В японии появился еще один истребитель пятого поколения

в Избранное в Избранном из Избранного 4

Mitsubishi ATD-X является японским самолетом, что разрабатывается Министерством обороны для исследовательских целей. Аббревиатура ATD-X означает «Advanced Technology Demonstrator - X».

Япония, которая хочет заменить свой стареющий парк истребителей, предприняла попытки обращения к Вашингтону о возможности приобретения американских F-22 Stealth Fighter. Тем не менее, Конгресс США неоднократно запретил продажу самолета в любое иностранное правительство, в попытке защитить передовые технологии страны, что вызывает необходимость для Японии разработать свой собственный стелс-истребитель. В 2005 году макет ATD-X был использован для изучения его радиолокационной видимости во Франции. В 2006 году радиоуправляемая модель, размером в одну пятую от полноценного исстребителя, совершила свой первый полет, для получения данных об эффективности больших углов атаки, а также для тестирования новой сенсорной техники и автоматического восстановления системы управления полетом. Решение министерства выделить несколько миллиардов иен для проекта означает, что разработчики начнут подготовку к летным испытаниям, с производством на протяжении 10 лет. В докладах также говорят, что будет возможным использовать Lockheed Martin США при разработке ATD-X. Хотя ATD-X изначально должен был совершить свой первый полет в 2014 году, график был отодвинут вперед, назначив первый полет на 2011 год, несмотря на резкое сокращение бюджета FY2008.

Конструкция самолета отражает несколько американских истребителей четвертого и пятого поколения, особенно F-22 Raptor. ATD-X будет использоваться в качестве демонстратора технологий и научно-исследовательского прототипа для определения жизнеспособных передовых технологии истребителей пятого поколения. Самолет также оборудован 3-D вектором тяги. Тяга ATD-X регулируется с помощью трех лопастей на каждом сопле двигателя, аналогичная система используется также на Rockwell X-31. Среди особенностей ATD-Х стоит отметить систему управления полетом fly-by-light, которая, путем замены обычных кабелей оптоволоконными, позволяет передавать данные быстрее и получает иммунитет от электромагнитных помех.

Радар истребителя будет представлять собой активный электронный сканнер (AESA), называемый «многофункциональным RF-сенсором», который имеет широкий спектр возможностей для электронного противодействия (ECM), электронных мер поддержки (ESM), функций коммуникации, и, возможно, даже ЭМП - оружия.

Еще одной особенностью будет так называемое «Самовосстановление контроля полета», что позволит самолетам автоматически обнаруживать неисправности в управлении, и соответственно калибровать его.

Кроме того, Япония обнародовала запрос на информацию о реактивных двигателях для своего истребителя. По сведениям агентства Flightglobal, со ссылкой на источники, близкие к программе разработки самолета. Запросы были разосланы нескольким компаниям, которые должны будут до 10 мая 2010 года предоставить полную информацию о своей продукции и ее стоимости.

Япония заинтересована в покупке двигателей для двух прототипов перспективного истребителя. Мощность силовых установок должна быть не менее 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. В числе компаний, к двигателям которых Япония проявила интерес, - General Electric с F404, Snecma с M88-2 и Volvo Aero с RM12. Эти двигатели используются на истребителях Boeing F/A-18 Super Hornet, Dassault Rafale и Saab JAS 39 Gripen соответственно.

Хочу обратить ваше внимание, что сами японцы считают свой самолёт истребителем не пятого а уже шестого поколения. И называют его «контр-стелс». Что означает что он изначально создаётся для успешной борьбы как раз с самолётами пятого поколения.

Разработка в Китае и России истребителей пятого поколения делает «насущным» развитие японской авиации. По словам директора Института авиационных разработок генерал-лейтенанта Хидеюки Йошиока: «японцы знают, как на больших расстояниях эффективно обнаруживать истребители третьего и четвертого поколений, но появление самолетов пятого поколения заставит наращивать эффективность радаров». По его словам, прототип ATD-X выполнит первый полет в 2016 году, что «будет иметь жизненно важное значение для обороны нашей страны».

Mitsubishi ATD-X не будет производиться в больших количествах для замены истребителей F-2, и будет использоваться для отработки передовых технологий и системной интеграции в рамках проекта боевого самолета шестого поколения. Новый истребитель, разработанный с использованием технологий ATD-X, придет на смену F-2. И предположительно получит индекс F-3.

PS . Ожидается, что эта программа создаст политические трения с основным союзником – США, которые всегда выступали против создания в Японии собственных истребителей. В качестве альтернативы было бы разумно пригласить США присоединиться к совместной разработке истребителя шестого поколения.

Япония продолжает испытания прототипа истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. После первой демонстрации 28 января текущего года наступил период испытаний. Заявлено было, что в феврале ATD-X уже совершит свой первый полет; февраль подошел к концу, но сообщений о первом полете пока не поступало.

По всей видимости, прошедшая 11 февраля первая пробежка по взлетке выявила какие-то недостатки, на устранение которых ушел весь остаток месяца. О предполагаемой дате первого полета Япония скромно умалчивает. Наверное, готовит сюрприз.

Тем не менее машина есть, и первая пробежка была. Со временем японцы справятся с возникшими сложностями и поднимут-таки свой самолет в воздух. А это серьезная заявка на место среди ведущих мировых держав.

Причем японцы не просто хотят иметь свой истребитель пятого поколения. Они утверждают, что ATD-X окажется куда более грозной боевой машиной, чем F-22 Raptor, который американцы отказались продавать в Японию.

Весьма сомнительное утверждение, все-таки F-22 — тяжелый истребитель, а в качестве эталона для сравнения Shinshin больше подходит F-35. Но японцев никто за язык не тянул. Раз уж они хотят противопоставить свою поделку первому американскому истребителю нового поколения, значит, ее можно считать и конкурентом нашего Т-50. А раз так, то посмотрим, кто кого.

В мире прототипов

ATD-X Shinshin — еще не боевой самолет, а скорее демонстрационная модель. Собственно, аббревиатура так и расшифровывается: Advanced Technology Demonstrator. Реальная машина появится только в 30х годах.

Т-50 тоже находится на стадии прототипа, хотя поступление в войска первых серийных образцов ожидается уже в этом году.

Точные характеристики обоих самолетов засекречены, а то и попросту неизвестны. В то же время уже по имеющимся данным можно сделать некоторые выводы.

Пламенный мотор

Основной агрегат любого самолета — это, конечно же, двигатель. На ATD-X Shinshin, по всей видимости, стоит двигатель General Electric F404. Рассматривался вариант установки двигателя от шведского Saab JAS 39 Gripen, но от этой идеи отказались в пользу двухдвигательной схемы. Ну а движок собственного производства японцы разработают попозже. Ну, как минимум, обещают разработать.

Теоретически двигатели от F\A-18 должны обеспечить японскому самолетику крейсерский сверхзвук. Вполне вероятно, учитывая, что он меньше и легче американца.

В качестве системы управления вектором тяги у ATD-X три лопасти, вроде тех, что поначалу применяли в своих исканиях американцы. Позже «наши западные партнеры» решили, что щелевого сопла с отклонением вектора тяги по тангажу им хватит, но японцы грозятся доделать осесимметрическое отклонение вектора тяги как на Су-35. А пока будут летать так.

Российский Т-50 использует двигатель АЛ-41Ф1. Отечественный агрегат, способный обеспечить нашему истребителю сверхзвуковую крейсерскую скорость. Осесимметрическая система управления вектором тяги уже опробованная и доказавшая свою надежность.

Несмотря на отличные характеристики имеющейся модели, ведется разработка еще более продвинутого двигателя, который планируется к производству в середине 20-х.

Скоростные характеристики обоих самолетов пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что Т-50 выигрывает как минимум за счет отечественного производства двигателей, что критически важно для боевого самолета. Управление вектором тяги у нашего истребителя куда лучше, чем японские танцы с лопатками, да и год начала эксплуатации (2010 против 1978) как бы намекает на более совершенную конструкцию.

Планер

ATD-X Shinshin — самолет небольшой, длина всего 14,17 м, размах крыла 9 метров. По форме планера он поразительно напоминает F-22 Raptor. Как и у американцев в конструкции используются композитные материалы, хотя доля этих композитов может быть другой. Нормальная аэродинамическая схема, высокорасположенное трапециевидное крыло. Классическое трехстоечное шасси с передней стойкой, убирающейся назад. Воздухозаборники с S-образным воздушным каналом. Сходство с американской машиной налицо.

Российский Т-50 тоже выполнен по нормальной аэродинамической схеме и с трапециевидным крылом. Однако у нашего истребителя канал воздухозаборников прямой, а сами они находятся под фюзеляжем, благодаря чему становится возможной поворотная передняя кромка корневого наплыва. Вертикальные стабилизаторы, в отличие от ATD-X, цельноповоротные.

В целом, благодаря более развитой механизации крыла, российский самолет обладает лучшими маневренными характеристиками, по сравнению с японским собратом.

Авионика

Эта часть самолета скрыта от глаз стороннего наблюдателя. Приходится полагаться только на заявления производителей.

Японцы хвастаются оптоволоконной системой передачи данных с многократным дублированием и новейшей БРЛС, которая должна быть не хуже, чем на F-22. Также на Shinshin стоит система коррекции режима управления полетом. В случае повреждения рабочих поверхностей она скомпенсирует утрату за счет оставшихся.

Российская машина оснащена не в пример лучше. Наличие на современных самолетах бортовой радиолокационной станции с активной фазированной решеткой — это уже стандарт, а наши конструкторы пошли дальше. Кроме центральной БРЛС на 1526 приемопередающих ячеек Т-50 несет еще четыре встроенных в обшивку антенны. Такой подход обеспечивает большую помехозащищенность, а также позволяет эффективнее обнаруживать малозаметные воздушные цели.

В целом японцам можно поверить, что они в состоянии создать достойную БРЛС своими силами. Все-таки японская электроника известна во всем мире. В то же время это будет пусть и развитая, но старая схема, которая не идет ни в какое сравнение с возможностями ПАК ФА.

Малозаметность

Японцы заявили, что ЭПР их самолета сравнима с ЭПР воробья. Но точных цифр, как ни странно, не назвали. Возможно, если тщательно выбирать угол облучения, то подобных результатов действительно можно добиться, но вряд ли противник будет этим заниматься.

Если посмотреть на имеющиеся изображения ATD-X, то некоторые элементы снижения радиолокационной заметности можно разглядеть. В первую очередь — это убранное во внутрифюзеляжные отсеки вооружение. Также заметны S-образные каналы воздухозаборников, развал килей, и створки отсеков шасси сложной формы.

Но есть и минусы: вертикальное и горизонтальное оперенье не цельноповоротное, лопасти системы управления вектором тяги, отсутствие радиопоглощающего покрытия. Правда, возможно, его просто не стали наносить на демонстрационный образец.

При создании Т-50 наши конструкторы нащупали тонкую грань, при которой малозаметность не сильно мешает аэродинамике. Из-за разнесенных двигателей канал воздухозаборника получился прямым, так что, чтобы лопатки компрессора не отсвечивали на радарах противника, пришлось установить радар-блокер. Зато такое расположение двигателей увеличивает объем внутренних отсеков, куда убран арсенал ПАК ФА. Таким образом сочетается малозаметность и внушительный арсенал. Кроме того, подфюзеляжный тоннель участвует в создании подъемной силы.

Слегка наклоненные цельноповоротные кили, отклоняемые корневые наплывы крыла, исполняющие роль ПГО, тщательно выверенные углы сопряжения плоскостей, — все, что можно было выжать из конструкции, не снижая аэродинамику, наши конструкторы из нее выжали.

Дополнительно на обеспечение малозаметности играет ОЛС (оптико-локационная станция), позволяющая анализировать пространство в передней полусфере, не выдавая себя работающим локатором.

Боевой потенциал

Понятно, что прототипы для боевых действий не предназначены, однако впоследствии начнется выпуск серийных моделей. Что можно сказать об их боевых качествах?

Сравнивая Т-50 и ATD-X можно сделать вывод, что вероятнее всего японец будет проигрывать российскому истребителю в боевом радиусе. Японский истребитель просто не сможет взять значительного запаса топлива. Самолет сам по себе небольшой, Искривленные каналы воздухозаборников и расположение ракет внутри фюзеляжа свободного пространства не добавляют.

Возможно использование подвесных топливных баков или дозаправка в воздухе. Правда, ПТБ не согласуется с концепцией малозаметности, а про возможность дозаправки в воздухе пока никаких сведений не поступало. Но летающие танкеры у японцев есть.

Топливные баки российского самолета вмещают 11 тонн топлива. На сверхзвуковой крейсерской скорости Т-50 способен пролететь 2 000 километров. А перегоночная дальность с двумя ПТБ более 5000 км.

Вооружение японского истребителя тоже оставляет желать лучшего. ATD-X просто не в состоянии взять на борт значительный арсенал. Четыре ракеты «воздух-воздух» ближнего радиуса действия и две авиационные пушки с небольшим запасом снарядов — вот и все богатство.

С этой точки зрения, у детища КБ Сухого огромное преимущество как в количестве поднимаемого вооружения, так и в разнообразии вариантов боевой нагрузки.

Вместо вывода

По таким параметрам как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость полета, современное БРЭО, включая РЛС с АФАР, всеракурсный обстрел целей и сверхманевренность, — оба истребителя можно отнести к пятому поколению. Однако для ATD-X Shinshin эти параметры — тот порог, который японским конструкторам скорее всего удалось переступить. Точных данных пока нет, но есть все шансы, что японец будет соответствовать хотя бы четырем из пяти требований.

В то же время для российского Т-50 эти требования — скорее отправная точка, за которой раскрывается весь потенциал отечественного истребителя пятого поколения.

В итоге Япония получит статусную машину, которую можно будет возить на авиасалоны и демонстрировать на парадах. А Россия — рабочую лошадку отечественных ВКС, которой летать до появления каких-нибудь суборбитальных гиперзвуковых истребителей и даже немножечко после.

Mitsubishi X-2 Shinshin (Мицубиси Х-2 Синсин - Дух) - истребитель — демонстратор технологий, разрабатываемый центром TRDI и концерном Mitsubishi Heavy Industries. Первый истребитель-невидимка, созданный в Японии.

История

К началу XXI века ВВС Японии испытывали потребность в модернизации устаревающего парка истребительной авиации, представленной, в основном, японскими модификациями истребителей , и . Изначально, планировалось заключить специальный договор с США по поставке , но запрет Конгресса США на экспорт этих истребителей был категоричным и даже ближайшие союзники не добились исключения для них.

Предложенный американцами закрывал часть потребности и был заказан. Однако, многофункциональность, в данном случае, оказалась вредна — она идет в ущерб возможностям самолета в завоевании превосходства в воздухе. Геополитически, Япония не стремиться нападать или бомбить кого-то (во время Второй Мировой уже наделали дел), а вот защищаться ей надо — усиливающиеся ВВС Китая сулят проблемы в будущем и Страна восходящего Солнца должна доминировать в воздухе у своих границ. Было решено создать собственный истребитель для решения этой задачи.

Исследования были развернуты в начале века. В 2006 году TRDI (Technical Research & Development Institute - Институт технических исследований и разработок) создал несколько масштабных летающих моделей (масштаб 1/5) для определения оптимального облика самолета. В 2007 году Минобороны страны официально запустили исследовательский проект нового истребителя, получившего обозначение ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X).

В 2009 году главным промышленным исполнителем проекта был выбран концерн Mitsubishi Heavy Industries, который сразу приступил к подготовке производственной площадки для будущего истребителя. Через несколько лет в интернете начали появляться первые фотографии модели демонстратора.

Прототип X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года на аэродроме Нагоя. Вообще, самолет в Японии известен под именем Shinshin - Дух, хотя официально Министерство обороны страны это имя не признает, называя проект ATD-X или X-2.

Планируется, что все необходимые технологии и решения будут отработаны на самолете уже к 2018 году и на их основе начнутся работы по созданию первого японского истребителя F-3. Предполагается, что F-3 появится к 2027 году и будет одним из первых в мире истребителей пятого, а по ряду технологий — шестого поколения.

Mitsubishi X-2 Shinshin — японский истребитель 5 поколения. Видео канала Skyships

Конструкция

Mitsubishi X-2 - цельнометаллический моноплан с среднерасположенным ромбовидным крылом и V-образным хвостовым оперением. Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Самолет создан с учетом требований концепции Стелс.

Габаритно X-2 близок к шведскому истребителю , но конструкционно имеет множество общих черт с американскими истребителями пятого поколения. Самолет имеет длину около 14,2 метров и размах крыла в 9,1 метр. При этом Японские СМИ в разное время сообщали о взлетной массе самолета от 9 до 13 тонн.

Силовая установка - два турбореактивных двигателя с форсажными камерами. Оснащены отклоняемым в любой плоскости вектором тяги. Отклонение осуществляется давлением на реактивную струю лопатками, закрепленными возле сопел двигателей (нечто похожее когда-то имелось на демонстраторе Rockwell X-31).

Японские двигатели IHI XF5 создают совокупную максимальную тягу в 10 тс, что делает их одной из самых мощных силовых установок при учете малой массы самого самолета (13-тонный ATD-X имеет тягу 10 тс, близкий ему 14-тонный JaS-39 Gripen имеет максимальную тягу в 8,2 тс). В первую очередь это, естественно, позволяет самолету иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.

X-2 — один из первых истребителей, на котором отрабатывается оптико-дистанционная система управления (fly-by-optics). Большинство кабелей этой системы заменена на оптоволокно, что позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации, а так же защитить систему от электромагнитных помех.

В дополнение к методикам пассивного обеспечения концепции Стелс, на самолете отрабатывается комплекс Multifuction RF Sensor — фактически, все покрытие самолета содержит в себе микроантенны, анализирующие сигнал локаторов и создающие сигнал противодействия и подавления. Активная Стелс-технология позволит самолету быть невидимым в намного более широком спектре в сравнении с современными истребителями пятого поколения.

Кроме того, одной из самых крупных инноваций, отрабатываемых на самолете является комплекс Self-Repairing Flight Control Capability. Ее суть в том, что вся конструкция самолета наполняется огромным количеством датчиков и анализаторов, следящих за состоянием всех систем и элементов. В случае отказа или повреждения, бортовой компьютер перестраивает систему так, что бы функции потерянного элемента были переложены на остальные. Предполагается, что это значительно повысит живучесть будущих истребителей.

Схема Mitsubishi X-2

Японский истребитель Х-2 / Фото: avianews.info

В конце апреля впервые поднялся в воздух японский истребитель Х-2, созданный с использованием технологий «Стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало тем не менее вехой в развитии самолетостроения и ВВС страны. Япония присоединилась к элитному клубу стран - производителей истребителей пятого поколения.

Японский Х-2 по факту, как считают некоторые аналитики, «является ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31». С последним утверждением можно и поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по конструкции он ближе к классическому F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35.

Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое - обида Страны восходящего солнца, второе - ее амбиции, а третье - меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.


Японский Х-2 / Фото: dailytechinfo.org

Что же касается амбиций, то, по мнению научного сотрудника Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунга, «Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно». Также стоит отметить, что, несмотря на внешнюю схожесть Х-2 с F-22 и Т-50, по своим весовым характеристикам он ближе к F-16 и МиГ-29. Конфигурация сопел позволяет сделать вывод, что Х-2 имеет функцию управляемого вектора тяги, что увеличивает его маневренность. Данная особенность позволит ему более эффективно противостоять китайским истребителям.

Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 - только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на новый уровень. Япония пытается догнать и Россию, и Соединенные Штаты. А с точки зрения военно-политической, истребитель явно выглядит как сигнал для Китая. По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать.

По данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в воздушное пространство страны. По сравнению с 2014-м количество таких инцидентов выросло на 23 процента. Видимо, Япония уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой от китайского воздушного вторжения.


Mitsubishi Heavy Industries начала на аэродроме в Нагое наземные испытания самолета X-2 / Фото: defence.ru

Основная нагрузка по проекту ляжет на три компании. Mitsubishi Heavy Industries будет заниматься финальной сборкой и проверкой качества. На IHI Corporation будет возложено производство 17 видов деталей и вооружения. Mitsubishi Electric Corporation займется созданием радаров. Общая сумма контракта составляет 87,7 миллиарда иен (около 914 миллионов долларов).