близкое к реальности на выходе. Получается, что в процессе задействовано три различных программы, потрачено куча времени, а любая ошибка на любом из этапов приводит к необходимости начинать все заново. А уж если кадры снимались с рук, то за выравниванием и сшивкой можно провести не один вечер пытаясь совместить то, что сдвинулось при съемке. Делать сначала hdr, а потом собирать их в панорамы, тоже не самое благодарное занятие, потому что можно огрести кучу проблем с последующим выравнивание яркостей и цвета отдельных hdr файлов в панораме.

В Lightroom CC (ну и Lightroom 6 заодно) появилась возможность делать hdr и панорамы сразу из raw фалов. Никаких конвертаций при которых теряется информация и ухудшается качество снимка. И весь процесс происходит в одной программе практически с raw файлом.

Описание всего процесса укладывается в одно предложение — клеим hdr из разных экспозиций, а потом из hdr собираем панораму. Все. Никаких шаманских танцев с шаблонами панорам и контрольными точками. Так как сначала делается hdr, а потом уже панорама, то снимать можно смело с рук, не опасаясь, что оно потом не состыкуется. Результатом склейки является dng файл в котором сохраняется все лучше от всех экспозиций. Таким образом, в результате всех склеек мы получаем dng файл в виде панорамы в котором есть информацию со всех экспозиций и который можно обрабатывать как обычный raw файл с камеры.

Наглядно этот процесс изображен на картинке

А теперь расскажу по шагам весь процесс чтобы было понятно что и как делается.
Картинка, правда, у меня не самая художественная. Но зато очень показательная для панорамы и вытягивания пересвеченных деталей. Это снимок со дна ущелья в испанской Ронде. Знаменитый мост довольно близко, если отходить дальше, то он скрывается за поворотом и кустами. Само ущелье в тени, солнце еще слишком низко и не добивает до дна ущелья, а небо слишком яркое, хоть пасмурное. Из-за того что мост довольно близко, а снимала я на широкоугольный объектив вертикали на исходных кадрах сильно завалены — отличный пример чтобы проверить то как Лайтрум с этим всем справится.

Вот исходные кадры — это три группы по два кадра. Одинаковым цветом выделены кадры сделанные с брекетенгом, их надо будет объединить в hdr. А затем каждая из групп станет частью панорамы.

Из обычного и недоэкспонированного кадра клеим hdr

Опций тут никаких особо нет, нету кучи ползунков для тонмаппинга, нет жуткого количество настроек. Но и на выходе мы получаем не jpeg который толком и нельзя обработать, а полноценный dng файл, в котором есть все детали в светах и тенях.

Настройки тонмаппинга в данном случае не существенны, потому что фотография кадр все равно потом будет клеится в панораму и редактировать будет уже все вместе.
Auto align пригодится, потому что кадры я снимала с рук.

Вот результат. Если подвигать ползунки экспозиции и подтянуть света и тени видно, что детали есть и в светах и тенях — получившийся hdr файл содержит всю информацию из светлого и темного исходников.

Аналогичным образом поступаем с оставшимися двумя парами экспозиций и склеиваем их попарно.
В результате этих нехитрых и автоматических манипуляций получаем три dng файла с большим-большим динамическим диапазоном.

Получившиеся три файла сшиваем в панораму


Тут тоже ничего мудреного — все происходит автоматически, даже если вы захотите задать контрольные точки, то не сможете. Выбрать можно, разве что, тип проекции результирующей панорамы. Сначала мне казалось, что в таком простом интерфейсе невозможно получить нормальный результат. Исходники у меня были не самые простые, обычно при сшивке кадров с заваленными вертикалями и с искажениями от широкоугольной оптики надо довольно кропотливо и точно расставлять контрольные точки и выравнивать вертикали и горизонт. Тут все произошло автоматически.
Да, вертикали на результирующей панораме чуть завалены, но следов сшивки нет, а это самое главное.

Самое приятное, что теперь панораму можно обрабатывать просто как обычный raw файл, градиенты, вытягивание теней и прочие приятные коррекции отлично работают.
Восстанавливаем выбитое небо — уводим Hightlight в минус, Shadows в плюс, корректируем точку черного

Пришло время заняться вертикалями. Для начала исправляем завал горизонта — делаем так чтобы центральная опора моста была вертикальна.

Для того чтобы исправить искажения пригодится вкладка Lens Corrections в режиме Manual — тут можно скорректировать дисторсию и завал по вертикали. Двигаем ползунки пока опоры моста не встанут вертикально.

Небольшая корректировка цветов. Тут каждый волен поиграть и поэксперементировать на свой вкус.

Еще одна очень приятная возможность, которая появилась в новом Лайтруме СС — можно кисточкой редактировать градиент. Это действительно то, чего не хватало в предыдущих версиях и благодаря чему можно обрабатывать сложные кадры без необходимости создавать маски в фотошопе.

Обычный градинет в данном случае кроме неба затемняет и верхнюю границу ущелья и деревья, что выглядит очень неаккуратно и неестественно

Для того чтобы отредактировать градиент и превратить его в маску сложной формы надо в режиме редактирования маски выбрать кисть, поставить ей режим Erase, а дальше регулируя плотность, размер и размытие "замазать" те области которые надо исключить из градиента.

Галочка Auto говорит лайтруму чтобы при работе кистью выбирались сходные по яркости участки — это очень удобно и полезно при обработке границ. В моем случае граница между мостом и небом четкая, при этом воздействие градиента с моста мне надо удалить, а на небе оставить. При авто режиме и рисовании по мосту будут выделяться только пиксели моста, небо не попадет в область обработки.
На скриншоте красным цветом подсвечены области которые подвергаются воздействию градиента, и хорошо видно то что было исключено с помощью кисти. Можно было бы порисовать точнее и аккуратнее, но мне было важно показать принцип, поэтому я не слишком усердствовала.

Я довольно долго эксперементировала с этим режимом и пришла к выводу, что он работает довольно аккуратно и точно, во всяком случае никаких крупных ошибок в алгоритме не заметила — действительно выбираются близкие по яркости пиксели и воздействие получается очень мягким и плавным, а результат довольно ественным. В своем примере я намеренно немного утрировала эффект от притемнения неба для большей наглядности и чтобы показать работу инстумунтов.

вот результат


Еще раз хочу акцентировать внимание, что все обработка от импорта raw файлов с камеры до сохранения результата происходила в Лайтруме, никаких дополнительных программ и плагинов не использоваталось.

Вот увеличенный кусок из центра, оттуда где проходит граница панорамных кадров — такие места довольно плохо поддаются автоматической сшивке потому что сложно совместить вертикали наклоенные на разных кадрах в разные стороны. Тут же можно оценить качество маски нарисованной кисточкой прямо поверх затемняюего небо градиента.

Кроме описанных возможностей по редактированию градиентов кисточкой, склейки панорам и hdr в Lightroom CC есть возможность синхронизировать фотографии в облако и между разными компьютерами и даже телефоном. Т.е. без всяких лишний сложностей и настроек вы можете сначала редактировать фотографию на компьютере, потом на ноутбуке, а закончить на телефоне — ни одна из коррекций не потеряется. И это не считая того что вся работа будет в облаке без единого шанса потеряться.

Благодаря новым возможностям около 90% фотографий, тех которые не требуют сильной коррекции, сложных масок и продвинутой работы с цветом можно обрабатывать только в Лайтуме ускорив процесс потоковой обработки и подготовки фотографий к публикации в несколько раз.
Ура.


Иногда так бывает, что задуманный кадр никак не хочет влезать даже в самый широкоугольный объектив. Например, невозможно отойти от объекта съемки дальше, а может и можно, но авторская задумка требует акцента на переднем плане которого никак не добиться без склейки нескольких вертикальных кадров в один горизонтальный.
Много бывает разных ситуаций. Но иногда необходимость панорамы усугубляется еще и тем, что перепад яркостей в сцене настолько большой, что никак не хочет влезать в динамический диапазон матрицы фотоаппарата и мы начинаем снимать с брекетингом в надежде потом из всех этих брекетингов и кусков панорамы собрать шедевр.

Раньше самым рациональным способом была следующая последовательность действий - сшить панораму по каждой из экспозиций в каком-нибудь PTGui или любой другой программе сшивки панорам. При этом очень важно чтобы все кадры для панорамы снимались со штатива, потому что в противном случае вы получите по разному сшитые панорамы для каждой из экспозиций. Важно проследить чтобы все панорамы были собраны по идентичному шаблону и алгоритму, иначе потом hdr не сложится. Ну а потом клеим получившиеся панорамы в hdr в каком-нибудь фотоматиксе. А т.к. фотоматикс отличается не самым естественным результатом, то получившуюся hdr панораму еще надо "допиливать" в фотошопе чтобы получить что-то естественное и близкое к реальности на выходе. Получается, что в процессе задействовано три различных программы, потрачено куча времени, а любая ошибка на любом из этапов приводит к необходимости начинать все заново. А уж если кадры снимались с рук, то за выравниванием и сшивкой можно провести не один вечер пытаясь совместить то, что сдвинулось при съемке. Делать сначала hdr, а потом собирать их в панорамы, тоже не самое благодарное занятие, потому что можно огрести кучу проблем с последующим выравнивание яркостей и цвета отдельных hdr файлов в панораме.

В Lightroom CC (ну и Lightroom 6 заодно) появилась возможность делать hdr и панорамы сразу из raw фалов. Никаких конвертаций при которых теряется информация и ухудшается качество снимка. И весь процесс происходит в одной программе практически с raw файлом.

Описание всего процесса укладывается в одно предложение - клеим hdr из разных экспозиций, а потом из hdr собираем панораму. Все. Никаких шаманских танцев с шаблонами панорам и контрольными точками. Так как сначала делается hdr, а потом уже панорама, то снимать можно смело с рук, не опасаясь, что оно потом не состыкуется. Результатом склейки является dng файл в котором сохраняется все лучше от всех экспозиций. Таким образом, в результате всех склеек мы получаем dng файл в виде панорамы в котором есть информацию со всех экспозиций и который можно обрабатывать как обычный raw файл с камеры.

Наглядно этот процесс изображен на картинке

А теперь расскажу по шагам весь процесс чтобы было понятно что и как делается.
Картинка, правда, у меня не самая художественная. Но зато очень показательная для панорамы и вытягивания пересвеченных деталей. Это снимок со дна ущелья в испанской Ронде. Знаменитый мост довольно близко, если отходить дальше, то он скрывается за поворотом и кустами. Само ущелье в тени, солнце еще слишком низко и не добивает до дна ущелья, а небо слишком яркое, хоть пасмурное. Из-за того что мост довольно близко, а снимала я на широкоугольный объектив вертикали на исходных кадрах сильно завалены - отличный пример чтобы проверить то как Лайтрум с этим всем справится.

Вот исходные кадры - это три группы по два кадра. Одинаковым цветом выделены кадры сделанные с брекетенгом, их надо будет объединить в hdr. А затем каждая из групп станет частью панорамы.

Из обычного и недоэкспонированного кадра клеим hdr

Опций тут никаких особо нет, нету кучи ползунков для тонмаппинга, нет жуткого количество настроек. Но и на выходе мы получам не jpeg который толком и нельзя обработать, а полноценный dng файл, в котором есть все детали в светах и тенях.

Настройки тонмаппинга в данном случае не существенны, потому что фотография кадр все равно потом будет клеится в панораму и редактировать будет уже все вместе.
Auto align пригодится, потому что кадры я снимала с рук.

Вот результат. Если подвигать ползунки экспозиции и подтянуть света и тени видно, что детали есть и в светах и тенях - получившийся hdr файл содержит всю информацию из светлого и темного исходников.

Аналогичным образом поступаем с оставшимися двумя парами экспозиций и склеиваем их попарно.
В результате этих нехитрых и автоматических манипуляций получаем три dng файла с большим-большим динамическим диапазоном.

Получившиеся три файла сшиваем в панораму


Тут тоже ничего мудреного - все происходит автоматически, даже если вы захотите задать контрольные точки, то не сможете. Выбрать можно, разве что, тип проекции результирующей панорамы. Сначала мне казалось, что в таком простом интерфейсе невозможно получить нормальный результат. Исходники у меня были не самые простые, обычно при сшивке кадров с заваленными вертикалями и с искажениями от широкоугольной оптики надо довольно кропотливо и точно расставлять котрольные точки и выравнивать вертикали и горизонт. Тут все произошло автоматически.
Да, вертикали на результирующей панораме чуть завалены, но следов сшивки нет, а это самое главное.

Самое приятное, что теперь панораму можно обрабатывать просто как обычный raw файл, градиенты, вытягивание теней и прочие приятные коррекции отлично работают.
Восстанавливаем выбитое небо - уводим Hightlight в минус, Shadows в плюс, корректируем точку черного

Пришло время заняться вертикалями. Для начала исправляем завал горизонта - делаем так чтобы центральная опора моста была вертикальна.

Для того чтобы исправить искажения пригодится вкладка Lens Corrections в режиме Manual - тут можно скорректировать дисторсию и завал по вертикали. Двигаем ползунки пока опоры моста не встанут вертикально.

Небольшая корректировка цветов. Тут каждый волен поигать и поэксперементировать на свой вкус.

Еще одна очень приятная возможность, которая появилась в новом Лайтруме СС - можно кисточкой редактировать градиент. Это действительно то, чего не хватало в предыдущих версиях и благодаря чему можно обрабатывать сложные кадры без необходимости создавать маски в фотошопе.

Обычный градинет в данном случае кроме неба затемняет и верхнюю границу ущелья и деревья, что выглядит очень неаккуратно и неестественно

Для того чтобы отредактировать градиент и певратить его в маску сложной формы надо в режиме редактирования маски выбрать кисть, поставить ей режим Erase, а дальше регулируя плотность, размер и размытие "замазать" те области которые надо исключить из градиента.

Галочка Auto говорит лайтруму чтобы при работе кистью выбирались сходные по яркости участки - это очень удобно и полезно при обработке границ. В моем случае граница между мостом и небом четкая, при этом воздействие градиента с моста мне надо удалить, а на небе оставить. При авто режиме и рисовании по мосту будут выделяться только пиксели моста, небо не попадет в область обработки.
На скриншоте красным цветом подсвечены области которые подвергаются воздействию градиента, и хорошо видно то что было исключено с помощью кисти. Можно было бы порисовать точнее и аккуратнее, но мне было важно показать принцип, поэтому я не слишком усердствовала.

Я довольно долго эксперементировала с этим режимом и пришла к выводу, что он работает довольно аккуратно и точно, во всяком случае никаких крупных ошибок в алгоритме не заметила - действительно выбираются близкие по яркости пиксели и воздействие получается очень мягким и плавным, а результат довольно ественным. В своем примере я намеренно немного утрировала эффект от притемнения неба для большей наглядности и чтобы показать работу инстумунтов.

вот результат


Еще раз хочу акцентировать внимание, что все обработка от импорта raw файлов с камеры до сохранения результата происходила в Лайтруме, никаких дополнительных программ и плагинов не использоваталось.

Вот увеличенный кусок из центра, оттуда где проиодит граница панорамных кадров - такие места довольно плохо поддаются автоматической сшивке потому что сложно совместить вертикали наклоенные на разных кадрах в разные стороны. Тут же можно оценить качество маски нарисованной кисточкой прямо поверх затемняюего небо градиента.

Кроме описанных возможностей по редактированию градиентов кисточкой, склейки панорам и hdr в Lightroom CC есть возможность синхронизировать фотографии в облако и между разными компьютерами и даже телефоном. Т.е. без всяких лишний сложностей и настроек вы можете сначала редактировать фотографию на компьютере, потом на ноутбуке, а закончить на телефоне - ни одна из коррекций не потеряется. И это не считая того что вся работа будет в облаке без единого шанса потеряться.

Благодаря новым возможностям около 90% фотографий, тех которые не требуют сильной коррекции, сложных масок и продвинутой работы с цветом можно обрабатывать только в Лайтуме ускорив процесс потоковой обработки и подготовки фотографий к публикации в несколько раз.

Вчера наконец попробовал собрать панораму в Lightroom CC 2015. До этого я несколько лет пользовался Autopano Pro, которая меня устраивала на все 100%, но желание попробовать что-то новое взяло верх. Итак, результат и мои выводы под катом.


Панорамная сборка из 8-ми вертикальных кадров.

Функция панорамной сшивки доступна в меню Photo - Photo merge - Panorama, либо через контекстное меню (меню, которое вызывается правой кнопкой мыши). Реализовано все до банального просто: вы выбираете серию снимков, запускаете сборку панорамы и через минуту видите превью готового результата:

По умолчанию включена функция Auto Crop, которая сама обрезает углы панорамы.
Если же убрать галочку Auto Crop, то с помощью ползунка Boundary Warp можно растягивать углы. Я пробовал - работает:

Дальше нажимаете Merge, пара минут и у вас появляется готовый результат в виде файла с расширением.dng. Все, больше никаких опций и настроек не предусмотрено (ну кроме выбора типа панорамы - Spherical, Cylindrical, Perspective).

Выводы:
Из явных, существенных "плюсов":
- все работает на автомате, не нужно заморачиваться с разными настройками.
- интеграция в Lightroom, не нужно покупать отдельные программы, все делается в одном программе.
- панорамное изображение сохраняется как 14 битный файл с расширением.DNG. Что это значит? Это значит, что его можно обрабатывать дальше как обычный RAW-файл прямо в Lightroom"е, можно открыть в Photoshop"е как TIFF-файл и продолжить обработку там.
- отличный результат (при условии, что правильно снято).

Ну а теперь о "недостатках":
- нет возможности контролировать процесс сборки (обратная сторона автоматизации). Вы не можете выставить контрольные точки (ну а вдруг нужно будет?), выбрать другой тип проекции (предложено только три типа) и т.д. Словом, нет всего того, что предлагает специализированный софт типа Autopano Pro, PTGUi.
- я не уверен, что инструмент корректно справится с многорядной панорамой.
- с движущимися объектами иногда возникают проблемы.

В целом, инструмент для сборки панорам в Lightroom СС 2015 вполне рабочий и может быть использован особенно новичками. Тут не нужно никаких инструкций, видеоуроков, все просто, логично и работает с одной кнопки. Для простых однорядных панорам, правильно снятых (особенно с панорамной головой или планкой) его более, чем хватает. Можно пользоваться. В отличии от сборки HDR в Lightroom"е - там по прежнему ядовитый "вырвиглаз" :)

Один из показательных примеров того, как интеграция Lightroom и Photoshop позволяет фотографам упростить свою жизнь...)) Посмотрите этот короткий урок, и вы поймете, что некоторые вещи делаются без излишних напрягов и с удовольствием. Происходит все при помощи меню Merge to Panorama in Photoshop – команда отправляет выделенные снимки в Photoshop и запускает там процедуру сшивки панорамы. Если вы никогда не пробовали сшивать панораму в Photoshop, то как раз настало время попробовать. Начиная еще с версии CS2 Photoshop научился отлично совмещать фотографии и подгонять области стыков, а уж в CS5 такая возможность доведена чуть ли не до совершенства .

Итак, имеем три кадра в формате RAW, которые я снял практически мимоходом во время недавней выездной сессии в киевском парке Труханового острова. Просто понравилось то, что было рядом с местом съемки:

Как и положено, изображения RAW в конвертере сначала выглядят невзрачно. Но это нормально и нестрашно. Несколькими простыми манипуляциями делаю начальную быструю обработку первого файла и синхронизирую эти установки на два других:

Следующий шаг - импорт в Photoshop для автоматического формирования панорамы из этих трех кадров:

После нажатия на меню «Merge to Panorama in Photosop» запускается редактор и там автоматически собирается черновой файл из этих трех кадров:

На мой взгляд, левая часть с блеклыми деревьями тут лишняя, ну и пустые места сверху-снизу тоже не нужны. Поэтому делаю несколько манипуляций уже в Photoshop: обрезку и заполнение небольших пустых мест около неба и воды:

Все - миссия Фотошопа окончена, закрываю файл с сохранением и возвращаюсь в Lightroom. При этом панорама в формате TIFF оказывается рядом с тремя исходниками:

Как видно, получившаяся панорама немного завалена влево и, на мой взгляд, требует еще небольшой обработки для наведения лоска. Первое, что я делаю - выравниваю линию берега и еще немного обрезаю лишнее с левой стороны:

Все! Теперь мне остается только экспортировать эту панораму в нужном мне размере для показа вам. Пожалуй, я сделаю размер в 1280рх по ширине, что соответствуем разрешению моего монитора. Ну и логотип обязательно вставлю, конечно же:

Вуаля! Панорама готова. Конечно же, при желании тут можно было еще много чего подкорректировать - но предела совершенству нет, а цель этого урока была показать процесс создания, причем без углублений в нюансы, из которых и состоит Lightroom.

Иногда так бывает, что задуманный кадр никак не хочет входить даже в самый широкоугольный объектив. Например, невозможно отойти от объекта съемки дальше, а может, и можно, но авторская задумка требует акцента на переднем плане, которого никак не добиться без склейки нескольких вертикальных кадров в один горизонтальный. О том, как это сделать, рассказывает участница Елена Петрова.

Много бывает разных ситуаций. Но иногда необходимость панорамы усугубляется еще и тем, что перепад яркостей в сцене настолько большой, что никак не хочет входить в динамический диапазон матрицы фотоаппарата, и мы начинаем снимать с брекетингом в надежде, что потом из всех этих брекетингов и кусков панорамы соберем шедевр.

Раньше самым рациональным способом была следующая последовательность действий - сшить панораму по каждой из экспозиций в каком-нибудь PTGui или любой другой программе сшивки панорам. При этом было очень важно, чтобы все кадры для панорамы снимались со штативом, потому что в противном случае вы получали по-разному сшитые панорамы для каждой из экспозиций. Важно было проследить, чтобы все панорамы были собраны по идентичному шаблону и алгоритму, иначе потом HDR не складывался. Ну а потом вы клеили получившиеся панорамы в HDR в каком-нибудь Photomatix. А так как эти программы отличаются не самым естественным результатом, то получившуюся HDR-панораму еще надо было «допиливать» в Photoshop, чтобы получить на выходе что-то естественное и близкое к реальности.

Получается, что в процессе было задействовано три различных программы, потрачена куча времени, а любая ошибка на любом из этапов приводила к необходимости начинать все заново. А уж если кадры снимались с рук, то за выравниванием и сшивкой можно было провести не один вечер, пытаясь совместить то, что сдвинулось при съемке. Делать сначала HDR, а потом собирать их в панорамы - тоже было не самое благодарное занятие, потому что можно было огрести кучу проблем с последующим выравниванием яркости и цвета отдельных HDR-файлов в панораме.

В Lightroom CC (ну и в Lightroom 6 заодно) появилась возможность делать HDR и панорамы сразу из RAW-файлов. Никаких конвертаций, при которых теряется информация и ухудшается качество снимка,и весь процесс происходит в одной программе практически с RAW-файлом.

Описание всего процесса укладывается в одно предложение - клеим HDR из разных экспозиций, а потом из HDR собираем панораму. Все. Никаких шаманских танцев с шаблонами панорам и контрольными точками. Так как сначала делается HDR, а потом уже панорама, то смело можно снимать с рук, не опасаясь, что файлы потом не состыкуются. Результатом склейки является DNG-файл, в котором сохраняется все лучшее из всех экспозиций. Таким образом, в результате всех склеек мы получаем DNG-файл в виде панорамы, в котором есть информация со всех экспозиций и который можно обрабатывать как обычный RAW-файл с камеры.

Наглядно этот процесс изображен на картинке.

А теперь опишу весь процесс по шагам, чтобы было понятно, что и как делается.Картинка, правда, у меня не самая художественная, но зато очень показательная для панорамы и вытягивания пересвеченных деталей. Это снимок со дна ущелья в испанской Ронде. Знаменитый мост довольно близко, если отходить дальше, то он скрывается за поворотом и кустами. Само ущелье в тени, солнце еще слишком низко и не добивает до дна ущелья, а небо слишком яркое, хоть и пасмурное. Из-за того что мост довольно близко, а снимала я широкоугольным объективом, вертикали на исходных кадрах сильно завалены. Вот отличный пример, чтобы проверить, как Lightroom со всем этим справится.

Вот исходные кадры - это три группы по два кадра. Одинаковым цветом выделены кадры, сделанные с брекетингом, их надо будет объединить в HDR. А затем каждая из групп станет частью панорамы.

Из обычного и недоэкспонированного кадра клеим HDR.

Опций тут никаких особо нет, нет кучи ползунков для тонмапинга, нет жуткого количества настроек. Но и на выходе мы получаем не JPEG,который толком и обработать-то нельзя, а полноценный DNG-файл, в котором есть все детали в светах и тенях.

Настройки тонмапинга в данном случае несущественны, потому что кадр все равно потом будет клеиться в панораму и редактироваться будет уже все вместе.

Auto Align пригодится, потому что кадры я снимала с рук.

Вот результат. Если подвигать ползунки экспозиции и подтянуть света и тени, видно, что детали есть и в светах и в тенях - получившийся HDR-файл содержит всю информацию из светлого и темного исходников.

Аналогичным образом поступаем с оставшимися двумя парами экспозиций - склеиваем их.

В результате этих нехитрых автоматических манипуляций получаем три DNG-файла с большим-большим динамическим диапазоном.

Получившиеся три файла сшиваем в панораму.

Тут тоже ничего мудреного - все происходит автоматически; даже если вы захотите задать контрольные точки, то не сможете. Выбрать можно разве что тип проекции результирующей панорамы. Сначала мне казалось, что в таком простом интерфейсе невозможно получить нормальный результат. Исходники у меня были не самые простые, обычно при сшивке кадров с заваленными вертикалями и искажениями от широкоугольной оптики надо довольно кропотливо и точно расставлять контрольные точки и выравнивать вертикали и горизонт. Тут же все произошло автоматически.

Да, вертикали на результирующей панораме чуть завалены, но следов сшивки нет, а это самое главное.

Приятнее же всего, что теперь панораму можно обрабатывать как обычный RAW-файл, градиенты, вытягивание теней и прочие корректировки отлично работают.

Восстанавливаем выбитое небо - уводим Hightlight в минус, Shadows в плюс, корректируем точку черного.

Пришло время заняться вертикалями. Для начала исправляем завал горизонта - делаем так, чтобы центральная опора моста была вертикальной.

Для того чтобы исправить искажения, пригодится вкладка Lens Corrections в режиме Manual - тут можно скорректировать дисторсию и завал по вертикали. Двигаем ползунки, пока опоры моста не встанут вертикально.

Небольшая корректировка цветов. Тут каждый волен поиграть и поэкспериментировать на свой вкус.

Еще одна очень приятная возможность, которая появилась в новом Lightroom СС, - можно кисточкой редактировать градиент. Это действительно то, чего не хватало в предыдущих версиях и благодаря чему можно обрабатывать сложные кадры без необходимости создавать маски в Photoshop.

Обычный градиент в данном случае, кроме неба, затемняет и верхнюю границу ущелья, и деревья, что выглядит очень неаккуратно и неестественно.

Для того чтобы отредактировать градиент и превратить его в маску сложной формы, надо в режиме редактирования маски выбрать кисть, задать ей режим Erase, а дальше, регулируя плотность, размер и размытие, «замазать» те области, которые надо исключить из градиента.

Галочка Auto говорит программе,чтобы при работе кистью выбирались сходные по яркости участки, это очень удобно и полезно при обработке границ. В моем случае граница между мостом и небом четкая, при этом воздействие градиента с моста мне надо удалить, а на небе оставить. При авторежиме и рисовании по мосту будут выделяться только пиксели моста, небо не попадет в область обработки.

На скриншоте красным цветом подсвечены области, которые подвергаются воздействию градиента, и хорошо видно то, что было исключено с помощью кисти. Можно было бы прорисовать точнее и аккуратнее, но мне было важно показать принцип, поэтому я не слишком усердствовала.

Я довольно долго экспериментировала с этим режимом и пришла к выводу, что он работает довольно аккуратно и точно, во всяком случае, никаких крупных ошибок в алгоритме я не заметила - действительно выбираются близкие по яркости пиксели и воздействие получается очень мягким и плавным, а результат довольно естественным. В своем примере я намеренно немного утрировала эффект от затемнения неба для большей наглядности и чтобы показать работу инструментов.

Вот результат.

Еще раз хочу обратить внимание, что вся обработка, от импорта RAW-файлов с камеры до сохранения результата, происходила в Lightroom, никакие дополнительные программы и плагины не использовались.

Вот увеличенный кусок из центра, оттуда, где проходит граница панорамных кадров, - такие места довольно плохо поддаются автоматической сшивке, потому что сложно совместить вертикали, наклоненные на разных кадрах в разные стороны. Тут же можно оценить качество маски, нарисованной кисточкой прямо поверх затемняющего небо градиента.

Кроме описанных возможностей по редактированию градиентов кисточкой, склейки панорам и HDR, в Lightroom CC есть возможность синхронизировать фотографии в облако и между разными компьютерами и даже телефоном. То есть без всяких лишних сложностей и настроек вы можете сначала редактировать фотографию на компьютере, потом продолжить на ноутбуке, а закончить на телефоне - ни одна из корректировок не потеряется. И это не считая того, что вся работа будет храниться в облаке без единого шанса потеряться.

Благодаря новым возможностям около 90 % фотографий, которые не требуют значительной корректировки, сложных масок и продвинутой работы с цветом, можно обрабатывать только в Lightroom, ускорив процесс потоковой обработки и подготовки фотографий к публикации в несколько раз. Ура!