Птицы наши друзья.docx - Занятие с детьми с умеренной умственной отсталостью. Тема. Воробьи зимой, конспект занятия по ознакомлению с природой. Пальчиковая гимнастика «Воробей»

ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ: НЕСКОЛЬКО ПРИЁМОВ Для детей, которые уже умеют немного читать, но делают это с неохотой есть несложные, но очень яркие методы. Для начала несколько советов: Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – «Ах, прочитай еще хоть одну строчку!» Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. Радуйтесь каждому пpoчитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте. Берите для первого чтения только подходящие книжки – яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить. А теперь о маневрах – их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой. МЕТОД 1 Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребенка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребенок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут родители, во-первых, должны похвалить ребенка за инициативу, во-вторых, помочь ему: он читает одну строчку, родители – две и т. д., постепенно навык чтения прочно закрепляется. МЕТОД 2 Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. У ребенка же с чтением связывается чувство удовольствия и радости. МЕТОД 3 Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу). МЕТОД 4 Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был один ребенок, мама которого плохо говорила по-русски (а насчет читать даже неизвестно). Известно только, что ей на центральном телеграфе доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее. Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка – бабушка. И мальчик Диан решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать – плохо и с ошибками. Пожилая женщина решила повоспитывать соседского мальчика: – Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались. Что тут стало с мамой! Зачем ты обижаешь моего ребенка – бросилась защищать сына неграмотная мать: – Он только начал читать. А ты ему желание к чтению отбиваешь! Дальше – больше. Мама зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку или готовит, что-нибудь почитать ей. Тогда – объясняла она сыну – ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мама идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, – ты чего мама, плачешь? – Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь. – Да, мама. Я буду ученым. И так три раза в день. И каждый раз сын спрашивал маму, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности – это уже отдельная история. Зайкина школа.

Тема: Птицы – наши друзья
Воспитатель: Темченюк Елена Викторовна
Цель: Создать условия для формирования бережного отношения к природе
Задачи:
1. Уточнять знания о птицах: внешнем виде, среде обитания.
2. Учить различать птиц по внешнему виду.
3. Расширять представления о зимующих птицах, желание заботиться о них.
4. Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
5. Продолжать закреплять умение наносить точки нетрадиционным методом ­ ватной палочкой,
изображая зернышки.
6. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
7. Обогащать пассивный словарь детей.
8. Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на улице. Чтение художественных произведений,
стихов. Рассмотрение иллюстраций по теме. Коллективная аппликация «Птицы».
Ход занятия:
­Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода?
(Ответы детей на вопросы).
­Правильно, зима. На улице холодно и морозно. Зимой птицам и зверям приходится трудно, так как
нелегко найти корм. У зверей шубки меховые, а у птиц оперение. Ребята, я предлагаю вам
рассмотреть картинки с изображением птиц и вместе решить, как им помочь пережить холода.
(На доске выставляются картинки с изображением птиц ­ голуби, синицы, снегири, воробьи)
Кто изображен на этих картинках? (ответы детей).
Как можно сказать одним словом ­ кто это? (птицы).
Воспитатель задает вопрос:
1. Как узнать птицу?
2. Что есть у птицы? (крылья)
3. Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (Два)
4. Зачем птице крылья? (чтобы летать)
5. Что есть у птицы? (лапки)

6. Сколько их? (две)
7. Зачем птице лапки? (Ходить, прыгать по земле)
8. Чем покрыто тело птицы? (перьями)
9. Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (клювом)
10. Как вы думаете, чем питаются птицы? (червями, крошками, зернами, семечками)
11. Ка к вы думаете, где живут эти птицы? (ответы детей­Эти птицы живут на улице)
12. Это домашние птицы? (нет)
13. Почему вы так думаете? (ответы детей)
14. Эти птицы сами о себе заботятся: строят гнезда, находят корм.
15. Как можно назвать этих птиц? (Предположения детей)
­Это дикие птицы.
Давайте скажем вместе: дикие птицы.
Дети произносят словосочетания хором и индивидуально.
­ Какие дружные у нас получились воробьи. Воробьи ­ дружные птицы, не любят жить поодиночке.
Они собираются в стайки ­ большие компании. В морозные дни воробьи садятся рядом друг с
другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные
руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлившись как воробьи зимой. (Дети выполняют
задание).
Подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» ­ летайте и чирикают, а по команде «холодно» ­
нахохлившись и садитесь на корточки рядом друг с другом. (Проводится подвижная игра).
­ Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
­ В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
­ В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись ­ так им легче
согреться. Но трудно приходится зимой не только изделиями.
­Как вы думаете, каким птицам зимой труднее живется, диким или домашним и почему?
(предположения детей)
­зимой тяжелее всего приходится диким птицам, ведь они сами о себе заботятся, а корма зимой
очень мало.
­Но можем помочь нашим крылатым соседям.

­Ребята, вчера мы с вами делали аппликацию, посмотрите, сколько птиц у нас получилось, какие
они красивые. Но им сейчас холодно и голодно.
Что любят клевать птицы? (зернышки, семечки)
Давайте нарисуем зернышки для наших птиц и так поможем им прокормиться в холода.
Воспитатель предлагает детям взять ватную палочку, опустить в коричневую гуашь.
Наносим точки ­ «зернышки» на лист бумаги в птиц.
­Давайте насыплем нашей птичке побольше зернышек.
Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку:
Маленькие птички прилетели к нам. Маленьким птичкам зернышек я дам.
Воспитатель по окончании работы хвалит детей:
Молодцы, все дети справились ­ много зернышек насыпали нашим птицам.
Дети садятся полукругом. Проводится пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Кушай зернышко скорее.
­А теперь внимательно послушайте стихотворение:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна ­ и не страшна
Будет им зима.
­Ребята, как вы думаете, каким образом вы можете помочь нашим крылатым соседям? (Ответы
детей).
­Правильно. Мы можем повесить кормушку на участке.

А это значит, что варежки сами по себе совсем не греют. Но вскоре внутри снова стало тепло. Вот и выходит – не варежки согрели твои руки, а, наоборот, ты своими руками согрел варежки. Грелка, трубы центрального отопления, те, правда, греют, а ни пальто, ни шапка, ни варежки, ни валенки сами греть не могут. Другое дело, что они хорошо берегут твое тепло. Получается, ты сам – что-то вроде грелки, тепло идет от тебя, а одежда просто , не выпускает наружу.

Разная одежда бережет тепло по-разному. Мама даже говорит: «Холодно стало. Снимай это, надень то!» верно? Вот и скажи, почему в матерчатых варежках холоднее, чем в шерстяных, а в шерстяных холоднее, чем в меховых? Что? Ты говоришь, потому что матерчатые варежки тонкие, вязаные потолще, а меховые совсем толстые? Так-то оно так, но.… Вот как ты думаешь, что лучше – натянуть в морозный день на каждую руку одну толстую варежку или две тонких из такого же материала? В толстых варежках говоришь теплее? А если три тонких? Что? А-а, тогда, говоришь, будет теплее в тонких варежках?

Воздух преграждает путь холоду

Верно. Так вот считай, что, надевая две варежки, ты как раз и надеваешь… сразу три! Почему? Потому, что, когда ты надел две варежки, ты надел еще одну… невидимую. Ведь между обеими варежками обязательно есть воздух. А это тоже, между прочим, «варежка», хоть и воздушная, но теплая. И выходит: 2+1=3. ведь воздух отлично сберегает тепло. Не зря же рамы в окнах ставят двойные.

Ты, наверное, думаешь, что двойные рамы нужны только потому, что два стекла лучше защищают комнату от , чем одно? Ошибаешься. Стекло для мороза не преграда. Воздух между двумя рамами – вот настоящая преграда. Это как бы еще одна рама. А как ты думаешь, в морозный день сидят на ветках, нахохлившись, распушив перья? Оказывается, тоже для тепла. Между перышками и пушинками, как между двумя надетыми на одну руку перчатками, как между оконными рамами, помещается есть , и воробьям от этого теплее.

А наша с тобой одежда! Берегут тепло, не пропускают холод вовсе не , и не волоконца, из которых эти нитки скручены, а воздух, который прячется между ними. Чем пушистее, чм ворсистее ткань, тем больше места в ворсинках занимает воздух, а чем больше воздуха, тем нам теплее.

В шелке ворсинок мало, скручены они плотно – шелк холодный. В шерстяной ткани ворсинок много, они пушистые – шерсть теплая, потому, что там находится воздух. Вата еще пушистее. Вот из нее и делают теплые ватные одеяла. И входные двери обивают – утепляют – ватой.

К цехам заводов, к домам бежит по горячая вода. Чтобы она не остывала, трубы укутаны «одеялом» – толстым слоем ваты, только не простой, а стеклянной, из стеклянного волокна. Воздух, в таком волокне не дает остынуть и замерзнуть воде.

Ты наверняка видел кирпичи с множеством дырочек. В каждой дырочке воздух, и поэтому стенки из таких кирпичей и легче, и лучше сохраняют в домах тепло.

Но иногда нужно уберечь не тепло от холода, а, наоборот, холод от тепла. И тут воздух опять наш надежный помощник. Ему все равно, куда не пропускать тепло – наружу или внутрь. Чтобы тепло не проникало , его стенки и дверца тоже двойные, как оконные рамы. А между ними пушистая «воздушная» стеклянная вата.

Цели:

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме.Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование:

Фотография воробья, фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки; для конструирования – заготовка из коричневого картона в форме птицы, вырезанные из бумаги крылья, глаза; клей, кисточки, подкладные листы, салфетки.

Предварительная работа:

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за воробьями.

Воробей

Воробей

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье

Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей). Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
«Спасибо вам великое».

А сейчас давайте сделаем вот такого воробья из бумаги сами. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе. Приклейте своему воробью глазки по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (Дети выполняют работу под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей». После окончания работы предлагается обыграть поделку).