Предисловие. Стратегический менеджмент - Лапыгин Ю.Н

Представлены наиболее значимые подходы к разработке управленческих решений в организациях. По каждому этапу принятия решений дан инструментарий, необходимый для разрешения проблем управления. Наряду с методами определения тактических и оперативных решений различных проблем показаны алгоритмы разработки стратегических управленческих решений
Пособие содержит руководство по изучению курса, которое позволяет эффективно осуществлять самообучение и подготовку к учебному процессу, а также создает возможность для выработки необходимых компетенций в части принятия решений.
Для студентов и преподавателей экономических специальностей ВУЗов, а также менеджеров всех уровней.

Уровни принятия управленческих решений.
Принятие решений - механизм менеджмента, обеспечивающий выбор способа достижения его целей. Цели бываю краткосрочными (их достижение обеспечивается принятием оперативных решений), среднесрочными (как правило, гарантируются тактическими решениями) и долгосрочными (обеспечиваются стратегическими решениями).

Стратегические решения принимаются в случае возникновения стратегических проблем, признак которых - отклонение контрольных параметров системы от запланированных вследствие изменений внешней среды, влияющих на все организации отрасли. Такие проблемы не снимаются оперативными и тактическими решениями и требуют диагностики организации, анализа факторов внутренней и внешней среды и разработки стратегии.

Тактические проблемы - проблемы среднего уровня, представляют собой противоречия между среднесрочными целями организации и ее текущим состоянием. Такие проблемы решаются корректировкой стратегии, разработкой тактических планов в рамках действующей стратегии, незначительными изменениями функциональных стратегий.

Оперативные проблемы - это проблемы нижнего уровня, они возникают постоянно и требуют принятия постоянных решений, ограниченных временными рамками. Менеджеры среднего звена, а в некоторых случаях и исполнительный персонал организации могут принимать множество таких решений в течение одною дня.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7
Раздел I. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Тема 1. Принятие решений в организациях 11

1.1. Организация как сложная социально-экономическая система 11
1.2. Принципы управления сложными социально-экономическими системами 23
1.3. Уровни принятия управленческих решений 25
1.4. Патологии в управленческих решениях 25
1.5. Классификация управленческих решений 28
Тема 2. Принятие решений в структуре менеджмента 37
2.1. Функции управленческого решении 37
2.2. Организация управления как система формирования решений 38
2.3. Содержание конкретных функций при РУТ 41
2.4. Содержание процедур и общих функций процесса РУР 42
2.5. Общие сведения о теории принятия решении 46
Тема 3. Сущность и содержание управленческого решении 50
3.1. Сущность принятия решений 50
3.2. Управленческое решение как явление и как процесс 53
3.3. Задача принятия управленческих решений 54
3.4. Обобщенная схема никла принятия управленческих решений 55
3.5. Проблемы принятия решений 58
Тема 4. Этапы процесса принятия решений 60
4.1. Системный аспект процесса разработки управленческих решений 60
4.2. Парадигмы разработки управленческих решений. 64
4.3. Методология процесса разработки управленческого решения 66
4.4. Этапы процесса принятия решений 68
Тема 5. Принятие УР в различных условиях внешней среды 71
5.1. Анализ внешней и внутренней среды организации, SWOT-анализ 71
5.2. Понятия «неопределенность» и «риск» 83
5.3. Принятие решений в условиях определенности 85
5.4. Принятие решений в условиях неопределенности 85
5.5. Принятие решений в условиях риска 86
Тема 6. Повторяющиеся решения 94
6.1. Роль человеческого фактора в процессе РУР 94
6.2. Эксперты и базы экспертных знаний 101
6.3. Подсознательный характер процедурального знания и специфика его передачи 101
Раздел II. ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ PEUIКIIИ Й
Тема 7. Положения психологической теории разработки управленческих решений 105

7.1. Человеческие системы переработки информации для принятия решений 105
7.2. Этапы переработки информации и типы памяти 106
7.3. Мышление человека и его виды 108
7.4. Поведение человека в процессе принятия решений НО
7.5. Феномены поведения человека в процессе припиши решений 110
7.6. Специфика и феномены индивидуальных решении 112
7.7. Специфика и феномены групповых решении 120
Тема 8. Методы решения управленческих задач 125
8.1. Алгоритм анализа информации 125
8.2. Метод экспертного оценивания 132
8.3. Методы оптимизации решений 145
8.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации 146
8.5. Модели систем 150
8.6. Единство анализа и синтеза как метод познания 151
8.7. Подход к исследованию операций 152
8.8. Аналитический метод РУР 156
8.9. Статистический метод РУР 157
8.10. Метод математического программирования РУР 158
8.11. Матричный метод РУР 159
8.12. Исследование решений на множестве Парето 160
Раздел III. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Тема 9. Постановка задачи решения проблем 163

9.1. Понятия «проблема» и «проблемная ситуация» в системах управления» 163
9.2. Моделирование проблемной ситуации 168
9.3. Типология проблем 169
9.4. Методы организационной самодиагностики 170
9.5. Методы организационной диагностики 183
9.6. Методы определения наиболее значимых проблем 191
Тема 10. Целеполагание в организациях 200
10.1. Целевая ориентация управленческого решения 200
10.2. Целеобразование в организациях 201
10.3. Стратегическая система целей 207
Тема 11. Критерии достижения целей организации 211
11.1. Критерии принятия решений и их шкалы 211
11.2. Показатели и критерии эффективности 213
Тема 12. Генерирование альтернатив решения 216
12.1. Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений 216
12.2. Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр 232
Тема 13. Выбор решения из множества альтернатив 250
13.1. Основные положения теории эффективности 250
13.2. Эффективность управленческою решения 260
13.3. Эффективность операции 267
13.4. Виды эффективности и методы оценки 273
13.5. Эффективность стратегических управленческих решений 285
Тема 14. Реализация решений 291
14.1. Перемены как проблема менеджмента организации 291
14.2. Типология концепции стратегических перемен 295
14.3. Сопротивление изменениям в организациях 302
14.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям 305
Тема 15. Стратегические управленческие решения 311
15.1. Специфика стратегических УР в сравнении с оперативными 311
15.2. Этапы разработки УР и стратегическом планировании 315
15.3. Конкуренция и сотрудничество 316
15.4. Конфигуратор стратегий 317
15.5. Стратегические управленческие решения 320
15.6. Определение элементов философии развития 323
15.7. Анализ сегмента SWOT-матрицы решений 326
15.8. Матрица анализа сочетаний синергии 328
15.9. Анализ показателей стратегического развития системы 331
15.10. Разработка альтернатив стратегического решения 332
15.11. Реализация философии с использованием эталонных стратегий 334
15.12. Проекция выделенных (приоритетных) стратегий на факторы среды 334
15.13. Альтернативы тактических решений и использования эталонных стратегий 337
Раздел IV. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ»
Руководство по изучению дисциплины «Разработка управленческого решения» 341
Словарь 434
Библиографический список 444.

Год выпуска: 2007

Жанр: Менеджмент

Издательство: «Инфра-М»

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 242

Описание: В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.
Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений. Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.
В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом разработки стратегии организации - формированием философии бизнеса и на основе анализа стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации.
Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за которыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегических изменений.
Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области - О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро.
Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Учебное пособие «Стратегический менеджмент» содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стратегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разработки и детализации стратегии развития организации.
Содержание пособия направлено на формирование у студентов знаний основ стратегического управления организациями и развитие способности к обобщению опыта, связанного функционированием организационных систем.
Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала.
Книгу «Стратегический менеджмент» завершают 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов. Содержание учебного пособия

Подходы к стратегическому управлению организациями
Проблемно-целевое управление организациями
1.1. Проблемная ситуация
1.2. Моделирование проблемной ситуации
1.3. Анализ проблемной ситуации
1.4. Целеобразование в организациях
1.5. Стратегическая система целей
Школы стратегий
2.1. Обзор школ стратегического управления
2.2. Стратегия как явление
2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина
Стратегическое управление органиэащией
3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления
3.2. Стратегическое планирование
3.3. Стратегическое управление
Типология стратегий организаций
4.1. Эталонные стратегии
4.2. Стратегические модели
Конкурентные стратегии организации
5.1. Типология конкурентов
5.2. Стратегические направления конкуренции
5.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий
5.4. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли
Теоретические основы разработки стратегии организации
Подходы к разработке стратегии организации
6.1. Подходы школы предпринимательства
6.2. Общая схема разработки стратегии
6.3. Методические основы формирования стратегии организации
SWOT-анализ организации
7.1. Метод SWOT-анализа
7.2. Прим-анализ
7.3. Анализ внешней среды организации
7.4. Матрица решений как результат swot-анализа
Анализ действующей стратегии организации
8.1. Принципы оценки развития организации
8.2. Проблемы действующей стратегии
8.3. Конкурентоспособность цен и издержек
8.4. Прочность конкурентной позиции
8.5. Стратегические проблемы
Философия бизнеса организации
9.1. Стратегическое видение организации
9.2. Миссия организации
9.3. Стратегические цели организации
Формирование стратегии организации
10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии
10.2. Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ
10.3. Динамика разработки и корректировки стратегии
Методы разработки стратегии
11.1. Конфигуратор методов разработки стратегий
11.2. Традиционные методы разработки стратегий
11.3. Матричный метод разработки стратегий
Модели детализации стратегии
12.1. Политики, или функциональные стратегии
12.2. Проект, или черный ящик
12.3. Программа как модель состава
Стратегические изменения в организациях
13.1 Перемены как проблема менеджмента организации
13.2. Типология концепций стратегических перемен
13.3 Сопротивления изменениям в организациях
13.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям
Командообразование в стратегическом управлении
14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп
14.2. Системное командообразование
14.3. Лидерство в команде
14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование
14.5. Стратегия создания команды
Эффективность стратегических изменений
15.1. Концепция эффективности организаций
15.2. Эффективность управления организацией
15.3. Подходы к оценке стратегических изменений
Литература

В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.

Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.

Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.

В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом разработки стратегии организации – формированием философии бизнеса и на основе анализа стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации.

Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за которыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегических изменений.

Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области – О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро.

Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Пособие содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стратегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разработки и детализации стратегии развития организации.

Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала.

Завершают книгу 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов.

Лапыгин Юрий Николаевич

Учёная степень: доктор экономических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Экономические науки

Регион: Владимирская область

Индекс цитирования научной биографии: 1 (по количеству внешних ссылок)

Лапыгин Юрий Николаевич, 1953 года рождения (Воронежская область), образование высшее, в 1977 году окончил самолетостроительный факультет Харьковского авиационного института, в 1986 году - дневное отделение аспирантуры Центрального института повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы, в 2000 году - докторантуру Владимирского государственного педагогического университета.

Производственная деятельность на предприятиях авиационной промышленности - технолог, конструктор, начальник КБ, главный конструктор.

Научная деятельность - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник НИИ биологической промышленности.

Опыт работы в малом бизнесе - зам. директора по экономике научно-производственного предприятия.

В 1991-1996 годах принимал непосредственное участие в экономических реформах Владимирской области, являясь вице-губернатором-председателем комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области.

Последнее десятилетие посвящено формированию научной школы, ориентированной на стратегическое развитие организаций. В отмеченной области исследований опубликовано 34 монографии и 33 учебных пособия общим объемом около 600 печатных листов, принадлежащих лично Лапыгину Ю.Н.

Наиболее значимые учебные пособия и монографии: «Инвестиционная политика», «Стратегическое развитие организаций» (опубликованы в издательстве «Кнорус»), «Лизинг», «Основы управленческого консультирования», (опубликованы в издательстве «Академический проект»), «Стратегический менеджмент», «Теория организаций» (опубликованы в издательстве «Инфра-М»), «Бизнес-план: стратегия и тактика», «Управление проектами», «Планирование на предприятии» (опубликованы в издательстве «Омега-Л»), «Управление затратами на предприятии», «Системное решение проблем», «Принятие решений», «Экономическое прогнозирование», «Стратегический менеджмент» (опубликовано в издательстве «Эксмо»).

За последние 8 лет 35 его учеников защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора экономических наук.

Под его редакцией за последние 5 лет издано 14 монографий, посвященных различным аспектам стратегического управления социально-экономическими системами современных российских регионов.

Основные положения научной школы Лапыгина Ю.Н. легли в основу разработки в 2003-2004 года стратегий развития всех 40 муниципальных образований субъекта Российской Федерации - Владимирской области, что способствовало динамичному развитию региона.

Последние 9 лет Лапыгин Ю.Н. возглавляет кафедру «Экономика и стратегическое управление» Владимирского государственного университета, которая неизменно занимает первые места среди кафедр университета по совокупным показателям работы. Столько же времени Лапыгин Ю.Н. возглавляет диссертационный совет, в котором успешно защитили диссертации более 130 аспирантов и соискателей степени кандидата и доктора экономических наук.

Круг научных интересов Лапыгина Ю.Н. распространяется на область стратегического менеджмента, проявляющегося в региональных социально-экономических системах.

Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю.

Стратегический менеджмент (бакалавриат и магистратура): учебное пособие

Рецензенты:

Г.В. Гутман, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского института бизнеса, доктор экономических наук

А.В. Карасев, декан экономического факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, доктор экономических наук

Предисловие

Гари Хамелу – одному из выдающихся современных теоретиков и практиков стратегического управления – принадлежит высказывание о том, что науки о стратегическом управлении бизнесом как таковой не существует. Есть отдельные подходы, методы, инструменты, с помощью которых лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организаций.

Но менеджеры организаций во все времена и везде в мире едины в стремлении обеспечить динамичное развитие своего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые они часто называют стратегическими.

Переход на двухуровневую подготовку кадров в системе высшего образования предъявляет специфические требования к подготовке бакалавров и магистров. Кроме того, стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной литературы.

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» в составе направления «Менеджмент» является обязательной для подготовки как бакалавров, так и магистров, что делает необходимым систематизацию знаний и опыта по указанной дисциплине в отношении последовательности изложения материала, и в то же время для обеспечения достаточности компетенций на уровне бакалавра в случае завершения обучения на этом уровне.

Настоящее учебное пособие состоит из двух частей. Первая посвящена рассмотрению вопросов, отражающих содержание компетенций в рамках бакалавриата направления «Менеджмент», а вторая часть содержит модули для магистратуры того же направления подготовки. Всего в пособии девять модулей, материал которых связан комплексом компетенций, необходимых выпускнику высшей школы в практической деятельности.

Первый модуль предусматривает передачу знаний и опыта в области процесса стратегического управления с акцентом на целеполагание в этом процессе.

Во втором модуле рассмотрен новый аспект стратегического управления бизнесом, представляющий собой обоснование того, как корпоративная социальная ответственность может повысить капитализацию самого бизнеса, как могут быть учтены ожидания стейкхолдеров в процессе формирования стратегии развития организации.

Третий модуль содержит описание базовой методологии формирования стратегии развития организаций на основе конфигуратора, включающего эталонные стратегии, результаты SWOT-анализа, а также анализа действующей стратегии и разработки философии развития организации. Кроме того, в модуле представлены модели детализации стратегии до уровня функциональных стратегий, стратегических проектов и программ.

Первую часть заключает четвертый модуль, в котором отражены компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной стратегии. Соответствующие изменения рассмотрены на уровне индивида, группы и организации в целом. Отдельная тема посвящена командообразованию (малой группе), которое необходимо не только в процессе разработки стратегии, но и на этапе внесения стратегических изменений в организацию.

Вторая часть включает пять модулей, отражающих компетенции, которыми должны обладать выпускники высшей школы в направлении «Менеджмент», ориентированные на научную и педагогическую деятельность.

Пятый модуль посвящен рассмотрению новейших проблем стратегического менеджмента, как в части основных научных школ, так и в части конкурентных стратегий организаций.

В шестом модуле нашли отражение методы проведения стратегических исследований, среди которых выделены методы организационной диагностики и методы поиска стратегических решений, а также активизации творческого мышления, необходимые на всех этапах стратегического управления.

Схемы разработки стратегии составили основу седьмого модуля, где рассмотрены общие методы разработки стратегии, а также стратегические модели матрицы и методы корректировки реализуемой стратегии.

Восьмой модуль включает новые подходы к принятию стратегических управленческих решений, а девятый – вопросы модификации и разработки стратегии на основе ключевых компетенций.

Основной текст иллюстрируется большим числом таблиц и рисунков. После каждой темы приводятся контрольные вопросы. Дан список основной литературы. Завершают книгу восемь приложений, содержащих иллюстрации к учебному материалу.

Стратегический менеджмент: бакалавриат

Процесс стратегического управления

Типология проблем управления

1.1. Проблемная ситуация

Из теории систем известно, что разнообразие, привнесенное в систему, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность системы, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь идет о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Например, если руководитель один раз отложил принятие управленческого решения, другой раз отложил, а затем это становится нормой, которая сводится примерно к следующему: бумага должна отлежаться, или решение должно созреть. Но в тех случаях, когда решения следует принимать незамедлительно, продолжает срабатывать отмеченная норма: бумага должна отлежаться.

Система претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как давлением метальных моделей, так и физиологическими способностями людей.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы.

Источники отклонений от нормы могут находиться как на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), так и в составе самой системы, а также на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на воздействие внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков продуктов жизнедеятельности системы.

Примером может служить зарплата «в конвертах». При приеме на работу работнику сообщают о такой системе оплаты труда, и он воспринимает это как проблему. Внешняя среда в лице, например, налоговых органов, также воспринимает подобную ситуацию как проблему.

Модель состава системы претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие в системе изменения.

Например, в процессе приватизации государственной собственности в 90-х гг. прошлого столетия в России только часть населения страны сознательно хотели стать собственниками, что подтверждается социологическими опросами , в соответствии с которыми более 60% населения были настроены патерналистски , т.е. не желали нести ответственность не только за свою собственность, но и за свое будущее. В итоге – собственниками стали те члены социально-экономической системы, которые способны были адекватно воспринять происходящие в обществе реформы.

В отношении связей между элементами системы можно сказать, что они как место зарождения патологии в первую очередь отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т.д.). Например, те же отношения собственности в период экономических реформ стали основным источником формирования отклонений от нормы в потреблении благ, когда «братва» стала носить огромные золотые цепи на шее и ездить исключительно на джипах.