Так и не добившись ни от кого правды (это, видимо, страшная тайна!) какое же место наши дети, участники среднего состава ансамбля Карусель , заняли на международном фестивале-конкурсе русского народного творчества «Рижский пряник-2016 », проводимом в рамках дней русской культуры в Латвии, о чем я писала в , я расскажу вам о месте, где этот конкурс проходил.
А проходил он, как я уже недавно упоминала, в одном из красивейших и довольно старинных зданий Старой Риги - Большой гильдии.
Большая гильдия (Lielā ģilde) расположена по адресу: ул. Амату, 6 (Amatu, 6, Rīga):
Находится же эта улица в самом выгодном месте Старой Риги - на площади Ливу возле театра им. М.Чехова.
Пройти мимо этого здания и не заметить его - еще надо постараться. Но несмотря на то, что мимо этого здания я проходила сотни раз, внутрь Большой гильдии я попала впервые. Все-таки помещение больше ориентировано на проведение концертов классической музыки. Я себя к таковой, к сожалению, не отношу (хотя в последнее время мои приоритеты стали меняться, что случилось после посещения )….
Ну, что я могу сказать, здание произвело сильное впечатление.
Во-первых, вот такими потолками:
И историческим антуражем:
Вот так выглядит холл на втором этаже:
С подсветкой холл выглядит стократ выгодней, но мне этого воочию увидеть не довелось. Картинка взята из Интернета:
А вот так на третьем:
И вот что меня здесь поразило. Это еще одно здание культурного досуга, наравне с , в котором воздух разительно отличается от других подобных заведений. И вроде бы Большая гильдия не настолько большое здание как Дворец культуры в Даугавпилсе, но здесь ты не чувствуешь скованности «четырьмя стенами», а, наоборот, появляется ощущение простора, свобода и легкости. На первом этаже, со сводчатыми потолками, конечно, такого ощущения нет, но вот два холла и зал - это нечто особенное. Вы только посмотрите как выглядит сцена. Это вид с балкона на третьем этаже:
Посмотрела на фотографию и обратила внимание только сейчас, что здесь мало «плюша» - источника пыли. Вот так выглядят ряды на балконе:
Отсюда и свежесть воздуха…
А вот так выглядит крыша Большой гильдии со стороны двора. Настройки у фотоаппарата были выставлены абы как, зато какой получился эффект! Чего-то мистического… Мне напомнило кадр из старого фильма «Семейка Адамс»:
Вот так, если вкратце, выглядит здание Большой гильдии. А теперь немного исторической справки.
Большой гильдией называется не только само здание, но и организация рижского купеческого общества, берущая свое начало еще в 14 веке. Здание было необходимо купцам, как наиболее зажиточному сословию в отличие от тех же, к примеру, ремесленников (на эти два «фронта» и разделилось в 1354 году население Риги) для проведения купеческих собраний, организации встреч и всему тому, с чем сейчас плотно ассоциируется понятие «бизнес» и «бизнесмен».
Первоначальный облик здания до наших дней дожил только отдельными фрагментами. Например, в подвале современного здания можно рассмотреть его каменную стену, выполненную в романском стиле. Современное же здание, построенное по проекту архитектора Генриха Карла Шеля (Heinrihs Kārlis Šēls) в пятидесятых годах 19 века, выполнено в позднеготическом стиле.
После Второй мировой войны здание Большой гильдии было отдано под нужды Латвийской государственной филармонии и прослужило ей верой и правдой до 1963 года, пока пожаром не была уничтожена большая часть здания.
Восстановительные работы начались только в 1965 году под руководством рижского архитектора Модриса Гелзиса (Modris Ģelzis), который пристроил новый входной вестибюль, а также несколько видоизменил старинные оригинальные интерьеры. Одним из таких новшеств было внедрение витражей, выполненных мастером декоративно-прикладного искусства Ансисом Цирулисом (Ansis Cīrulis) в 30-е годы XX века.
Вот таким здание увидели я и участники ансамбля «Карусель» в дни загадочного конкурса «Рижский пряник 2016 »:
А вы были в здании Большой Гильдии? Какое впечатление оно произвело на вас?
На этом пока все.!
Адрес: ул. Амату, 6.
Телефон: +371 67224850.
Входная плата: отсутствует.
Время работы: с 9:00 до 18:00 - ежедневно.
Сказочный город с узкими брусчатыми улочками, церквями, средневековыми домами и черепичными крышами - "старая" многомерная Рига . Данную часть латвийской столицы туристы обходят за несколько часов, знакомясь с историческими и архитектурными памятниками. В центре города - у площади Ливу - расположена достопримечательность, которую часто посещают туристы, она также является любимым местом прогулок жителей Риги - это здание Большой Гильдии .
Первые упоминания о Большой Гильдии
относятся к XIII веку, сегодня же существуют предположения относительно того, что там находилась резиденция францисканских монахов или же здание являлось неотъемлемой частью Домского капитула. В далеком 1330 г построен второй этаж с великолепным мюнстерским залом - здесь проводились купеческие собрания, банкеты, заключались важные сделки. Сейчас хорошо сохранившийся мюнстерский зал - старейшее общественное помещение Латвии, его украшают великолепные люстры конца XVII века, гербы городов и ниша, где находилась статуя Святой Марии.
Историческим моментом образования купеческой гильдии Святой Марии явилось получение устава торговцами Мюнстерской палаты в 1354 г. В XV веке в разговорный язык вошло понятие "Большая гильдия"
- из-за внушительных размеров здания. Членами общества были купцы немецкой национальности - в их руках находились все права и привилегии для торговли с иностранцами. Часто для отстаивания своих политических интересов зажиточные купцы объединялись с представителями Малой гильдии. В конце XIX века политическое значение уникального комплекса уменьшилось, а внешняя торговля перешла в ведение членов Рижского биржевого комитета. В период же советской Латвии
гильдия была и вовсе упразднена.
Архитектура Большой Гильдии
За долгую историю своего существования здание многократно перестраивалось, реставрировалось и меняло свои функциональные значения. Построенное немецкими купцами в готическом стилевом оформлении, оно имело цель показать всю весомость и богатство гильдии. В среднике века сооружение носило наименование "мюнстерская изба". Оно снова было перестроено в 1553 г, только лишь с сохранением вышеупомянутой мюнстерской избы. Чуть позже появилась продолговатая пристройка - "невестин покой", здесь члены торгового общества совершали свои бракосочетания. В этих покоях молодожены оставались на всю ночь, пока гости пировали у них дома.
Свой современный вид здание получило в XIX веке, когда было перестроено по проекту Карла Бине - специалиста академии художеств Санкт-Петербурга, сами же работы проводились под предводительством известного архитектора Г. Шееля. В обновленное сооружение органично вошли комнаты средневекового мюнстерского зала и "невестин покой" - с той лишь разницей, что площадь первого немного уменьшилась и составляла 27x8,9 метров с высотой потолков в 5 метров. Привлекает внимание и камин - своеобразный памятник ренессанса, созданный в 1633 г, в центре фриза размещен большой герб со скрещенными ключами над парусником. Сам очаг находится в исправном состоянии и может использоваться.
В 1930 г знаменитый фронтон с надписями уступил место двум изящным башенкам по плану архитектора Вильгельма Бокслафа. В качестве же Латвийской государственной филармонии строение начало использоваться лишь после Великой Отечественной войны. После пожара 1965 г архитектором Гелзисом была проведена реконструкция сооружения. Дополнительно построен концертный зал, новое фойе с прекрасными витражами мастера Цирулиса, созданными им в 1937 г для Парижской выставки. В целом же интерьер изменился с учетом требований и удобств филармонии!
Сейчас здание Большой Гильдии является домом национальному симфоническому оркестру Латвии и принадлежит рижской филармонии. Концертный зал любим не только многими поколениями рижан - все туристы, приезжающие в латвийскую столицу, с удовольствием посещают этот очень уютный и своеобразный комплекс с отличной акустикой и атмосферой средневекового флера. Здесь проводятся концерты классической симфонической музыки, джазовые выступления, музыкальные конкурсы и фестивали. В этом зале часто выступают музыканты со всего мира, организуются праздничные и благотворительные мероприятия. Великолепный вид панорамы старого города открывается с крыши здания Большой Гильдии - вот только не всем удается туда попасть!
Рига - это место, где переплетаются пласты времени! В этом городе можно перенестись в средневековье, в далекий XIX век и насладиться современностью, яркое того доказательство - здание Большой гильдии , которое дошло до нас из далекого прошлого!
Путеводитель по Риге на нашем сайте.
БОЛЬШАЯ ГИЛЬДИЯ - привилегированное сословное объединение крупных купцов и владельцев недвижимости (преим. немцев) в сер. 14-19 вв. в городах Прибалтики (Таллине, Риге, Тарту и др.).
Большой экономический словарь
Справочный коммерческий словарь
Экологический словарь
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
Орфографический словарь русского языка
Толковый словарь Даля
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ефремовой
Русский орфографический словарь
Большой словарь русских поговорок
Словарь иностранных слов русского языка
Формы слова
Словарь синонимов
Большая панда В 50-х годах нашего века, в разгар "холодной войны", один малоизвестный обитатель бамбуковых лесов Китая стал её "жертвой".Руководители Чикагского зоопарка давно мечтали приобрести редчайший экспонат - большую панду, или бамбукового медведя. Можно
Большая панда Несколько лет назад один малоизвестный обитатель бамбуковых лесов Китая стал жертвой империалистической политики США.Руководители Чикагского зоопарка давно мечтали приобрести редчайший экспонат - большую панду, или бамбукового медведя. Можно
«Большая руда» Режиссёр: Василий ОрдынскийСценарист: Георгий ВладимовОператор: Герман ЛавровКомпозитор: Микаэл ТаривердиевХудожники: Иван Пластинкин, Арнольд ВайсфельдСтрана: СССРПроизводство: «Мосфильм»Год: 1964Премьера: 14 декабря 1964 г.Актёры: Евгений Урбанский,
Большая рыба В Ленинграде мы поселились в уже освоенной мною гостинице «Европейская». Когда по приглашению «Ленфильма» я приезжал туда раньше, то иногда останавливался в «Астории», но чаще в «Европейской». Вдвоем с Воиновым мы ходили на «Ленфильм», долго уламывали
Большая рыба В Ленинграде мы поселились в уже освоенной мною гостинице «Европейская». Вдвоем ходили на «Ленфильм», долго уламывали худрука третьего объединения Владимира Венгерова и редактора Яшу Рохлина. Уломали и отметили. Я уже знал, что Воинов запойный, но не знал,
Большая сила – это большая ответственность Перед детальным рассмотрением ментальных триггеров должен предупредить, что это крайне мощная штука. Которая, к сожалению, может использоваться как во благо, так и во зло. Откровенно говоря, я прекрасно понимаю, что эти сведения
Из книги Газета Завтра 840 (52 2009) автора Завтра ГазетаВладислав Шурыгин БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ? О ПРОВОДИМОЙ СЕГОДНЯ военной реформе, которую по фамилии министра обороны, начавшего её, окрестили "сердюковской", написано уже столько, что, кажется, сказать ещё что-то новое просто нереально. Общество полярно
Владислав Шурыгин БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ...ЕСТЬ ДВА СЛОВА, которыми можно очень точно охарактеризовать атмосферу в Генштабе и штабах видов и родов войск. Это страх и холуйство. Нужно видеть, как за приехавшей проверять штаб Сухопутных войск
Гильдия вольных СОБЫТИЕ В Москве прошёл Первый московский фестиваль вольных издателей "boo. буквы, звуки, цацки". Как явствует из названия, в экспозиции были представлены не только книги, но и различные сувениры, например закладки или шуточные обложки для книг. В рамках
В средние века в столице существовали гильдии, объединявшие людей одной профессии. Большой гильдией в называли гильдию купцов. Была и Малая гильдия – гильдия ремесленников. Гильдий в Риге давно уже нет, но здания, в которых они размещались, теперь являются популярными достопримечательностями.
С 1226 г. в Риге существовало объединение горожан немецкой национальности – так называемая гильдия Святого Креста и Троицы. В 1354 г. гильдия разделилась на купеческую и ремесленническую. Объединение купцов назвали гильдией Святой Марии, объединение ремесленников – гильдией Святого Иоанна Крестителя, по именам покровителей обоих сословий. «Большой» гильдию купцов стали называть в народе потому, что купцы отстроили себе здание побольше, чем ремесленники.
Большая гильдия монополизировала торговые потоки и взяла на себя функцию посредника между иностранными торговцами. Малая гильдия также была монополистом на своем поле: ремесленник, не являвшийся членом гильдии, не мог даже получить звание цехового мастера.
В таком виде Большая и Малая гильдии просуществовали до конца 1930-х гг. В последние десятилетия своего существования они, однако, утратили прежние роль и статус, играя теперь скорее роль клубов, объединявших богатых прибалтийских немцев.
Современные здания гильдийК сожалению, первые здания гильдий – те самые, где заключали сделки, проводили собрания, устраивали празднества, – до наших дней не сохранились. Только в подвальном помещении Большой гильдии остался фрагмент средневековой каменной стены с колонной.
Современное здание Большой гильдии датируется 1854–1857 гг. постройки, Малой – 1864–1866 гг.
С окончания Второй мировой войны здание Большой гильдии находится в собственности Латвийской государственной филармонии. Здесь выступает Латвийский национальный симфонический оркестр, регулярно проходят концерты классической и современной музыки. В здании Малой гильдии расположены музей и школа ремесленников. Тут также дают концерты, организуют культурные мероприятия.
Стоит попасть на экскурсию в обе гильдии, чтобы осмотреть великолепные интерьеры помещений: витражи, мозаики, изготовленные в XVII в. люстры, винтовые лестницы.
Как добраться?Большая и Малая гильдии находятся в центре , на ул. Амату, через дорогу друг от друга.
Движение общественного транспорта на территории Старого города закрыто, поэтому из других районов доезжать придется до остановок за его пределами. Турист, только что приехавший в Ригу, доберется до гильдий без особых сложностей.
В 1354 году. Это словосочетание представляет собой традиционное наименование рижского купеческого общества; в противоположность ему существует название Малая гильдия , которое относится к официальной организации ремесленников. Не путать с одноименной организацией в средневековом Таллине.
Впервые отдельная самостоятельная купеческая гильдия упоминается в 1354 году; этот год является судьбоносным и для объединения ремесленнических цехов в одну организацию. В этом году первое объединение горожан, гильдия населения Риги, носившая особое название - Гильдия Святого Креста и Троицы - раскололась на купеческий и ремесленнический «фронты». Тогда самого термина «Большая гильдия» ещё не существовало - объединение торговцев Риги получило название Гильдии Святой Марии , по имени Богоматери, в средневековой традиции выступавшей в роли патронессы купеческого сословия. Что касается названия «Большая гильдия», которое носит разговорный, неформальный характер, то оно возникло несколько позже, предположительно, в начале XV века, поскольку в пространственном отношении здание купеческой гильдии выглядело несколько более внушительным, чем здание ремесленнической гильдии. Известно, что купцы, являвшиеся более богатыми и зажиточными, имели возможность выкупить большой участок земли недалеко от реки Риги на территории окраины города-крепости в непосредственной близости от оборонительной стены, и застроить его полностью, в то время как ремесленники, являвшиеся более бедными, хоть и выкупили аналогичный по размерам участок, однако же полностью застроить приобретённый надел им не удалось. Различия в размерах и, соответственно, в статусах, породило эти разговорные названия.
Функция здания гильдии - проведение купеческих собраний, заключение сделок, организация встреч с купцами из других партнёрских городов, а также регулярных празднеств, банкетов и других важных мероприятий в рамках купеческого сословия. Членами Большой гильдии могли являться только представители немецкой национальности, которые монополизировали торговые потоки и присвоили себе право на осуществление прямых посреднических функций в рижской торговле с иностранными негоциантами. Таким образом, зарубежные купцы не имели возможности реализовать свой товар напрямую другому зарубежному купцу на территории города, но были вынуждены обращаться за специфической «помощью» к местным агентам-коммерсантам. К тому же местные купцы (проживавшие в Ливонской «четверти» в рамках единого Ганзейского союза) имели множество других побочных привилегий, которые тем не менее регулярно приносили ощутимые дивиденды. К ним относились штапельное право , право на монопольное использование русского языка в процессе торговых сношений с восточным соседом и многие другие преимущества в сравнении, например, с городами Северной Германии , которые также входили в состав Ганзы на правах торговых «отцов».
Часто представители более зажиточной купеческой гильдии предпочитали объединение со своими младшими партнёрами из Малой гильдии в борьбе с представителями городского патрициата , которые контролировали рычаги политического и финансового влияния, являясь членами Рижского рата . Особо актуальным вопрос о совместном отстаивании своих политических интересов стал после заключения дискриминационного Северинского соглашения , которое поставило точку в затяжном противостоянии с городской верхушкой в процессе сложной междоусобицы, получившей название Календарных беспорядков (80-е годы XVI века). Тем не менее во второй половине XVII века была достигнута договорённость с ратом, согласно которой политический и экономический вес гильдий несколько возрастал, и мимо них не проходила ни одна возможность принятия решений, касавшихся сферы их деятельности. В первую очередь Большая гильдия занималась защитой интересов лиц немецкого происхождения, игнорируя потребности представителей других национальных общин.
Уже в первой половине XIX века управление внешней торговлей перешло в ведение членов недавно созданного Рижского Биржевого комитета . Уже после принятия реформационного имперского Городового положения 1870 года политическое значение гильдии существенно сузилось (особенно после внедрения главных принципов положения в Прибалтийских губерниях в году).
Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.
Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.
Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.
К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе.
Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.
Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.