Ричард Султанов объясняет почему фестиваль Russian Film Week так важен для продвижения российской культуры на Западе

Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail и эксперт в сфере железнодорожного транспорта: «Приватизация железных дорог в России - это сложная задача, которая потребует системного подхода»

Мы часто слышим о приватизации. Например, Правительство Российской Федерации ставит жесткие цели по приватизации ряда крупнейших активов. Но целесообразна ли приватизация такого ключевого актива как железные дороги? Возможна ли приватизация и будет ли эффект от этого положительным для страны и ее граждан? Эту важную и весьма сложную тему мы обсудили с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). Он уже долгие годы работает в сфере железнодорожного транспорта, на протяжении нескольких лет отвечал за стратегию в крупнейшей дочерней компании РЖД ОАО «ПГК», руководил стратегическим маркетингом и финансами в Brunswick Rail, крупнейшей частной лизинговой компании с парком более 25 000 вагонов.

В чем смысл приватизации государственных активов? Есть ли конкретная цель?

Ричард Султанов: Приватизация государственных компаний в целом укладывается в логику рыночных реформ. Через приватизацию можно улучшить эффективность предприятия, повысить уровень корпоративного управления, но самое главное – приватизация - это источник средств для первоочередных задач. При этом государство может оставаться ключевым акционером, оставить за собой блокпакет акций. В последние годы государство делает конкретные целенаправленные шаги по улучшению эффективности предприятий, например, путем привлечения независимых директоров в состав советов директоров. Сама приватизация может происходить в различных формах. Это может быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

Возможна ли приватизация ключевого актива в железнодорожной отрасли – компании РЖД?

Ричард Султанов: Во-первых, я бы хотел отметить, что деятельность РЖД является весьма сложной. Перевозки пассажиров очень отличаются от грузовых перевозок по прибыльности. Но даже в части грузовых перевозок существую классы грузов и кросс-субсидирование. Железнодорожные перевозки - это не просто бизнес, а удовлетворение критических потребностей нашей экономики и граждан. Реформа МПС уже дала свои плоды. Существенно был обновлен парк как грузового, так и пассажирского подвижного состава, полностью приватизирована Первая Грузовая Компания, была создана Вторая Грузовая Компания (ныне ФГК). Есть видимые и ощутимые результаты по ряду направлений, сама компания работает эффективно. Но если принимать во внимание сложность бизнеса и стратегическую важность железнодорожной компании для страны, то целесообразность приватизации всей компании полностью пока неочевидна. Могут быть приватизированы отдельные блоки или направления с понятной бизнес-моделью. В этой ситуации сложность не только в принятии решения - продавать или не продавать, но и в интересе того или иного инвестора в покупке актива. Они хотят четко понимать перспективы своих вложений и иметь возможность влиять на принятие решений, управлять компанией и развивать бизнес.

Частные железнодорожные компании существуют в ряде стран. Почему это невозможно в России?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что, во-первых, важно иметь ввиду положение монополии на рынке. Безальтернативность железнодорожных перевозок является еще одним важным фактором. В каких-то странах железные дороги были изначально частными и строились частными инвесторами. Если посмотреть на США, то там есть Union Pacific, есть BNSF Уорена Баффета. Схожая ситуация и в Канаде. Этим железнодорожным компаниям принадлежит все – и рельсы, и локомотивы, и часть парка вагонов, которые не в лизинге. Это совершенно иная бизнес-модель. И очень важным моментом является тот факт, что эти железнодорожные компании занимаются исключительно грузовыми перевозками. Ответственность за перевозки пассажиров, деятельность которая не всегда прибыльна, лежит на Amtrak, которая является частью государства. Также в Германии долгие годы шли разговоры и дискуссии о приватизации Deutsche Bahn, но пока этого не произошло. Были выделены отдельные компании, которые отвечают за отдельные задачи, например, за инфраструктуру или пассажирские перевозки, но приватизации пока нет не дали зеленый свет - это весьма сложная задача. В России уже сделано очень много, в том числе и допуск частных локомотивов на определенных направлениях к сети РЖД.

Но возможна ли в России приватизация отдельных активов?

Ричард Султанов: Да, это возможно и уже происходит. Я уже упомянул ПГК, есть и «Трансконтейнер», а также десятки других предприятий. Инвесторы видят огромный потенциал железнодорожного транспорта в нашей стране, это очень важная отрасль и многие активы им весьма интересны. Но в любом случае за государством скорее всего останется критически важная инфраструктура и локомотивная тяга. С локомотивами все очень непросто, они весьма дорогие. Также с логистической точки зрения частной компании будет весьма сложно управлять тягой по всей стране.

Ричард Султанов – один из немногих российских студентов, который получив образование в престижных высших учебных заведениях Запада, вернулся в нашу страну. Он работал сразу в нескольких крупных компаниях, как российских, так и зарубежных.



Первой большой компанией, где он стажировался еще в студенческие годы, был немецкий авиагигант Lufthansa. Там он работал в консалтинговым подразделении и занимался развитием авиационной инфраструктуры по всему миру, в том числе в России и в странах СНГ. Его отдел консультировал аэропорты, крупнейших инфраструктурных инвесторов, институты развития и даже правительства разных стран. Для молодого специалиста это была отличная возможность поработать в крупной международной компании, научиться структурировать свою деятельность и управлять проектами. Приобретенные навыки стратегического анализа, финансового моделирования и прогнозирования в дальнейшем оказались очень полезны и, кроме того, стажировка в Lufthansa подарила яркие впечатления, позволила почувствовать себя частью очень крупного механизма - компании-лидера в авиационной отрасли.


Следующая компания, в которой работал Ричард Султанов – Первая Грузовая Компания – дочернее предприятие Российских железных дорог. В ПГК Ричард Султанов создал с нуля отдел, который занимался разработкой стратегии, стратегическим анализом рынка железнодорожных перевозок и его основных драйверов, а также оценкой различных сделок, мониторингом изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта. Изначально в недавно созданной компании эти направления работы практически отсутствовали. Ричарду Султанову удалось выстроить ряд процессов и создать мозговой центр компании чтобы перевернуть ситуацию. Именно это на тот момент и требовалось, так как ПГК планировала или IPO, или продажу стратегическому инвестору на аукционе. Без стратегии это было бы крайне сложно осуществить. В итоге продажа ПГК состоялась в 2011 году и вошла в топ-5 M&A сделок года и на тот момент стала крупнейшей сделкой в транспортной отрасли в России.


Сейчас Ричард Султанов в Brunswick Rail (Брансвик Рейл) – компании, которая занимается лизингом железнодорожных вагонов и является крупнейшим игроком в этой нише. Ричард является директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям, курирует важнейшие направления деятельности, например, разработку стратегии компании, оценку рисков, инвестиционные сделки, анализ железнодорожного, сырьевого и финансового рынков и выполняет многие другие задачи, в том числе для совета директоров компании и его профильных комитетов.

Очередная Russian Film Week и премия Golden Unicorn состоится в Лондоне в конце года.

Ричард Султанов: «Неделя российского кино в Лондоне – это не только прекрасная новая традиция вне политики, которая повышает понимание России и русской культуры на Западе в это непростое в плане геополитики время, но и строжайший тест для российского кинематографа».

18 мая на Каннском фестивале была презентована панорама российского кино в Лондоне Russian Film Week и премия Golden Unicorn. Российские фильмы будут показывать с 25 ноября по 2 декабря в Лондоне, Кембридже, Оксфорде, Эдинбурге и других городах Великобритании, а вручение премии Golden Unicorn состоится 1 декабря в Sheraton Grand Hotel на Лондоне. Награды будут вручаться фильмам, которые были завершены не позднее 1 июля 2017 года.

Церемония Golden Unicorn первый раз прошла в 2016 году и с тех пор награды регулярно вручаются в конце года. Сама идея премии родилась из желания российских и британских кинематографистов навести культурные мосты между государствами, а также продвинуть на Западе российское кино, которое, к сожалению, не получает того количества внимания, которого оно заслуживает. Золотой единорог был выбран символом премии так как это существо появляется как в русском, так и в британском фольклоре, а кроме того единорог – это современный символ Великобритании и один из символов российского государства XVI века.

Вручать премию будут в 10 номинациях:

Лучший игровой фильм,

Лучшая женская роль,

Лучшая мужская роль,

Лучший сценарий,

Лучший зарубежный фильм о России или на российскую тематику,

Лучший короткометражный фильм,

Лучший анимационный фильм,

Лучший документальный фильм.

Кроме того, будут вручены две особые награды:

Молодое дарование,

За вклад в продвижение российской культуры за рубежом.

Определять победителей будет авторитетное жюри, состоящее из кинематографистов, критиков и деятелей культуры, причем российские фильмы будут оценивать британцы и представители стран Западной Европы, а международные картины будут оцениваться россиянами. В состав жюри в 2018 году вошли актриса Ольга Куриленко, режиссер Федор Бондарчук, программный директор British Film Institute Стюарт Браун, писатель, обозреватель «Financial Times» Эндрю Джек, продюсер Дэвид Келли, профессор Питтсбургского университета, киновед Нэнси Конди, Директор издательства Pushkin Press Адам Фрейденхайм, Директор Американской киноакадемии по Европе Кэрола Эш, кинокритик Антон Долин и режиссер Олег Асадулин.

Помимо кинопоказов и вручения наград в программе фестиваля предусмотрены множество дополнительных мероприятий, таких как выставки, мастер-классы, творческие вечера, концерты, а также Форум кинопроизводителей на котором киношники смогут наладить контакты в индустрии и представить свои проекты профессиональному сообществу.

Почему фестиваль Russian Film Week так важен для продвижения российской культуры на Западе и налаживания культурных связей между Россией и Великобритании объясняет – российский бизнесмен и топ-менеджер, который долгое время жил в Лондоне:

: Russian Film Week и Golden Unicorn проводятся как нельзя кстати в это непростое время недопонимания между странами, когда заголовки газет пестрят негативом. Объективно отношения между Россией и Великобританией сейчас очень напряжены на государственном уровне, сторонам тяжело вести конструктивный диалог из-за разногласий. Но это не значит, что стоит останавливать все связи.

Например, культурные стоит наоборот продвигать и наращивать. Мне кажется, что важным сигналом России миру является открытость нашей страны. Мы хотим, чтобы люди познали нашу культуры и достижения в мире искусства, кинематографа, чтобы у людей была возможность узнать о стране и культуре как можно больше. На Западе очень много ценителей русского искусства и это огромный плюс для нашей страны. Russian Film Week дает жителям и гостям Лондона именно эту возможность.

Западный зритель сможет окунуться в поистине другой мир и понять тонкости русской культуры, истории и жизни. От повседневного быта до «загадочности русской души» о которой так часто говорят иностранцы. А для наших соотечественников, которые живут в Великобритании, это также отличная возможность посмотреть наиболее интересные российские ленты, особенно мировые премьеры. Даже жители России стремятся посетить это грандиозное событие, хотя прямо здесь у нас есть и ММКФ, и ТЭФИ в Сочи. Это означает, что Russian Film Week завоевало доверие и престиж. Масштаб фестиваля также впечатляет – в 2017 году мероприятие посетили более 100 продюсеров и актеров из России, Великобритании и Европы. Гостей было примерно десять тысяч человек.

Поможет ли Russian Film Week выйти российскому кинематографу на качественно новый уровень?

: Безусловно да. Это новая добрая традиция, которая открывает большие возможности для современного российского кинематографа, открывает для него мировой экран. И положительный эффект от кинофестиваля идет далеко за пределы самой Russian Film Week. К сожалению, наше отечественное кино малоизвестно в других странах и сейчас есть отличная возможность поправить эту ситуацию. В России наши власти делают правильные шаги по популяризации и приоритезации российского кино на экранах кинотеатров страны. Это делается во многих других странах, например, во Франции и здесь нет ничего плохого, особенно учитывая, что часто это исторические ленты и в целом масштаб финансирования российского кино и возможности российской киноиндустрии намного скромнее студий в США или Европе.

Есть ли шанс у российского кино стать по-настоящему массовым?

: Мне кажется, что подобные мероприятия как раз и определяют массовость кино и оценивают его шансы на мировой успех. Массовость означает еще и коммерческий успех, кассовые сборы. Russian Film Week – это строжайший и наиболее объективный тест для российских лент. Зачастую у нас самих глаз как бы замылен – есть известные и любимые нами актеры, есть грандиозные российские режиссеры. Мы готовы идти смотреть тот или иной фильм уже ради этого. Но у западного зрителя нет такого взгляда, он наиболее честный и непредвзятый зритель и их может одинаково восхитить картина, как и известного режиссера со звездным составом, так и никому неизвестные имена. В этом и прелесть такого формата.

Также, на мой взгляд, такая международная площадка дает возможность понять насколько наше российское кино понятно иностранному зрителю, не слишком ли в нем много очень тонких нюансов, требуются ли дополнительные знания для полного понимания и осознания. Здесь требуется весьма тонкий баланс между сохранением уникального почерка российского кинематографа и досадным «lost in translation».

Ричард Султанов, экс-директор по стратегическому маркетингу и связям с инвесторами Brunswick Rail : «Рынок ICO , как и криптовалюты в целом, волатилен и непрозрачен, а к инвестициям в него стоит относиться осторожно. Но наследием этого движения будут потрясающие технологии»

Российский топ-менеджер Ричард Султанов поделился своим видением рынка ICO и криптовалют, столь популярных сегодня. Он давно занимается корпоративными финансами, отлично разбирается в рынках капитала, участвовал в крупнейших сделках на российском рынке, работал с топовыми международными инвестиционными фондами и банками. В компании Brunswick Rail, крупнейшей частной компании в сегменте операционного лизинга вагонов, отвечал за связи с инвесторами, принимал активное участие в сделке по реструктуризации евробондов компании на $600 миллионов, которая была успешно проведена в 2017 году.

Что такое ICO и зачем его проводят?

: ICO (расшифровывается на английском языке как Initial Coin Offering) – это способ привлечения финансирования в проект путем продажи токенов (монет) широкой аудитории потенциальных инвесторов. С середины 2017 года наблюдается настоящий бум ICO. Причин много, как позитивных, так и не очень. В прошлом году рынок начал активно говорить о блокчейне, биткойне и «эфире». Цены на эти и практически все криптовалюты взлетели до невероятных высот, люди начали вкладывать свои сбережения и иногда даже последние деньги в надежде хорошо заработать. Они смотрели на рынок, который иногда рос по 10-15% в день и ожидали сверхприбылей и безостановочного роста. Как мы видим сегодня, последовало очень большое падение с небольшими отскоками, но тем не менее по ключевым криптовалютам мы в 3 раза ниже максимальных значений. Крипторынок – молодой, в нем отсутствует регулирование, есть существенные пробелы в законодательстве многих стран. С такими рынками как раз и происходят головокружительные скачки и такие же падения.

C ICO я вижу одну проблематичную и тревожащую особенность. Отлично реализуемая идея зачастую и так может привлечь инвестиции. Ей не нужно надеяться на ICO. В этом случае инвестиционное сообщество тщательно изучит проект, поймет для себя, стоит ли вкладываться, оценит перспективы, тщательно сформулирует и оформит сделку с юридической стороны. Переговоры будут идти между конкретным проектом и конкретным инвестором-профессионалом. C ICO же ваш рынок – это потенциально бОльшая часть населения мира, любой у кого есть интернет. Эти люди в надежде на рост в 10-20x готовы пожертвовать вам пару сотен долларов. И таких инвесторов достаточно много. Единственное, что показывает инвесторам проект – это краткое описание (white paper), некий график реализации, команду, и советников. Ну и убедительный и красивый сайт, хотя и это есть не всегда. В обмен на свои деньги инвестор получает некое заранее оговоренное количество токенов, которые позже будут котироваться на биржах. Их можно будет продавать или покупать. Также на этапе ICO для ранних инвесторов многие проекты дают значительные скидки.

Реализуемость многих ICO под большим вопросом, даже если идея сама по себе очень интересная. Здесь стоит вспомнить dot com bubble начала 2000-х. Тогда был бум интернета, практически любая компания с окончанием.com могла привлечь деньги, некоторые идеи были лишены какого либо смысла. Потом этот рынок рухнул, но в качестве наследия мы получили много технологий и идей. Это положительная сторона такого бума. И не стоит забывать о конкуренции в ICO – сегодня практически нет уникальных проектов, везде есть сильные конкуренты.

Назовите несколько лучших ICO проектов, по Вашему мнению. Какие ICO самые перспективные?

: Я бы в первую очередь посмотрел на потенциал предлагаемой идеи и команду, которая будет воплощать ее в жизнь. Мне кажется, что лучшие ICO проекты предлагают прорыв в первую очередь технологический. Например, один хороший и перспективный проект под названием Credits готовит очень быстрый блокчейн. Скорость обработки транзакций – это действительно узкое место и здесь есть место для значительных улучшений.

Самые неприятные проекты – это те, которые заведомо продают нереализуемую идею, собирают деньги, а потом начинают делать что-то совершенно другое. Это разочаровывает инвесторов.

Каковы основные правила инвестирования в ICO? Как выбрать проект для инвестирования?

: В первую очередь, к этому рынку надо относиться как к наиболее спекулятивному. Я бы посоветовал людям быть очень осторожными с любыми инвестициями в рынок криптовалют. Инвестируя в них, вы должны быть готовы распрощаться с деньгами навсегда. И нужно быть готовым к сумасшедшей волатильности. Этот рынок полностью отвязан от фундаментальных факторов. Здесь нужны стальные нервы и возможность не думать о происходящем на рынке в эту минуту. С акциями, облигациями, реальными валютами есть фундаментальные причины роста и падения. Евро не может за одну ночь упасть на 50%, для этого нет предпосылок. Рынок криптовалют и ICO – не для слабонервных. Вам также необходимо учитывать, что на том рынке нет регулятора, нет строгих правил, поэтому обратиться за помощью не к кому. Мошенничества действительно очень много. От фейковых ICO, до взлома крупнейших криптобирж. Уже есть много примеров, когда люди потеряли все.

Качественных ICO действительно очень мало. Также практика показывает, что после ICO многие токены идут вниз, даже ниже цены со скидкой. Поэтому практически всегда можно подождать и посмотреть что будет происходить с токеном после ICO, как его воспримет рынок.

Возможна ли работа ICO на благо отечественного производства и бизнеса?

: В нынешней ситуации ICO и рынок криптовалют - это большой плюс для страны в плане человеческого капитала. Многие ICO делаются или россиянами или нашими соотечественниками за рубежом. Дело в том, что такого рода проекты дают еще и возможность российским программистам выйти на мировой уровень, они становятся востребованы, создаются рабочие места. Некоторые ICO проводятся с привязкой к реальному сектору. Например, один проект хочет выпускать токены с привязкой к реальному золоту с какого-то маленького месторождения в России. Трудно оценить потенциал такой бизнес-идеи, но идея звучит интересно. В целом мне кажется, что позитивный эффект для отечественного производства и бизнеса будет в первую очередь в форме новых технологий, которые будут основываться на блокчейне. Говорить о привлечении существенных сумм через механизм ICO пока не приходится по озвученным ранее причинам.

Уже многие годы идут разговоры о запуске пассажирского железнодорожного сообщения между аэропортом Пулково и одним из железнодорожных вокзалов в центре Санкт-Петербурга. В конце мая, в рамках ПМЭФ-2018, было подписано соглашение о реализации проекта, который будет проходить в формате государственно-частного партнерства. Это важное событие, так как фактически был дан старт амбициозному начинанию с объемом инвестиций более 18 миллиардов рублей. Мы обсудили запуск «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге с Ричардом Султановым, экспертом в железнодорожной отрасли. Он работал над первоначальной концепцией проекта в 2011-2012 годах, отвечал за разработку технико-экономического обоснования, прогнозирование пассажирских потоков и разрабатывал операционную модель потенциального проекта.

Ричард Султанов: «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге - сложный проект с отличными шансами на успех. И он пойдет городу на пользу»

О сроках реализации проекта

В: Санкт-Петербург наконец-то получит «Аэроэкспресс»? Почему это заняло так много времени и пойдет ли процесс реализации проекта быстрее после недавнего экономического форума?

Ричард Султанов: Мне кажется, что подписание соглашения в рамках недавнего ПМЭФ означает, что проект наконец-то получил официальный зеленый свет для реализации. Намерения сторон весьма серьезные, есть понимание и последовательный план реализации проекта. Долгое время шло обсуждение целесообразности проекта, так как у «Аэроэкспресса» был конкурент - проект «надземный экспресс». Это проект легкорельсового транспорта, простыми словами скоростной трамвай. Но со временем «Аэроэкспрессу» удалось доказать свою привлекательность и преимущества для города и вариант с «надземным экспрессом» отпал. К тому времени грянул экономический кризис и пассажиропоток аэропорта Пулково начал снижаться, ключевая ставка взлетела, экономика ушла в рецессию. Это, конечно же, не лучшее время для начала столь масштабного проекта и таких крупных инвестиций. Но сейчас мы видим, что экономика адаптировалась, ситуация стабилизировалась, пассажиропоток аэропорта Пулково достиг рекордного показателя в более 16 миллионов пассажиров, и ожидается дальнейший рост вплоть до 25 миллионов пассажиров к 2020 году.

О пассажиропотоке

В: Вы акцентируете внимание на пассажиропотоке - могли бы поподробнее рассказать о важности данного показателя для успешности подобных проектов железнодорожного сообщения «аэропорт-город»?

Ричард Султанов: Пассажиропоток - это ключевой драйвер подобных проектов во всем мире. Во-первых, он влияет на выручку и в конечном итоге окупаемость проекта. Но только этим экономику подобных проектов не объяснить. Важное значение имеет цена билета, она также существенно влияет на пассажиропоток. Здесь много как психологических, так и практических моментов. Об этом не так давно рассказывала пресса на примере «Аэроэкспресса» в Москве, и это настоящий вызов. Стоимость услуг такси значительно снизилась и стала очень доступна, сервис легко заказать через множество агрегаторов, конкуренция на рынке такси сейчас весьма высокая. Важно также учитывать, путешествуете вы один или компанией, много ли у вас с собой вещей, в какое время вы улетаете или прилетаете. Плюс есть фактор возможной неравномерной загрузки поездов. Из города люди боятся попасть в пробки, спешат на рейс. Возвращаясь же, они уже не так торопятся. Все эти моменты перевозчику приходится учитывать. Стоимость проезда должна быть комфорта как для петербуржцев, так и для гостей города, но при этом обеспечивать максимальную загрузку подвижного состава и окупаемость проекта в запланированные сроки.

Об удобстве для горожан

В: А насколько важен интервал движения поездов?

Ричард Султанов: Здесь две важные составляющие - стоимость проезда и частота движения поездов (расписание). На этом строится и экономика проекта - выручка и расходы. Чем чаще ходят поезда, тем больше растут расходы, и очень важна заполняемость поездов. При этом если поезда будут ходить недостаточно часто, скажем каждые 30 минут, это хороший ориентир и именно то, что мы имеем в Москве, то, выйдя из терминала, люди или сядут в такси, или на первую маршрутку, доедут до станции метро «Московская», запрыгнут в метро и будут в центре через 30 минут. В итоге они потратят 100 рублей и будут понимать, что движутся к точке назначения. Психология здесь важна. Расписание должно быть регулярным и легким для восприятия пассажиров. Мировой опыт показывает, что интервал движения поездов в 30 минут является хорошим бенчмарком. Возможен интервал в 15 минут, но здесь или пассажиропоток должен быть гигантским, или цены на такие поезда существенно выше. Также поезда должны ходить с раннего утра до позднего вечера, желательно без технических перерывов. И последнее - предельно важен изначальный высокий уровень предложения - запустив одно расписание и частоту движения поездов, не следует их никак ухудшать. Это плохо влияет на восприятие сервиса потенциальными пассажирами, делает его менее привлекательным.

В: Насколько важна инфраструктура?

Ричард Султанов: Это еще один фактор влияния на пассажиропоток. Выбор вокзала в центре города должен быть оптимальным в плане транспортных связей, расположения выхода из метро и самого терминала «Аэроэкспресса». Это влияет на время в пути и привлекательность маршрута, так как люди хотят добраться до вокзала быстро и недолго идти с багажом. И, конечно же, очень важно расположение в самом аэропорту. Терминал должен быть максимально интегрирован в аэровокзальный комплекс. Добраться до него должно быть легко и быстро. Иначе это еще одно потенциальное неудобство, которое может негативно повлиять на спрос. И опять же стоит думать о потенциальных конкурентах (такси, автобус) - они довезут пассажира фактически до дверей терминала.