Партнеры. Партнеры Соответствие продукции и процессов по 16949

ISO/TS 16949 – международный отраслевой стандарт, а также техническая спецификация, разработанная Международной организацией по стандартизации ISO. Стандарт описывает требования к системам менеджмента качества предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством, установкой и обслуживанием продукции автомобильной промышленности.

История ISO/TS 16949

Стандарт ISO/TS 16949 был подготовлен Международной рабочей автомобильной группой IATF и Японской ассоциацией автомобилестроителей JAMA при поддержке технического комитета TC 176 ISO. Стандарт базируется на структуре стандарта ISO 9001:2008 и включает дополнения, характерные для автомобильной промышленности. Предшественником ISO/TS 16949 является американский стандарт QS-9000.

Текущая третья версия стандарта ISO/TS 16949 была выпущена в 2009 году вслед за переизданием ISO 9001:2008.

Этапы разработки:

1999 г. – принятие первой редакции ISO/TS 16949. Разработка велась ISO/TC 176 и созданной Международной автомобильной целевой группой IATF.

2002 г. – принятие второй редакции ISO/TS 16949. В основу стандарта положен процессный подход ISO 9001:2000. К разработке присоединилась Японская ассоциация автомобилестроителей JAMA.

2009 г. – принятие третьей редакции ISO/TS 16949 (В стандарт внесены лишь незначительные правки. Концепция осталась прежней)

Цели создания ISO/TS 16949

Целями создания ISO/TS 16949 является установка требований к системе менеджмента качества организации, которая направлена на:

Постоянное улучшение;

Предотвращение дефектов;

Снижение вариаций и потерь в цепи поставок.

Данные цели перестраивают систему менеджмента качества, созданную в соответствии с ISO 9001:2008 в инструмент качества фактически управляющий всей организацией.

Стандарт ISO/TS 16949 применим для всех организаций в цепи производства и поставок оборудования и комплектующих автомобильной промышленности.

Понятие «автомобильный» включает:

  1. автомобили,
  2. автобусы,
  3. мотоциклы,
  4. грузовики,
  5. но исключает специальную технику, например, тракторы, снегоуборочные машины и прочее.

Производители запасных частей для автомобилей или поставщики вспомогательных услуг, таких как складирование, транспортировка, калибровка и другие, не могут проходить сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/TS 16949.

Структура стандарта ISO/TS 16949

Требования стандарта представлены в пяти разделах (наименования разделов идентичны ISO 9001:2008):

  1. Система менеджмента качества,
  2. Ответственность руководства,
  3. Менеджмент ресурсов,
  4. Процессы создания продукции
  5. Измерение, анализ и улучшение.

В приложении A стандарта приводится форма Плана управления.

В каждом из разделов имеются дополнительные к ISO 9001 требования, характерные для автомобильной промышленности. Основные дополнительные требования содержатся в разделе 7 «Процессы создания продукции» и включают, например, такие пункты:

7.1.3 Конфиденциальность

7.2.1.1 Специальные характеристики, установленные потребителем

7.2.2.2 Возможность изготовления продукции организацией

7.3.1.1 Многодисциплинарный подход

7.3.6.2 Программа испытаний опытного образца

7.3.6.3 Процесс одобрения продукции

7.4.1.2 Развитие системы менеджмента качества поставщика

7.5.1.2 Рабочие инструкции

7.5.1.3 Верификация наладок

7.6.1 Анализ измерительных систем

7.6.3 Требования к лабораториям

Преимущества внедрения ISO/ TS 16949

Соответствие требованиям стандарта ISO/TS16949 влечет за собой определенные преимущества:

Уменьшение количества отходов и минимизация дефектов. Реализация данного пункта основана на внедрении процессного подхода. Благодаря его применению, компания имеет возможность повысить эффективность производственных процессов, и как следствие, сократить количество выпускаемого брака и затраты ресурсов и времени.

Лицензия на торговые операции. Сертификация является обязательным условием торговых отношений практически для всех автомобильных компаний, поскольку эта система значительно облегчает ведение бизнеса, так как считается общепризнанной во всем мире.

Простота и гибкость применения. Поскольку стандарт ISO/TS16949 разработан на основе стандарта ISO 9001, его легко совмещать с другими уже введенными системами менеджмента, например, OHSAS 18001 и ISO 14001. В итоге, введение ISO/TS16949 требует гораздо меньше финансовых и временных затрат, при этом обеспечивая хорошие перспективы для дальнейшего развития бизнеса.

Поддержание хорошей репутации торговой марки. Партнеры и клиенты организации заинтересованы в том, чтобы качество продукции компании-производителя было подтверждено. Поэтому наличие сертификата соответствия требованиям ISO/TS16949 влечет за собой неизменно высокое качество продукции и свидетельствует о стабильности компании-поставщика.

Сокращение расходов благодаря отсутствию необходимости дублирования. Получение сертификата соответствия ISO/TS16949 способствует освобождению от получения схожих документов, таких как EAQF, AVSF, QS-9000 и др. Также проведение аудита вторыми и третьими сторонами является необязательным.

Все крупные мировые производители автомобилей требуют от своих поставщиков автомобильных компонентов внедрения ISO/TS 16949:2009. Это также распространяется на поставщиков второго и последующих уровней (поставщики поставщиков и т.д.).

Статистика по ISO/ TS — 16949:20091

На начало 2012 года в 86 странах мира было выдано как минимум 47 512 сертификатов по ISO/TS — 16949:2009, увеличение на 8% (+ 3 566).Странами-лидерами по общему количеству выданных сертификатов ISO/TS 16949:2009 стали Китай, Республика Корея и США, по росту количества выданных сертификатов лидерами стали Китай, Индия и Республика Корея.

Целым овладевают по частям.
Сенека. Письма к Луцилию.

Все крупнейшие автопроизводители (не только западные, но и российские) требуют от своих поставщиков построить систему менеджмента качества (СМК), отвечающую требованиям стандарта ISO 9001:2000 . Тема эта уже знакома большинству предприятий, и многие данную задачу решили. Но это только первый шаг: сегодня в контракты на поставку автокомпонентов включается новое требование - разработка и сертификация СМК в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2002 "Особые требования по применению ISO 9001:2000 для организаций- производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности"

Сделать второй шаг будет гораздо труднее, но данное требование потребителей необходимо выполнить, если организации и дальше надеются получать от них заказы. А требуют автозаводы этого потому, что "целью настоящей спецификации является разработка СМК, которая предусматривает постоянное улучшение с акцентом на предупреждение появления дефектов и снижение вариаций, а также уменьшение излишних затрат в цепочке поставок". Выполнение поставщиком требований ISO/TS 16949:2002 существенно снижает риски потребителей получить некачественную продукцию или не получить ее вовремя.

Следует отметить, что хотя требование о создании СМК, соответствующей требованиям ISO/TS 16949:2002 , включено в контракты на поставку, некоторые организации еще не приступили к его реализации и даже не представляют, какой огромный объем работ предстоит выполнить и сколько потребуется на это времени. А времени на построение СМК и ее сертификацию понадобится много, причем измеряться оно будет не месяцами, а годами! И вот почему.

Во-первых, стандарт ISO 9001:2000 и ISO/TS 16949:2002 - это "две большие разницы" в смысле объема требований. Можно отметить следующие существенные отличия требований ISO/TS 16949:2002 от требований стандарта ISO 9001:2000 (курсивом даны комментарии):

    изменился состав обязательных записей, документированных процедур и прочих документов (состав увеличился значительно, но все документы нужные и важные, и их наличие положительно сказывается на результатах работы организации );

    процессы СМК нужно анализировать не только с точки зрения их результативности, но и эффективности (нужно вводить критерии эффективности процессов );

    анализ СМК со стороны руководства должен включать: оценивание "стоимости плохого качества" (необходимо вести учет затрат на качество, связанных с появлением и устранением дефектов, и делать выводы на основе полученной информации ) и анализ фактических и потенциальных отказов при эксплуатации продукции;

    должна обязательно проводиться подготовка персонала на рабочем месте перед началом выполнения новой или измененной работы, влияющей на качество продукции (изменился технологический процесс - персонал должен быть подготовлен, прежде чем приступать к работе );

    организация должна измерять степень осведомленности своих сотрудников о значимости (актуальности, необходимости) и важности их деятельности, а также оценивать вклад каждого из них в достижение целей в области качества (без опроса персонала вряд ли можно обойтись );

    должны быть разработаны и внедрены методы оценивания и мониторинга результативности выполняемых операций по перемещению материалов, обращению с ними и использованию площадей (нужно определить критерии оценки, например: время цикла изготовления, уровень загрузки складов, дальность транспортировок и т. д., которые можно использовать как информацию для размышления );

    организация должна подготовить планы на случай непредвиденных обстоятельств с целью удовлетворения требований потребителя при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как: перебои в работе коммунальных служб, нехватка рабочей силы, отказ ключевого оборудования и возвраты из эксплуатации (нужно определить и зафиксировать действия организации в отношении минимизации рисков потребителей не получить вовремя продукцию );

    требования к продукции включают и "все применимые правительственные постановления, правила безопасности, а также постановления, связанные с вопросами охраны окружающей среды, которые применяются по отношению к приобретению, хранению материалов, обращению с ними, их повторному использованию, уничтожению или утилизации" (есть работа и экологам );

    организация должна выполнять определенные требования не только при проектировании продукции, но и при проектировании процессов изготовления (требования касаются входных и выходных данных, верификации и валидации );

    при проектировании продукции и процессов необходимо проводить анализ видов и последствий потенциальных отказов продукции и процессов (FMEA); организация должна соблюдать процедуру одобрения продукции и процесса изготовления, которая признается потребителем и применять ее по отношению к своим поставщикам (процесс согласования производства части (РРАР) или иную процедуру, одобренную потребителем );

    организация должна развивать СМК поставщика. Если потребителем не установлено иное, поставщики организации должны быть зарегистрированы на соответствие ISO 9001:2000 аккредитованным органом по сертификации (это и предыдущее отличие добавляют много работы отделам материально- технического снабжения организаций );

    должны быть разработаны планы управления для постановки продукции на производство и производства. План управления - документ, содержащий определенные сведения о параметрах производственного процесса, характеристиках продукции и многое другое (требования к составу информации - в приложении А ISO/TS 16949:2002 );

    должны быть документированные рабочие инструкции для всех работников, ответственных за выполнение процессов, влияющих на качество продукции (может так "повезти", что придется разрабатывать рабочую инструкцию и для уборщицы, если качество ее работы будет непосредственно сказываться на качестве продукции );

    обслуживание оборудования должно быть планово-предупредительным с учетом использования методов прогнозируемого технического обслуживания (ремонтировать только тогда, когда у вас что-то сломалось - уже недостаточно );

    организация должна создать и внедрить систему менеджмента производственной инструментальной оснастки (определить правила и выделить ресурсы для проектирования, изготовления, приемки, хранения, обслуживания, ремонта и т. д. );

    должна проводиться валидация всех процессов производства и сервисного обслуживания (не только так называемых специальных процессов, а ВСЕХ без исключения процессов );

    организация должна иметь возможность передавать необходимую информацию потребителю на установленном им языке и в определенном им формате (что предполагает наличие известного уровня компьютеризации );

    должен проводиться анализ измерительных систем (MSA );

    внутренний аудит должен включать не только аудит СМК, но и аудит продукции и процессов изготовления, причем он должен охватывать все виды деятельности и смены (число аудитов стало гораздо больше, и потому требуется увеличение штата аудиторов );

    должен проводиться мониторинг производственных процессов для оценки и обеспечения их воспроизводимости (что означает внедрение методики SPC - статистическое управление процессами );

    организация должна получать разрешение от потребителя не только в случае невыполнения установленных требований применительно к продукции, но и применительно к процессам изготовления (информацию о том, на какие отклонения и как реагировать, можно найти в соответствующих процедурах одобрения продукции и процесса изготовления, признаваемых потребителем );

    организация должна иметь определенный процесс для решения проблем, приводящий к идентификации и устранению их основных причин , причем с учетом использования формата решения проблем, который предписан конкретным потребителем (практически любой формат требует от организаций проведения немедленных действий по устранению проблемы или несоответствия (коррекции) и проведения последующих действий (корректирующих) по устранению основных причин проблемы );

    для того чтобы устранить причину несоответствия, организация должна применять внедренные корректирующие и управляющие действия к другим аналогичным процессам и продукции (наступил на грабли - убирай все грабли с дороги, а не только те, на которые наступил ).

Как видно из вышеперечисленного, объем требований увеличился довольно существенно (причем здесь приведены не все отличия, так как переписывать всю техническую спецификацию нет смысла - возьмите и прочитайте). И соответственно пропорционально увеличению числа требований увеличится и время на подготовку к реализации этих требований.

Во-вторых, достаточно много времени понадобится на освоение и внедрение методик, таких как: FMEA, SPC, MSA.
Последние две методики относятся к статистике. Однако можно сократить время на статистическую обработку результатов путем применения соответствующего программного обеспечения. В наш век стучать по клавишам калькулятора - значит нерационально использовать рабочее время, тем более что потребуется выполнить большое число расчетов.

В-третьих, сроки реализации проекта по построению СМК с последующей сертификацией увеличатся потому, что изменились правила сертификации. Если раньше (при сертификации СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 ) достаточно было продемонстрировать выполнение организацией требований как минимум в течение трех месяцев, и после этого можно было проводить сертификационный аудит, то сейчас этого недостаточно. В соответствии с правилами проведения сертификации, изложенными в Схеме автомобильной сертификации по ISO/TS 16949:2002 , для проведения аудита организация должна продемонстрировать выполнение требований ISO/TS 16949:2002 в течение 12 месяцев, что должно быть подтверждено соответствующими записями.

Так что сроки построения СМК с последующей сертификацией существенно возрастут. Для создания СМК потребуется примерно от десяти месяцев до полутора лет и минимум год уйдет на непосредственно работу в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2002 . Сроки приблизительные, причем они реальны только для тех предприятий, которые уже имеют практический опыт внедрения СМК, соответствующих требованиям стандарта ISO 9001:2000 . Если опыта нет, то понадобится еще некоторое время (минимум полгода - год). Вот такие "грустные" цифры.

Если вы уже внедрили СМК, соответствующую требованиям стандарта ISO 9001:2000 , то, не теряя времени, начинайте заниматься совершенствованием СМК с учетом требований ISO/TS 16949:2002 . Для начала ознакомьтесь с требованиями спецификации, а потом приступайте к реализации тех требований, которые вам понятны. Например, в документе есть требование относительно того, что "высшее руководство должно анализировать процессы создания продукции и поддерживающие процессы, чтобы гарантировать их результативность и эффективность...частью анализа со стороны руководства должна быть регулярная отчетность и оценивание стоимости плохого качества". Начинайте считать (т. е. вычленять из всей суммы затрат) и анализировать затраты (потери), которые возникли из-за появления и устранения дефектов (брак, доработки, дополнительный контроль и испытания, штрафные санкции и т. д.). Эту же информацию можно использовать для оценки эффективности части процессов организации: проектирования продукции, закупок, производства продукции, контроля и испытаний, хранения и транспортировки.

Смею предположить, что большая часть новых требований будет все-таки на первых порах не понята. Обращайтесь с вопросами к потребителям (автопроизводителям), возможно они что-то подскажут. Однако, к сожалению (для предприятий), следует признать, что без привлечения специалистов в этой области требования ISO/TS 16949:2002 реализовать практически невозможно. Хорошую помощь могут оказать те консалтинговые фирмы, которые уже имеют опыт внедрения статистических методов на предприятиях. Выбирайте, обучайте специалистов и двигайтесь дальше в реализации требований технической спецификации.

Отдельный совет организациям, которые еще не имеют СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000 - нецелесообразно создание СМК на основе требований ISO/TS 16949:2002 , так как это очень трудная задача. Это почти равнозначно тому, что пытаться получить высшее образование, не имея законченного среднего. Для реализации требований ISO/TS 16949:2002 требуется несколько иной уровень подготовки персонала, чем имеющийся на некоторых предприятиях. Если персонал не умеет (не привык) работать по правилам (инструкциям), то рано браться за ISO/TS 16949:2002 . Лучше начать с разработки СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000 . Это будет хорошей школой, базой, ступенью, с которой легче будет подняться на следующую, более высокую. Развивайтесь эволюционно, революционный путь в данном случае малоприменим.

Кавалерийским наскоком такой объем требований не осилить - нужно по частям и планомерно. Существует достаточно большое число правил, относящихся к "лягушкам" - наиболее важным и трудным делам, которые предстоит сделать. Вот некоторые из них: "лягушку нужно есть по частям", "если уж вам неизбежно придется съесть лягушку, то не стоит на нее долго смотреть". Так вот, если в вашем контракте на поставку продукции появилось требование о построении СМК в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2002 , то не откладывайте начало работ, приступайте без промедления, действуйте в этом направлении постепенно и постоянно.

Что такое ISO/TS 16949:2009

Это специальные требования к применению стандарта ИСО 9001-2008 для производителей автомобилей и автомобильных запчастей.Техническая спецификация ISO/TS 16949:2009 (ГОСТ Р 51814.1-2009) предназначена для усовершенствования системы управления качеством, применяемой в проектировании, разработке и производстве изделий автомобильной промышленности, а также их обслуживанию в процессе эксплуатации.

Применение стандарта ISO/TS 16949:2009

Стандарт ISO 16949 применяется к производственным площадкам предприятия, на которых выпускаются узлы и элементы, характеристики которых оговорены в технических требованиях заказчика. Такие вспомогательные службы, как административные офисы, конструкторские бюро и дистрибьюторские центры попадают под аудит производственной деятельности и не могут быть сертифицированы отдельно даже в том случае, если они располагаются на другой территории.

Стандарт ИСО 16949 может быть применен в отношении любой компании, деятельность которой связана с производством оборудования и комплектующих, предназначенных для выпуска автомобильной продукции. На практике, наличие сертификата ISO 16949 2009 является обязательным условием для успешного ведения бизнеса большинства ведущих компаний автомобильной промышленности.

Преимущества сисетмы ISO 16949

Работа по стандартам ISO 16949 влечет за собой явные преимущества:

  • Уменьшение брака и количества отходов.
  • Достигается за счет системного подхода к сертификации. На практике это дает возможность повысить эффективность всех производственных процессов, что неизбежно приведет к сокращению брака и затрат на непродуктивное использование ресурсов и времени.
  • Упрощение ведения бизнеса.
  • По своей сути сертификат ISO 16949 является лицензией на торговую деятельность. Иначе говоря, сертификация ISO 16949 является обязательным условием для совершения торговых операций, поскольку свидетельствует о надежности компании, как партнера по бизнесу.
  • Простота и гибкость применения.
  • Поскольку данный стандарт создан на основе повсеместно распространенного ISO 9001, то он легко комбинируется с большинством других систем менеджмента, начиная от OHSAS 18001 и заканчивая ISO 14001, а также способен дополнить целый ряд других методик развития бизнеса, как, например, FMEA или PPAP.
  • Повышение репутации.
  • Партнеры и клиенты получают весомое подтверждение о высоком качестве продукции, выпускаемом компанией, а также способствует повышению ее инвестиционной привлекательности.
  • Сокращение издержек на проведение третьими сторонами дополнительного аудита.

Компания «БСК» так же содействует в оказании услуг по разработке, внедрению и сертификации системы управления качеством на предприятиях, ведущих деятельность в области производства и обслуживания автомобилей.

Предисловие

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (органов-членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно проводится через технические комитеты ИСО. Каждый орган-член ИСО, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.

В этой работе также принимают участие как правительственные, так и неправительственные международные организации, имеющие связи с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам электротехнической стандартизации.

Проекты международных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2. Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются органам-членам на голосование. Опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения по меньшей мере 75% органов-членов, участвующих в голосовании. При других обстоятельствах, особенно когда имеется настоятельная потребность рынка в таких документах, технический комитет может принять решение опубликовать другие типы нормативных документов:

  • Публично доступная спецификация ИСО – ИСО/ПДС (ISO Publicly Available Specification – ISO/PAS) представляет собой соглашение между техническими экспертами рабочей группы ИСО и допускается к публикации, если ее одобряют более 50% членов головного комитета, участвующих в голосовании;
  • Техническая спецификация ИСО – ИСО/ТС (ISO Technical Specification – ISO/TS) представляет собой соглашение между членами технического комитета и допускается к публикации, если ее одобряют 2/3 членов комитета, участвующих в голосовании.

ИСО/TС 16949 была подготовлена Международной целевой группой автомобилестроения (IATF) при поддержке технического комитета ИСО/TК 176 «Менеджмент качества и гарантии качества».

Настоящее третье издание ИСО/ТС 16949 отменяет и заменяет второе издание (ИСО/ТС 16949:2002), которое было технически откорректировано в соответствии с .

Текст в рамках является оригинальным текстом . Дополнительные требования, специфические для отрасли, даны вне рамок. В настоящей Технической спецификации слово «должен» означает требование, а слово «следует» означает рекомендацию. Абзацы, отмеченные как «Примечание», являются руководством для понимания или разъяснения соответствующих требований.

Там, где используется термин «такие как», все предложения приводятся только для методического руководства. Приложение А образует нормативную часть настоящей Технической спецификации.

Ключевые слова: системы менеджмента качества, системы менеджмента качества 9001, системы менеджмента качества ИСО, гост системы менеджмента качества, системы менеджмента качества ISO.

Название документа:
Номер документа: ИСО/ТУ 16949-2009
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание
Дата принятия: 30 июня 2009
Дата начала действия: 01 июля 2010
Дата редакции: 30 ноября 2010

ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1, с Поправкой)

ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1, с Поправкой)

Название документа:
Номер документа: ИСО/ТУ 16949-2009
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание

М.: Стандартинформ, 2009 год

Дата принятия: 30 июня 2009
Дата начала действия: 01 июля 2010
Дата редакции: 30 ноября 2010