Тема: Понятие о былине. « Вольга и Микула Селянинович» - презентация. Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Былина Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже - старинками. Былина - это своеобразный, чисто русский вид легенды, в котором рассказывается о народных героях и реальных исторических событиях.

5 слайд

Исполнение былин Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли, соответственно, сказителями. Былины передавались от поколения к поколению, и известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы - все это известные северные сказители. Исполнение былин требовало большого актерского таланта и блестящей памяти: так, например, Марфа Семеновна Крюкова в течение целого месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяясь.

6 слайд

«Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

7 слайд

Особенности построения сюжета Сюжет былин, как и сказок, строился по определенным правилам. ЗАЧИН (завязка действия), повествование, кульминация, исход (развязка). Начинались былины, как и сказки, с зачина. Очень часто один и тот же зачин использовался в разных былинах. Сказочный зачин сразу уводил слушателя из обычной действительности. «... В некотором царстве, в некотором государстве...» (Действие происходило не здесь, не в обычной действительности). Былина же воспринималась как правдивый исторический рассказ, поэтому и зачин имел другое назначение. Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота, океан-море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские! Содержанием былины являются действия героев.

8 слайд

Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине Богатырей объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

9 слайд

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

10 слайд

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым - всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ. Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце - это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

11 слайд

Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).

12 слайд

У каждого богатыря свое имя и своя «биография», свои подвиги и гибель, но в то же время «у них так много сходного, даже совпадающего, что можно говорить о едином художественном, историческом типе богатыря - героя эпоса. Вот характернейшая особенность этого типа: богатырь до поры до времени выступает как обыкновенный человек, в древнерусском сословном ряду он „ниже“ князей, бояр, купцов... Но наступает момент, и обнаруживается необыкновенность богатыря, раскрывается его сверхчеловеческая сила, проявляются фантастические способности, которые возвышают его над всеми».

13 слайд

Художественные особенности былин «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.) повторы постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) синонимы сравнения уменьшительные и увеличительные суффиксы приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям).

14 слайд

Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.

15 слайд

Былина «Вольга и Микула» Микула - носитель лучших человеческих качеств В название былины вынесено два имени. Как вы думаете, почему? О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? Есть ли в этой былине зачин? Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку?

16 слайд

17 слайд

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя - Микула Селянинович? Что оно обозначает? Микула - по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории. Какова здесь основная мысль? (Главная ценность на Земле - человек-труженик, в переносном значении - пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

18 слайд

Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.

19 слайд

Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя? Найдите в тексте былины постоянные эпитеты. Что вы можете сказать об употреблении в былинах такого приема, как гипербола? Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения?

20 слайд

Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

21 слайд

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)

22 слайд

Каков, на ваш взгляд, идейный смысл русского богатырского эпоса? Былины - это память народа о своем прошлом, художественно переосмысленная, дополненная сказителями. Былины - это легендарный эпос русского народа, в котором причудливо сплелись реальная история с политическими и военными конфликтами, реальные исторические лица, политические деятели и воины, мифологические существа (Волх Всеславьевич, Свято- гор), вымышленные герои, обобщенные фольклорные образы. Весь богатырский эпос глубоко патриотичен: главная его идея - защита и единство русской земли, православной веры.

23 слайд

Былины Новгородского цикла В былинах предметом изображения часто были не только события героической обороны страны, в основном стольного города Киева, но и дела, события повседневной жизни: Безымянный автор исходного текста, а затем сказители, с одной стороны, делились со слушателями своими думами о том, как надо правильно жить, с другой стороны, поуча- ли людей, на конкретных примерах показывали, что хорошо и что плохо с точки зрения народа, с точки зрения православной веры. Власть князя в Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если в Киевском цикле в центре повествования стоит князь, то в новгородском цикле он не представлен. Город Новгород не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема защиты Русской земли не является основной в данном цикле.

24 слайд

Историческая основа былин Великий Новгород - республика бояр и купцов, социальными и торговыми узами связанная с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты, нашедшие отражение в эпосе. Новгородские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы. Изображению жизни и быта новгородского купе- чества и посвящены былины о Садко - новгородском госте.

25 слайд

Содержание былины Кто является главным былинным героем? Что нам известно о нем из зачина? Как Садко смог разбогатеть? Какой прием использован в этом эпизоде? (Троичность повествования) Что послужило причиной отъезда Садко из Новгорода? Опишем путь Садко. Проследим его на географической карте. Совпадает ли он с реальными географическими объектами? Что произошло с кораблями Садко на море? (Выразительное чтение отрывка о бросании жребия) Что решил брошенных жребий?

26 слайд

Словарная работа Гусельки яровчаты. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях. В те далекие времена гусли делали из сухой доски ели или клена. Клен «Явор» был особенно любим у музыкальных дел мастеров, отсюда и название - гусли «яровчатые». Жребий вольжаный - специально изготовленный деревянный отрубок небольшого размера с вырезанной на нем меткой, предназначенный для решения случаем (судьбой) спорных вопросов. Дружина - вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством. В тексте былине слово дается не в прямом значении, так как Садко не был князем.

30 слайд

Приемы народно-поэтической речи в былине Прием Гипербола Параллелизм Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Сравнения Повторы Пример Все пляшет царь морской во синем море. Во синем море вода всколыбалася, Со желтым песком вода смутилася, Стало разбивать много кораблей на синем море, Стало много гибнуть именьицев, Стало много тонуть людей праведныих. На небе солнце - и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. Палаты белокаменны, буйна голова, дружина хоробра, гусельки яровчаты Голова у царя как куча сенная. Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир (троекратное повторение в тексте)

Устное народное

творчество

БЫЛИНА


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Цель урока:


Задачи урока:

  • Дать понятие былины .
  • Познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом.

3. Углубить представления семиклассников о национальном своеобразии русского фольклора.

4. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.


Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

М.Горький


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Повторение изученного

Жанры унт

Большие жанры:

Малые жанры:

Сказки, былины, предания, исторические песни, лирические песни

Загадки, потешки,

заклички, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки


Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

потешка


Зимой беленький,

летом серенький.

загадка


В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь. И было у этого царя три сына…

сказка


Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

скороговорка


1."Как две капли воды"

2."Как снег на голову"

3. "На помине легок"

1."На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь«

2."На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

поговорка

выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность

пословица

краткое народное изречение с назидательным содержанием


Изучение нового

материала

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX-XIII веков.


Социально-бытовые

Героические



Сказители доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.



  • Запев (для привлечения внимания).
  • Завязка действия (поручение).
  • Развитие действия.
  • Кульминация (подвиг богатыря).
  • Развязка действия (расправа с врагом).
  • Исход.

Выразительное чтение

былины


Художественные особенности былин

1.Гипербола (преувеличение)

2. Прием троичности.

3. Повторы

4. Постоянные эпитеты

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Аналитическая беседа

по вопросам

- Какой теме посвящена былина?

(В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

- Кто ее главный герой?

- Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле?


Что прославляется

в данной былине?

Какова основная мысль? Свяжите с эпиграфом.



Задания по группам:

1 группа. Характеристика Вольги и Микулы Селяниновича в виде кластеров.

2 группа. Отличительные черты былинного эпоса. Привести примеры из текста.


Что должно

примерно получиться

Может превращаться в рыбу, птицу

Описание внешности отсутствует

Наделен богатырской силой

Вольга

Микула Селянинович

князь

пахарь

Занимается крестьянским трудом

Подробное описание внешности самого пахаря, а также его кобылы

Едет по городам собирать «получку»

Даже кобыла оратая сильнее, быстрее, красивее, чем у княжеской дружины


1.Гипербола (преувеличение): вся дружина против одного Микулы Селяниновича

2. Прием троичности.Первый, второй, третий день…Тридцать молодцев в дружине,три города (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец) на пути дружины, трижды посылает Вольга дружину, «чтобы сошку из земли повыдернули»

3. Повторы: «…молодой Вольга, молодой Вольга Святославович», «У оратая…, У оратая…»

4. Постоянные эпитеты: солнце красное, синии моря, молодой Вольга и др.

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Рефлексия

  • Былина – это…
  • Каковы композиционные и речевые особенности былины?

3. «Вольга и Микула Селянинович» относится (киевскому, новгородскому) циклу и (социально-бытовому, героическому) типу.

4.Что и кто прославляется в былине?


  • Составление кроссворда по новым понятиям, терминам.

На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой "Былины" в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: "Былина как жанр УНТ", "Былины Киевского цикла", "Былина "Вольга и Микула Селянинович"", "Садко", "Урок-игра по теме "Былины"".

Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.

Теперь презентацию можно скачать с сайта целиком, архивом

Слайд 1

Система уроков литературы в 7 классе

Слайд 2

Цели уроков:

  • Познакомиться с былинами разных циклов
  • Узнать художественные особенности былин
  • Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»
  • Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»

Цель 1 урока:

  • Повторить знания по фольклору
  • Познакомиться с жанровыми особенностями былин

Слайд 3

Искусство народных

мастеров стало легендой,

его власть простёрлась

и на наше время.

В. Аникин

Тест

  • Отгадай название языкового средства

(Эпитет, гипербола)

  • Отгадай жанры фольклора

(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • Спи, усни.
    Бай, бай, бай!

(колыбельная)

  • На дворе трава,
    На траве дрова

(скороговорка)

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей...

(сказка)

  • На чужой сторонушке
    Солнышко не греет.
    Без родимой матушки
    Никто не жалеет.

(песня)

  • Во стольном было городе во Киеве,
    У ласкова князя у Владимира.
    Как было пированье - почестен пир
    На многие князи, на бояры...

(былина)

  • Чья земля, того и хлеб

(пословица)

Слайд 13

Вспомним жанры фольклора

(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)

Слайд 15

Задание: Запишите определение в тетрадь

Былина

На севере былины назывались стбрины, стбринки

Слайд 16 (информационный)

Сказители былин

Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Слайд 17

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Слайд 18 ( информационный)

Владимиро-Суздальский период

Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 19

Васнецов «Богатыри»

Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Слайд 20

Сходство и отличия сказки и былины

(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)

Слайд 21

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)

Слайд 22

«Богатырский словарь»

  • Колчан - футляр для стрел
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  • Ножны - футляр для меча или кинжала
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову
  • Сбруя - принадлежность для упряжи
  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)

Слайд 24

Предыстория былины

(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве

Слайд 25

Домашнее задание

  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке
  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче

Цель 2 урока:

  • Проверить знания о жанровых особенностях былин
  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца

Слайд 26

Проверим домашнее задание

  • Что называется былиной?
  • Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
  • Кто такой эпический герой?
  • эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
  • В чём сходство былины и сказки?
  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён

Слайд 31

Проверим внимание!

  • Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
  • У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста
  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?
  • Пятьсот вёрст
  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?
  • Воеводою
  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?
  • Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».
  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?
  • Побивает силушку великую под Черниговом

Слайд 32

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный
  • столичный город
  • Прямоезжая
  • Прямая
  • Заколодела
  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый
  • Красивый
  • Величать
  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
  • В особину
  • Отдельно
  • Воспеть
  • Прославить в песне

Слайд 33

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)

  • Почему так названа былина?
  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?
  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
  • Вспомните, что такое гипербола
  • Найдите в тексте гиперболы
  • С какой целью они используются в былине?
  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Слайд 34

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.

  1. Отъезд Ильи Муромца в Киев
  2. Победа в первом бою
  3. Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
  4. Встреча с Соловьём-Разбойником
  5. Победа Ильи Муромца
  6. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
  7. Рассказ Ильи Муромца
  8. Сомнения князя Владимира
  9. Два приказа Соловью-Разбойнику
  10. Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 35

Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)

  1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
  2. «...побил он эту силу всю великую»
  3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»
  4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»
  5. «Ему выбил право око со косицею»
  6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
  7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»
  8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»
  9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
  10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 36

Заполните таблицу примерами из текста

(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)

Слайд 37

Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»

Слайд 38

Ответьте на вопросы:

  • Какими здесь предстают три богатыря?
  • Они могучие и дружные.
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый
  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?
  • С дарами и с хлебом-солью
  • Чем возмущён Илья Муромец?
  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти
  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?
  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие

Слайд 39

Домашнее задание

  • Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»
  • Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.
  • Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Следующий урок - урок изучения Новгородских былин

Цель 3 урока:

  • Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»
  • Выявить идеи произведений
  • Выявить основные черты образов героев
  • Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором

Слайд 41

Из истории данной былины

Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 42

Объясните значение устаревших слов:

  • Гужики
  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой
  • Булатный
  • Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью
  • Сафьян
  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
  • Соловый
  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 43

Исторический комментарий

  • Что значит «отправился за получкою»?
  • Значит за данью
  • «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?
  • Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже

Слайд 44 (информационный)

Князь Вольга

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Докажите

Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст

Слайд 45

  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук - как шило; острый, высоко загнутый носок

Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола

Слайд 46

Троекратный повтор

Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?

Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря

Слайд 47

Гипербола

Гипербола - это преувеличение.

  • Найдите в тексте примеры гипербол

Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя

  • Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?

Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения

Слайд 49 (информационный)

Садко в морском царстве

Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».

Слайд 50

Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)

Слайд 51

«Садко» Задание

Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?

В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.

Слайд 52

Домашнее задание

Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:

  1. Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
  2. Лучшего сочинителя былины
  3. Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
  4. Повторить теоретический материал

Цели 4 урока:

  • Закрепить теоретические знания о былинах
  • Развивать интерес к урокам литературы
  • Развивать умение «сказывать» былины
  • Развивать творческий потенциал учащихся

1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 54

Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

  • Где родился Илья Муромец?
  • Родом он из села Карачарово
  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?
  • 30 лет и 3 года
  • Кто исцелил Илью?
  • Калики перехожие
  • Сколько их было?
  • Трое
  • Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
  • Кого на Руси называют крестовыми братьями?
  • Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами
  • На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?
  • Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)
  • Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней или Алёшей?
  • С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»
  • Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?

(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)

Из какой былины взят отрывок?

Слайд 63

Васнецов «Витязь на распутье»

  • Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать - женату быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать - богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?
  • «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».

2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 64

Разгадайте кроссворд

  1. Преувеличение (гипербола)
  2. Красочное определение (эпитет)
  3. Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)
  4. Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)
  5. (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)

6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)

7. Город, из которого родом Садко (Новгород)

8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)

9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)

10. Герой Новгородского эпоса (Садко)

11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)

3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)

4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий - от 3 до 5 баллов)

5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)

  • #2

    Огромное спасибо, Инесса Николаевна, за такую интересную и содержательную презентацию. Обязательно завтра использую её на уроке. Думаю, ребятам понравится. Радует, что у нас есть такие творческие и бескорыстные учителя. Спасибо!

  • #3

    Инесса Николаевна! Огромнейшее Вам спасибо!Вы не только отличный учитель русского языка и литературы, методист от Бога, но и великолепный ИНФОРМАТИК)))) Думаю, не каждый с Вами сможет конкурировать))))))) и в области компьютерных технологий)))))))

  • #4

    tanyamarkevich (Friday, 19 September 2014 14:04 )

    Спасибо! Инесса Николаевна! Очень пригодились Ваши материалы. Воплотила Ваш кроссворд в LearningApps. Заходите в гости, посмотрите.

  • #5

    Дорогая Инесса Николаевна! Большое Вам спасибо за Ваши работы. У Вас прекрасный сайт и по форме, и по содержанию. На мой взгляд, один из лучших. Спасибо Вам за Ваш огромный труд!

  • #6

    Инесса Николаевна! Спасибо за Вашу очень нужную работу.
    Всегда есть чему у вас поучиться!

  • #7

    Огромное спасибо, Инесса Николаевна! Доброго Вам здоровья и неиссякаемой энергии!

  • #8

    Огромное спасибо за разработанную систему уроков по былинам. Всё находится в одном файле, в одной презентации. Не надо ничего искать, богатый материал в презентации. Редко бывает, когда я что-то из разработанных уроков перенимаю у других педагогов. Но Ваша разработка выше всяких похвал!!!

  • #9
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».

    Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Эпиграф

    Словарная работа: Былины – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

    Былины Социально-бытовые Героические или Богатырские

    Композиция былины Зачин (здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине) Основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается) Заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

    Два основных цикла былин Киевский цикл Новгородский цикл

    Киевский Новгородский цикл цикл - Основная тема: Защита русских быт купечества земель торговля -Образы богатырей: Илья Муромец Садко Добрыня Никитич Василий Буслаев Алёша Попович

    Художественные особенности былин 1. гипербола (преувеличение) 2. приём троичности 3. повторы 4. постоянные эпитеты 5. использование речитативов 6. отсутствие рифмы

    Князь Вольга Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

    Значение устаревших слов Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

    Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью. Словарная работа:




    Слово «былина» происходит от слова «быль». Означает ли это, что рассказанное в них действительно было, происходило на самом деле? Попробуем разобраться.Попробуем разобраться. Этот урок мы посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже немного знакомы,- жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века.




    Былины не рассказывали подобно сказкам – их пели. Иногда исполнителями были сразу несколько человек, но чаще кто-то один. Иные сказители знали по три- четыре десятка былин, с разными вариантами зачинов (запевов) и концовок. Ведь в каждой русской стороне сохранившиеся предания о подвигах богатырей и поединках со злыми недугами излагали по-своему.












    СказкаБылина 1.Сказка – прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта сказки- вымысел. 3.Сказки создаются в прозаической форме. 4.Сказки рассказывали, «сказывали». 1.Описание подвигов богатырей (былины – героический эпос). 2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах. 3.Былины обладают песенно- стихотворной формой. 4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей. В чем отличие былины от сказки?