Контрольная работа
На тему: «Методы регулирования внешнеэкономической деятельности»
Методы государственного регулирования ВЭД
Механизм государственного регулирования классически включает две группы методов:
1)Экономические методы - предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредованное актом купли-продажи) на внутрихоз. экономические процессы. Прежде всего эти методы применяются в сфере производства, где формируется товарное предложение. К экон. методам относят инструменты финансово-кредитной системы (изменение ставки процента, скидки, субсидии), налоговой системы, ценового механизма, таможенной системы, системы страхования и системы стимулирования экспортного производства.
2)Прямое административное вмешательство в экономику - в рыночной экономике исп. для краткосрочного регулирования, основано на нормативных актах правительства или управленческих решениях.
Помимо этих двух групп в мировой практике существуют организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они построены на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства. Антимонопольное регулирование позволяет влиять на экономические процессы в других странах. Антимонопольные законы ряда стран содержат критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии ее запрещения. Пример критерия: чрезмерный объем реализации товаров и услуг конкретным объединением, установление прямо или косвенно покупных или продажных цен и других условий сделки, распределение рынков или источников снабжения, неравный подход к партнерам и др. Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и злоупотреблений на рынках других стран. Если зарубежные предприниматели усугубляют ситуацию на внутреннем рынке, их стараются ограничить или убрать с помощью в том числе антимонопольного законодательства. В зарубежной практике регламентирования ВЭД к настоящему времени сформировался набор средств и инструментов регулирования (регламентирования), осуществлена унификация и гармонизация систем международной торговли, законодательное обеспечение проработано на достаточно высоком уровне, ускорению движения потоков информации способствует высокая степень оснащенности информационно-технической базы. И еще одна характерная черта ВЭД: комплексный подход к использованию разнообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю. Комплексный подход к регламентированию ВТД включает: I.Межгосударственное регулирование вкл. методы: *двухсторонние и многосторонние соглашения и договора (Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ, межправительственные торгово-экономические и платежные соглашения, кодексы и конвенции), *инструменты регулирования валютных рынков, *системы кредитования экспортно-импортных операций и страхования валютных рисков, типовые условия «Инкотермс».
II.Национальные системы регламентирования - вкл. набор допустимых методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов или тарифных предпочтений, валютно-кредитных средств, способов стимулирования экспортного производства, технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.
Рассмотрим II национальные системы регламентирования. Внутринациональные методы можно объединить в 4 группы: 1. Нетарифные ограничения, 2. таможенно-тарифное регулирование, 3. валютно-кредитные инструменты, 4. стимулирование нац. экспортеров. Нетарифные ограничения
внешнеторговых операций - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
Меры нетарифного ограничения включают: *меры финансового воздействия и *методы административного регламентирования. Финансовое воздействие обеспечивается системой таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, помимо таможенных, которые взимаются при ввозе товара. Их также называют паратарифными. В качестве инструментов этих методов используются фиксированные и скользящие ставки. Скользящие ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы на сельхозтовары) изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Т.к. скользящие ставки трудно прогнозировать, то положение импортеров ухудшается. Фиксированные сборы в основном повышают внутреннюю цену импортного товара, к ним относят внутренние спец. налоги, переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза. Методы административного регламентирования импорта разнообразны, это различного рода количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов и уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Методы админ. регулирования включают след.: §Запрещения (эмбарго) - вынужденные меры, принимают открытую и завуалированную форму. Открытые запреты - это полное запрещение торговли, основанное на решениях ООН, и некоторые частичные запреты безусловного характера */на импорт товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизнедеятельности государства, или */на экспорт, например, драгоценных металлов и ценных бумаг. Запреты бывают полные и частичные. Частичные в свою очередь бывают условными (для тех поставщиков, кто не соблюдает национальные правила) и безусловными. Также к частичным запретам относят сезонные и временные запрещения на ввоз. Завуалированные запреты - ограничения по проходу иностранных судов во внутренние воды, ограничения по продаже отдельных товаров в розничное сети. Запрещения по ввозу и вывозу товаров устанавливают при наличии дефицита или, наоборот, необходимости его предотвращения.
§Квотирование - это лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период, величина по странам-импортерам не разбивается. Индивидуальная квота - размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара. Индивидуальная квота обычно закрепляется торговым соглашением и носит характер двусторонней квоты (ограничены встречные обязательства государств). Сезонные квоты ограничивают размеры импорта сельхозтоваров на определенное время года. Квотирование направлено на сбалансированное развитие внешней торговли и платежных балансов, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.
§Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных гос. органов на ввоз / вывоз определенного объема товаров. Лицензирование является временной мерой, используемой в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта, или с целью рационального использования иностранной валюты, или в качестве дискриминационных действий, или для получения встречных уступок. Если таможенные пошлины неэффективны, то вводят лицензирование. В каждом государстве есть список товаров, ввоз которых лицензируется. Виды лицензий - генеральная и индивидуальная. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. Лицензии являются именными без права передачи, срок действия обычно 1 год.
§Контингентирование - составной элемент лицензирования. Это установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Наблюдение за выдачей квот ведется посредством предоставления лицензий. Контингентирование разрешено в случаях преодоления тяжелого внешнего финансового положения или устранения дефицита платежного баланса. Всегда находилось под запретом ГАТТ, но применяется часто странами, ссылающимися на исключительные обстоятельства. Контингентирование товаров в развитых странах (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья) приносит крупные прибыли компаниям, которые работают с контингентом. Тарифные контингенты (относят к тарифным методам) разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно.
§Нормы, стандарты и правила - специальные требования к импортным товарам, с целью соблюдения безопасности и охраны природной среды. Но на практике в трети случаев исп. для защиты интересов национальных производителей, например, США обязывает иностранных поставщиков автомобилей расширить использование комплектующих американского производства. Разновидности воздействий: 1. запрет или ограничение импорта товаров или материалов, загрязняющих окружающую среду; 2. протекционизм в отношении промышленного оборудования, транспортных средств, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха; 3. на качество товара - для защиты интересов потребителей, например, бытовая техника, медицинские препараты, пищевые продукты, информация на упаковке о вреде товара, об утилизации и вторичной переработке. (В странах действуют специфические санитарно-ветеринарные нормы в отношении импорта сельхозпродукции, пищевых товаров, парфюмерии, устанавливающие ограничение на использование в производстве красителей, добавок, например, гормонов для скота.)
§Антидемпинговые меры - используются страной-импортером для давления на экспортеров других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции. Критерием демпинга является сравнение фактических цен ввезенного товара с ценами внутреннего рынка в стране экспортера и установление факта продажи товара по заниженной цене. Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации в виде пошлины за ущерб национальной промышленности и производителю в пользу нац. производителя. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается индивидуально. Пошлина взимается только после спец. расследования на подтверждение факта демпинга и определения размера ущерба. Бывают временные и постоянные антидемпинговые пошлины. Временные носят предупредительный характер, постоянные могут вынудить экспортера уйти с рынка. Пример, в 1990-х гг. демпинговые поставки российских черных металлов и стали на американский рынок. Когда в 1998 этот объем за год вырос на 92%, то США в поиске компромисса с Россией ввели квоту и зафиксировали уровень цен. Пример, США для борьбы с демпингом телевизоров из Японии, Кореи, Сингапура, Канады установила высокие таможенные пошлины. А Мексика, не имея собственного производства телевизоров, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых из Японии телевизоров по заниженным ценам, т.к. в отношении экспорт техники из Мексики пошлин не существовало.
§Предписания таможенных органов - связаны с соблюдением формальностей и процедур по отношению к товарам, пересекающим таможенные границы страны. Этих предписаний существует несколько: национальные и международные (изложены в таможенных конвенциях). Согласно международным правилам, предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам различных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли. Груз и транспортное средство должны следовать от таможенной границы
по таможенной территории
под таможенным контролем
до места таможенного оформления,
груз подлежит декларированию и таможенному досмотру.
§Прочие меры: контроль за экспортно-импортными поставками и уровнем цен, требования о выплате авансовых таможенных пошлин, импортные депозиты - денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на спец. счет в банке как условие на импортную операцию.
Таможенно-тарифное регулирование
предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Тарифное регулирование определяет порядок и методики таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот. (В перспективе тарифное регулирование должно стать единственным механизмом регламентирования внешней торговли.) Виды таможенно-тарифного регулирования:
§Таможенные тариф, преференция, квота. Таможенный тариф (основной инструмент механизма тарифного регулирования) представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенный тариф охватывает около 2/3 внешнеторгового оборота развитых стран. Увеличивая цену импортного или экспортного товара, он оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли. Функции таможенного тарифа: 1) протекционизм в отношении отечественных товаров и 2) фискальная как пополнение госбюджета, 3) позволяет сформировать положительное сальдо внешнеторгового баланса, 4) увеличивает приток валюты. Таможенные тарифы бывают импортные и экспортные, простые и сложные. Простой таможенный тариф предусматривает единый размер ставки для каждого товара номенклатуры независимо от страны его происхождения. Сложный таможенный тариф предполагает установление двух и более ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения, причем наиболее высокая ставка сложного тарифа (генеральная) устанавливается для тех государств, с которыми не заключены спец. соглашения, а более низкая (конвенционная) для стран в режиме наибольшего благоприятствования. Тарифные преференции - сложные таможенные тарифы, предусматривающие наличие особо льготных пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экон. союзов; по сути, беспошлинный ввоз. Тарифная квота - количество товара, в пределах которого он может быть ввезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины.
§Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы. Таможенная пошлина увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность. Уровни таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от степени готовности товара и уровня экономического развития государств. Тенденция: рост уровня таможенных пошлин по мере увеличения степени обработки продукции, пошлины выше в развивающихся странах, чем в развитых, причина протекционизм. Таможенные пошлины бывают *адвалорные (% к цене товара), **специфические (ден. ед./ед. веса), ***смешанные, ****альтернативные (* или ** на усмотрение таможенного органа). В зависимости от страны происхождения таможенные пошлины бывают максимальные, минимальные и преференциальные. Таможенные пошлины используются для обложения импорта, экспортные пошлины в развитых странах не используются, только в некоторых развивающихся.
§Налоги на импорт. Налог и таможенная пошлина влияет на цену товара, импортный товар то же облагается налогами. Импортные налоги бывают 1) уравнительные, или пограничные - взимаются в момент пересечения таможенной границы импортным товаром и соответствуют ставкам аналогичных внутренних налогов; 2) специальные - сокращают размер импорта, когда повышение таможенных пошлин невозможно. Аналог таможенной пошлины на конкретные товары; 3) налоги и сборы за таможенное оформление - возмещают затраты на очистку товаров, например, сборы за хранение товара на таможенных складах, статистические и гербовые сборы, портовые сборы… Цель - возместить затраты на таможенную очистку; 4) скользящие - подобны таможенным пошлинам, но их ставка не фиксированная. Они повышаются при снижении мировых цен и понижаются при их росте, чем достигается постоянный уровень цен на внутреннем рынке; разновидность скользящих - компенсационные импортные сборы для конкретной продукции и регулируют ее производство, экспорт и импорт.
Меры стимулирования национальных экспортеров в странах с развитой рыночной экономикой
внешнеэкономический национальный экспортер регулирование Методов стимулирования экспортеров направлены на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий. Они разнообразны, гибки. §Государственное кредитование - предоставление экспортеру кредитов через гос. банки и специальные фин. учреждения с участием государства, например, экспортерам на покрытие разницы между высокой внутренней ценой и низкой мировой ценой, а также путем выдачи гос. гарантий по экспортным кредитам, когда государство берет на себя все риски по экспортной поставке.
§Гос. страхование экспорта - связано с коммерческими и политическими рисками
§Налоговые и финансовые льготы - поставщики экспортных товаров освобождаются на некоторый период от уплаты налогов - с выручки от экспортных операций, с имущества, льготная амортизация; освобождение от косвенных налогов на дефицитное сырье; возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства.
§Организационно-техническое содействие государства национальным фирмам в освоении новых рынков и расширении масштабов экспорта. Вкл. предоставление через гос. органы коммерческой информации, представление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для ВЭД. Министерства разных стран создают спец. учреждения для оказания помощи в поиске крупных заказов, информировании о международных торгах, поиске партнеров за рубежом.
Гос. Политика в области импорта направлена на: 1) защиту национальной промышленности, 2) создание предпочтительного режима для импорта некоторых товаров.
Система валютного регулирования
Составной частью внешнеэкономической деятельности является валютное регулирование и валютный контроль. Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». §Валютный курс - отношение национальной валюты к валюте другой страны. Функция валютного курса - обеспечение пропорциональности обмена валют, базой которого служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Валютный курс зависит также от уровня конвертируемости валюты (способности обмениваться на другие ин. валюты).
§Девальвация и ревальвация - исп. в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках или инфляции. Девальвация - официальное снижение курса национальной валюты с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. Ревальвация - наоборот, повышение курса нац. валюты, оказывает обратное воздействие. Ревальвация подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г.). Официально в РФ разрешены методы: ) таможенно-тарифного регулирования; ) нетарифного регулирования; ) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; ) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таможенно-тарифное регулирование в РФ осуществляется посредством ввозных и вывозных таможенных пошлин. Нетарифное регулирование исп. в исключительных случаях: §временные ограничения или запреты экспорта особо важных товаров (по спец. перечню) в случае их недостатка для внутреннего потребления
§ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, чтобы *сократить излишки товара на рынке РФ, *заменить рос. товар импортным, если в РФ нет возможностей для его производства и т.п. - вводят квоты.
§лицензирование исп. при *временном ограничении экспорта товара, *товаров, несущих угрозу жизни, здоровью, имуществу, окружающей среде, *исключительное право на экспорт
§Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры - для защиты интересов рос. производителей
§Предотгрузочная инспекция с выдачей сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции - в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия искажению сведений об импортируемых товарах, занижения их стоимости.
§Меры регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью устанавливаются, если эти меры для защиты нац. интересов: в т.ч. соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международных обязательств Российской Федерации; обороны страны и безопасности государства; для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и интересов инвесторов, вкладчиков и т.п.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.
Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.
Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическим методам регулирования.
Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее экономические и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер, направленных на стимулирование экспорта. Законодательством установлены новые способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это предусмотренные в Законе "Об основах государственного регулирования..." наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров и предотгрузочная инспекция. Некоторые из предусмотренных Законом способов регулирования внешнеэкономической деятельности будут рассмотрены далее отдельно.
Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.
Контрольная работа
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Современные тенденции таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
Границы и условия эффективного применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности
Литература
1. Механизм государственного регулирования ВЭД и его элементы, их роль и значение
В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. На протяжении столетий экономические связи между государствами существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе развития общества внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.
Республика Беларусь является типичной малой страной с открытой экономикой: наличие развитой промышленности с ориентацией на экспорт, отсутствие собственных ресурсов предопределяет наше активное участие в международной торговле.
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развития внешней торговли. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удавалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Место, которое страна пытается занять в мировой экономической системе выражается ее внешнеэкономической политикой.
Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней и внутренней политики государства.
Основную задачу государства в области международной торговли можно сформулировать весьма просто - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке, и, ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. В связи с этим часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей стимулирование экспорта.
Вышесказанное тесно переплетается с понятием внешнеторгового баланса страны - соотношения стоимости экспорта и импорта товаров за определенный период времени. Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществленные в кредит товарные сделки.
Принято считать, что страна должна стремиться к активному (положительному) торговому балансу, который характеризуется превышением вывоза товаров (экспорта) над вывозом (импортом). Часто используется понятие сальдо торгового баланса. Так активное сальдо торгового баланса - превышение товарного экспорта страны над ее товарным импортом.
Вместе с тем, следует отметить, что существует теория, согласно которой сальдо внешнеторгового баланса не имеет определяющего значения и не характеризует результаты экономической деятельности. Она была сформулирована приверженцами теории свободной торговли. Но это заслуживает отдельного рассмотрения.
В различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Прежде всего это определяется уровнем развития и конкурентоспособностью экономики. Рассмотрим подробнее основные типы внешнеторговых политик.
Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествляли с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины. Часто они должны были уплачиваться непосредственно золотом. Кроме того, вводились ограничения на экспорт предметов роскоши (считалось, что это неразумная трата денег - драгоценных металлов).
Таким образом, политика меркантилизма характеризуется сильным вмешательством государства во внешнюю торговлю в части ограничения импорта.
По мере развития производительных сил и перехода к капиталистическому способу производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.
Протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленной революции.
Промышленная революция с точки зрения мировой торговли характеризуется тем, что достаточное развитие получил машинный способ производства массовых товаров (прежде всего текстильных), а так же развитие транспорта (прежде всего железных дорог и пароходов), что позволило дешево перевозить большое количество товаров на значительные расстояния.
Сочетание этих двух факторов и явилось основной движущей силой промышленной революции и взрывного развития международной торговли.
Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего, голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства - Испания, Швеция, Франция.
Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в стране таможенной политики на ее экономику. К началу XIX века по своему развитию Англия вышла на первое место в мире, когда темпы развития промышленности были высокими, а себестоимость выпускаемой продукции - самая низкая в мире. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.
Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы торговли" (или фритредерства - от английских слов «free trade»).
Основоположниками теории свободной торговли принято считать классиков английской политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных - по А. Смиту и относительных - по Д. Рикардо), при этом совокупный объем выпуска (а соответственно и потребления) продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки.
В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле. Английская промышленность в то время страдала от недостатка сбыта. Высокие цены на хлеб и дороговизна жизни уменьшали покупательную способность внутреннего рынка, а за границей английские товары не находили сбыта. Тогда английские промышленники заявили: «кто хочет продавать, тот должен и покупать. Народы континента не станут брать продукты нашей промышленности, если мы не станем покупать того, что они имеют для продажи. Фабрикаты мы производим дешевле, поэтому в обмен на продукты наших фабрик они могут дать нам только свое сырье. Пусть будет так, возьмем их хлеб за наши фабрикаты». Это заставило английских промышленников стать во главе движения за отмену хлебных законов. В 1850 г. был допущен свободный ввоз хлеба, а вскоре вслед за этим были сняты и все остальные покровительственные пошлины.
Совершенно в ином направлении шло развитие в других странах. За исключением Англии, торговая политика всех стран получила резко охранительный характер. Те пошлины, которые были введены только как временная мера содействия молодой промышленности, продолжали существовать и там, где не могло быть и речи о временных затруднениях молодой, еще не окрепшей, промышленности. Также широкое распространение получили аграрные пошлины. Протекционизм стал средством постоянной охраны от заграничной конкуренции.
Суть взглядов сторонников свободной торговли прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.
Таким образом:
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет (или снижает) всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот со стороны государства. Считается, что такая политика ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Эти две основные тенденции (свобода торговли и протекционизм) сохранились и в современной внешнеэкономической политике. При этом выбор того или иного средства регулирования внешней торговли зависит от внутриэкономической ситуации и положения страны на мировом рынке.
Так, политика свободной торговли просуществовала в Англии сравнительно не долго. Развитие промышленности в других европейских странах, прежде всего в Германии и Франции привели к утрате Англией экономического лидерства и появлению конкуренции английским товарам на внутреннем и внешних рынках. Следствием этого было отказ от политики свободной торговли и переход к протекционизму.
Как свидетельствует история, в «чистом виде» фритредерство и протекционизм практически никогда не использовались. Как правило, всегда проводится политика, сочетающая оба подхода, и при этом правильно говорить о преобладании того или иного направления во внешнеторговой политике государства.
Тем не менее, можно в общих чертах сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: «протекционизм или свобода торговли»?
Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.
Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.
Спор о том, что лучше протекционизм или свободная торговля продолжается до сих пор. При этом представляют интерес доводы сторонников каждого из данных направлений в защиту своей позиции и критика данной позиции.
Основные аргументы в пользу свободной торговли:
таможенная пошлина
Если величина таможенной пошлины значительно меньше указанной разницы цен, она не будет выполнять защитной функции и пошлина не может быть эффективным инструментом внешнеторговой политики. Но, как правило, при этом страна не вправе (из - за членства в ВТО или опасности ответных санкций) значительно увеличить ставки таможенных пошлин. В настоящее время это явление имеет повсеместный характер.
Таможенные пошлины, установленные ниже разницы между мировыми и национальными ценами создают благоприятные условия для импорта товаров и их функцию можно рассматривать как стимулирующую импорт товаров. Применяя такие ставки таможенных пошлин, государство обостряет конкуренцию на внутреннем рынке. Как правило, это сопровождается снижением цен на товары и вынуждает отечественных производителей выпускать конкурентоспособную продукцию.
Тарифные меры регулирования могут быть эффективными при следующих условиях:
Важное замечание: с другой стороны нетарифные меры не дают государству дополнительный доход в виде таможенных платежей.
Практика применения мер нетарифного регулирования весьма разнообразна. Особенно эффективно их применяют развитые страны: ЕС, США.
эффективный тарифный таможенный внешнеэкономический
Литература
1. Астафьев С.П. В режиме свободной таможенной зоны //"Учет. Налоги. Право", 2006, № 3.
Басков В.А. Проблемы и отдельные направления совершенствования межведомственного взаимодействия в предупреждении и раскрытии хищений предметов, имеющих особую ценность. //"Российский следователь", 2006,№ 3.
Бобылев Н.К. Изменение санкций за нарушения таможенных правил, предусмотренных федеральным законом от 20.08.2004 № 118-фз "О внесении изменений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях и таможенный кодекс Российской Федерации» // "Юрист", 2005, № 4.
Борисов А.Н. Полномочия милиции, переданные от федеральных органов налоговой полиции // "Право и экономика", № 10, 2013.
Бутырин С. Административная ответственность за контрабанду // "Законность", № 3, 2004.
Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля // ФОРУМ: Методический сборник. Выпуск 4. М. РИО РТА, 2013.
Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М. Книжный мир. 2004.
Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М: Книжный мир. 2003.
Задвоение таможенной пошлины //"Учет. Налоги. Право", 2006, № 15.
Игнатова Т.В., Омельченко Г.А. Банковское обслуживание участников внешнеэкономической деятельности. Ростов-на-Дону. 2014.
Институт декларирования в Таможенном кодексе Российской Федерации Право и экономика, 2005, № 4.
Новый Таможенный кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела //"Право и экономика", 2003, № 12.
Об основных изменениях таможенного дела в 2004 году //"Юрист", 2005, № 2.
Петрухина Т.Г. Привлечение юридических лиц к ответственности за недостоверное декларирование // "Право и экономика", 2006, № 1.
Семенова О. Конфискация за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ // "Законность", № 5, 2004.
Степанов К.С. Понятие объекта уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица //"Российский следователь", 2006, № 1.
Таможенные платежи //"Учет. Налоги. Право", 2013, № 36.
Таможенные режимы. Законодательство. Комментарии. Образцы документов. Серия «Юридические справочники». М. Право и Закон, 2002.
Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования внешнеэкономической деятельности: Практическое пособие. М. « ПРИОР», 2003.
Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима // "Юрист", 2006, № 6.
Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). М.: Зерцало. М. 2003.
Чермянинов Д.В. К вопросу об административных наказаниях, применяемых таможенными органами российской федерации к нарушителям лицензионно-разрешительной системы в таможенном деле // "Юрист", № 1, 2003.
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Введение
Исследование основных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является актуальной, практически значимой темой. Цель современной внешнеэкономической политики России - эффективная интеграция в мировую экономику. Главная задача заключается в том, чтобы на основе повышения конкурентоспособности отечественной промышленности уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.
За прошедшие годы накоплен определенный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности России. Однако негативные тенденции во внешней торговле обязывают государство сочетать политику либерализации с разработкой комплекса мероприятий по созданию более эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности актуально и с точки зрения приведения его - в соответствие с принятыми в мировой практике нормами, а также анализа процесса сближения России с Европейским союзом и вхождения в ВТО.
Глава 1. Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД
Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.
Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%. международный торговый таможенный лицензирование
Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.
Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.
Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.
Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.
Заключение
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.
Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).
В литературе существует несколько классификаций методов ВЭД. Выделяют административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).
Методы также подразделяют на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Протекционистская функция таможенного тарифа связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Его фискальная функция обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Список литературы
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Контрольная работа
На тему: «Методы регулирования внешнеэкономической деятельности»
Методы государственного регулирования ВЭД
Механизм государственного регулирования классически включает две группы методов:
1) Экономические методы - предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредованное актом купли-продажи) на внутрихоз. экономические процессы. Прежде всего эти методы применяются в сфере производства, где формируется товарное предложение. К экон. методам относят инструменты финансово-кредитной системы (изменение ставки процента, скидки, субсидии), налоговой системы, ценового механизма, таможенной системы, системы страхования и системы стимулирования экспортного производства.
2) Прямое административное вмешательство в экономику - в рыночной экономике исп. для краткосрочного регулирования, основано на нормативных актах правительства или управленческих решениях.
Помимо этих двух групп в мировой практике существуют организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они построены на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства. Антимонопольное регулирование позволяет влиять на экономические процессы в других странах. Антимонопольные законы ряда стран содержат критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии ее запрещения. Пример критерия: чрезмерный объем реализации товаров и услуг конкретным объединением, установление прямо или косвенно покупных или продажных цен и других условий сделки, распределение рынков или источников снабжения, неравный подход к партнерам и др. Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и злоупотреблений на рынках других стран. Если зарубежные предприниматели усугубляют ситуацию на внутреннем рынке, их стараются ограничить или убрать с помощью в том числе антимонопольного законодательства.
В зарубежной практике регламентирования ВЭД к настоящему времени сформировался набор средств и инструментов регулирования (регламентирования), осуществлена унификация и гармонизация систем международной торговли, законодательное обеспечение проработано на достаточно высоком уровне, ускорению движения потоков информации способствует высокая степень оснащенности информационно-технической базы. И еще одна характерная черта ВЭД: комплексный подход к использованию разнообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю.
Комплексный подход к регламентированию ВТД включает:
I. Межгосударственное регулирование вкл. методы: *двухсторонние и многосторонние соглашения и договора (Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ, межправительственные торгово-экономические и платежные соглашения, кодексы и конвенции), *инструменты регулирования валютных рынков, *системы кредитования экспортно-импортных операций и страхования валютных рисков, типовые условия «Инкотермс».
II. Национальные системы регламентирования - вкл. набор допустимых методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов или тарифных предпочтений, валютно-кредитных средств, способов стимулирования экспортного производства, технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.
Рассмотрим II национальные системы регламентирования. Внутринациональные методы можно объединить в 4 группы: 1. Нетарифные ограничения, 2. таможенно-тарифное регулирование, 3. валютно-кредитные инструменты, 4. стимулирование нац. экспортеров.
Нетарифные ограничения внешнеторговых операций - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
Меры нетарифного ограничения включают: *меры финансового воздействия и *методы административного регламентирования.
Финансовое воздействие обеспечивается системой таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, помимо таможенных, которые взимаются при ввозе товара. Их также называют паратарифными. В качестве инструментов этих методов используются фиксированные и скользящие ставки. Скользящие ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы на сельхозтовары) изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Т.к. скользящие ставки трудно прогнозировать, то положение импортеров ухудшается. Фиксированные сборы в основном повышают внутреннюю цену импортного товара, к ним относят внутренние спец. налоги, переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза.
Методы административного регламентирования импорта разнообразны, это различного рода количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов и уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Методы админ. регулирования включают след.:
§ Запрещения (эмбарго) - вынужденные меры, принимают открытую и завуалированную форму. Открытые запреты - это полное запрещение торговли, основанное на решениях ООН, и некоторые частичные запреты безусловного характера */на импорт товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизнедеятельности государства, или */на экспорт, например, драгоценных металлов и ценных бумаг. Запреты бывают полные и частичные. Частичные в свою очередь бывают условными (для тех поставщиков, кто не соблюдает национальные правила) и безусловными. Также к частичным запретам относят сезонные и временные запрещения на ввоз. Завуалированные запреты - ограничения по проходу иностранных судов во внутренние воды, ограничения по продаже отдельных товаров в розничное сети. Запрещения по ввозу и вывозу товаров устанавливают при наличии дефицита или, наоборот, необходимости его предотвращения.
§ Квотирование - это лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период, величина по странам-импортерам не разбивается. Индивидуальная квота - размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара. Индивидуальная квота обычно закрепляется торговым соглашением и носит характер двусторонней квоты (ограничены встречные обязательства государств). Сезонные квоты ограничивают размеры импорта сельхозтоваров на определенное время года. Квотирование направлено на сбалансированное развитие внешней торговли и платежных балансов, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.
§ Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных гос. органов на ввоз / вывоз определенного объема товаров. Лицензирование является временной мерой, используемой в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта, или с целью рационального использования иностранной валюты, или в качестве дискриминационных действий, или для получения встречных уступок. Если таможенные пошлины неэффективны, то вводят лицензирование. В каждом государстве есть список товаров, ввоз которых лицензируется. Виды лицензий - генеральная и индивидуальная. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. Лицензии являются именными без права передачи, срок действия обычно 1 год.
§ Контингентирование - составной элемент лицензирования. Это установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Наблюдение за выдачей квот ведется посредством предоставления лицензий. Контингентирование разрешено в случаях преодоления тяжелого внешнего финансового положения или устранения дефицита платежного баланса. Всегда находилось под запретом ГАТТ, но применяется часто странами, ссылающимися на исключительные обстоятельства. Контингентирование товаров в развитых странах (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья) приносит крупные прибыли компаниям, которые работают с контингентом. Тарифные контингенты (относят к тарифным методам) разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно.
§ «Добровольное» самоограничение поставок - неофициальная договоренность между странами экспортером и импортером об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде либо сокращения объемов, либо прироста или снижения цен путем навязывания партнеру своих коммерческих условий с целью получения прибыли за счет нанесения ущерба интересам контрагента. К ограничительной деловой практикой относят: сговор между поставщиком и покупателями о распределении рынков и об установлении уровня цен; использование экспортером дискриминационных цен и коммерческих условий; поставка «с нагрузкой» - с условиями в отношении конкурентов. Добровольное ограничение относят к «серой зоне», противоречит ГАТТ. Странами. Пример, Япония в 1989 г. была вынуждена принять «добровольный» отказ от увеличения экспорта автомобилей в США сроком на 5 лет. Один из вариантов ограничительной практики: добровольное ограничение экспорта, когда торговый барьер в виде квоты, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
§ Нормы, стандарты и правила - специальные требования к импортным товарам, с целью соблюдения безопасности и охраны природной среды. Но на практике в трети случаев исп. для защиты интересов национальных производителей, например, США обязывает иностранных поставщиков автомобилей расширить использование комплектующих американского производства. Разновидности воздействий: 1. запрет или ограничение импорта товаров или материалов, загрязняющих окружающую среду; 2. протекционизм в отношении промышленного оборудования, транспортных средств, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха; 3. на качество товара - для защиты интересов потребителей, например, бытовая техника, медицинские препараты, пищевые продукты, информация на упаковке о вреде товара, об утилизации и вторичной переработке. (В странах действуют специфические санитарно-ветеринарные нормы в отношении импорта сельхозпродукции, пищевых товаров, парфюмерии, устанавливающие ограничение на использование в производстве красителей, добавок, например, гормонов для скота.)
§ Антидемпинговые меры - используются страной-импортером для давления на экспортеров других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции. Критерием демпинга является сравнение фактических цен ввезенного товара с ценами внутреннего рынка в стране экспортера и установление факта продажи товара по заниженной цене. Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации в виде пошлины за ущерб национальной промышленности и производителю в пользу нац. производителя. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается индивидуально. Пошлина взимается только после спец. расследования на подтверждение факта демпинга и определения размера ущерба. Бывают временные и постоянные антидемпинговые пошлины. Временные носят предупредительный характер, постоянные могут вынудить экспортера уйти с рынка. Пример, в 1990-х гг. демпинговые поставки российских черных металлов и стали на американский рынок. Когда в 1998 этот объем за год вырос на 92%, то США в поиске компромисса с Россией ввели квоту и зафиксировали уровень цен. Пример, США для борьбы с демпингом телевизоров из Японии, Кореи, Сингапура, Канады установила высокие таможенные пошлины. А Мексика, не имея собственного производства телевизоров, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых из Японии телевизоров по заниженным ценам, т.к. в отношении экспорт техники из Мексики пошлин не существовало.
§ Предписания таможенных органов - связаны с соблюдением формальностей и процедур по отношению к товарам, пересекающим таможенные границы страны. Этих предписаний существует несколько: национальные и международные (изложены в таможенных конвенциях). Согласно международным правилам, предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам различных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли. Груз и транспортное средство должны следовать от таможенной границы по таможенной территории под таможенным контролем до места таможенного оформления, груз подлежит декларированию и таможенному досмотру.
§ Прочие меры: контроль за экспортно-импортными поставками и уровнем цен, требования о выплате авансовых таможенных пошлин, импортные депозиты - денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на спец. счет в банке как условие на импортную операцию.
Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Тарифное регулирование определяет порядок и методики таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот. (В перспективе тарифное регулирование должно стать единственным механизмом регламентирования внешней торговли.) Виды таможенно-тарифного регулирования:
§ Таможенные тариф, преференция, квота. Таможенный тариф (основной инструмент механизма тарифного регулирования) представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенный тариф охватывает около 2/3 внешнеторгового оборота развитых стран. Увеличивая цену импортного или экспортного товара, он оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли. Функции таможенного тарифа: 1) протекционизм в отношении отечественных товаров и 2) фискальная как пополнение госбюджета, 3) позволяет сформировать положительное сальдо внешнеторгового баланса, 4) увеличивает приток валюты. Таможенные тарифы бывают импортные и экспортные, простые и сложные. Простой таможенный тариф предусматривает единый размер ставки для каждого товара номенклатуры независимо от страны его происхождения. Сложный таможенный тариф предполагает установление двух и более ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения, причем наиболее высокая ставка сложного тарифа (генеральная) устанавливается для тех государств, с которыми не заключены спец. соглашения, а более низкая (конвенционная) для стран в режиме наибольшего благоприятствования. Тарифные преференции - сложные таможенные тарифы, предусматривающие наличие особо льготных пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экон. союзов; по сути, беспошлинный ввоз. Тарифная квота - количество товара, в пределах которого он может быть ввезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины.
§ Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы. Таможенная пошлина увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность. Уровни таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от степени готовности товара и уровня экономического развития государств. Тенденция: рост уровня таможенных пошлин по мере увеличения степени обработки продукции, пошлины выше в развивающихся странах, чем в развитых, причина протекционизм. Таможенные пошлины бывают *адвалорные (% к цене товара), **специфические (ден. ед./ед. веса), ***смешанные, ****альтернативные (* или ** на усмотрение таможенного органа). В зависимости от страны происхождения таможенные пошлины бывают максимальные, минимальные и преференциальные. Таможенные пошлины используются для обложения импорта, экспортные пошлины в развитых странах не используются, только в некоторых развивающихся.
§ Налоги на импорт. Налог и таможенная пошлина влияет на цену товара, импортный товар то же облагается налогами. Импортные налоги бывают 1) уравнительные, или пограничные - взимаются в момент пересечения таможенной границы импортным товаром и соответствуют ставкам аналогичных внутренних налогов; 2) специальные - сокращают размер импорта, когда повышение таможенных пошлин невозможно. Аналог таможенной пошлины на конкретные товары; 3) налоги и сборы за таможенное оформление - возмещают затраты на очистку товаров, например, сборы за хранение товара на таможенных складах, статистические и гербовые сборы, портовые сборы… Цель - возместить затраты на таможенную очистку; 4) скользящие - подобны таможенным пошлинам, но их ставка не фиксированная. Они повышаются при снижении мировых цен и понижаются при их росте, чем достигается постоянный уровень цен на внутреннем рынке; разновидность скользящих - компенсационные импортные сборы для конкретной продукции и регулируют ее производство, экспорт и импорт.
Меры стимулирования национальных экспортеров в странах с развитой рыночной экономикой
внешнеэкономический национальный экспортер регулирование
Методов стимулирования экспортеров направлены на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий. Они разнообразны, гибки.
§ Государственное кредитование - предоставление экспортеру кредитов через гос. банки и специальные фин. учреждения с участием государства, например, экспортерам на покрытие разницы между высокой внутренней ценой и низкой мировой ценой, а также путем выдачи гос. гарантий по экспортным кредитам, когда государство берет на себя все риски по экспортной поставке.
§ Гос. страхование экспорта - связано с коммерческими и политическими рисками
§ Налоговые и финансовые льготы - поставщики экспортных товаров освобождаются на некоторый период от уплаты налогов - с выручки от экспортных операций, с имущества, льготная амортизация; освобождение от косвенных налогов на дефицитное сырье; возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства.
§ Организационно-техническое содействие государства национальным фирмам в освоении новых рынков и расширении масштабов экспорта. Вкл. предоставление через гос. органы коммерческой информации, представление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для ВЭД. Министерства разных стран создают спец. учреждения для оказания помощи в поиске крупных заказов, информировании о международных торгах, поиске партнеров за рубежом.
Гос. Политика в области импорта направлена на: 1) защиту национальной промышленности, 2) создание предпочтительного режима для импорта некоторых товаров.
Система валютного регулирования
Составной частью внешнеэкономической деятельности является валютное регулирование и валютный контроль. Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
§ Валютный курс - отношение национальной валюты к валюте другой страны. Функция валютного курса - обеспечение пропорциональности обмена валют, базой которого служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Валютный курс зависит также от уровня конвертируемости валюты (способности обмениваться на другие ин. валюты).
§ Девальвация и ревальвация - исп. в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках или инфляции. Девальвация - официальное снижение курса национальной валюты с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. Ревальвация - наоборот, повышение курса нац. валюты, оказывает обратное воздействие. Ревальвация подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом.
§ Валютный контроль. Один из методов - купля-продажа ин. валюты центральными банками с целью ограничения курса национальной валюты. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, а также проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям; а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г.).
Официально в РФ разрешены методы:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таможенно-тарифное регулирование в РФ осуществляется посредством ввозных и вывозных таможенных пошлин. Нетарифное регулирование исп. в исключительных случаях:
§ временные ограничения или запреты экспорта особо важных товаров (по спец. перечню) в случае их недостатка для внутреннего потребления
§ ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, чтобы *сократить излишки товара на рынке РФ, *заменить рос. товар импортным, если в РФ нет возможностей для его производства и т.п. - вводят квоты.
§ лицензирование исп. при *временном ограничении экспорта товара, *товаров, несущих угрозу жизни, здоровью, имуществу, окружающей среде, *исключительное право на экспорт
§ Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры - для защиты интересов рос. производителей
§ Предотгрузочная инспекция с выдачей сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции - в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия искажению сведений об импортируемых товарах, занижения их стоимости.
§ Меры регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью устанавливаются, если эти меры для защиты нац. интересов: в т.ч. соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международных обязательств Российской Федерации; обороны страны и безопасности государства; для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и интересов инвесторов, вкладчиков и т.п.
§ Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью вводятся: */ в целях участия Российской Федерации в международных санкциях; */в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации; */ связанное с мерами валютного регулирования; */ответных мер к иностранным государствам.
§ Зоны приграничной торговли и свободные экономические зоны.
Размещено на Allbest.ru
Сущность, цели, задачи и принципы развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) хозяйствующих субъектов. Механизм регулирования ВЭД: инструменты, методы и объекты регулирования. Нетарифное регулирование ВЭД и их меры. Торгово-промышленная палата России.
дипломная работа , добавлен 09.01.2014
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Характеристика административной и экономической формы регулирования экономических процессов. Основные методы регулирования деятельности предприятий: тарифные и нетарифные.
контрольная работа , добавлен 12.07.2011
Основные концепции и положения регулирования государством внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенно-тарифных и нетарифных методов. Особенности, принципы и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
курсовая работа , добавлен 01.05.2009
Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. Виды и формы общения с иностранным контрагентом. Суть и формы международных расчетов. Мировой рынок рабочей силы. Единый таможенный тариф Украины.
курсовая работа , добавлен 03.07.2006
Понятие внешнеторговой политики, её цели и принципы. Протекционизм и свободная торговля. Принципы внешнеэкономической деятельности. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Тенденции и факторы развития внешнеэкономической политики РФ.
курсовая работа , добавлен 23.01.2015
Сущность внешнеэкономической деятельности регионов России и оценка факторов интенсивности. Ростовская, Ставропольская и Краснодарская области как участники внешнеэкономической деятельности. Основные пути активизации внешнеэкономической деятельности ЮФО.
курсовая работа , добавлен 22.06.2010
Концепции и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Направления внешнеторговой деятельности, развитие государственного регулирования перемещения товара через таможенную границу. Полномочия органов государственной власти.
курсовая работа , добавлен 08.06.2009
Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 04.06.2015
Функции государства в современной экономике. Методы государственного регулирования. Государственные инвестиции и развитие предпринимательства. Правовые, административные и экономические методы воздействия на экономику. Прогнозирование и планирование.
презентация , добавлен 03.06.2016
Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.