Что говорит библия о профессиях. Профессии, одобренные в библии. В чём заключается господство Иисуса в твоей жизни

Первые шпионы

Первая профессия, упоминаемая в Библии, - профессия Авеля, сына Адама и Евы, о котором сказано, что «был Авель пастырь овец», то есть пастух (Быт. 4, 2). Сразу затем, в той же фразе, упоминается и первый земледелец - им был брат Авеля Каин. За ними, незадолго до конца той же главы, появляются еще трое «первых» - скотовод Иавал, который назван «отцом живущих в шатрах со стадами», музыкант Иувал - «отец всех играющих на гуслях и свирели» и кузнец Тувалкаин, которого Библия именует «ковачом всех орудий из меди и железа». Иувал и Тувалкаин представляют для нас особый интерес - это первые люди, наделенные профессиональными знаниями, творческими способностями и созидательным талантом, которых не было у их предшественников. Они первыми вырвались из описанного в первой главе Библии скучного круга человеческого существования, сводившегося к власти над животными и растениями и к аппетитному их пожиранию.

Тувалкаин был отцом человеческой технологии, а Иувал - первым артистом (я лично рад, что речь идет именно о музыке), и оба они подарили нам фантазию, творчество, взволнованность, взлет над тем примитивным существованием, которое Бог назначил людям при их сотворении.

Далее, уже после потопа, упоминается первый охотник - царь Нимрод и первые строители - люди, возводившие Вавилонскую башню. Затем, в связи с приходом Авраама в Египет, упоминается еще один вид профессионалов, без которых никак нельзя обойтись: «вельможи фараоновы», то бишь министры, и только после всех вышеперечисленных появляется, наконец, и та профессия, которая почему-то считается древнейшей, - проституция. Само слово «проститутка», или «блудница», появляется первый раз в связи с Диной, дочерью Иакова, а потом в связи с Фамарью, женой Ира, и, дабы снять этот навет с их доброго имени, подчеркну, что обе они проститутками на самом деле не были. Братья Дины, объясняя свою страшную месть за ее изнасилование, всего лишь сравнили ее с блудницей, сказав: «А разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!» - а овдовевшая Фамарь лишь нарядилась блудницей, да и то потому, что хотела забеременеть от своего тестя Иуды, чтобы продолжить его род (Быт. 38).

В истории продажи Иосифа в рабство впервые появляются купцы, а потом, уже в рассказе о жизни Иосифа в Египте, упоминаются различные чиновники, жрецы и советники. Сам Иосиф получает звание «второго после фараона», то есть «вице-фараона», и он же впервые упоминает ту профессию, о которой я хочу поговорить подробнее, - профессию «соглядатая», то есть лазутчика, разведчика или шпиона.

«Вы соглядатаи, - обвиняет Иосиф своих братьев, когда те приходят в Египет в голодные времена, - вы пришли высмотреть наготу земли сей!» (Быт. 42, 9).

Мы понимаем отсюда, что шпионаж - это тоже древняя профессия, если уж она была так хорошо известна, а значит, и распространена на Ближнем Востоке даже в те времена, и что лазутчики и шпионы уже тогда занимались тем же, чем они занимаются сегодня: тайным собиранием информации. Библейский язык Иосифа использует для описания их деятельности красивый эротический образ - лазутчики приходят «высмотреть наготу земли», то есть раскрыть нечто запретное для обозрения. Подсматривание и обнажение наготы обычно связаны в Библии с сексуальным контактом, который, как нам уже известно, именуется также «познанием». Выходит, и у шпионажа есть прямая связь с познанием (то есть опять-таки с информацией), и это подтверждается словами Иоава, сына Саруи, который обвинил Саулова военачальника Авенира, сына Нирова, в шпионских намерениях, уверяя Давида, что визит Авенира в Хеврон имел целью «узнать выход твой и вход твой» (2 Цар. 3, 25). В наше время это узнавание, или познание, уже спряталось внутрь сухого слова «разведка», но приятно вспомнить его первые шаги.

Шпионаж, разведка (а также контрразведка) упоминаются в Библии и во многих других местах. Так, в те дни, когда колено Дана искало себе удела, «послали сыны Дановы […] пять человек, мужей сильных […] чтоб осмотреть землю и узнать ее» (Суд. 18, 2). Много позже аммонитяне заподозрили дипломатическую делегацию Давида, что она прибыла к ним исключительно затем, «чтобы осмотреть город, и высмотреть в нем, и после разрушить его» (2 Цар. 10, 3). Да и сам Давид занимался шпионажем и разведкой, когда следил за передвижениями Саула, который преследовал его в пустыне. А позже, убегая от взбунтовавшегося Авессалома, он сам оставил в Иерусалиме тайного агента. В памяти читателей наверняка сохранились и те два шпиона, которых Иисус Навин послал в Иерихон и которые спрятались в доме блудницы Раав, но о них я расскажу чуть позже.

Однако самые-самые знаменитые из всех библейских шпионов - это, несомненно, те двенадцать лазутчиков, которых Моисей послал со стоянки в пустыне Фаран (нынешний Южный Негев, в северной части Синайского полуострова), чтобы «высмотреть» землю Ханаанскую. Причем их поход - не только самая знаменитая и подробно описанная, но и самая первая в истории провальная шпионская операция. Рассказ о ней стоит перечесть внимательно - он проливает свет на некоторые профессиональные стороны шпионского ремесла, а заодно - и на запутанные отношения между политиками и профессионалами во все времена и в любых местах

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава V. Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-Отце и об истинной религии. Первые ученики Иосиф умер раньше, чем его сын начал играть какую-либо роль в общественной жизни. Таким образом, Мария стала главой семьи, и этим объясняется, почему Иисуса чаще всего называли

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Ближний Восток [История десяти тысячелетий] автора Азимов Айзек

Из книги Христиана и ее дети автора Буньян Джон

Первые поиски Джон Буньян родился в 1628 г. в Эльстоу, в Бедфорде, небольшом селе в самом центре Англии. Не только о предках, но и о его родителях мало что известно. Они были бедны, и отец, он был котельщиком, был единственным кормильцем семьи.Однако старший Буньян решил дать

Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич

ПЕРВЫЕ ЦАРИ Одним из самых выдающихся судей в Израиле был последний судья - пророк Самуил.Он приступил к исполнению своих обязанностей после мрачных события, происшедших в истории еврейского народа. Бесстыдные дела совершались даже возле святого места, скинии собрания,

Из книги Сравнительное Богословие. Книга 4 автора СССР Внутренний Предиктор

Первые халифы Смерть пророка создала в среде мусульман настроение неуверенности и они в некотором роде потеряли религиозную и организационную ориентацию. Пророк учил, что Бога достаточно как наставника на Истину. Но и сам пророк своим авторитетом и организационными

Из книги Александр Мень. О себе… автора Мень Александр

Первые воспоминания Есть такие дворы - серые колодцы (в Москве их, правда, мало). Окна дома, где мы тогда жили, выходили в такой колодец. Я в него смотрел, и было совершенно жуткое чувство: как будто я смотрю в ничто, в бездну. И из нее поднимались гигантские черные птицы.

Из книги Настигнут Радостью автора Льюис Клайв Стейплз

1. ПЕРВЫЕ ГОДЫ. Я счастлив, но не очень защищен. Мильтон Я родился зимой 1898 в Белфасте, отец мой был юристом, мать - дочерью священника. У моих родителей, было только двое детей (оба - мальчики), причем я почти на три года младше брата. В нас соединились два очень разных

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-отце и истинной религии. Первые

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первые политики Существуют свидетельства тому, что в шаманизме скрыты истоки официальной политики. Буряты Азии объясняли этнографам, что их первыми политическими лидерами были шаманы. В языке инуитов слова «шаман» и «лидер» почти идентичны: ангакок и ангайкок.

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ От магов к обожествленным царям. Египет в IV-III тысячелетиях до Р.Х.Магические представления обладают колоссальной силой. И если учесть ту власть, какую имел магизм над душами людей, то поразительная устойчивость первобытного мира становится не такой

Из книги Карманные записки молодого священника автора Скрынников Антоний

Первые службы и первые искушения Первые службы – это всегда страшно. Ты стоишь у престола, смотришь в служебник и пытаешься разобраться, что же там написано. Ты не знаешь никаких возгласов, читаешь молитвы с ошибками, заходишь не в те двери, кадишь потухшим углем…Я был

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Первые дни Первые дни ты ходишь в абсолютном тумане. Кажется, что тебе снится затянувшийся кошмарный сон. По всем правилам жанра – липкий, жуткий, совершенно реальный, когда кажется, что просыпаться некуда, что все это наяву. Но ведь надо просто сделать усилие, проснуться

Светские ощеобразовательные школы внедряют в учебные программы различные подходы к профориентации. Службы занятости населения предлагают профконсультации. Создаются частные фирмы карьерного консультирования. Широка практика профессиональной подготовки или переподготовки. Например, среди светских всевозможных организаций и учреждений очевидна определенная активность в работе с кадрами. Особенно это заметно в тех организациях, предприятиях или коллективах, где специально назначенный и подготовленный специалист (или группа) по работе с персоналом проводит внимательный мониторинг перечня и уровня ключевых характеристик и компетенций сотрудников. Исходя из всесторонних наблюдений, такие специалисты составляют план усовершенствования или развития сотрудников, смысл которого - не только получение дополнительных знаний, умений и навыков по профилю деятельности, но и приобретение/совершенствование личностных качеств, изменение поведенческих факторов, влияющих на рост и процветание фирмы или учреждения. Предлагаются программы переквалификации. Часто, развитие/совершенствование сотрудников - прагматическая цель, направленная на увеличение прибыли фирмы или на поднятие имиджа организации, а иногда - благородное служение людям (вклад в человека).

В Библии, в учении Христа, в проповедях апостолов и в истории христианства есть знание, мудрость, ободрение и предостережения касательно карьеры и профессиональной деятельности человека. Среди евангельского христианства, христианское профессиональное консультирование, однако, - редкое явление. Не буду перечислять причины. Их много и они, наверно, исторически обусловлены. Например, в атеистическом прошлом бывших стран СССР, профориентация евангельского христианина (в семье и в церкви) зависела по большей мере от того, что ему было позволено властью и коммунистической партией. Для евангельских христиан выбор профессий был весьма ограниченным. В прошлом, ВУЗы всячески старались не допустить евангельскую молодежь в аудитории, а, следовательно, рад профессий оказались просто недоступными. С той поры, слава Богу, многое изменилось. В евангельском сообществе, поэтому появилась необходимость, а главное - появилась сама возможность активно вести христианскую работу и консультации по вопросам профессиональной деятельности и карьеры христианина.
Специфика христианского карьерного консультирования или христианское консультирование по вопросам карьерного развития заключается не только в анализе вида трудовой деятельности (напр. мировоззренческая приемлемость той или иной специальности для христианина), но и в умелом профессиональном карьерном сопровождении, в котором есть место духовному и профессиональному просвещению, воспитанию и обучению. Для христианского карьерного сопровождения и профориентации, главное - подсказать верующему человеку, что он/она - соработники Божьи, их личная и профессиональная жизнь доверены ему/ей самим Богом. Задача христианина в том, чтобы на том или ином месте работы, в том или ином христианском служении творил только достойное Самого Бога: т.е. являл лучшее (т.е. быть в высшей мере профессионалом своего дела), в жертвенной любви служил Богу и людям (т.е. превратил свою жизнь в незримое самоотречение, послушание, исполнение свого труда со всем напряжением, самодисциплиной, самообладанием, видел и в ней и в себе самом лишь орудие Промысла для служения Богу и людям!). Христианское карьерное сопровождение направлено на помощь в осмыслении человеком своего призвания, потому что человек, созданный Богом, предназначен для определенного труда. Деятельность христианина должна отражать характер личности и учение Богочеловека - Иисуса Христа (См. Лук 4:18 -19; Мк 2:38, Ин 17:4). Стоит подчеркнуть, что все христиане призваны к духовному труду. Только место служения у них различаются. Неправильно понимать служение Богу в пределах сугубо церковной деятельности. Служение Богу шире - в семье, в бизнесе, в повседневных занятиях.

Профессиональная жизнь христианина, его профессия и карьера, могут быть призванием от Бога. Та или иная деятельность может являться замыслом (промыслом) Бога и может включать в себя множество целей разного масштаба. Для христианского карьерного сопровождения, главное - подсказать верующему человеку, в чем заключается его призвание от Бога; какие Божественные заповеди регламентируют карьерное развитие. Это важно, потому что жизнь христианина в призвании (т.е. деятельность человека в соответствии Божественным промыслом) позволяет удовлетворить глубинные ценности полезности Богу и людям в соответствии с теми дарами и талантами, которыми наделил его Бог. Библия учит не только о спасении от грехов через веру во Христа Иисуса, но и открывает евангелие Божественного устройства для жизни и деятельности человека в семейной, церковной, экономической, общественной и социальной сфере. Христианство не может только предлагать проповедь о спасении человека от греха (душе нужен Бог), но должно проповедовать всестороннюю помощь Бога для человека (человеку нужен Бог), включая трудовую деятельность, профессиональную жизнь и карьерный рост.

Если говорить о конкретности профориентации в христианской среде, то, мне думается, что уже в программе церковной воскресной школы (для детей и подростков) должно быть место для эффективного развития даровитых детей, для выявления скрытых талантов у детей, для обсуждения вопросов о том, каким образом ребенок может использовать свои таланты в зрелом возрасте. Конечно, первоочередная задача воскресной школы приближать ребенка с Богом, знакомить с учением Библии, с христианской историей и с христианскими ценностями. Сближение с Богом, однако, должно перейти в плоскость понимания ребенком самого себя, пониманием жизни семьи и общества, с разумением того, какими способностями он обладает (физическими, интеллектуальными, техническими или другими ценными способностями). Часто у взрослых людей, озаботившихся духовным воспитанием детей, даровитость ума и способность знать (повторять) библейское истории ценится, как правило, выше способности ребенка сопоставить свои собственные наклонности и таланты с пониманием того, для какой деятельности он предназначен Богом, к какой профессии он в дальнейшем будет готовиться. Это выдвигает весьма серьезные требования и к взрослым учителям воскресной школы. Воспитывающий ребенка сам должен понимать и ценить свое призвание, свое место в жизни, понимать широту и масштабы полезности христианина в жизни церкви и общества. Каждый преподаватель-воспитатель воскресной школы постоянно должен ставить себе вопрос: как он готовит детей, подростков к служению Богу в семье, в церкви и в обществе? Какие знания, навыки, компетенции, и личные качества необходимы воспитанникам для дальнейшей конструктивно-полезной жизни и деятельности. Преподаватели воскресной школы должны разрабатывать методически выверенные библейские уроки, направлять эти уроки на духовное возрастание воспитанников. Однако уроки воскресной школы обязаны создать и дополнительные условия для правильного, осознанного выбора дальнейшего пути образования и профессионального формирования после окончания основной школы. Родители и преподаватели воскресной школы должны знакомить детей с различными профессиями, критически и разносторонне оценивать эти профессии, создавать условия для встреч детей с христианами разных профессий, и т. д. Главное, - уже с раннего возраста помочь ребенку осознать наличие конкретности Божественной воли и Божественного плана для жизни и деятельности каждого человека. Постепенно, ребенок сможет определиться с профессией или служением. Главное - привить ребенку желание узнать настоящий Божественный замысел для его жизни и воспитать в нем смелость пойти по заданному Богом жизненному пути (с Божьей помощью).

Далее, мне представляется, что в любой христианской общине (или организации) полезен и необходим профессиональный подход в организации индивидуальной помощи или дополнительной переподготовки христианских работников (служителей), которые переходят на другой вид или уровень деятельности (напр.: переключаются с диаконского служения на пресвитерское, переходят с преподавательской работы на работу заведующего учебным отделом, продвигаются с рядового места на должность руководителя, и др.). В таких обстоятельствах желательна продуманная переподготовка или методически выверенная помощь человеку. Успех на новом месте не гарантирован! Он не зависит от предыдущих достижений. Если человек проявил себя с высокой степенью полезности в одном качестве (на прежнем месте), не значит, что он легко справится с новой работой, с новым для него служением (на новом месте). Не секрет, что смена деятельности, как и смена места жительства (да и любые разноплановые социально-психологичекие изменения, связанные с переходом с одного места/вида служения на другое) обуславливают привыкание, в котором могут нередко возникать стрессовые ситуации, оказывающие крайне отрицательное влияние на человека (на его семью, на его окружение, др.). Ответом на стрессовые события чаще всего становится бурная отрицательная реакция, протест или быстрое разочарование, сожаление. Из-за того, что человек оказался в новой для себя ситуации, не имеет какой-либо духовной (или дополнительной материальной) поддержки, он может проявить эмоциональную неуравновешенность, у него может нарушиться концентрация внимания, и т.д. Нередко в результате первого отрицательного опыта на новом месте (на новой работе, на новом служении) возникают срывы и духовный разлад, приводящие к угнетающему состоянию. Для того чтобы избежать ситуации, в которой человек, сменивший свою деятельность (в той или иной степени), не разочаровался, не стал в тупик самоопределения, думаю, необходимо ряд шагов. Например, любая смена деятельности (связанная с переходом на новую работу, продвижением, др.) должна быть обдуманной, осмысленной и спланированной. Христианину необходима, в таких обстоятельствах, помощь духовная, мудрость свыше, Божественное водительство и совет опытных. Прежде чем перейти на другую работу, сменить вид или масштаб деятельности христианину стоит молитвенно подумать над несколькими вопросами. Например: Может ли Бог использовать его/её в Своих целях на новом месте, в новом качестве, в другой деятельности? Готов ли он/она к переменам? Что известно о новом деле, о новом коллективе (организации, общине)? Наличествуют ли необходимые качества, знания и навыки? Предоставляется ли помощь в переходный период? Какие есть возможности для усовершенствования, для подготовки к новой роли и/или работе. Может оказаться, что человек готов и смена деятельности или продвижение своевременны, а может - имеет смысл еще что-то наверстать, что-то понять и поработать на прежнем месте, в прежнем качестве. Конечно, бесценным в любой ситуации, как и в жизни, является опыт принятия решения совместно с Богом! Что важно, - не стоит игнорировать важность подготовки или переподготовки (в той или иной форме). Внедрение в практику программ переподготовки, систематических встреч-бесед с наставником (консультантом) могут быть весьма полезными в деле развития служителей и сотрудников. Это позволит христианским общинам или организациям в короткий срок вооружить сотрудника знаниями и навыками, необходимыми для новой работы и нового служения. Дополнительные подготовительные курсы (или курсы переподготовки) могут увеличить эффективности служения (через расширение арсенала знаний и навыков), снизить стресс адаптации к новой работе и к новой роли. Более того, при переходе на новую работу/ на другое служение весьма необходимым является духовная и профессиональная помощь со стороны опытных христиан-профессионалов, со стороны пастырей-слуг, которые искренне радеют за развитие других людей.

Среди главных христианских ценностей - духовная зрелость человека, опыт его личного богоискания (поиск Божественной воли в выборе деятельности и места работы, др.), служение опытных христиан (во всех отношениях) начинающим, др. В этом секрет христианского профессионализма. Христианское карьерное консультирование весьма необходимо. Буду весьма рад формированию и развитию такой деятельности. Желательно организовывать профориентационные беседы или семинары студентам христианских и светских вузов (для формирования требуемого образа выпускника, для формирования критерий выбора места работы, формирования богоугодных мотиваций при трудоустройстве по специальности). Духовные истины полезны для тех, кто начинает карьеру или уже находится на определенной ступени «лестницы служебного продвижения». Даже выходящим на пенсию нужна духовная помощь и совет (чтобы более разумно определиться с распределением времени и с возможностями богоугодной деятельности на так называемом заслуженном отдыхе).

Профессия

«Ибо даже когда мы были у вас, мы дали вам это повеление, что если кто-то не хочет работать, пусть и не ест. Ибо мы слышим, что некоторые ходят среди вас бесчинно, никакой работы не делают, а напротив, вмешиваются в чужие дела. А таким мы повелеваем и увещеваем их в Господе Иисусе Христе, чтобы работали в тишине и ели свой собственный хлеб» (2 Фес. 3:10-12).

Профессии, одобренные в Библии

Профессия христианина является вопросом первостепенной важности в его жизни. Если он выберет неверную профессию (род занятий), то на пути его дальнейшего роста в Господе будет воздвигнуто препятствие. Таким образом, христианин должен внимательно и осторожно подходить к выбору своего рода занятий.

Во время творения Бог не только создал человека, но также позаботился о том, чтобы у человека было занятие. Он поставил Адама и Еву для того, чтобы они ухаживали за садом Эдема и хранили его. Таким образом, их работой до падения была работа садовника.

После падения они должны были трудиться в поте лица для того, чтобы иметь хлеб, потому что земля из-за них была проклята. Это указывает на то, что после падения человеку было назначено быть фермером. Бог знает лучше, чем кто бы то ни было, что наилучшим занятием для падшего человечества является фермерство.

Начиная с четвертой главы книги Бытие мы находим, что Каин обрабатывал землю, в то время как Авель, его брат, пас овец. Таким образом, к списку занятий, помимо фермерства, добавляется пастушество, и оно тоже является приемлемым для Бога.

По мере того, как начало умножаться население земли, восстали всевозможные виды ремесленников: кузнецы, медники, изготовители музыкальных инструментов и производители всяческих орудий труда. А ко времени построения Вавилонской башни уже были и каменщики и плотники. Хотя Вавилонскую башню не следовало строить, тем не менее, во время того периода истории люди научились строительству.

Начиная с двенадцатой главы книги Бытие мы узнаем, что Бог избрал Авраама. А Авраам был пастухом: у него было много скота и овец. Его внук Иаков в выборе своего занятия последовал своему деду – он тоже пас скот.

Позже мы находим, что народ Израиля в Египте изготовлял кирпичи для фараона. Люди были каменщиками. Но когда они вышли из Египта, Бог дал им два благословения: одно состояло в ухаживании за стадами скота, а другое – в возделывании земли Ханаана, которая текла молоком и медом. То, что для несения одной грозди винограда потребовалось двое людей, ясно указывает на работу земледелия. Бог предупреждал людей, что если они будут бунтовать против Него и поклоняться идолам, Он сделает так, что небеса будут подобны меди, а почва – железу, и земля, таким образом, не даст урожая; это является дальнейшим свидетельством того, что основными видами труда для народа в обещанной земле Ханаана были фермерство и скотоводство. Выше указаны различные одобренные Богом профессии, как они видны из Ветхого Завета.

А как обстоит дело с основными видами деятельности, упомянутыми в Новом Завете? Из притч, произнесенных Господом Иисусом, мы видим, что фермерство и скотоводство опять являются основными из них – Матфея 13, притча о сеятеле; Матфея 20, притча о винограднике; Луки 17, слуга, который служит своему господину у стола после того как он пахал или ухаживал за овцами; и Иоанна 10 - Господь как добрый пастух, который отдает Свою жизнь за овец.

Когда Господь призвал двенадцать Своих апостолов, большинство из них были рыбаками. Если же кто-то из них был сборщиком налогов, Господь требовал, чтобы такой человек оставил свою должность. Рыбакам же среди них, однако, Он сказал следующее: «Я сделаю вас ловцами людей» (Матф. 4:19б). Следовательно, рыболовство также является родом занятий, одобренным Богом.

Лука был врачом (Кол. 4:14а), а Павел делал палатки (Деян. 18:3). Производство палаток отличается от рыболовства тем, что является производительной работой. В то время как фермерство является непосредственным видом труда, работа прядения, ткачества, раскроя или шитья палаток включает в себя дополнительный шаг в трудовом процессе и, следовательно, принадлежит к производительным видам труда.

Благая весть Иисуса Христа способна преобразовывать личность человека. Евангелие Царства Божьего имеет потенциал для изменения целых сообществ и социальных институтов. Послание к Колоссянам утверждает, что Господство Христа во всех сферах человеческой жизни, это Господство Создателя и Вседержителя: “…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

Послание Иисуса Христа названо “Евангелием”, Благой вестью, потому что оно несёт благо, созидает, восстанавливает, примиряет. Благо для человека примириться с Богом, восстановить правильные отношения с другими людьми, направить все процессы своей жизни на созидание, а не на разрушение. – это искупительный, преобразующий труд Бога, направленный на всё Его творение. Всё, что было искажено грехом, должно быть восстановлено и служить для славы Божьей.

В чём заключается господство Иисуса в твоей жизни?

Возвращаясь к словам послания к Колоссянам, очень важно выделить описание роли Христа и Его Господства: “… Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”.


Всё, что создано и что существует, действует, создано для Иисуса Христа и только благодаря Нему может продолжать существовать и действовать.

О Христе говорится как о Царе, Который искупает Своей Кровью людей, прощает грехи, примиряет их с Богом в теле Плоти Своей и представляет, благодаря Своему делу спасения, святыми, непорочными, неповинными. Это образ Христа – Спасителя. Образ, полный благодати, жертвенной любви и прощения. И уже в этом образе, тем не менее, Иисус Христос назван Царём. Над чем и над кем Он царствует? Совершенно очевидно, что над всем и над всеми. Христос рождён прежде всего творения, Им создано всё, что было создано и что существует. Даже те институции нашего мира, которые претендуют на власть и управление, тоже были созданы Христом. Более того, утверждается, что всё было создано не только Им, но и для Него. Всё, что создано и что существует, действует, создано для Иисуса Христа и только благодаря Нему может продолжать существовать и действовать. “Всё Им стоит”.

О Кресте Иисуса Христа и Его крови утверждается, что посредством них происходит . Искупление людей целиком связано с Богом и имеет только одно условие для нас: быть твёрдыми и непоколебимыми в вере и на отпадать от надежды благовествования – Евангелия Царства Божьего, охватывающего всё и всех. Крест Христа и Его Воскресение имеют абсолютное влияние на всё творение: личность человека, отношения между людьми, процессы человеческой жизнедеятельности, социальные институты, необходимые для нормальной жизни общества. Искуплению подлежат и сам человек, и все сферы человеческой жизни. Абсолютно всё. Голландскому богослову и учёному Абрахаму Кёйперу принадлежит утверждение о том, что “Нет ни одного квадратного сантиметра во всей вселенной, на которые бы Христос ни указал со словами: “Это – Моё””.

Евангелие связано не только с Церковью

Евангелие Царства Божьего связано со всеми сферами жизни человека. Эта связь представляет собой искупительное, преображающие влияние Господства Христа на всё сотворённое. Евангелие связано с внутренним миром человека. Евангелие связано со всеми внешними, социальными процессами и структурами, в которые мы включены и которые также были устроены Богом.


Искупление людей целиком связано с Богом и имеет только одно условие для нас: быть твёрдыми и непоколебимыми в вере и на отпадать от надежды благовествования – Евангелия Царства Божьего, охватывающего всё и всех.

Евангелие и культура. Евангелие и политика. Евангелие и семья. Евангелие и образование. Евангелие и профессия. Всё Им и для Него создано. Всё Им стоит. “Нет ни одного квадратного сантиметра во всей вселенной, на которые бы Христос ни указал со словами: “Это – Моё””. Именно поэтому христианскому сообществу, как сообществу людей, призванных Иисусом Христом и следующих за Ним, очень важно учиться видеть искупительное действие Христа и во всех этих сферах и учиться самим быть частью этого дела преобразования сотворённого мира. Послание к Колоссянам говорит о Евангелии, как о “благовествовании…, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”. Быть служителем Евангелия Царства Божьего, значит возвещать о Жертве и Воскресении Иисуса Христа, о Его Господстве во всех сферах человеческой жизни и следовать за Ним, как за Господом и Учителем. Что означает практически это признание Господства Христа и следование за Ним? Это означает, что нам нужно быть посланниками Евангелия Царства в культуре, политике, семье, образовании, профессии. Это означает, что нам нужно верно оценивать ситуацию: все эти сферы были созданы Богом, повреждены грехом и будут, при нашем участии, вновь преобразовываться в соответствии с изначальным замыслом Творца. Этот замысел был и для государства, и для культуры, и для семьи, и для образования и для труда. Всё это было создано Богом и для Бога. Отказался ли Он от этих частей сотворённого Им мира? Абсолютно нет. Он пришёл, что бы вернуть всюду Свой образ и Своё присутствие. Всё то, чтобы изначально.

Почему труд так важен для Бога?

Книга Бытия начинается словами: “В начале сотворил Бог…”. Очень важно, из всех сотворённых сфер и процессов нашего мира, первым упоминается труд, работа, сфера профессиональной деятельности и ответственности. Всё, что начало существовать, было “сотворено”, то есть создано, сделано. появилось в результате приложенных трудящимся Богом усилий. В своей книге “Зачем работать” Тим Келлер пишет: “Библия повествует о работе уже в тот момент, когда начинает говорить о чем-либо вообще, – вот насколько важен труд, без которого невозможно обойтись. Автор Книги Бытия говорит о работе Бога. Фактически, описывая величественный процесс создания мира, он помещает его в рамки обычной рабочей семидневной недели. А затем автор показывает нам, как люди трудятся в раю”.

Бог не только работает сам, но и посылает работников делать его дело. В Книге Бытия Бог призывает людей «наполнять землю и обладать ею». Слово «обладать» (или «покорять») указывает на то, что хотя все, созданное Богом, хорошо, во многом этот мир еще не завершен. Бог оставил в своем творении неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека. Бог помещает людей в сад, чтобы те «возделывали и хранили его». Косвенно это дает понять, что, хотя Бог трудится, заботясь о наших нуждах, мы также трудимся для него. Бог работает через нас. Слова Псалма: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» можно понимать таким образом, что Бог строит дом (осуществляя заботу о нас) руками строителей. Как утверждал : “Бог питает все живущее, подразумевая, что Бог это делает через труд крестьян и других людей”.


Бог оставил в своем творении неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека.

В двух первых главах книги Бытия труд представлен как забота о творении ради него самого и ради Бога. Но уже в четвёртой главе профессиональные технологии стали средством обретения власти. А в одиннадцатой главе мы находим знаменитую историю о строительстве вавилонской башни. В действиях потомков , которые трудятся на этом строительстве, появляется новый мотив, не свойственный первым работникам. Это новое, очевидно, является следствием выбора Адама и Евы, их решения.

Как грехопадение поменяло взгляд на труд?

Писание говорит нам о том, как из-за решения Адама и Ева, грех вошёл в жизнь людей. Мы называем это «грехопадением». Существует два аспекта в понимании того, что значат «грех» и «грехопадение». Эти аспекты дополняют друг друга. Первый аспект юридический. Грех понимается как вина человека, который совершил перед Богом преступный выбор. Второй аспект онтологический. Грех понимается как болезнь, которая поражает виновного человека. Важно понимать, что грех действует не только на личную и частную жизнь, но и на жизнь публичную и общественную, в частности поражая и сферу труда.

В истории о попытке создать башню говорится о причинах того, почему люди начали строить эту башню. Люди говорят: “Наделаем кирпичей и обожжем огнем”. Тим Келлер отмечает: “Кто-то научился обжигать кирпичи, и это был шаг вперед по сравнению с прежними методами строительства. Это означало, что теперь они могут строить гораздо более высокие здания, чем раньше. Они хотели использовать свои новые таланты и изобретения для строительства большого города. Люди с самыми креативными новыми идеями продолжают искать города, где можно было бы поэкспериментировать со своими мечтами и попытаться воплотить их на практике”. В этом нет ничего плохого. Однако там говорится и о второй, более глубокой, причине строительства: “…и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли”.


“Сделать себе имя” – это не то, ради чего трудился Бог, создавая вселенную и человека.

“Сделать себе имя” – это не то, ради чего трудился Бог, создавая вселенную и человека. Это также не то, что ради чего трудились Адам и Ева, давая имена животным и заботясь о творении, продолжая труд Божий. Деформирующее действие греха поразило и сущность самого человека и сущность тех процессов, которые были поручены ему. Процесс труда был создан Богом для радостной и ответственной заботы о сотворённом, но был значительно искажён в следствии грехопадения. Труд стал слишком тяжёлым, его результаты уже могли не принадлежать трудящемуся, работа стала восприниматься человеком как средство для того, чтобы “сделать себе имя”. Другими словами, новое, деформированное измерение для работы стало заключаться в том, чтобы благодаря её результатам культивировать свой эгоизм, получать власть над другими, поддерживать веру в то, что человек сам хозяин своей жизни. Отныне работа стала восприниматься как проклятие, как тяжёлое бремя, которое всё же необходимо для того, чтобы “сделать себе имя” и пользоваться плодами труда других людей, перестав работать самому.

Мы видим, что сфера работы, профессии была создана Богом для Его славы и была частью призвания человека. Работа была, по сути, служением человека Богу, служением, которое было угодно Богу и придавало порядок всему сотворённому. В этом отношении профессионализм, мастерство, ответственное отношение к своему делу являлись теми качествами Божьего характера, которые первыми открываются читателю Библии. Бог не просто творит. Он “весьма хорошо творит”. Результаты Его труда настолько совершенны, настолько качественны, что даже деформация грехом не может их нивелировать окончательно. Плоды Божьей работы, несущие на себе отпечаток Божьего образа и тепло Его дыхания, сопротивляются искажениям, их глубинная природа стремится к своему изначальному предназначению. В этом – величие Бога, как мастера, как профессионала. Первые работники, Адам и Ева, тоже были призваны к этому – ответственному и профессиональному отношению к своему труду – служению. Созданный по образу и подобию Бога человек был призван и сам стать профессионалом, вкладываясь в свой труд и наслаждаясь результатами своей работы. Эта синергия Мастера и подмастерий, соработничество Бога и человека в сфере труда, заботы об остальном творении – величественная часть замысла Творца. Бог являет Себя нам как высокий профессионал Своего дела и даёт нам способность также профессионально трудиться для Его славы и ради Его творения. Более того, профессиональный труд призван был приносить радость трудящемуся, ему самому и его коллегам. “Войди в радость Господина Своего”, – призывает Господь работающего человека. Изначальный замысел Бога о труде был замыслом о служении Ему, несущему радость, ответственному, профессиональному. Грех, вошедший в творение Божьей, поразил и эту часть замысла. Труд стал невыносимо тяжёл. Профессионалы стали надменны. Человек, освоивший профессию, стал мнить себя хозяином собственной жизни и стремиться к тому, чтобы облегчить свою жизни и упрочить своё положение за счёт других людей. Профессионалы “сделали себе имя” и уже не желали нуждаться в Боге. Но это вовсе не значило, что Бог отказался от профессионалов”. “Во дни Ирода, Царя Иудейского” родился Тот, Кто вернул человека и его работу Творцу. Бог вошёл в лодку профессиональных рыбаков.

Секрет успешной рыбалки – довериться Мастеру

“Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним”.

Эта история способна вызвать ряд вопросов у читателя: Что могли знать Пётр и другие рыбаки о Христе до того, как Он подошёл к ним? Если Христос “наставник”, а Пётр профессиональный рыбак, то как Пётр мог воспринимать слова Христа отплыть на глубину и закинуть сети? Легко ли Петру было согласиться с указанием Христа о новой попытке лова? Что мешало ему сделать это легко и без рассуждений?. Как пояснить реакцию Петра на обильный улов? Как Пётр обращается ко Христу после улова?


Мастерство Иисуса Христа шокирует Петра тем, что Христос способен достичь результата там, где сам Пётр и другие рыбаки-профессионалы уже смирились с поражением

Совершенно очевидно, что перед нами – одна из очень важных встреч Христа с окружающими людьми, когда они перестают быть просто теснящей толпой, но становятся чётко видны их личные особенности, нужды, интересы, страхи и надежды. Встреча Иисуса Христа с рыбаками, это встреча Мастера и профессионалов. С большой неохотой соглашается утомлённый бесплодным трудом Пётр послушаться странствующего проповедника. Пётр – профессионал в своём деле. Иисус, возможно, профессионал в своём, но как учитель может советовать рыбаку? Однако неожиданно большой улов напоминает рыбакам о Том, Кто создал воду и рыб, Кто повелевает ими. Пётр вдруг понимает, что в его лодке оказался кто-то значительно больший, нежели просто странствующий учитель. Тот, кто оказался в лодке Петра знает о рыбной ловле гораздо больше, чем знали сами рыбаки. Более того, мастерство Иисуса Христа шокирует Петра тем, что Христос способен достичь результата там, где сам Пётр и другие рыбаки-профессионалы уже смирились с поражением. Это Мастер, который лично творил и воды, и рыб, и лодки, и сети. Творец, который показывает власть над Своим творением. Господь. “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный”, – естественная реакция еврейского мужчины, вдруг осознавшего себя в одной лодке со Святым и Великим”. Пётр становится учеником Христа и оставляет свои сети. Это не должно вводить нас в заблуждение о том, что все ученики Христа призваны бросить своё ремесло, оставить свою работу. На самом деле, эта история о том, что Бог напоминает нам о Своём качестве трудящегося Бога, показывает нам результат послушания профессионала Творцу, фиксирует, что именно из мастеров своего дела Господь призывает Своих служителей.

Труд – часть замысла Бога о человеке

Евангелие Царство Божьего и работа связаны через Образ Бога и благодаря Его замыслу. Во Христе труд человека вновь обретает своё утраченное измерение – быть служением Богу, реализацией призвания человека, средством для заботы о материальных нуждах и наслаждением плодами работы. Учитель Израиля входит в лодку рыбака. Евангелие звучит в этой лодке и к этим людям. Те, кто способен преодолеть эгоизм профессионала и послушаться Христа, становятся более успешными профессионалами. Более того – они становятся учениками Христа, не переставая быть профессионалами. После воскресения Христа Пётр идёт ловить рыбу – он не забыл своего ремесла, руки помнят свою работу. Но вновь Спаситель даёт урок профессионалу – работа проделана Петром, но на берегу его уже ждёт жареная на углях рыба. “Без Меня не можете делать ничего”, – говорит Христос, но Он не требует прекратить дело. Он напоминает всем профессионалам, что работа – часть Божьего замысла, что успех в профессии является реализацией призвания человека; призвания, к которому человека готовит Бог и для которого Он даёт всё необходимое. Делайте со Мной.


Человек – не хозяин этих талантов, но менеджер, тот, кто должен распорядиться полученным мудро и эффективно.

Таланты, которые господин даёт своему рабу в притче о талантах, должны быть применены. Что действительно важно: человек не хозяин этих талантов, но менеджер, тот, кто должен распорядиться полученным мудро и эффективно. Это значит, что каждый трудящийся человек служит своему Богу , которые были созданы Творцом и доверены Им человеку. В «Большом катехизисе» Лютера, когда речь идет о прошении «насущного хлеба» в Молитве Господней, Лютер пишет: «Когда ты молишься о «насущном хлебе», ты молишься и обо всем том, что позволяет тебе получить и вкушать твой хлеб насущный. Бог мог бы с легкостью дать тебе зерно и плоды, не предлагая тебе пахать и насаждать, но он не желает этого делать».

Работа – часть замысла Бога о человеке, часть Благой Вести, Евангелия Царства Божьего. Работать для последователей Христа означает служить Христу на своём рабочем месте, быть миссионером, посланником Евангелия Царства в своей профессии. мы читаем: “…И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу”.

Рабочее место может стать служением

Евангелие Иисуса Христа способно трансформировать как отношение учеников Христа к своему труду, так и изменить жизни тех людей, с кем и для кого работают христиане. В первую очередь это свидетельство через присутствие Христа в нас. Мы – представители Царства Божьего на земле, являем Христа через Его присутствие в нас: “Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое” (2 Кор. 5:17). Также это свидетельство через то, что мы делаем. О нашей вере и о Царствии Божьем в нас будет говорить не только то, насколько качественно мы выполняем свою работу, но и то, с каким отношением мы её делаем. Послание Павла к Титу 2: 9-10 говорит об отношении к работе, как о свидетельстве о Том, в кого мы верим и за Кем мы следуем. Евангелие может быть явлено и тогда, когда помогаем людям посмотреть на конкретные ситуации с библейской точки зрения. Люди, с которыми нам нужно работать, сталкиваются с самыми разными проблемами. От нас зависит, сумеем ли мы применить библейскую мудрость к тем вопросам, которые есть у окружающих нас людей, чтобы помочь им и указать на Бога, дающего “просто и без упрёков”. В рабочих процессах нам неоднократно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые будут касаться честности, твёрдость убеждений, верность слову, половая или иная дискриминация…. Одна из задач христианина на рабочем месте – исправлять то, что иногда называют “грехом системы”. Для этого, скорее всего, нужно будет будет проявить принципиальность, мудрость и смелость – но именно это часто делал Христос и в этом люди смогут увидеть Его в нас. Свидетельство о Евангелии Царства происходит и через применение библейских истин о Божьем характере к своей работе. Что делать, если наша работа не предполагает прямого взаимодействия с другими людьми? Помнить, что являть Христа можно не только словами. Нам важно думать о том, как та работа, которую мы выполняем, связана с образом Божьим, с Его характером. Ведь мы верим в творящего, работающего Бога. Поэтому и наша работа может отражать Его – не для взглядов какого бы то ни было, а для Его Славы. Так, одиноко метущий улицу дворник, может работать во славу Того, Кто явлен в Писании как “Бог порядка и устройства” – именно это, порядок и устройство делает дворник, которого никто не видит….


Профессиональная сфера – часть Божьего творения и Его Господства, работа способна стать служением Богу, работающий человек служит Господу на своём рабочем месте.

Наконец, важно понимать, что мы свидетельствуем, делясь Благой вестью в силе Святого Духа и предоставляя Богу завершить начатое. Если основа свидетельства о Христе – это отношения, то работа вместе с другими людьми даёт прекрасные возможности для благовестия через построение отношений. Мы не должны рассматривать своих коллег, как “объект для евангелизации”, вместо этого мы можем строить такие отношения, которые естественно и свободно подведут нас к ситуациям, когда мы сможем говорить людям о нашей вере, о Христе и Его Евангелии. При этом мы должны понимать, что Бог может позволить нам продолжить начатое другими христианами, может позволить начать процесс, а может и дать возможность для того, чтобы помочь человеку принять решение следовать за Христом.

В этом и заключается сила преображающего влияния Евангелия на труд человека: профессиональная сфера – часть Божьего творения и Его Господства, работа способна стать служением Богу, работающий человек служит Господу на своём рабочем месте. Для учеников Иисуса Христа труд преобразовывается в процесс служения Господу, в котором они влияют на профессиональную среду, получают удовольствие и жизнеобеспечение от результатов своей работы, свидетельствуют о Христе. Связь Евангелия и работы, миссии и профессии, это в самом предельном раскрытии отношение Иисуса Христа ко всем сферам человеческой жизни, особенно к профессиональной. Он создал профессиональный мир для Себя, Он посылает нас туда, Он преображает поражённые грехом трудовые процессы, Он прославляется в нашей работе – служении на рабочем месте.

“…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

Со стр. 158-160
Первая профессия, упоминаемая в Библии, - профессия Авеля, сына Адама и Евы, о котором сказано, что «был Авель пастырь овец», то есть пастух (Быт. 4,2). Сразу затем, в той же фразе, упоминается и первый земледелец - им был брат Авеля Каин. За ними, незадолго до конца той же главы, появлятся ещё трое «первых» - скотовод Иавал, который назван «отцом живущих в шатрах со стадами», музыкант Иувал - «отец всех играющих на гуслях и свирели» и кузнец Тувалкаин, которого Библия именует «ковачом всех орудий из меди и железа». Иувал и Тувалкаин представляют для нас особый интерес - это первые люди, наделённые профессиональными знаниями, творческими способностями и созидательным талантом, которых не было у их предшественников. Они первыми вырвались из описаннного в первой главе Библии скучного круга человеческого существования, сводившегося к власти над животными и растениями и аппетитному их пожиранию.
Тувалкаин был отцом человеческой технологии, а Иувал - первым артистом (я лично рад, что речь идёт именно о музыке), и оба они подарили нам фантазию, творчество, взволнованность, взлёт над тем примитивным существованием, которое Бог назначил людям при их сотворении.
Далее, уже после потопа, упоминается первый охотник - царь Нимрод и первые строители - люди, возводившие Вавилонскую башню. Затем, в связи с приходом Авраама в Египет, упоминается ещё один вид профессионалов, без которых никак нельзя обойтись: «вельможи фараоновы», то бишь министры, и только после всех вышеперечисленных появляется, наконец, и та профессия, которая почему-то считается древнейшей, - проституция, и называется «блудница».
В истории продажи Иосифа в рабство впервые появляются купцы, а потом, уже в рассказе о жизни Иосифа в Египте, упоминаются различные чиновники, жрецы и советники. Сам Иосиф получает звание «второго после фараона», то есть «вице-фараона», и он же впервые упоминает профессию «соглядатая». Мы понимаем отсюда, что шпионаж - это тоже древняя профессия, если уж она была так хорошо известна, а значит, и распространена на Ближнем Востоке даже в те времена, и что лазутчики и шпионы уже тогда занимались тем же, чем они занимаются сегодня: тайным собиранием информации. Библейский язык Иосифа использует для описания их деятельности красивый эротический образ - лазутчики приходят «высмотреть наготу земли», то есть раскрыть нечто запретное для обозрения. Подсматривание и обнажение наготы обычно связаны в Библии с сексуальным контактом, который, как нам уже известно, именуется также «познание». В наше время это узнавание, или познавание, уже спрятано внутрь сухого слова «разведка», но приятно вспомнить его первые шаги.
Со стр. 161
Однако самые-самые знаменитые из всех библейских шпионов - это, несомненно, те двенадцать лазутчиков, которых Моисей послал со стоянки в пустыне Фаран, чтобы «высмотреть» землю Ханаанскую. Причём поход - не только самая знаменитая и подробно описанная, но и самая первая в истории провальная шпионская операция. Рассказ о ней стоит перечесть внимательно - она проливает свет на некоторые профессиональные стороны шпионского ремесла, а заодно - и на запутанные отношения между политиками и профессионалами во все времена и в любых местах.
Со стр. 174-175
Фраза Бога относительно Халева, дважды повторённая самим Халевом и означающая, что он хорош тем, что подтвердил оценки, желательные для Высшего Руководства, дважды демонстрирует, что подлинная цель Господа при посылке лазутчиков была чисто престижной. Не для того были посланы эти лазутчики, чтобы собрать факты, а лишь для того, чтобы подтвердить перед всем народом: всё, что Господь не раз говорил нам о Земле обетованной, - истинная и святая правда. И, читая это, невольно испытываешь неловкость. Ибо обычно ведь ситуация обратная. Это люди должны просить подтверждений и знамений у Бога, а не Бог у людей.
Конец цитаты.

Какими латинскими буквами записывается в сондиане аккорд для цельного характера "отца всех играющих на гуслях и свирели", можете сказать? :)