Стили общения. Презентация " стили педагогического общения" Стили педагогического общения и их характеристика презентация


  • а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
  • авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
  • демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
  • непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства

Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога

2. Общение на основе дружеского расположения

3. Общение-дистанция

4. Общение-устрашение

5. Общение-заигрывание


Модели поведения преподавателя

  • Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .

  • Модель неконтактная ("Китайская стена") между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь

Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

  • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть

Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов


Модель гипорефлексная ("Тетерев") преподаватель в общении как бы замкнут на себя

Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми

Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.


Функции взаимодействия

  • конструктивная
  • организационная
  • коммуникативно-стимулирующая
  • информационно-обучающая
  • эмоционально-корригирующая
  • контрольно-оценочная

Причины препятствующие педагогическому общению

  • педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
  • студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
  • действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
  • преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
  • студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива .

  • ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
  • способность ЭМПАТИИ и понимания людей
  • ГИБКОСТЬ
  • Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  • умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
  • способность к СПОНТАННОСТИ
  • умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  • владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
  • способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Слайд 2

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Слайд 3

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Слайд 4

Стили педагогического общения Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся: - автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; - авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

Слайд 5

Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных; - игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

Слайд 6

Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний; - непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Слайд 7

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения

Слайд 8

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!" 2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. 3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

Слайд 9

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. 5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

10

Слайд 10

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

11

Слайд 11

Модель I - "Сократ ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель II - "Руководитель групповой дискуссии ". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

12

Слайд 12

Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

13

Слайд 13

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа. Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара --нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

14

Слайд 14

Профессионально-важные качества педагогического общения 1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества; 2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей; 3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся; 4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении; 5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; 6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации; 7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении; 10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

15

Последний слайд презентации: Педагогические стили общения

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога…















1 из 14

Презентация на тему: Стили педагогического общения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Стили педагогического общения четкость социальной и профессиональной позиции учителя Навигация по слайдам презентации осуществляется по времени Можно также использовать меню ссылок в правой части слайда → В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 3

Описание слайда:

Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности

№ слайда 4

Описание слайда:

Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 5

Описание слайда:

Виды стилей (по Курту Левину,1938) В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 6

Описание слайда:

Авторитарный стиль Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 7

Описание слайда:

Авторитарный стиль Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 8

Описание слайда:

Попустительский стиль Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 9

Описание слайда:

Попустительский стиль Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 10

Описание слайда:

демократический стиль При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 11

Описание слайда:

демократический стиль Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 12

Описание слайда:

демократический стиль По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

«Деловая коммуникация» - Принципы делового общения. Профессиональные навыки. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Деловая коммуникация. Приветственная речь; торговая речь. Совместимость и сработанность членов коллектива. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала.

«Психология делового общения» - Любезность, доброжелательность и приветливость. Способы воздействия на партнеров. Убеждение. Способы установления психологического контакта. Коммуникативные барьеры. Внушение. Стили общения. Социальные роли. Этика и психология делового общения. Манипулятивное общение. Приветливое и предупредительное отношение.

«Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Политическая компетентность. Введение. Деловое общение. Пускать все на самотек. Невербальное общение. Специфика. Модель вербального коммуникативного процесса. Структура общения. Цели и задачи курса. Виды. Поведение при ведении переговоров. Деловой этикет. Общая схема общения.

«Особенности делового общения» - Этнориторика. Дела «о`кей». Смех. Общие принципы. Согласие и несогласие. Первым представляют «низшего» «высшему». Первенство старших. Выражения приветствия и прощания. Дистанциирование. Трехименная система называния людей. «Да ты с ума сошел». Особенности общения через переводчика. Организация пространства.

«Особенности деловой коммуникации» - Что делать с руками. Публичное выступление. Советы начинающим ораторам. Как построить основную часть выступления. Как построить вступление. Роль жестов в выступлении. Владеть навыками. Требования к публичной речи. Правильность выдвинутых положений. Суммировать сказанное. Виды монологического делового общения.

«Сущность делового общения» - Коммуникативные установки. Формы делового общения. Сущность делового общения. Прямое общение. Принципы деятельности. Сферы общественной жизни. Природа человека. Деловое общение. Иерархичность. Особенности служебно-делового общения. Телефонный разговор. Беседа. Обмен деловой информацией. Непродуктивные совещания.

Всего в теме 9 презентаций

В школе две главные фигуры - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.

Учитель - это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия "учитель-ученик”, назначение которой - оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стили общения педагога с учащимися"»

Стили педагогического общения

Парамонычева Татьяна Сергеевна,

МБОУ «Лицей №16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области»


  • Авторитарный (подавление)
  • Индифферентный (равнодушие)
  • Демократический (сотрудничество)


  • Приказной тон, резкие замечания, нетактичные выпады в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.
  • Субъективное оценивание успехов своих учеников, высказывание замечаний не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
  • Оценивание детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных.
  • Единоличное управление классом и установление жесткого контроля за выполнением предъявляемых требований к ученикам.
  • Стремление манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.
  • Подчинение детей своей власти в категорической форме, не разъяснение необходимости нормативного поведения.
  • Психологическое давление на личность ребенка.


  • Самоустранение учителя из учебного процесса.
  • Отсутствие инициативы в организации тех или иных мероприятий.
  • Принятие решений под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу».
  • Отсутствие стремления к новшеству, боязнь проявления инициативы со стороны учащихся.
  • Отсутствие совместной деятельности учащихся и педагога.
  • Отсутствие дисциплины на уроке и организации учебного процесса.
  • Отсутствие позитивных условий для развития личности.


  • Оцениваются факты, а не личность ученика.
  • Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
  • Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
  • Учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.
  • Проблемы учащихся обсуждаются совместно, при этом не навязывается точка зрения педагога.
  • При непосредственном взаимодействии с учениками учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (просьба, совет, информация).
  • Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.
  • Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.