Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon – марафон) – форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто марафоны программирования. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.
Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, но чаще задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определённой области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе (API).
Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.
Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.
Хакатоны – это хорошая возможность для дизайнеров, разработчиков и других специалистов собраться вместе и поработать над созданием какого-нибудь проекта.
Проведение хакатона, связанного с вашей социальной миссией, – это хороший способ привлечь к ней талантливых специалистов, придумать и реализовать новые способы решения существующих проблем. Если вы решили организовать хакатон, то эти советы могут вам помочь.
В целом, организация хакатона – не очень сложный процесс, а результатом каждого подобного мероприятия становится появление новых идей и проектов, которые имеют потенциал быть социально значимыми и полезными для общества.
Структура хакатонов с точки зрения проектов и команд:
Презентации идей – независимо от того, регистрируются у вас командами или индивидуально, в начале хакатонов обязательно нужно представить проекты.
Это решает несколько следующих целей:
Презентации идей от людей, которые не будут принимать участия в хакатоне — не имеют никакого смысла. Лидер проекта должен все время быть с командой, задалбывать и промывать им мозги. Иначе проект не выстрелит.
Идеальный размер команд для общих / бизнес хакатонов 4-7 человек с разной специализацией. Для хакатонов с техническим направлением – минимум 2. Не желательно чтобы кто-то в одиночку делал проекты, такие проекты иногда даже побеждают, но в них нет духа хакатонов.
Хакатоны продолжаются от 1 до 3 дней. Для большого хакатона оптимальная продолжительность – 48 часов, начало в пятницу вечером, окончание в воскресенье вечером. Платный вход. Все зависит от ваших возможностей и концепции. Рекомендуем вам делать вход платным (с подчеркиванием на предварительной регистрации) так как это будет работать в качестве фильтра для «левых» людей, а также даст дополнительную мотивацию участникам не забыть прийти. Также при удачном пиаре, регистрации могут существенно покрыть ваши расходы и обеспечить именно тот кэш, которого трудно добиться от спонсоров.
Очевидно – команда это важнейшая составляющая чего-либо.
То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона – сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями – «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать здесь. Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.
Хакатон – это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, – ему не к вам.
Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры – популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.
Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap – внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон – это фан.
Хакатон – мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.
Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.
Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.
Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.
Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.
1. Подготовьтесь тщательно
Подготовка к хакатону начинается с того момента, когда вы узнаете про него. Важно уточнить, что из «инвентаря» будет предоставлено организаторами, а что можно и стоит принести с собой.
Подумайте, можно ли взять с собой несколько друзей, владеющих разными технологиями, которые могли бы помочь команде. Обязательно изучите тематику хакатона и сразу набросайте идеи, которые можно попробовать реализовать во время ивента. А на самом мероприятии, разобравшись в ситуации, вы сможете уже окончательно утвердить идею и команду. Не забудьте взять ноутбук, зарядить телефон, взять всевозможные переходники и 3G модем – Wi-Fi роутер. Как показала практика, лишним не будет.
2. Заинтересуйте жюри еще до начала оценивания
Как правило, хакатоны организовываются группой спонсоров, которым интересно получить десяток коммерческих и технических идей в определенном направлении бизнеса. Они же и заседают в жюри. Если это не дано в условиях, уточните, какие технологии надо будет использовать обязательно, какие опционально. Членов жюри можно пробовать привлекать в качестве менторов, чтобы обратить их внимание на команду и на вашу разработку.
Старайтесь задавать как можно больше вопросов по делу, этим вы покажете, что глубоко погрузились в их технологию или предметную область. Иногда в ходе разработки идеи удается найти и показать баги в используемых технологиях спонсоров или найти им новое применение. Это все тоже будет дополнительными очками в вашу пользу.
3. Фокусируйтесь на своей Big Idea без фанатичной доработки технических деталей
Техническая составляющая может вас настолько увлечь, что все отведенное время вы проведете за отладкой мелкого фрагмента программы. В данном случае перфекционизм может быть вам во вред. За считанные минуты презентации никто не успеет понять, как тщательно вы прописали свой код, а у вас это может занять все отведенное на подготовку время и силы. Постарайтесь не углубляться в реализацию, если не уверены, что успеете закончить все к финалу. Главное – концепт идеи. И чтобы он как можно лучше решал цели конечного заказчика хакатона. А доработать остальные идеи вы сможете и позже, в более спокойном режиме.
4. Презентация идеи – это 30% успеха
Часто презентатором от команды выступает автор идеи или тот, кто лучше всех пишет код, или каждому дается слово, чтобы никто не был обижен. Такой подход не работает. Выберите из вашей команды самого харизматичного участника, у которого есть хотя бы минимальный опыт публичных выступлений. Если опыта нет ни у кого, выберите самого «говорящего» участника, и пусть он подготовится, используя доступные в ютубе видео тренеров публичных выступлений. Подготовка вашей презентации – это такая же часть проекта, как и написание нужного кода.
Хакатон – это место свободы и вдохновения. Настройтесь на волну креативной атмосферы, новых знакомств и обмена знаниями. Получайте от процесса удовольствие, и все получится!
Хакатон представляет собой мероприятие, на котором команда разработчиков, во время ограниченного срока и в малом пространстве, разбиваясь на группы, решают ту или иную проблему, посредством создания программного (инженерного) решения, продукта или сервиса.
В моем понимании - хакатон это развлечение для программистов, которое позволяет в короткий срок реализовать какие-то свои цели.
цели разработчиков:
Я расставил эти цели в том порядке, в котором воспринимаю их как разработчик и участник хакатонов. Люди разные, и приоритеты у них бывают очень разные.
Так же бывают разные и Хакатоны.
критерии хакатонов
Исходя из этих (и многих других) критериев, и будет отличаться как хакатон, так и аудитория, которая на него придет.
Очень важно, чтобы представление организаторов и аудитории в этом месте совпадали.
Тематический хакатон четко очерчивает определенную область, в которой будет решаться проблема и (или) набор технологий которыми эти проблемы будут решаться.
Примеры тематик:
Набор технологий
обычно определяется если мероприятие проводится по инициативе или под эгидой представителя этих технологий (компании или сообщества)
Например: Hardware хакатон на intel Galileo, photo hackathon by Nikon, Nvidia-CUDA, Unity 3d, ruby on rails in real world и т.д.
Общие Хакатоны не определяют четкой тематики проектов, и дифференцируются по отдельным параметрам.
Чем более четко вы очертите тематику, тем ближе к ней аудитория придет, но при этом она будет меньше. Если у хакатона не будет существенной дифференциации, на него может никто не прийти.
Полярность соревнования / фан
выходит в первую очередь от позиции организаторов, и темы.
Например хакатон на тему "Most useless thing in a world" будет иметь малую составляющую соревнования.
Важнейшим фактором для этого критерия также наличие и размер призового фонда . Чем он больше и активнее анонсируется, тем больше атмосфера гонки и напряженности будет присутствовать на мероприятии.
Технологичность vs Бизнес ориентированность это в первую очередь критерии оценки решений, произведенных на хакатонн.
Она исходит также из сущности организаторов и тематики, и едва ли не является самой важной вещью, которую нужно постоянно доносить до участников, так как в противном случае они могут быть очень разочарованы от неадекватности оценки.
* Программисты всегда ориентированы на технологичность.
Критерии оценки решения по технологичности:
Критерии по бизнес составляющей:
Соответственно, команда которая разработала супер-технологическое и сложное решение будет разочарована победой команды с красивой презентацией и питчером с подвешенным языком. Чтобы избежать разочарований, нужно четко артикулировать цели и критерии мероприятия.
Также, обязательным критерием оценки должна быть общее совершенство и дееспособность
предлагаемого решения. Оно должно работать.
Если это не учитывается, то хакатон превращается в конкурс красивых идей.
Несмотря на то, что вышеназванные критерии являются полярными, их можно и нужно совмещать. В этом и есть сложность и основной вызов при создании концепции хакатонов.
Поэтому первый вопрос который должен задать себе организатор:
Нужно понимать, что вы собираете кучу обычно профессиональных и дорогих в плане оплаты труда людей, чтобы они посвятили свое личное время решению проблемы, которую вы задаете своей темой.
Программисты любят делать классные, важные, полезные штуки и так, чтобы об этом все знали.
Ваша тема должна быть проста и понятна.
Ожидания от продуктов, разработанных на хакатоне
Решение на хакатоне - это quick and dirty попытка проверить возможность решения поставленной задачи.
Структура хакатонов с точки зрения проектов и команд:
Презентации идей
- независимо от того, регистрируются у вас командами или индивидуально, в начале хакатонов обязательно нужно представить проекты.
Это решает несколько следующих целей:
Презентации идей от людей, которые не будут принимать участия в хакатоне - не имеют никакого смысла. Лидер проекта должен все время быть с командой, задалбывать и промывать им мозги. Иначе проект не выстрелит.
Идеальный размер команд для общих / бизнес хакатонов 4-7 человек с разной специализацией.
Для хакатонов с техническим направлением - минимум 2.
Не желательно чтобы кто-то в одиночку делал проекты, такие проекты иногда даже побеждают, но в них нет духа хакатонов.
Дата и продолжительность
Хакатоны продолжаются от 1 до 3 дней.
Для большого хакатона оптимальная продолжительность - 48 часов, начало в пятницу вечером, окончание в воскресенье вечером.
Хороший интернет - критический для проведения хакатонов. Рекомендуемый расчет внешнего интернет канала - 1Мбит * 1 участника.
Очень желательно иметь резервный канал, который можно подключить в случае неисправности основного.
wifi сеть - при большом количестве оборудования (ноутбуки, аксессуары) wifi-канал, который удовлетворительно работает в обычных условиях может не справляться с активностью хакатонов.
Очевидно - команда это важнейшая составляющая чего-либо.
Это человек, который задает тон и настроение события, обеспечивает то, чтобы все происходило по графику, объявляет этапы, участников и другую важную информацию.
Необходимо, чтобы ведущий был максимально нейтральным и не симпатизировал открыто любому из участников и тем более не «притеснял» тех у кого-то что-то не получается.
Задача ведущего - поддерживать настроение мероприятия и поэтому именно он должен заполнять собой все технические моменты, заминки между презентациями и другие фак-апы. При этом ведущий - наименее важный человек на сцене и его функция поднимать важность всех остальных.
Требования к ведущему: умение публично говорить, знание предметной области, авторитетность среди участников.
Ведущий может быть и судьей или ментором, хотя, по моему мнению, это не желательно.
Человек, который занимается графиком, менторами, спонсорами, ведущим, знает, когда у кого питч, что и когда должен говорить ведущий. Зачастую может вести онлайн трансляцию, постить фоточки в социальные сети.
Человек, который знает, как работает сеть на события и куда подключать, хорошо, когда он ее и настраивал. Также часто у участников (несмотря на то, что они программисты) возникают проблемы, которые самостоятельно они не могут решить - компьютер не соединяется с сетью, взлетела операционная система, нет флешки. Очень хорошо, когда есть кому о них позаботиться.
Также хорошо, когда администратор может позаботиться об исправной работе микрофонов, звука, видео-стримов, интерактивной ленты и других вещах, которые украшают пребывания на хакатоне. Если вы проводите Хакатон в Москве и вам нужен хороший звук, стоит позаботиться об аренде колонок в Москве заранее. Советуем обращаться исключительно к профессионалам, которых вы можете найти .
Не забывайте, что в отношении технической инфраструктуры событий всегда хорошо работает закон «Мерфи»: Если что-то может произойти, то оно обязательно произойдет.
Люди, которые обеспечивают всю логистику мероприятия, следят чтобы был кофе и не забивался туалет. Удовлетворяющие потребности участников, находят и добывают найденные вещи (например, зарядки для ноутбуков, которые забыли с собой взять участники), делают невозможное.
Кто-то из команды должен обязательно присутствовать на событиях все время, день и ночь. Этих людей должны знать (задача ведущего познакомить всех с ними) и легко идентифицировать по футболках, бейджах и т.п.
Все зависит от ваших возможностей и концепции.
В общем рекомендую вам делать вход платным (с подчеркиванием на предварительной регистрации) так как это будет работать в качестве фильтра для «левых» людей, а также даст дополнительную мотивацию участникам не забыть прийти.
Также при удачном пиаре, регистрации могут существенно покрыть ваши расходы и обеспечить именно тот кэш, которого трудно добиться от спонсоров.
Об этом пункте очень часто забывают, хотя он не менее важен, чем работа до события.
Нужно подвести итоги, выложить фоточки, объявить онлайн победителей и что их ждет, повторно поблагодарить партнеров. Работа после хакатонов - это прямая инвестиция в ваш имидж и в следующее событие. Не забывайте об этом!
Ключевые слова: Аренда колонок в Москве, Хакатон, цели, программисты, создание программ, проекты, Дизайн, бизнес
Сегодня хакатон набирает все большую популярность на территории Российской Федерации. Хотя далеко не все знают, что это за мероприятие и с какой целью проводится. Для тех же кто знает, есть актуальный обновляемый , которые проводятся в России.
Термин «хакатон» происходит от слияния двух английских слов – марафон и хакер. Многие считают хакатоны – слетом хакеров. Но это – ошибочное суждение. Это марафон для программистов, во время которых маленькие команды соревнуются в разработке программного обеспечения по различным направлениям. Длительность таких марафонов составляет от нескольких дней до недели.
В большинстве случаев участники хакатона работают над созданием программного обеспечения, но проводят марафоны, направленные на решение социальных или образовательных задач. Результатом проведения является разработка:
В результате проведенного марафона программистов является MVP (минимально жизнеспособный продукт).
Тематик хакатонов – множество: от образования и медицины до проектирования города.
Интеллектуальные соревнования проводятся не один десяток лет. Примером таких «мозговых баталий» является проведенный в 1924 году в Гарвардской школе бизнеса метод совместного выполнения кейсов (решения конкретных жизненных ситуаций).
Родоначальником термина «хакатон» является корпорация Sun Microsystems и разработчики OpenBSD, окрестившие так свою совместную работу в 1999. В это время разработчики OpenBSD и представители Sun Microsystems трудились над созданием шифровальных алгоритмов, не запрещенных американскими экспортными ограничениями. Хакатоном был назван проект по созданию программного обеспечения на языке Java.
А к 2005 году хакатон завоевал популярность среди тех, кто хочет создавать стартапы или занимается быстрой разработкой ПО.
Как и любое мероприятие, хакатон проходит в несколько этапов:
Командная работа на проектом — это самый продолжительный этап марафона. Он может занимать от пары часов до нескольких дней. Питаются участники хакатона спонтанно. В большинстве случаев их рацион состоит из пиццы, бутербродов и напитков–энергетиков. Спальное место для участников не предусмотрено. Поэтому желающие отдохнуть обустраивают его самостоятельно.
Если хакатон проходит в виде соревнования, приглашенное жюри оценивает подготовленные командами проекты и определяет победителя, который получает награду.
Хакатон – мероприятие, позволяющее молодым программистам, дизайнерам и другим IT–специалистам создать новый совместный проект. А еще во время события:
Хакатон был создан как соревнование программистов, но сегодня термин имеет более широкое значение. Он объединяет дизайнеров, менеджеров и журналистов. Существуют медицинские, образовательные и социальные хакатоны, проводимые для решения значимых задач.
Хакатон давно перестал быть обычным марафоном по быстрому кодингу. Сейчас, главенствующая роль отводится командной работе – способности:
Хакатоны проводятся для привлечения молодых специалистов (разработчиков, экспертов) и предоставления им возможности, пообщавшись в неформальной обстановке, обменяться опытом и реализовать свои идеи.
Такие соревнования – отличный старт для начинающих специалистов. Существуют компании, начинавшие свое восхождение с хакатонов и получившие сегодня мировое признание. Например, компанию GroupMe, поучаствовавшую в хакатоне 2010 года (в рамках конференции TechCrunch Disrupt), выкупила корпорация Skype спустя год (в 2011) за $85 млн!
Эксперты сравнивают хакатоны с пресловутым «пинком», стимулирующим работать головной мозг. А в сочетании с советами экспертов и коллективным разумом хакатон способен стать поистине уникальным мероприятием.
Дмитрий Волков, сооснователь международного интернет-холдинга SDVentures , поделился с Rusbase экспертным мнением о важности хакатонов для бизнеса и участников, о типичных ошибках команд и трендах на будущее.
Слово «хакатон» образовалось от слияния слов «хакинг» и «марафон». Под хакингом понимают, конечно же, не компьютерных мошенников, а любителей ИТ-технологий, которые находят удовольствие в исследованиях и поиске неординарных решений.
Первый в мире состоялся в 1999 году. Его провели разработчики ОС OpenBSD в городе Калгари (Канада).
Там собралась группа исследователей, которым предстояло решить непростую задачу: найти легитимный обход для ограничений, накладываемых США на экспорт из страны криптографических продуктов. Мероприятие они назвали «хакатоном», и термин сразу же понравился коллегам.
Спустя 10 дней на конференции JavaOne компания Sun Microsystems провела похожую встречу, где предложила разработчиком создать Java-программу для Palm V для обмена данными между гаджетом и интернетом через ИК-порт.
Нацеленность на успех, приятный дружеский формат, одновременное общение и состязательность – все это сделало мероприятия нового типа привлекательными для участников и инвесторов. Так хакатоны получили путевку в жизнь.
В 2016 году в мире было проведено, по оценкам hackaton.com, 3450 хакатонов. Первым в списке сейчас стоит США – 1568 мероприятий за год, следом идут Великобритания (470 хакатонов), Канада (230), Германия (223), Франция (196). В них приняли участие самые разные специалисты: разработчики для веб (36%), мобильных систем (36%), аппаратных платформ (15%), робототехнических систем и ИИ (8%).
России в этом списке нет. Потому что, согласно этому источнику, в России за 2016 год было проведено всего… одно мероприятие.
Разумеется, эти данные недействительны. Они лишь отражают тот факт, что хакатон как формат развития инновационной экономики еще только растет в России. И пусть в мире пока очень мало знают о хакатонах в нашей стране, реальное состояние дел значительно лучше западной статистики.
Так, по данным портала IT-dominanta , каждый месяц в 2016 году в России проходило по 8-10 различных мероприятий такого типа. А только в апреле 2017 года было проведено 19 крупных хакатонов.
Возможно, хакатоны остались бы явлением местного значения, если бы на них не обратили внимания крупные компании, инвесторы, и «ангелы». Они оценили потенциал для роста.
Вместо утомительных согласований и доработок, с которыми приходится сталкиваться при выполнении обычных проектов, хакатоны предложили новый формат создания прототипов при минимальных затратах. В течение нескольких дней организаторы получают сразу несколько решений той технологической задачи, которая перед ними стоит.
С другой стороны, компании привлекают : здесь можно не только познакомиться с сильными разработчиками, но и сразу проверить их в деле. Наконец, важное преимущество хакатонов – нетворкинг с потенциальными партнерами и продвижение собственного бизнеса.
По данным hackaton.com, в публичных хакатонах сегодня принимают участие специалисты (42,8%), студенты (21,1%), «любители» (18,9%), предприниматели (9,6%), а также те, кто ищет работу (7,6%).
Тема хакатона объявляется сразу, зато цели оглашаются не всегда, что придает таинственность будущему мероприятию и привлекает особо авантюрных участников. Это делается ради того, чтобы не мешать рождению результата прямо на глазах. «Чудеса» могут происходить и с призовым фондом.
Так, на финальном этапе Дизайн-хакатона, который провели в Москве в конце июля 2016 года и «Сбербанк-Технологии», первоначальный призовой фонд был объявлен в размере 200 тысяч рублей. Однако результаты хакатона настолько впечатлили организаторов, что призовой фонд был увеличен до 500 тысяч рублей.
Победителем тогда стала команда Dream Team. Она предложила «умное решение по добровольному медицинскому страхованию», в основе которого использовались данные ДНК-теста. Опыт, знания и инициативность позволили добиться отличного результата.
Как показывает опыт, участников, помимо заявленных призов, интересует в хакатонах несколько моментов:
На первый взгляд, стать победителем достаточно просто, но многие попадаются на ошибки, которых делать нельзя.
Многие участники пытаются завершить проект максимально быстро, не принимая в расчет, что самое важное для жюри – это результат. Ошибки при во время хакатонов неизбежны, их не стоит бояться. Но та идея, которая будет демонстрироваться жюри, должна быть детально проработана.
Это особенно проявляется как раз в ситуациях, когда необходимо быстро получить результат. На хакатоне нет времени на долгие споры, нужно уметь грамотно распределять роли и принимать компромиссные решения.
И пожалуй, главное, о чем стоит помнить – решение, которое предлагает команда, должно иметь реальное практическое применение. Как мы помним, бизнес интересуют рабочие идеи, которые уже завтра компания сможет реализовать и получить желаемый результат.
Если бы у хакатонов не было планов, то о них не было бы смысла рассказывать.
Термин «хакатон» сегодня в IT-сообществе не слышал, наверное, только ленивый. О том, что это за «зверь», знают чуть меньше участников рынка. И еще меньше людей реально принимали участие в хакатонах и могут гордиться тем, что выжили в их жестких реалиях. А вот что такое внутренние хакатоны компаний, рядовые разработчики почти не знают. В этом смысле повезло лишь немногим специалистам, в чьих компаниях проводились подобные мероприятия.
Мы хотим рассказать о том, что такое внутренний хакатон и как лучше всего организовать это знаковое событие. А оно, поверьте нам, обязательно станет знаковым в жизни вашей компании. Наш опыт проведения внутренних хакатонов вылился в набор советов, который мы назвали «Правилом пяти “нельзя”».
То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона - сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями - «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать .
Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.
Хакатон - это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, - ему не к вам.
Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.
У себя в ЕМС мы проводим серию мозговых штурмов (инновационные манифесты), и призываем приносить на хакатон все рождающие идеи, собирать команду и работать над созданием прототипа. Это один из видов мотивации, который мы используем.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры - популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.
Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap - внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон - это фан.
Хакатон - мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.
Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.
Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.
Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.
Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.