Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет «ГЖЕЛЬ» фломастером поэтапно с фото
Назначение:
Создание учебных работ
Материалы:
Бумага А3 белая, фломастеры, восковой мелок, кисти, вода.
Цели:
Знакомство с голубой гжелью
Задачи:
Обучение способам рисования гжельских узоров
Воспитание патриотизма
Развитие любознательности, фантазии и воображения
Предварительная работа:
1 - Знакомство с Гжелью (презентация, рассказ о промысле)
2 - Просмотр презентации
Птицы:
Светлана Ледкова
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Практическая работа:
Гжель - русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи. Знакомимся с элементами гжельской росписи. Это сеточка, капелька, мазок с тенью, различные бордюры. Рисуем их кистью, а затем берем в руки фломастеры.
«Сказочная Гжель»
Конспект занятия для старшей группы детского сада.
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Воспитатель:
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша - эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Откуда нам их прислали?
Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?
Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.
Отгадайте загадку:
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).
Воспитатель: Как называется эта роспись?
Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки -
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка -
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье -
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)
А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)
Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Ответы детей:
Воспитатель:
О каком промысле эта сказка?
Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Каким узором украшают мастера свои изделия?
Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель : Давайте отдохнем.
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(Рассматривание изделий народного промысла)
Для чего нужны гжельские изделия?
Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы)
Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.
Этапы выполнения работы.
Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей:
Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель.
Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.
Цель. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом — «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).
Организация занятия.
Это вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, показать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, воспользоваться материалами из ов, слайдов, плакатов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.
Выполнение задания.
Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради - учатся проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).
Цель. Освоение простого гжельского орнамента-сеточки.
Организация занятия.
Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользуются каждый день. Затем дети внимательно рассматривают узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.
Выполнение задания.
Дети должны, уловив закономерность расположения орнамента, закончить оформление блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Лист () можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.
Цель. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров.
Организация занятия.
Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в народном искусстве.
Выполнение задания.
Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.
Цель. Освоение традиционных форм гжельской росписи в полосе.
Организация занятия.
Практическое занятие предваряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжельской художественной майолики.
Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки людей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как масленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнаменты, какими часто украшали посуду.
Выполнение задания.
Это упражнение на импровизацию - детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навыки и приведенные примеры.
Цель. Знакомство с традиционным элементом гжельской росписи - «капелькой».
Организация занятия.
Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.
Выполнение задания.
Дети рисуют в тетради по образцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведения мазка необходим определенный навык, который появится в процессе работы над ом.
Цель. Освоение простейших видов растительных орнаментов.
Организация занятия.
Дети знакомятся с вариантами построения простых орнаментов в розетке с использованием мазков «капелька».
Выполнение задания.
Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех примеров для подражания, или придумывают свой узор.
Цель. Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка - мазок с тенью.
Организация занятия.
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.
Выполнение задания.
Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Цель. Освоение техники гжельского письма - мазок с тенями.
Организация занятия.
Очень часто гжельские мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы.
Выполнение задания.
В данном случае художник нарисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.
Цель. Освоение мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.
Организация занятия.
Синяя роза - один из главных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рассматривают изображения различных типов цветов в изделиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому - «агашка».
Выполнение задания.
Для мазковой росписи используется кисть среднего размера (№6-№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать так, чтобы удобно было наносить мазки.
Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи - цветка.
Выполнение задания.
Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с использованием традиционной техники, изученной на предыдущем занятии.
Цель. Знакомство с традиционной техникой декоративного изображения гжельских птиц.
Организация занятия.
Птица- один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.
Выполнение задания.
Дети берут чистый лист бумаги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.
Цель. Освоение главного мотива гжельского народного промысла - птицы.
Организация занятия.
«Синяя птица» - птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.
Выполнение задания.
Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или бабушке.
Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.
Организация занятия.
На этом занятии применяются все ранее полученные навыки и знания. Детям предлагается самостоятельно расписать кумган. Кумган - это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.
натали корюгина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель » .
Программные задачи :
1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз .
2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики .
3. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи .
4. Закреплять представления детей о народных промыслах : Дымково, Хохлома.
5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.
6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька» , наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета» .
7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.
Оборудование :
Слайдовая презентация «Сказочная гжель » , изделия народных промыслов, белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.
Предварительная работа :
Знакомство с гжельским промыслом .
Воспитатель :
Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес : г. Торжок, детский сад «Солнышко» , детям старшей группы . Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)
Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения )
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.
Как хороша эта девица-душа :
Щёчки алые горят, удивительный наряд!
Этоигрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У красавца индюка
Все расписаны бока!
Это игрушка каких умельцев?
Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)
Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка - глазам загляденье ,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель !
(дети находят в посылке предметы Гжели )
Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
Воспитатель :
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку . А почему она так называется, вы поймёте сами.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель . Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить , что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Воспитатель :
Понравилась вам сине-голубая сказка ?
(ответы детей)
Беседа по сказке .
О каком промысле эта сказка ?
Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
Какую краску используют мастера в гжельской росписи ? (синюю)
Каким узором украшают мастера свои изделия?-показ демонстрационных изображений элементов Гжели
(широкая и узкая полоса, точка, волна,кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
Физкультминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель :
А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель » . Рассмотрим изделия гжельских мастеров , полюбуемся на это голубое чудо.
(рассматривание изделий народного промысла)
Для чего нужны гжельские изделия ?
Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель :
Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком , а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором . Расписывать посуду мы будем красками.
(дети выбирают посуду и садятся за столы)
Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)
Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды)
Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.
Капелька – один из любимых элементов Гжели .
Разбор этапов выполнения работы
Серединка цветка.
Лепестки-капельки.
Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)
Бордюр. (волнистая линия с точками)
Особый приём, отличающий гжельскую роспись , «растяжение цвета» , от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.
(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)
Воспитатель
С чего вы начнёте работу?
Приступаем к работе.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Подведение итогов
Воспитатель :
Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит» .
О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета» )
Что вы можете сказать о своих работах ? Всё ли удалось, почему?
Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи !
Тюнтяева Оксана Анатольевна
Цель: научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи, приобщать к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме;
Учить детей рисовать узоры на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки», «капельки» и др.);
Учить красиво располагать узор на предлагаемой форме;
Закреплять умение рисовать гуашью, учить рисовать концом кисти, передавая изящество и тонкость выполненных узоров;
Учить закрашивать поверхность изделия сначала по краю, потом в середине слева направо, сверху вниз слитными линиями;
Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на прекрасное;
Материалы: изделия гжельских мастеров, наглядный материал, листы для рисования, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель:
1. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.
Сегодня, ребята, мы познакомимся со старинным народным промыслом – гжелью. Существует мнение, что слово «гжель» является искаженным словом «жгель». Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится это знаменитое своими мастерами село Гжель.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова
Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.
Но не всегда гжель имела такую гамму оттенков.
Изначально Гжель была разноцветной. Посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а желтые, красные, зеленые.
Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали.
Что за синие просторы!
И картины, и узоры.
(русский народный фольклор – потешка)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каких «синих просторах» говорится в потешке?
Дети (ответы детей)
Воспитатель: Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используются для создания гжели в наше время?
Дети (ответы детей)
Физкультурная минутка
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Н. Нищева
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Дети: чайник
Воспитатель: Молодцы, правильно, чайник.
2. Показ детям простых элементов гжельской росписи.
3. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность.
4. Выставка детских работ.
Публикации по теме:
Конспект НОД по рисованию в средней группе детского сада «Моя любимая игрушка Мишутка» Программное содержание: 1.1. Учить детей рисовать с натуры мягкую игрушку: располагать рисунок в центре листа; Формировать умение передавать.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Уральская роспись. Прялка» Цели. Образовательная. Продолжать знакомить детей с уральской росписью. Познакомить с этапами выполнения элементов росписи (подмалёвок,.
Конспект НОД в подготовительной группе. Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи. Цель: развитие творческих способностей,.
Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица» Цель: Продолжать знакомить детей с жанровой живописью, создание рисунков по замыслу на тему: «масленица» Задачи: 1. Учить изображать самого.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное азвитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных.