Кожевенная промышленность. Курсовая работа: Кожевенное производство

Cтраница 1


Отечественная кожевенная промышленность успешно применяет передовые интенсивные методы выработки кож, значительно сократившие продолжительность периода превращения сырья в готовую кожу. Среди всех этапов производства кож сушка является до настоящего времени этапом наиболее длительным, занимающим значительную, а в ряде случаев подавляющую часть производственного цикла и омертвляющим огромные оборотные средства.  

К кожевенной промышленности спирты С1а - Си вводят н состав композиций для жирования ножи с целью придания ей эластичности, прочности и водонепроницаемости.  

В кожевенной промышленности он применяется для смягчения кожи, в пищевой промышленности - в качестве добавок в ликеры, вина, лимонады и другие напитки, в полиграфической промышленности - при изготовлении массы для печатных валов, в парфюмерии и косметике - как смягчающее средство.  

В кожевенной промышленности для удаления волос со шкур и в качестве желтой краски пользуются сульфидом мышьяка.  

В кожевенной промышленности все кожи после дубления и крашения обрабатывают (жируют) смесью жиров или жировыми эмульсиями. Это придает коже мягкость, эластичность и водостойкость. Введение в состав жирующих смесей (м-азей) высших спиртов Ci2 - C2o улучшает некоторые свойства выделанной кожи, особенно водонепроницаемость и прочность при носке. Фактором, препятствующим применению высших жирных спиртов для этой цели, опять-таки является их сравнительно высокая стоимость.  

В кожевенной промышленности все кожи после дубления и крашения обрабатывают (жируют) смесью жиров или жировыми эмульсиями. Это придает коже мягкость, эластичность и водостойкость. Введение в состав жирующих смесей (мазей) высших спиртов С (2 - С2о улучшает некоторые свойства выделанной кожи, особенно водонепроницаемость и прочность при носке. Фактором, препятствующим применению высших жирных спиртов для этой цели, опять-таки является их сравнительно высокая стоимость.  

В кожевенной промышленности контакт как прекрасный эмульгатор находит применение не только в процессе обезжиривания голья, но также при изготовлении дубильных масел и жировалъных смесей. Наконец, благодаря способности участвовать в образовании продуктов конденсации фенолов с формальдегидом контакт находит применение при изготовлении пластических масс (карболит), обладающих ценными качествами.  

Рабочий кожевенной промышленности, занятый первоначальной отделкой кож.  

В кожевенной промышленности м-нитрофенол применяется в качестве фунгицида, а п-нитрофенол в качестве промежуточного химического продукта при производстве проти-востарителей кожи. Динитрофенол используется в производстве фотографических проявителей и служит в качестве противостарителя древесины и инсектицида. Нитро-п-фе - нилендиамин и 4-амино - 2-нитрофенол являются компонентами краски для волос, а также красок для меха.  

В кожевенной промышленности стеклянные трубопроводы применяют для транспортирования дубильных и хромовых экстрактов, растворителей, красителей и некоторых других продуктов. В качестве примеров использования стеклянных труб в кожевенной промышленности можно привести следующие.  

Кожа - это натуральный материал, сделанный из шкур различных животных. Так же, как нет двух одинаковых животных, так и нет двух идентичных кусков кожи. Эти естественные особенности не являются дефектами, а только добавляют уникальности каждому готовому изделию. Особенно это относится к экзотической коже.

Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.

На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого использовались острые куски кремня, а позже - кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.

Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был один из первых методов дубления кожи. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.

Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее. Угры (группа финских народностей - финно-угорская языковая группа) шили сапоги из кожи птиц с оперением; многие племена украшали кожаную одежду и обувь вышивками шелком и золотом, драгоценными камнями, росписью, жемчугом. Индейцы закрывали швы на кожаной одежде полосками из цветных колючих чешуек рыб, чтобы швы не пропускали влагу.

Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.

Еще следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте - высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.

Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад. С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как "индийское дубление", и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что "животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой.

Не потеряла своей актуальности кожа и в современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов - кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей. В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.

ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ

Обработка кожсырья

Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина), в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.

Существует правило, чем выше качество шкуры, тем меньше этапов в технологическом цикле ее обработки до готовой кожи. Задача, которая ставится при переработке шкур с хорошим качеством лица (под лицом понимается верхний слой шкуры), обычно заключается в том, чтобы лицо было сохранено и, даже, подчеркнуто. На готовой продукции сохраняется натуральный рисунок лица - морщинки и поры, которые имеются на необработанной шкуре. Прикладывая ладонь к поверхности кожи с натуральным лицом (fool grain) получаешь ощущение натурального эластичного изделия.

Шкуры молочных телят (опоек), имея меньшую толщину по сравнению со шкурами взрослых животных, могут конкурировать с ними по прочности и износостойкости. Это объясняется более густой и плотной волоконной структурой шкур молочных телят. Процесс переработки шкур до готовой кожи упрощенно можно рассматривать как совокупность трех основных этапов:

Выделка кожи.

Выделка - один из самых простых способов обработки кожи, в то же время и самый древний из них.

Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который состоит из трех основных стадий кожевенного производства:

отмочно-зольные процессы;

подготовительные процессы и дубление;

химическая отделка и красильно-жировальные процессы.

1. Отмочно-зольные процессы

Сырые кожи: шкуры крупного рогатого скота, главным образом шкурыбыков и коров, при этом учитываются их происхождение и весовая категория. Сырые шкуры поставляются с юга Германии и из Швейцарии, а также из других регионов: шкуры диких животных - из США, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д., в отдельных случаях используются шкуры водяного буйвола (Индияи Индонезия), реже - телячьи и свиные шкуры.

Консервирование: Если доставка кожи не занимает много времени и предусмотрена немедленная её обработка, то кожа просто замораживается. Для всех случаев нормальной считается поставка просоленных кож.

Отмачивание: Первый этап обработки. Кожи замачивают, чтобы удалить грязь. Они вновь набирают влагу. Для смягчения используют биологические увлажняющие средства. Сначала достигается предварительная мягкость, затем - основная. После того как кожа размягчена, могут быть удалены остатки мяса.

Золение: Удаление верхнего рогового слоя кожи и волосяного покрова. На этом этапе определяют сорт кожи, что служит основойдля ее дальнейшего целевого назначения. Применяемые хим. вещества: известь и сернистый натрий, которые потом нейтрализуются кислотой.

При этом ставятся в основном следующие 4 цели:

1)ослабить связи волоса и эпидермиса с дермой;

2)осуществить частичное омыление жировых веществ;

3)достигнуть достаточного набухания волокон шкуры;

4)привести шкуру в химическое состояние, необходимое для дубления.

Кроме того, условия золения и прозоленности влияют и на такие свойства готовой кожи как прочность при растяжении и влагоемкость. Прочность у кож, подвергшихся интенсивному действию зольника, всегда меньше. Это связано с разрушением связей в главной цепи (внутримолекулярных связей) при такой отработке.

Водостойкость же при интенсивной обработке зольным раствором у кож понижается, что связано с повышением их пористости.

2. Подготовительный процес с.

Сгонка шерсти . Производится на специальных волосогонных машинах. Эта операция осуществляется после золения, когда связь между волосом и дермой ослаблена. Полуфабрикат после сгонки шерсти обычно называют гольем.

Мездрение: Удаление прирезей мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры). Мездра используется для производства технического желатина. Обработанные кожиготовы к дублению и называются «гольё».

Чистка лица. Эта операция следует после мездрения. Чистка заключается в удалении коротких волос (подседа), а также частично продуктов распада белков и жиров.

Обеззоливание и протравка: Кожа очищается от продуктов золения посредством нейтрализации, проводится деферментация - протравка. Кожа обрабатывается основательно и становится более гладкой. Золеное голье находится в состоянии нажора — сильного набухания и содержит большое количество соединений кальция, как связанных с коллагеном, так и отложившихся в виде извести и известковых солей.

Бучение: Служит подготовкой процессу минерального дубления. Голье погружают в барабаны с соляным раствором, а затем обрабатывают слабо концентрированной кислотой. Добавленныево время этого процессадубильные вещества еще не могут воздействовать активно, но равномерно пропитывают голье.

Промывка. Промывку проводят водой для удаления солей кальция и продуктов распада белков. После промывки голье поступает в дубильные аппараты для дубления.

Двоение Wet Blue : Двоению подвергают голье, полученное из крупного сырья (бычка, яловки, бычины и т. д.). При двоении голье после золения распиливают на двоильных машинах на два слоя: верхний лицевой слой и нижний бахтармяный.

Гольё по всей поверхности разрезается по толщине на слои. Слой со следами пороков кожи срезается равномерно по всей толщине. У остальных слоев сохраняется природнаянеравномерность толщины. Верхний слой - будущая натуральная кожа/ Нижние слои после дубления называются спилками. Верхний слой кожи, используемый для производства кожаной мебели, подвергается дополнительному золению.

При распиливании задаются толщиной лицевого спилка, поэтому он получается с одинаковой толщиной по всей площади. Верхний спилок идет обычно для изготовления более ответственных деталей обуви, бахтармяный для менее ответственных деталей обуви и галантерейных кож.

Необходимо при этом учесть, что общая прочность спилков по сравнению с исходным гольем низкая.

Кроме вышеперечисленных подготовительных операций для некоторых видов кожи применяются дополнительно двоение, чепракование, мягчение, пикелевание.

2. 2. Дубление

Дубильный цех.

Полученное сырье обрабатывается в специальных дубильный барабанах, после чего получается хромовый полуфабрикат wet blue , который готов к использованию.

Полученное голье непригодно для изготовления обуви и других изделий. При обводнении голье сильно набухает, поглощая в больших количествах влагу и намного увеличиваясь в объеме.

Высыхание голья сопровождается резким уменьшением его объема, склеиванием его структурных элементов и изменением механических свойств. Высушенное голье становится жестким, рогообразным и ломким. Голье не устойчиво к нагреву во влажном состоянии, действию бактерий и ферментов. Таким образом, теряется форма, устойчивость материала. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят, т. е. обрабатывают дубильными веществами.

По современным представлениям дубление есть процесс скрепления молекул коллагена частицами дубителя (поперечное сшивание молекул)

Полученная в результате дубления кожа отличается от голья по целому раду свойств:

♦снижается влагоемкость, поскольку теряется способность к набуханию в воде;

♦повышается жесткость, так как при дублении за счет образования дополнительных сшивок у дермы теряется подвижность макромолекул коллагена кожи;

♦повышается прочность структурных элементов колеи. Но при этом следует помнить, что чрезмерная продубленность, наоборот, снижает прочность. Это объясняется тем, что при продубливании выше некоторого оптимума прочность падает за счет увеличения жесткости и снижения способности к ориентации структурных элементов кожи;

♦повышается упругость и связанная с ним износостойкость;

♦повышается термостойкость. Это связано с повышением числа поперечных химических связей и температуры сваривания при дублении (Tcg);

♦повышается пористость. Это объясняется тем, что дубители, проникая (вклиниваясь) в структуру дермы, разъединяют элементы структуры и в дальнейшем такое фиксируется за счет образования химических поперечных связей;

♦повышается формоустойчивость. Это связано с тем, что дубители, образуя поперечные связи между макромолеклами коллагена, не дают возможность набухать дерме и, кроме того, не дают им сближаться и склеиваться;

♦повышается химическая стойкость. Это связано с тем, что функциональные группы коллагена дермы блокированы дубителями;

♦улучшается внешний вид;

♦у дермы после дубления повышается толщина, площадь и угол наклона пучков коллагеновых волокон. Это уже говорит об экономической эффективности дубления и повышении, в частности, износостойкости подошвенных кож.

Современная теория дубления рассматривает дубление как процесс, состоящий из ряда физико-химических явлений и протекающий в две стадии. Первая стадия — диффузия дубителя в толщину голья, вторая — взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. При этом оба процесса происходят одновременно.

Дубящие вещества классифицируются по двум группам:

1.Органические (таниды, альдегиды, жиры).

2.Минеральные (титановые, хромовые, циркониевые и алюминиевые соединения).

Основное дубление:

Хромовое дубление проводится водными растворами основных солей трехвалентного хрома, который не ядовит. Дубильные вещества глубоко проникают в кожу, что способствует её укреплению и при нормальном использовании не приведет к повреждениям. Шестивалентный хром для дубления не применяется, так как он ядовит. После проникновения хрома в обработанную кожу остатки кислоты частично вытягиваются, а хром закрепляется в волокнах кожи и тем самым нейтрализуется. Подобно проводится циркониевое, алюминиевое и титановое дубление.

Пластование и подвяливание:

Для схватывания дубильных веществ кожа раскладывается слоями и подвяливается.

Фальцевание (прокатка):

Служит выравниванию толщины кожи.

Нейтрализация: оставшиеся в коже кислоты осторожнонейтрализуются гашеной известью. На последующих этапахобработки устанавливаются группы кожи.

Окончательное дубление: модификация и проявление свойств кожи с применением более сильных дубильных веществ в сочетании с основным дублением. Возможно сочетание с растительными и/или синтетическими дубильными веществами, с хромом и другими минеральными веществами.

3. Химическая отделка и красильно-жировальные процессы

На заключительной стадии химической отделки производятся следующие операции:

додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие специальные средства); Окрашивание: кожи окрашиваются в красильных ваннах стойкими красителями, глубоко проникающими в волокна кожи. Используются только натуральные, нетоксичные и экологически чистые красители. Краска глубоко проникает в структуру кожи,жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)

Конечным продуктом кожевенного производства является кожа, т. е. весь технологический процесс производства представляет не что иное, как превращение шкуры в готовую кожу.

Кожа растительного (альдегидного) дубления - кожа, в процессе выделки которой используется дубильная кора (отсюда и название - "дубление") и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (“сядет”) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно “садится” и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.

Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является "сыромятной", а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.

Сыромятная кожа производится путем скобления шкуры, пропитывания ее известью и последующего растягивания во время просушки. Как и кожа квасцового дубления, сыромятная кожа технически не является "кожей", но - обычно упоминается вместе с другими формами кож. Сыромятная кожа более жесткая и ломкая, чем другие формы кожи, и используется для изготовления барабанов, а также шнуров, используемых для шнуровки или стачивания.

Вареная кожа - изделия из кожи (кожи растительного дубления), для повышения прочности погружаются в горячую воду или в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за ее твердости и легкого веса, а также использовалась для книжных переплетов.

Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.

Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.

Производство готовой кожи.

Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который проходит в несколько этапов.

Покраска кожи.

Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат Crust (краст).

Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу.

Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление - горчично-желтая окраска; хромовое - светло зеленый цвет; железное - канареечный цвет и т.д.).

Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.

Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.

Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.

Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в упаковочный цех.

Кожа, которая по тем или иным причинам не является гладкой, подвергается тиснению.

Специалисты определяют качество кожи и вид тиснения, которое поможет скрыть мелкие недостатки поверхности кож.

Применяются самые различные виды тиснения: от очень мелкого (так называемая пылевидная плита) до очень крупного (так называемая Тигина), а также шагреневое тиснение, используемое для пошива обуви специального назначения.

мелкое тиснение

шагреневое тиснение

очень мелкое тиснение

очень крупное тиснение

крупное тиснение

среднее тиснение

Перед упаковкой и отправкой на склад готовой продукции вся кожа проходит окончательную сортировку и обмер.

Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.

В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:

1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.

2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.

3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.

4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.

5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.

6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.

7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).

(Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)

8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.

9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.

Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.

Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.

Конфигурация кож

В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации.

Чепракование представляет разделение шкуры на топографические участки.Чепракованиюподвергают крупное сырье, топографические участки которого наиболее дифференцированы по толщине и микроструктуре.

По конфигурации кожи бывают: целая кожа, полукожа, кулат, полукулат, вороток, чепрак.

Виды кож по способу отделки

Гладкие кожи

Максимально сохраняют естественный рисунок - мерею, не подвергаются тиснению вообще, либо на лицевую поверхность наносится очень мелкое - "пылевидное" тиснение. Кожи данной группы выделываются из наиболее качественного сырья с использованием самых современных химических материалов.

Шлифованные кожи

Шлифовка бахтармяной стороны и дополнительная разбивка позволяют получить "Велюр", который используется для производства спортивной, домашней и модельной обуви. Однако существуют кожи, шлифовка которых предопределена технологией их выделки - это "Нубук", который незаменим для изготовления как мужской, так и женской обуви. Вставки из цветного нубука широко используются в производстве детской обуви.

Тисненые кожи

Кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий:

Лаковые кожи

В зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, так и мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами "Орион", "Наплак". На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание.

Спилки

На спилок наносится искусственное полимерное "лицо", имитирующее естественную лицевую поверхность. Технология изготовления спилков позволяет использовать недорогое сырье и получать отличное решение для производства недорогой обуви с качеством, близким к качеству натуральной кожи с лицевой повехностью. Ассортимент спилков с искусственной лицевой повехностью представлен артикулом "Легенда" с различными вариантами тиснения. Все варианты тиснения спилков идентичны тиснению кож с лицевым покрытием, что позволяет комбинировать их при производстве обуви (союзка - лицевые кожи, берцы, голенища - спилок). Спилки без нанесения искусственного "лица" используются для изготовления обувного подкладочного материала, пошива спецодежды.

Красты

Полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка). Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинство пороков, связанных с отслоением "лица" - отмином и отдушистостью. Современная обработка позволяет придать красту свойство гидрофобности, а специальное крашение - сквозной прокрас. Хорошо выделанный краст трудно отличить от кож с гладкой лицевой повехностью. Красты широко используются обувщиками для производства обуви самого разнообразного назначения.

Кожзаменители.

Выделяем 4 основных типа представляемой нами продукции (3 вида искусственной кожи и ПВХ пленка):

Искожа (кожзаменитель) MF. Это современная кожа на основе микроволокон (Micro Fiber)

Искожа (кожзаменитель) PU . Это современный тип искусственной полиуретановой кожи

Искожа (кожзаменитель) PVC. Классическая кожа ПВХ

Пленка PVC . ПВХ пленка

Сегодня, искусственная кожа (кожзаменитель), является высококачественным и экологичным материалом, превосходящим по некоторым показателям натуральные кожи. При желании заказчика, по эстетическому виду искусственная кожа ничем не отличается от натуральной как с лицевой, так и обратной стороны. В то же время можно изготовить искожу с текстурой и цветом не свойственным натуральной коже, что умело воплощают дизайнеры в своих модных современных проектах.

В наше время для производства большинства видов кожи используются коровьи шкуры, но так же используются и шкуры других животных. Шкуры ягнят и оленей используются для производства мягкой кожи, из которой шьют наиболее дорогую одежду. Шкура кенгуру используется как сырье для производства изделий, которые должны быть прочными, но гибкими, например, краги. Кожа, сделанная из шкур более экзотических животных, в частности некоторых видов рептилий, в свое время была очень популярна. Изделия из нее считались наиболее красивыми и изысканными. По этой причине охота на некоторые виды змей и крокодилов приобрела столь широкие масштабы, что поставила вышеуказанные виды рептилий и холоднокровных на грань вымирания.

Различные кожаные изделия и несколько кожевенных инструментов

Готовые кожи

Кожа - прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство. Кожа используется в различных областях, от производства обуви и одежды до переплёта книг и изготовления обивки мебели и кожаных обоев. Производится множество сортов кожи с разнообразными свойствами.

История [ | ]

По материалам археологических раскопок можно судить о владении техникой обработки кожи и изготовления из неё аксессуаров и одежды - упоминания о кожевенном ремесле значатся в клинописных табличках библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала , в исторических текстах династии Хаммурапи ; много информации о владении египтянами кожевенным делом можно извлечь из росписей гробниц - например, во фрагменте росписи гробницы Рехмира изображен процесс раскроя, мездрения, отмоки, дубления и художественной выделки кожи. На Руси возникновение кожевенного дела датируется 6-7 веком; археологические раскопки в Новгороде и Москве указывают на существование кожевенных мастерских в 11-12 веках. Упоминания о декоративной отделке кожи можно найти в летописях - в летописи 1252 года о князе Даниле упоминаются сапоги, шитые золотом; а в летописи о Дмитрии Донском - пояс, расшитый золотом и декорированный ювелирными камнями. В Библии есть первое упоминание о кожаной одежде в книге Бытие 3:21 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».

Сама по себе кожа - материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Уже в эпоху позднего палеолита простейшая одежда из обычных шкур заменяется сшитыми одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - вышивка (бусинами и т. п.), раскраска, аппликация. И даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта - ремни , сумки , обувь , доспехи .

У разных народов имелось множество традиционных способов выделки кожи. Но все способы можно свести к трём или четырём при которых получаются принципиально разные продукты. Сырая кожа - минимум обработки. Сыромятная кожа - выделка без дубления. «Сыромятное дубление » - слабое дубление квасцами. - прошедшая операцию жирового дубления или дубления растительными и позднее искусственными химическими дубильными веществами. Сырая кожа имела узкую область применения. А вот сыромятная была основной с древнейших времён для изготовления одежды, обуви и т. п. Дубление с помощью растительных танинов тоже было известно с древности, но далеко не у всех народов. Сейчас же дублёные кожи используются практически повсеместно.

Происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом завете » Джеймс Джордж Фрэзер описывает древние семитские и африканские ритуалы, в которых кожаные кольца и браслеты являются ключевыми элементами. Индейцы Южной Америки до сих пор верят в магическую силу кожаных амулетов, а австралийские аборигены делают волшебные ловушки сновидений из выделанных и разрисованных шкурок летучих мышей. Подобное применение кожи мы находим и у других народов.

Строение кожи [ | ]

В коже животного различают (не считая волосяного покрова) три слоя, которые в процессе выделки или преобразуют, или удаляют.

Некоторые кожевенные термины [ | ]

Способы выделки [ | ]

При выделке получают различные виды кож (а также меха), которые можно разделить на три части: сырая кожа , сыромятная кожа и дублёная кожа .

Свежая (парная) кожа гибка из-за того, что её коллагеновые волокна не склеены между собой. Жёсткой или ломкой высохшая кожа становится оттого, что эти волокна склеиваются в сплошную массу и теряют свою подвижность. Таким образом, для выделки кожи необходимо ввести в её дерму такое вещество, которое отделило бы волокна друг от друга. При дублении, такими веществами служат дубители, способные создавать химические связи между волокнами, но одновременно не позволяющие им раскисать и склеиваться. При других способах обработки может использоваться какой-либо жир: он также не позволит волокнам слипаться друг с другом (сыромятная кожа).

Несмотря на различие в методах рецептах обработки для получения разных видов конечной продукции, имеются общие обязательные этапы. Первая универсальная операция - мездрение, при которой шкура лишается остатков мяса, жира и подкожной жировой клетчатки . Затем, если требуется, производят обезволашивание или золение , удаляя шерсть и эпидермис. Полученный продукт называют гольём. На этом этапе можно остановиться и получить так называемую сырую кожу или пойти дальше по пути получения сыромятной или дублёной кожи. Видов последней сейчас имеется большое количество. Соответственно и рецептов выделки также множество.

Некоторые виды дубления [ | ]

Особенности шкур различных животных и виды сырья [ | ]

Основной источник: Иванов В. Я. Материаловедение изделий из кожи. - 2008.

Раскрои сырья и готовых кож [ | ]

В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации. Это определяется размером шкуры и ассортиментом готовых кож.

  • Целая кожа.
  • Полукожа - половина шкуры, разрезанная по хребтовой линии.
  • Кулат - шкура с отрезанным воротком.
  • Вороток - часть шкуры с шейной части, обычно имеет много пороков.
  • Чепрак - наиболее ценная часть шкуры - спинная часть, не имеющая пол и воротка. Может составлять до 55 % по площади от площади всей шкуры. Может делиться на «верхний чепрак» и «нижний чепрак». Обычно используется для производства ремней, сумок и других изделий, требующих высокой плотности сырья.
  • Крупон - чепрак, вырезанный в виде прямоугольника.

Участки шкуры с наибольшим количеством дефектов:

  • Лапы.
  • Пола - часть шкуры с брюшины.
  • Пашины - участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны.

Конская шкура подразделяется на следующие участки:

  • Хаз - задняя часть шкуры (круп и ноги).
  • Шпигель - уплотнённые участки кожи, располагаемые над сочленением таза и бедренных костей. Участок хаза.
  • Передина - шкура без хаза. Наиболее ценная часть.

Классификация готовой кожи [ | ]

  • Обувные кожи.
  • Одежно-галантерейная - для пошива одежды, головных уборов, перчаток, сумок, кошельков и прочее. Для этих целей используют шеврет, лайку, замшу, кожу КРС. По виду дубления - используют в основном кожи хромового и хромотаннидного дубления.
  • Шорно-седельные - для людского и конного снаряжения. Используется кожа КРС и свиней.
  • Технические - для механизмов (например, приводные ремни).

Более широкая классификация включает в себя такие пункты:

  • Кожи для верха обуви - для этих целей используют кожи хромового дубления КРС, конские передины и выметки, шевро с различной отделкой - нубук, велюр, спилок, лак. Для верха тяжёлой обуви используют юфть.
  • Подкладочные кожи - предназначены для деталей подкладки обуви. В основном для этих целей применяются свиные кожи.
  • Кожи для низа обуви - применяются для изготовления стелек и подошв обуви. Для этих целей используют свиные кожи и кожи КРС, а также конские хазы.
  • Перчаточные кожи - вырабатываются из овчины, козлины, свиной, собачьей и конских передин.
  • Мебельная кожа - для обивки мебели, салонов автомобилей. Используется кожа хромового дубления КРС.
  • Пергамент - высушеное недублёное гольё из шкур КРС. Характеризуется высокой твёрдостью, применяется при изготовлении музыкальных инструментов.
  • Сыромять - недублёная кожа КРС, свиней и лосей. Используется для изготовления конской упряжи и снаряжения.

Кожевенная промышленность

Готовые кожи.

Кожевенное производство - выработка различных сортов кож из сырых шкур . Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций - свежевания и очистки - дерма превращается в недубленый полуфабрикат - голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. Затем при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дублёному полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.

История

Сама по себе кожа - материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одежда из шкур заменяется (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта - ремни , сумки , обувь , доспехи (а с открытием бронзы - поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов. И это, с известными допущениями, верно…

Ловушка сновидений. Атрибут обрядовой практики народов Северной Америки.

В тоже время происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом Завете» Джеймс Джордж Фрэзер описывает древние семитские и африканские ритуалы, в которых кожаные кольца и браслеты являются ключевыми элементами. Индейцы Южной Америки до сих пор верят в магическую силу кожаных амулетов, а австралийские аборигены делают волшебные ловушки сновидений из выделанных и разрисованных шкурок летучих мышей. Подобное применение кожи мы находим и у других народов.

Например, Д. Г. Савинов в статье «Первичные материалы и стиль саяно-алтайских изображений раннескифского времени», описывая находки Пазырыкских курганов утверждает, что кожа использовалась «…не только для изготовления бытовых и хозяйственных предметов, но и (в силу своей доступности, пластичности и способности давать четкие плавные силуэты) для создания художественных изделий в ритуальной практике древнего населения, (…) в условиях мерзлоты сохранились многочисленные изображения из кожи». Видимо этой «сакральностью» и «энергетичностью» кожи в сочетании с пластичностью и практичностью можно объяснить тот факт, что на протяжении всей истории человечества кожа применялась не только как сугубо технический, но и художественный материал. Соответственно, по мере развития религии и искусства в целом, развивалось и художественная обработка кожи .

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых разных вещей. Но что именно определяет такой широкий спектр возможностей этого материала? Почему и сейчас процесс превращения шкуры животного в кожу, и кожи в изделие не всегда понятен, а иногда имеет просто мистический характер? Причина, видимо, в том, что шкура животного - это сложная биологическая система. Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды, является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних - выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений - это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов. В зависимости от происхождения и способа дубления получаются кожи с различными свойствами.

Классификация кож

Опоек

Мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков.

Выросток

Кожа, аналогичная опойку, но менее эластичная и мягкая, получают ее из шкур телят, перешедших на растительную пищу.

Шевро

Перчатки, изготовленные из шевро

Мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.

Шеврет

Плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.

Литература

  • Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет Э. Г. Технология художественных изделий из кожи. - М.: Легкая и пищевая промышленность, .
  • Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из кожи. - М.: Легкая промышленность, .
  • Козлова Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. - М.: Легпромбытиздат, .
  • Рязанская М. И., Вигдорович Ф. Л. Маленькая домашняя энциклопедия. - М.: .
  • Селифанова Л. Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. - М.: Легкая индустрия, .
  • Николаева Ж. Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. - М.: Легпромбытиздат, .
  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. - М.: Легкая индустрия. .
  • Бекмурзаев Л. А. Технология одежды из кожи. - М.: Форум, .