Публицистическое издание. Что такое публицистика


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ПУБЛИЦИСТИКА

1. мн. нет. Литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни. Работать в жанре публицистики.

2. собир. Произведения этого жанра. Читать публицистику. Публицистический - относящийся к пуб-лицистике. Публицистичный - проникнутый чертами, насыщенный элементами публицистики.

Что такое ПУБЛИЦИСТИКА , ПУБЛИЦИСТИКА это, значение слова ПУБЛИЦИСТИКА , происхождение (этимология) ПУБЛИЦИСТИКА , синонимы к ПУБЛИЦИСТИКА , парадигма (формы слова) ПУБЛИЦИСТИКА в других словарях

Парадигма, формы слова ПУБЛИЦИСТИКА - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

парадигма, формы слова ПУБЛИЦИСТИКА

публицистика

публици́стика,

публици́стики,

публици́стики,

публици́стик,

публици́стике,

публици́стикам,

публици́стику,

публици́стики,

публици́стикой,

публици́стикою,

публици́стиками,

публици́стике,

публици́стиках

+ ПУБЛИЦИСТИКА - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое ПУБЛИЦИСТИКА

публицистика

публици ́стика

ж.

а) Вид литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества.

б) Совокупность произведений такого вида.

2) Наличие в чьем-л. творчестве, в каком-л. произведении отражения злободневных проблем современности.

+ ПУБЛИЦИСТИКА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое ПУБЛИЦИСТИКА

ПУБЛИЦИСТИКА

(от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.

+ ПУБЛИЦИСТИКА - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое ПУБЛИЦИСТИКА

публицистика

ПУБЛИЦИ́СТИКА, -и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.

| прил. публицистический , -ая, -ое.

+ ПУБЛИЦИСТИКА - Малый академический словарь русского языка

Существует несколько точек зрения по вопросу о том, что такое публицистика. В Большом энциклопедическом словаре говорится, что это род произведений, посвященных явлениям жизни современного общества, его актуальным проблемам. Это значит, что не только статьи в журналах и газетах могут быть публицистическими.

Нужно отметить, что в Большом энциклопедическом словаре при объяснении того, что такое публицистика, указано следующее: она может существовать не только в словесной форме (как устной, так и письменной), но и в иконографической (карикатура, плакат, кино, фото), музыкальной и театрально-драматической.

"Борис Годунов" Пушкина - публицистика?

В определенном смысле - безусловно. Ведь уже во времена Пушкина эта драма имела политическую направленность. Автор выступал против социально-политического состояния страны того времени.

И все-таки "Борис Годунов" - художественное произведение. Это не русская публицистика в чистом виде. Данное произведение следует относить к Следовательно, наше определение того, что такое публицистика, пока еще нельзя назвать исчерпывающим. Его необходимо дополнить, добавив уточнение.

Отличие художественной литературы от публицистики

Следует сказать о том, что художественная литература использует вымысел. Она создает героев, никогда не существовавших в реальности, действующих в вымышленных условиях. А вот публицистика непременно должна опираться на реальные факты. Авторский домысел может быть присущ и ей, однако лишь в рамках фактов, хорошо известных всем. Добавив данное уточнение, мы получим исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое публицистика.

Жанры публицистики

Все материалы, относящиеся к ней, можно разобрать по определенным признакам, на основании которых выделяются следующие 3 родовые группы:


Смешение жанров

Необходимо отметить, что современная публицистика характеризуется тенденцией к взаимопроникновению, смешению жанров. Жанр, наполняясь новым содержанием, приобретает новые формы, однако серьезных преобразований обычно не претерпевает. Тем не менее со временем некоторые новые тенденции превращаются в отдельные жанры. В качестве примера можно привести эссе.

Особенности эссе

Это раздумья, которые рождены стремлением автора рассмотреть эстетические, историко-политические и морально-этические проблемы через конкретную личность, персонификацию. Данный жанр позволяет высказать и обосновать мнение автора наиболее полно, а также отразить в нем личные эмоции и чувства. Эссе одновременно присуща и художественная типизация образа, и философско-аналитический взгляд на рассматриваемый предмет.

Художественная публицистика

Под этим понятием подразумевают особую разновидность литературных произведений, которая стоит на стыке художественной литературы и социально-политической прозы. К ней относятся фельетон, репортаж, очерк, памфлет и др. Как и сатира, художественная публицистика насквозь пропитана духом полемики, тенденциозности. Однако между ними имеется и существенное отличие. Сатира берет на вооружение смех, тогда как художественная публицистика - ораторское слово.

Понятие публицистика никогда не получало самостоятельного развития в зару­бежных теориях массовых коммуникаций. Слово публицистика появилось в XIX веке. О его этимоло­гии дает информацию известная статья В.Г. Березиной 1 . По мнению автора, специфическим было первоначальное толко­вание слова публицист (выступающий о публичном праве). Березина раскрывает смысл этого слова, его трансформацию, обращает внимание на важность для характеристики публи­цистических произведений трех аспектов: о чем; как; для кого они созданы.

История происхождения термина приводит и к другим, не менее любопытным гипотезам. В.Г.Березина, например, указы­вает на возможно русское происхождение данного понятия, по­скольку трудно найти эквивалентные термины в европейских языках 2 .

Аналогичные предположения высказывает и Е.П.Прохоров: «В англо-американской литературе этот термин вообще не при­нят; в западногерманских исследованиях он употребляется для обозначения всех (кроме информации) произведений, распрост­раняемых по каналам массовой коммуникации и рассчитанных на массовое воздействие» 3 .

В работах 1960-1980-х годов при характеристике публицис­тики как предмета литературной деятельности акценты стави­лись на идеологическом, политическом смысле любого публи­цистического произведения. Творчество публицистов расценивалось как «область общественно-политической деятельности» с целью «активного идеологического воздействия» 4 . По мнению В.М.Горохова, публицистика - это и вид литературы, и тип жур­налистской творческой деятельности.

М.С.Черепахов, считая публицистику особым родом литерату­ры, рассматривал ее в жанровой (в широком смысле слова) пара­дигме литературного творчества. Ученый утверждает, что «любая тема, проблема - философская, морально-этическая, экономичес­кая - получает в публицистике политическое осмысление» 5 .

В.В.Ученова объединяет в понятии публицистика специ­фический род деятельности и тип текстов 6 . Из этого определе­ния становится очевидным родство журналистики и публицис­тики как форм общественного сознания и факторов обществен­ной жизни.

Деидеологизация, характерная для нашего времени, касает­ся в определенной степени и публицистики. Бесспорно, централь­ным в ней остается мировоззренческий аспект, не исчезает и не умаляется общественная значимость поднимаемых в ней нрав­ственных проблем (моральные суждения являются одной из са­мых типичных черт отечественной публицистики), которые мо­гут вместе с тем не иметь никакого отношения к политике.

Публицистике подвластны все и всякие события, явления, судьбы, характеры, проблемы современности (и даже прошлого и будущего в связи с современностью) при том условии, что они увидены и повернуты к широкой аудитории своим социальным смыслом и значением 7 . В публицистике размышления занима­ют главное место, выходят на первый план. Осмысление отно­шения к миру для публициста - специальная и профессиональ­ная задача: человек и его бытие - это главный объект публици­стического выступления в прессе.


Публицистика является интеллектуальной деятельностью, предмет которой - объективная реальность. Важно понимать, что «предметом деятельности могут быть не только вещи, но также общественные отношения, формы общественной жизни, различные организации, системы управления, виды деятельнос­ти, регулирующие их нормы и все компоненты общественного сознания, как то: знания, мнения, ценности или идеалы, а также сам человек в развитии своих сил, способностей и потребнос­тей, т.е. любая область социальной действительности» 8 .

Предмет публицистики - история современности. При этом речь идет о познании исторического процесса в его развитии, об оценке происходящего, о коммуникативной деятельности. Пред­мет публицистики трансформируется при смене одной обществен­ной системы и эпохи другими.

Сущностный признак публицистики - полемичность. Для фор­мирования осознанной социально активной позиции людей необ­ходимо, чтобы полемика опиралась на объективную, убедитель­ную и обоснованную аргументацию.

Как известно, аргументация - это приведение доводов (аргу­ментов) с целью изменения позиций или убеждений другой сто­роны. Аргументы строятся либо в форме связей, ассоциаций, либо, напротив, диссоциативно.

Для аргументации характерно то, что она

Всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений;

Является целенаправленной деятельностью, в задачи ко­торой входит усиление или ослабление чьих-то убеждений;

Является социальной деятельностью, поскольку направле­на на другого человека или людей, рассчитана на диалог и ак­тивную реакцию противоположной стороны;

Предполагает разумность тех, кто воспринимает приводи­мые доводы.

Приемы аргументации бывают корректными и некоррект­ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо­вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы

Аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и
настроения вместо обоснования тезиса объективными довода­ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на­электризовать аудиторию;

Личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас­суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп­понента.

Применение некорректных аргументов является манипулятивным приемом недобросовестных журналистов, цель которых создать иллюзию объективности. Важно помнить, что основная функция публицистики - объективное отражение мира. Так, исследователь теории журналистики, А.А.Тертычный, утвержда­ет, что применительно к массовой аудитории основная функция публицистики заключается во всестороннем социальном ориен­тировании читателей, в формировании образа жизни. В этом ас­пекте она совпадает с функциями аналитической журналистики. Автор адресует свое выступление человеку действия, г. е. про­являющему свою личность, ищущему способы решения про­блем. Явления, описываемые в тексте, интересуют читателя прежде всего с точки зрения той роли, которую они могут играть в его деятельности. Относительно этой роли все предметы мо­гут быть разделены на две основные группы. Первая - предме­ты, явления, служащие, сопутствующие удовлетворению потреб­ностей субъекта (их называют благами), вторая - предметы, явления, препятствующие удовлетворению его нужд, порождаю­щие новые потребности. Явления первой группы могут высту­пать мотивами, целями, средствами деятельности, а второй - преградами, стоящими на пути достижения мотива деятельнос­ти, «ценой» за удовлетворение актуальной потребности тем или иным путем. «Умение ориентироваться в этих явлениях исклю­чительно важно для аудитории» 9 , - подчеркивает исследователь.

Публицистике свойственны также информативная, дирек­тивная, фатическая, эстетическая, экспрессивная функции. Ин­формативная функция проявляется в передаче информации, ди­рективная - в оказании влияния на поведение или отношение ауди­тории, фатическая - в поддержании коммуникативных связей, эстетическая - в создании художественного эффекта, экспрес­сивная - в выражении эмоционально-оценочного отношения ав­тора.

При директивной функции основной акцент делается на ауди­торию (адресата), при информативной - на содержание, при фактической - на канал коммуникации, при эстетической - на фор­му сообщения, при экспрессивной - на автора (адресанта).

Директивная функция непосредственно связана с темой публи­цистического текста, которая рождается как непосредственная ре­акция на проблемы. Публицистика постоянно подсказывает, какие проблемы считать острыми и наболевшими, а какие - не стоящи­ми внимания. Иными словами, публицистика задает набор тем и проблем, которые считаются наиболее важными на текущий мо­мент. В этом смысле публицистика действует как прожектор, «выс­вечивая» то одну, то другую проблему. По определению В.В.Ученовой, проблемой называется отражение в человеческом сознании противоречивых моментов развития, конфликтных ситуаций действи­тельности 10 . Решение их и выработка конкретной идеи - это и есть директивная функция публицистики.

В советское время публицистика через идею несла импульс действия, сегодня она лишь подсказывает читателю его роль. Представим такой эпизод. Задумавшись, идет по улице чело­век. Впереди проезжая дорога, зажегся красный свет. Но пеше­ход, не обращая внимания на светофор, пытается перейти на другую сторону улицы. И в этот миг слышит резкий окрик: «Ма­шины!» Отпрянув, он избежал беды. Данный эпизод демонстри­рует принуждающее воздействие, которое вызвано экстремаль­ными обстоятельствами. Прохожий, окликнувший невниматель­ного человека, использовал средство, однозначно диктующее из­менение поведения.

Аналогичные способы воздействия применялись в публици­стике первых лет Советской власти, когда она была направлена на изменение социальных, политических и экономических взгля­дов людей. С начала девяностых, когда распался Советский Союз, публицистика уже не направлена на изменение, а только стремится изменить эстетические взгляды и поведение своих читателей 11 . Авторитарно-управленческая функция публицистики сменилась ориентацией на совместный с аудиторией поиск ре­шения сложных проблем. При этом публицистика на одних про­блемах внимание общества концентрирует, а другие игнорирует.

Современное состояние общества таково, что по целому ряду проблем его члены вообще не могут составить никакого мне­ния. Более того, о существовании некоторых проблем ничего не было бы известно, если бы не публицистика, которая разъясня­ет, насколько важны эти проблемы. Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя­занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению.

Внушение и убеждение относятся к основным способам ком­муникативного влияния, выработанным практикой социального общения. Воздействие с помощью внушения рассчитано «на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверж­дается или отрицается без доказательства» 12 . Для убеждающе­го воздействия характерно обращение прежде всего к интеллек­ту, критическому сознанию, формирование необходимого настроения.

Однако главное воздействие публицистики связано не с ее способностью к убеждению и внушению, а с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима­ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Еще в 20-е годы XX века классик исследований массовой коммуникации Уолтер Липпман заметил, что только «законченные идеалисты могут воображать, что в современном обществе простой гражданин способен сво­им умом "дойти до самой сути" и самостоятельно составить суждение о важности происходящих где-то далеко событий или об актуальности сложных и не затрагивающих его непосредствен­но общественных проблем» 13 .

В публицистических произведениях, содержанием которых является критика на злобу дня, информативная функция сочета­ется с экспрессивной. Публицистическое произведение предстает как сложно организованная объективизация точки зрения авто­ра, его взгляда на действительность, общей мировоззренческой концепции. Критика несет отпечаток авторских эмоций, делая текст оценочно-экспрессивным. Как известно, под экспрессией понимают выразительно-изобразительные качества речи, отли­чающие ее от обычной или стилистически нейтральной и прида­ющие ей образность и эмоциональность. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре­мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Публицистическая (или социальная) критика выполняет две функции: 1) разбор (анализ) единичного явления с целью дать оценку; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание не­достатков.

В работах по теории критики оценка понимается как определе­ние достоинств и недостатков объекта и общий вывод, причем оценка объекта противопоставляется его характеристике. Говоря об оценке, прежде всего надо разграничить два часто смешиваемых поня­тия, а именно оценку как мыслительный процесс и ее выражение средствами языка, т.е. вербализацию оценки.

Познание действительности сопровождается оцениванием ее; это означает, что в ходе познавательной деятельности в челове­ческом сознании, с одной стороны, отражаются предметы и яв­ления такими, каковы они сами по себе, в их естественных свя­зях и отношениях, с другой - эти предметы и явления человек оценивает под углом зрения определенных потребностей, стрем­лений и установок 14 . Естественно, что оценивание осуществля­ется субъектом и не может происходить без его участия.

В процессе познания существует две формы: чувственная и рациональная. Формами оценки на чувственной ступени явля­ются чувства, на рациональной - оценочные представления и понятия. Такова структура оценки в плане познавательного ас­пекта.

Однако оценка может быть рассмотрена в коммуникатив­ном аспекте, когда субъект оценивает окружающую его действи­тельность на основе имеющихся у него оценочных представле­ний и понятий. Структура оценки как мыслительного действия включает четыре компонента: субъект, предмет, характер и ос­нование оценки. Рассмотрим каждый из них.

Субъект оценки - это лицо, которое приписывает ценность предмету, т.е. тот, кто осуществляет оценку, выражает ее.

Предмет оценки - это объект или объекты, которым припи­сываются какие-либо ценности или наоборот отказывается в них, или ценности которых сопоставляются.

Характер оценки - это сам оценочный предикат. К характе­ру оценки относят такие предикаты, как «хорошо», «плохо», «доб­ро», «зло» и т.п. По характеру оценки делятся на абсолютные и сравнительные.

Основание оценки определяется как та позиция, те доводы, которые склоняют субъект к одобрению, порицанию или выра­жению безразличия в связи с разными вещами 15 .

Оценки делятся на два вида в зависимости от того, какую основу они имеют: интеллектуальную (рациональную) или эмоци­ональную (чувственную).

Однако у этих двух видов оценки есть общее - они либо одоб­ряют, либо дискредитируют объекты критики. В качестве базовых для создания экспрессивности текста можно принять чув­ства «одобрение/неодобрение».

Следуя современной теории, «жанром можно условно счи­тать группу литературных произведений, в которых теоретичес­ки выявляется общая "внешняя" (размер, структура) и "внут­ренняя" (настроение, отношение, замысел, иными словами - тема и аудитория) форма» 16 . Но жанры публицистики не просто лите­ратурные формы отображения реальности, а прежде всего спо­собы и методы воздействия на аудиторию, построенные на ав­торском понимании и интерпретации сути отображаемых в тек­сте проблем, фактов, явлений через аналитико-художественное воспроизведение конкретных ситуаций.

В основу классификации публицистических произведений положены следующие признаки жанровой дифференциации:

1) характер объекта отражения;

2) целевое назначение;

3) масштабность выводов и обобщений;

4) характер языковых и стилистических средств.

На основе признаков дифференциации определены три груп­пы публицистических жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Жанр - понятие типологическое: он устанавливает харак­терный для всех входящих в его орбиту произведений тип отно­шения к действительности. «В строгом терминологическом смысле жанр не отражает непосредственно действительность так, как любое произведение искусства и литературы, - замеча­ет профессор Г.Я.Солганик. - Будучи обобщенной категорией, жанр отражает не непосредственно действительность, а харак­тер отношения к ней составляющих жанр произведений. Жанр -это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношения к дей­ствительности» 17 .

Наиболее оперативные жанры, не претендующие на де­тальный анализ:заметка - небольшое сообщение; интервью - материал, сделанный на основе беседы журналиста с интерес­ным для аудитории человеком; репортаж - запись, отражаю­щая ход какого-либо события.

Жанры, предполагающие анализ фактов:статья - текст, в котором ставится и разрешается какая-либо проблема; ком­ментарии - трактовка события; обозрение - аналитическое описание событий за определенный период, включающее общую оценку; рецензия - оценка конкретного произведения.

Эти жанры имеют как сходные признаки, так и отличитель­ные признаки. Назовем основные отличия: в проблемной статье логическая структура связана с движением от идеи, от общего к частному, текст используется в основном не как предмет кри­тического анализа, а как доказательство взглядов автора. В обо­зрении представлены закономерности и тенденции развития си­туации за какое-то время. В произведениях этих жанров при оп­ределенной степени объективности анализа ощутимо авторское «присутствие», субъективная авторская позиция, допускаются элементы образности.

Жанры, в которых особенностью повествования явля­ется именно индивидуальный подход, субъективная оцен­ка, особый угол зрения: очерк (проблемный, путевой, «физио­логический», портретный) - художественно-публицистическое произведение, в котором определенным образом организованы авторские мысли, наблюдения, впечатления, размышления; фе­льетон - произведение, в котором при характеристике людей или ситуаций использованы средства сатиры; памфлет - произведение, где объектом критики становится политический строй в целом и его ведущие представители.

При определении жанров художественной публицистики от­мечают характерное для них единство логического и образного, взаимодействие «публицистической насыщенности» с элемен­тами художественного, образного письма 18 . Этой родовой груп­пе публицистики свойственны образность, типизация, эмоцио­нальная выразительность.

В сложной системе публицистических жанров фельетон занимает особое место как жанр художественно-публицистичес­кий. В фельетоне органично соединяются мысль и образ. Фель­етон формируется на самом стыке собственно художественной литературы и публицистики, в той сфере, о которой сказал в свое время В.Г.Белинский: «...искусство, по мере приближения к той или иной своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущ­ности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, прими­ряющая обе стороны» 19 . Жанры, расположенные в областях, «примиряющих обе стороны», естественно и закономерно тяго­теют к разнородным стихиям. Так, фельетон немыслим без слож­ного взаимодействия с публицистическими жанрами (заметка, статья, репортаж, корреспонденция), с художественными жан­рами (рассказ, новелла) и, наконец, с теми жанрами, которые так­же располагаются в пограничной сфере (очерк, памфлет).

В публицистике не только широко используются все выше­перечисленные жанры, но внутри каждого вида можно наблю­дать разнообразие приемов общения автора с читателем, все­возможные варианты включения в текст документа и авторско­го комментария к нему.

При стремлении к точной характеристике каждого жанра следует отметить отсутствие четкого разграничения в реаль­ных произведениях: ироничный комментарий может сочетаться с обозрением, сатирическая реплика оказаться включенной в заметку, рецензия трансформироваться в фельетон, очерк стать сатирическим, а статья приобрести памфлетный характер. «В разных жанрах обнаруживается разная степень распространен­ности тех или иных явлений, - замечает Н.Ю.Шведова, - то, что характерно для непринужденного стиля письма, фельетона, заметки, лишь в отдельных случаях может проникнуть в офици­альный документ, информационное сообщение или критическую статью. Но такие проникновения не исключены, напротив, они становятся все более обычными. Новые явления проникают в разные жанры газеты» 20 .

Однако дело не только во взаимопроникновении и смешении жанров. Для современной литературы и, в частности, публицис­тики как ее вида характерны размытость жанровых границ, по­явление новых жанровых вариантов и, как следствие, перестройка всей системы жанров. На этом фоне четкое жанровое определение публицистики осложняется многообразием ее бытования - это и средства массовой коммуникации, и беллетристика. Как видим, одна из особенностей публицистики в ее «промежуточ­ности», отсюда и трудности с определениями и жанровыми ха­рактеристиками.

Введение

Публицистику можно назвать высшим пилотажем журналистики, так как именно в публицистическом произведении журналист в наиболее полной мере раскрывает свои способности. Публицистические жанры наиболее сложные, здесь автор не только констатирует какие-то факты, как это принято в информационных жанрах, он еще и выступает как действующее лицо со своими мыслями, выводами, предложениями. Именно публицист формирует общественное мнение по тому или иному вопросу, затрагиваемому в своих произведениях, так как предназначение публициста - писать на злобу дня, быть на острие общественно-политической жизни, вскрывать те недостатки в обществе, которые на первый взгляд могут быть и незамечены другими. А это требует от журналиста не только знания своей профессии, но и глубоких познаний в психологии, экономике, политике и т.д.

Для написания работы, необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть понятие и жанры публицистики
  • 2. Изучить особенности современной публицистики

Понятие и жанры публицистики

Публицистика - это область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и.т.д.

Жанр - исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками. Это - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли.

Выделяют следующие группы жанров в публицистике:

  • · Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж - объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.
  • · Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
  • · Художественно-публицистическим - зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

  • 1. Заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.
  • 2. Интервью - носит не только информационный характер, но и бывает необходимо для создания портрета собеседника, - через его речь, например, или особенности поведения в ходе интервью. Информационное интервью, прежде всего, преследует цель донести новость, предметом познания журналиста является факт, а собеседник выступает лишь как источник информации. Существует несколько видов информационного интервью: разговор с собеседником; диалог; монолог; коллективное интервью.
  • 3. Отчет. Публицистики выделяют два вида отчета - информационный и аналитический.
  • 4. Репортаж - это информационный жанр, который достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего "эффект присутствия" для читателей. В основе репортажа всегда лежит новизна события.
  • 5. Статья - жанр аналитический. Статья носит масштабный, научно-теоретический характер. Она обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках. Для этого жанра характерны научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности, глубокая аргументированность.
  • 6. Корреспонденция один из древнейших газетных жанров. Само его название в переводе с латинского означает "осведомлять" и в точности соответствует главному предназначению корреспонденции. Основной целью корреспонденции становится истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование развития и так далее. Поэтому этот жанр относят к аналитическим. Исследователи выделяют два вида корреспонденции: информационную и аналитическую.
  • 7. Версия базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора, исключая категоричность выводов и заключений. Основным ее методом исследования действительности становится домысел.
  • 8. Комментарий. Комментарии толкуют мотивы отдельных событий, явлений, ситуаций, выступлений. Собственно с переводе с латинского это слово и обозначает - "объяснение".
  • 9. Журналистское расследование. Целью журналистского расследования становится желание автора непременно установить скрытые причины определенного явления, процесса, ситуации.
  • 10. Письмо - специфическое выступление, обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами. Письма делятся на: открытое письмо; письмо без адреса; письмо в редакцию.
  • 11. Обозрение - это одновременное наблюдение, анализ и выявление сущности событий, процессов, явлений общественной жизни. Главный, определяющий признак обозрения - единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. И, соответственно, его предметом становятся общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, а также идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы.
  • 12. Обзор печати - предназначен для анализа, рассмотрения определенных явлений и ситуаций, связанных со всеми видами средств массовой коммуникации, их оценки и конкретных рекомендаций.
  • 13. Рецензия - это критический анализ, оценка отражения в произведениях литературы, искусства и науки реальной действительности.
  • 14. Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.
  • 15. Эссе - глубоко личностный персонифицированный литературно-публицистический жанр, требующий самостоятельности и оригинальности мышления, некоего опыта в той области, которой посвящены раздумья. Между тем среди эссе выделяют несколько разновидностей: литературно-критическое; философское; организационно-управленческий эссе; научно-публицистический эссе.

Сущность публицистики

Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как и технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета . По мнению Игоря Дедкова , литературного критика,

История

Есть попытки видеть начало публицистики в далёком прошлом литературы; Эрнест Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Игорь Дедков поддерживает эту мысль, добавляя, что «русская публицистическая литература восходит к „Слову о Законе и Благодати“ Илариона и обличительным произведениям Максима Грека » . Несомненно, однако, что публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой - начиная с предвестников реформации - ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение публицистики ещё усилилось с появлением периодической прессы. Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с публицистики, прибегая к её помощи и впоследствии. Особенное значение имеет публицистика в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она - в лице наиболее популярных своих представителей - занималась по преимуществу публицистикой. Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определённой, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы публицистике такие яркие художественные таланты, как Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский , представители особого литературного жанра - соединения художественных образов с публицистикой.

В последнее время мы наблюдаем явление написания ряда произведений на стыке науки и публицистики (научно-публицистический стиль литературы), толчком к чему послужили книги ученого и писателя-публициста Виталия Тепикина «Культура и интеллигенция», «Интеллигенция: культурный контекст», «Кристаллизация интеллигенции».

Источники

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Отрицательная обратная связь
  • Скрипач на крыше (мюзикл)

Смотреть что такое "Публицистика" в других словарях:

    Публицистика - (от слова публичный, общественный) область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая… … Литературная энциклопедия

    Публицистика - ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение,… … Словарь литературных терминов

    ПУБЛИЦИСТИКА - 1) наука государственного права; 2) совокупность газетных и журнальных статей, брошюр и т. п., обсуждающих общегосударственные или общественные интересы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЦИСТИКА … Словарь иностранных слов русского языка

    ПУБЛИЦИСТИКА - (от лат. publicus общественный) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося… … Большой Энциклопедический словарь

    ПУБЛИЦИСТИКА - ПУБЛИЦИСТИКА, публицистики, мн. нет, жен. (от лат. publicus общественный) (книжн.). 1. Литература по общественно политическим вопросам. Русская публицистика 60 х гг. 2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный… … Толковый словарь Ушакова

    Публицистика - специфический род литературы, который рассматривает актуальные проблемы жизни и деятельности общества, его культуру, политику, философию, экономику и др. См. также: Литературные произведения Публикации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ПУБЛИЦИСТИКА - (от латинского publicus общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура и др.), фото и… … Современная энциклопедия