Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить. Не научится самостоятельно мотивировать себя. Будет избегать неудач

Которую я абсолютно не понимаю. Шутка из категории тех, которые должны быть понятны тем, кто в теме. Друг вешает ссылку Mr. Vain с комментарием: «Ну как же, школьные дискотеки! Ты что, не помнишь?». Где-то глубоко в груди кольнуло. Нет, я не помню.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я не ходила на школьные дискотеки. Мне на них не с кем было общаться. В школе я была ботаном. И если бы я могла всё отмотать назад, я бы выбрала жизнь троечника. На самом деле причин несколько, и они все понятны.

1. Одиночество на переменах и в столовой

Если ты отличник, то ты в меньшинстве. Вас в классе максимум пять-шесть человек и между вами высокая конкуренция. Вы друг друга недолюбливаете, так что с отличниками ты не общаешься. А ещё ты не общаешься ни с кем другим, потому что им с тобой не интересно. Они бывают к тебе милыми, но лишь потому, что тебя можно использовать. Ты нужен, когда можно списать, подсказать, узнать домашнее задание, а то и сделать за них вариант контрольной. Прозвенел звонок и все те, кто наклонялся к тебе с соседних парт, разбежались с друзьями.

Я оставалась в классе почти одна. За соседними партами сидели ещё пять-шесть отличников или детей с задержкой развития, с которыми тоже никто не общался. На перемене я усиленно делала вид, что заканчиваю что-то писать в тетради или перекладываю вещи в рюкзаке. Я просто не знала, куда себя деть на переменах.

Если для всех перемена - это счастье, то для отличника перемена - самые сложные 5-10 минут школьного дня

Если на переменах ещё можно остаться в классе, то в столовых отличники просто не знают, с кем сесть во время обеда. Конечно, есть какой-то свой круг друзей, но даже с ними ты всё равно чувствуешь себя аутсайдером. В обществе, в котором принадлежность к группе значит очень много, быть аутсайдером - сильное психологическое давление.

2. Отличникам приходится подлизываться к учителям

Если ты отличник, тебе важна каждая оценка. Ты стараешься нравиться учителям, потому что знаешь, что в какой-то момент можешь что-то забыть, и тогда выезжать нужно будет на отношении. Если ты им нравишься, они сделают тебе скидку. Ты пытаешься вызвать к себе ответную симпатию: например, спрашиваешь про их здоровье - в общем, подхалимничаешь. И ненавидишь себя за это.

3. Контрольные для отличника - это чистилище

Когда вся твоя жизнь завязана на оценках, контрольные становятся дамокловым мечом. Ты должен ещё раз доказать семье, что ты хороший человек, или придётся выслушать кучу всего в свой адрес. «Не важно, что у всех четвёрки. У тебя должно быть пять». «Я тебе говорил, что надо учиться, а не телевизор смотреть». «Больше никуда не пойдёшь, будешь вечерами сидеть и учиться», «Мне всё равно, что там все. Моя дочь - не все».

4. Обо всех модных трендах ты почему-то узнаёшь последний. Если вообще узнаёшь

Если все ходят в свитшотах, то ты скорее ходишь в пиджаке или блузке. Если все в кедах, то ты в какой-то непонятной обуви, которую вы купили вместе с родителями. Ты просто не знаешь подростковые тренды. Ты пропустил их вместе со школьными дискотеками, пока учился. Но даже если ты посмотришь по сторонам и увидишь, что все ходят в свитшотах и джинсах, у тебя не хватит храбрости прийти в них на следующий день в школу. Будет страшно обратить на себя внимание и услышать «Ой, смотри, кто это нарядился».

5. Отличник - разведчик из лагеря учителей. Его опасно звать с собой

Все самые интересные вещи происходят не на уроках. В подвалах, под лестницами, за школой - именно там расцветает школьная жизнь. Там делятся секретами, создают коалиции, играют в бутылочку, начинают встречаться и планируют революции. Тебе туда прийти не с кем. Если кто-то из одноклассников проявит храбрость и позовёт тебя с собой, то, скорее всего, разговоры при тебе прекратятся. При отличниках нельзя много болтать. Мало ли.

Я поняла, что не умею делать то, что умеют большинство, - я не умею общаться и элементарно поддержать разговор со сверстниками. Я слушала другую музыку, по-другому одевалась и читала книги вместо дворовых посиделок. А в компании одноклассников выглядела лазутчиком из лагеря учителей, который в какой-то момент может всех сдать.

6. На школьных дискотеках примерно так же, как на переменах и в столовой

Пока все дети радуются и ждут школьную дискотеку, ты стрессуешь. В ночь перед школьной дискотекой лежишь в кровати и представляешь какое-то магическое действие. Завтра вечером ты зайдёшь под фанфары. Неожиданно окажется, что Петров и Иванов в тебя влюблены, но стеснялись об этом сказать. Катя и Таня, которые уже давно, в отличие от тебя, красят губы и уж точно целовались с мальчиками в подъезде, резко хотят стать твоими подругами.

На первую в своей жизни дискотеку ты всё-таки придёшь, преодолев стеснения по поводу внешнего вида. Но будешь сидеть в углу, возможно, с такими же отличниками, как ты. Единственное, что вам остаётся делать, - притворяться, что все вокруг идиоты. А вы пришли только ради того, чтобы над всеми посмеяться.

7. Отличников не принято звать на дни рождения и тусовки

Одна из самых болезненных частей школьной жизни - домашние тусовки и дни рождения. Отличников не зовут. На тусовках происходит всё самое интересное: кто-то с кем-то начинает встречаться, а ты не в курсе. На следующий день по классу проносится шёпот, люди обсуждают, что было вчера. А ты опять обводишь в тетради заглавные буквы первых строчек домашнего задания. После школы все разбегаются по подъездам и по квартирам, а ты идёшь домой. Смотришь на спины одноклассников, их жизнь только в этот момент начинается, а ты перебираешь в голове, сколько уроков тебе сегодня нужно сделать.

В 10 классе после очередного такого дня в школе я решила, что нужно что-то менять. Троечники казались гораздо счастливее меня, да и учителя почему-то любят их не меньше (а может, и больше) отличников. Мне тоже хотелось сбежать с урока, но я так ни разу это не сделала за все 11 лет. Нас всех пугали перспективой продавать пирожки. Но я чувствовала, что Петров и Иванов, которые сидели на последней парте, точно не будут продавать пирожки.

В институт я поступила с чётким пониманием, что оценки вообще не важны. Золотая медаль, которая досталась таким сложным путём, валялась в ящике комода. «Ну что? На красный диплом?» - спросила меня мама. Я улыбнулась и подумала, что никакого красного диплома у меня точно не будет. Я больше не хочу быть лучшей, а просто хочу жить.

Удивительно, но как только я расслабилась и перестала ставить себе высокие цели, пропала неприятная тревога. Я продолжила учиться хорошо: четвёрки, пятёрки, изредка тройки, ни одной пересдачи за все пять лет учёбы. Да, я не получила красный диплом, но окончила институт без троек. И самое главное, я научилась общаться, понимать чувства других и доносить свою мысль. И при этом не чувствовать себя неудачницей.

Иллюстрации: iStocphoto (TopVectors)

Мне 12 лет мне поставили 2 за четверть учительница дала возможность исправить 2 на 4 а я не выучила стихи мне задали 4 стиха огромных мне завтра 2 за четверть поставят что мне делать помогите я плачу и плачу я отличница первая 2 за четверть
Поддержите сайт:

Мария, возраст: - / 25.12.2013

Отклики:

Мария, не плачь пожалуйста, поверь это не такая большая проблема! Тебе нужно просто еще раз поговорить с учительницей, сказать что ты переволновалась и у тебя стресс, но ты все выучишь и пересдашь. Учительница у тебя видит, что ты не намеренно не выучила, что ты стараешься, поверь- учителя все видят! И не думай, пожалуйста, что ситуация безвыходная! Все разрешится!
Я тоже была отличница и учительница одна втайне от меня поставила мне три. Потом когда все выяснилось, классная руководительница сама лично ходила к ней вместе с директором и разбиралась и, конечно, мне дали второй шанс! Потому что им в школе выгодно чтоб у них были детишки с хорошими показателями, и никто не будет заваливать на пустом месте хороших старательных детишек, таких как ты. Пойми это, пожалуйста.
Моя история хорошо окончилась -мне сделали дополнительный экзамен, я отлично подготовилась и все на отлично сдала! Уверена, что у тебя также получится! Главное- постарайся успокоиться и договориться с учительницей.

Marina1981 , возраст: 32 / 26.12.2013

У известного химика Менделеева было двойка по химии,а у известного физика Эйнштейна двойка по физике. Вот так..

Соня, возраст: 33 / 26.12.2013

Мария, я очень тебя понимаю. 2 - это шок. Сейчас - поплачь. Скушай что-то вкусное. Посмотри мультик, обещаешь? Потом - начинай учить стихи. Хотя бы один выучи сегодня. Завтра - подойди еще раз к учительнице. Скажи ей: "Мне нравится ваш предмет. Я хочу получить 4. ОЧЕНЬ! Что я могу для этого сделать? Дайте мне еще один шанс, пожалуйста! Один стих я вам прямо сейчас расскажу!"
Удачи тебе, Маша!

ЕкатеринаО, возраст: 30 / 26.12.2013

Машенька, конечно, неудовлетворительная оценка - неприятность. Но зачем-то она нужна? Наверное, чтобы обратить внимание именно на этот предмет, проявить упорство, научиться сопротивляться трудностям? Отметка - это поправимо. Прочитай, дорогая, просьбу о помощи, которая расположена под твоей просьбой. Вот где горе! А отметку ты исправишь, четверть-то не последняя! Успехов тебе!

Елена, возраст: 56 / 26.12.2013

Ты не плачь!!! Прочитай 3 раза перед сном внимательно и последующий день всё знаешь!!! Проверено и 5 во весь дневник.

Чарльз, возраст: 13 / 13.05.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку, которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же жду от нее.

Первые пару лет всё было нормально. Она прекрасно училась, отчитывалась о своих успехах, все мы радовались ее пятеркам, гордились и т.д. Я даже не проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный дневник.

Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь, полистала и увидела закрашенную карандашом тройку.

“Варя, это что?” – строго спросила я. Дочка заплакала и призналась, что БОЯЛАСЬ, что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! “Ты же сказала, что я должна быть отличницей!”

Моя дочка боялась сказать мне, что у нее что-то не получилось в школе, понимаете?!?! Я сама, своими руками выстроила между нами эту стену страха и недоверия. И к чему бы это в итоге привело, не рискну даже представить, не пролистай я ту злосчастную тетрадь.

Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я просто ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не врать. И не бояться. И ушла в другую комнату – думать. И плакать.

А думала я о том, что я плохая мать и сделала всё не так. И вспоминала…

Когда Варе было года два, в нашем доме из окна выбросился молодой человек. И погиб. Он был не отсюда. Просто зашел в подъезд, чтобы вот так покончить с собой. Я знала подробности этой истории, потому что работала тогда журналистом и собиралась делать об этом материал. Но в последний момент газета решила не публиковать. Хотя это не важно. Суть в том, что он, отличник и гордость семьи, не поступил в институт и боялся сказать об этом родителям. Предпочел умереть.

“Вот у меня никогда так не будет, – думала я тогда. – Что это за родители такие”.

Да… А Варя плакала, закрашивала тройку и боялась мне о ней сказать…

Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с мамой требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы им не было за него стыдно. В итоге нервы и психика парня просто не выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из “дурки” домой. Потому что, как он признавался потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно, потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и достигать каких-то высот. И не нужно было получать пятерки, чтобы его ЛЮБИЛИ.

“И так у меня никогда не будет”, – была уверена я.

А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать отличницей, как мама… Как ее дурная мама!

“Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с красным дипломом. Но самый главный свой экзамен – на умение быть хорошей матерью – она сдала на твердую двойку… Да какую там двойку! На кол!”…

Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое нужно исправить. И в первую очередь мне – в себе.

Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала – почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое переживание.

Не думайте, я не любила ее меньше из-за этих четверок и уж тем более из-за этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже больше, чем всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И вы не представляете, как я ненавидела себя!

Я же точно такая, как те родители, чей сын выбросился из окна. И ничем не лучше тех, чей оказался в больнице. И я уверена, что те люди не были плохими, они просто хотели как лучше. Мы все хотим как лучше, но порой делаем это очень неправильно.

Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка. Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так старается угодить, поддержать, облегчить мою “многодетную” жизнь.

Как легко сделать ошибку и как сложно бывает ее исправить. Я много-много раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки, да вообще не за что-то, и всегда буду любить, что бы ни случилось! И что – ну ее, эту “отличницу”. Главное не пятерки. Главное – стараться, делать всё, что в твоих силах, чтобы совесть была спокойна. А там будь что будет.

Я видела, что Варя сначала всё равно волновалась, когда получала четверки (четверки!!!). А потом был момент, когда она расслабилась и решила, что эта моя “смена парадигмы” означает, что можно и “подзабить” на учебу, потому что мама “всё осознала” и ей за это ничего не будет.

К четвертому классу, слава Богу, всё выправилось. Ну есть у нас парочка четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: “Мама, помнишь, я боялась, что ты расстроишься, если я не буду отличницей? Помнишь? Мне тогда так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда мы с тобой поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?.. И когда я вырасту, я хочу стать учителем начальных классов!”

Правда, недавно у нас были эти ГИА (или ЕГЭ) в конце четвертого класса, смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и всё спрашивала: “А если я не сдам, меня не переведут, да?” Вот зачем маленьким детям вся эта нервотрепка, объясните?

А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: “А что, Варя разве не отличница?” “Нет, не отличница!” – ответила я. И с внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за этого не обидно. У меня прекрасная, умная, добрая девочка, и главное, чтобы она была счастлива.

Правда, Варя всё это слышала и потом спросила меня: “А что, это очень плохо, что я не отличница?” (видимо, та моя ошибка всё же глубоко в ней засела). “Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!”…

В сентябре идет в школу наша вторая дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить с ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное – я поняла, что ругать за оценки нельзя. Нужно любить, помогать, поддерживать, верить в ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас – в маму и папу. А не боялся.

И еще об этих оценках… Кто-то пишет, что их вообще не нужно ставить. Я не знаю. Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что демонстрировало бы, чего они достигли или над чем нужно работать.

Помню, в моем классе был мальчик-троечник по всем предметам, кроме математики и чего-то еще… В этом он был гений. Он решал задачи какими-то нереальными им же открытыми методами. За что математичка тоже периодически в воспитательных целях “впаривала” ему тройбаны, но она его обожала. И приводила в пример отличникам. “Вот вы такие умные, всё по программе, всё прилизано, а у него МОЗГИ! Такие мозги! С подподвывертом! А у вас шаг вправо-влево от программы – и всё, потерялись”. Он и поступил легко куда-то в математический.

А помню еще круглого двоечника. Это было в старших классах в Африке, в школе при посольстве. Парень был вообще страшной городской шпаной и “родительским крестом”. Но он “шарил” в технике таааак! Разбирал и собирал по запчастям не только компьютер, но вообще технику любой сложности. К нему обращались за помощью все. Что с ним стало потом, не знаю, мы уехали.

Я знаю точно, что отметки – не показатель. И к ним нужно менять наше, родительское отношение.

    Я в школе круглая отличница, сейчас в

    5-ом классе. Отучилась 2 четверти. 3-я пока что не очень даётся, я как ни странно, хочу стать хорошисткой, все одноклассники говорят типа: «Ты что?! Вот я если бы могла, с тобой поменялась!». Я в такие моменты чуть не плачу, потому что я серьезно хочу поменяться. Дело в том, что в 3-4 классе очень сильно нужна была золотая медаль, сейчас смотрю на своих родителей и понимаю, что они не получили этой золотой медали и живут счастливо, значит и мне она не нужна (если только для понтов). Уже выработалась в школе репутация отличницы у учителей. Получу тройку или двойку — сразу косые взгляды одноклассников и учителей. Давно бы уже начала учиться на 4-5, но из родных меня понимает только бабушка. Родители говорят, что раз я начала учиться на 5, значит и должна продолжать в том же духе. А я хочу нормальной жизни, не париться из-за того что в четверти 4. И жить с этим спокойно. Я боюсь, что когда у меня появится первая четвёрка, меня никто кроме бабушки не поймет, а косые взгляды я чувствовать не хочу. Помогите объяснить родителям, что я всё равно рано или поздно получу эту четвёрку. А то сама не могу

    Ответить

    6 ответов

    • Каааак же это жизненно, серьезно. До 5 класса я тоже была самой-правильной-и-умной девочкой среди параллели. И меня это не парило, т. к. учиться мне было очень легко. Но с класса 7-го все пошло под откос, меня не заботили оценки (которые к тому времени стали не такие уж и хорошие), родители не понимали, что случилось (хотя я просто устала от этого постоянного напряжения). В общем, под конец года я не выдержала и ушла с поста старосты, которой неизменно была с самого начала. И стало легче. Одноклассники перестали общаться со мной, как с учителем.
      Поэтому я решила наверстать упущенное, улучшить свои оценки. Это было не трудно, все снова вернулось в привычное русло. Только косые взгляды остались до сих пор. Если я получу оценку ниже 8 (я из Беларуси, тут 10-балльная система), сразу все начинают шептаться. Но я привыкла. От обсуждения никуда не денешься, потому что ты уже зарекомендовала себя отличницей, а первое впечатление не изменить. Нужно просто абстрагироваться от окружающих в такие моменты. Все равно потом все об этом забудут, а ты еще долго будешь винить себя за взгляды со стороны.
      Итог: не обращай внимания, уже вряд ли что-то изменишь. А про золотую медаль — немного глупо считать, что она не нужна. Лишней уже точно не будет) И становиться хорошисткой не вижу смысла, если только реально тяжело учеба дается — тогда да. А так оставайся отличницей хотя бы пока, класса с 9 такая жесть начнется, что твой статус отличницы будут боготворить)

      Ответить

      Ребенок, не переживай сейчас по поводу оценок, т. к. для золотой медали учитываются ТОЛЬКО итоговые оценки за 9, 10 и 11 класс. Сама была сначала отличница, к седьмому классу подрасслабилась, были даже тройки в четвертях. В итоге к концу девятого класса опять подтянулась до всех пятерок. В 10 классе было 4 по математике, поэтому получила серебряную медаль, хотя в аттестате все пятерки.

      Ответить

      Жизненно. Родители и учителя тяннут за уши. Бесит быть зависимой от оценок. Но я обычно не сильно напрягаюсь и старвюсь с легкостью к этому относится.

      Ответить

      Скажи что от четвёрок ничего не измениться, ты по-прежнему будешь хорошо учиться, только будут появляться четвёрки. К тому же это твоя жизнь ты сама должна решать, как тебе лучше учиться.

      Ответить

      Я тебя очень понимаю. Я отличница учусь в 7 классе. Получила 2 тройки. С непривычки расплакалась. Весь класс меня утешал. Я зопомнила на всегда, как меня поругала мама в первом классе из-за того, что не поняла тему. Сейчас боюсь сказать маме,3 тройка за год. Она меня тоже пугала за 4. Но сейчас старается сдерживать себя. Потому что поняла, что я неидеальна.

      Ответить

    • А у меня наоборот:-(
      Я учусь в шестом классе(уже конец года) и все шесть лет я была круглой отличницей(кроме первого класса, там по труду ТОЛЬКО в первой четверти 4), а сейчас до конца учебного года осталось немного и мне по биологии 4. Я узнала это через дневник. ру. Все потому, что средний балл 4,4. Завтра последний урок биологии и я не знаю смогу ли исправить оценку(одну пятерку за пересказ, другую за растение) тогда средний балл будет 4,57. А если не получится я не знаю что сделаю. Быть отличницей- главная моя цель и я всегда этого добивалас, а сейчас у меня ничего не осталось, это было единственное, что меня радовало… Как с этим смириться я не знаю…

      Ответить

      Добавить ответ

Синдром отличника (или «комплекс отличницы» , потому что девочки подвержены ему больше) - на первый взгляд, подарок, а не проблема. Ребенок аккуратен, послушен, исполнителен. Выполняет все задания по максимуму - так хорошо, как может. Его обожают учителя: если никто в классе не знает ответа на сложный вопрос, всегда можно спросить «палочку-выручалочку» . В начальной школе, когда мнение сверстников формируется под влиянием учителя, такой отличник - звезда класса. С ним все хотят сидеть за одной партой, приглашают на дни рождения, да и взрослые очень одобряют дружбу с таким ребенком своего чада.

В средней школе, правда, его ореол несколько тускнеет - уж очень дети с этим синдромом нетерпимы к чужому несовершенству, а кому хочется выглядеть дураком? Впрочем, если у него всегда можно «скатать домашку», отношение в классе будет неплохое - уважительно-снисходительное. Впрочем, нередко ребенок с синдромом отличника становится объектом травли. «Он какой-то ненормальный!» - говорят одноклассники. И тут давайте посмотрим на обратную сторону этого комплекса.

Что делает обычный ребенок, получая четверку? Радуется. Дочь моей подруги, отличница Юлька - рыдает. Не дотянула. Не смогла. Не оправдала. Сначала другие дети ее жалели. Потом стали крутить пальцем у виска. Потом - смеяться. Сейчас Юлька уже не плачет, просто огорчается, но одноклассники так и считают ее не вполне нормальной.

Но это только надводная часть айсберга. В толще скрыты:

Постоянное напряжение: все ли я сделал? Нередко это напряжение не дает ребенку уснуть - даже в кровати он перебирает в уме расписание, мысленно ставит галочки напротив выполненных уроков и несколько раз за ночь может вскочить, чтобы проверить, положил ли он тетрадь по математике и заполнен ли читательский дневник.

Боязнь совершить ошибку и выглядеть глупо. Ребенок лучше не откроет рот, если на сто процентов не уверен в правильности ответа.

Страх перед ситуацией проверки знаний. Перед контрольной или экзаменом у ребенка может подняться температура, начаться рвота, упасть давление.

Привычка все делать лучше всех не дает получать удовольствие ни от каких занятий, где ты не на первом месте. Формируется установка: «Если не можешь быть лучшим - не делай совсем»

Трудности в общении со сверстниками: их «расхлябанность и лень» одновременно и восхищают как что-то недоступное, и ужасают: «Ну, как так можно!»

Комплекс отличника формируется под воздействием родителей и при определенной психологической предрасположенности. Сначала они радуются беспроблемности и учебной состоятельности своего чада, но нередко со временем их начинает всерьез беспокоить нежелание ребенка ни на шаг не выходить за рамки привычных умений.

Мама шестиклассницы Арины вынуждена была обратиться за консультацией к психологу, когда ее дочка-отличница наотрез отказалась отвечать у доски: «Я начинаю говорить, и все время боюсь, что скажу глупость - они будут думать, что я дура!» У одиннадцатилетнего Дениса при переходе из начальной школы в среднюю пропал сон: каждые 15 минут мальчик просыпался и бегал проверять, все ли сделаны уроки. Ему казалось, что он забыл что-то выполнить, и завтра его ждет позор.

Что же могут сделать родители ребенка с синдромом отличника?

В первую очередь, забудьте фразы: «А почему четыре, а не пять?», «Ты можешь лучше!» и «Три? У тебя? Какой позор!». Будьте уверены, ребенок и без них себя сгрызет. Лучше приласкайте его.

Посмейтесь вместе над нелепостью ошибки. Расскажите о своих промахах - дайте понять, что и вы несовершенны. Выясните - возможно, нужна помощь?

Научите ваше чадо получать удовольствие от процесса, а не только от результата, хотя таким детям почти невозможно принять лозунг «Главное не победа, а участие».

Помогите ребенку расслабляться и отдыхать. Не бойтесь - лентяем он от этого не станет.

Ну, и, конечно, любите его. Таким, какой есть.