Не вовремя уплаченные взносы в пфр. Сроки уплаты страховых взносов

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Неуплата страховых взносов

За неуплату страховых взносов, несвоевременную уплату страховых взносов или неполную уплату Законом 212-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы взносов. А если проверяющие смогут доказать, что страхователь не доплатил положенное умышленно, то штраф вырастет до 40% неуплаченной суммы (ст. 47 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ , п. 1 ст. 19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ). Но указанные санкции применяются, только если страховые взносы не были уплачены по причине:

  • занижения базы для их начисления (например, если страхователем не были учтены какие-то выплаты, облагаемые взносами);
  • неправильного исчисления взносов (к примеру, применения пониженного тарифа взносов страхователем, не имевшим на это права);
  • других неправомерных действий / бездействия страхователя.

Ни административная ответственность в соответствии с КоАП, ни уж тем более уголовная ответственность за неуплату страховых взносов не предусмотрена.

Вкратце все так, но некоторые ситуации требуют отдельного рассмотрения. Ведь при определенных обстоятельствах штрафа за неуплату страховых взносов в ПФР может и не быть.

Просрочка с уплатой взносов

Страхователь должен платить взносы во внебюджетные фонды каждый месяц - не позднее 15 числа месяца, следующего за текущим (ч. 4,5 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ , п. 4 ст. 22 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ). Если сумма взносов к уплате была правильно определена (и отражена в отчетности), но уплатить ее в срок не получилось, то за каждый день просрочки страхователю начислят пени — за несвоевременную уплату страховых взносов (ст. 25 , ч. 2 ст. 1 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ , ст. 22.1 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ).

А вот ответственности за неуплату страховых взносов в виде штрафа быть не должно. Ведь в такой ситуации у страхователя появляется недоимка. Но она не образует состава правонарушения, предусмотренного Законом 212-ФЗ: база для начисления взносов не занижена, взносы исчислены правильно и каких-либо других неправомерных действий страхователь не совершал. В таком ключе высказывались и контролирующие органы, и суды (Письмо Минфина РФ от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343 , п. 2.2 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р , Решение ВАС РФ от 31.05.2013 № ВАС-3196/13 ).

Когда можно избежать ответственности, если основания для штрафа есть

Есть несколько случаев, когда, несмотря на нарушение, организация или ИП может избежать штрафа в ПФР за неуплату взносов. Конкретная ситуация: страхователь обнаружил ошибку, которая привела к занижению суммы взносов к уплате. Тогда ему не придется платить штраф за неуплату (неполную уплату) взносов, если он.

Здравствуйте. Вы можете быть привлечены к ответственности, но уплатив взнос сейчас Вы её избежите.

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование
2. Привлечение к ответственности и взыскание штрафа возможно в случае неуплаты взносов в результате занижения базы для их начисления, неправильного исчисления или иных неправомерных действий (бездействия) плательщика. Размер штрафа равен 20% неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
А если контролирующие органы докажут, что вы умышленно не уплатили страховые взносы, штраф составит 40% от неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).

Отметим, что страховые взносы вы уплачиваете в виде ежемесячных платежей. Они не являются авансовыми (ч. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Поэтому за их неуплату органы контроля вправе вас оштрафовать.
Добавим, что возникновение недоимки по страховым взносам не во всех случаях влечет начисление штрафа по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Такой ответственности можно избежать. В частности, в законе установлены условия, при которых страхователи освобождаются от начисления штрафа, а также пеней, если недоимка образовалась в результате выполнения в соответствующем периоде письменных разъяснений уполномоченного органа государственной власти, уполномоченного должностного лица этого органа (ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Избежать ответственности можно и в том случае, если неуплата (неполная уплата) страховых взносов вызвана их неправильным расчетом. При обнаружении ошибки в отчетности, приводящей к занижению суммы страховых взносов, вы обязаны представить уточненный Расчет (ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ). И если будет соблюдено любое из следующих условий, штраф за неуплату (неполную уплату) страховых взносов применяться не будет:
- если уточненный Расчет подан после уплаты недоимки и пеней и до того, как стало известно об обнаружении ошибки контролирующим органом или о назначении выездной проверки (п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ);
- если вы подали уточненный Расчет после выездной проверки за соответствующий период, при условии, что ошибки и (или) искажения сведений проверяющие не обнаружили (п. 2 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
На практике встречается следующая ситуация. Страхователь правильно исчислил страховые взносы и отразил их в отчетности.В установленный срок страховые взносы перечислены не были. Однако, до того как контролирующий орган обнаружил недоимку, страхователь полностью ее погасил.
Возникает вопрос: применяется ли в этом случае ответственность, установленная ст. 47 Закона N 212-ФЗ? Ведь ее основанием выступает неуплата (неполная уплата) страховых взносов в результате их неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) страхователя. А в рассматриваемой ситуации страхователь исчислил взносы правильно и уплатил их, хоть и с опозданием.
По мнению Минфина России, при назначении штрафов по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ целесообразно учитывать практику применения ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату налога (Письмо от 26.09.2011 N 03-02-07/1-343). А в ней наблюдается следующая тенденция: привлечение налогоплательщиков к ответственности при несвоевременной уплате налога суды признают неправомерным. По их мнению, в такой ситуации налоговый орган может начислить только пени, но не штраф по ст. 122 НК РФ.

На данный момент российским законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Прежде она была установлена и наряду с ответственностью за уклонение от платы налогов, но в 2003 году была упразднена . Причиной тому стало введение Единого социального налога (ЕСН), который заменил собой систему страховых взносов. Однако после его отмены в 2010 году и возвращения к страховой модели, уголовное наказание за уклонение от уплаты взносов заново введено не было.

Данное обстоятельство породило достаточно нелогичную ситуацию, когда уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере, но при этом не установлена за аналогичное деяние в отношении страховых взносов. Вместе с тем, последние, как и налоги, являются обязательными платежами, причем имеющими высокое социальное значение . Страховые взносы традиционно имели уголовно-правовую охрану, причем она вполне обоснованно обеспечивалась теми же самыми нормами , которые применялись к налоговым преступлениям.

В связи с этим, в середине текущего года Минюст России разработал проект федерального закона, который призван устранить данный пробел в российском законодательстве . Документ предполагает не только возвращение наказания за уклонение от уплаты страховых взносов, но введение ряда новых норм ответственности за преступления в соответствующей сфере. Кроме того, планируется наделение внебюджетных фондов некоторыми специальными полномочиями, в том числе при взаимодействии с правоохранительными органами.

Какая ответственность применяется сейчас?

На сегодняшний день за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов предусмотрен штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов, а если данные действия совершены умышленно – 40% (см. , далее – закон о страховых взносах). Данные положения распространяются на взносы по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию работающего населения.

При этом такой штраф может быть наложен только, если указанное нарушение произошло в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков. Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты взносов в установленный срок, но при отсутствии данных фактов штраф не применяется, и начисляются пени (см. ВАС РФ от 31 мая 2013 г. № ВАС-3196/13).

Однако фонды имеют возможность направить страхователю требование недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (). В случае его неисполнения в установленный срок денежные средства по решению фонда взыскиваются с банковских счетов в принудительном порядке страхователя, а с физических лиц – в судебном порядке. При недостаточности денежных средств недоимки взыскиваются за счет иного имущества организации путем передачи материалов судебному приставу-исполнителю (см. ч. 1, ч. 14 , ). Ответственность за сокрытие таких денежных средств или имущества на данный момент не предусмотрена.

Кроме того, непредставление плательщиком в установленный срок расчета по взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода . Данный штраф уплачивается за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. При этом он не может составлять более 30% указанной суммы и менее 1000 руб. (). Несоблюдение порядка представления расчета по страховым взносам в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. Помимо этого, за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрена и административная ответственность () в виде штрафа от 300 до 500 руб.

Также принципиально схожие с описанными выше меры ответственности установлены за непредоставление отчетности в ФСС РФ в течение в срок, а также в течение 180 дней после истечения срока, закреплены в абз. 6-7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ " ".

Тем не менее, очевидно, что данный механизм не способен в достаточной мере стимулировать недобросовестных страхователей взносов к исполнению своей обязанности по предоставлению отчетности уплате страховых взносов. В частности, руководитель или главный бухгалтер не несет личной ответственности, когда речь идет о неуплате (неполной уплате) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

С другой стороны, в связи с отсутствием в законодательстве уголовной ответственности, внебюджетные фонды вынуждены формировать практику привлечения к ответственности и взыскания недоимок без участия правоохранительных органов и уголовно-правовых инструментов (преимущественно путем принудительного списания средств со счетов), что в определенной мере является достоинством действующей системы.

Что предлагает Минюст России?

Сохранив описанные выше меры ответственности, Минюст России предлагает скорректировать и и распространить их действие не только на соответствующие деяния в сфере налогов и сборов, но и в области страховых взносов государственные внебюджетные фонды. Таким образом, может быть введена уголовная ответственность за:

  • неисполнение обязанности по исчислению и удержанию страховых взносов;
  • сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимок по страховым взносам.

В последнем случае также планируется сократить предусмотренный на данный момент срок принудительных работ и лишения свободы с пяти до трех лет. Кроме того, планируется ввести новые ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (см. нижеприведенную таблицу).

Таблица. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Статья 199.3 УК РФ "Уклонение от уплаты страховых взносов с физического лица"

Представление которых в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо .

Размер уклонения

Наказания

Крупный размер (сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 1,8 млн руб.).

  • либо принудительные работы на срок до одного года;
  • либо арест на срок до трех месяцев;
  • либо лишение свободы на срок до одного года.

Особо крупный размер (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 9 млн руб.).

  • Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет;
  • либо принудительные работами работы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на тот же срок

Статья 199.4. "Уклонение от уплаты страховых взносов с организации"

Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, путем непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам или иных документов , представление которых в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений .

Размер уклонения

Наказания

Крупный размер (сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 млн руб.).

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арест на срок до шести месяцев;
  • либо лишение свободы на срок до двух лет.

Особо крупный размер (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 млн руб.) или группой лиц по предварительному сговору.

  • Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного от одного года до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо арест до шести месяцев;
  • либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Планируется, что по аналогии с налоговыми преступлениями лицо, впервые совершившее какое-либо из данных деяний, освобождается от уголовной ответственности при условии полной уплаты суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа (см. также и ). При этом под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе, в данном случае понимается уплата в полном объеме недоимки, соответствующих пеней и штрафов до назначения судом первой инстанции судебного заседания . Частичное возмещение ущерба или полное возмещение ущерба после назначения судом первой инстанции судебного заседания, может быть учтено только в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 " ").

Помимо этого, Минюст России предлагает ввести порядок возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты страховых взносов, аналогичный тому, который в настоящий момент предусмотрен для налоговых преступлений. Например, планируется, что единственным поводом для возбуждения таких уголовных де л будут служить материалы, которые специально с этой целью направлены государственными внебюджетными фондами в Следственный комитет РФ (далее – СК РФ). Правда вероятность того, что данное положение будет реализовано, весьма призрачна. Дело в том, что Президентом РФ в Госдуму внесен законопроект, согласно которому поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях станут фактически любые сообщения, а не только материалы налоговых органов. Соответственно, для внебюджетных фондов, скорее всего, будет применяться аналогичный принцип, и никаких исключений в этом плане сделано не будет. Предварительное следствие по таким делам будут вести следователи СК РФ, а вот непосредственным выявление нарушений законодательства о страховых взносах и возбуждением уголовных дел смогут заниматься также органы внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, в законопроекте по аналогии с положениями предусмотрена обязанность внебюджетных фондов направлять материалы в следственные органы при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • в отношении плательщика взносов внебюджетным фондом принято решение о привлечении за правонарушение;
  • плательщику на основании данного решения направлено требования об уплате страхового взноса;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
  • размер недоимки позволяет предполагать факт нарушения законодательства РФ о страховых взносах, содержащего признаки преступления.

Если государственный внебюджетный фонд вынесет решение о привлечении плательщика страховых взносов – физического лица к ответственности за совершение правонарушения и направит материалы в следственные органы, то он обязан будет приостановить исполнение данного решения, а также решения о взыскании страхового взноса, пеней, штрафа. При этом течение сроков взыскания также приостанавливается. В случае вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, фонд отменит вынесенное решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

Продолжая принципы, установленные для налоговых преступлений в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ " " планируется закрепить обязанность органов внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к их полномочиям государственные внебюджетные фондов, направлять им материалы для принятия решения (срок – 10 дней со дня выявления). Также органы внутренних дел смогут участвовать в проверках плательщиков страховых взносов по запросам органов внебюджетных фондов (совместно с налоговиками в настоящий момент аналогичные проверки проводятся в соответствии с МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Таким образом, с одной стороны, перевод деяний, связанных с уклонением от уплаты страховых взносов в крупном и особо крупном размере в уголовную плоскость позволит стимулировать недобросовестных страхователей к исполнению своей обязанности. При этом порядок возбуждения уголовного дела, аналогичный применяемому в настоящий момент при выявлении налоговых преступлений, представляется логичным. Фактически произойдет унификация механизмов привлечения к уголовной ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах и законодательства о налогах и сборах. С другой стороны, по мнению вице-президента "ОПОРЫ РОССИИ" Владислава Корочкина, в случае принятия законопроекта ожидается множество как обоснованных, так и необоснованных уголовных дел и усиление коррупционной нагрузки на бизнес.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов и порядок привлечения к ней могут быть приняты с учетом планируемой отмены ч.1.1. . В таком случае, право исследовать деятельность предпринимателей на предмет уплаты страховых взносов и квалифицировать соответствующие деяния, получат некомпетентные в данных вопросах правоохранительные органы , обвинительные задачи и силовые методы работы которых несколько отличаются от подходов, используемых сейчас государственными внебюджетными фондами.

Просрочил? Заплати!

Не всегда у начинающих предпринимателей хватает опыта распределить свои обязанности на несколько дней вперед. Подобная беспечность может привести к просрочке по платежам во внебюджетные и бюджетные фонды. Если вовремя не заплатить страховые и пенсионный взносы, то государством предусмотрены наказания в виде пени за дни просрочки и штрафы. Сколько придется заплатить и какую ответственность вызовет неуплата страховых взносов ИП, расскажем ниже.


Соблюдай закон

В отношении непунктуальных предпринимателей применяется ст. 25 Закона № 212-Ф3 . Она регламентирует начисление пени на сумму, которую должник обязан выплатить страховому и пенсионному фондам.

Рассчитывается сумма по фиксированной ставке, равной 1/300 рефинансирования ЦБ РФ. Пени начисляются за каждый просроченный вами день, включая выходные и праздничные дни.

В этом же законе (а именно в ст. 47) говорится о штрафе, который взыскивается с предпринимателей в дополнение к пени. Размер штрафа зависит от ситуации, фиксированных сумм нет:

  • 20% от общей суммы взноса, если индивидуальный предприниматель ненамеренно просрочил выплату или внес сумму меньшего размера.
  • 40%, если судом будут доказаны ваши намеренные действия по уходу от выплаты в страховой или пенсионный фонд. Такая же мера наказания ждет злейших неплательщиков, которые просрочили взносы не в первый раз.

Размер штрафа зависит от ситуации, фиксированных сумм нет.

Причем ВАС РФ сделал поправку в своем решении об ответственности ИП 31 мая 2013 года № ВАС-3196/13 , в которой говорится, что если сроки взносов были нарушены предпринимателем незначительно и он внес необходимую сумму в необходимом размере, то в качестве ответственности к нему применяются лишь пени за каждый день просрочки. То есть, если вы забыли оплатить страховые взносы и вспомнили о них через 2 дня, вам придется раскошелиться на фиксированную сумму взносов и за два дня просрочки.

Это дало возможность начинающим предпринимателям отстоять свои права в суде. Если Пенсионный фонд подал иск на выплату задолженности и наложил штраф за неуплату страховых взносов и пени, а вы уже сделали платеж, то решение суда можно опротестовать на основании поправки ВАС.

По Закону № 212-Ф3, ст 14, ч.9-11 , налоговые службы обязаны уведомлять пенсионные фонды о доходах ИП за прошедший год. На основании этой информации высчитывается страховой взнос. Если ИП выплатил сбор, но не в полном объеме, это послужит основанием для требований получить недоплаченную сумму с пени и штрафом через суд.

Если индивидуальный предприниматель не выплачивает налоговые взносы и не сдает отчетность за год, то у ФНС нет сведений о его доходах. В этом случае сумма страховых взносов фиксирована и рассчитывается по формуле 8 МРОТ х 26% х 12. На 2016 год фиксированная сумма страховых взносов за год равняется 163 тыс. 800 р.

Если индивидуальный предприниматель не выплачивает налоговые взносы и не сдает отчетность за год, то сумма страховых взносов фиксирована и рассчитывается по формуле.

Кто и когда будет взыскивать

Согласно вышеуказанному закону, Пенсионный фонд может взыскать вместе с пени и штрафом напрямую через судебных приставов. Проводить привычные судебные взыскания через зал заседания фондам не нужно. Это упростило процедуру взыскания, так как подобные дела заведомо проигрышны для индивидуальных предпринимателей и выплачивать все равно придется.

Но, чтобы страховой и пенсионный фонды могли подать приставам документы на должника, должны соблюдаться некоторые условия:

  • Задолженность ИП по страховым взносам превышает сумму в 1,5 тысячи рублей – взыскивается в бесспорном порядке только на протяжении двух месяцев со дня составления требований.
  • Задолженность ИП менее 1,5 тысячи рублей – взыскать в бесспорном порядке можно в течение года и двух месяцев после даты формирования требований.

Если пенсионный и страховой фонды не соблюдают сроки, то добиться выплат с пени и штрафом с предпринимателя они смогут только через зал заседания суда.

Взыскиваются пени и штрафы с индивидуальных предпринимателей следующим порядком:

  1. Пенсионный территориальный орган выставляет требования о и ее выплате, включая пени и штраф. Страхователь в течение 10 дней формирует документ.
  2. Документы отправляются в банк. Индивидуальному предпринимателю даются два добровольных месяца на выплату задолженности судебным приставам. Если этого не случится, то принимаются принудительные меры.
  3. Если за положенное время на расчетном счете не появилась фиксированная сумма, фонды собирают документы на ИП и передают дело в суд.

На сегодня выплаты по страховым взносам происходят раз в полгода. Это не дает возможности внебюджетным фондам более оперативно отслеживать должников. Но скоро ситуация поменяется, и за нанятых работников вам придется уплачивать страховые каждый месяц. Поэтому не допускайте просрочек. Попав один раз под контроль пенсионного и страхового фондов, вы не только подпортите свою репутацию, но и окажетесь в базе судебных приставов. А это не лучший вариант для начинающего предпринимателя, которому может понадобиться кредит в банке. Теперь вы знаете, чем грозит несвоевременное внесение взносов, и стоит ли так рисковать – решать только вам.