Малый и средний бизнес предприятия. Малые предприятия. Основные проблемы малых предприятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине «Психология общения»

Тема: Дискуссионные методы

Дискуссионные методы.

Дискуссия -- это один из самых известных и распространенных методов обучения еще со времен античности. В Древней Греции он успешно применялся в процессе преподавания в гимназиях и академиях.

Определение. Групповая дискуссия (лат. diskussio -- исследование, рассмотрение, разбор) -- это метод активного социально-психологического обучения, построенный на совместном обсуждении участниками какого-либо вопроса, темы или проблемы, позволяющий прояснить и/или изменить мнения (позиции, убеждения, установки) и мотивацию участников группы в процессе непосредственного общения.

Групповая дискуссия представляет собой полилог (одновременное участие в обсуждении нескольких человек), в ходе которого актуализируются различные точки зрения или мнения присутствующих, накапливается опыт обсуждения и разрешения проблем. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников.

Особенностью дискуссии как коллективной формы работы является возможность равноправного и активного участия каждого человека в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Специфически психологическим фактором выступает общение с равноинформированными партнерами -- членами группы, в отличие от общения с разноинформированным партнером -- ведущим дискуссии (преподавателем). Это раскрепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.

Групповая дискуссия чрезвычайно захватывает участников, вызывает бурный эмоциональный отклик как при отстаивании собственной позиции, так и при переходе на чужую, не разделявшуюся личностью первоначально. Глубокое погружение участников в процесс обсуждения любой проблемы обусловлено тем, что групповая дискуссия выполняет важные психологические функции.

Цели, задачи

Цели групповой дискуссии могут быть самыми разнообразными в зависимости от ее предмета и способа организации обсуждения.

1. Чаще всего целью применения дискуссии выступает: достижение определенного мнения по обсуждаемой проблеме, в этом случае могут ставиться такие задачи, как:

Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по теме дискуссии;

Уточнение взаимных позиций в споре;

Выработка уважительного отношения к другому мнению;

Развитие умения увидеть проблему с разных сторон, уяснение характерной для большинства проблем многозначности возможных решений;

Отказ от восприятия превосходства какой-либо точки зрения;

Формирование навыков формулирования единого группового решения, учитывающего различные точки зрения, включая мнение меньшинства.

2. Дискуссионный метод активно применяется для поиска путей

решения проблемы, при этом могут решаться следующие задачи:

Развитие умений анализировать проблему или проблемную ситуацию;

Поиск и разработка перспективных идей;

Развитие способности продуцировать множество решений;

Нахождение оптимального решения среди нескольких альтернатив.

3. Еще одна распространенная цель применения метода дискуссии: повышение коммуникативной компетентности. Решаемые в этом случае задачи могут быть таковы:

Развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

Развитие умения точно выражать свои мысли в выступлении, говорить кратко и по существу;

Формирование способности активно отстаивать свою точку зрения;

Развитие умения аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию противника;

Развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения и воспринимать критические замечания в свой адрес;

Умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;

Развитие умения выступать публично.

4. В рамках социально-психологического тренинга дискуссия зачастую используется для запуска процессов групповой динамики, установления и развития взаимоотношений в группе. В данном случае задачи могут формулироваться следующим образом:

Структурирование группы, выдвижение лидеров, распределение ролей;

Усиление сплоченности группы;

Актуализация и разрешение скрытых внутригрупповых конфликтов;

Оптимизация ролевой структуры группы;

Проведение групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний;

Придание групповым решениям статуса групповой нормы;

Вовлечение участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений.

4. Вместе с тем дискуссионные методы могут применяться в процессе обучения с целью более глубокого усвоения, выяснения теоретических вопросов (в учебной дискуссии).

5. В психотерапевтических целях дискуссию используют для облегчения самопознания и самораскрытия участников, расширения взглядов на возникшую ситуацию, поиска выхода из нее, получения поддержки

и обратной связи, углубление познания себя.

Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям.

Так, по степени структурированности выделяют:

структурированные дискуссии, в которых четко задается тема, вопросы для обсуждения, очередность высказываний, регламентируется время (например, мозговая атака);

неструктурированные, в которых тему выбирают сами участники, обсуждение ведется свободно, практически без правил, ведущий играет пассивную роль, время дискуссии формально не ограничивается (например, дискуссии в группах-встреч). Подобные дискуссии могут спонтанно возникать в ходе тренингового занятия, ее «опасность» в том, что она обостряет внутригрупповые конфликты, усиливает процессы групповой динами, трудно контролировать ее и предсказывать ее результат, что соответственно требует развития специфических навыков от руководителя.

По предмету обсуждения дискуссии делят на (Н. В. Семилет):

тематические, в которых обсуждаются значимые для всех участников группы проблемы (например, «Как управлять собой в сложных ситуациях?», «Конфликт -- зло или благо?» и т. д);

биографические, ориентированные на прошлый опыт участников; такая дискуссия предполагает обсуждение истории жизни клиента, отдельных эпизодов и событий его биографии, проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения и т. д.;

интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы; анализируются особенности межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

Еще одним критерием классификации дискуссионных методов выступает форма организации дискуссии. Согласно этому признаку можно выделить множество видов дискуссий. Перечислим некоторые из них:

Прогрессивная дискуссия, целью которой является групповое решение проблемы. Проводится она следующим образом: после предъявления проблемы, участникам предлагается выдвигать идеи о путях ее решения, которые фиксируются на доске, затем каждый вариант обсуждается, все идеи ранжируются, после этого в обсуждении выбирается самое оптимальное решение.

Обсуждение в подгруппах. Данный метод состоит в том, что для первоначального обсуждения проблемы группа делится на несколько подгрупп (2--4, в зависимости от размера группы, количество членов каждой микрогруппы может варьироваться от трех до 5--7 человек). После того, как члены подгруппы придут к общему мнению по обсуждаемому вопросу или выработают собственный подход к решению проблемы, организуется дискуссия в «большой» группе. Чтобы представлять итоги своей работы, каждая подгруппа выдвигает представителя, но возможен и такой вариант, когда мнение микрогруппы излагают все (или почти все) ее члены. После чего подводится итог всей дискуссии.

Метод эстафеты. Выступление участников организуется по принципу эстафеты: высказался -- передай слово другому участнику. Довольно часто в дискуссиях построенных таким образом используется и «эстафетная палочка», роль которой выполняет какой-либо предмет (например, мягкая игрушка или небольшой мяч). Часто этот метод используется на начальных этапах развития группы социально-психологического тренинга, он позволяет структурировать дискуссию, снизить тревогу, высказаться всем членам группы, ограничить словоохотливость отдельных участников.

Дискуссия-соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии (например, подготовить и провести два фрагмента урока) и система баллов. Вести дискуссию в данном случае может сам ведущий. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их.

Свободная дискуссия. Отличается минимальной регламентацией действий участников, каждый выступает, исходя из собственной позиции, и выражает исключительно свое мнение. Время и сроки выступления не ограничены. Ведущий только направляет обсуждение, побуждая участников высказываться открыто. Подобный обмен мнениями приводит к высокой эмоциональной вовлеченности участников. Тема для такой дискуссии подбирается актуальная, полезная для личностного и профессионального развития. В заключение ведущий подводит итоги о том, какие вопросы удалось обсудить, благодарит участников за активную работу.

Направленная дискуссия. В отличие от свободной здесь назначаются так называемые спикеры (их может быть до 5--6), чья позиция заранее известна. Она может представлять точку зрения группы (профессионального сообщества, партии и т. п.). Все остальные участники направленной дискуссии делятся на группы поддержки представляемых спикерами точек зрения, они могут дополнять выступление спикера. Участники располагаются секторами за спиной своего спикера, которые обычно стоят в кругу. Очередность и время выступления спикеров устанавливается регламентом. Выступления спикеров начинаею дискуссию, а вслед за этим может начаться полемика или общая дискуссия. Подведение итогов направленной дискуссии предполагает краткое обозначение ведущим всех представленных спикерами позиций, оценку хода полемики, разгоревшейся между участниками, выявившееся сходство, различие, преимущества и недостатки каждой из заявленных точек зрения или подходов.

Дебаты. Обсуждение в этом виде дискуссии строится вокруг темы с неоднозначным решением (например, аборты, эфтаназия и т. п.). Участники делятся на 2--3 подгруппы (по желанию или по результатам жеребьевки), представляющие противоположные точки зрения. Затем каждая команда представляет свою позицию, отвечает на вопросы оппонентов, выдвигает контраргументы. В заключение подводятся итоги дискуссии.

Учебная дискуссия

Определение. Это вид дискуссии, предметом обсуждения которой является определенный аспект изучаемого материала (например, сравнение теоретических подходов к одному вопросу, анализ механизмов какого-либо явления, вероятность разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной наукой, возможности прикладного использования некоторых теоретических положений, выводов и др.).

Цели учебной дискуссии:

главная цель: освоение нового материала, систематизация имеющихся знаний, формирование собственной позиции к изучаемому материалу;

овладение логическим анализом, умениями формулировать проблему, аргументировать, доказывать истинность или ложность суждений, выделять сущностно важное и второстепенное и на основе этого приходить к продуктивным выводам;

освоение социально ценных способов общения, что предполагает научение умению слушать и понимать другого, пониманию того, что большинство проблем имеет многозначные решения.

Ролевая дискуссия дискуссия ролевой групповой стол

Определение. Ролевая дискуссия -- это вид дискуссии, в котором обсуждение участниками предложенной темы происходит в соответствии с выбранной (или назначенной) ролью, а не собственной позицией.

При проведении ролевой дискуссии акцент смещается с решения обозначенной проблемы или нахождения единого мнения по обсуждаемым вопросам на развитие коммуникативных умений через разыгрывание предложенных ролей.

Участники могут выбирать роли по желанию или их распределение может быть организовано по жребию, или руководитель сам решает, кому какую роль целесообразнее поручить.

В последнем случае ведущий может руководствоваться как сходством роли с жизненной позицией члена группы, так и ее различием. В первом случае это позволяет участнику осознать свои стереотипы в поведении, во втором -- попробовать себя в новой непривычной роли, расширить ролевой репертуар поведения, развить необходимые коммуникативные навыки.

Ситуация самостоятельного выбора ролей участниками может быть использована руководителем для диагностики как процессов групповой динамики (выявляются лидеры и исполнители других типичных функций), так и индивидуальных достижений участников группы.

Можно использовать следующие роли: ведущий, оппонент, логик, психологи, эксперт (А. А. Осипова).

Круглый стол

Определение. Это вид дискуссии, применяемый для обсуждения сложных многоаспектных проблем с участием приглашенных ведущих специалистов, располагающихся за столом по кругу.

Этот вариант дискуссии получил свое название благодаря пространственной организации: участники рассаживаются за круглым столом или несколько столов расставляются кругом. Такое расположение создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышает мотивацию участников, включает невербальные средства общения, способствует возрастанию активности, увеличению количества высказываний.

Но все-таки главной «изюминкой», отличительной чертой этой дискуссии является приглашение на нее специалистов разного профиля, компетентных в данной теме.

Круглый стол предъявляет свои требования и к приглашенным специалистам. Они должны быть не только крупными теоретиками или практиками в своей области, но и прежде всего людьми, умеющими изложить как можно больше информации за короткий отрезок времени, а также умеющими анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.

Цель использования метода круглого стола -- всесторонне глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения.

В настоящее время метод круглого стола широко применяется при проведении научных конференций, симпозиумов, обучающих семинаров, а также в процессе подготовки межведомственных проектов, программ по решению актуальных социальных вопросов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Групповая дискуссия как метод психологической работы, ее преимущества и задачи, которые помогает она решать. Стратегии и правила ведения дискуссии. Проведение групповой дискуссии в психологическом тренинге. Формы социально-психологического тренинга.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2009

    Процесс общения как обмен мнениями, переживаниями и настроениями. Подготовка плана переговоров и тактика его проведения. Виды дискуссии: групповая, аподиктическая, диалектическая, эристическая, софистическая. Аргументированные рассуждения спорщиков.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Общие положения и понятия о методах групповой терапии. Сочетание групповой дискуссии с различными вербальными и невербальными вспомогательными приемами. Три плоскости ожидаемых изменений: когнитивная, эмоциональная и поведенческая. Трансакционный анализ.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2012

    Рассмотрение социально-психологического тренинга как одного из основных методов активного обучения. Виды групповых методов развития творческих способностей: дискуссионные, игровые и сенситивный тренинг. Имитационные и неимитационные методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2013

    Требования научно-технического прогресса в психологии. Групповые методы обучения: дискуссионные, игровые, тренинг-методы обучения. Индивидуальные методы обучения: аудиторные и неаудиторные индивидуальные занятия. Особенность развития образования.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Игровые отношения (психологические игры в отношениях), их сущность и назначение. Область применения игр в психологии. Особенности групповой терапии. Преимущества использования ролевой игры в классе. Основные фазы процесса обучения, их характеристика.

    реферат , добавлен 06.01.2017

    Классификация социальных объединений в психологии. Изучение теории группового поведения. Анализ понятия и структуры малых групп. Особенности изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии. Социально-психологические явления в малой группе.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Характеристика основных задач "Павловской сессии" - дискуссии о роли и значении физиологического учения Павлова для развития психических явлений. Исследование генезиса психологической науки во времена "хрущевской оттепели" и в условиях современности.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2011

    Становление конфликтной компетентности в подростковом возрасте. Конфликтная компетентность и конструктивное разрешение конфликта. Методика исследования конфликтной компетентности. Значение групповой дискуссии для диагностики конфликтной компетентности.

Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.

Законодательство о малых предприятиях

Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).

Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).

Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.

Критерии малого предприятия

Количество работающих на малом предприятии

В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.

Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.

К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.

Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.

Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия

Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе:

Вопросы подсчета каждого показателя регулируются в действующей до настоящего времени

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы

хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и

развиваться.

Малое предприятие - предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. В соответствии с новым законом к субъектам МП относятся внесенные в государственные реестры юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц: суммарная доля участия в их уставном капитале в РФ, к субъектам РФ, общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных органах не превышает 25%.

Доля принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами МП не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ.

Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Малые предприятия могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и капиталистической) и коллективные. В России наибольшая доля малых предприятий в 1998 г. была коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную деятельность без найма рабочей силы. В России малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении положительных и отрицательных сторон.

Положительными чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) рациональная организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местных условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов продукции;

5) возможность быстрого внедрения значительной доли новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;

6) невысокие эксплуатационные расходы;

7) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

8) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

9) высокие шансы на успех;

10) значительная роль в создании новых рабочих мест;

11) большое значение в формировании среднего класса населения;

12) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

13) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий есть:

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) высокая интенсивность работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на условиях работы и технике безопасности;

5) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность и т.п.;

7) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;

8) ограниченность во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование совокупностью малых предприятий вообще стихийного характера развития немонополизированного сектора экономики, лишь частично подчиненного действия закона планомерного развития (той мерой, которой эти предприятия втянутые в контрактные отношения с крупными компаниями и государством).

Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции предпринимательства (т.е. эффективном использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения и т.п.). Но существеннее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) играют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка государством их деятельности.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.

Что это такое

Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.

Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.

Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.

Черты малого

Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .

Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :

  • магазины;
  • фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
  • фирмы с туристической деятельностью;
  • медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
  • разновидные учебные курсы и т.д.

Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .

До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.

Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.

В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :

  • проходят регистрацию в первый раз;
  • осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
  • оказывают услуги населению.

Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.

Признаки среднего

По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.

По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.

Большой или крупный бизнес

Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .

Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :

Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :

  • иметь не менее 251 работников:
  • получать доход не менее 2 млрд. рублей;
  • своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.

С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.

Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :

  • имеют определенный размер доходов;
  • имеют определенное количество работников;
  • имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.

Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :

  • лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
  • лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
  • компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
  • компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.

Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.

Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :

  • предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
  • возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
  • наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.

Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.

Главные плюсы

Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.

Перечень плюсов малого бизнеса таков :

  • наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
  • сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
  • наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
  • наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
  • тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.

К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :

  • создание новых мест трудоустройства;
  • высокая продуктивность капиталовложений;
  • относительно высокая доходность;
  • высокая способность к конкуренции и мобильность.

Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :

Минусы и риски

Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :

  • сравнительно большой уровень риска;
  • наличие зависимости от крупного бизнеса;
  • наличие низкого профессионального уровня руководителей;
  • сложности при получении кредита и субсидий.

Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.

Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :

  • наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
  • наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
  • частой нехваткой оборотных денежных средств;
  • трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.

Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :

  • избыточной экономической концентрации;
  • локализацией хозяйственных отношений;
  • блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.

Отличия между собой

Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.

Основа успеха

Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .

Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .

Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .

Нормативная регламентация

Вопросы, относительно осуществления предпринимательской деятельности МСП и крупных компаний, регулируются рядом законодательных актов, а именно :

  1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ .
  2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ .