Мэри эллен марк ее семинары о фотографии. Грязь, болезни, нищета: откровенный фотоцикл о бомбейской любви за деньги

Поклонники высокого искусства и все неравнодушные к миру профессиональной фотографии скорбят - ушла из жизни Мэри Эллен Марк, легендарный фотограф, чьи работы на протяжении последних сорока лет экспонировались на лучших выставках и во всемирно известных галереях. Ей было 75 лет. Она прожила яркую жизнь, полную достижений и почетных наград.

Биографическая справка

Мэри Эллен Марк, гражданка Америки, появилась на свет в 1940 г. С 9 лет талантливая девочка увлекалась фотографией, а в 1962 г., после выпуска из университета Пенсильвании (выбрала для себя живопись и историю искусств), сделала первые решительные шаги, которые превратили детское хобби в дело всей жизни.

В 1967 г. Марк перебралась в шумный Нью-Йорк и увлеклась фотожурналистикой. Спустя два года она устроилась на съемочную площадку, где создавались лучшие кинокартины. За время своей творческой деятельности Мэри Эллен успела посетить съемки множества фильмов, ее легендарные снимки уже более 40 лет появляются на страницах престижных мировых журналов.



Творческий путь

«Мне кажется, что фотограф должен быть честен с людьми, которых фотографирует. В конце концов, он забирает часть их души», - Мэри Эллен Марк.

Большинство работ Мэри Эллен Марк выполнено в черно-белом цвете. На них изображены люди, эмоции, переживания. Документальный стиль фотосъемки стал особым почерком Мэри Эллен Марк, популярным и узнаваемым. Фотограф была убеждена, что даже в условиях современности можно создать культовый кадр - именно этому она учила своих поклонников фотографического искусства. При этом совершенно не имеет значение работаете вы с аналоговой или цифровой камерой. Сама Мэри Эллен Марк начинала снимать на Retina, затем опробовала Rollei и всецело увлеклась фотосъемкой на Leica.

Многие известные журналы заказывали у автора серии документальных снимков, однако Мэри Эллен Марк всегда делала несколько ярких снимков, которые вполне могли бы стать самодостаточными и говорили сами за себя. Ни одно десятилетие Мэри Эллен провела в путешествиях, где черпала идеи для своих фоторабот. Это шедевры документальной фотографии, пропитанные духом гуманизма. Яркий пример снимков, сделанных во время путешествий - «Фолкленд-роуд - проститутки Бомбея».

Впервые Мэри Эллен Марк побывала в Индии в 1986 году, однако абсолютно колоритный и даже брутальный район самого густо населенного города Индии не хотел проявлять свое гостеприимство. Реализовать свою задумку фотографу удалось лишь спустя 11 лет.




Не менее знаковой была поездка в Сиэтл для подготовки репортажа о детях-беспризорниках. В этой поездке Мэри Эллен Марк познакомилась с Крошкой - девочкой-подростком. Эта встреча стала знаковой и положила начало многолетней творческой саге.



Иллюстрации из книги «Законы улиц»

На это проекте творческая «дружба» с Крошкой не закончилась. В последнее время Мэри Эллен Марк была чрезвычайно увлечена идеей съемки фильма о Крошке и ее детях, в котором хотела показать весь тот путь, который прошла девочка за 30 лет, прошедших с момента первой встречи. Необходимые средства собирались через проект Kickstarter. Мэри Эллен Марк была убеждена, что делает нечто очень сильное, особенное.


Фотограф выстроила прекрасные жизненные и творческие отношения с мужем, кинематографистом Мартином Беллом, от которого получила множество бесценных советов, с которым делилась собственным опытом.

Сильные и правдивые снимки Мэри Эллен Марк всегда были выполнены в одном стиле. Она не меняла традиций и своих взглядов на фотографию, лишь совершенствовала технические навыки и четче понимала, какие снимки ей хочется создавать.

Награды и достижения

По мнению «American Photography», Марк - лучшая женщина фотограф Америки за всю историю существования фотографии. На церемонии Sony World Photography Awards 2014 она была удостоена почетной награды «Значительный вклад в области фотографии». За время своей фотографической карьеры Мэри Эллен Марк издала 18 книг, посвященных фотографии, приняла участие в множестве интересных проектов, провела личные лекции и презентации. Одна из них не так давно прошла в национальном университете Мичигана.

В числе прочих наград - Infinity Award в области журналистики, премии Erna & Victor Hasselblad; Walter Annenberg (за книги и проведенную в Америке выставку); Cornell Capa Award; Matrix за особые заслуги в области фотографии и кинематографа и т.д.

«Мне кажется, что фотограф должен быть честен с людьми, которых фотографирует. В конце концов, он забирает часть их души», - Мэри Эллен Марк.

Поклонники высокого искусства и все неравнодушные к миру профессиональной фотографии скорбят - ушла из жизни Мэри Эллен Марк, легендарный фотограф, чьи работы на протяжении последних сорока лет экспонировались на лучших выставках и во всемирно известных галереях. Ей было 75 лет. Она прожила яркую жизнь, полную достижений и почетных наград.

Биографическая справка

Мэри Эллен Марк, гражданка Америки, появилась на свет в 1940 г. С 9 лет талантливая девочка увлекалась фотографией, а в 1962 г., после выпуска из университета Пенсильвании (выбрала для себя живопись и историю искусств), сделала первые решительные шаги, которые превратили детское хобби в дело всей жизни.

В 1967 г. Марк перебралась в шумный Нью-Йорк и увлеклась фотожурналистикой. Спустя два года она устроилась на съемочную площадку, где создавались лучшие кинокартины. За время своей творческой деятельности Мэри Эллен успела посетить съемки множества фильмов, ее легендарные снимки уже более 40 лет появляются на страницах престижных мировых журналов.



Творческий путь

«Мне кажется, что фотограф должен быть честен с людьми, которых фотографирует. В конце концов, он забирает часть их души», - Мэри Эллен Марк.

Большинство работ Мэри Эллен Марк выполнено в черно-белом цвете. На них изображены люди, эмоции, переживания. Документальный стиль фотосъемки стал особым почерком Мэри Эллен Марк, популярным и узнаваемым. Фотограф была убеждена, что даже в условиях современности можно создать культовый кадр - именно этому она учила своих поклонников фотографического искусства. При этом совершенно не имеет значение работаете вы с аналоговой или цифровой камерой. Сама Мэри Эллен Марк начинала снимать на Retina, затем опробовала Rollei и всецело увлеклась фотосъемкой на Leica.

Многие известные журналы заказывали у автора серии документальных снимков, однако Мэри Эллен Марк всегда делала несколько ярких снимков, которые вполне могли бы стать самодостаточными и говорили сами за себя. Ни одно десятилетие Мэри Эллен провела в путешествиях, где черпала идеи для своих фоторабот. Это шедевры документальной фотографии, пропитанные духом гуманизма. Яркий пример снимков, сделанных во время путешествий - «Фолкленд-роуд - проститутки Бомбея».

Впервые Мэри Эллен Марк побывала в Индии в 1986 году, однако абсолютно колоритный и даже брутальный район самого густо населенного города Индии не хотел проявлять свое гостеприимство. Реализовать свою задумку фотографу удалось лишь спустя 11 лет.




Не менее знаковой была поездка в Сиэтл для подготовки репортажа о детях-беспризорниках. В этой поездке Мэри Эллен Марк познакомилась с Крошкой - девочкой-подростком. Эта встреча стала знаковой и положила начало многолетней творческой саге.



Иллюстрации из книги «Законы улиц»

На это проекте творческая «дружба» с Крошкой не закончилась. В последнее время Мэри Эллен Марк была чрезвычайно увлечена идеей съемки фильма о Крошке и ее детях, в котором хотела показать весь тот путь, который прошла девочка за 30 лет, прошедших с момента первой встречи. Необходимые средства собирались через проект Kickstarter. Мэри Эллен Марк была убеждена, что делает нечто очень сильное, особенное.


Фотограф выстроила прекрасные жизненные и творческие отношения с мужем, кинематографистом Мартином Беллом, от которого получила множество бесценных советов, с которым делилась собственным опытом.

Сильные и правдивые снимки Мэри Эллен Марк всегда были выполнены в одном стиле. Она не меняла традиций и своих взглядов на фотографию, лишь совершенствовала технические навыки и четче понимала, какие снимки ей хочется создавать.

Награды и достижения

По мнению «American Photography», Марк - лучшая женщина фотограф Америки за всю историю существования фотографии. На церемонии Sony World Photography Awards 2014 она была удостоена почетной награды «Значительный вклад в области фотографии». За время своей фотографической карьеры Мэри Эллен Марк издала 18 книг, посвященных фотографии, приняла участие в множестве интересных проектов, провела личные лекции и презентации. Одна из них не так давно прошла в национальном университете Мичигана.

В числе прочих наград - Infinity Award в области журналистики, премии Erna & Victor Hasselblad; Walter Annenberg (за книги и проведенную в Америке выставку); Cornell Capa Award; Matrix за особые заслуги в области фотографии и кинематографа и т.д.

«Мне кажется, что фотограф должен быть честен с людьми, которых фотографирует. В конце концов, он забирает часть их души», - Мэри Эллен Марк.


При одном упоминании квартала красных фонарей фантазия большинства мужчин рисует сладострастных красавиц, которые так и манят предаться любовным утехам, завораживают и обольщают. Однако реальность порой бывает куда более сурова. Пожалуй, самый ужасающий (но от того не менее популярный) район, заселенный путанами, находится в Бомбее . Увидеть, как живут и работают представительницы древнейшей профессии среди нищеты, грязи и венерических болезней можно благодаря фотоциклу Мэри Эллен Марк .




Мэри Эллен Марк - признанный мастер репортажной фотографии. Ее работы известны не только в Америке, но и во всем мире. Пожалуй, один из ее самых эпатажных фотоциклов получил название «Фолкленд-роуд - проститутки Бомбея» . Он был подготовлен в 1981 году, а позже (в 2005 г.) иллюстрированный альбом был переиздан. Снимки датированы 1978-79 гг.









Мэри Марк впервые познакомилась с Бомбеем в 1968 году. Тогда она впервые попала на Фолкленд-роуд, была поражена увиденным до глубины души, но местные труженицы были напуганы и не хотели позировать для чужестранки. Поразительно, но фотограф не оставила идею запечатлеть жизнь местных борделей. Ей понадобилось десять лет, чтобы обосноваться неподалеку и войти в доверие к проституткам. Когда Мэри начали принимать за "свою", ей разрешили снимать. Безусловно, результат себя оправдал, ведь фотографии показывают изнанку индийской продажной любви. Во всей ее неприглядной красе.









Местные ночные бабочки (работающие, к слову, круглые сутки) - отнюдь не красавицы, чаще всего это девушки, попавшие в сексуальное рабство и работающие за копейки. У них нет предрассудков, они рожают и воспитывают детей все в том же квартале, где и обслуживают клиентов. Многие из них заканчивают плохо - умирают в страшных мучениях от венерических болезней. Медицинскую помощь им не оказывают, да и запретить проституцию правительство Бомбея (ныне Мумбая) не спешит. Все закрывают глаза на происходящее. Страшно, но современная ситуация мало чем отличается от того, что можно увидеть на фотографиях Мэри Эллен Марк. Бомбейские бордели по сей день манят посетителей, еженедельно через этих несчастных женщин проходит от 8 до 12 тысяч (!) мужчин. И, как правило, каждый второй из них уже обречен, но все так же жаждет близости.





Фотограф Мэри Эллен Марк нашла свою музу, 14-летнюю проститутку по кличке Тайни (Tiny - Малютка), на улицах Сиэтла. Она вдохновила ее на серию фотографий о жизни на самом дне.

«Я помню, когда впервые встретила Тайни», - рассказывала уже ушедшая из жизни фотограф Мэри Эллен Марк в интервью изданию Leica News. Она приезжала в Сиэтл в 1983 году по заданию журнала Life, чтобы снимать жизнь бездомных и убежавших от родителей подростков. Марк ждала у входа в клуб, который назывался Monastery («Монастырь»), где часто ошивались уличные дети.

«Остановилось такси, и из него вышли две маленькие девочки, - вспоминает автор снимков. - Это были очень юные подростки. Они были накрашены, как будто играли в переодевания, на них были короткие юбки. Они были одеты как соблазнительные проститутки. И одной из этих маленьких девочек была Тайни».

Тайни и ее мать Пэт, 1983 год.

Тайни, настоящее имя которой - Эрин Блэкуэлл, было 14 лет, когда она познакомилась с Марк, и она работала в сфере сексуальных услуг, чтобы обеспечивать свою все растущую наркотическую зависимость. В кругу уличных детей, в котором она вращалась, у всех были клички. Там были Крыса, Лулу, Смурф, Манчкин и была Тайни, благословленная своим прозвищем, потому что, как она говорила, «я была очень маленькой».


Тайни, Сиэтл, 1983 год.

Марк обратилась напрямую к Тайни, надеясь поснимать ее. Тайни испугалась, что Марк из полиции, закричала и убежала. Но Марк проследила за Тайни, навестила ее в доме матери. Так начались отношения, которые продлятся до самой смерти Марк в 2015 году. Фотовыставка под названием «Тайни: воспоминания искушенной улицей» (Tiny: Streetwise Revisited), которая проходит в Нью-Йорке, рассказывает о жизни Тайни со времен, когда она обслуживала клиентов на улицах Сиэтла, до момента, когда она стала женщиной среднего возраста с десятью детьми.


Тайни, Хеллоуин, 1983 год.

В своих фотографиях Марк запечатлела Тайни с непоколебимой честностью и состраданием. Тайни как объект съемки ничего не скрывала. «Она покорила меня открытостью и способностью рассказать свою историю в самом честном виде», - рассказывала фотограф. На черно-белых снимках - молодая женщина, одновременно жесткая и уязвимая, искушенная и наивная, страдающая и оптимистичная.


Тайни, беременная Дэйлоном, 1985 год.

Фотографическое эссе Марк легло в основу документального фильма, который также называется «Искушенная улицей» (Streetwise). В нем рассказывается о жизни этой притягательной, падшей молодежи. Режиссер этого фильма - муж фотографа Мартин Бэлл, а музыку написал Том Уэйтс. Документальный фильм был номинирован на премию «Оскар». «Когда ты снимаешь документальный фильм, ты ищешь людей, которые в некотором смысле - звезды, как кинозвезды, - рассказывает Бэлл. - И Тайни была именно такой, она была как кинозвезда».


Рэйшон и Тайни на диване, 1999 год.

«Я хочу быть очень богатой и жить на ферме с несколькими лошадьми, которые - главные, лучшие для меня животные, и еще иметь три яхты или больше, - говорит Тайни в документальном фильме. - И бриллианты, и драгоценности, и все такое». Размытые фантазии чувствуются на снимке «Хеллоуин», на котором Тайни одета в черную вуаль и стильные черные перчатки. Кажется, будто она сошла со страниц модного журнала. Марк говорила, что Тайни была одета как «парижская проститутка».


Тайни со своими собаками Бином и Хлоей, 2014 год.

Марк родилась 20 марта 1940 года в Филадельфии. Она окончила Университет Пенсильвании в 1962 году по специальности «живопись и изящные искусства» и через два года получила магистерскую степень в области фотожурналистики. После окончания университета Марк ездила в Турцию в летнюю школу Фулбрайта, где снимала кадры, вошедшие позже в ее первый альбом, «Паспорт» (Passport). Именно тогда она сделала фотографию, которая, по ее словам, определила ее судьбу как фотографа. На снимке была юная девушка по имени Эмине, которая позировала на улицах Трабзона в платье с рюшами и с белым бантом на голове.

Есть что-то обезоруживающее в ее поведении, чувственный взрослый в теле ребенка, который бросает вызов смотрящему, чтобы тот смотрел на нее и дальше. «Я не люблю снимать детей в образе детей, - говорила Марк об этой фотографии. - Я люблю видеть в них взрослых, тех, кем они на самом деле являются. Я всегда смотрю на это с точки зрения того, кем они могут стать».


Крыса и Майк с пистолетом, 1983 год.

Вдохновленная фотографом Дианой Арбус, Марк потянулась к тем, кто живет на грани, исследуя воплощения красоты, совершенно отличные от тех, что можно встретить на журнальных обложках или на стенах музеев. «Мне интересны люди, у которых в жизни было далеко не так много счастливых моментов, - рассказывала она в интервью American Suburb. - Люди, которые ущербны с эмоциональной, физической или финансовой сторон. Удача - большая часть жизни. Никто не может выбирать, родиться ли в богатой, привилегированной семье или родиться в условиях крайней нищеты».


Тайни курит в постели с Миккой, 1999 год.

Даже когда проект «Искушенная улицей» подошел к концу, Марк и Тайни продолжали общаться. На протяжении 32 лет Марк продолжала снимать Тайни, когда у нее рождались дети, когда она влюблялась, когда бросала употреблять наркотики. В какой-то момент Марк и ее муж Бэлл предложили Тайни забрать ее в Нью-Йорк с условием, что она пойдет в школу, но она отказалась, сказав, что школа не для нее.

«Ты можешь попытаться помочь, но есть черта, которую ты должен провести и которая определяет, насколько ты можешь вмешиваться, - объясняла Марк. - Это определяет, насколько далеко ты можешь зайти. Иногда ты считаешь, что помогаешь, но на самом деле нет, но ты знаешь, что ты рядом, чтобы наблюдать. Ты там, чтобы рассказать историю».


Кианна и Лашондрэа, Сиэтл, 1999 год.

Сейчас в жизни Тайни нет ни бриллиантов, ни яхт. Но у Тайни есть жизнь, комфорт и безопасность, вещи, которые она никогда не воспринимала как сами собой разумеющиеся. Когда Марк интервьюировала Тайни в 2005 году, она говорила: «Я бы гордилась, если бы мои друзья увидели, чего я достигла. Что я не умерла, не сторчалась. Я удивлена».


Пэт, Джулиэн и Тайни в трейлере у Пэт, 2003 год.

Марк умерла в 2015 году, оставив после себя яркий портрет человеческой жизни, полный боли, борьбы, свободы и стремления выжить. Через объектив Марк зрители сталкиваются лицом к лицу с жестокой реальностью бедности, которая отражается на детях Тайни так же, как она оставила свой отпечаток на ее собственной судьбе. Мы видим воздействие нищеты, употребления наркотиков и уличной жизни, шрамы, которые они оставляют на ее плоти и в глазах. И мы видим живучесть духа, которая заставляет продолжать жить, мечтать о лошадях и сражаться за то, чтобы быть замеченной.

Думаю, что важно быть прямым и честным с людьми в том,
почему вы фотографируете их и для чего делаете это.
В конечном счёте, вы же забираете частицу их души
(Мэри Эллен Марк)

Первая стала результатом того, что во время работы на съёмочной площадке формановского фильма «Пролетая над гнездом кукушки» в 1975 году в Орегоне, Мэри Эллен Марк имела возможность посещать находящуюся там психиатрическую больницу и отдельное, закрытое женское отделение в ней. С больницами она ранее уже имела дело. В 1970 году её фотографии были опубликованы журналом Look в материале об отделении лондонской клиники, в котором проходили терапию молодые люди с героиновой зависимостью. Под впечатлением от увиденного в Орегоне и уже после съёмок фильма, договорившись с администрацией, Марк приехала туда в феврале 1976 года. Там она находилась непосредственно среди пациенток палаты и фотографировала в течение тридцати шести дней. В 2005 году скажет, что тогда научилась понимать, насколько далеко можно позволять себе заходить в фотографировании и что такое доверие.

Суть Ward 81, как и то, что двигало фотографом, не требует пояснений. Всё внимание Мэри Эллен Марк обращено к людям вне общества, к тем, кто оказался на обочине жизни. Это её интересует и является осознанным выбором. Данная жизненная позиция отчётливо проявится в индийской серии фотографий - в книге Falkland Road: Prostitutes of Bombay.


Замысел этой публикации начал формироваться у Мэри Эллен Марк ещё в 1968 году. Именно тогда она впервые посетила улицу Фолкленд в Бомбее (сегодня, в Мумбае), известную своими дешёвыми публичными домами с их проститутками, работающими в помещениях-секциях, похожих на клети. Всё, с чем Марк пришлось столкнуться: условия жизни этих женщин, взаимоотношения между собой и с клиентами - произвело на неё неизгладимое впечатление. Она захочет это снимать. В последующие десять лет, в разное время, приезжала туда, но безрезультатно: лишь сталкивалась с враждебностью и агрессией. По собственному признанию, в те годы ей не удалось сделать ни одной хорошей фотографии.

В октябре 1978 года Мэри Эллен Марк отправилась туда в очередной раз. С её слов, в ночь перед отъездом она увидела странный сон, в котором фигурировала в качестве «вуайериста, прячущегося за кроватью в борделе на улице Фолкленд и наблюдающего за тем, как три трансвестита-проститутки занимаются любовью». Проснулась в «удивлении и в некотором роде обнадёженной», и отнеслась ко сну, как к хорошему знаку. В том году ей удалось снискать доброжелательное отношение к себе среди некоторых из работающих в квартале женщин и содержательниц публичных домов; завоевать их доверие, а с кем и подружиться, да настолько, что однажды её даже прятали под кроватью во время одного из полицейских обходов…

Марк снимала на улице Фолкленд до января 1979 года. По прошествии лет скажет, что считает Falkland Road: Prostitutes of Bombay одной из наиболее сильных работ в своей фотографической жизни. «Я испытываю чувства близости к людям, которым не выпало лучшей доли в обществе. Я нахожу их более человечными, может быть. […] Что более всего мне хочется сделать - это признать их существование».


И вот книга Streetwise - о детях и подростках на улицах города Сиэтла. Она родилась из вышеупомянутого проекта для июльского номера журнала Life 1983 года. Факт, что дети могут уходить из семей и бродяжничать, в начале восьмидесятых был для США относительно новым феноменом. Тема оказалась настолько интересной и необычной, что получила развитие. Уже в августе Марк со своим мужем, режиссёром Мартином Беллом, возвращается в Сиэтл. Начинается отдельная работа над документальным фильмом.

Фильм был впервые показан в октябре 1984 года. Фотографии, созданные в процессе работы и легли в основу книги. При всём, данная публикация занимает в ряду обозначенных трёх особое место. Со Streetwise началось развитие самостоятельной сюжетной линии, главным персонажем которой является тринадцатилетняя девочка по имени Тайни. Фотограф не оставляла её и продолжала снимать на протяжении всех последующих двадцати лет взрослой, непростой жизни, вплоть до 2003 года, когда у той было уже девять детей…

В этом вся Мэри Эллен Марк - в буквальном понимании сказанного ею: испытывать «чувства близости к людям, которым не выпало лучшей доли в обществе». И поэтому - девочка Тайни, с которой она так и не смогла расстаться; девушки Верла и Лоури из орегонской клиники; трагическая история жизни семьи Дэмм - в двух фотографиях, снятых в 1987 и 1994 гг. До последнего кадра свидетельства преданности своим жизненным идеалам, в основе чего неравнодушие. Как главное человеческое качество.