Проект "Волшебное зимнее чудо - снежинка" (старшая группа). Проект по окружающему миру на тему: Исследовательско - творческий проект "Тайна снежинки". План проведения проекта

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Проект разработан воспитанниками ТО «Рукодельница». Может быть использован в теме «Времена года» курса окружающий мир, на уроках технологии.

В ходе работы над проектом учащиеся изучают «строение снежинки», работают со схемами бисерных снежинок, составляют эскизы собственных моделей одежды. Результат этой работы - коллекция моделей с декорируемым элементом «снежинка». Работа над проектом позволяет учащимся научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации.

Тема проекта : «Такие разные снежинки».

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

По количеству участников : коллективный.

По продолжительности: 1 учебный год.

Актуальность и новизна проекта . Значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков обладало декоративно-прикладное искусство и народные ремесла. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России, не исключение и Центрально - чернозёмный регион. Глубокие народные традиции нашего края хранят приемы работы с различными материалами. Умение воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности, уметь видеть красоту в окружающем мире и способность переносить это в свои работы - вот актуальность данной работы

Гипотеза проекта: Если изучить строение природной снежинки, то можно изготовить снежинку в различных техниках рукоделия.

Объект исследования: природные снежинки.

Цель: изучение природных снежинок и создание коллекции одежды с использованием бисерных элементов «снежинки».

Задачи:

1. Изучить строение снежинки.

2. Составить собственную схему элемента «Снежинка».

3. Составить эскиз модели.

4. Изготовить модель.

5. Распространить свой опыт участвуя в конкурсах и мероприятиях.

Программное обеспечение проекта : среда для создания презентаций Power Point, MikrosoftWord.

Проблемные вопросы:

  • О чем может рассказать снежинка?
  • Какие существуют формы снежинок?
  • Как рождается снежинка?
  • Можно ли путем замораживания из капельки воды получить снежинку?
  • Как изготовить снежинку из бисера
  • Как декорировать одежду снежинками.

План проведения проекта

  • Планирование работы учащихся в группе. Обсуждение возможных источников информации (сентябрь)
  • Работа со схемами эскизами (сентябрь-октябрь)
  • Выполнение практической части проекта (октябрь-декабрь)
  • Участие в конкурсах, выступления (декабрь-май)

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация «Такие разные Снежинки»
  • Конкурсный показ коллекции «Красна девица»

Вывод: зная строение природных снежинок и систематизируя эти знания и навыки работы с тканью и бисером, можно создавать новые схемы и поделки.

Результативность:

  • 2 место региональный этап Всероссийского конкурса театров моды и костюма «Молодежная мода - новый стиль отношений».
  • Участие в областной конференции.
  • 1 место в конкурсе проектов в Доме творчества.

Цель: Изучение природного явления – снежинки, создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.

Узнать, как появляются снежинки.

Изучить строение, форму снежинок и почему они разные.

Узнать, почему снег хрустит под ногами, почему он бывает разный и кому нужен снег.

Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период.

Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.

Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.

Разучить стихотворения о снежинках.

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Учить изображать снежинку разными изобразительными материалами (гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, аппликация, лепка) .

Способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности.

Способствовать умению применять знания и умения, полученные в исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности.

Отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).

Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад № 70

«Солнечный город»

Исследовальско - творческий проект

«Тайна снежинки»

Деревенец Светлана Юрьевна

Котова Татьяна Викторовна

Г. Новосибирск 2016

  1. Информационная карта проекта
  2. План реализации проекта
  3. Постановка цели
  4. Цели и задачи проекта
  5. Реализация проекта
  6. Практическая значимость проекта
  7. Выводы
  8. Приложение

Информационная карта проекта

МАДОУ №70 «Солнечный город» г.Новосибирск

  1. Полное название проекта «Тайна снежинки».
  2. Авторы проекта: Деревенец Светлана Юрьевна, Котова Татьяна Викторовна.
  3. Вид, тип проекта: групповой, кратко - срочный, исследовательско – творческий.
  4. Направление деятельности проекта: исследовательская, ознакомительная, направленная на воспитание человека, понимающего природу и осознающего свое место в окружающем мире.
  5. Цель: формирование исследовательских способностей старших дошкольников, направленных на получение знаний о снежинках, их форме и пользе. А так же учить детей ставить вопросы и находить ответы на них. Продолжать формирование экологической грамотности детей. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
  6. Краткое содержание: изучение природного явления – снежинки.
  7. Место проведения: МАДОУ №70 «Солнечный город» г. Новосибирска.
  8. Сроки проведения: декабрь 2015г. – январь 2016г.
  9. Количество участников проекта: 52 человека (25 детей, 2 воспитателя, 25 родителей).
  10. Возраст детей: 5 – 6 лет (старшая группа)
  11. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в образовательной деятельности).
  12. Ожидаемые результаты:
  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • развитие творческого мышления у детей;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом.

План реализации проекта

  1. Постановка цели.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Реализация проекта.
  4. Ожидаемый результат.
  5. Практическая значимость проекта.

1. Постановка цели

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!

В этом году зимой было очень много снега. Однажды, во время прогулки, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и нам стало интересно, а что такое снежинка, как он образуется, можно ли найти две одинаковые снежинки, почему снег хрустит. Поэтому мы захотели исследовать снежинки.

Проблема:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Откуда, из каких источников?

Даша - снежинки летят с неба.

Кира – они легкие, красивые, кружатся в воздухе.

Дима – снег падает на землю из тучки, потому что зима покрывает землю.

Таня– снежинки образуются из снега, они в небе делаются.

Соня – снежинки пушистые и все разные.

Вика – снежинки холодные.

  • Откуда берутся снежинки?
  • Какими они узорами?
  • Почему снег скрипит?
  • Почему он бывает разный?
  • Кто и что строит из снега?
  • Кому нужен снег?
  • Почему снег блестит?
  • И другие.

От родителей

Из книг и журналов

Из интернета

Из наблюдения

Из опытов и экспериментов

Из телепередач

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о таком явлении неживой природе, как снежинка. Познакомить детей с тем, как рождается снежинка. Рассказать, что снежинка, это кристаллизованный пар, что при таянье образуется капелька воды, провести эксперименты со снежинкой, с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: Почему снежинка живёт зимой?

Проблемные вопросы

  • Какие существуют формы снежинок?
  • Как рождается снежинка?
  • Кому нужен снег?
  • Может ли человек создать снежинку?

2. Цели и задачи проекта

Цель: Изучение природного явления – снежинки, создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи:

Узнать, как появляются снежинки.

Изучить строение, форму снежинок и почему они разные.

Узнать, почему снег хрустит под ногами, почему он бывает разный и кому нужен снег.

Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период.

Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.

Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.

Разучить стихотворения о снежинках.

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Учить изображать снежинку разными изобразительными материалами (гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, аппликация, лепка) .

Способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности.

Способствовать умению применять знания и умения, полученные в исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности.

Отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).

Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
  • Расширить знания детей о снежинках
  • Формирование проектно – исследовательских умений и навыков
  • Развитие речи и расширение словарного запаса
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности

3. Реализация проекта

Этап

Сроки реализации

Мероприятия

1. Подготовительный

Подбор методической литературы.

Подбор настольно-печатных игр.

Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.)

Подбор литература о снежинках.

Подбор аудио записей по теме.

Подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю тему.

Составить перспективный план.

Придумать оформление группы

2. Основной этап

Организация конкурса - выставки детских поделок «Необычная снежинка»

Рисунки детей на заданные и свободные темы

Поделки из пластилина (резная снежинка)

Аппликация.

Сочинение сказки о снежинке.

Экспериментирование (тает на ладошке, а на варежке нет, тает в помещении, при разной температуре воздуха разная форма и т.д.)

Разучивание стихотворений о снежинках.

Сочинение загадок о снежинках.

Оформление книги «Интересные факты о снежинках»

Оформить группу в стиле «Снежинка – балеринка»

3. Презентация проекта

Выставка детских рисунков и поделок, выступление детей с презентацией проекта.

Награждение победителей выставки – конкурса «Необычная снежинка»

Комплексно-тематический план образовательной работы:

Направления

развития

Познавательно-речевое

Образовательные области

Коммуникация

Познание

Виды

совместной

деятельности

Составление рассказа по картинке «Снегопад»;

Игра – театрализация по сказке «Снегурочка»;

Сочинение загадок о снежинках;

Разгадывание загадок о снежинках;

Сочинение сказки о снежинке;

Беседа «Что такое снегопад», «Почему снежинка тает», «Почему идет снег»;

Сюжетно-ролевые игры «Мы – снежинки», «Снежное царство»;

Рассматривание картинок с изображением снежинок.

Выступление-презентация «Тайна снежинки».

Беседа: « Рождение снежинок»;

Образовательная деятельность на темы:

-«Снег и его свойства»,

-«Что такое снежинка?»,

-«Как образуются снежинки?»,

-«Почему растениям необходимо снежное одеяло?»;

Эксперименты:

-«Чистый ли снег?»,

-«Свойства воды»,

-«Что происходит со снегом в тепле?»,

-«Где быстрей растает снежинка?»;

Собрали интересные факты о снежинках и изготовили книгу;

Дидактическая игра: «Продолжи фразу: «Снежинка она…»»;

Рассматривание снежинки под увеличительным стеклом;

Вырезание снежинки из бумаги;

Конструирование снежинок из счетных палочек.

Социально-личностное

Образовательные области

Чтение худ.

литературы

Социализация

Труд

Безопасность

Виды совместной деятельности

Русская народная сказка «Снегурочка»;

М. Познанская

«Снег идет»;

Г. Эрикссон
«Красные снежинки»;

О. Дворнякова «Книжка про снежинки».

Б. Заходера «Первый снег», «Танец снежинок»;

М. Удальцова «Я снежиночку поймала»;

Архангельского «Летят снежные пушинки»;

И. Полуянова « Шепот снегов»

Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка»;

Знакомство с приметами и заучивание поговорок о зиме.

Игра «Чудесный мешочек»: Снежинка – пушинка;

Подвижные игры ««Снежинки и ветер», «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «Заморожу»;

Найди похожую снежинку;

Найди отличие;

Малоподвижная игра «Снежинки – пушинки» (развитие дыхание);

Дидактическая игра ««Где снежинки?»;

« Определи, какая снежинка летит под эту музыку».

Постройка крепости на участке;

Уборка снега на веранде;

Расчистка снега на участке .

Беседа на тему: «Основные правила передвижения в гололед».

Художественно-эстетическое

Образовательные области

Художественное

творчество

Музыка

Виды совместной деятельности

Рисование снежинки;

Лепка снежинки из пластилина;

Рисование: «Снегопад».

Прослушивание:

«Белые снежинки» в исполнении детского хора В.Попова;

«Серебряная песенка» В. Толкунова;

П.И. Чайковский «Времена года»;

«Вальс снежных хлопьев» из балета Щелкунчик;

Песня о снежинке из к/ф «Чародеи»;

Разучивание песен о зиме, танца снежинок.

Физическое

Образовательные области

Физкультура

Здоровье

Виды совместной деятельности

Физ. минутки:

«Мы белые снежиночки»,

«Мы снежинку увидали»,

«С неба падают снежинки».

Беседа «Что будет, если кушать снег»;

Создание

условий для самостоятельной

деятельности

детей

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания.

Уголок для ролевых игр:

Одежда для кукол по сезону, уголок ряженья – зимняя одежда.

Зона развивающих интеллектуальных и дидактических игр:

Разрезные картинки «Снежинки»,

Пазлы «Снежинки»,

Логическая игра «Снежинки» и др.

Центр продуктивных видов деятельности:

Картинки с реалистичным изображением снежинок;

Картины художников с изображением русской зимы.

Взаимодействие с семьей

Привлечение родителей к выставке «Необычная снежинка»;

Привлечь родителей к оформлению книги «Интересные факты о снежинках»;

Консультация «Наблюдения природы во время прогулок»;

Привлечь родителей к оформлению группы в стиле «Снежинка – балеринка»;

Помочь в подготовке выступления- презентации нашего проекта.

4. Результат проекта:

  • Дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок;
  • Расширили свои знания о происхождении снежинок и их составе;
  • Познакомились с разновидностью снежинок;
  • Закрепили умение пользоваться лупами;
  • Научились разными способами рисования изображать снежинки;
  • Приобрели умение вырезать снежинки из бумаги;
  • Развили умения делать выводы, высказывать свою точку зрения;
  • Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Педагогический проект «Снежинки» в 1 младшей группе .

Тип проекта : групповой, творческий, познавательный, краткосрочный (13.01.2015г.-20.01.2015г).

Интеграция областей : познание, чтение художественной литературы, рисование, развитие речи.

Участники : воспитатель 1 младшей группы Абдрахманова Светлана Евгеньевна, дети-14 человек.

Цель : Учить эмоционально реагировать на природное явление снегопад, на отдельные частички снега-снежинки;

Учить наблюдать за падающим снегом;

Вызывать при этом положительные эмоции.

Знакомить детей с качествами снега: белый, холодный;

Знакомить детей с теплой зимней одеждой и зимними развлечениями.

Оборудование и материалы : бумажные снежинки, фланелеграф и карточки к нему (туча, снежинки), иллюстрации на зимнюю тему.

Словарь : снежинки, кружатся, летают,

Этапы:

  1. Наблюдение снегопада на улице во время прогулке.
  2. Занятие «Ветер и снежинки»
  3. Чтение стихотворений.
  4. Рассматривание картины «Зимние забавы».
  5. Игры.

- «Подбери картинку»

Игра «Найди предмет»

Музыкальная игра «Зимняя пляска»

Пальчиковая игра «Снег-снежок»

6. Коллективное рисование «Много снега намело»

Ход проекта:

  • Наблюдение снегопада на улице во время прогулке.

Цель: дать представление малышам о снеге, снежинках. Пополнить активный словарь.

Методика проведения: предложить детям во время прогулки протянуть руки и проследить, как на них падает снег. Обратить внимание детей на то, что он – белый.

Посмотрите, дети, падает снег!

(«Как много снега нападало», «На скамейке тоже снег!», «На нашей площадке сколько снега!», У меня на шапке снег», итд). Дети прыгают, ловят снег, то есть они активно наблюдают за падением снега и радостно переживают свои наблюдения.

В конце прогулки можно разрешить деткам снять варежки, поймать снег голой рукой и почувствовать, что он - холодный и от тепла он тает.

  • Занятие «Ветер и снежинки»

Цель: дать представление малышам о снеге, снежинках. При помощи дыхательной гимнастики, продолжить формирование дыхательного аппарата, отрабатывание длинного выдоха.

Ход занятия: Дети сидят полукругом возле фланелеграфа, на котором «висит» облачко-снеговая туча. Воспитатель показывает детям эту тучу и спрашивает: «Что это?» (туча, облако) Посмотрите, какая большая туча.

Ребята, посмотрите внимательно, наши снежинки спокойно лежат сверху, на тучке. А теперь? (Воспитатель дует на снежинки) Что случилось со снежинками? (Упали, кружатся, летят) Почему? (на них подул ветер). Затем дети сами «делают ветер» , учимся делать длительный выдох (по возможности бесшумно). Выдыхая, малыши не должны добирать воздух. Упражнение выполняется 2-3 раза (следить, чтобы малыши не переутомлялись).

Молодцы, ребята, все снежинки сдули. Ветер такой сильный сделали, замерзли? Давайте погреемся. (Дети встают со стульчиков, Песня «Зимняя пляска» (Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской).

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее,

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг, прыг, прыг.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так, так, так.

  • Чтение стихов о снежинках, снеге, снегопаде . (http://deti-online.com/stihi/stihi-pro-snezhinki/)

Цель: Закрепить знания детей о зиме, снеге, снежинках через художественные произведения. Запоминать небольшое по объему стихотворение, четко проговаривать слова.

Предварительная работа: воспитатель показывает тучу на фланелеграфе, снежинки на ней.

Ход занятия: воспитатель загадывает загадку о снежинке

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (снег, снежинки)

Затем показывает ещё раз снежинки из бумаги, дети их трогают, рассматривают.

После этого читает стихотворения.

Снежинка на ладошке

Снежинка упала ко мне на ладошку,

Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть?

Тебя на ладошке моей не видать.

Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Это что за чудеса?

Смотрит ежик в небеса:

Это что за чудеса?

В небе ежики летают,

А возьмешь в ладошки - тают.

Ежики-ежинки

Белые снежинки.

Снегопад (Валентин Берестов)

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

  • Рассматривание картины «Зимние забавы»
  • Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть предметы на ней, устанавливать взаимосвязь между объектами. Помочь ребенку увидеть «картину в целом». Учит детей слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании активно договаривать слова. Вызвать желание детей рассматривать картину после занятия.

Ход занятия: Рассказ воспитателя по картине.

Посмотрите, дети, на эту картину, а я расскажу о ней.

«Наступила зима, выпало много, много снега. Белый снег лежит на земле. На улице холодно. Видите, как тепло одеты дети на улице: в шубах, шапках, валенках, варежках.

Весело детям на улице зимой: они катаются на санках, на лыжах».

Вопросы воспитателя:

«Что лежит на земле?», «Где ещё лежит снег?», «Что делают дети на снежной горе?», Во что одета девочка?», «Во что одет мальчик?», «Почему дети тепло одеты?», «А что вы надеваете, когда идете на прогулку?», «Что мы делали со снегом, когда гуляли?», «Какой был снег?».

  • Игры.

Игра «Подбери картинку»

Цель: закреплять названия предметов и явлений, которые характерны для зимы.

Игровой материал. Картинки с изображением зимних явлений: снег, снежинка, снегопад, снеговик, зимней одежды: шуба, шапка, варежки, валенки.

Ход игры: воспитатель называет явление или предмет, дети выбирают из предложенных картинок нужную.

Игра «Найди предмет»

Цель: развитие внимания, умение слушать и на слух отгадывать предмет (по описанию)

Ход игры: воспитатель по очереди прячет в группе предметы: снежинку из бумаги, шапка, варежка итд. И описывает то, что он спрятал. Дети ищут.

Музыкальная игра

«Зимняя пляска» Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской.

1. Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем а ладошки.

Хлоп! (10 раз)

2. Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели

Да! (10 раз)

3. Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг! (10 раз)

4. Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так! (10 раз)

Пальчиковая игра «Снег-снежок» (сл. Е. Макшанцевой).

Белая метелица,

Снег - снежок, снег - снежок Качают руками влево – вправо.

По дорожке стелется.

Снег - снежок, снег - снежок, Плавно поднимают и опускают ручки.

Замело дорожки,

Снег - снежок, снег – снежок Вытягивают ручки вперёд.

Тает на ладошке.

Мы налепим снежков, «Лепят снежки».

Вместе поиграем

И друг в друга снежки «Бросают снежки».

Весело бросаем.

  • Коллективное рисование «Много снега намело»

Цель: учиться изображать снег нетрадиционным способом рисования - пальцами.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям сделать в группе большой сугроб. Для этого на синем фоне предлагает пальцем изобразить много - много снежинок, которые летят и падают на землю.

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Танец снежинок». Во время игры воспитатель все свои слова изображает действиями, дети ориентируются на его действия. Воспитатель раздает снежинки и говорит:

Я буду ветром, а вы – снежинки! Маленькие снежинки сидят на тучке. (Дети и воспитатель сидят на корточках). Вдруг подул сильный ветер. Как дунет-фу-фу-фу! Снежинки проснулись, глазки открыли и полетели! (Кто кружится, кто бегает, кто просто идет).

Ветер улетел, снежинки успокоились, опустились. (Дети и воспитатель останавливаются и приседают).

Воспитатель может повторить игру по желанию детей.

Завершающий этап:

  • Картотека стихотворений о снеге, снегопаде, снежинках.
  • Выставка коллективной работы «Много снега намело».

Проект «Белый снег пушистый»

Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю. . Проект «Белый снег пушистый… » предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: физические свойства снега
Новизна проекта : новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих обучающихся и их родителей.
Возрастная группа: 5-6лет
Вид проекта: исследовательский
Тема проекта : «Белый снег пушистый… »
Цель проекта : исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни.

Задачи:

Обучающие :

1.Знакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый)

2.Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд).
Воспитательные.

1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

2.Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

3.Воспитывать любознательность, логическое мышление.
Развивающие :

1.Развивать познавательные процессы в процессе исследовательской деятельности (память, внимание, воображение)

2.Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными

3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

4.Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Описание проекта: Что такое снег? Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь! . Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно. Снег идет, снег идет Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика. А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится. Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать её в своей душе. Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите её. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму? Маленькое чудо - на

вашей ладошке. Раз - и нет его. Ладошка тёплая - вот снежинка и растаяла Посмотрите вокруг: как красиво! .

Целевая группа дети студии «Малыш», педагог и родители
Формы организации детей .

Направленность развития деятельности комплексная (познавательно-речевая физкультурная, исследовательская, изобразительная, техническая)

Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.
Тип проекта: исследовательский - познавательный

Вид проекта : групповой

Продолжительность: краткосрочный (2 недели )

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный

1.Обсуждение цели, задачи с детьми, родителями.

2.Создание условий для реализации проекта

3. Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству

4.Перспективное планирование

2.Основной этап

1.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге

2.Обогащение развивающей среды:
- Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
- Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования)

3.Заключительный:

1.Оформление результата проекта в виде презентации
2..Организация творческой мастерской на тему: «Моя снежинка не растает» (совместное занятие педагог + дети + родители)
Изучив литературу, мы узнали:
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из

мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка - это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.

3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.

Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Испарение воды в мороз .
Мы слепили из снега разных зверюшек и вынесли их на мороз. Через неделю на тарелке наших зверюшек не оказалось.

Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег.

Опыт №2

Свойства снега

В стакане снег белого цвета.
Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага.
Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий.
Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода. Возьмём немножко снега на ладошку, зажмём его в кулачке. Через несколько минуток откроем ладошку и увидим вместо снега - вода.
Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает.
Опыт №3 . Замерзает ли земля под снегом. Загадываем загадку про снег.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных.
Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. Через некоторое время сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, надо их окучивать.

Опыт №4 Исследование чистоты снега .
В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязны, особенно у дороги. Снег есть нельзя, можно заболеть.

.


В ходе проекта:
Заучиваем приметы:
Снегу надует - хлеба прибудет.
Много снега - много хлеба.
Иней на деревьях - к морозам.
Снег прилипает к деревьям - будет тепло.
Снег поля утепляет.
Снег глубок - год хорош.

Художественное слово (чтение стихов и произведений)
«Письмо на снегу» В. Головин.
«Метель» М. Алимбаев.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Про снежный колобок» Н.Калининой
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.

Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.

Художественное творчество
Рисование на тему: « Моя снежинка», «Снеговик»
Лепка снежинки из пластилина
Печатание на снегу.

Слушание песен: «Вальс снежинок», «Белые снежинки»
Просматривание презентации «Что такое снег»

Использование здоровьесберегающих технологий

Физкультминутки

Подвижные игры : «Бездомный заяц» «Зайчик серый умывается » иммитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Результаты проекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
Презентация проекта:

Продукт проекта:

Изготовление снежинок из подручного материала - творческая мастерская педагог дети и их родители на тему «Моя снежинка не растает»

Создание брошюры «Моя снежинка не растает»
Перспектива:
Наблюдать за таянием снега.

Использованная литература:

1.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группы группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
2.. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3.. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2009-2010.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.

Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2010.
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46»

ПРОЕКТ

«Лети, моя снежинка»

воспитатели

средней группы

Пилатова А.В

Заднепрянова Н.В.

2016 г.

Тип проекта: исследовательский

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы.

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (5дней)

Проблема, её актуальность:

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

«Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит, снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку?» Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках. Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности.

Актуальность темы:

Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к исследовательской деятельности.

Проект «Лети, снежинка…» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Цель:

Создать условия для формирования у детей средней группы знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности . Изучение природного явления – снежинки.

Задачи:

    развивать у детей познавательную активность;

    формировать предпосылки поисковой деятельности , Обеспечить включение детей в исследовательскую деятельность;

    закреплять и расширять знания об окружающем мире;

    развивать творческие способности, воображение, речь;

    расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес;

    вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку.

Предполагаемый результат:

Для детей:

расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;

дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;

сформированность устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Для родителей:

оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов:

повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

Этапы реализации проекта:

Проектирование:

I этап Подготовительный

Содержание деятельности:

    постановка цели и задач проекта;

    составление плана работы по проекту;

    подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;

    подготовка материалов для художественного творчества;

    аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;

    создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории);

    создание картотеки опытов со снегом.

Ответственные: Воспитатели, РОДИТЕЛИ

Результат: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

Формы работы:

    опыты - эксперименты

    чтение художественной литературы

    беседы

    создание картотек

    проведение образовательной деятельности

    просмотр фильмов, презентаций

    создание интерактивных игр, д/игр

    взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)

Карта детских идей:

(модель трёх вопросов)

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Настя Ч. – снежинки летят с неба,

Кирилл П. – они падают на землю,

Алёша М. – снег падает на землю с тучки, потому что зима,

Кирилл Р. – снежинки это снег,

Полина К.– с неба падают снежинки,

Алина Г. - снежинки кружатся, потому что они падают.

Андрей К.– откуда они берутся

Света С.– какими они узорами

Лера А . – куда они улетают, когда ветер

Саша К. – какого они цвета

Женя Ш. – откуда они берутся в небе

В компьютере посмотреть

Спросить у родителей

Посмотреть по телевизору

II этап – Деятельностный

Сетевая паутинка по проекту по направлениям развития (образовательным областям)

Образовательная область «Речевое развитие»

    Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

    Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»;

С.Козлов «Снежинки»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый» .

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТ

ОГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

Р/И

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»

    Рисование: «Летят снежинки» , «Весёлый снеговик» , «Волшебные снежинки » . Рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).

    Ручной труд: изготовление цветных льдинок.

    Аппликация: «Путешествие снежинок»

    Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».

Образовательная область
«Физическое развитие»

    Физминутка: «С неба падают снежинки».

    Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».

    Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»; Шнуровка «Снежный домик».

    Подвижные игры: «Снежки», «Снежная баба».

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.

    Проведение опытов со снегом и водой:

Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.

Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

    Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

Работа с родителями:

    Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников

    Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей

    Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций

    С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей

    Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Формы работы:

    мастер – класс «Раз - снежинка, два – снежинка» (совместное изготовление объёмных снежинок);

    разработка эскиза и совместное изготовление атрибутов для украшения группы к Новому году;

    совместное изготовление ледяных фигур для украшения участка и участия в конкурсе «Лучший зимний участок».

III этап Завершающий

Результат работы проекта :

    дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;

    дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок ;

    научились самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;

    дети узнали, что у снежинки МНОГО лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.

Презентация проекта:

    Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».

    Оформление альбома «Снежинки».

    Лэпбук «Лети, снежинка»

Выводы:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках. Самым занимательным и увлекательным было изучение снежинок под лупой. Дети испытали огромное удивление и радость, когда увидели, что лупой снежинки такие же, как на фото.

ПЕРСПЕКТИВА

Информационные ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

4. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

7. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

7.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Приложение:

Физминутка:

С неба падают снежинки, Руки вверх, подтягиваемся и
Как на сказочной картинке. Ловим снежинки.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Повороты вправо-влево
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Колени высоко поднимаем.
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет Прыжки.
Словно мягкий, рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем, Шагаем.
И к себе приходим в дом.

Физминутка для глаз.

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли

Вот снежинки полетели

И на них мы посмотрели

Ветер вверх их поднимал

И немного опускал

Тут снежинки покружились

И на землю опустились

Загадки:

Что за звездочки резные,
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке (снежинка).

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает.
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца.
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

«Снежинка».

Константин Бальмонт

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную -

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

В лучах блистающих

Скользит умелая

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я тёплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Мы снежинки , мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки ,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок .

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио