Что указывать в обоснование соответствия объекта. Наименование объекта закупки в плане закупок и плане-графике. Разъяснения в плане-графике

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее - Постановление N 555).

Постановлением N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее - Форма обоснования планов закупок) и Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее - Форма обоснования планов - графиков закупок).

Согласно Постановлению N 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. В графе 7 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.

Заполнение указанных выше граф форм обоснования планов и планов - графиков закупок осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом полагаем, что в случае, если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации напрямую следует из названия такой государственной (муниципальной) программы, такого международного договора, таких функций и полномочий, в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

Вместе с тем не всегда можно отследить прямую связь между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями. В данном случае в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения Формы обоснования планов - графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ отмечаем, что в указанном случае в соответствии с пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 555, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов - графиков закупок.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок, установленным соответствующими положениями Закона N 44-ФЗ.

При обосновании закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается информация об утвержденном плане командировок (указываются мероприятия, на посещение которых были получены приглашения), согласно которому выделяется соответствующие денежные средства.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами), в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указываются запланированные образовательные и экскурсионные мероприятия и объем услуг (в часах), оказываемых в рамках соответствующих мероприятий.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Разъяснения касаются заполнения формы обоснования планов закупок и формы обоснования планов-графиков закупок.

В графе 6 формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору. В графе 7 формы обоснования планов-графиков закупок отражается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указанные выше графы заполняются заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе.

При этом если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору напрямую следует из названия такой программы, договора, функций и полномочий, в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

В противном случае в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения формы обоснования планов-графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разъяснено, что обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8.

Также разъяснено, как заполняется графа 8 формы обоснования планов-графиков закупок в следующих случаях. Речь идет о заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение, о заключении контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.

Сетки должны применяться для ограждения, крепления выработки на шахте, работ по теплоизоляции. Должна иметь ромбическую форму ячейки. Номер ячейки должен быть 10. Диаметр проволоки должен быть 1,2 мм. Спирали сетки должны состоять из одинарной проволоки. 2.Стол для кабинета начальника. Должен отвечать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 26800.4-86 и ОСТ 13-40-89. Эргономичный. Коричневого цвета. Минимальные показатели ширины, глубины и высоты: 100х100х72см. Максимальные показатели ширины, глубины и высоты: 165х110х72. Столешница должна быть изготовлена из МДФ 1 сорта. Ее минимальная толщина 12 мм, максимальная – 35 мм. Должно быть предусмотрено отверстие под провода, прикрытое заглушкой. Правильно составление ООЗ – гарантия того, что заказчик получит именно те товары или услуги, на которые рассчитывал.

Инструкция к плану-графику по 44 фз

ФЗ-44, других оснований для закупки без проведения конкурентных мероприятий нет.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион, в случае если осуществляется закупка товаров, работ, услуг, включенных в «аукционный» перечень (Постановление правительства от 21.03.2016 № 471-р).

Определяется по коду ОКПД2. В случае, если закупаемые товары, работы, услуги не попадают в «аукционный» перечень Заказчик вправе провести открытый конкурс (но также вправе провести и аукцион).


Внимание

В случае, если закупаются товары, работы, услуги, которые указаны в части 2 ст.


56
Особенности установление дополнительных требований указаны в Постановлении правительства от 04.02.2015 №99.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в случаях, указанных в части 2 ст.

Требованияк форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг

Важно

В качестве наименования объекта и (или) объектов закупки указывается положение Федерального закона, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о которых включается в соответствии с пунктом 2 настоящих требований в план закупок одной строкой.


(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73) 3.
В случае внесения изменений в план-график закупок по основаниям, предусмотренным подпунктом «г» пункта 10 требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г.

Форум института госзакупок (москва)

Федерального закона, включая информацию о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае закупки лекарственных средств — международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований — химические, группировочные наименования указываются в соответствии с наименованием из государственного реестра лекарственных средств; (в ред.

Постановления Правительства РФ от 25.01.2017 N 73) (см.

Заполнение спецификации в план-графике

Иногда заказчики так увлекаются расписыванием характеристик, что в итоге ни одно из ныне производящихся изделий не подходит под описание.

  • Прописывать нужно только те параметры, которые можно проверить без организации лабораторных исследований или привлечения специализированного оборудования.
  • 4.Если товар должен отвечать требованиям ГОСТ, то достаточно просто указать его номер.
    Текст самого документа прописывать не нужно.
  • Откажитесь от формулировок: «не хуже», «или лучше» и так далее, так как они носят субъективный характер.
  • Следите за правильностью указания единиц измерения.
    Достаточно простой опечатки, чтобы, например, вместо 5 м провода поставщик привез 5 мм провода.
  • При указании ссылки на ГОСТ, которому должен соответствовать товар, следите за тем, чтобы перечисленные характеристики ему не противоречили.

Как обосновать соответствие объекта закупки

Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3

КоАП РФ. Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок При утверждении плана к нему прилагается следующая форма: В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст.

Описание объекта закупки в плане графике

Особенности: Обеспечение исполнения контракта обязательно устанавливается при проведении конкурсов, аукционов и большинства случаев закупки у единственного поставщика (исключения указаны в части 2 ст. 96 44- ФЗ). При проведении закупок у единственного поставщика, попадающих под исключения, и запроса котировок Заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта: 5%-30% от НМЦК.

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, то 10%-30% от НМЦК, но не менее чем в размере аванса.

В случае, если аванс по договору превышает 30% от НМЦК, то обеспечение исполнения контракта равно размеру аванса.
Столбец 22 «Планируемый срок начала осуществления закупки (месяц, год)» - указывается месяц и год, в котором планируется объявление закупки (в формате 06.2017).

Порядок включения дополнительных сведений в план-график закупок и форма плана-графика закупок, включающая дополнительные сведения, определяются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом местной администрации), устанавливающим дополнительные сведения.

В случае определения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) формы плана-графика закупок в соответствии с настоящим пунктом следует соблюдать структуру (в том числе строк и граф) формы плана-графика закупок на 20 год, предусмотренной приложением к настоящим требованиям. При этом применяемая форма может быть (при необходимости) дополнена иными строками и графами. (п.

Информацию о необходимых характеристиках товаров он может почерпнуть из соответствующих ГОСТов, сведений из ранее заключенных контрактов, общедоступных источников информации, а также коммерческих предложений торговых или производственных копаний.

Правила описания объекта закупки Законодательно установлено несколько основных требований, которыми следует руководствоваться:

  1. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать объективное описание.

    Оно не может включать в себя указаний на конкретные товарные знаки, производителя или страну изготовления.

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.

Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.

План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.

Сроки формирования плана закупок и плана-графика

Что нужно обосновывать в плане закупок?

При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.

Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?

Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.

Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.

Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).

Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.

Какие ценовые ограничения учитывать?

Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.

Что нужно обосновывать в плане-графике?

При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:

1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.

Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.

2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.

Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.

4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.

5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.

6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».

7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».

Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».

В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.

В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:

– закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
– закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

В случае внесения изменений в план закупок или план-график изменения должны одновременно вноситься и в соответствующие формы обоснований закупок.

Особенности обоснования в плане закупок и в плане-графике

Контроль обоснованности закупок

Следует помнить, что оценка обоснованности закупок будет проводиться в ходе их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. При этом по результатам аудита и контроля конкретная закупка может быть признана необоснованной – тогда органы контроля будут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, в порядке, установленном КоАП РФ.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2019, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.